Формирование успешной мотивации, побуждающей обучающихся к успешному обучению
консультация (1 класс) на тему
Проблемы, связанные со школой, неизбежны практически для любой семьи. Одной из самых больных и актуальных является нежелание детей получать знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родительское собрание "Если ребенок не хочет учиться" | 25.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание "Если ребенок не хочет учиться"
Цель:
- Акцентировать внимание родителей на проблемы в обучении детей.
- Помочь родителям определить пути устранения низкой успеваемости.
Ход собрания
1. Постановка темы.
Вопрос родителям:
- Чьи дети хотят учиться? Как вы можете объяснить это?
Проблемы, связанные со школой, неизбежны практически для любой семьи. Одной из самых больных и актуальных является нежелание детей получать знания. Невыученные уроки, постоянный жёсткий контроль, плохие оценки, недовольство учителей и как результат всего этого — нервный срыв у школьника и его родителей.
Хватаясь за голову, мать с отцом приходят в отчаяние, не представляя, что делать, если ребёнок не хочет учиться, читать, выполнять домашние задания и вообще ходить в школу. На самом деле решение этой проблемы лежит подчас на поверхности и требует лишь объективной оценки со стороны родителей. Для начала им следует выяснить, почему он не хочет учиться.
2. Причины нежелания учиться у детей.
- Для того чтобы решить проблему, нужно определить причину.
- В зависимости от последней, выбирается путь или способ решения.
- А почему, собственно, протестует ребенок?
Чтобы уяснить это, давайте попробуем на минуту поставить себя на место ребенка. Он знает, что нельзя баловаться с огнем, газом, электрической розеткой... Что нельзя шуметь, если бабушка прилегла отдохнуть. Что если мама зовет есть, нужно сразу же идти к столу. И так далее и тому подобное. Но даже у такого ребенка основное время – свободное. Оно посвящается игре, и взрослые в нее, как правило, не вмешиваются. По крайней мере, до тех пор, пока эта игра не принимает опасный или угрожающий характер. А в игре ребенок свободен. Его воля практически ничем не ограничена. Он делает то, что ему хочется. Но это в семьях, где ребенок нормально воспитан.
И вдруг – школа. Привычный уклад жизни резко меняется. На уроке нельзя делать то, что хочется, а нужно то, что велела учительница, то, что надо. Учительница сказала открыть тетрадь, значит, надо открыть тетрадь, а не книгу, хотя в ней интересные картинки, привлекающие внимание. Учительница велела взять ручку, значит, надо брать ручку, а не яркий цветной карандаш, который так притягательно хорош. Сказано писать палочку с закруглением – и приходится выводить ее, а это неинтересно, монотонно и нудно. А карандашик манит нарисовать домик, солнышко, травку и качели. И так весь урок – делай не то, что очень хотелось бы, а то, что сказали. Нельзя громко кричать, затевать веселую возню... И дома уже не та обстановка. Надо почитать, «попечатать», а то отстанешь от Егорки, будешь плохо учиться. И гулять уже не сколько хочешь, а сначала сделать уроки. Оказывается, он должен делать то, что ему совсем бы не хотелось. Что привлекательного, интересного в этих занятиях – писать палочки, решать арифметические задачки, отрабатывать технику чтения? Поставьте себя на его место – и вы поймете, что ничего. Только не судите с высоты взрослого человека. Это нам кажется, что легко писать палочки и читать по слогам. Я бы сказала, что это труд шахтера! Посмотрите на малыша, сколько он затрачивает сил, в каком напряжении его рука, вся его фигура, а вот и даже язычок от усердия прикусил! Выводя линию, он себе помогает всем своим существом: головой, ногами, высунутым языком. Нет, совсем нелегко дается малышу этот учебный труд. Учеба с самого начала требует огромных усилий, для него это самая настоящая работа, ничуть не менее утомительная и напряженная, чем для взрослых работа на производстве.
3. Мотивация.
- Итак, если мы хотим понять ребенка, то мы должны уразуметь, что учение для него – совсем не легкое и не простое дело.
- А дальше возникает вопрос: что, собственно, побуждает ребенка заниматься этой трудной для него деятельностью? Что для него является движущим мотивом?
Мотивация, побуждающая школьника стараться – это стремление хорошо учиться, что поддерживается отношением окружающих.
- А если этого нет? Кто-то из ребят справится с трудностями в учебе, а кто-то спасует и будет всячески уклоняться, демонстрируя необъяснимое для многих взрослых нежелание учиться. Те дети, которые приучены преодолевать трудности, справятся; те, кто не приучен или плохо приучен, – нет. Если ребенок с малолетства приучен, когда это требуется, делать то, что надо, а не то, что ему захотелось, то он, поступив в школу, справится и с тем, что, согласно пословице, «ученье горько». Он без труда сможет заставить себя отсидеть за неинтересным упражнением или задачей столько, сколько нужно, чтобы сделать их как следует. Конечно, и у таких детей возникают трудности в учебе. Но эти трудности носят совершенно другой характер. Они обычно связаны с несформированностью учебной деятельности, неумением выделять учебную задачу или предмет усвоения и т. д. Но такие ребята хотят учиться. И никогда не пытаются уклониться от помощи, предлагаемой им старшими. Поэтому рано или поздно эти трудности будут преодолены.
Совсем в другом положении окажутся те дети, которые не были приучены делать то что нужно, а не то, что хочется. Как может заставить себя делать совсем неинтересные задания ребенок, который привык делать только то, что он хочет, то, что ему приятно делать? Нужные психологические механизмы у такого ребенка просто не сформированы. Всякий раз, садясь за уроки, ему приходится претерпевать борьбу с самим собой, поэтому он ищет всевозможные отсрочки: поиграть с кошкой, посмотреть в окно, пойти в туалет... Удивительно ли, что он ищет причину не садиться за уроки? Нет и нет! Он не приучен к труду. Для него предстоит мучительный процесс, ломка самого себя. Такие ребята в принципе могут заставить себя заниматься, но это всегда будет требовать от них больших усилий. Им проще обеспечить себе сносное существование при минимальной затрате сил: допустим, усвоить технику списывания у соседа, отвечать по подсказкам товарищей и т. п. Такой ученик закончит школу, но без привычки напрягаться и затрачивать усилия для достижения желаемого результата. Он потенциальный неудачник в жизни.
Нежелание учиться, как правило, является результатом отсутствия навыка трудиться.
4. Закон- быть примером для своих детей.
- Есть такое выражение - «Дети зеркало семьи». В них отражаются
взаимоотношения в семье, отношение к окружающим, к жизни в целом. Но сейчас мне бы хотелось поговорить совсем не об этом. Не для кого не секрет, что от того, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба.
- Ведь чтение является ОСНОВОЙ ВСЕГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ. Иногда ребенок затрудняется решить задачу, потому что, не умеет ее правильно прочесть. Грамотное письмо также связано с техникой чтения.
«Как заставить ребенка полюбить книгу? И можно ли это сделать?» Можно. Своим примером. Кто из вас может назвать книгу, которую сейчас читает?
А ведь всё достаточно просто.
Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.
Главной помехой чтению многие родители и сами дети считают нехватку времени.
- Самостоятельное чтение детей нужно дополнять совместным чтением: можно читать книгу попеременно – часть читает взрослый, часть – ребенок. Хорошо, если привычка к семейному чтению станет хорошей традицией. Сам процесс чтения должен сопровождаться ненавязчивой (не в самом интересном месте) беседой: все ли понятно ребенку, нет ли незнакомых слов, какие у него предположения о дальнейшем развитии сюжета. Специалисты по семейному чтению предупреждают: не превращать беседу о книге в экзамен, избегать разговора проверочного характера, не заставлять ребенка пересказывать.
Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание
По данным исследований, именно родителям в подавляющем большинстве обязаны наши читающие дети пробуждением интереса к книге. Для привития у ребенка интереса к чтению придумано немало хитростей. Вот некоторые из них. Выбирается текст с ярким сюжетом, который начинает читать родитель. На самом интересном месте он останавливается (Нет времени!). Заинтригованный ребенок вынужден дочитать текст до конца, чтобы выяснить, что произошло с героем.
Обращение ребенка в школьную библиотеку, чтение детских газет и журналов. Не менее важна и домашняя библиотека. «Дом, в котором нет книг,- говорил Цицерон, - подобен телу, лишенному души».
И помните о роли личного примера. Читайте сами, и помогите вашим детям полюбить читать, т.е. стать успешными грамотными людьми. А они обязательно отблагодарят Вас.
(После этого выступления делается вывод, что детей нужно чаще хвалить.)
5.Закон значимости похвалы для ребёнка.
- Не бывает, наверное, таких дней, чтобы дети не совершали глупости, а мы с высоты своего возраста не учили их уму разуму. Но вот как мы это делаем. Давайте проведём небольшой тест.
Тест «Какой вы родитель?»
- Отметьте те фразы, которыми вы часто пользуетесь в своей семье.
1. Сколько раз тебе повторять!
2. Посоветуй мне, пожалуйста.
3. Не знаю, что бы я без тебя делал(а);
4. И в кого ты только такой(ая) уродился(лась)!
5. Какие у тебя замечательные друзья!
6. Ну на кого ж ты похож(а)!
7. Вот я в твое время!..
8. Ты моя опора и помощник(ца)!
9. Ну что за друзья у тебя!
10. О чем ты только думаешь!
11. Какая ты у меня умница!
12. А ты как считаешь, сынок (доченька)?
13. У всех дети как дети, а ты?!
14. Какой(ая) ты у меня сообразительный(ая)!
Оцените результаты, поставив себе 2 балла за ответы в № 1, 4, 6, 7, 9, 10, 13 и 1 балл за все остальные ответы.
7-8 баллов. Живете душа в душу. Ребенок любит и уважает вас.
9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении. Ребенок вас уважает, но не всегда откровенен.
11-12 баллов. Необходимо быть к ребенку повнимательнее. Авторитет не заменяет любви.
13-14 баллов. Идете по неверному пути. Существует недоверие между вами и ребенком. Уделяйте ему больше времени.
Вот несколько вариантов решения данной проблемы:
- У психологов есть понятие «тактильный голод». Это дефицит любви родителей. Прижмите, поцелуйте, потормошите своего ребенка. Может быть, эти ощущения послужат стимулом решения проблем.
- Воспользуйтесь советами Д.Карнеги «Девять способов, как изменить человека, не нанеся ему обиды и не вызывая негодования».
1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств ребенка;
2. Обращая внимание на ошибки, делайте это в косвенной форме;
3. Прежде чем критиковать другого, признайтесь в своих собственных ошибках;
4. Задавайте вопросы вместо приказаний;
5. Дайте возможность ребенку спасти свое лицо.
6. Хвалите его даже за скромный успех будьте при этом искренними.
7. Создайте ребенку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.
8. Пользуйтесь поощрением так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы его хотите увлечь, легко выполнимым.
9. Делайте так, чтобы ребенку было приятно исполнить то, что вы ему поручили.
Поддержать можно посредством:
• Отдельных слов (красиво, аккуратно, прекрасно, здорово, продолжай, вперёд);
• Высказываний (горжусь тобой, мне нравится, как ты работаешь, это действительно прогресс, я рад твоей помощи, спасибо, всё идёт прекрасно, благодарю тебя);
• Прикосновений (прикоснуться к плечу, дотронуться до руки, приподнять подбородок ребёнка, приблизить своё лицо клику, слегка обнять его);
• Совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребёнком, мягко вести его, играть с ним, слушать его);
6. Заключение. Подведение итогов.
1) Если ребёнок не хочет учиться, надо определить причину. И, исходя из этого, искать пути решения.
2) Если ребёнок не хочет учиться в силу своего желания – принять это.
- А мне осталось лишь поделиться с вами рецептом счастья:
« Возьмите чашу терпения, влейте в неё полное сердце любви, взбейте с двумя горстями щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование учебной мотивации у обучающихся СКОУ VIII вида на ступени начального образования» (проект)
В данном проекте я составила и опробировала программу формирования учебной мотивации у учащихся с нарушениями интеллекта в первом классе...
«Формирование учебной мотивации у обучающихся СКОУ VIII вида на ступени начального образования» (проект)
В данном проекте я составила и опробировала программу формирования учебной мотивации у учащихся с нарушениями интеллекта в первом классе...
Формирование положительной мотивации учения в период безотметочного обучения
Описан опыт организации безотметочного обучения в начальной школе. Предлагаю описание некоторых кратковременных и долговременных игр, которые на определенных этапах первого или второго года обуче...
Формирование положительной мотивации учения обучающихся 1 класса через развитие познавательных УУД.
Когда учебная деятельность является в статусе ведущей деятельности, важно создать предпосылки формирования мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе придать мотивации определённую форму, ...
Психолого-педагогические условия формирования положительной мотивации младших школьников в процессе обучения
Текст курсовой работы. ...
Отчет о работе учителя начальных классов ГеньО.В. МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10» над индивидуальной методической темой самообразования «Формирование учебной мотивации у обучающихся с ЗПР, как условие успешного обучения» за 2021-2022 учебный год
отчет учителя начальных классов по самообразованию за учебный год...
Методическая копилка интересных приемов к индивидуальной теме по самообразованию: «Формирование учебной мотивации у обучающихся с ЗПР, как условие успешного обучения"
Методическая копилка интересных приемов формирования учебной мотивации...