Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме «Чтобы быть коллективом»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Галина Валерьевна Стратулат

Цель урока:  формирование понятия «коллектив», расширение представления о взаимоотношении, уважении, уважении к окружающим людям

Задачи урока

Дидактические:

  1. Раскрыть суть понятия «коллектив»
  2. Формировать навыки нахождения в коллективе

Развивающие:

  1. Развивать умение критически мыслить, умение оценивать свои достижения в процессе урока
  2. Развивать навыки устной и письменной речи

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы
  2. Воспитывать аккуратность

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ

Дата: 26.10.2021г.

Школа: МАОУ «СОШ   №152»

Класс: 4 «а»

Урок: 2

Время: 11:20  Кабинет: 219

Студент: Стратулат Г. В.

Группа: 45

Учитель: Матвеева Е. Л.

Методист: Сачкова Т. А.

Тема урока «Чтобы быть коллективом»

Тип урока: урок «открытие» нового знания

Цель урока:  формирование понятия «коллектив», расширение представления о взаимоотношении, уважении, уважении к окружающим людям

Задачи урока

Дидактические:

  1. Раскрыть суть понятия «коллектив»
  2. Формировать навыки нахождения в коллективе

Развивающие:

  1. Развивать умение критически мыслить, умение оценивать свои достижения в процессе урока
  2. Развивать навыки устной и письменной речи

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы
  2. Воспитывать аккуратность

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный (эмоциональный настрой)

Фронтальная

1. Учитель приветствует обучающихся, настраивает их на работу. Проверяет готовность к уроку.

- Здравствуйте ребята!

-Меня зовут Галина Валерьевна, сегодня я проведу у вас урок ОРКСЭ.

-Проверьте свою готовность к уроку.

-На вашем рабочем месте должны находиться: учебник, тетрадь, пенал с письменными принадлежностями.

-Кто полностью готов к уроку – сядьте на свое место.

На слайде представлены пословицы:

«Кто легко склонен терять уважение к другим, тот прежде всего не уважает себя.» (Ф. Достоевский); «Уважай самого себя, если хочешь, чтобы тебя уважали» (Б. Гроссман).

-Скажите, как вы понимаете смысл первой цитаты?

-А как вы понимаете смысл второго высказывания? (нужно относиться к человеку так, как хочешь, чтобы относились к тебе)

-Что объединяет эти высказывания?

Приветствуют учителя.

Организуют свое рабочее место.

Чтобы научиться хорошо выполнять какое-либо дело, нужно много учиться, а для этого нужно терпение и усердие.

Если ты не уважительно относишься к другому человеку, то в первую очередь ты не уважаешь себя.

Личностные: самоопределение

К: планирование, учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, проявление эмоциональной отзывчивости

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный (постановка вопросов)

Проблемный  (создание проблемной ситуации, пробное учебное действие)

Фронтальная, индивидуальная

  1. Повторение пройденного материала

-Скажите, какую тему вы изучали на прошлом уроке?

-Какие знания вы приобрели в ходе изучения прошлой темы?

-Какие новые понятия вы узнали?

-Молодцы! Вы очень хорошо изучили тему прошлого урока. А сейчас настало время приступить к изучению новой темы.

Предметные:

Знать: ранее изученный материал

Уметь: применять полученные знания на практике

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

П: анализ объектов с целью выделения признаков

Повторение пройденного материала

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока                                  

Словесный (подводящий диалог, формулировка темы урока,)

Практический (выполнение упражнений, анализ, самоанализ действий)

Ф, И

 3.Целеполагание

- А сейчас!

Поудобнее садимся,

Отложили все дела,

Слушать сказку не ленимся!

Сказка в гости к нам пришла!

Аудиозапись сказки.

-Ребята, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

-Сформулируйте тему урока

-Чтобы наш урок был успешным, нам необходимо поставить цели. Какие цели мы поставим перед собой?

Слушают сказку.

О коллективе

«Чтобы быть коллективом»

Узнать, что такое «коллектив», познакомиться с правилами нахождения в коллективе.

Предметные:

Знать: содержание сказки

Уметь: логично излагать свои мысли

Р: целеполагание;

К: постановка вопросов;

П: формулирование познавательной цели

Работа со сказкой

«Открытие» нового знания

Построение детьми  ссоба действий  и формирование способности к его выполнению

Частично-поисковый (выполнение упражнений по выбранному плану)

Практический (работа с раздаточным материалом)

Фронтальная, групповая, индивидуальная

- Ребята, а как вы понимаете, что такое коллектив?

-Какие коллективы вы знаете?

-А наш класс можно назвать коллективом?

-Докажите!

-Прочитайте определение в книге на странице 64.

-Скажите, а так важно быть коллективом или пусть каждый занимается сам собой, думает только о себе?

-Как вы думаете, какое умение в вашем коллективе должно быть главным, чтоб его могли смело называть настоящим коллективом?

-Сейчас я расскажу вам легенду.

Легенда

В давние времена жила – была семья, и было в ней ни много, ни мало, а 100 человек, но в этой семье всегда царила любовь и согласие. Весть о такой удивительной семье долетела до правителя. И спросил он у главы семьи: «как вам удалось жить никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» - тогда старец взял лист бумаги и что-то на нем написал.

-Как вы думаете, что же написал старец? Обсудите в парах.

-Теперь послушайте, что же написал старец.

-Когда правитель развернул лист бумаги, на нем 100 раз было написано всего одно слово – Понимание!

- Почему же так важно понимать друг друга?

Коллектив – это группа людей объединяемая общим делом, интересами, увлечениями

Педагогический коллектив, коллектив актеров театра – труппа, коллектив музыкантов – группа.

Да

Мы вместе учимся, узнаем новое, у нас есть общие интересы

Работают с учебником.

Важно

Умение понимать других людей, слушать и слышать не только себя, но и своего товарища.

Понимание важно для мира и согласия в семье.

Предметные:

Знать: понятие «коллектив»

Уметь: структурировать знания

Р: планирование, прогнозирование

П: моделирование

Л: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

К: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Работа с заданиями

Работа в группах

-Ребята, попробуйте придумать в группах правила, которые помогут нашему коллективу стать по-настоящему дружным.

-Запишите эти правила на листе.

-Каждая группа зачитывает свои правила.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

 

Упражнение «Хорошие и скверные дела»

-Ребята, перед вами 2 коробочки: 1- копилка добрых дел; 2 – копилка злых дел.

-А у вас на парте два листа разного цвета (розового и голубого).

-На голубом  листе напишите самое хорошее дело или поступок в вашей жизни, которого можно уважать. На розовом листе напиши плохой поступок, за который вам было очень стыдно.

-Положите голубой листочек в коробочку справа, а розовый листочек в коробочку слева.

-Как вы считаете, каких поступков у нас получилось больше?

-Я тоже считаю, что вы стараетесь совершать только хорошие поступки.

-Ребята, скажите, каких поступков нужно совершать больше, чтобы называться настоящим коллективом?

Примерный ответ:

  1. Умение радоваться успехам других:
  2. Не смеяться над неудачами одноклассников;
  3. Всегда приходить на помощь;
  4. Если у кого-то беда – помочь и поддержать его!

Хороших

Первичное закрепление

Усвоение нового способа действий

Практический: выполнение упражнения в рабочей тетради

Форма работы: индивидуальная

Ребята, я предлагаю вам составить сиквейн со словом коллектив.

-На сладйе вы видите правила составления сиквейна.

-Запишите его в свою тетрадь.

Ученики зачитывают несколько работ.

Выполняют задания

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интегриоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Словесный (беседа, объяснение задания)

Практический (выполнение задания обобщающего характера)

Индивидуальная, фронтальная

1. Выполняют самостоятельную работу

-Сейчас нам с вами предстоит выполнить самостоятельную работу.

- На слайде вы видите высказывание «Понимание – начало доверия, а доверие – первое условие дружбы?» Ваша задача написать в тетради: согласны ли вы с этим высказыванием или нет и обосновать свое мнение.

-После выполнения вы сдадите свои тетради и получите оценку за это задание.

Выполнение задания из рабочей тетради

Предметные:

Знать: правила поведение в коллективе

Уметь: работать с тетрадями на печатной основе

Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Л:самоопределение

Работа с упражнением

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный (беседа)

Практический (выполнение упражнения с самопроверкой)

Фронтальная, коллективная

Игра «Закончи фразу»

-Сейчас мы свами поиграем в игру. Я буду читать вам начало фразы, а ваша задача – ее закончить.

1. Мне нравится, когда мои друзья…

2. Я не люблю, когда меня…

3. Мне очень приятно говорить своим друзьям…

4. Своими друзьями я всегда…

5.Я могу дружить с теми, кто…

6. Со мной можно дружить, потому что…

Играют в игру

Предметные:

Знать: правила работы с коллективом

Уметь: применять полученные знания на практике

Р:осуществлять самоконтроль

П: уметь применять правило

К: использовать в общении правила вежливости

Работа со словосочетаниями

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный( постановка вопросов)

Практический (выполнение действий, раскрывающих эмоциональное состояние)

Фронтальная, индивидуальная

1. Ученики с помощью вопросов учителя подводят итоги урока

-Наш урок подходит к концу.

-Пришло время подвести итоги.

-Какие знания вы приобрели на уроке?

-Напомните мне правила работы в коллективе.

-Что такое коллектив?

-Какие коллективы вы знаете?

-Молодцы! Вы сегодня отлично поработали! Я уверена, что каждый из вас пополнил свою копилку новыми знаниями. Урок окончен! До свидания!

 

Отвечают на вопросы

Л: умение оценивать результат своей работы

П: прогнозирование дальнейшего использования полученных на уроке знаний

К: формирование собственного мнения и позиции в высказываниях

Р: осуществление познавательной и личностной рефлексии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Нравственный образец богатыря", конспект урока, презентация

Это конспект урока, направленного на формирование понятия о нравственных идеалах. Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе модуль «Основы светской этики» на тему «Богатырь и рыцарь как нравственные и...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Что значит быть моральным"

Представлена технологическая карта урока ОРКСЭ "Что значит быть моральным". Может быть использована для проведения урока в 4классе для обучающихся с ОВЗ (программа 7.2). Соответствует уроку ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ : «Чтобы быть коллективом» (УМК " Школа России", 4 класс)

Технологическая карта урока ОРКСЭ : «Чтобы быть коллективом»Тип урока: «открытие» нового знания»Цель урока: формирование у школьников понятия «коллектив...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Что значит быть моральным?" (Учебник ОРКСЭ 4-5 класс)

Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение моральных норм и ценностей современного общества.Задачи урока:Дидактические:Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовн...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Чтобы быть коллективом» (УМК «Просвещение», 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о коллективе.Планируемые результатыПредметные:1.  Формирование позиции «Чтобы быть коллективом».2.  Формирование умений устан...

Технологическая карта урока окружающего мира "Если хочешь быть здоровым", 2 класс

Тема урока: «Если хочешь быть здоровым»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: вместе с учащимися определить условия сохранения и укрепления здоровья; Задачи урокаД...