Основные подходы к организации оценивания уровня обученности на уроках ОРКСЭ.
статья по орксэ (4 класс)
Курс ОРКСЭ в отличие от традиционных школьных предметов принципиально новый, естественно, его освоение представляет определенную трудность, как для учителя, так и для младших школьников. Учитывая уровень развития младших школьников, которым адресован курс, важно организовать обучение в доступной, познавательной и интересной форме. А также очень важно правильно оценить учащихся. Одна из особенностей курса в том, что он безоценочный, но зачётный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenivanie_orkse.docx | 37.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные подходы к организации оценивания
уровня обученности на уроках ОРКСЭ
Большое значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времен. Воспитание человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, ведь на первый план всегда выдвигалось нравственное формирование. Сегодня государство стремиться расширить воспитательное и образовательное культурно-историческое миропонимание учащихся через знакомство школьников с основами духовных и светских традиций многонациональной культуры России в курсе ОРКСЭ.
Курс ОРКСЭ в отличие от традиционных школьных предметов принципиально новый, естественно, его освоение представляет определенную трудность, как для учителя, так и для младших школьников. Учитывая уровень развития младших школьников, которым адресован курс, важно организовать обучение в доступной, познавательной и интересной форме. А также очень важно правильно оценить учащихся. Одна из особенностей курса в том, что он безоценочный, но зачётный.
Отсутствие оценочной системы в курсе ОРКСЭ поставило перед нами ряд вопросов. Как оценить уровень знаний учащихся? Как оценить полученные навыки коммуникации, критического мышления и т.д.? Как оценить воспитательные результаты курса или измерить уровень гражданской ответственности и самостоятельности?
Безотметочная система обучения с одной стороны обеспечивает открытость общения, обмен мнениями, высказываниями собственной позиции, что позволяет даже слабым ученикам чувствовать себя успешными. А с другой: некоторые ученики могут перестать считать предмет значимым ввиду безотметочного обучения.Следовательно, появляется серьезная проблема снижения мотивации учащихся к изучению курса. Таким образом, возникает необходимость в поиске разнообразных подходов к оцениванию результатов обучения на уроках ОРКСЭ.
Используется на уроках вербальное поощрение, похвала, одобрение.Для диагностики теоретических знаний разрабатываются тесты на бумажных носителях и анкеты, результат в которых оценивается словами «молодец», «классно», «ура»;
Система оценки результатов усвоения комплексного учебного курса ОРКСЭ
Оценка усвоения комплексного учебного курса ОРКСЭ включает предметные, метапредметные результаты и результаты развития личностных качеств.
Критерии результатов усвоения курса | Инструментарий |
Предметные результаты: - знание и принятие ценностей; - понимание светской и религиозной морали для выстраивания конструктивных отношений; - осознание и принятие нравственной нравственности и духовности в жизни. - тесты, - составление словарей терминов и понятий, - контрольно - измерительные материалы, - защита проектов. | - тесты, - составление словарей терминов и понятий, - контрольно - измерительные материалы, - защита проектов. |
Метапредметные результаты - творческие работы, - участие в конференциях, - диспуты, - ролевые игры, - тесты, - тренинги. | творческие работы, - участие в конференциях, - диспуты, - ролевые игры, - тесты, - тренинги |
Личностные качества | карта наблюдений, - диагностика качеств личности, - портфолио. |
Содержательный контроль и оценка знаний четвероклассников предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения курса ОРКСЭ учеником и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:
- стартовые и итоговые проверочные работы;
- тестовые диагностические работы;
- текущие проверочные работы;
- «портфель» ученика.
Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить уровень знаний, необходимый для обучения.
Мы применяем в своей работе следующие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности воспитательной деятельности в классе и наличие зачатков ценностного мышления.
1. Педагогическое наблюдение. Это метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных данных
Для фиксации результатов наблюдения обычно используются специальные формы (листы наблюдений), в которых в процессе наблюдения необходимо поставить условный знак (например, «V»). В зависимости от педагогической задачи листы наблюдений могут быть именными(при наблюдении за деятельностью определенного ученика) или аспектными (при оценке сформированности данного аспекта деятельности у всего класса).
Можно пользоваться и иными инструментами (линейками достижений, памятками и др.), описанными ниже.
Наблюдения проводятся достаточно часто и регулярно. В ходе наблюдений его фокус может перемещаться с наблюдения за всем классом на наблюдение за каким-либо одним ребенком или за каким-либо определенным видом деятельности. Наблюдение может вестись учителей как с позиций внешнего наблюдателя, так и с позиций непосредственного участника деятельности.
Использование наблюдения в качестве метода оценивания наиболее целесообразно применять для оценивания сформированности и индивидуального прогресса в развитии различных навыков
Так, например, для оценивания сформированности и индивидуального прогресса в развитии многих навыков учения, можно использовать метод наблюдений для изучения и фиксации следующих аспектов.
– Приобретение знаний (фиксируется увеличение запаса фактов, идей, слов; умение узнавать знакомое).
– Понимание (фиксируется умение ухватывать смысл, обсуждать и интерпретировать изученное).
– Применение (фиксируется способность использовать изученное на практике или в иных целях).
– Анализ (фиксируется умение вычленять знания или идеи, выделять отдельные компоненты, видеть связи, искать уникальные черты).
– Синтез (фиксируется умение комбинировать, воссоздавать, развивать, создавать новое).
– Оценка (фиксируется умение выдвигать суждения или заключения на основе выбранных критериев, стандартов, условий).
– Диалектичность мышления (фиксируется умение рассматривать объект/явление/суждение и т.п. с разных точек зрения, понимать обе позиции, приводить аргументы, принимая возможность существование иной точки зрения).
– Метазнание (фиксируется умение анализировать свой и чужой мыслительный процесс, задумываться о процессе познания).
Пользуясь методом наблюдений, можно фиксировать и оценивать многие аспекты формирования социальных навыков, например:
способность принимать ответственность;
способность уважать других;
умение сотрудничать;
умение участвовать в выработке общего решения;
способность разрешать конфликты;
способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе.
Наблюдения очень полезны и при общей оценке коммуникативных навыков: слушания (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию); говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе); чтение (способность читать для удовольствия и для получения информации); письма (умение фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник). Более того, они могут одновременно выступать и в качестве обучающего средства. Например, при формировании навыков работы в группе можно предложить учащимся в ходе групповой работы совместно заполнить такой лист наблюдений про каждого из участников групповой работы:
Мы наблюдаем за учеником в естественной обстановке - на уроке. Проявление познавательных способностей наблюдаются в процессе овладения учебным содержанием, с которым школьник работает на каждом уроке. Конечно, сначала знания об ученике фрагментарны и мало структурированы, но при специальном обучении ведению наблюдений субъективность снимается. Каждое наблюдение имеет конкретную цель и проводится по определенной схеме. Данные наблюдений фиксируются в описательной форме (на основе схемы) и носят характер конкретного факта, а не объяснения или оценки. Наблюдения проводятся регулярно в течение всего учебного года, а не от случая к случаю.
Анализ наблюдаемых проявлений ученика производится не изолированно, а в контексте всей учебной ситуации. Этот метод помогает наблюдать основные проявления личностных особенностей ученика, его индивидуальную познавательную активность, самостоятельность, произвольность и продуктивность деятельности, избирательность форм учебной работы. Эти сведения дополняются наблюдениями особенностей усвоения учебного материала и изучением предметной избирательности. Педагогическое наблюдение дает возможность проследить динамику развития ученика, устойчивость основных проявлений личностных особенностей в учебном процессе, выявлять сильные и слабые стороны и в то же время позволяет оценивать его не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным проявлениям, что особенно важно при решении воспитательных задач в рамках курса ОРКСЭ.
Приложение 1.
Лист наблюдений
Оценка работы в группе
Дата ________________
Имя, фамилия ___________________
· чередует говорение и слушание;
· задает уместные вопросы по теме;
· говорит по теме; умеет сделать умозаключение, вывод;
· пытается полно отвечать на замечания и вопросы товарищей по работе.
Учитель, наблюдая за работой детей, может вести аналогичные записи
параллельно.
Подобная работа целесообразна также и при формировании других
навыков. Так для отработки навыков устной речи можно предложить
учащимся, слушая устную презентацию одноклассника, одновременно с
учителем заполнять следующий лист наблюдений:
Лист наблюдений
Оценка устной презентации
· наглядно передает содержание и структуру сообщения
· выбирает доступное содержание
· выбирает удачную форму подачи информации, помогающую понять
смысл сообщения
· привлекает аудиторию с помощью глазного контакта, уместных устных
реплик и тона
· использует специальные слова и выражения
· использует разнообразные предложения и словосочетания, которые
оживляют речь
Метод наблюдений удобен и для оценки степени сформированности
таких навыков поисковой и проектной деятельности, навыков работы с
информацией, как
· умение формулировать вопрос, ставить проблему;
· умение вести наблюдение;
· умение спланировать работу,
· умение спланировать время;
· умение собрать данные;
· умение зафиксировать данные;
· умение упорядочить и организовать данные;
· умение проинтерпретировать данные;
· умение представить результаты или подготовленный продукт.
Таким образом, мы индивидуализируем учебный процесс, составляя для каждого ученика собственную программу обучения и развития. В ходе такой работы постепенно складывается «познавательный профиль» ученика, то есть своеобразный тип мышления, который должен быть адекватен предметному содержанию научного знания. Выявление такого «познавательного профиля» и является основой для составления траектории развития ученика сначала в начальной школе, а затем и на других уровнях школьного образования. Другими словами, выбор методологических подходов преподавания курса ОРКСЭ и особенности организации урочной и внеурочной деятельности учащихся будет продиктован теми данными, которые зафиксированы в портфолио (или карте наблюдения) ученика. Эти же данные будут основой для подведения результатов обучения по курсу.
2. Самооценка учащихся по результатам урока.
В данном случае, используются листы самооценки учащихся, которые раздаются в начале изучения новой темы. Примеров таких листов достаточно много.
Базовые критерии достаточно просты:
- Я хорошо выполнил свою работу на уроке;
- Я мог выполнить работу значительно лучше;
- Я плохо работал на уроке.
Можно такие листы вести на каждом уроке, заполняя их в форме таблицы, так как это нагляднее и легче обрабатывать. Приводим пример такой таблицы.
Дата | Я хорошо выполнил свою работу на уроке | Я мог выполнить работу значительно лучше | Я плохо работал на уроке. |
06.09.14 | |||
13.09.14 | |||
20.09.14 |
Также используем листы самооценки участия в групповой работе. Критерии могут изменяться, в зависимости от того, что намечено проверить. Вот пример такого листа.
Лист самооценки урока или группового мероприятия
В ходе проекта я... | Всегда | Иногда | Никогда | ||||||||||
Предлагал новые идеи и направления | |||||||||||||
Определял цели, ставил задачи | |||||||||||||
Ждал помощи от участников группы | |||||||||||||
Принимал участие в совместной работе | |||||||||||||
Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения | |||||||||||||
Помогал группе в выборе правильных решений | |||||||||||||
Анализировал, обобщал точки зрения, делал выводы | |||||||||||||
Находил и исправлял ошибки | |||||||||||||
Оказывал помощь, откликался на работу других | |||||||||||||
Преодолевал трудности, добивался достижения результата | |||||||||||||
Осознавал ответственность за общее дело | |||||||||||||
Стимулировал дискуссию, предлагая различные точки зрения |
Кроме того, листы самооценки могут использоваться для закрепления знаний, полученных на уроке, и стимулирования мотивации к дальнейшему поиску информации. Вместе с тем, отзывы учащихся помогут нам, учителям, разобраться в правильности построения урока и, в случае необходимости, скорректировать свой план.
3.Использование цветовых сигналов.
Для того чтобы можно было оценить не только письменную работу, но и устную или оценить свою работу сразу после выполнения и показать свой результат учителю, учащиеся показывают карточки определённого цвета (или делают пометки цветом на полях рабочей тетради), например: желтый цвет - ученик не допустил ни одной ошибки и доволен собой; зеленый цвет - допущены неточности; красный цвет - надо постараться, и успех придет. Школьник может получить задание проверить работу своего товарища и исправить имеющиеся, на его взгляд, ошибки, определить, что в работе заслуживает похвалы. Периодически опрашиваем учеников с целью определить самые интересные ответы (или составленные товарищами вопросы), самые необычные решения проблемы и т. д. Для четвероклассников большое значение имеет возможность продемонстрировать свои достижения, похвала, одобрение, интерес к результатам их деятельности сверстников, семьи, значимых взрослых, школьного коллектива. Роль такой «внешней» оценки могут выполнять мероприятия (родительское собрание заочной или очной экскурсии для членов семьи, учителей, учащихся других классов, на которых ученики представляют свои творческие работы, вошедшие в портфолио.
4.Портфолио как один из способов оценивания достижений планируемых результатов по курсу ОРКСЭ.
В безотметочном курсе ОРКСЭ составление портфолио учащегося может стать основой оценки его образовательных достижений.
Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:
- создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
- максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
- развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
- формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
- формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
- приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;
- формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию. Для решения этих целей и задач в курсе ОРКСЭ нужно создавать портфолио творческих работ ученика, а не портфолио документов.
Свои творческие работы (иллюстрации, сочинения, ответы на вопросы, планы путешествий, экскурсий и т. д.), ученик оформляет образом, чтобы была возможность собрать их в одну папку. Портфолио позволяет учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ. Овладение основами самооценки позволяет ученику судить о том, что он знает и умеет хорошо, в чем еще надо разобраться, а что еще предстоит узнать. . Возможный вариант самооценки: перед выполнением самостоятельной работы обсуждаем с учащимися критерии успешности ее выполнения. Выполнив работу, дети сами ставят себе баллы (не обязательно по пятибалльной шкале оценивания) в соответствии с принятыми сообща критериями для каждого задания. После этого проверяем работу и рядом с выставленными ребёнком баллами выставляем свои.
5.Защита проекта.
Завершающим этапом изучения курса является составление и защита проекта. Проект может быть групповым или индивидуальным.
Защита может проходить в разных формах:
- в форме праздника с приглашением зрителей;
- в форме конкурса с приглашением жюри;
- в рабочей обстановке (на уроке) и т.д.
Работа над проектом, а затем и его защита покажет то, в какой степени у учащихся сформированы все группы универсальных учебных действий.
Таким образом, в организации системы оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения формализованные требования (баллы, отметки) по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются.
. Проектная деятельность предусматривает защиту проектов в ходе, которой каждый обучающийся в конце каждого полугодия должен продемонстрировать (показать) все, на что он способен. Главным моментом в проектной деятельности является – защита проекта, которая оценивается учителем:
«зачет» - за качественное выступление, которое включает объём, глубину знаний по выбранной теме, наглядность, умение отвечать на вопросы, культуру речи выступающего и чувство времени.
«незачет» - если материал проекта не соответствует заданной теме, раскрыт поверхностно, требования по выполнению проекта не выполнены.
В случае получения оценки: «незачет», с обучающимися проводится работа над ошибками, выполняется повторная защита проекта.
Тестовая работа включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи. При использовании тестовой формы контроля руководствуются следующими критериями оценивания:
«зачет» - если правильно выполнено 70% -90% или более.
«незачет» - если правильно выполнено менее 70%
В случае невыполнения теста с обучающимися проводится работа над ошибками, выполняется повторное тестирование.
Результаты данной работы фиксируются в классном журнале.
Использованная литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Аркадьева А.В. Проблемы преподавания религиоведения в начальной школе//Начальное образование. - 2011. - № 3.
Быков А.К. Патриотизм в контексте гражданско-нравственного становления школьников//Образование в современной школе. - 2012. - № 4.
Григорьев ВД. Социальное и духовное в воспитании человека//Воспитательная работа в школе. – 2009. - №10.
Клепиков В. Психолого-педагогический механизм приобщения к ценностям// Воспитательная работа в школе. – 2010. -№ 9.
Колокольцева М.А. Семейные проекты как средство нравственного воспитания младших школьников,/Начальное образование. - 2011. - № 3.
Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. – 2006. - №1.
Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование.- 2005 - №2.
Лапшина Т.П. Воспитание культуры поведения//Начальная школа. 2010. - №1.
Левитский А.В. Методологические особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» / Учебно-методическое пособие. - Екатеринбург, 2011.
Логинова Н.В. Роль притч в самоопределении личности в процессе духовно-нравственного образования учащихся//Начальное образование. - 2011. - № 3.
Метлик И.В. Духовно-нравственное и гражданское воспитание в школе: особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе//Воспитание школьников. № 2. – 2012.
Метлик И.В. Религиозное образование в школе и проблема интеграции российского общества// Образование в современной школе. - 2012. - № 4.
Основы религиозных культур и светской этики (итоги эксперимента и перспективы учебного курса) / Библиотечка журнала «Вестник образования России». – 2012. - № 1.
«Святая наука – расслышать друг друга…» (еще раз об изучении религиозной культуры в начальной школе). Из портфеля главного редактора. /Начальное образование. - 2011. - № 3.
Тарасова. Г.И. Нравственная значимость современного урока//Начальная школа. - 2010. - №1.
Хуторянская Т. В. Технологические приемы сотрудничества учителя с семьей младшего школьника// Начальная школа.– 2010. - № 4.
Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979.;
Якиманская И.С.. Педагогическая психология: Основные проблемы. М., 2008.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта по теме: "Основные подходы к организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО".
Статья содержит материал о наиболее эффективных структурах уроков используемых для организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО....
Основные подходы к организации оздоровительной работы в начальной школе
Основные направления работы школы по сохранению здоровья учащихся...
Доклад "Основные подходы к организации урочной деятельности"
Урок остаётся основным педагогическим инструментом реализации требований ФГОС. Урок – основная форма организации учебного процесса, систематически применяемая педагогами для решения задач обучения, в...
Основные подходы к организации познавательной деятельности учащихся в образовательном процессе с учетом требований ФГОС нового поколения
Основные подходы к организации познавательной деятельности учащихся в образовательном процессе с учетом требований ФГОС нового поколения...
Мастер – класс по теме «ФГОС НОО. Основные подходы к организации урочной деятельности»
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую к...
Современные подходы к организации и проведению уроков в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Пед.чтения 3.11.16г
Доклад. Современные подходы к организации и проведению уроков в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Пед.чтения 3.11.16г...