Конспект урока по ОРКСЭ "Пасха"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Миронова Ирина Юрьевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasha_2.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по курсу ОРКСЭ в 4классе  «Пасха»

Цель:

- расширить представление детей о православной традиции    

Задачи:     

- сформировать     позитивное     отношение    к    христианским    нравственным ценностям, уважение к духовным традициям народа;

- побуждать детей к изучению духовного опыта народа,

  • воспитывать бережное отношение к его культурному наследию.

 

Ход мероприятия:

1.Мотивация.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Я рада приветствовать  вас на уроке. Давайте подарим друг другу улыбку.

2.Актуализация знаний.

-Ребята, любите ли вы праздники?

-Какие весенние православные праздники вы знаете? (Благовещенье, Вербное воскресение, Пасха)

-Какие из них у вас самые любимые? Почему?

3. Постановка проблемной ситуации

-Узнайте, о каком православном празднике пойдёт речь сегодня на занятии?

 -Прослушайте стихотворение (А. Майкова) и попробуйте определить его тему.

(читают ученики)

1-й ученик

На Руси обрядов много.
А сегодня праздник Бога:
Пасха – Бога воскресение,
Его второй день рождения.

2-й ученик

Повсюду благовест гудит,
Изо всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…

Дети:  Христос Воскрес! Христос Воскрес!

3-й ученик

С полей уж снят покров снегов,
И руки рвутся из оков,
И зеленее ближний лес…

Дети: Христос Воскрес! Христос Воскрес!

4-й ученик

Вот просыпается земля
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!

Дети: Христос Воскрес! Христос Воскрес!

- О каком православном празднике это стихотворение? (О Пасхе)

-Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Пасха) (пишу на доске) 

-Какие чувства испытываете после прослушивания текста? Почему?

-Какие ассоциации возникают при слове "Пасха”?

-Чтобы вы хотели узнать нового о Пасхе?

  - Значит, какие цели мы поставим?        

(-Познакомимся с историей празднования Пасхи,,

-познакомимся с пасхальными обычаями и  играми;

- воспитывать дружелюбие, терпение, уважительное отношение друг другу.) (пишу на доске)

Сегодня  будем говорить о традициях, обычая , играх  и о   праздновании Пасхи.

4. Открытие нового знания

Учитель.

- В этом году ПАСХУ будем отмечать, какого числа? (8 апреля)

Ребята, приближается самый большой праздник христиан - Пасха. Это самый великий, самый светлый и самый любимый праздник. Это праздник радости, любви, доброты и справедливости. В день Святой Пасхи христиане  вспоминают и славят Воскресение  Иисуса Христа.

Учитель:

- Вы знаете, как ещё называют Иисуса Христа? Выполнив задание,  мы будем это знать. Вписав в слова недостающие гласные, узнаем это. (на листочках на каждом столе)

 - А работать мы будем в группах. Давайте вспомним, как работать в группах. Обсуждаем шепотом, чтобы не мешать другим  группам. Выслушиваем мнение каждого и капитан принимает правильное решение и дает ответ. Родители принимают активное участие, вместе с ребятами обсуждают задание.

СЫН        Ч    Л    В   Ч   СК   Й

Б    Г       Ч   Л   ВЕК

ПАСТЫРЬ          Д   БР   Й

СВЕТ       Ж   ЗН

СПАС    Т    ЛЬ

С   Н         Б   ЖИЙ
Итог: Итак, мы с вами ответили на вопрос как называют Иисуса Христа. Его называют Сын человеческий, Бог человек, Пастырь добрый, Свет Жизни, Спаситель, Сын Божий.

Учитель:

-А сейчас послушайте рассказ руководителя Воскресной школы Анастасии Алексеевны об истории происхождения праздника.

А) Рассказ матушки об истории происхождения праздника.

- Это было очень давно. Прошло более двадцати столетий. В далекой стране иудейской на Востоке в семье плотника Иосифа и его жены Марии родился Сын Божий Иисус Христос. Он жил среди людей, помогая им, он учил людей жить в добре, предостерегал  их от зла.

 Страной правил в те времена римский царь. Люди нарушали законы, совершали много зла. Против этого зла и восстал Иисус.

Иисуса объявили бунтарем и несправедливо приговорили к казни - распяли на кресте

Когда умершего Иисуса сняли с креста, Его обернули в погребальные одежды и положили в гроб, в пещеру, потому что по древнему обычаю людей в израильской земле хоронили и хоронят только таким образом.

 История воскресения Иисуса Христа гласит: “На третий день после погребения Христа ранним утром в воскресенье несколько женщин (Мария, Саломия, Иоанна...) пошли ко гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит Ангел Господень. Вид Его был как молния, и одежда Его бела как снег. Устрашившись Ангела, женщины пришли в трепет. Ангел сказал им, что Иисус воскрес, и они поспешили известить об этом всех мирян”.

    И люди с великой радостью побежали разносить эту чудесную  весть по всей земле. Что касается самого Христа, то он не остался среди людей, а отошёл к  своему небесному отцу – Богу, чтобы уже с высоты следить за нашими делами, за нашей жизнью.

        Праздник Христова Воскресения или праздник Пасхи, как его ещё называют, дошёл и до наших дней. На праздник во всех храмах проводится ночное пасхальное торжественное богослужение, сопровождающееся крестным ходом вокруг храма.

- Храм украшается, священники надевают самые красивые облачения, а прихожане стоят с зажженными свечами и ждут первых пасхальных песнопений.

Учитель:

Вывод: - Сколько нового, интересного нам рассказала Анастасия Алексеевна о празднике Пасха.

-Что значит слово Воскресение? (день возобновления жизни)

(рассказ Дарьиной Н.)

(Воскресение Иисуса – радостное событие для всех христиан, которое они празднуют уже около двух тысяч лет. Пасха – праздник воскресения  к жизни. А начали праздновать Пасху  по установлению первого Вселенского собора с 325 года. В этот день отмечается воскресение Иисуса Христа, который своей смертью искупил людские грехи и воскреснув, избавил людей от власти смерти. Пасха празднуется весной. Дата меняется каждый год. Ее определяет порядок природных явлений: полнолуния и весеннего равноденствия. Как правило- это первое воскресенье после первого весеннего полнолуния.)

- А что же предшествует празднику Пасхи? (Пост)

-А что такое пост? (Рассказ Кучуковой М. Пост- это особое время жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни. Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм, воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений).

Вывод: - Пост дается нам для творения добрых дел. С такими добрыми намерениями пришли к нам воспитанники Воскресной школы. Они хотят показать нам кукольный спектакль «Погорельцы».                                                                                                                  

Б)Просмотр кукольного спектакля.

Учитель: - Понравился ли вам спектакль?

- Кто были главными героями? (2 вдовы- добрая и злая, странник)

- О чем этот спектакль? Какие события происходят?

- Чему учит нас эта сценка? (быть добрыми, милосердными, отзывчивыми, нежадными, помогать в трудную минуту)

- Ребята, а побудила ли вас этот спектакль совершать добрые дела?

-А какие добрые дела мы можем совершать?

В) Знакомство с традициями и обычаями празднования Пасхи, пасхальный Благовест.

Учитель: - К Пасхе готовились 40 дней, то и празднуют ее тоже 40 дней. Православная церковь празднует его особенно торжественно. 

 Следующая за Пасхой неделя называется Светлой. В России на Пасху  и всю следующую неделю во всех храмах звонят колокола. Звонить в колокола разрешается всем желающим, поэтому всю неделю звучит беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.

- Сейчас вы прослушаете пасхальный Благовест, это праздничный колокольный звон.

(Звучит звон церковных колоколов.)

-Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?

-Когда можно услышать звон колоколов?

-Для чего звонят в колокола?

Г) Пасхальные угощения.

-  После службы в храмах наступает пасхальный пир.

- Что люди обязательно ставят на пасхальный стол? ( На столах расставляют куличи, пасхи и яйца)

Яйцо едят первым, когда приходят из церкви.

Творожную пасху обычно украшают свечками, пророщенными зернами и буквами «ХВ».

Слайд  

Кулич – праздничный хлеб, символ страданий Господа. Он должен быть высоким, округлой формы.

Слайд

- А знаете ли вы, почему в Пасху дарят яйца красного цвета? (рассказ родителей)

После вознесения, Иисус велел ученикам идти по миру и проповедовать народу свое учение. Отправилась проповедовать учение Христа и Мария Магдалина, почитающая Христа. Пришла она в Рим, в императорский дворец. В те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок: богатые — драгоценности, а бедные — что могли. У Марии ничего с собой не было, кроме веры в Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и сразу громко произнесла главное известие: “Христос воскрес!”. Удивился император и сказал: “Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!” Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо.

Красная окраска яиц символизировала кровь Христа и одновременно служила символом Воскресения. Даря друг другу пасхальные яйца, христиане исповедуют веру в свое Воскресение. Если бы не произошло Воскресения Христа, то, как учит апостол Павел, новая вера была бы напрасной. Но Христос воскрес, воскрес первым из рожденных на земле и этим явил свою силу и Божественную благодать.

С древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и снега. Когда-то было принято подносить яйцо как простой малый дар. Богатые вместо окрашенных куриных яиц зачастую подносили золотые или позолоченные яйца, символизировавшие солнце. Небо и земля во всем подобны яйцу: скорлупа - небо, плева - облака, белок - вода, а желток - земля.

Вывод: - Вот теперь мы знаем, почему яйца на Пасху красят в красный цвет.

5.Первичное закрепление

Д) Пасхальные игры.

- Ребята, в праздник Пасхи люди не только ходили друг к другу в гости и пировали, но устраивали пасхальные игры.

- Главные пасхальные развлечения связаны именно с праздничными яйцами. Яйца катают с горки или по траве, бьют друг об друга острым или тупым концом, в них даже бросают монетками. И сегодня мы поиграем в игру «Катись, катись, яичко».

Дети встают в круг. Водящий отдает одно яйцо ребенку в кругу. Со словами песенки дети начинают передавать яйца по кругу в любую сторону.

Катись, катись, яичко,

По нашему кружочку.

Найди, найди, яичко,

Для себя дружочка.

С последним словом передача яйца по кругу заканчивается. Тот, у кого в руках осталось яйцо, выходят в центр круга и отдает яичко водящему. Тот говорит:

В круг, дружочек, выходи

И для нас скорей спляши. ( Музыка)

Вывод: Молодцы! Вы отдохнули, а теперь можно работать дальше.

Е) Изготовление пасхальной открытки.

Учитель:

-В день Пасхи принято дарить подарки и пасхальные открытки. Показательно, что одни из самых первых отечественных иллюстрированных открыток были выпущены к Пасхе 1898 года по рисунку известного писателя и историка Николая Карамзина. Церковные обряды, праздничный стол с куличами, становились сюжетами для открыток. Её популярности способствовали и низкая цена, и то, что с помощью открытки можно было отправить поздравление с праздником своим близким, родным и друзьям. Кроме того, такие карточки можно было ещё и коллекционировать. В настоящее время в нашей стране возрождается традиция изготовления пасхальных открыток. И сегодня нам с вами предстоит изготовить пасхальную открытку. Слайд

- А сейчас я приглашаю всех ребят показать свои праздничные открытки. Выходите к доске. Спасибо. Вы хорошо потрудились.

6. Включение в систему знания и повторения

- С каким православным праздником   мы познакомились?

– Что вам запомнилось, понравилось больше всего?

– Что нового, интересного вы узнали?

7.Рефлексия

-Какие чувства испытали на мероприятии?

-Какие побуждения на добрые дела у вас появились? Мы с вами продолжаем делать добрые дела.

-А теперь оцените свою работу. Если вам на занятии было интересно, положите в корзинку красное яичко, если нет - белое.

-Ребята, давайте поздравим с наступающим праздником Светлым Христовым Воскресением наших гостей. Пожелаем здоровья, счастья, мира и подарим пасхальные открытки.

- Праздник Пасхи очищает души людей, делает их добрее. Давайте в оставшиеся до Пасхи дни творить добрые дела, не обижать друг друга. И тогда этот великий праздник принесёт вам настоящую радость! 

-Ребята, на этом наше мероприятие закончено. Спасибо всем вам за работу. Все хорошо трудились. Молодцы! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...