Мастер-класс "Использование форм и методов обучения на уроках ОРКСЭ для активизации познавательной деятельности учащихся"
материал по орксэ

Чубарева Татьяна Сергеевна

мастер класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_orkes.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Использование форм и методов обучения на уроках ОРКСЭ для активизации познавательной деятельности учащихся

(СЛАЙД 1)

Ход мастер-класса

  1. Организационный момент.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать всех, кто собрался сегодня на нашем мероприятии и присутствует на мастер-классе. Сегодня вы выбрали цветную снежинку. (СЛАЙД 2)

Те, кто выбрал зеленую -  того ждёт успех на занятии, голубую предпочли те, кто захотел общения с коллегами, красную - те, кто будет самым активным, а фиолетовую – самым настойчивым. Прошу до конца мастер-класса не потерять её.

 Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской  этики»  объединил нас сегодня на мероприятии. Сегодня мы поделимся с вами своим опытом работы.

В нашей школе по заявлениям родителей было сформировано 2 группы, изучающие этот предмет.  Одна изучает модуль «Основы светской этики», а другая «Основы религиозных культур народов России». Исходя из этого, мы хотим вам представить приемы и методы работы, которые мы используем при изучении данных модулей.

На уроках, кроме традиционных, мы используем, следующие приемы (СЛАЙД 3):

- «Стихотворение по алгоритму»  включает в себе несколько приемов: синквейн, хокку, диаманты – эти приемы развивают поэтические способности учеников. Им  предлагается на определенную тему составить стихотворение по определенному алгоритму. На своих уроках мы используем прием синквейн, так как он наиболее прост в составлении и понятен детям младшего школьного возраста.

- «Письмо по кругу» этот прием предполагает групповую форму работы.  Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывая свое мнение с членами группы каждый ребенок должен записать предложение, при этом должен получиться связный текст.

    -   «Кластер» - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

- «Нарисуйте счастье» этот прием  психорисунка дает детям возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.

- «Ассоциации» (учащиеся сами дают определения понятиям, через подбор ассоциаций или эпитетов на каждую букву данного слова, из полученных ассоциаций можно будет составить собственное определение)

- «Эксперимент» (Ученикам  дается текст стихотворения или песни  по теме урока с пропущенными словами, обсуждая в группе дети записывают на месте пропуска, подходящее по их мнению слово, соблюдая рифму)

- «Галерея образов» ( этот прием содержит в себе подбор материалов для организации выставки, в результате создается галерея образов по темам курса (фотографии, рисунки, аппликации, иллюстрации))

- «Диалог с авторитетом» (предполагает включение в материал урока цитат, содержащих высказывания и суждения религиозных и общественных деятелей, писателей, философов. Происходит условный диалог с автором цитаты, дети высказывают свое мнение и отвечают на вопросы поставленные учителем или сверстником по данному высказыванию)

Несколько приемов, мы хотим представить вам на мастер - классе.

Прием синквейн (СЛАЙД 4) - пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.

Синквейн составляется в определенной последовательности.

Первая строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
          Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
          Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
            Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
           Пятая строка - одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

На уроках ОРКСЭ, при изучении темы «Россия – родина моя», дети составляли синквейн на тему «Россия». И вот, что у них получилось.(СЛАЙД 5)

А сейчас, мы предлагаем вам составить синквейн на тему  курс ОРКСЭ.

На выполнение этого задания вам дается 3 минуты.(СЛАЙД 6)

Давайте посмотрим, что у вас получилось.

А вот, что получилось у нас. (СЛАЙД 7)

ОРКСЭ

Нравственный, полезный

Учит, наставляет, помогает

Много подготовки к уроку.

Мировоззрение.

Следующий прием «Эксперимент». (СЛАЙД 8)

Этот прием позволяет более глубоко осмысливать содержание текста, выделять главное, в итоге дети могут озвучить главную мысль произведения, сравнить свой вариант с работой автора. Включает в себя работу со словами, с их лексическим значением. В основу этого приема для вас  мы  взяли текст песни Светланы Копыловой «Послушник и монах». Прошу вас, на месте пропуска записать  подходящее по вашему мнению слово, стараясь соблюдать  рифму. На выполнение этого задания вам отводится 3 мин.

Давайте посмотрим, что  получилось у детей. (СЛАЙД 9)

А теперь давайте послушаем эту песню и сравним оригинал с вашей работой.

Давайте обсудим, насколько близки по смыслу были ваши слова.

Следующий прием, который мы используем в своей работе - кластер.(СЛАЙД 10)

 Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Составить кластер можно в виде схемы. Для детей начальной школы эта схема наиболее проста, так как они только начинают работать с таким приемом. При изучении темы «Добро и зло», ученики составили вот такой кластер: (СЛАЙД 11) 

Предлагаю вам составить кластер: «Семья – самое ценное в жизни человека».

Для этого прочитайте притчу «Ладная семья». Время для работы  4 минуты.

Давайте, посмотрим, что у вас получилось.

Я хочу показать вам прием «Ассоциации». (СЛАЙД 12)

Для полного освоения понятия на уроке недостаточно только работы со словарем или с формулировками предложенными учителем, каждый ребенок должен ассоциировать это понятие со значимыми для него фактами, явлениями и поступками людей, чувствами и чертами характера.

При изучении темы «Древние предания христиан» ученики подбирали ассоциации к словам «вера»,«добро». Вот итог выполнения данной работы.

Сейчас мы предлагаем вам подобрать ассоциации  или эпитеты на каждую букву слова «Милосердие». Озвучьте результат работы.

Предлагаем вам свой вариант.(СЛАЙД 13)

6. Рефлексия.

 - На этом наше выступление мы заканчиваем и предлагаем вам украсим своими снежинками нашу ель, написав на них свои отзывы по нашей работе.

 А теперь сделайте для себя вывод от работы на мастер-классе. Если вы с пользой провели время на мастер-классе, приклейте  снежинку на светлую половину веточки. Если многое было уже знакомо вам – на тёмную.

СЛАЙД 14

ЛАДНАЯ СЕМЬЯ (китайская притча)

Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.

Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».

-И все?

-Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: "И мира тоже".

Светлана Копылова

«Послушник и монах»

По зелёной по долине шли послушник и монах.
Оба - с тайною _________, оба - с чётками в руках.
Видят, как стоит у ручья _________, красотою может ослепить,
Длинный сарафан намочить боится - в воду не решается _________.

Тут _______, не размышляя, вырастает перед ней,
Осторожно поднимает и _________ через ручей.
Ну, а дальше - каждый своей _________, монастырь уже недалеко.
И __________ вновь устремилась к Богу, закрутились чётки под рукой.

Так шагали черноризцы, лишь дыханья слыша _____,
И у врат у монастырских говорит послушник вдруг:
- Нет, ты, _______, скажи, чтоб не быть соблазну, как коснуться ____________ ты мог?
Разве ты _________ свой давал напрасно, как теперь на это смотрит __________?

И монах, глаза прищурив, __________, глядя вдаль:
-Ты поднял в стакане бурю,- он послушнику сказал,-
Помыслы твои все _______ читает, так что, обрати к себе свой _______
Я её давно у ручья _________, ты - несёшь с собою до сих пор.

ОРКСЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ИКТ на уроках, как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

В каждом ребёнке с детства горит огонёк любопытства и любознательности, он готов впитывать в себя всё, что ему ещё неизвестное, радуется всем своим новым знаниям и открытиям. Поэтому урок длжен быть я...

Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Главная цель для учителя при конструировании интересного урока - это поиск и использование разнообразных эффективных методических приёмов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Дости...

Нетрадиционные формы урока, ка способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы

Нетрадиционные формы урока, ка способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы...

Использование форм и методов обучения на уроках ОРКСЭ для активизации познавательной деятельности учащихся

Курс ОРКСЭ (все его модули) направлен на развитие таких качеств личности, как милосердие, сострадание, любовь и уважение к ближним. На уроках, кроме традиционных можно использовать различные методы и ...

Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся

В статье раскрываются теоретические основы использования ТРИЗ-технологии в процессе обучения младших школьников с целью развития интеллектуально-творческих способностей. Показывается важность внедрени...