Конспект урока по ОРКСЭ "Пасха"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Разработка урока по курсу ОРКСЭ в 4классе «Пасха»
Цель:
- расширить представление детей о православной традиции
Задачи:
- сформировать позитивное отношение к христианским нравственным ценностям, уважение к духовным традициям народа;
- побуждать детей к изучению духовного опыта народа,
- воспитывать бережное отношение к его культурному наследию.
Ход мероприятия:
1.Мотивация.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на уроке. Давайте подарим друг другу улыбку.
2.Актуализация знаний.
-Ребята, любите ли вы праздники?
-Какие весенние православные праздники вы знаете? (Благовещенье, Вербное воскресение, Пасха)
-Какие из них у вас самые любимые? Почему?
3. Постановка проблемной ситуации
-Узнайте, о каком православном празднике пойдёт речь сегодня на занятии?
-Прослушайте стихотворение (А. Майкова) и попробуйте определить его тему.
(читают ученики)
1-й ученик
На Руси обрядов много.
А сегодня праздник Бога:
Пасха – Бога воскресение,
Его второй день рождения.
2-й ученик
Повсюду благовест гудит,
Изо всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…
Дети: Христос Воскрес! Христос Воскрес!
3-й ученик
С полей уж снят покров снегов,
И руки рвутся из оков,
И зеленее ближний лес…
Дети: Христос Воскрес! Христос Воскрес!
4-й ученик
Вот просыпается земля
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Дети: Христос Воскрес! Христос Воскрес!
- О каком православном празднике это стихотворение? (О Пасхе)
-Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Пасха) (пишу на доске)
-Какие чувства испытываете после прослушивания текста? Почему?
-Какие ассоциации возникают при слове "Пасха”?
-Чтобы вы хотели узнать нового о Пасхе?
- Значит, какие цели мы поставим?
(-Познакомимся с историей празднования Пасхи,,
-познакомимся с пасхальными обычаями и играми;
- воспитывать дружелюбие, терпение, уважительное отношение друг другу.) (пишу на доске)
Сегодня будем говорить о традициях, обычая , играх и о праздновании Пасхи.
4. Открытие нового знания
Учитель.
- В этом году ПАСХУ будем отмечать, какого числа? (8 апреля)
Ребята, приближается самый большой праздник христиан - Пасха. Это самый великий, самый светлый и самый любимый праздник. Это праздник радости, любви, доброты и справедливости. В день Святой Пасхи христиане вспоминают и славят Воскресение Иисуса Христа.
Учитель:
- Вы знаете, как ещё называют Иисуса Христа? Выполнив задание, мы будем это знать. Вписав в слова недостающие гласные, узнаем это. (на листочках на каждом столе)
- А работать мы будем в группах. Давайте вспомним, как работать в группах. Обсуждаем шепотом, чтобы не мешать другим группам. Выслушиваем мнение каждого и капитан принимает правильное решение и дает ответ. Родители принимают активное участие, вместе с ребятами обсуждают задание.
СЫН Ч Л В Ч СК Й
Б Г Ч Л ВЕК
ПАСТЫРЬ Д БР Й
СВЕТ Ж ЗН
СПАС Т ЛЬ
С Н Б ЖИЙ
Итог: Итак, мы с вами ответили на вопрос как называют Иисуса Христа. Его называют Сын человеческий, Бог человек, Пастырь добрый, Свет Жизни, Спаситель, Сын Божий.
Учитель:
-А сейчас послушайте рассказ руководителя Воскресной школы Анастасии Алексеевны об истории происхождения праздника.
А) Рассказ матушки об истории происхождения праздника.
- Это было очень давно. Прошло более двадцати столетий. В далекой стране иудейской на Востоке в семье плотника Иосифа и его жены Марии родился Сын Божий Иисус Христос. Он жил среди людей, помогая им, он учил людей жить в добре, предостерегал их от зла.
Страной правил в те времена римский царь. Люди нарушали законы, совершали много зла. Против этого зла и восстал Иисус.
Иисуса объявили бунтарем и несправедливо приговорили к казни - распяли на кресте
Когда умершего Иисуса сняли с креста, Его обернули в погребальные одежды и положили в гроб, в пещеру, потому что по древнему обычаю людей в израильской земле хоронили и хоронят только таким образом.
История воскресения Иисуса Христа гласит: “На третий день после погребения Христа ранним утром в воскресенье несколько женщин (Мария, Саломия, Иоанна...) пошли ко гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит Ангел Господень. Вид Его был как молния, и одежда Его бела как снег. Устрашившись Ангела, женщины пришли в трепет. Ангел сказал им, что Иисус воскрес, и они поспешили известить об этом всех мирян”.
И люди с великой радостью побежали разносить эту чудесную весть по всей земле. Что касается самого Христа, то он не остался среди людей, а отошёл к своему небесному отцу – Богу, чтобы уже с высоты следить за нашими делами, за нашей жизнью.
Праздник Христова Воскресения или праздник Пасхи, как его ещё называют, дошёл и до наших дней. На праздник во всех храмах проводится ночное пасхальное торжественное богослужение, сопровождающееся крестным ходом вокруг храма.
- Храм украшается, священники надевают самые красивые облачения, а прихожане стоят с зажженными свечами и ждут первых пасхальных песнопений.
Учитель:
Вывод: - Сколько нового, интересного нам рассказала Анастасия Алексеевна о празднике Пасха.
-Что значит слово Воскресение? (день возобновления жизни)
(рассказ Дарьиной Н.)
(Воскресение Иисуса – радостное событие для всех христиан, которое они празднуют уже около двух тысяч лет. Пасха – праздник воскресения к жизни. А начали праздновать Пасху по установлению первого Вселенского собора с 325 года. В этот день отмечается воскресение Иисуса Христа, который своей смертью искупил людские грехи и воскреснув, избавил людей от власти смерти. Пасха празднуется весной. Дата меняется каждый год. Ее определяет порядок природных явлений: полнолуния и весеннего равноденствия. Как правило- это первое воскресенье после первого весеннего полнолуния.)
- А что же предшествует празднику Пасхи? (Пост)
-А что такое пост? (Рассказ Кучуковой М. Пост- это особое время жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни. Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм, воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений).
Вывод: - Пост дается нам для творения добрых дел. С такими добрыми намерениями пришли к нам воспитанники Воскресной школы. Они хотят показать нам кукольный спектакль «Погорельцы».
Б)Просмотр кукольного спектакля.
Учитель: - Понравился ли вам спектакль?
- Кто были главными героями? (2 вдовы- добрая и злая, странник)
- О чем этот спектакль? Какие события происходят?
- Чему учит нас эта сценка? (быть добрыми, милосердными, отзывчивыми, нежадными, помогать в трудную минуту)
- Ребята, а побудила ли вас этот спектакль совершать добрые дела?
-А какие добрые дела мы можем совершать?
В) Знакомство с традициями и обычаями празднования Пасхи, пасхальный Благовест.
Учитель: - К Пасхе готовились 40 дней, то и празднуют ее тоже 40 дней. Православная церковь празднует его особенно торжественно.
Следующая за Пасхой неделя называется Светлой. В России на Пасху и всю следующую неделю во всех храмах звонят колокола. Звонить в колокола разрешается всем желающим, поэтому всю неделю звучит беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.
- Сейчас вы прослушаете пасхальный Благовест, это праздничный колокольный звон.
(Звучит звон церковных колоколов.)
-Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?
-Когда можно услышать звон колоколов?
-Для чего звонят в колокола?
Г) Пасхальные угощения.
- После службы в храмах наступает пасхальный пир.
- Что люди обязательно ставят на пасхальный стол? ( На столах расставляют куличи, пасхи и яйца)
Яйцо едят первым, когда приходят из церкви.
Творожную пасху обычно украшают свечками, пророщенными зернами и буквами «ХВ».
Слайд
Кулич – праздничный хлеб, символ страданий Господа. Он должен быть высоким, округлой формы.
Слайд
- А знаете ли вы, почему в Пасху дарят яйца красного цвета? (рассказ родителей)
После вознесения, Иисус велел ученикам идти по миру и проповедовать народу свое учение. Отправилась проповедовать учение Христа и Мария Магдалина, почитающая Христа. Пришла она в Рим, в императорский дворец. В те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок: богатые — драгоценности, а бедные — что могли. У Марии ничего с собой не было, кроме веры в Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и сразу громко произнесла главное известие: “Христос воскрес!”. Удивился император и сказал: “Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!” Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо.
Красная окраска яиц символизировала кровь Христа и одновременно служила символом Воскресения. Даря друг другу пасхальные яйца, христиане исповедуют веру в свое Воскресение. Если бы не произошло Воскресения Христа, то, как учит апостол Павел, новая вера была бы напрасной. Но Христос воскрес, воскрес первым из рожденных на земле и этим явил свою силу и Божественную благодать.
С древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и снега. Когда-то было принято подносить яйцо как простой малый дар. Богатые вместо окрашенных куриных яиц зачастую подносили золотые или позолоченные яйца, символизировавшие солнце. Небо и земля во всем подобны яйцу: скорлупа - небо, плева - облака, белок - вода, а желток - земля.
Вывод: - Вот теперь мы знаем, почему яйца на Пасху красят в красный цвет.
5.Первичное закрепление
Д) Пасхальные игры.
- Ребята, в праздник Пасхи люди не только ходили друг к другу в гости и пировали, но устраивали пасхальные игры.
- Главные пасхальные развлечения связаны именно с праздничными яйцами. Яйца катают с горки или по траве, бьют друг об друга острым или тупым концом, в них даже бросают монетками. И сегодня мы поиграем в игру «Катись, катись, яичко».
Дети встают в круг. Водящий отдает одно яйцо ребенку в кругу. Со словами песенки дети начинают передавать яйца по кругу в любую сторону.
Катись, катись, яичко,
По нашему кружочку.
Найди, найди, яичко,
Для себя дружочка.
С последним словом передача яйца по кругу заканчивается. Тот, у кого в руках осталось яйцо, выходят в центр круга и отдает яичко водящему. Тот говорит:
В круг, дружочек, выходи
И для нас скорей спляши. ( Музыка)
Вывод: Молодцы! Вы отдохнули, а теперь можно работать дальше.
Е) Изготовление пасхальной открытки.
Учитель:
-В день Пасхи принято дарить подарки и пасхальные открытки. Показательно, что одни из самых первых отечественных иллюстрированных открыток были выпущены к Пасхе 1898 года по рисунку известного писателя и историка Николая Карамзина. Церковные обряды, праздничный стол с куличами, становились сюжетами для открыток. Её популярности способствовали и низкая цена, и то, что с помощью открытки можно было отправить поздравление с праздником своим близким, родным и друзьям. Кроме того, такие карточки можно было ещё и коллекционировать. В настоящее время в нашей стране возрождается традиция изготовления пасхальных открыток. И сегодня нам с вами предстоит изготовить пасхальную открытку. Слайд
- А сейчас я приглашаю всех ребят показать свои праздничные открытки. Выходите к доске. Спасибо. Вы хорошо потрудились.
6. Включение в систему знания и повторения
- С каким православным праздником мы познакомились?
– Что вам запомнилось, понравилось больше всего?
– Что нового, интересного вы узнали?
7.Рефлексия
-Какие чувства испытали на мероприятии?
-Какие побуждения на добрые дела у вас появились? Мы с вами продолжаем делать добрые дела.
-А теперь оцените свою работу. Если вам на занятии было интересно, положите в корзинку красное яичко, если нет - белое.
-Ребята, давайте поздравим с наступающим праздником Светлым Христовым Воскресением наших гостей. Пожелаем здоровья, счастья, мира и подарим пасхальные открытки.
- Праздник Пасхи очищает души людей, делает их добрее. Давайте в оставшиеся до Пасхи дни творить добрые дела, не обижать друг друга. И тогда этот великий праздник принесёт вам настоящую радость!
-Ребята, на этом наше мероприятие закончено. Спасибо всем вам за работу. Все хорошо трудились. Молодцы! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...