«Методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики».
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Данная разработка составлена для детей 4-5 классов.  Содержание урока  способствует нравственному воспитанию и  направлено на развитие нравственных чувств, нравственно – ценностного миропонимания,  формирование представлений о нравственном поведении.

Тема урока: «Нравственный поступок».

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о нравственных поступках.

Задачи:

-дать представление о понятии «нравственный поступок»;

-развивать умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;

-формировать нравственную позицию по отношению к своим поступкам и действиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_nravstvennyy_postupok.docx41.96 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кугесьский лицей» Чебоксарского района Чувашской Республики

Методическая разработка урока по курсу

 «Основы религиозных культур и светской этики».

ТЕМА: «Нравственный поступок»

Разработчик:

Кузьмина Венера Ильинична,

учитель 1-4 классов

п. Кугеси

2017г.

Тема урока: «Нравственный поступок».

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о нравственных поступках.

Задачи:

-дать представление о понятии «нравственный поступок»;

-развивать умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;

-формировать нравственную позицию по отношению к своим поступкам и действиям.

Личностные УУД:

-  способность эмоционально откликаться на содержание урока;

- умение рефлексировать изменения своего эмоционального состояния в процессе восприятия материала урока.

 Познавательные УУД:

 - умение извлекать и обобщать информацию.

Регулятивные УУД:

– в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока;

- понимать цель выполняемых действий.

Коммуникативные УУД:

– выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

-воспроизведение своими словами  понятий,  выполнение действий по образцу.

Планируемые результаты
Предметные:

 - знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Личностные:

 - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.
Метапредметные:

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.                                                                                    

Педагогические технологии, используемые на уроке: технология развития критического мышления, технология модерации,  проблемное обучение.

Методы обучения:

объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый.

Формы учебной работы: фронтальная форма обучения; групповая  форма обучения; индивидуальная форма обучения.  

План урока.                                                                    Хронометраж

Организационный момент.  ……………...…………………..................... 1  мин.

Мотивация учебной деятельности учащихся…………………………….1 мин

Определение темы урока. Постановка  цели  и задач урока  ..……….….5 мин.

Актуализация знаний………………………………………………………4 мин

Первичное усвоение новых знаний……………………………………….14 мин

Первичная  проверка понимания………………………………………… 3 мин

Динамическая пауза.……………………………………………………....2 мин

Первичное закрепление…………………………………………………...9  мин

Информация о домашнем задании………………………………………..1мин

Рефлексия. ………………………………………………………………….5 мин

Оборудование:

интерактивная доска, мультипроектор, видеозапись мультфильма, презентация, учебник, карточки для работы в группах, толковый словарь Ожегова.

Учебник: Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики: Программы общеобразовательных учреждений 4 – 5 классы. – М.: Просвещение, 2013.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности учащихся

Определение темы урока.

Постановка  цели  и задач урока.

Актуализация знаний

Первичное усвоение новых знаний

Первичная  проверка понимания

Динамическая пауза.

Первичное закрепление.

Информация о домашнем задании

Рефлексия.

1) Приветствие.

Встали ровно, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

2) Мотивационный момент:

 - Ребята, давайте попытаемся определить, насколько комфортно вы чувствуете себя на сегодняшнем уроке. Для этого   отметьте на полях своё настроение: лицо человечка радостного, грустного, спокойного.

[1]

Просмотр отрывка мультфильма «Цветик - семицветик» по сказке В.П. Катаева.

- Валентин Петрович прекрасный детский писатель.

- Почему книга называется “Цветик - семицветик ”?

- Чем же заканчивается сказка?

- Истрачены все семь лепестков, Женя загадала семь желаний. Какое желание, на ваш взгляд было самым важным? Почему?

- Подумайте и скажите, какая из пословиц выражает мысль сказки?
Труд кормит, а лень портит.
Весна красна цветами, а осень плодами.
На бога надейся, а сам не плошай.
Жизнь дана на добрые дела.

Какую проблему поднимает автор книги?

Ребята, назовите тему сегодняшнего урока.

(Слайд №1).

- Что было интересно для вас?

- О  чѐм задумались?

- Определите цель и задачи  урока.

- Какие поступки можно назвать нравственными?

- Как вы понимаете слово «поступок»? (Слайд №2)

- А как вы понимаете слово «проступок»?

[2]

 - Не всякое действие – поступок. Почему?

Предлагаю вам послушать рассказ Валентины Александровны Осеевой «Сыновья». [3] (Слайд №3)

- Видим ли мы заботу о маме первого сына?

- Заботится ли о маме второй сын?

- О чём говорит поступок третьего сына?

- Почему старик увидел одного сына?

- Кто, по его мнению, настоящий сын?

- Что такое нравственный поступок?

(Слайд №3)

- Прочитайте определение по учебнику (с. 40).

- Совпадает ли ваше мнение с мнением авторов учебника?

- Нравственный поступок имеет особые признаки. Выделим из них пять:

1. Мотив (зачем?)

2. Цель (для чего?)

3. Средства достижения цели

4.Само  действие

(добровольно или по принуждению?)

5. Результат

(положительный или отрицательный?)

(Слайд №5)

- Ребята, сделайте ваш выбор:

Помощь пожилому человеку при переходе проезжей части.

 Ребёнок помогает маме в работе по дому.

Ученик не уступает место пожилому человеку в транспорте.

Старшие ребята обижают младших. (Слайд №6)

Физкультминутка под музыку и с презентацией.

Работа в группах:

- А сейчас поработаем в группах.

-Какие правила работы в группах вы знаете?

Каждая группа получает задание на карточках. [4]

(Слайд №7)

Ответы вывешиваются на доске для общего ознакомления.

- Ребята,  молодцы! Выпуск  газеты «Нравственный поступок» получился интересным.

- Напишите  эссе „Легко ли совершать нравственные поступки?“ (Слайд №8)

- Ребята, можете привести примеры высоконравственного поведения человека.

- А теперь, ребята, давайте немного пофантазируем. Волшебница подарила каждому  по волшебному цветочку. Поделитесь, а что вы пожелаете своим одноклассникам?

- Пусть ваши  добрые желания исполняются, и пусть каждый совершает только нравственные поступки. Спасибо за активную работу. Урок окончен.

(Слайд №9)

Осуществляют самооценку готовности к уроку.

Настраиваются на работу и её положительный результат.

Смотрят отрывок мультфильма.

Слушают учителя.

Отвечают на поставленные вопросы.

Определяют тему  и цель  урока.

Фронтальная работа.
Участие в беседе.
Дети читают из толкового словаря С.И. Ожегова.


Фронтальная работа. 
Участие в беседе.

Работа с текстом учебника.

Выборочное чтение. 
Участие в беседе.

Дети рассуждают, делают выбор, обосновывают свой ответ.

Класс рассаживается по группам.

Правила работы в группах:

1.Будь вежлив с товарищем.

 2.Умей выслушать его мнение.                  

3.Доказывай своё мнение.  

4.Придя к единому мнению, решите, кто будет отвечать.

Работа в группе.

 Представление результатов работы классу.
Самооценка.
Взаимооценка.

Делают обобщение.

Запись домашнего задания.

Ресурсный круг.

 

 [1]

Сказка «Цветик-семицветик». Автор Валентин Катаев.

 

.… Посмотрела Женя на свой цветик - семицветик и видит, что остался всего один лепесток.

 - Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила - и никакого удовольствия. Ну, ничего. Вперед буду умнее.  Пошла она на улицу, идет и думает:

 "Чего бы мне еще все-таки велеть? Велю- ка я себе, пожалуй, два кило "мишек". Нет, лучше два кило "прозрачных". Или нет... Лучше сделаю так: велю полкило "мишек", полкило "прозрачных", сто граммов халвы, сто граммов орехов и еще, куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика. А что толку? Ну, допустим, все это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я себе лучше трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что? Еще, чего доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят!  Нет. Лучше я себе велю билет в кино или в цирк. Там все-таки весело. А может быть, велеть лучше новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых сандалетах? Можно велеть чего-нибудь еще гораздо лучше. Главное, не надо торопиться".

Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный - сразу видно, что не драчун, и Жене захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.

- Мальчик, мальчик, как тебя зовут?

- Витя. А тебя как?

- Женя. Давай играть в салки?

- Не могу. Я хромой.

И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.

- Как жалко! - сказала Женя. - Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.

- Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.

- Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! - воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. - Гляди!

С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:

 Лети, лети, лепесток,

 Через запад на восток,

 Через север, через юг,

 Возвращайся, сделав круг.

 Лишь коснешься ты земли -

 Быть по-моему вели.

Вели, чтобы Витя был здоров!

И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.

[2]

ПОСТУПОК

-пка, м. 1. Совершенное кем-н. действие. Хороший, плохой п. Совершить необдуманный п. Отвечать за свои поступки. 2. Решительное, активное действие в сложных обстоятельствах. В его жизни был п.

ПРОСТУПОК

-пка, м. Поступок, нарушающий правила поведения, провинность. Незначительный п.

[3]

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И

старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:

- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

- А мой поѐт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит

другая.

А третья молчит.

- Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают еѐ соседки.

- Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нем особенного

нету.

Вот набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок – за ними.

Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит

спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову

кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины. Другой песню поѐт, соловьѐм заливается – заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неѐ вѐдра тяжѐлые и потащил их. Спрашивают женщины старичка:

- Ну что? Каковы наши сыновья?

- А где же они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу.

[4] Задание для 1 группы:

Кто из героев совершает нравственный поступок, а кто нет?

Пахарь и Крот.

  Пахарь пахал землю. Вылез из своей норы Крот и удивился: вспахано уже большое поле, а Пахарь всё пашет и пашет. Решил Крот посмотреть, сколько земли вспахал Человек. Пошёл Крот по вспаханному полю. Шёл до самого вечера, а до конца поля не дошёл. Вернулся в нору. Утром вылез из норы, сел на дороге, ждёт Пахаря с плугом, чтобы спросить его:

— Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать ещё?

                Пахарь отвечает:

— Я пашу не только себе, но и людям.

                Удивился Крот:

— Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою нору себе, и каждый Крот роет нору тоже себе.

— Но ведь вы же кроты, мы — люди, — ответил Пахарь и начал новую борозду.

Из книги В.А. Сухомлинского «Хрестоматия по этике»

Задание для 2 группы:

Задание: составь синквейн по теме «Нравственный поступок».

Нравственный поступок

прил.,   прил.

сущ., сущ., сущ.

предложение (вывод, обобщение)

Задание для 3 группы.

Задание: соединить 1части пословиц со 2 частями по смыслу:

Не плюй в колодец

полезай в кузов.

Назвался груздем,

в том и правды мало.

Торопись на доброе дело,

пригодится воды напиться.

В ком добра нет,

добрый ответ.

Заварила кашу,

тем больше дров.

Чем дальше в лес,

расхлебывай.

На добрый привет,

а худое само приспеет.

Задание для 4 группы:

Задание: объяснить смысл высказывания Льва Толстого:

«Если ты видишь, что устройство общества дурно, и хочешь исправить его, то знай, что для этого есть только одно средство: то, чтобы люди стали лучше. А для того, чтобы люди стали лучше, в твоей власти только одно: Самому стать лучше».

Задание для 5 группы:

Расскажите, с чем у вас ассоциируется поступок, проступок?  

ПОСТУПОК

-пка, м. 1. Совершенное кем-н. действие. Хороший, плохой п. Совершить необдуманный п. Отвечать за свои поступки. 2. Решительное, активное действие в сложных обстоятельствах. В его жизни был п.

ПРОСТУПОК

-пка, м. Поступок, нарушающий правила поведения, провинность. Незначительный п.

ПОСТУПОК

ПРОСТУПОК

Использованная литература

1.Приказ Министерства образования, науки и высшей школы РФ от 6 октября 2009 года №343 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

2. Примерные программы начального общего образования. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2009.

 3.Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики: Программы общеобразовательных учреждений 4 – 5 классы. – М.: Просвещение, 2013.

4. Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2012.

5. Максимова С.А., Романовский В.К, Тивикова С.К. Основы религиозных культур и светской этики: сборник учебно-методических материалов. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2012.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - Москва: ОНИКС Мир и образование, 2005.

7.  Осеева В.А. Сыновья. – М: Просвещение, 2010.

8. Сайт Deti-Online.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Основы мировых религиозных культур и светской этики» для 3 класса (КРО).

Для реализации программного содержания используется учебник по предмету «Основы светской этики» автора М.Т. Студеникина; Москва «Русское слово» 2015г. ...

Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока: «Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие» (4 класс)

Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, в том числе и православной. Знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитани...

Разработка урока по основам религиозной культуры и светской этики

Разработка урока по основам религиозной культуры и светской этики. Модуль: основы православной культуры. Тема урока 18 "Православный Храм" Возрастная группа :учащиеся 4 класса Тип урока :Открытие но...

«Методическая разработка конспектов урока «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ)»

В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Развитие у обучающихся таких качеств, как толерантность, готовность и способность к диалогу друг...

Учебно-методическая разработка по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», 4 класс Тема: «Совесть»

Учебно-методическая разработка   по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», 4 классТема: «Совесть»Тип урока:...