Мастер-класс "Использование форм и методов обучения на уроках ОРКСЭ для активизации познавательной деятельности учащихся"
материал по орксэ
Предварительный просмотр:
Тема: Использование форм и методов обучения на уроках ОРКСЭ для активизации познавательной деятельности учащихся
(СЛАЙД 1)
Ход мастер-класса
- Организационный момент.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать всех, кто собрался сегодня на нашем мероприятии и присутствует на мастер-классе. Сегодня вы выбрали цветную снежинку. (СЛАЙД 2)
Те, кто выбрал зеленую - того ждёт успех на занятии, голубую предпочли те, кто захотел общения с коллегами, красную - те, кто будет самым активным, а фиолетовую – самым настойчивым. Прошу до конца мастер-класса не потерять её.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» объединил нас сегодня на мероприятии. Сегодня мы поделимся с вами своим опытом работы.
В нашей школе по заявлениям родителей было сформировано 2 группы, изучающие этот предмет. Одна изучает модуль «Основы светской этики», а другая «Основы религиозных культур народов России». Исходя из этого, мы хотим вам представить приемы и методы работы, которые мы используем при изучении данных модулей.
На уроках, кроме традиционных, мы используем, следующие приемы (СЛАЙД 3):
- «Стихотворение по алгоритму» включает в себе несколько приемов: синквейн, хокку, диаманты – эти приемы развивают поэтические способности учеников. Им предлагается на определенную тему составить стихотворение по определенному алгоритму. На своих уроках мы используем прием синквейн, так как он наиболее прост в составлении и понятен детям младшего школьного возраста.
- «Письмо по кругу» этот прием предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывая свое мнение с членами группы каждый ребенок должен записать предложение, при этом должен получиться связный текст.
- «Кластер» - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
- «Нарисуйте счастье» этот прием психорисунка дает детям возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.
- «Ассоциации» (учащиеся сами дают определения понятиям, через подбор ассоциаций или эпитетов на каждую букву данного слова, из полученных ассоциаций можно будет составить собственное определение)
- «Эксперимент» (Ученикам дается текст стихотворения или песни по теме урока с пропущенными словами, обсуждая в группе дети записывают на месте пропуска, подходящее по их мнению слово, соблюдая рифму)
- «Галерея образов» ( этот прием содержит в себе подбор материалов для организации выставки, в результате создается галерея образов по темам курса (фотографии, рисунки, аппликации, иллюстрации))
- «Диалог с авторитетом» (предполагает включение в материал урока цитат, содержащих высказывания и суждения религиозных и общественных деятелей, писателей, философов. Происходит условный диалог с автором цитаты, дети высказывают свое мнение и отвечают на вопросы поставленные учителем или сверстником по данному высказыванию)
Несколько приемов, мы хотим представить вам на мастер - классе.
Прием синквейн (СЛАЙД 4) - пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.
Синквейн составляется в определенной последовательности.
Первая строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка - одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
На уроках ОРКСЭ, при изучении темы «Россия – родина моя», дети составляли синквейн на тему «Россия». И вот, что у них получилось.(СЛАЙД 5)
А сейчас, мы предлагаем вам составить синквейн на тему курс ОРКСЭ.
На выполнение этого задания вам дается 3 минуты.(СЛАЙД 6)
Давайте посмотрим, что у вас получилось.
А вот, что получилось у нас. (СЛАЙД 7)
ОРКСЭ
Нравственный, полезный
Учит, наставляет, помогает
Много подготовки к уроку.
Мировоззрение.
Следующий прием «Эксперимент». (СЛАЙД 8)
Этот прием позволяет более глубоко осмысливать содержание текста, выделять главное, в итоге дети могут озвучить главную мысль произведения, сравнить свой вариант с работой автора. Включает в себя работу со словами, с их лексическим значением. В основу этого приема для вас мы взяли текст песни Светланы Копыловой «Послушник и монах». Прошу вас, на месте пропуска записать подходящее по вашему мнению слово, стараясь соблюдать рифму. На выполнение этого задания вам отводится 3 мин.
Давайте посмотрим, что получилось у детей. (СЛАЙД 9)
А теперь давайте послушаем эту песню и сравним оригинал с вашей работой.
Давайте обсудим, насколько близки по смыслу были ваши слова.
Следующий прием, который мы используем в своей работе - кластер.(СЛАЙД 10)
Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Составить кластер можно в виде схемы. Для детей начальной школы эта схема наиболее проста, так как они только начинают работать с таким приемом. При изучении темы «Добро и зло», ученики составили вот такой кластер: (СЛАЙД 11)
Предлагаю вам составить кластер: «Семья – самое ценное в жизни человека».
Для этого прочитайте притчу «Ладная семья». Время для работы 4 минуты.
Давайте, посмотрим, что у вас получилось.
Я хочу показать вам прием «Ассоциации». (СЛАЙД 12)
Для полного освоения понятия на уроке недостаточно только работы со словарем или с формулировками предложенными учителем, каждый ребенок должен ассоциировать это понятие со значимыми для него фактами, явлениями и поступками людей, чувствами и чертами характера.
При изучении темы «Древние предания христиан» ученики подбирали ассоциации к словам «вера»,«добро». Вот итог выполнения данной работы.
Сейчас мы предлагаем вам подобрать ассоциации или эпитеты на каждую букву слова «Милосердие». Озвучьте результат работы.
Предлагаем вам свой вариант.(СЛАЙД 13)
6. Рефлексия.
- На этом наше выступление мы заканчиваем и предлагаем вам украсим своими снежинками нашу ель, написав на них свои отзывы по нашей работе.
А теперь сделайте для себя вывод от работы на мастер-классе. Если вы с пользой провели время на мастер-классе, приклейте снежинку на светлую половину веточки. Если многое было уже знакомо вам – на тёмную.
СЛАЙД 14
ЛАДНАЯ СЕМЬЯ (китайская притча)
Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».
-И все?
-Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: "И мира тоже".
Светлана Копылова
«Послушник и монах»
По зелёной по долине шли послушник и монах.
Оба - с тайною _________, оба - с чётками в руках.
Видят, как стоит у ручья _________, красотою может ослепить,
Длинный сарафан намочить боится - в воду не решается _________.
Тут _______, не размышляя, вырастает перед ней,
Осторожно поднимает и _________ через ручей.
Ну, а дальше - каждый своей _________, монастырь уже недалеко.
И __________ вновь устремилась к Богу, закрутились чётки под рукой.
Так шагали черноризцы, лишь дыханья слыша _____,
И у врат у монастырских говорит послушник вдруг:
- Нет, ты, _______, скажи, чтоб не быть соблазну, как коснуться ____________ ты мог?
Разве ты _________ свой давал напрасно, как теперь на это смотрит __________?
И монах, глаза прищурив, __________, глядя вдаль:
-Ты поднял в стакане бурю,- он послушнику сказал,-
Помыслы твои все _______ читает, так что, обрати к себе свой _______
Я её давно у ручья _________, ты - несёшь с собою до сих пор.
ОРКСЭ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение ИКТ на уроках, как средство активизации познавательной деятельности учащихся.
В каждом ребёнке с детства горит огонёк любопытства и любознательности, он готов впитывать в себя всё, что ему ещё неизвестное, радуется всем своим новым знаниям и открытиям. Поэтому урок длжен быть я...
Отчет по теме самообразования Тема: Формы и методы активизации познавательной деятельности учащихся и исследовательской культуры на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО
Отчет по теме самообразования...
Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
Главная цель для учителя при конструировании интересного урока - это поиск и использование разнообразных эффективных методических приёмов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Дости...
Игровые элементы на уроке - эффективный способ активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов.
Выступление на педсовете....
Нетрадиционные формы урока, ка способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы
Нетрадиционные формы урока, ка способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы...
Использование форм и методов обучения на уроках ОРКСЭ для активизации познавательной деятельности учащихся
Курс ОРКСЭ (все его модули) направлен на развитие таких качеств личности, как милосердие, сострадание, любовь и уважение к ближним. На уроках, кроме традиционных можно использовать различные методы и ...
Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся
В статье раскрываются теоретические основы использования ТРИЗ-технологии в процессе обучения младших школьников с целью развития интеллектуально-творческих способностей. Показывается важность внедрени...