Конспект урока ОРКСЭ "Природа и мы"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №3 ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан
Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе
по теме: «Природа и мы»
Подготовила: учитель начальных классов
Устинова Наталья Михайловна
2015 год
Тема урока: «Природа и мы»
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: сформировать у учащихся представление о взаимосвязи человека и природы.
Задачи:
- формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека;
- формировать экологическое мышление и экологическую культуру учащихся;
- способствовать формированию здорового образа жизни учащихся;
- формировать знания, умения для понимания и оценки состояния окружающей среды;
- развивать творческие способности в процессе исследовательской работы;
- обучать работе в группах, ведению дискуссий, отстаиванию своей точки зрения, выступлению перед аудиторией;
- способствовать воспитанию уважения и любви к природе, ответственности за её будущее.
Формы работы: коллективная, фронтальная, парная, самостоятельная.
Оборудование: Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовно-нравственной культуры. Я в мире людей: Учебник для 4 класса, 1-2 ч., Красная книга Башкортостана, презентация к уроку, презентация « Экологические катастрофы», печатные материалы для работы в парах.
Ход урока
1. Организационная деятельность.
Постановка темы и задач урока.
Обсуждение высказываний известных людей о природе. Слайд №1.
- Выскажите своё мнение по поводу высказываний известных людей о природе.
Дети высказываю своё мнение.
- Догадались, о чем пойдет речь на этом уроке? Сформулируйте тему.
Авторы нашего учебника выбрали для нее такое название: «Природа и мы».
- Как вы думаете, почему?
//Отвечая, учащиеся осмысливают и значение каждого слова и их отношения, выраженные союзом «и». Именно эта сочинительная - равноправная - связь важна для истинного понимания отношений природы и человека.
- Что значит «природа»? Кто такой «человек»? Обсудите в парах.
- На какой вопрос легче ответить?
2. Мотивация учащихся.
Работа с текстом учебника с. 13 «Что такое природа».
- Познакомьтесь с мнением авторов учебника.
- Почему надо изучать и учиться понимать законы природы так же, как и нравственные законы.
- Расскажи, опираясь на иллюстрации (с 13), как человек может влиять на природу.
//При обсуждении ответов уместно припомнить пример из 1 части учебника на с. 36:
«У каждого поступка есть причина и результат. Внутренняя причина обычно не видна окружающим, а потому они судят и о поступке, и о человеке по результату.
Но бывает так: человек задумал что-то одно, а получилось совсем другое. Например, дети захотели очистить лес. Они трудились, собрали мусор в большую кучу и подожгли. Было очень сухо, и огонь от костра перекинулся на лес, который загорелся».
Возможно, кто-то из учеников вспомнит и об «эффекте бабочки».
3. Информационный блок.
- Как вы думаете, какие последствия приносит лесу посещение его людьми? (Ответы детей)
- А теперь прочитайте в учебнике, чем грозят природе наши прогулки по лесу. (второй снизу абзац на с. 14).
Слайд №2-4.
//Чтобы пример был еще ярче, на слайде демонстрируется изображение 1 га и схематичные фигурки людей, добавляя их в соответствии с указанным в тексте количеством. Зрительно количество людей, наносящих непоправимый вред лесу, не выглядит устрашающим, и учащиеся в полной мере смогут увидеть неочевидный вред, наносимый лесу просто посещением его определенным количеством людей.
Чтение подготовленным учеником фрагмента текста на с. 15, посвященного любке двулистной.
Обсуждение прочитанного.
- Какие условия нужны для того, чтобы любка росла и цвела?
- Почему В. Солоухин так строит свое высказывание о любке: «Дай вам бог каждому… увидеть хоть раз в жизни…»?
//Важно, чтобы учащиеся отметили в ответах не только красоту растения, его аромат, но и его редкость, почти уникальность, и связали это со сложностью устройства мира природы.
- Каким должно быть поведение человека в природе, почему?
//Обсуждая варианты ответов, обращается внимание на последствия воздействия человека на природу, даже «неспециального»: просто гуляли, просто сорвали цветок, просто сбили ногой мухомор, просто заглянули в гнездо… - всегда надо попытаться представить последствия своих поступков и в отношении к природе, ведь одним движением руки можно разрушить то, что будет восстанавливаться долгие годы или не восстановится никогда.
- Знаете ли вы, какие растения Башкирии находятся на грани исчезновения? Что можно сделать чтобы сохранить их?
Показ Красной книги Башкортостана.
Работа с материалом «Книжной полки». Чтение притчи В. Сухомлинского (с. 17).
(Текст читает подготовленный ученик.)
- Почему некогда цветущий уголок природы превратился в пустыню?
- Ты согласен (согласна) с выводом, который сделал старик? Почему?
- Как должен поступать человек, чтобы жизнь становилась лучше?
- Осознание понятий экологической катастрофы, техногенной катастрофы.
Рассказ учителя.
Учёные понимают, что любое вмешательство может быть губительным для природы. Наука, изучающая отношения между живыми существами и их сообществами с окружающим миром, называется экология.
Иногда на Земле возникают экологические катастрофы, которые могут быть следствием извержения вулкана, землетрясения, засухи и т. д. Такие катастрофы называются природными. Если причиной катастрофы становятся механизмы, сооружения, техника, созданные человеком, она называется техногенной. И даже обычная деятельность людей сказывается на окружающей среде. Наибольший вред наносят транспорт, промышленные предприятия, их отходы.
Экологические катастрофы имеют как природный, так и техногенный характер.
Показ презентации «Экологические катастрофы».
4. Аналитическая деятельность учащихся.
Работа в группах.
- Разделите на 2 группы экологические катастрофы: землетрясение, цунами, атомный взрыв, наводнение, оползень, лавина, сель, пожары, извержение вулкана, метеорит, вспышка на Солнце, кислотный дождь, разлив нефти, провал грунта, парниковый эффект, выброс вредных веществ (в воду или в атмосферу), захоронение отходов производства, свалки и т.п.
//При проверке работы обращается внимание, что многие события (например, пожары, оползни, лавины, провалы грунта и т.д.) могут иметь как природный, так и техногенный характер.
Повтор вопроса:
- Как должен поступать человек, чтобы жизнь становилась лучше?
Ответ: - Не вредить природе и защищать ее.
- Выпишите на листочки те формы защиты природы, которые указаны в тексте и назовите другие известные вам. (Общественные организации, Красная книга и др.)
Самостоятельная работа учащихся с текстом на с. 18.
//Учитель подчеркивает роль государства в деле охраны природы (создание безотходных технологий, рекультивация земель, прекращение деятельности «вредных» производств; установление ответственности за нарушение природоохранительных норм и т.д.)
5. Подведение итогов урока.
- Что важнее - человек или природа? Почему? (Высказывания детей без обсуждения.)
- Может ли природа существовать без человека? А человек без природы?
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕК
Прочитайте фрагмент текста учебника с. 18:
«Природа - источник нашей жизни. Общество пока не научилось обходиться без ее даров. Без того, что дает нам природа, мы не умеем производить продукты питания и одежду, свет и тепло, обеспечивать свои передвижения и строить жилье».
-Какое же высказывание отражает наши рассуждения? Слайд №1
- Можно ли представить, что когда-нибудь человек сможет обходиться без природы?
- Об этом подумайте дома и следующий урок начнём с обсуждения этого вопроса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....