«Методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики».
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Данная разработка составлена для детей 4-5 классов. Содержание урока способствует нравственному воспитанию и направлено на развитие нравственных чувств, нравственно – ценностного миропонимания, формирование представлений о нравственном поведении.
Тема урока: «Нравственный поступок».
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о нравственных поступках.
Задачи:
-дать представление о понятии «нравственный поступок»;
-развивать умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;
-формировать нравственную позицию по отношению к своим поступкам и действиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_nravstvennyy_postupok.docx | 41.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кугесьский лицей» Чебоксарского района Чувашской Республики
Методическая разработка урока по курсу
«Основы религиозных культур и светской этики».
ТЕМА: «Нравственный поступок»
Разработчик:
Кузьмина Венера Ильинична,
учитель 1-4 классов
п. Кугеси
2017г.
Тема урока: «Нравственный поступок».
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о нравственных поступках.
Задачи:
-дать представление о понятии «нравственный поступок»;
-развивать умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;
-формировать нравственную позицию по отношению к своим поступкам и действиям.
Личностные УУД:
- способность эмоционально откликаться на содержание урока;
- умение рефлексировать изменения своего эмоционального состояния в процессе восприятия материала урока.
Познавательные УУД:
- умение извлекать и обобщать информацию.
Регулятивные УУД:
– в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока;
- понимать цель выполняемых действий.
Коммуникативные УУД:
– выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
-воспроизведение своими словами понятий, выполнение действий по образцу.
Планируемые результаты
Предметные:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Личностные:
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.
Метапредметные:
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Педагогические технологии, используемые на уроке: технология развития критического мышления, технология модерации, проблемное обучение.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый.
Формы учебной работы: фронтальная форма обучения; групповая форма обучения; индивидуальная форма обучения.
План урока. Хронометраж
Организационный момент. ……………...…………………..................... 1 мин.
Мотивация учебной деятельности учащихся…………………………….1 мин
Определение темы урока. Постановка цели и задач урока ..……….….5 мин.
Актуализация знаний………………………………………………………4 мин
Первичное усвоение новых знаний……………………………………….14 мин
Первичная проверка понимания………………………………………… 3 мин
Динамическая пауза.……………………………………………………....2 мин
Первичное закрепление…………………………………………………...9 мин
Информация о домашнем задании………………………………………..1мин
Рефлексия. ………………………………………………………………….5 мин
Оборудование:
интерактивная доска, мультипроектор, видеозапись мультфильма, презентация, учебник, карточки для работы в группах, толковый словарь Ожегова.
Учебник: Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики: Программы общеобразовательных учреждений 4 – 5 классы. – М.: Просвещение, 2013.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент. Мотивация учебной деятельности учащихся Определение темы урока. Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний Первичное усвоение новых знаний Первичная проверка понимания Динамическая пауза. Первичное закрепление. Информация о домашнем задании Рефлексия. | 1) Приветствие. Встали ровно, подтянулись И друг другу улыбнулись. 2) Мотивационный момент: - Ребята, давайте попытаемся определить, насколько комфортно вы чувствуете себя на сегодняшнем уроке. Для этого отметьте на полях своё настроение: лицо человечка радостного, грустного, спокойного. [1] Просмотр отрывка мультфильма «Цветик - семицветик» по сказке В.П. Катаева. - Валентин Петрович прекрасный детский писатель. - Почему книга называется “Цветик - семицветик ”? - Чем же заканчивается сказка? - Истрачены все семь лепестков, Женя загадала семь желаний. Какое желание, на ваш взгляд было самым важным? Почему? - Подумайте и скажите, какая из пословиц выражает мысль сказки? Какую проблему поднимает автор книги? Ребята, назовите тему сегодняшнего урока. (Слайд №1). - Что было интересно для вас? - О чѐм задумались? - Определите цель и задачи урока. - Какие поступки можно назвать нравственными? - Как вы понимаете слово «поступок»? (Слайд №2) - А как вы понимаете слово «проступок»? [2] - Не всякое действие – поступок. Почему? Предлагаю вам послушать рассказ Валентины Александровны Осеевой «Сыновья». [3] (Слайд №3) - Видим ли мы заботу о маме первого сына? - Заботится ли о маме второй сын? - О чём говорит поступок третьего сына? - Почему старик увидел одного сына? - Кто, по его мнению, настоящий сын? - Что такое нравственный поступок? (Слайд №3) - Прочитайте определение по учебнику (с. 40). - Совпадает ли ваше мнение с мнением авторов учебника? - Нравственный поступок имеет особые признаки. Выделим из них пять: 1. Мотив (зачем?) 2. Цель (для чего?) 3. Средства достижения цели 4.Само действие (добровольно или по принуждению?) 5. Результат (положительный или отрицательный?) (Слайд №5) - Ребята, сделайте ваш выбор: Помощь пожилому человеку при переходе проезжей части. Ребёнок помогает маме в работе по дому. Ученик не уступает место пожилому человеку в транспорте. Старшие ребята обижают младших. (Слайд №6) Физкультминутка под музыку и с презентацией. Работа в группах: - А сейчас поработаем в группах. -Какие правила работы в группах вы знаете? Каждая группа получает задание на карточках. [4] (Слайд №7) Ответы вывешиваются на доске для общего ознакомления. - Ребята, молодцы! Выпуск газеты «Нравственный поступок» получился интересным. - Напишите эссе „Легко ли совершать нравственные поступки?“ (Слайд №8) - Ребята, можете привести примеры высоконравственного поведения человека. - А теперь, ребята, давайте немного пофантазируем. Волшебница подарила каждому по волшебному цветочку. Поделитесь, а что вы пожелаете своим одноклассникам? - Пусть ваши добрые желания исполняются, и пусть каждый совершает только нравственные поступки. Спасибо за активную работу. Урок окончен. (Слайд №9) | Осуществляют самооценку готовности к уроку. Настраиваются на работу и её положительный результат. Смотрят отрывок мультфильма. Слушают учителя. Отвечают на поставленные вопросы. Определяют тему и цель урока. Фронтальная работа.
Работа с текстом учебника. Выборочное чтение. Дети рассуждают, делают выбор, обосновывают свой ответ. Класс рассаживается по группам. Правила работы в группах: 1.Будь вежлив с товарищем. 2.Умей выслушать его мнение. 3.Доказывай своё мнение. 4.Придя к единому мнению, решите, кто будет отвечать. Работа в группе. Представление результатов работы классу. Делают обобщение. Запись домашнего задания. Ресурсный круг. |
[1]
Сказка «Цветик-семицветик». Автор Валентин Катаев.
.… Посмотрела Женя на свой цветик - семицветик и видит, что остался всего один лепесток.
- Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила - и никакого удовольствия. Ну, ничего. Вперед буду умнее. Пошла она на улицу, идет и думает:
"Чего бы мне еще все-таки велеть? Велю- ка я себе, пожалуй, два кило "мишек". Нет, лучше два кило "прозрачных". Или нет... Лучше сделаю так: велю полкило "мишек", полкило "прозрачных", сто граммов халвы, сто граммов орехов и еще, куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика. А что толку? Ну, допустим, все это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я себе лучше трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что? Еще, чего доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят! Нет. Лучше я себе велю билет в кино или в цирк. Там все-таки весело. А может быть, велеть лучше новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых сандалетах? Можно велеть чего-нибудь еще гораздо лучше. Главное, не надо торопиться".
Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный - сразу видно, что не драчун, и Жене захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.
- Мальчик, мальчик, как тебя зовут?
- Витя. А тебя как?
- Женя. Давай играть в салки?
- Не могу. Я хромой.
И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.
- Как жалко! - сказала Женя. - Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.
- Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.
- Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! - воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. - Гляди!
С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы Витя был здоров!
И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.
[2]
ПОСТУПОК
-пка, м. 1. Совершенное кем-н. действие. Хороший, плохой п. Совершить необдуманный п. Отвечать за свои поступки. 2. Решительное, активное действие в сложных обстоятельствах. В его жизни был п.
ПРОСТУПОК
-пка, м. Поступок, нарушающий правила поведения, провинность. Незначительный п.
[3]
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И
старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:
- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
- А мой поѐт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит
другая.
А третья молчит.
- Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают еѐ соседки.
- Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нем особенного
нету.
Вот набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок – за ними.
Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит
спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову
кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины. Другой песню поѐт, соловьѐм заливается – заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неѐ вѐдра тяжѐлые и потащил их. Спрашивают женщины старичка:
- Ну что? Каковы наши сыновья?
- А где же они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу.
[4] Задание для 1 группы:
Кто из героев совершает нравственный поступок, а кто нет?
Пахарь и Крот.
Пахарь пахал землю. Вылез из своей норы Крот и удивился: вспахано уже большое поле, а Пахарь всё пашет и пашет. Решил Крот посмотреть, сколько земли вспахал Человек. Пошёл Крот по вспаханному полю. Шёл до самого вечера, а до конца поля не дошёл. Вернулся в нору. Утром вылез из норы, сел на дороге, ждёт Пахаря с плугом, чтобы спросить его:
— Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать ещё?
Пахарь отвечает:
— Я пашу не только себе, но и людям.
Удивился Крот:
— Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою нору себе, и каждый Крот роет нору тоже себе.
— Но ведь вы же кроты, мы — люди, — ответил Пахарь и начал новую борозду.
Из книги В.А. Сухомлинского «Хрестоматия по этике»
Задание для 2 группы:
Задание: составь синквейн по теме «Нравственный поступок».
Нравственный поступок
прил., прил.
сущ., сущ., сущ.
предложение (вывод, обобщение)
Задание для 3 группы.
Задание: соединить 1части пословиц со 2 частями по смыслу:
Не плюй в колодец | полезай в кузов. |
Назвался груздем, | в том и правды мало. |
Торопись на доброе дело, | пригодится воды напиться. |
В ком добра нет, | добрый ответ. |
Заварила кашу, | тем больше дров. |
Чем дальше в лес, | расхлебывай. |
На добрый привет, | а худое само приспеет. |
Задание для 4 группы:
Задание: объяснить смысл высказывания Льва Толстого:
«Если ты видишь, что устройство общества дурно, и хочешь исправить его, то знай, что для этого есть только одно средство: то, чтобы люди стали лучше. А для того, чтобы люди стали лучше, в твоей власти только одно: Самому стать лучше».
Задание для 5 группы:
Расскажите, с чем у вас ассоциируется поступок, проступок?
ПОСТУПОК
-пка, м. 1. Совершенное кем-н. действие. Хороший, плохой п. Совершить необдуманный п. Отвечать за свои поступки. 2. Решительное, активное действие в сложных обстоятельствах. В его жизни был п.
ПРОСТУПОК
-пка, м. Поступок, нарушающий правила поведения, провинность. Незначительный п.
ПОСТУПОК | ПРОСТУПОК |
Использованная литература
1.Приказ Министерства образования, науки и высшей школы РФ от 6 октября 2009 года №343 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
2. Примерные программы начального общего образования. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2009.
3.Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики: Программы общеобразовательных учреждений 4 – 5 классы. – М.: Просвещение, 2013.
4. Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2012.
5. Максимова С.А., Романовский В.К, Тивикова С.К. Основы религиозных культур и светской этики: сборник учебно-методических материалов. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2012.
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - Москва: ОНИКС Мир и образование, 2005.
7. Осеева В.А. Сыновья. – М: Просвещение, 2010.
8. Сайт Deti-Online.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» Тема урока «Достойно жить среди людей»
Конспект урока по ОРКСЭ . Тема: "Достойно жить среди людей"....
Рабочая программа учебного предмета «Основы мировых религиозных культур и светской этики» для 3 класса (КРО).
Для реализации программного содержания используется учебник по предмету «Основы светской этики» автора М.Т. Студеникина; Москва «Русское слово» 2015г. ...
Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока: «Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие» (4 класс)
Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, в том числе и православной. Знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитани...
Разработка урока по основам религиозной культуры и светской этики
Разработка урока по основам религиозной культуры и светской этики. Модуль: основы православной культуры. Тема урока 18 "Православный Храм" Возрастная группа :учащиеся 4 класса Тип урока :Открытие но...
Методическая разработка учебного занятия по предмету «Основы религиозных культур и светской этике. Модуль: светская этика» «Человек рождён для добра»
Методическая разработка учебного занятия...
«Методическая разработка конспектов урока «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ)»
В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Развитие у обучающихся таких качеств, как толерантность, готовность и способность к диалогу друг...
Учебно-методическая разработка по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», 4 класс Тема: «Совесть»
Учебно-методическая разработка по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», 4 классТема: «Совесть»Тип урока:...