ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОРКСЭ Модуль «ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» для 1-4 классов (ФГОС)
рабочая программа по орксэ по теме
ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ОРКСЭ
Модуль «ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР»
для 1-4 классов
(ФГОС)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_orkse_2015.docx | 47.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ОРКСЭ
Модуль «ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР»
для 1-4 классов
(ФГОС)
Пояснительная записка
Программа по ОРКСЭмодуль «ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР»
составлена на основе Основной общеобразовательной программы начального общего образованияМБОУ СОШ с. Индерка.
1.Планируемые результаты курса «Основы мировых религиозных культур»
Духовно-нравственное развитие и воспитаниеучащихся в начальной школе является важнейшейсоставляющей многих предметов. В процессе изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные знания и представления об окружающем мире, о прошлом и настоящем родной страны, духовно-нравственной культуре, осмысливать свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны.
Данный курс имеет культурологическую направленность, раскрывает общечеловеческие и общероссийские ценности, в отборе которых в процессе общественного развития участвовали различные религии.
Цель: - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи :
1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Патриотизм и гражданственность: любовь к России, родному краю, своему народу, уважение обычаев и традиций, культуры своего и других народов России, дружба и согласие между народами, верность Родине, служение Отечеству, уважение государственных законов и символов, защитников Отечества, охрана природы, исторических и культурных памятников.
• Духовно-нравственные ценности: ценность человеческой жизни, бережное отношение ко всему живому, справедливость, милосердие, верность, отзывчивость, сострадание, честность, ответственность, гостеприимство, доброта, дружелюбие, умение прощать, уважение мнения других.
• Семейные ценности: забота о чести семьи, уважение родителей, забота о старших и младших членах семьи, взаимопонимание и доверие, трудолюбие.
• Религии народов России: свобода вероисповедания, веротерпимость, представления о традиционных религиях народов России, их духовно-нравственном значении в жизни людей.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
У ученика будут сформированы:
• осознание своей идентичности как гражданина России, члена этнической и религиозной группы, семьи, гордость за своё Отечество, свой народ, уважительное отношение к другим народам России, их культурным и религиозным традициям;
• понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого, внимательного отношения между её членами;
• знания основных нравственных норм, ориентация на их выполнение;
• способность эмоционально (неравнодушно) реагировать на негативные поступки одноклассников, других людей, соотносить поступки с общероссийскими духовно-нравственными ценностями;
• стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах);
• готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.
У школьника могут быть сформированы:
• стремление к саморазвитию, соизмерение своих поступков с общепринятыми нравственными нормами, умение сотрудничать, прислушиваться к оценке своих поступков другими (одноклассниками, родственниками, учителем);
• осознание культурного и религиозного многообразия окружающего мира, стремление больше узнать о жизни и культуре народов России в прошлом и настоящем, первоначальный опыт толерантности;
• зарождение элементов гражданской, патриотической позиции, терпимости к чужому мнению, стремление к соблюдению морально-этических норм в общении с людьми с ограниченными возможностями, представителями другой национальности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;
• контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок;
• сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;
• оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
Младший школьник получит возможность научиться:
• оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями, осознавать причины трудностей и преодолевать их;
• проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
• самостоятельно преобразовывать практическую
задачу в познавательную.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;
• осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми;
• понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму;
• применять для решения задач (под руководством учи теля) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов;
Школьник получит возможность научиться:
• сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;
•осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;
• осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться
понять его точку зрения и т. д.);
• сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий, осуществлять помощь одноклассникам;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.
Школьник получит возможность научиться:
• принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;
• правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;
• проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы;
• участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации).
Предметные результаты
В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» ученик научится:
• находить на карте национально-территориальные образования Российской Федерации;
• определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;
• описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника;
• рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;
• готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях;
• характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;
• различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;
• рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений;
• оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;
• использовать полученные в курсе «Окружающий мир» знания о правах и обязанностях граждан России, государственной символике, государственных институтах и др. для формирования представлений о России, как общем доме для
народов её населяющих;
• объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;
• приводить примеры беззаветного служения Родине – России.
Школьник получит возможность научиться:
• использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;
• сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;
• находить на карте столицы национально-территориальных образований России;
• соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших;
• различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков;
• использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций.
2.Содержание курса «Основы мировых религиозных культур»
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1ч.)
Россия - наша Родина.
Основы мировых религиозных культур. (28ч.)
Культура и религия. Культура и религия. Возникновение религий. Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Типитака. Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран. Хранители предания в религиях мира. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Человек в религиознызтрадициях мира. Священные сооружения. Священные сооружения. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Искусство в религиозной культуре. История религий в России. История религий в России.
История религий в России. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Поломничества и святыни. Праздники в религиях мира. Праздники в религиях мира. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. (5ч.)
Долг, свобода, ответственность, труд. Любовь и уважение к Отечеству. Подготовка творческих проектов. Подготовка творческих проектов. Презентации творческих проектов на выбранные темы.
Презентации творческих проектов на выбранные темы.
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).
Блок 2. Основы мировых религиозных культур. (28 часов) .
Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов)
Блоки 1 и 3 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями таорческих проектов учащихся.
Блок 3 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме.
Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.
Учебное пособие для комплексного учебного предмета
«Основы мировых религиозных культур»
Учебное пособие «Основы мировых религиозных культур» подготовлено для экспериментального предмета «Основы мировых религиозной культуры» для 4 классов основной школы. Каждый ученик получает предлагаемое учебное пособие, имеющее общую структуру из четырех блоков и связанное общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше.
В качестве методологического принципа разработки учебного пособия выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах мировых религиозных культур, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие.
Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.
3.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика |
1. | Россия – наша Родина | Характеризовать, на основе актуализации знаний из курса «Окружающий мир», Россию как многонациональную страну. Объяснять, какие народы называются коренными народами России. Показывать на карте территориюРоссии, её столицу, ареал расселения русских по территории страны,национально-территориальные образования народов России. Приводить примеры отличийодного народа от другого. Сравнивать (на основе иллюстраций) традиционные жилища; выявлять общие черты и отличия. 1 |
2-3 | Культура и религия. | Рассказывать на основе учебника о традиционных религиях народов России: особенности, нравственные ценности, обрядовость. Объяснять, что объединяет религии народов России. |
4 | Возникновение религий. Древнейшие верования | Рассказывать на основе учебника о древнейших верованиях мира: особенности, нравственные ценности, обрядовость. Обсуждать ситуации, касающиесявзаимоотношений между людьми,исповедующими разные религии. Участвовать в обсуждении сообщений одноклассников. |
5. | Возникновение религий. Религии мира и их основатели. | Рассказывать на основе учебника о религиях мира и их основателях. Раскрывать особенности, нравственные ценности, обрядовость религий мира |
6. | Священные Книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака | Рассказывать (привлекая знания из других курсов начальной школы, дополнительные источники, свои наблюдения) о священных книгах религийРаскрывать нравственные нормы,которые заложены в священныхкнигах религий. |
7. | Священные книга мир Тора, Библия, Коран, Трипитака | Рассказывать (привлекая знания из других курсов начальной школы, дополнительные источники, свои наблюдения) о священных книгах религий. Раскрывать нравственные нормы,которые заложены в священныхкнигах религий. |
8. | Хранители предания в религиях мира | Рассказывать охранителях преданий в религиях мира |
9. | Добро и зло. Возникновение зла в мире Понятия греха, раскаяния, покаяния | Раскрывать значение понятий греха, раскаяния, покаяния. Приводить примеры добрых дел(из учебника и других источников,включая и свои собственные поступки).Участвовать в обсуждении поступков людей (нравственные, безнравственные), примеры которых отобраны в ходе групповой работы. |
10. | Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад | Рассказывать о понятиях греха , раскаяния. Участвовать в обсуждении поступков людей (нравственные, безнравственные), примеры которых отобраны в ходе групповой работы. |
11 | Человек в религиозных традициях мира | Рассказывать (привлекая знанияиз других курсов начальной школы, дополнительные источники,свои наблюдения) о праздниках,обычаях и традициях коренных народов России. Приводить примеры (на основефольклора) отношения отдельныхнародов России к своему языку,обычаям и традициям. Расширять свои знания о вхождении отдельных народов России в еёсостав. Обобщать знания о народах России; объяснять, что каждый народРоссии её неотъемлемая часть. Обсуждать ситуации, касающиесяотношений между людьми разныхнациональностей Обсуждать ситуации, касающиесявзаимоотношений между людьми,исповедующими разные религии. Участвовать в обсуждении сообщений одноклассников. |
12-13. | Священные сооружения. | Описывать (на основе иллюстраций учебника, непосредственногонаблюдения и других источников) культовые сооружения. |
14-15. | Искусство в религиозной культуре | Составлять описание картин российских художников на основе иллюстраций учебника,художественных альбомов, непосредственного наблюдения; выражать своё отношение к изображению. Описывать национальные костюмы, изделия народных промыслов. Показывать роль религии в культуре России. |
16. | Творческие работы учащихся | Участвовать в презентации .Участвовать в обсуждении сообщений одноклассников. |
17. | Презентация творческих работ | Участвовать в презентации о коренных народах России (например,национальные праздники одного изнародов России) или в оформленииальбома, посвященного народам,проживающим в родном крае. |
18-19. | История религии в России | Рассказывать на основе учебникаи других источников о традиционных религиях народов России;раскрывать их нравственные ценности. Объяснять, чтообъединяет религии народов России. Показывать роль религии, отдельных религиозных деятелей в истории и культуре России. Объяснять, что такое веротерпимость. Обсуждать ситуации, касающиесявзаимоотношений между людьми,исповедующими разные религии. Участвовать в обсуждении сообщений одноклассников. |
20-21 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. | Описывать национальные костюмы, изделия народных промыслов. Рассказывать (привлекая знанияиз других курсов начальной школы, дополнительные источники,свои наблюдения) о ритуалах ,обычаях и традициях коренных народов России. Приводить примеры (на основефольклора) отношения отдельныхнародов России к своему языку,обычаям и традициям. Обобщать знания о народах России; объяснять, что каждый народРоссии её неотъемлемая часть. Обсуждать ситуации, касающиесяотношений между людьми разныхнациональностей |
22 | Паломничества и святыни | Рассказывать (привлекая знания из других курсов начальной школы, дополнительные источники, свои наблюдения) о паломничестве , и святынях коренных народов России. |
23-24 | Праздники и календари | Рассказывать (привлекая знания из других курсов начальной школы, дополнительные источники, свои наблюдения) о праздниках и календарях религий мира |
.25-26 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | Объяснять, какие нравственныезаповедиобъединяют религии народов России. Обсуждать ситуации, касающиеся взаимоотношений между людьми,исповедующими разные религии. |
27 | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь | Составлять перечень духовно-нравственных норм, которые необходимы нам сегодня. Приводить примеры добрых дел (из учебника и других источников, включая и свои собственные поступки). |
28. | Семья | Рассказывать о своей семье; оценивать характер семейных отношений. Составлять перечень своих обязанностей в семье. Обсуждать приведенный в учебнике материал об отношении детей кродителям и родителей к детям. |
29. | Долг, свобода, ответственность, труд | Обсуждать ситуации, касающиесявзаимоотношений между людьми,исповедующими разные религии. Составлять перечень духовно-нравственных норм, которые необходимы нам сегодня. |
30. | Любовь и уважение к Отечеству. | Участвовать в обсуждении поступков людей (нравственные, безнравственные), примеры которыхотобраны в ходе групповой работы. Приводить примеры любви и преданности Отчизне, подвигов людейв Великую Отечественную войну. |
31. | Подготовка творческих проектов. | Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. Осуществлятьпоиск и выделение информации. |
32. | Религиозные ритуалы. | Рассказывать (привлекая знания из других курсов начальной школы, дополнительные источники, свои наблюдения) о ритуалах коренных народов России. |
33-34 | Презентации творческих проектов | Участвовать в презентации или в оформлении альбома. Участвовать в обсуждении сообщений одноклассников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по основам мировых религиозных культур для 4 класса.
Рабочая программа и тематическое планирование....
Рабочая программа по Основам мировых религиозных культур
В программе пояснительная записка, тематическое планирование, умения и навыки, которыми должны овладеть уч-ся 4 класса по предмету...
Рабочая программа модуля "Основы мировых религиозных культур" ОРКСЭ 4 класс
Представлено планирование уроков по учебнику Амирова Р. Б. "Основы мировых религиозных культур"...
Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4
Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4...
Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы мировых религиозных культур".
Рабочая программа к учебнику Р.Б. Амиров, О.В.Воскресенский. Основы религиозных культур и светской этики: Основы мировых религиозных культур. 4 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Р.Б. ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс на 2016 - 2017 учебный год, автор Корчагина Т.А.
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль ОМРК для 4-х классов, реализуется в течение 4-х лет, претерпела видоизменения, удобна и понятна в работе....
рабочая программа по основам мировых религиозных культур
рабочая программа для 4 класса, 34 часа...