Использование форм и методов обучения на уроках ОРКСЭ для активизации познавательной деятельности учащихся
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Курс ОРКСЭ (все его модули) направлен на развитие таких качеств личности, как милосердие, сострадание, любовь и уважение к ближним. На уроках, кроме традиционных можно использовать различные методы и приемы обучения. Я поделюсь с вами своим опытом работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_ispolzovanie_form_i_metodov_na_urokah_orkse.docx677.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Использование форм и методов обучения на уроках ОРКСЭ для активизации познавательной деятельности учащихся

Ход мастер-класса

  1. Организационный момент.

- Добрый день, уважаемые коллеги!

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской  этики» объединил нас сегодня на мероприятии.

Курс ОРКСЭ (все его модули) направлен на развитие таких качеств личности, как милосердие, сострадание, любовь и уважение к ближним. На уроках, кроме традиционных можно использовать различные методы и приемы обучения (у вас они есть в раздаточном материале).  Сегодня я поделюсь с вами своим опытом работы.

2. В начале изучения темы и при закреплении можно использовать такой прием обучения, как «Ассоциации».

- «Ассоциации» (учащиеся сами дают определения понятиям, через подбор ассоциаций или эпитетов на каждую букву данного слова, из полученных ассоциаций можно будет составить собственное определение)

Очень удобно для этого приложение «Облако слов». Создавать облако слов на русском языке легко и просто с помощью сервиса Word's Cloud (облако слов.рф)

Но иногда нам самим нужна помощь в подготовке к уроку. Учителю сложно найти ассоциации для каких  - либо понятий. Поэтому удобно использовать для подготовики  Sociation.org — игра в ассоциации с коллективным разумом. Рекомендую проверять слова до урока и быть готовым объяснить учащимся непонятные слова.

«Выбери нужное» Обсуждение выбранных слов. На доске «Облако слов» (удобно брать игру с коллективным разумом), выбери те понятия ,которые по твоему мнению относятся к данной теме)

3.Еще один метод «Продолжи фразу…»

        

Назовите первые ассоциации, образы, которые придут вам в голову, и таким образом продолжите начатые предложения:

  1. Если притча – геометрическая фигура, то это  ...
  2. Если притча – цвет, то это ...
  3. Если притча – название фильма, то это ...
  4. Если притча – настроение, то это ...
  5. Если притча – музыка, то это ...
  6. Если притча – животное, то это ...

4. При работе важно использовать продуктивное чтение. Много текстов предлагается в учебнике и важно с ними правильно работать. Поэтому использование текстов различного содержания (в частности притчи) на уроках этого предмета могут стать большими «помощниками» для учителя, где текст должен стать мощным инструментом для достижения воспитательных целей. 

Всем вам известны строки из стихотворения В.С. Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».

Действительно, слово, а в нашем случае это детские притчи, обладает невероятным могуществом.

Притчи бывают самые разные:

-Какие бывают притчи? (духовные, бытовые, светские)

-Что их объединяет? (краткость и мудрость). 

С точки зрения литературы, притча это небольшой аллегорический и поучительный рассказ. С философской точки зрения, притча есть история, используемая в качестве иллюстрации тех или иных положений учения, закона мира.

Притча – один из самых древних жанров в мировой литературе. Возник жанр притчи на Востоке, где любили говорить загадками, иносказаниями, аллегориями. Народы разных стран, стремясь осмыслить и закрепить свой жизненный опыт, обращались к форме притчи. Притчи легко запоминаются, прочно держатся в памяти, побуждают к разумным делам и справедливости, несут советы прямые и аллегорические: как жить в обществе, в семье, как вести себя с друзьями и недругами.

Работа с притчей на уроке Тема «Семья. Семейные ценности»

Работа с притчей «Веник».

У вас лежит текст притчи. Прочитайте . 

Текст притчи

У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.

Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался - ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.

Тогда отец сказал:………………………..

- Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.

Варианты заданий:

1) Притча без окончания: После того как текст притчи прослушан, детям дается время на то, чтобы они придумали окончание притчи, а именно те слова, которые мог бы сказать отец своим сыновьям. Что мог сказать отец своим сыновьям?

        Ответы учащихся: Отец сказал им, что если они будут враждовать, то их легко будет сломить, как соломинки, а если они будут дружны, то никакое горе их не одолеет.

2) Анализ названия притчи: Учитель предлагает детям придумать новое название притчи. Дайте название.

Ответы учащихся: «Желание отца», «Чем крепка семья», «Мудрость отца».

3) Беседа по содержанию.

Вопросы учителя

Ответы учащихся

- Какие отношения существовали между братьями?

Они сорились, ругались

- О чем мечтал отец?

Он хотел, чтобы они жили дружно

- Что сделал отец, для того чтобы научить детей быть дружными?

Попросил разломать веник, сначала целиком, а потом по отдельному прутику

Почему отец просто не побеседовал с детьми?

Простая беседа не имела бы результата, а может быть еще больше озлобила сыновей. А благодаря примеру отца они наглядно увидели, почему им необходимо быть вместе.

Какова основная мысль притчи? Что помогла понять она каждому из вас?

Она нас учит родительскому послушанию.

Любви между членами семьи

Все члены семьи должны поддерживать друг друга и никогда не ссориться, а если поссорились, то обязательно помириться.

Дружной семье легче пережить и горе и несчастье.

В дружной семье все друг друга поддерживают.

        4) Подбери пословицу. Учитель предлагает детям подобрать пословицы, подходящие по смыслу к этой притче. Обсуждение пословиц.

Ответы учащихся: Один в поле не воин; Один за всех и все за одного Согласную семью и горе не берет; Семья крепка ладом; Братская любовь крепче каменной стены; Брат брата не выдаст. Согласную семью и горе не берет. На что клад, коли в семье лад.

5)Продолжи пословицу. Есть начало, найди окончание.

Брат брата

на медведя ходят.

В своем доме

а человек семьей.

Дерево держится корнями,

не выдаст.

Брат с братом

и стены помогают.

https://www.festisite.com/text-layout/waves/

Запись спираль курсив текст


C:\Users\Надежда\Desktop\пословицы_семья.png

Сравнение двух притч. В чем похожи? В  чем различие?

Чтение второй притчи

C:\Users\Надежда\AppData\Local\Temp\Rar$DIa6464.31965\Screenshot_20220417-074519_Yandex.jpg

На занятиях курса ОРКСЭ можно использовать не только тексты притч, но художественные фильмы-притчи, а также аудио-притчи.

Формы работы с притчей различны:

1.Обсуждение основной идеи, смысла истории.

2.Работа с заголовком притчи (Притча без названия - обсуждение притчи и придумывание названия притчи, сопоставление придуманного названия с имеющимся; по названию до чтения текста притчи подумать, о чем пойдет речь в притче).

3.Притча без окончания (Обсуждение, чем она могла бы закончиться, т.е. проектирование окончания притчи.)

4.Формулирование вопросов для одноклассников (Сформулировать  вопросы для одноклассников или ответить на поставленные вопросы).

5.Выделение  ключевых понятий.

6.Инсценировка   притчи.

7.Сравнение  нескольких притч.

8.Нахождение и вставка пропущенных слов в притче.

9.Формулировка темы урока через анализ притчи.

10. По названию сделать предположение, о чем будет текст притчи.

11.Иллюстрирование текста притчи.

12. Подбор пословиц, поговорок.

13. Определение ценностей, которые отражает притча.

5. «Стихотворение по алгоритму» (синквейна, хокку)

 Прием синквейн Синквейн составляется в определенной последовательности.

Первая строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение) , которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка - одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Например: составим синквейн «Притча»

Притча

Умная, точная

Учит, думаешь, решаешь

Я стараюсь быть лучше.

Рассказ

«Нарисуйте счастье» (приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки)

«Письмо по кругу» (предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы.).

«Кластер» (это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему).

- «Диалог с авторитетом» (предполагает включение в материал урока цитат, содержащих высказывания и суждения религиозных и общественных деятелей, писателей, философов. Происходит условный диалог с автором цитаты, дети высказывают свое мнение и отвечают на вопросы поставленные учителем или сверстником по данному высказыванию)

Уважаемые коллеги, большое спасибо за активную работу. Благодарю всех за внимание.



        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся в начальной школе.

Человеку никогда не поздно учиться, постигать новое. Не бойтесь новых знаний, а, наоборот стремитесь к ним. Стремление к самообразованию является отличительной чертой современного педагога....

Применение ИКТ на уроках, как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

В каждом ребёнке с детства горит огонёк любопытства и любознательности, он готов впитывать в себя всё, что ему ещё неизвестное, радуется всем своим новым знаниям и открытиям. Поэтому урок длжен быть я...

Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Главная цель для учителя при конструировании интересного урока - это поиск и использование разнообразных эффективных методических приёмов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Дости...

Нетрадиционные формы урока, ка способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы

Нетрадиционные формы урока, ка способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы...

Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся

В статье раскрываются теоретические основы использования ТРИЗ-технологии в процессе обучения младших школьников с целью развития интеллектуально-творческих способностей. Показывается важность внедрени...