Урок ОСЭ по теме: Дружба и порядочность
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Сердитова Людмила Васильевна

Цель: Формировать представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, справедливость, ответственность и долг.          

Задачи:

 1. Провести синтез и углубление знаний о героях России и событиях.     

 2. Выяснить связь биографии человека и его поступков, выявлять элементы общечеловеческих ценностей.    

 3. Продолжить формирование  умения самостоятельно делать выводы, анализировать человеческие поступки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_druzhba_i_poryadochnost.docx69.48 КБ

Предварительный просмотр:

             

 

                                  Урок   ОРКСЭ по теме:

 Дружба и порядочность.

Автор: Сердитова Людмила Васильевна

 Учитель начальных классов  

Возраст учащихся 11 лет (4 класс)

 

Урок  светской этики 4  класс

УМК «Начальная инновационнная школа»

Автор учебника: М.Т.Студеникин  «Основы светской этики»

Тема:   Дружба и порядочность.(2 урок)

Цель: Формировать представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, справедливость, ответственность и долг.          

Задачи:

 1. Провести синтез и углубление знаний о героях России и событиях.    

 2. Выяснить связь биографии человека и его поступков, выявлять элементы общечеловеческих ценностей.    

 3. Продолжить формирование  умения самостоятельно делать выводы, анализировать человеческие поступки.

 

Оборудование: 

компьютер, экран,  мультимедийная   презентация и фрагмент  к/ф «Герои нашего времени: вера и верность», «Александр», рисунки обучающихся об армии, рабочие листки.

Литература:

Отрывок из книги Ноусиайенен Тапио «Одна единственная жизнь».

Электронные образовательные ресурсы:  

http://school-collection.edu.ru - единая коллекция ЦОР

I. Организационный  этап: (мотивация к деятельности)

Слайд № 1

Индуктор - «включение чувств»:

-Напишите, пожалуйста, красиво свое имя на листочке. Раскрасьте его в любимый цвет. Какого цвета ваше имя? Назовите ваш любимый цвет. Оказывается,  существует целая наука цветотерапия, хотите узнать,  что может обозначать тот или иной цвет.

Слайд №2

- А что касается имени, мы уже говорили, что каждое имя имеет большое значение для человека и сегодня мы еще раз убедимся в этом.

II.   Актуализация опорных знаний:

( формулирование темы и цели)

Слайд №2

 Учитель (далее У): - Давайте определимся с задачами на урок. Мы продолжим разговор по теме: «Дружба и порядочность».

- Прежде чем начать нашу работу, давайте скажем, а что такое порядочность? Откройте учебник на странице 52.

У: - Прочитайте их вслух.

  •  Строгое соблюдение человеком всегда и во всем установленных в обществе норм поведения
  •   Неспособность человека к плохим (низким) поступкам.

Слайд №3

У:  - У этого слова есть антонимы, противоположные по смыслу слова. Назовите их.

  •  Непорядочность
  •  Подлость

Слайд №4

У: -  Значит, порядочный человек, какими должен обладать качествами? Кто затрудняется ответить, можно обратиться к учебнику на странице 52.  (Быть честным, бескорыстным, справедливым, не держать зла и т.д.)

У: - Именно таким был простой паренек Евгений Родионов, которого представили к высокому  званию  «Герой  России».

Слайд №5

У:  - Вашему вниманию я предлагаю фрагмент  фильма  «Герои нашего времени: вера и верность» о Евгении Родионове.

(просмотр)

У: - О чем этот фрагмент? У человека всегда  есть выбор,   но в любой ситуации  он  должен оставаться  Человеком. Евгений Родионов и трое ребят, которые погибли вместе с ним,    не предал свою веру, свою родину, свою мать. Мы должны знать и гордиться этим поступком, так поступает настоящий герой.

У: - С 2007 года   9 декабря отмечается День героев России.

    Итак, небольшое сообщение.

 За 20 лет Героями Российской Федерации стали 991 человек, из них 451 награждены посмертно. Среди совершивших геройские подвиги только 15 женщин. Одна из них стала самым молодым героем РФ – Марина Плотникова (1974-1991) из Пензенской области, не достигнув  совершеннолетия, получила почетное звание посмертно. Ценой собственной жизни она спасла троих детей. В июле 1991 года  Марина купалась на реке Хопер вместе с двумя младшими сестрами Жанной и Леной, с  подругой девочек Наташей Воробьевой. Неожиданно подруга начала тонуть.  Марина потащила ее к берегу, после чего услышала, что тонут Жанна и  Лена, девушке удалось спасти сестер, но сама она погибла…

У:  - Значит,  героем можно стать не только во время войны. В повседневной жизни есть место подвигу, каждый из вас может оказаться в ситуации морального выбора. Кроме того, каждый день человек совершает самые разные поступки: хорошие и плохие, приятные для окружающих или только для самого человека. За каждым поступком стоит выбор.

III.  Учебно-познавательная деятельность:

(работа в группах)

Афиширование работы

Слайд №6.

У:  - Сейчас я предлагаю поработать в группах.

Задание 1.  Распределите слова в две группы: нежелание помогать пожилым родителям, усыновление больных детей, оскорбление, оказание помощи нуждающимся, обман, взаимопомощь, унижение. ( Поставить + или -)

Нравственный поступок

Аморальный поступок

Слайд №7  

Задание 2.

Работа с литературным текстом.

  1. Прочитайте отрывок из книги Ноусиайенен Тапио «Одна единственная жизнь».
  2. Попробуйте нарисовать образ вашей жизни в виде кирпичиков.
  3. Представьте свои работы. Предложите свои советы.  

Текст

  « Задумывался ли ты когда-нибудь о том, что у тебя есть только одна единственная жизнь? Давай представим себе какого-нибудь человека, продолжительность жизни которого 70 лет, то есть в общей сложности 25550 дней, и каждый день его жизни условно обозначим кирпичиком. Теперь представим, что  ваш воображаемый человек стоит на самом верху сооружения, сделанного из этого кирпича. Высотой оно примерно 25 м, шириной  один метр, длиной полторы метра. Он стоит, любуясь открывающимися перед его взором прекрасным видом. Каждое утро появляется «некая» рука, которая снимает один кирпич с края строения.  «Ну, это совсем неопасно! Если даже исчезнет один ряд, ничего страшного не случится»,- думает человек. Рука появляется каждое утро и убирает только один кирпич. С беспечностью человек любуется окружающим видом. «Все прекрасно!»,- думает он. И совсем нескоро, через долгий период времени человек с ужасом обнаружит, что он стоит только на одном кирпиче…» 

У:  - Так чем измеряется жизнь? Прожитыми годами? А если человек прожил долгую, но бесполезную жизнь - никому не помог, ничего хорошего не оставил после себя?  

У:   - Вот и выходит, что жизнь измеряется не прожитыми годами, а тем, какой ты след оставишь на земле. Каждый человек совершает свой выбор «стоять на вершине и любоваться прекрасным видом» и ждать когда жизнь закончится или совершать достойные поступки и оставить о себе добрую память в сердцах людей. Как это сделал Александр Перов, давайте посмотрим  фрагмент  фильма « Александр».  

Слайд №8 

(Просмотр)

У: - Мы увидели, что героями не рождаются, ими становятся. Скажите,  а какими качествами обладал Александр? (доброта, отзывчивость,   честность, трудолюбие, целеустремленность и другие.)

У: - Александр уже с самого раннего детства сумел открыть себя, определил свой жизненный путь, научился управлять своей жизнью и многого успел добиться.

 У: - Он служил в группе «Альфа» особого назначения, как сам решил и мечтал. Оберегал наш покой от террористов, ценой своей жизни он спасал детей в Беслане и оставил о себе добрую память в сердцах людей. О его подвиге узнали россияне, посмертно Александру Перову присвоено звание Героя России.

 2) Составление кластера  

У:  А сейчас я предлагаю составить кластер по  теме урока

Составление кластера

« Качества порядочного человека».

Слайд №10

 

 3) Работа по опорным словам  

 Социализация.

У: - В начале урока мы отметили, имя может  влиять на человека. Давайте посмотрим, что означают в в переводе с греческого  имена наших героев:

Евгений - «благородный»

Александр – «мужественный защитник»

У: - Что мы видим? (В имени уже все заложено, предопределено какая  у человека будет судьба)

IV.   Обобщающая беседа.

Работа с пословицами

Вывод:

У:  - Какую из пословиц выбрали бы  вы по теме урока?

Слайд №12

 Доброе братство дороже богатства.

На языке медок, а на уме ледок.

Друзья познаются в беде. 

Хороший человек не забывается. 

Судят не по словам, а по делам. 

   Вывод:  - Во все времена ценилась порядочность в людях, и так было и будет всегда. Мы с вами должны стремиться стать порядочными людьми. Что  и как для этого надо делать? (Хорошо учиться, заниматься спортом, быть отзывчивыми)

Слайд №13

V.  Рефлексия деятельности

 Методика «5 вопросов» (Ответы детей.)  

Слайд № 14    

C:\Users\Валентина Федоровна\Desktop\fony_1\фоны 1\10.jpg

     

       

VI. Домашнее задание

Слайд № 15

Стандартное: прочитать сказку на странице 56 и ответить на вопросы аппарата учебника и заполнить рабочий листок.

Творческое: составить репортаж о герое России

Повышенной трудности: взять интервью у взрослых о представлении   о порядочности.     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект внеклассного мероприятия по теме «Дружба и порядочность»

Создать  условия для развития и совершенствования представлений о дружбе, как важнейшей нравственной ценности....

Урок по курсу ОРКСЭ "Дружба и порядочность"

Конспект открытого урока по курсу ОРКСЭ "Дружба и порядочность" содержит сингапурские технологии, успешно реализованные в ходе урока....

Разработка урока с презентацией по теме "Дружба и порядочность" к курсу ОРКСЭ

Данная разработка урока к учебнику М.Т. Студеникина "Основы светской этики" по теме "Дружба и порядочность".Задачи урока:Образовательные: уточнить детские представления о понятии ...

Конспект + презентация урока в 4 классе по теме "Дружба и порядочность"(УМК "Школа России")

Конспект урока в 4 классе по теме "Дружба и порядочность"(УМК "Школа России")...

Урок по курсу ОРКиСЭ "Дружба и порядочность"

модуль"Светская этика" автор М.Т. Студеникин...

Конспект урока по ОРКСЭ на тему: «Дружба и порядочность», 4 класс

Цели деятельности учителя:формирование представлений у обучающихся о дружбе;ознакомление обучающихся с понятиями «дружба», «порядочность», «бескорыстность».Планируе...

Технологическая карта урока по теме "Дружба и порядочность"

Технологическая карта урока по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") для 4 класса по теме "Дружба и порядочность". Предназначен для учителей, работающих по учебнику М.Т. Студеники...