Урок по курсу ОРКСЭ "Дружба и порядочность"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
Конспект открытого урока по курсу ОРКСЭ "Дружба и порядочность" содержит сингапурские технологии, успешно реализованные в ходе урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnaya_rabota_volkova_s.v.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по курсу ОРКСЭ
Тема: Дружба и порядочность
Учитель: Волкова Светлана Витальевна
Класс : 4 В
Цель: развитие представлений о дружбе, друге, порядочности, понимания их значения в жизни общества
Задачи:
- создать условия для развития и совершенствования представлений о дружбе, как важнейшей нравственной ценности;
- развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общими человеческими ценностями;
- развивать навыки сотрудничества со сверстниками.
- воспитывать у школьников чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Оборудование: презентация к уроку, 4 таблички с утверждениями о добре, песня «Доброта – это…» (Барбарики), чистые листы А4 (для 6 столов), толковые словари (на каждый стол – 6 шт.), 3 плаката со смайликами для рефлексии (дети сидят по 4 за столами).
Ход урока | УУД |
-Уважаемые ребята. Я рада вас приветствовать на нашем уроке, посвященной одной важной теме. Мы продолжаем наш разговор о человеке и его личностных качествах. Поприветствуем друг друга. А начнём мы с проверки домашнего задания. | - планирование учебного сотрудничества с учителем (К) |
- На прошлом уроке мы обсуждали, что такое добро и зло. И сделали вывод, что добро охватывает в себя много хорошего и прекрасного. И сегодня предлагаю вам подумать, что для вас добро? Прошу подумать каждого из вас и выбрать один из данных вариантов (слайд 1):
- Подумали? А теперь встаньте те, кто выбрал 1 вариант (2,3,4). Пройдите к табличке с вашим утверждением. (дети встают и подходят к табличкам с выбранными утверждениями) - А теперь прошу вас выбрать ближайшую пару. Сейчас мы проведем ТАЙМ-ПЭА-ШЭА. Каждый в течение 30 с расскажет своему партнеру, почему он так считает. Первым начинает тот, кто ростом выше. Итак, начали! (таймер – 2 слайд) (партнер А говорит, В слушает) - Поблагодарим за ответ того, кто говорил, словами «Ваш ответ очень интересный! Спасибо!» (слайд 3) - Теперь начинает говорить второй партнер. 30 секунд (таймер) (партнер В говорит, А слушает) - Те, кто слушал, поблагодарите своего партнера словами «Какой прекрасный выбор! Благодарю за ответ!» (слайд 4) - Ребята, вы выслушали ответы друг друга. Поднимите руки те, кому показался очень интересным ответ партнера. Кто хочет из первой группы рассказать о выборе партнера? (из второй, третьей, четвертой группы)? (ответы учеников) - Спасибо за ответы! Садитесь на места (дети садятся за столы). | - извлечение необходимой информации ( П) - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П) - принятие и сохранение учебной задачи (Р) - планирование своих действий (Р) - умение сотрудничать в модели ученик-ученик (К) - умение вежливо общаться (К) |
- Предлагаю прочитать одну притчу (на слайде) (чтение детей вслух по цепочке) Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа узнала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он мог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. - Как вы думаете, зачем пришли друзья? (ответы детей) Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. - Как вы думаете, как изменилась жизнь главного героя с приходом друзей? (ответы детей) С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи. - Ребята, о чем эта притча? - Сформулируйте тему нашего урока? (ответы детей: Дружба) - Какая пословица подходит к этой притче? (Не имей 100 рублей, а имей сто друзей) | - самоопределение (Л) - смыслообразование (Л) - понимание информации, представленной в неявном виде (П) - принятие и сохранение учебной задачи (Р) - планирование своих действий (Р) |
- Что же такое дружба? Чтобы понять это, предлагаю вам поработать в команде по структуре ПЛЭЙСМЭТ КОНСЕНСУС. Для этого ученики под номерами 1 возьмите подготовленный лист как на слайде (слайд 5) и напишите в центральном квадрате слово «Дружба» (ребята выполняют действия). - Теперь в течение 1 минуты каждый член команды пишет в своем квадрате те идеи, которые у него вызывает слово Дружба. Время пошло (таймер – 1 мин) - Следующий этап – начиная с номера 3 называем по одному записанному слову, если остальные 3 участника команды соглашаются с ним – вписываем в центральный квадрат, если есть отказ – то слово не вписывается в центр. Приступаем. (ученики соглашаются либо нет с предложенным словом) - Команды, которые готовы, поднимите руку. - Начиная со стола 4 по очереди огласите свои выбранные варианты (по 1 слову). (ответы детей записываются на доске). - Спасибо, ребята. У нас получилось очень емкое понятие Дружба. - Как вы думаете, где мы можем более точное определить понятие Дружбы? ( в словарях, энциклопедиях) - Согласны вы с определением в словаре? Отличается ли оно от нашего коллективного определения? Почему? - Прочитаем, как слово «дружба» объясняется в нашем учебнике, на с. 62. (чтение учеников) | - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П) - подведение под понятие (П) - генерирование идей и обобщение информации (П) - анализ и объяснение понятий (П) - сравнение понятий (П) - формулировка выводов на основе анализа объектов (П) - оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей (Р) - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К) - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) - учет разных мнений (К) - аргументация своего мнения (К) - достижение договоренностей и согласование общего решения (К) - смыслообразование (Л) - осознание ответственности за общее дело (Л) |
«Барбарики» - песня «Что такое дружба» - А теперь подвигаемся под музыку. Когда музыка остановится, нужно будет сгруппироваться по столько человек, сколько будет в заданиях:
| - адекватное использование различных средств для решения коммуникационных задач (К) - осознание ответственности за общее дело (Л) |
- Предлагаю послушать следующее стихотворение. (выступление учеников) Все живут, не тужат, А со мной не дружат! Предлагаю Ильиной: - Ты дружи со мной одной! Есть разряд у Ильиной, И девчонок свита. Подружусь я с Ильиной, Стану знаменита! Все пятёрки до одной у У Светловой Нади. Я прошу: - А ты со мной Подружись хоть на день! Будешь ты меня спасать – Дашь контрольную списать. А девчонки на дыбы! Говорят: - Молчала бы! Не вставать же на колени, Уговаривать подруг… Напишу я объявленье: Срочно требуется друг. - Почему же с девочкой никто не хочет дружить? - А какими качествами должен обладать настоящий друг? (ответы учеников + чтение с. 64 (учебник) - Какие черты характера друга ты ценишь? - Предлагаю разобрать ситуации и ответить на вопросы. Работаем в группах – вместе обсуждаем. Ситуация № 1 (для первой группы.) Аня была лидером в классе. Ее любили все, потому что она была веселой и очень общительной. А Вера была тихой и застенчивой. Заговорить в присутствии многих ребят ей было очень трудно. Если она заболеет, ребята и не заметят, что ее нет. Но у нее было много других достоинств: она могла быстро и без суеты решать задачи, много читала, коллекционировала редкие и красивые марки. Удивительным было то, что эти девочки дружили, были, что называется «не разлей вода». Вопросы для обсуждения: Почему непохожие люди становятся неразлучными друзьями? Знаете ли вы такие примеры? Какие качества вы цените в друге? Ситуация № 2 (для второй группы.) Их везде можно было увидеть вместе: в библиотеке, в школьной столовой, на улице. Олег и Миша были друзьями уже три года. Вместе они посещали научное общество учащихся и были отличниками. Однажды, когда проходила городская олимпиада по математике, участниками которой были оба мальчика, Олег занял первое место. В этот день многие восхищались им и поздравляли его. И только Миша молчал и был спокоен, как будто ничего не произошло. А дня через два Миша пересел от Олега на другую парту, ссылаясь на то, что ему не очень хорошо видно классную доску. Олег не понял, что произошло с другом. Вопросы для обсуждения: Что случилось с Мишей? Почему он повел себя так? А как бы вы повели себя в такой ситуации? Были ли в вашей жизни подобные ситуации? Можно ли назвать отношения этих ребят дружбой? | - извлечение необходимой информации из текстов (П) - формулировка выводов на основе анализа (П) - построение логической цепи рассуждений, доказательство (П) - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) - формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К) |
- Ребята, значит, для дружбы нужны правила? - Попробуйте сформулировать правила дружбы в своей команде. - Прочитайте правила дружбы на с. 67 (учебник) - А что говорит о дружбе народная мудрость? Для этого на листочках нужно собрать пословицы и объяснить их смысл. (ответы детей) «Дружба крепка не лестью, а правдой и честью» « Взаимное доверие - основа дружбы». « Человек без друзей, что дерево без корней». « Старый друг, лучше новых двух». «Настоящая дружба не знает зависти». «Не богатство друг, а друг-богатство». | - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К) - использование критериев для обоснования своего суждения (К) - достижение договоренностей о правилах общения и поведения, сотрудничестве в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе (К) - определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил, формулировка выводов (Л) |
- Предлагаю вам подумать над тем, какое настроение у вас сейчас, и подойти к соответствующему плакату. (Смайлик с улыбающимся лицом – настроение отличное, на уроке чувствовали себя комфортно. Смайлик с вопросом – что-то осталось непонятым, есть какие-то вопросы, заставляющие задуматься. Смайлик печальный – грустное настроение, недоволен уроком) | - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р) - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) - формулирование и аргументация своего мнения (К) - использование критериев для обоснования своего суждения (К) - формулировка выводов с пониманием моральных норм и этических требований (Л) |
- Ребята, предлагаю подвести итог данному уроку каким-нибудь лозунгом, девизом по нашей теме. Подумайте, какой призыв о дружбе вы захотите сказать одноклассникам, нашим гостям и вообще всем людям на планете? (дети приводят ответы – от каждой команды по 1 призыву, например: «Ребята, давайте жить дружно!») | - осуществление синтеза, составление целого из частей (П) - подведение под понятие (П) - построение логической цепи рассуждений, доказательство (П) - оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей (Р) - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ОРКСЭ. Дружба и порядочность
Конспект урока по ОРКСЭ на тему: "Дружба и порядочность"...
Урок по курсу ОРКиСЭ "Дружба и порядочность"
модуль"Светская этика" автор М.Т. Студеникин...
Конспект урока ОРКСЭ + презентация "Дружба и порядочность" (4 класс)
Цели деятельности учителя:формирование представлений у обучающихся о дружбе;ознакомление обучающихся с понятиями «дружба», «порядочность», «бескорыстность».Планируе...
Урок по ОРКСЭ «Дружба и порядочность
Данный урок в образовательной программе 4 класса по светской этике.Раскрывает значение "дружба","друг"....
Конспект урока по ОДНКНР или ОРКСЭ "Порядочность"
Конспект урока по ОДНКНР или ОРКСЭ "Порядочность"...
Технологическая карта урока по теме "Дружба и порядочность"
Технологическая карта урока по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") для 4 класса по теме "Дружба и порядочность". Предназначен для учителей, работающих по учебнику М.Т. Студеники...
Конспект урока по ОРКСЭ "Дружба и порядочность"
На данном уроке речь идёт о формировании понятий "дружба", "порядочность", "бескорыстие"; формируются представления о понятиях "друг", "приятель", &qu...