Разработка урока по основам религиозной культуры и светской этики
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Шляхтина Светлана Владимировна
Разработка урока по основам религиозной культуры и светской этики. Модуль: основы православной культуры. Тема урока 18 "Православный Храм" Возрастная группа :учащиеся 4 класса Тип урока :Открытие новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа Чехов-8

Разработка урока

по основам религиозной культуры

и светской этики.

Модуль: Основы православной культуры.

Тема урока 18: Православный Храм.

Возрастная группа: 4 класс

Тип урока: Открытие новых знаний.  

Выполнила: учитель начальных классов

Шляхтина Светлана Владимировна

2020г.

Тема: Православный храм.

Цели урока.

  1. Познакомить с понятием «храм – дом Божий».
  2. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
  3. Развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
  4. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Задачи:

  1. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
  2. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
  3. Познакомить с понятием «храм – дом Божий».
  4. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
  5. Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
  6. Подготовить учеников к посещению храма  

Основные термины и понятия: Храм. Крест. Купол. Паперть. Притвор. Четверик. Иконостас Алтарь. Царские врата. Священник.Клирос.Скиния.

Виды деятельности: беседа, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, участие в учебном диалоге.

Оборудование:

  • графические изображения;
  • презентация изображения храмов с использованием ПК и проектора
  • иллюстративный материал
  • аудиозапись колокольного звона, церковного песнопения

       

Планируемые УУД:

Личностные:

развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях;

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

воспитание доверия и уважения к истории и культуре России.

Предметные:

знание, понимание и принятие обучающимися ценностей культурных традиций православной России;

осознание ценности и духовности в человеческой жизни.

формирование первоначальных представлений о храмах и их роли в истории и современности России.

Метапредметные:

умение добывать информацию из различных источников;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения;

умение слушать собеседника, вступать с ним в учебный диалог;

умение планировать, контролировать и оценивать результаты своей деятельности и деятельности партнёра, вносить коррективы;

владение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

Оборудование:

Учебник; «Основы православной культуры» автор Шевченко Л. Л.

Презентация;

Музыкальное сопровождение;

Раздаточный материал:

Карточки для дифференцированной работы;

                                     

Ход урока.

I.Самоопределение к деятельности 

Звучит церковная музыка.

- Где можно услышать такое пение? (Ответы учащихся)

II. Актуализация знаний

(Слайд №3) Человека в жизни окружает множество различных зданий. Рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопрос: зачем нужны эти здания человеку?

(жилые дома, стадион, магазины, театр, почта, храм, вокзал и т.д.)

  Найдите среди этих фотографий ту, где можно услышать такое пение

- что это такое (храм, церковь)?

- кто из вас был в храме?

-для чего предназначен храм?

III.Постановка учебной проблемы

2. Определение темы занятия учениками.  (слайд №4)

Учитель: Послушайте загадку, которая поможет определить тему нашего урока.

Его я видел много раз,

Но близко так – впервые.

Смотрю, не отрывая глаз,

На главки золотые.

На колокольню, на кресты,

На голубя на крыше…

Ему оттуда, с высоты,

Кажусь я ростом ниже.

На купол солнце льёт и льёт

Сиянье золотое,

И, кажется, что он поёт

Застывшей красотою.

                                                                                                      (Татьяна Шорохова)

 Учитель: Помогите разгадать ключевое слово. (Слайд 5).

Дети работают в парах. (у детей на столах карточки с кроссвордом)

а) Человек, который принял учение Иисуса Христа (христианин).

б) Что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога? (добро).

в) Правила, данные людям от Бога на горе Синай (заповеди).

г) Одно из дел милосердия (милостыня).

 - Что это такое? Какое ключевое слово?

(церковь, храм)

- Правильно.

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

- Сформулируйте тему нашего урока.

(«Храм», «Православный храм»).  Слайд №6

Учитель:

Откройте учебник на стр. 52, прочтите что вы узнаете на сегодняшнем уроке.

Ребята читают:

Вы узнаете * Что такое православный Храм. * Для чего он предназначен. * О самом большом колоколе Московского Кремля.

- Чтобы вы хотели узнать о храме?

(ответы учащихся)

- Зачем знать о храмах и их внутреннем устройстве?

(Это наша история, наша жизнь, которую должен знать каждый православный человек).

- Вам уже приходилось бывать в церкви или православном храме?

  С кем вы ходили в храм?

2. Изучение нового материала. Открытие новых знаний с помощью учебника под руководством учителя.

1) Работа в группах с последующей проверкой (одинаковые слова не должны повторяться).

- Обсудите и запишите по три слова, с которым ассоциируется слово «храм».

Храм (запись слова на доске):

 церковь, свечи, иконы, крест, Бог, молитва, священник, душа, ангел…

- Так что же такое по – вашему храм? (Слайд №7)

2) Работа с учебником.   (стр. 52)

- Учитель: Прочитайте и ответьте на вопросы - Для чего построен и как устроен Храм.

(Дети читают первый абзац.)

- Как иначе называют Православный Храм?  (Божий Дом?)

- Почему? Для чего приходят в Храм? (Молиться Богу,)

Учитель: Давайте сделаем выводы. Иллюстрации помогут вам в этом.

              -  Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.              

              - В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.

              - В храме много икон.

У каждого человека есть дом, в котором он живет вместе со своими родственниками. Это общий дом для всех членов одной семьи. Есть общий дом и для верующих в Бога людей.

Этот дом называется ХРАМ –дом Бога. Это специальное место для молитв, для проведения обрядов и богослужений. Верующие во Христа любят свой дом, потому что в храме душа верующего находит спокойствие и защиту.

Древнерусские зодчие стремились выделять храмы, церкви среди остальных городских зданий. Для строительства выделялось самое высокое место, чтобы храм было видно издалека. 

       Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место.

        - Чем отличаются Храмы от обычных домов, зданий?

(Читаем следующий абзац стр. 52).

     2).   Слайд №8     Купола.      Здание храма завершается сверху куполом, изображающим собой небо.  

   Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

Учитель:

Храмов много, все они очень похожи и все разные, как и люди – в чем-то одинаковы: руки, ноги, туловище, голова, душа и в тоже время разные (цвет глаз, волос, форма лица), у каждого своего характера, своя жизнь.

Человек рождается, и храм рождается, человек получает имя и у храма есть имя – он освящается в честь святого человека или святого праздника, или святой иконы.

Каждая деталь храма имеет глубокий смысл и значение.

- Ребята, чем же   похожи все храмы?

 (у всех есть купол, крест) Слайд №9

- На что похож купол?

(на пламя свечи - округлый или продолговатый как луковица) Что мы видим на верху купола?

Что вы узнали, что символизирует крест? Прочтите как об этом сказано в учебнике.

(Крест – главный знак христианства, Христос умер на Кресте, и крест –знамя Его победы над смертью). 

 

3).   Храмы –  архитектурные памятники.  

Учитель:

      Православные храмы строятся алтарем на восток в сторону света, где восходит солнце. Каждый храм посвящен какому-либо святому или знаменательному событию в истории нашей страны. Так мемориальными или храмами памятниками являются:

Храм Христа Спасителя – Москва. Построен в память о победе русского народа в Отечественной Войне 1812 года.

Храм Великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе,

Знаменско-Петропавловский храм в селе Амосовка на месте Курской битвы.

Петропавловская церковь-памятник в Прохоровке (Белгородская область)

Церковь Всех Святых на Мамаевом кургане (Волгоград) и многие другие.

       Церкви и Храмы строились по особым правилам- КАНОНАМ.

В храме нет ничего неосмысленного, случайного.

- Кто принимал участие в рождении храма, люди каких профессий? (прочтите об этом)

Войдем вовнутрь храма и посмотрим на его устройство, убранство.

Физкультминутка.          

4. Первичное восприятие нового материала.

 Фронтальная работа с текстом учебника -  страница 52.

(По ходу прочтения текста, учащиеся записывают в тетрадь незнакомые и непонятные для них слова, делая пометы на полях)

  Внутренне устройство храма. Словарная работа (объяснение новых слов).

Учитель:

- Какие новые слова- понятия для вас открыл текст учебника?

(учащиеся зачитывают записанные ими непонятные слова: Учитель выставляет карточки с напечатанными словами на доску).

Паперть, притвор, четверик, иконостас, алтарь, Царские Врата, клирос.

Учитель:

Православный храм разделен на 3 части (Слайд №10):

1.Притвор – место, где раньше стояли люди, которые готовились к крещению.

2 Четверик - центральная самая большая часть храма – место прихожан, собиравшихся на церковную службу.

Везде висят иконы, горят свечи, лампадки.

3.Передняя часть четверика – иконостас. За ним алтарь.

- Ребята, как вы поняли, что такое иконостас? (Слайд №11)

(ответы учащихся).

В иконостасе 3 двери, ведущие в алтарь.

- Как называется центральная дверь? (слайд №12)

(Царские врата, через них могут ходить только священнослужители. Через две другие: северные и южные – помощники священнослужителя)

- Какие иконы в иконостасе присущи всегда?

(Слева – от Царских врат икона Спасителя, справа – икона Богоматери).

- Какое самое главное место в храме?

(Алтарь).

Учитель:

Там находится святой престол (четырехугольный стол, покрытый священными одеждами, он находится по средине алтаря на нем лежат: крест, Евангелие, шелковый плат с изображением Иисуса Христа в гроб).

     Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола. Слайд №13

   Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

    Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

·        Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).

·        Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».

·            Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».

(Звучит колокольный звон.)

- Какие чувства вызывает у вас колокольный звон?

(ответы учащихся)          

      Задание ученикам.   На стр. 55 прочтите стихотворения и скажите о каких колокольных звонах пишут авторы?

_ Ребята, кто из вас знает, как называется самый большой колокол в мире?

Прочтите об этом на стр. 55 в рубрике «Это интересно»

Слайд «Царь колокол» Слайд №14

III. Рефлексивно-оценочный этап.                    

  1. Закрепление изученного.

- Ребята, вы все знаете, что в школе существуют правила поведения для учащихся. В храме также существуют правила. Давайте с ними познакомимся:

2. Правила поведения в храме.

Учитель: Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм:

Подготовленные учащиеся читают стихи по ролям. (памятки распечатаны, раздать ученикам)

Памятка мальчику:

       Прежде чем зайти в собор,

       Головной сними убор,

       Злые мысли отгони:

       Не нужны тебе они...

Памятка девочке:

        Скромную надень одежду,

        В брюках в храм идёт невежда,

        Голову платком покрой

        И тихонько в храме стой.

 Мальчику и девочке.

   Никого не осуждай,

   Помощь нищему подай,

   Поставь свечку и потом

   Осени себя крестом.

   Богомыслие храни,

   Лень подальше прогони,

   Душой с Богом примирись,

   И со всеми ты молись.

 Богомольцев не толкай,

 К чину в храме привыкай.

 Не гляди по сторонам —

 Неполезно это нам...

 Хоть старушка, хоть девица

 Не посматривай на лица,

 Глазки в землю опусти,

 О грехах своих грусти.

 Учитель:    

И скажу я от души:

Выйти с храма не спеши,

Стой на службе до конца,

Слушай проповедь отца.

Приложись потом к кресту,

Обещание дай Христу,

Что исправиться намерен,

Слову своему будь верен.

Даром время не губи,

Службу Божию полюби.

Воскресенья подожди,

На молитву приходи.

Учитель: О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

Как мы заходим в храм?

Как мы стоим во время богослужения?

Как оканчивается божественная литургия?

3. Рефлексия (Слайд №15).

Учитель: Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

Учитель:

Вывод: Люди, приходя в храм, учатся добру, милосердию, состраданию, сочувствию, справедливости, чести.

И все эти качества нужно беречь в себе. Как огонек от свечи отдавать тепло тому, кто в этом нуждается, душой тянуться к небу, а своими делами помогать ближним. И тогда вы сбережете храм в своей душе и будете созидать всю свою жизнь.

- Вы замечательно сегодня поработали.

А сейчас давайте поделимся своими впечатлениями, которые получили на уроке, методом незаконченного предложения:

Я узнал (а), что ________________________.

Мне понравилось, что __________________.

Для меня храм – это ____________________.

IY Домашнее задание.

Общее:

- рассказать родителям о том, что запомнили на уроке.

- узнать историю и особенности храмов, находящихся рядом (в г. Чехове, в селе Ваулово, селе Шарапово).

- прочитать текст в учебнике на странице 52-53, ответить на вопросы.

Индивидуальное:

 Подготовить сообщение- выступление из рубрики «Из источников христианской культуры» - «Первый Храм», «Изгнание торгующих из храма»

 Литература.

Источники:

  Православная энциклопедия «Азбука веры» http://azbyka.ru/

        Учебник Л.Л. Шевченко «Основы православной культуры».

 

  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Проект урока по Основам религиозных культур и светской этики. Модуль: «Светская этика».

Проект урока по Основам религиозных культур и светской этики...

Урок по основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы православной культуры») по теме: «Экскурсия в храм в Жулебино».

Расширить, обобщить и уточнить у детей представление о назначении православного храма, его устройстве, о православной традиции отношения к храмам через знакомство с храмами района Жулебино.Дать первич...

Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)

Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...

Учебно-методическая разработка по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», 4 класс Тема: «Совесть»

Учебно-методическая разработка   по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», 4 классТема: «Совесть»Тип урока:...

Методическая разработка по предмету Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) и православной культуры

Данный урок предназначен при изучении курса «ОРКСЭ» в 4 классе, модуль «Основы православной культуры» к теме «Икона» после  проведенияэкскурсий в храмы Сычевск...

Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этике, УМК «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, тема: «Справедливость»

Цель урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с моральными правилами;2) проанализ...