Рабочая программа по Основам мировых религиозных культур
рабочая программа (4 класс) по теме

Гатаулина Надежда Викторовна

В программе пояснительная записка, тематическое планирование, умения и навыки, которыми должны овладеть уч-ся 4 класса по предмету

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа39.73 КБ

Предварительный просмотр:

                «Согласовано»                                                      «Утверждаю»

                 Заместитель директора школы                             Директор МБОУ «СОШ №1»

                 по УВР МБОУ «СОШ №1»                                ___________________________

                 ____________________________                          Приказ № __ от «__»____2012г.

                 «__»_______2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Гатаулиной Надежды Викторовны

I квалификационная категория

Основы мировых религиозных культур

   

2012-2013 уч. год

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» составлена на основе Примерной программы общеобразовательных учреждений и  авторской программы Данилюка А.Я. «Основы религиозных культур и светской этики» /модуль «Мировые религиозные культуры»/ - Программа для общеобразовательных учреждений 4-5 классы - М: Просвещение, 2010. Рабочая программа адресована учащимся 4 классов МБОУ «СОШ №1», срок реализации программы -1 год из расчета 1 час в неделю, всего 34 учебных часа.

Нормативно - правовой основой рабочей программы стали следующие документы :

1)Закон «О свободе вероисповедания», 1990г.;

2)Закон «Об образовании», 1992г.;

3)Конституция РФ, 1993г.;

4)Закон «О свободе совести и религиозных объединений»,1997г.;

5)Концепция национальной образовательной политики РФ  /Приказ Министерства образования и науки РФ/ от 03.08.2006г. за №201;

6) «О предоставлении государственными и муниципальными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ» /Приказ Министерства образования РФ /от 01.07.2003г.;

7) «О разработке и внедрении в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса ОРКСЭ» /Поручение Президента РФ/ от 02.08.2009г.;

8)Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ /Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А./,2010г.

Огромный интерес к религиозно-познавательному содержанию курса ОРКСЭ обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.

К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.

Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.

С двумя первыми причинами тесно связана третья причина — снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания, образования путём включения и систематизации знаний об основах, истоках и религиозно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры. Следующая причина — это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современногонарода, религия являлась и является важным (в истории — определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными государствами и народами.

Одной из причин является рост самосознания и интерес к национальной истории, наблюдающийся с 90-х гг. в России и за рубежом на фоне политических споров о путях дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются проблемы глобализации и сохранения традиций. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценные знания о ней, а также на знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов.

Особое значение область истории религиозной культуры приобретает для верующих и творчески одарённых школьников. И, конечно же, нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину, желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их успешную социализацию в российской культуре.

Курс ОРКСЭ/модуль «Основы мировых религиозных культур»/ построен с учётом обозначенных выше проблем современной российской действительности, культурно-образовательных потребностей общества и призван способствовать их решению, используя возможности государственной (светской) школы обычного типа.

В рабочую программу включены темы, раскрывающие особенности становления и развития Пуровского района, особенности религиозных верований Пуровской земли (Мой дом – Пуровский земля. Шаманство).  

Общество и государство предъявляют  к выпускникам современных школ следующие требования:

Человек, вступающий во взрослую жизнь должен быть:

  • мотивированным к познанию
  • владеющим достаточными знаниями, компетенциями и компетентностями, необходимыми для успешной социализации, образования на протяжении жизни
  • критически мыслящий
  • готовым к сотрудничеству и коммуникации
  • готовым отвечать за свои действия и их последствия, уважающим закон, справедливость, принимающим ценность личности, человеческой жизни, общества, человечества
  • социально-ответственным.

Разрыв между реальностью и требованиями общества к выпускнику школы – гражданину России очень велик. Курс ОРКСЭ должен помочь решить многие проблемы в воспитании подрастающего поколения в современных условиях, когда на место духовности приходят удовлетворение материальных потребностей, в обществе царит произвол, безнравственность и жестокость. Растет межнациональное разобщение молодежи.

Учащиеся 4-х классов - это самый податливый и самый перспективный в вопросах воспитания материал, они открыты, общительны, и самое главное существует возможность доверительного общения между родителями и детьми, учителями и детьми. Одновременно 11-13 лет - возраст, когда происходит отказ от ценностей детства и переход к ценностям взрослой жизни, а вокруг улица, интернет, ТV, неблагополучная семья, весь негатив современного общества. Ребенок не может понять каковы ценности существования человека в жизни. Очень часто его никто не может направить на путь истины. Возникает необходимость создания некоего связующего звена, который сможет помочь ребенку адаптироваться в этот непростой для него период. ОРКЭС призван закрыть брешь в воспитании подрастающего поколения. Это курс воспитательной направленности, а не система знаний.

Основными ценностями, на которых строится курс, являются:

патриотизм, социальная солидарность, труд, творчество, семья, наука, традиционные российские религии, гражданственность, искусство, литература, природа, человечество.

Общая педагогическая цель – воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России (эта цель закреплена ФГОС).

Цель предмета -  формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи предмета.

1)Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, духовными и нравственными ценностями традиционных религий России.

2)Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.

3)Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

4)Развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Предпочтительными формами организации учебной деятельности являются: работа в малой группе, работа в большой группе, индивидуальная.

Методы, используемые на уроках: эвристическая беседа, различные виды дискуссий, учебные проекты, уроки-экскурсии, деловые и ролевые игры, практикумы, викторины, конкурсы, творческие мастерские.

Используемые педтехнологии: личностно-ориентированные, информационные, частично-поисковый метод, метод проектов.

Формами диагностики уровня достижения результатов освоения модуля курса ОРКСЭ «Основы мировых религиозных культур» являются: беседа, анкетирование, тестирование,

Система оценки планируемых результатов – уроки по курсу ОРКСЭ/модуль ОМРК/ безотметочные, объектом оценивания является нравственная и культурологическая компетентность ученика (понимание значения нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, потребность в духовном развитии). Предусматривается выполнение творческих и проектных работ по окончанию  изучения разделов, написание эссе, составление кроссвордов и презентаций, участие в деловой игре, составление портфолио.

Требования к личностным результатам:

- сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

-сформированность  образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

-овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;

- уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины как успеха так и неудач учебной деятельности;

-адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

-уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

-овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-определять общие цели и путей их достижения, уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам.

Ученик должен знать/понимать:

1) основные понятия религиозных культур;

2) историю возникновения религиозных культур;

3)историю развития различных религиозных культур в истории России;

4)особенности и традиции религий;

5)описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников, святынь.

Уметь:

1)описывать различные явления религиозных традиций и культур;

2)устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

3)излагать свое мнение по поводу значения религиозных культур в жизни людей и общества;

4)соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

5)строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

6)осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

7)участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;

8)готовить сообщения по выбранным темам.

 

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

  1. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики.  Основы мировых религиозных культур 4-5 классы: учебное пособие для     общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.
  2. Рабочая тетрадь «Основы мировых религиозных культур» для учащихся 4 - х классов /  авт.-сост. Н.Н. Ушакова; Институт развития образования и социальных технологий. – Курган, 2011. –  36 с.
  3. Энциклопедия для детей. Т.9 Религии Мира.-М.:Аванта+, 2010.

Для учителя:

  1. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для     общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.
  2. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур: методические рекомендации для учителей. –    Чебоксары, 2010.
  3. Электронное приложение к учебному пособию Основы мировых религиозных культур. –М.: Просвещение, 2010.
  4. Забияко А.О. Энциклопедия религий–М.: Просвещение, 1965.
  5. Ислам на территории бывшей Российской империи: энциклопедический словарь. Вып.1. –М.,1998.
  6. Ислам: энциклопедический словарь.-М.,1991.
  7. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви: В 2 т.-М.,1991.
  8. Токарев С.А. Религия в истории народов мира.-М.,1986.
  9. Луис Б. Ислам и Запад. –М.,2003.

         

             Сетевые ресурсы

  1. Энциклопедия Кругосветhttp://www.krugosvet.ru
  2. Слово. Православный образовательный портал http://www.portal-slovo.ru/rus
  3. Официальный сайт Русской православной церкви http://www.mospat. Ru
  4. Мир религийhttp://www.reliqio.ru
  5. Библейская хронология http://www.cynet. com/Jesus/time.Htm
  6. Буддизм http://www.dharmanet.Orq
  7. Обществоелигия. Культураhttp://www.ork.ru
  8. Коран http://www.hti.umich.edu/reliq/koran

Для родителей:Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для    родителей. - М.: Просвещение, 2010.

Календарно – тематический план

(I полугодие 17 часов)

Раздел. Тема

Кол-во

часов

Характеристика деятельности

Дата проведения

  1. Духовные ценности Отечества (2 часа)

1.1.

Россия – наша Родина

1

Знакомятся с культурными традициями Родины; символикой страны.

1.2.

Мой дом – Пуровская земля

1

Знакомятся с культурными традициями народов Севера; символикой района.

II.Культура и религия (13 часов)

2.1.

Культура и религия

1

Знакомятся с историей возникновения и особенностями религиозных культур. Особенностями религиозных верований на Пуровской земле.

2.2.

Возникновение религий

1

Дают определения основных понятий религиозной культуры.

2.3.

Возникновение религий. Религии мира и их основатели

2

Изучают основы разных религиозных традиций

2.4.

Священные книги религий мира

2

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг

2.5.

Хранители предания в религиях мира

1

Учатся сравнивать различные религиозные традиции, явления духовной культуры

2.6.

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния

2

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей

2.7.

Человек в религиозных традициях мира

1

Учатся сравнивать различные религиозные традиции, явления духовной культуры

2.8.

Священные сооружения

2

Знакомятся с описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь.

2.9.

Искусство в религиозной культуре

1

Учатся сравнивать различные религиозные традиции, явления духовной культуры

III. Творческие работы учащихся (2 часа)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

(первое полугодие 17 часов)

1.Россия – наша Родина. Российская Федерация. Отечество. Родина. Символика страны. Материальный мир. Духовный мир человека. Традиции народа. Культурные традиции. Традиции семьи.

2.Мой дом – Пуровская земля. Освоение Севера.Зарождение Пуровского района. Культурные традиции народов Севера. Символика Пуровского района.

3.Культура и религия. Религия. Религиозный ритуал. Первобытные верования. Древние религии Египта, Индии, Греции, Рима. Традиционные верования. Национальные религии: индуизм, иудаизм. Шаманство. Мировые религии – христианство, ислам, буддизм. Культура. Духовные ценности. Культурный человек.

4. Возникновение религий. Религиозные чувства. Вера в духов. Вера в богов. Многобожие, пантеон богов. Единобожие, зарождение иудаизма. Авраам. Земля Обетованная. Моисей. Заповеди Бога еврейскому народу. Завет. Иерусалимский храм.

5-6.Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Зарождение христианства. Мессия – Иисус Христос. Дева Мария. Учение Иисуса. Распространение христианства. Последователи и ученики Христа. Зарождение ислама. Жизнь Мухаммада и его учение. Бог Аллах и его посланники Моисей и Иисус. Священный город Мекка. Мусульмане. Зарождение буддизма. Сиддхартха Гаутама и его поиск истины. Четыре основные истины Будды.

7-8.Священные книги религий мира. Священная книга буддизма – Типитака. Священные книги иудаизма и христианства – Танах, Библия. Ветхий Завет (Пятикнижие.Тора).Новый Завет (Евангелия. Деяния апостолов. Послания апостолов). Апокалипсис. Священная книга ислама – Коран. Суры Корана.

9.Хранители предания в религиях мира. Древнейшие хранители религиозных традиций – жрецы. Мудрецы иудеев – раввины. Христианская церковь. Христианские священнослужители: епископы, священники, диаконы. Христианская церковная иерархия. Мусульманская община – умма. Деятельность имамов и хафизов. Буддийская община – сангха. Буддистские учителя – ламы.

10-11. Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Что такое добро и зло. Добрые поступки, злые поступки. Представления древних греков о добре и зле. Библейское понятие добра и зла. Грех, грехопадение, покаяние, спасение, воздаяние. Понимание спасения в иудаизме и исламе. Главное зло для буддистов – страдание. Перерождение души. Нирвана.

12.Человек в религиозных традициях мира. Обращение и общение с Богом через молитву, чтение Библии, соблюдение и проведение таинств у христиан. Главные таинства христиан –Крещение и Евхаристия. Формы служения Богу у мусульман: шахада, намаз (салят), закят, саум, хадж. Мантра у буддистов.

13-14.Священные сооружения. Предназначение священных сооружений. Древнейшее священное сооружение Стоунхендж. Древнейшие храмы Греции, Рима, Египта, Индии, Китая, Японии. Айя–София. Еврейская синагога. Внутреннее устройство христианского храма: алтарь, иконостас. Икона. Фрески. Колокольня. Устройство исламской мечети: михраб, трибуна. Ступы. Пагода. Устройство буддийского храма.

15.Искусство в религиозной культуре. Икона, иконопись. Владимирская и Казанская иконы Божией Матери. Искусство арабесок и каллиграфия в исламе. Украшение синагоги и священных предметов в иудаизме. Скульптурные изображения Будды в буддизме.

16-17. Творческие работы учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по основам мировых религиозных культур для 4 класса.

Рабочая программа и тематическое планирование....

Рабочая программа модуля "Основы мировых религиозных культур" ОРКСЭ 4 класс

Представлено планирование уроков по учебнику Амирова Р. Б.  "Основы мировых религиозных культур"...

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4...

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы мировых религиозных культур".

Рабочая программа к  учебнику Р.Б. Амиров, О.В.Воскресенский. Основы религиозных культур и светской этики: Основы мировых религиозных культур. 4 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Р.Б. ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс на 2016 - 2017 учебный год, автор Корчагина Т.А.

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль ОМРК для 4-х классов, реализуется в течение 4-х лет, претерпела видоизменения, удобна и понятна в работе....

рабочая программа по основам мировых религиозных культур

рабочая программа для 4 класса, 34 часа...

Рабочая программа по Основам мировых религиозных культур 4 класс

Рабочая программа по Основам мировых религиозных культур 4 класс...