Рабочая программа по ОПК 1-3 год обучения
рабочая программа по орксэ на тему
Данная программа разработана в соответствии со стандартом начального образования и Примерным содержанием образования по учебному предмету « Православная культура», представленным Министерством образования РФ (М., 2002г.), на основе учебных материалов и опыта преподавания по авторскому учебно-методическому комплекту «Православная культура» (автор Л.Л. Шевченко).
Цель программы: формирование базовой культуры личности школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_opk_.doc | 255.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Анализ ситуации в России за последние годы показал:
-нравственные ценности в нашем обществе из области сопричастности к общему, коллективному, соборному (в православном понимании) идеалу ответственности человека за человека, из области сопереживания другим людям сместились на переживание прагматических ценностей выгоды, удачи, на проявление практичности и рационализма;
-в результате этого усиливается разобщенность людей, ухудшается нравственность, происходит разрушение семьи, потеря смысла жизни, криминализация сознания, нарастание форм девиантного поведения (наркомания, бродяжничество, алкоголизм, половая распущенность, правонарушения). Все это может привести к нравственной деградации общества.
Такие негативные явления особенно заметны в молодежной среде. Это ставит перед государством неотложную задачу социально-педагогической коррекции и реабилитации юных членов российского общества.
Таким образом, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.
Все эти проблемы и привели к разработке программы « Основы православной культуры в начальной школе», которая рассчитана на 3 года обучения в начальной школе.
Данная программа разработана в соответствии со стандартом начального образования и Примерным содержанием образования по учебному предмету « Православная культура», представленным Министерством образования РФ (М., 2002г.), на основе учебных материалов и опыта преподавания по авторскому учебно-методическому комплекту «Православная культура» (автор Л.Л. Шевченко).
Цель программы: формирование базовой культуры личности школьника.
В соответствии с ведущими целями общеобразовательной школы, определяемыми Законом РФ «Об образовании» и обозначенными в «Примерном содержании образования по предмету «Православная культура», программой определяются следующие задачи обучения и воспитания:
-передача современным школьникам знаний в области православной культурной традиции России как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности;
-воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями (милосердия, терпимости, дружелюбия и др.), осознающих нравственные нормы и необходимость их осуществления в своем поведении по отношению к каждому человеку.
В соответствии со спецификой предмета «Православная культура» задачи программы конкретизированы.
Задачи духовно-нравственного образования:
-дать знания о библейской истории происхождения мира, христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской этики;
-развитие нравственных чувств (сопереживания ответственности за другого человека, благодарения, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории и культуры и христианских святых;
-формирование системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры.
Задачи эстетического образования:
-развитие эстетического восприятия и чувств на примере феноменов православной культуры;
-развитие художественных представлений и понятий о православной культуре;
-развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов православной культуры;
-развитие навыков художественной деятельности и эстетических потребностей на основе образцов православного искусства.
Решение поставленных задач может быть реализовано при условии увлечения школьников православной культурой.
Таким образом, решение поставленных задач предполагает выделение знаний, умений, навыков, уровней воспитанности, являющихся показателями их реализации.
Определение умений и навыков в результате работы по программе.
Педагогическое решение предполагает создание системы выработки специфических (в соответствии со спецификой предмета и возрастными особенностями детей) навыков-умений.
Навык формируется повторением. На занятиях православной культуры у детей развиваются навыки и потребности общения с объектами православной культуры: с Библией - величайшим памятником мировой литературы, литературой о жизни святых, о православных традициях и ценностях, отраженных в произведениях искусства и в окружающей жизни(в православных праздниках, памятниках архитектуры, иконописи и т.д.) Для этого занятия с детьми рассматриваются как практические творческие.
Умения в области православной культуры предполагают творческое применение полученных знаний в повседневной жизни. Например, полученные знания о детстве преп. Сергия Радонежского, об отношениях в семьях других святых помогают ребенку не только увидеть примеры, но и становятся средством формирования системы отношений в семье(послушания старшим, почитания каждого члена своей семьи), умения выполнять свои обязанности по отношению к близким, товарищам и т.д.).
Содержание программы «Православная культура в начальной школе» позволяет младшим школьникам узнать о том, что во все века составляло славу России (о ее святых, героях, о памятниках христианской культуры, о традициях жизни русских людей), закладывает основы общих представлений о православной культуре, основы познания ребенком связей культуры России с традициями православной культуры. Младший школьный возраст, характеризуется образным восприятием и мышлением. Поэтому предполагается, работая по программе, исходить из близкого, понятного ребенку: мира природы, сказки, объектов окружающего мира. Знакомство с объектами православной культуры: классической литературой, поэзией духовной и светской музыкой, живописью и зодчеством и так далее позволяет выделить школьникам основные понятия православной культуры. Посредством нравственно-эстетических и религиозных понятий категорий закладываются представления о христианском понимании красоты и доброты, зла и безобразного в окружающем мире.
Изучение отечественного историко-педагогического наследия (К.Д.Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.), святоотеческих трудов показывает, что для того, чтобы решить задачи духовно-нравственного образования, необходимо вначале открыть для детей в их собственных сердцах то доброе, что они уже знают и любят. Для этого предстоит научить детей через знакомые им образы и реальности окружающего мира замечать и самим стремиться к доброму и красивому. Прекрасное пробуждает доброе. Умение детей видеть прекрасное возрождает в них нравственные качества: доброты, сочувствия, заботы об окружающем мире.
Постепенно ребенок может быть подведен к пониманию того, как в течение почти десяти веков в традициях добрососедства и веротерпимости русская история слагалась христианами. Великие русские люди, которые по сей день остаются для всех лицом истории нашего Отечества, строили и благоукрашали христианские храмы. История древнерусского искусства неразрывна с историей Русской Православной Церкви. Смысл этого искусства невозможно понять тому, кто не имеет представления о христианской культуре. Без знания родной культуры человек не может быть культурным.
Вводя своих учеников в радостный мир православной культуры, учитель идет путем ответственной педагогической работы: он учится любить своих учеников, стремится передать им тот свет любви и красоты, какой несет в себе православная культура.
Ожидаемый результат:
1. Дети должны усвоить основные положительные и отрицательные нравственные качества человека: (вежливость, верность, вера в человека, грубость, корысть, правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость.)
- Важные категории и понятия этики: (добро и зло, правда и ложь, обман, корысть, этика, этикет, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, дружба, забота, обида)
- Общие понятия гражданско-правового сознания: (Родина, патриот, патриотизм, подвиг, герой, обязанность, ответственность, право, устав, режим)
2. Дети должны знать и использовать в общении элементарные этические нормы; активно применять правила вежливого общения;
- оперировать понятиями «закон», «устав», «права», «обязанности»;
- правильно вести себя в общественных местах (школе, театре, кино, музее, общественном транспорте и т.д.), друг с другом, в семье;
- быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими; заботиться о родителях;
- уметь самостоятельно управлять собой, без посторонней помощи пытаться и решать некоторые свои проблемы;
- демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, признавать свою неправоту в случае ошибки, которых не следует бояться);
- осознавать необходимость доброй взаимосвязи с другими людьми, как самой большой человеческой ценности;
- осознанно выбирать друзей и товарищей, проявлять в этих отношениях верность и бескорыстие;
- уметь оценивать поступки свои и своих товарищей, различать плохие и хорошие поступки; достойно вести себя в случае, когда от твоего слова что-то зависит;
- терпимо относиться к людям, вещам и взглядам; выходить достойно из возможной ситуации конфликта; прощать своих друзей и недругов, не таить обиду, не хотеть наказать;
- управлять страхом неудачи (получить двойку, замечание);
- действовать так, чтобы природа не страдала от воздействия человека;
- выглядеть опрятно и аккуратно;
- осознанно оперировать понятиями «Родина», «любовь к Родине»; знать историю православной культуры, гордиться символами Государства; культурой и традициями своей Родины.
МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Содержание программы «Основы православной культуры в начальной школе» определено «Примерным содержанием по предмету «Православная культура» и составивших основу авторских учебно-методических комплектов «Православная культура» Л.Л.Шевченко.
Структура программы организована на основе принципов: содержательных обобщений, концентризма и повторяемости, личностно-ценностного соответствия и включает 4 интегративных блока тем, соответствующих годам обучения по классам:
1 год обучения. Мы и красивый мир Божий в христианской картине мира) вокруг нас (Творец и творение).
2 год обучения. Радостный мир православной культуры.
3 год обучения. Православная культура вокруг нас. Отечество земное и Небесное. Добродетели в жизни христиан.
Методическое сопровождение включает комплект методических материалов для учителя: Концепция и программа учебного предмета, материалы для самоподготовки учителя, мультимедийные материалы, учебные пособия для детей.
Формой закрепления и текущей проверки усвоения являются проблемные задания рублики «обсуждаем – размышляем», творческие проектные работы детей.
Формой итогового контроля является коллективный творческий проект.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся представлены в виде номенклатуры знаний о православной культуре, изложенных на общеобразовательном уровне в соответствии со ступенями обучения (начальной школы). Уровни выражены через действия, которые учащиеся должны выполнять для оценки подготовленности.
В рамках требований учащиеся должны:
-называть и показывать;
-определять и измерять, фиксировать;
-описывать, составлять;
-объяснять;
-прогнозировать (простейшие действия).
Показателями освоения программного материала, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий, как в общем культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.
Реализация программы рассчитана на 3 года обучения в начальной школе.
1 год обучения. Мы и красивый мир Божий вокруг нас.
В программе 1 года обучения закладываются основы духовно-нравственных представлений об окружающей жизни, фундамент культурологических представлений, связи представлений ребенка о его жизни с православной культурой. В программе выделены 2 аспекта обучения и воспитания:
1.Связь традиций православной культуры с жизнью современного человека.
2.Опора на наглядно-образный компонент учебного материала.
В соответствии с этим разработаны задачи 1 года обучения:
-актуализация знаний в области православной культурной традиции для современных школьников;
-развитие образно-ассоциативного восприятия явлений окружающего мира в историкокультурном контексте;
-увлечение детей элементарными формами творческой деятельности на основе образцов православной культуры;
-формирование умений анализа и оценки на основе норм христианской этики.
Тематическое планирование 1 года обучения.
№п.п. | Тема занятия | К-во час. | Дата проведения | Задачи занятия | Средства | Вид деятельности | ||
1 четверть-8 часов | ||||||||
1. | Красота в окружающем мире. | 1 | -развитие умений эстетического восприятия: :видеть и слышать красивое; -привлечение внимания детей к цвету и форме в природе, к разнообразию форм окружающего мира. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.1 | Сочинение сказки « Что я вижу?» | |||
2-3. | Поиски красивого вокруг себя. Красота рукотворная и нерукотворная. | 2 | -привлечь внимание детей к разнообразию(цветовому, звуковому) окружающего мира. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.2-3,краски, листья, рисунки | Загадки о природных явлениях | |||
4. | Бог-творец красивого мира. | 1 | -объяснить взаимосвязь эстетических и нравственных понятий «любовь, доброта, красота» | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.4 | ||||
5. | Сотворение человека. | 1 | -объяснить взаимосвязь эстетических и нравственных понятий «любовь, доброта, красота» | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.5 | Аппликация на тему «Сотворение мира» | |||
6. | Правила жизни, данные людям. | 1 | -объяснить взаимосвязь эстетических и нравственных понятий «любовь, доброта, красота» | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.6 | Аппликация «Рай» | |||
7. | Как изобразить доброе и красивое? | 1 | -разработка связи между нравственными эстетическими понятиями «красивое- доброе- послушание» | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.7 | Рисунки на тему «Доброе и злое в цвете» | |||
8. | Повторение. Региональный компонент. | 1 | -систематизировать приобретенные знания и умения детей | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» | Коллективная творческая работа | |||
2 четверть-8 часов. | ||||||||
1. | Как люди покинули Рай. | 1 | -осмысление нравственных понятий и их связи с эмоциональным состоянием(прощение, злоба, гордость, непослушание) | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.1(2 ч) | Рисунки на темы: «Печаль», «Злые», «Послушные» | |||
2. | Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира. | 1 | - осмысление нравственных понятий и их связи с эмоциональным состоянием(прощение, злоба, гордость, послушание) | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.2 | ||||
3. | Добрые и злые люди. | 1 | -разработка духовно-нравственных понятий «благочестие», «красота», «грех»; -расширить ряд понятий «непослушание- зло-печаль- смерть»; -знание о нормах поведения(опережающее введение заповеди «Не убий» | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.3 | Рисование на тему «Добрые-злые» | |||
4. | За что были наказаны люди. | 1 | -духовно-нравственное воспитание | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.4 | Рисование радуги | |||
5-6. | Как Бог простил людей. В ожидании праздника. | 2 | -духовно-нравственное воспитание | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.5-6 | Читаем, рисуем, коллективная работа | |||
7-8. | Повторение. Региональный компонент. | 2 | -духовно-нравственное воспитание | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.7-8 | ||||
3 четверть-10 часов. | ||||||||
1-2. | Чему мы радуемся зимой? Праздник Рождества Христова. | 2 | -духовно-нравственное воспитание | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.1-2 (3 ч.) | Сочинение рождественских колядок, стихов, рисование, поделки. | |||
3. | Зимние радости. Святки. | 1 | -раскрытие взаимосвязи между этическими и эстетическими понятиями: любовь-благоволение-мир- красота-благодарение. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.3. | Рисуем Рождество, картинки зимы. | |||
4. | Праздник Крещения. | 1 | -раскрытие взаимосвязи между этическими и эстетическими понятиями: любовь-благоволение-мир- красота-благодарение. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.4. | Рисунок «Крещенский мороз» | |||
5. | Праздники в нашем доме: день Ангела, день рождения. | 1 | -повторение изученного раннее | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.5. | Коллективная работа | |||
6. | Праздник Дня Защитника Отечества. | 1 | -разработка духовно-нравственных понятий: защитник, слава, православие. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.6. | Плакат «День Ангела» | |||
7. | Радости масленицы. Прощеное воскресенье. | 1 | -духовно-нравственное воспитание | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.7. | Игрушка «Масленица» | |||
8-9. | Как люди предали Христа. | 1 | -духовно-нравственное воспитание | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.8-9. | Коллективная творческая работа | |||
10. | Повторение. | 1 | -духовно-нравственное воспитание | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.10. | Коллективная творческая работа | |||
4 четверть-8 часов. | ||||||||
1. | Весенние радости. | 1 | -духовно-нравственное воспитание | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.1 (4 ч.) | Аппликация открытки. | |||
2. | В ожидании праздника. | 1 | -духовно-нравственное воспитание | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.2 | Панно «Птицы прилетели» | |||
3. | Какого цвета праздник Пасхи? | 1 | -знание Священной истории, благая весть о спасении людей; -знание об отношении христиан к событию; -знание о культурных традициях своей Родины. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.3 | Рисование на тему «Пасха красная» | |||
4. | Праздник Дня Победы. | 1 | -эмоциональное сопоставление радости-радуги и радоницы- памяти о предках; -соединение эстетического понятия « красиво» с нравственно-положительной характеристикой «память». | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.4 | Рисунки детей | |||
5. | Родословие моей семьи. | 1 | -дать детям представление о христианском понимании семьи. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.5 | Родословное дерево семьи | |||
6. | Мои обязанности. | 1 | -содержательное обобщение | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.6 | Мое родословное дерево | |||
7-8. | Региональный компонент. Экскурсия в храм, музей. | 2 | -содержательное обобщение | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.7-8. | Коллективная творческая работа |
2 год обучения. Радостный мир православной культуры.
На 2 году обучения в соответствии с методологией отечественной педагогической школы, принципов христианской антропологии в определении этапов становления личности школьники начинают знакомиться с христианским православным пониманием духовности, как основы православной культуры.
В программе 2 года обучения продолжается разработка общих учебно-воспитательных задач курса :
-преподавание младшим школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России культурных ценностей;
-воспитание детей как благочестивых граждан, обладающих добродетелями , осознающих духовно-нравственные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении;
-передача школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.
Тематическое планирование 2 года обучения.
№п.п. | Тема занятия | К-во час. | Дата | Задачи | Средства | Практическая деятельность |
1 четверть-8 час. | ||||||
1. | Красота и радость в жизни людей. | 1 | -расширить знания по тематическому блоку «Сотворение мира» | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.1(1 ч.) | ||
2. | Буквица славянская. История азбуки. | 1 | -активизация нравственного чувства сопереживания; -актуализация смысла Священной истории для современных школьников с целью их духовно-нравственного развития. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.2 | Раскрашивание славянских букв. | |
3. | Праздники –радости сентября: Рождество Пресвятой Богородицы. | 1 | -духовно-нравственное развитие школьников | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.3 | Сочинить рассказ или нарисовать рисунок на тему «Доброе дело» | |
4. | Православный храм- дом Божий. | 1 | -изучение церковнославянской азбуки; -повторение слов Бог, Богородица, Мария. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.4 | Игра «Зодчие» | |
5. | О чем рассказывают иконы. | 1 | -изучение церковнославянской азбуки; -слова «благодать», «любовь». | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.5 | Рисунки на темы: «Доброта», «Полет», «Хорошее настроение» | |
6. | Радостный мир православной иконы. | 1 | -изучение церковнославянской азбуки; -введение понятий: акафист, радость, собор . Образ Божий, царствие Небесное, всемилостивый, благодать. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.6 | Рисование буквы «В» в стиле русского орнамента | |
7. | .Скорби и торжество в православной иконе. | 1 | -введение понятий: печаль и радость, крест, спаситель, скорбь, терпение, дух, богослужение. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.7 | Рисование в стиле русского орнамента буквы «Глаголь», рисование символа Креста. | |
8. | Повторение. | 1 | -обобщить знания детей | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.8 | Коллективная творческая работа | |
2 четверть-8 часов | ||||||
1. | Праздники-радости октября: Покров Пресвятой Богородицы. | 1 | -изучение церковнославянской азбуки; -введение понятий: «Покров Пресвятой Богородицы» | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.1(2 ч.) | Рисунок «Покров» | |
2. | Радостные гимны Романа Сладкопевца. | 1 | -изучение церковнославянской азбуки; -введение понятий: добродетель-радость, грех-совесть-скорбь-покаяние-прощение-красота, кондак, икос, гимн. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.2 | Русский орнамент | |
3. | Какими законами Бог сохранял красоту мира. | 1 | -изучение церковнославянской азбуки; -введение понятий: заповедь, Закон Божий. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.3 | Рисунки на темы: «Дочь фараона», «Синайский закон». | |
4. | Синайское законодательство. | 1 | -изучение церковнославянской азбуки; -введение понятий: Заповеди Божии, ковчег, неопалимая Купина. Синай. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.4. | Рисование на темы стих. К.Фофанова «Неопалимая Купина». | |
5. | История царя Давида. Псалтырь. | 1 | -изучение церковнославянской азбуки; -введение понятий: благочестие, грех, покаяние, спасение, радость, пророк. Псалтирь, псалом, Тропарь. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.5. | Нарисовать музыкальный инструмент псалтирь. | |
6. | Введение во храм Пресвятой Богородицы. | 1 | -изучение церковнославянской азбуки; -введение понятий: христианская радость. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.6. | Рисуем на тему «Введение во храм». | |
7. | Что могла увидеть в храме Пресвятая Дева Мария? Что мы видим в православном храме | 1 | -изучение церковнославянской азбуки; -введение понятий: Рождество Христово, храм. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.7. | Рисуем на тему: «Храм». | |
8. | Что мы видим в православном храме | 1 | -изучение церковнославянской азбуки; | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.8 | Творческая коллективная работа. | |
3 четверть-10 часов | ||||||
1. | Ветхозаветное пророчество о Христе. Рождество Христово. | 1 | -изучение церковнославянской азбуки; -введение понятий: Ветхий Завет, пророки, пророчества. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.1 (3 ч.) | Рисование на темы: «Рождество Христово», «Новогодние радости». | |
2. | Красота и радость в иконах «Рождество Христово». Как разговаривает икона? | 1 | -изучение церковнославянской азбуки; -введение понятий: иконописный канон, Мир Небесный, мир земной. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.2. | Буквицы славянские «РХ», раскрашивание. | |
3. | Радость встречи. Праздник Сретения Господня в православном храме. | 1 | -изучение церковнославянской азбуки; -введение понятий: сретение, божественная литургия. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.3. | Рисование орнамента. | |
4. | Иоанн Креститель. «И многие о рождении его возрадуются» | 1 | -изучение церковнославянской азбуки; -введение понятий: смирение, скромность, Иоанн. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.4. | Раскрашивание славянских букв. | |
5. | Для чего Бог пришел к людям? Христос Спаситель. | 1 | -изучение церковнославянской азбуки; -введение понятий: фарисеи, гордость, смирение. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.5. | Рисование древа добродетелей. | |
6. | Прославление Творца тварью: животные как меньшие братья человека. | 1 | -изучение церковнославянской азбуки; -введение понятий: святой, благодать, смирение. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.6. | Рисунки на тему : «Чудесная дружба». | |
7. | Как сохранить красивый Божий мир? Нагорная проповедь. | 1 | -изучение церковнославянской азбуки; -введение понятий: заповеди блаженства, проповедь. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.7. | Рисунки на тему: «Счастье». | |
8. | Радость послушания. Дети и родители. | 1 | -изучение церковнославянской азбуки; -введение понятий: послушание- радость-красота-счастье, непочтительность-несчастье. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур. | Раскрашивание буквиц славянских. | |
9. | « Небесное веселье». Христианские мученики. | 1 | -изучение церковнославянской азбуки; -введение понятий: мученик, священное предание, святцы, венцы, мудрость. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.9. | Раскрашивание буквы «М». | |
10. | Радость православной веры. | 1 | -изучение церковнославянской азбуки; -введение понятий: умеренность, покаянный канон. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.10. | Творческая коллективная работа. | |
4 четверть-8 часов. | ||||||
1. | О чем рассказывают создатели православной культуры? | 1 | -изучение церковнославянской азбуки; -введение понятий: религиозное искусство, христианство, православие, православные мастера, красный угол. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.1 ( 4 ч.) | ||
2. | Благовестие спасения. | 1 | -изучение церковнославянской азбуки; -введение понятий: чудо воскрешения. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.2. | Раскрашивание буквы «И». | |
3. | Воля Божия и воля человеческая. | 1 | -изучение церковнославянской азбуки; -введение понятий: апостолы, искушение, крестная жертва, искупление. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.3. | Рисование букв в стиле древнерусского орнамента. | |
4. | Радость праведных. | 1 | -изучение церковнославянской азбуки; -введение понятий: Царство Небесное, праведники, христианская радость, притчи, чертог. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.4. | Рисование орнаментов славянских букв «К», «Ж». | |
5. | Праздник праздников. Торжество торжеств. | 1 | -изучение церковнославянской азбуки; -введение понятий: пасхальная радость. Багряница. Терновый венец, благодарение. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.5. | ||
6. | Защита веры. Святые люди. | 1 | -изучение церковнославянской азбуки; -введение понятий: вознесение, сошествие Святого Духа, Андрей Первозванный. Благочестивый человек. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.6. | Раскрашивание буквиц заставных. | |
7. | Доброта и милосердие христианина. | 1 | -изучение церковнославянской азбуки; -введение понятий: милосердие, ближний, милующее сердце, бескорыстие, служение, благотворение. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.7. | Раскрашивание буквиц заставных «М». | |
8. | Какой он, христианин? | 1 | -изучение церковнославянской азбуки; -введение понятий: рождение христианской Церкви, праведные, равноапостольные, мученики. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.8. | Коллективная творческая работа. |
3 год обучения. Православная культура вокруг нас. Отечество земное и Небесное. Добродетели в жизни христиан.
Программа 3 (4) года обучения является завершающей на уровне начальной школы. В программе разработаны следующие образовательные линии:
-православная христианская картина мира;
-история православной религии и культуры;
-письменная культура;
-православный образ жизни;
-нравственная культура;
-православие -традиционная религия русского народа.
Отбор содержания осуществлен на основе понимания смысла православной культуры, данного в определении ее понятий. В соответствии с этим определены цель и задачи 3 (4) года обучения. В качестве ведущей выделена задача раскрытия сотериологического смысла богословского ядра содержания (спасение человека Богом), отражаемого всеми феноменами православной культуры.
На этой основе была определена динамика раскрытия ключевых понятий православной культуры.
1 год-это постижение понятий:
«Красота (Бог)= Любовь(Бог)=Милость(Бог)».
Ключевым здесь выделяется слово «милость» (помилуй) как одно из важнейших понятий православной культуры, раскрывающее ее духовный смысл.
2 год - новая грань раскрытия понятия «милость» через понятие «радость»:
«Милость =блаженство (счастье)»
3 год - милость раскрывается как усыновление Богу- Царство Небесное, т.е.
«Милость-преображение» человека.
Так, исходя из «Божественной логики», были выстроены 3 основные темы содержания курса православной культуры в начальной школе:
1 год обучения - Красота (Красивый мир Божий);
2 год обучения – Радость (движение ко Христу - идея спасения человека; тема «Радостный мир православной культуры2 и ее отражение в объектах православной культуры);
3(4) годы обучения – Преображение (Богообщение). Человек преображенный (Преображенный – облеченный в одежды добродетелей). Путь святых и героев.
Общий объем: 32 часа в год (региональный компонент -32 часа-при 2-х часовом распределении материала в неделю), итого-64 часа.
Тематическое планирование 3 года обучения
№п.п. | Тема занятия | К-во час. | Дата | Задачи | Средства | Практическая деятельность | ||
1 четверть-16 часов. | ||||||||
1. 2. | Бог просвещающий Региональный компонент | 1 1 | -дать знания: православная картина мира, история православной религии и искусства, православная словесность, нрвственная культура; -развивать способности к творческой деятельности. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.1.ч.1. | Творческая работа учащихся. | |||
3. 4. | Что говорит о Боге православная культура? Региональный компонент | 1 1 | -дать знания о главном христианском догмате и показать его преломление в православной культуре: иконописи, словесной, христианской этике, образе жизниправосланого христианина. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.2. | Творческая работа учащихся. | |||
5. 6. | Свет на горе Фавор Региональный компонент. Экскурсия в храм. | 1 1 | -дать знания о христианском мировоззрении. О смысле жизни православного христианина. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.3. | Творческая работа учащихся | |||
7. 8. | Бог спасающий Региональный компонент | 1 1 | -раскрыть понятия «милость», «жалость», «божья благодать». | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.4. | Творческая работа учащихся «Эстафета милости через века» | |||
9 10 | Что говорит о человеке православная культура Региональный компонент | 1 1 | -раскрыть понятия «милость», «жалость», «божья благодать». | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.5. | Творческая работа учащихся «Эстафета милости через века» | |||
11 12 | Христиане в православном храме Региональный компонент | 1 1 | -расширение знаний по содержательной линии «Православная художественная культура2: новые знания о православном храме. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.6. | Творческая работа учащихся «Эстафета милости через века» | |||
13 14 | Золотое правило жизни Региональный компонент | 1 1 | -обобщение по теме, постановка христианского нравственного эталона как нормы жизни христиан. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.7. | Выставка творческих работ учащихся. | |||
2 четверть-14 часов. | ||||||||
1. 2. | Добро и зло Региональный компонент. Подготовка к празднику Рождества. | 1 1 | -знакомство детей с основными понятиями христианской аскетики- учения о духовно-нравственном развитии человека. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.9.ч.2. | Творческая работа учащихся «Добро и зло». | |||
3 4. | Как Бог строил дом спасения человека Региональный компонент. Подготовка к празднику Рождества. | 1 1 | преемственность понятий добра и зла в истории развития человеческого общества, представление христианской картины устройства мира как Божественного домостроительства. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.10. | Творческая работа учащихся «Добро и зло». | |||
5. 6. | Воеводы сил любви. Добродетели Региональный компонент. Подготовка к празднику Рождества. | 1 1 | -развитие умений самоанализа на основе христианской традиции. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.11. | Рисунки «Сражение добродетелей с грехами». | |||
7 8. | Непобедимое оружие христиан Региональный компонент. Подготовка к празднику Рождества. | 1 1 | -формирование умений анализа понятий христианской этики, размышления о ценностях жизни современного человека в сопоставлениями с ценностями христианскими. | «Отче наш», стих. А.Майкова | Рисунки детей | |||
9 10 | Защита святынь. Силы тьмы Региональный компонент. Подготовка к празднику Рождества. | 1 1 | -воспитание на примере жизни христиан, воплотивших христианские добродетели. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.12. | Рисунки детей | |||
11 12 | Небесные помощники Региональный компонент. Подготовка к празднику Рождества. | 1 1 | -завершение разработки понятий «добро» и «зло», как абсолютных в христианской этике. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.13. | Творческие работы детей. | |||
13 | Увенчанные венцами. Христианская семья | 1 | -завершение разработки понятий «добро» и «зло», как абсолютных в христианской этике. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур 14. | Творческие работы детей. | |||
14 | Добрый ответ | 1 | -подведение итогов первых 2 тем, перспектива жизни человека-христианина как жизни доброй,честной и мужественной. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.15. | -выставка работ учащихся | |||
3 четверть-20 часов. | ||||||||
1. 2. | Как преображался человек? По ступенькам восхождения Региональный компонент | 1 1 | -определение для детей духовно-нравственных ориентиров и показ христианского пути совершенствования человека. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.16. | Творческие работы детей. | |||
3. 4. | Ступенька «Богомыслие». Будем любить друг друга. Региональный компонент | 1 1 | -дать пример воплощения в жизни христиан добродетели любви. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.17. | Творческие работы детей. | |||
5. 6. | Ступенька «Благочестие». Всемирные светильники. Региональный компонент | 1 1 | -углубление темы предыдущего урока. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.18. | Творческие работы детей. | |||
7. 8. | Ступенька «Благочестие». Святой богатырь Илья Муромец Региональный компонент | 1 1 | -углубление темы предыдущего урока. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.19. | Творческие работы детей. | |||
9. 10 | Ступенька «Вера в Бога». Солнце земли Русской Региональный компонент | 1 1 | -показать отражение христианской нормы в жизни христиан, в объектах православной культуры. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.20. | Творческие работы детей. | |||
11 12 | Ступенька «Надежда на Бога». Смиренный чудотворец Региональный компонент | 1 1 | -показать отражение христианской нормы в жизни святых, в объектах православной культуры. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.21. | Творческие работы детей. | |||
13 14 | Ступенька «Веселье о Боге». Радостный старец Региональный компонент | 1 1 | -раскрыть смысл христианской радости, показать отражение христианской нормы в жизни святых, в объектах православной культуры. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.22. | Творческие работы детей. | |||
15 16 | Ступенька «Страх Господень».Ходящие в путях Господних Региональный компонент | 1 1 | -дать понятие христианского покаяния и смирения на примере эпизодов жития святителя Николая Мирликийского. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.23. | Творческие работы детей. | |||
17 18 | Ступенька «Любовь к Богу и к ближнему». Матерь Божия у Креста Региональный компонент | 1 1 | -раскрыть христианское понятие «Любовь», показать отражение этого содержания Священной истории в иконописи, традициях жизни христиан. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.24. | Выставка творческих работ. | |||
4 четверть-17 часов. | ||||||||
1. 2. | Принявший венец победы Региональный компонент | 1 1 | -показать взаимосвязь и преемственность святости и христианской жертвы жизни за Отечество, «за друга своя», сформировать уважение к подвигу святого. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.25. | Творческие работы детей. | |||
3. 4. | Доброе имя- в славе моего Отечества Региональный компонент | 1 1 | -знание о полководце-христианине А.В.Суворове, о традициях жизни русских воинов, сформировать отношение уважения к их подвигам. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.26. | Творческие работы детей. | |||
5. 6. | Россия помнит. Святыни родного края Региональный компонент | 1 1 | -показать отражение христианских ценностей в жизни героев Отечества. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.27. | Творческие работы детей. | |||
7 8. | Бессмертие. Новомученики и Исповедники Российские Региональный компонент | 1 1 | -развитие исторической памяти, формирование уважения к подвигу, к истории Отечества. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.28. | Творческие работы детей. | |||
9. 10 | Священный долг Региональный компонент | 1 1 | -рассказать о чудотворных иконах с которыми христиане связывают победу на фронтах Великой Отечественной войны, сформировать уважение к подвигу защитников Отечества. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.29. | Творческие работы детей. | |||
11 12 | Ступенька «Благодарение». Перед Престолом Небесным Региональный компонент | 1 1 | -дать знания о традиции почитания Богородицы на Руси, формировать нравственное качество «благодарность». | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.30. | Творческие работы детей. | |||
13 14 | Благословение Региональный компонент | 1 1 | -раскрыть христианское понятие преодоления смерти Воскресением Христовым, показать отражение этой темы в литературе, иконографии, церковных песнопениях. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.31. | Творческие работы детей. | |||
15 16 | Богомудрые учители веры и благочестия Региональный компонент | 1 1 | -показать оптинских старцев как пример христианской духовной жизни, дать знания о плодах духовного возрастания человека. | Н.п. «Иллюстрации», «Музыкальная палитра» Ур.32. | Творческие работы детей. | |||
1718 | Обобщение | 2 |
При возможности введения второго часа обучения в неделю- 2-й час вводится региональный компонент (творческие работы учащихся, подготовка к театрализованным выступлениям, фестивалям, экскурсии в храм и т.п.)
ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ И ПОЛЕЗНЫЕ ДЕЛА ДЕТЕЙ.
1-й класс | 2-й класс | 3-й класс | 4-й класс | |
Конкурс поделок и рисунков по темам занятий, обобщения и выставки в конце каждой темы. | ||||
Подготовка и участие в фестивалях, посвященных великим православным праздникам, посвященным Рождеству Христову и Светлому Воскресенью. | ||||
Акция «Помоги ближнему» | ||||
Изготовление подарков будущим первоклассникам | Изготовление книжек-самоделок для малышей. | |||
Конкурс рисунков «Кто что любит делать» | «Зимняя фантазия» - украсим наш двор. | |||
Экскурсии в храм. | ||||
Родительское собрание «Духовно-нравственное воспитание детей, православная культура нашего народа» | ||||
Выставка прикладного детского творчества «Добро спасет мир» (предметы стариной утвари, бабушкино рукоделие, современные изделия, выполненные детьми и их родителями в народном стиле). | ||||
«За что я отвечаю?» - наполним «Шкатулку добрых дел» | ||||
Выставка творческих работ детей «В семье единой». | ||||
Участие в ярмарке творчества детских объединений «Добро спасет мир » | ||||
Конкурс-выставка семейных работ «Папа, мама, я – православная семья» | ||||
Мы все – дети Божьи. | ||||
Акция «Кормушки для зимующих птиц» | Праздник птиц. Конкурс «Лучший домик для птиц» |
Используемая литература.
1.Л.Л.Шевченко. Концепция и программа учебного предмета «Православная культура», Москва, 2002.
2.Учебно-методический комплект «Православная культура», Л.Л. Шевченко, Москва, 2002 (1-3 годы обучения).
Состав комплекта:
- методическое пособие для учителя: программа, планы, разработки уроков;
- наглядное пособие «Иллюстрации»;
- музыкальное пособие «Звуковая палитра»;
- учебное пособие для учащихся.
3.Горбачева Н. Евангельская история в рассказах о двунадесятых праздниках, Москва, 2008.
4.Т.А.Шорыгина. Православные праздники для детей. Сценарии и беседы, Москва,2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.
Первый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возраст...
Рабочая программа по математике. 2 класс (надомное обучение)
Рабочая программа по математике. 2 класс (надомное обучение) УМК "Начальная школа XXI века"...
Рабочая программа по математике. 3 класс (надомное обучение)
Рабочая программа по математике. 3 класс (надомное обучение). УМК "Начальная школа XXI века"...
Рабочая программа по математике. 4 класс (надомное обучение)
Рабочая программа по математике. 4 класс (надомное обучение). УМК "Начальная школа XXI века"...
Рабочая программа по внеурочной проектной деятельности «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ»
Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлаг...
Рабочая программа курса "Адаптация к школьной жизни" "Обучение грамоте
Рабочая программа для работы с группой дошкольников по обучению грамоте....
Рабочая программа кружка "Волшебный мир бумаги" (2год обучения)
Рабочая программа кружка составлена на основе авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное творчество» и дополнительной образовательной программы кружка «Волшебный мир бумаги». Пр...