конспект урока по ОРКСЭ "Вербное ВОСКРЕСЕНЬЕ"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Антонова Марина Вениаминовна

Цель: приобщение школьников к духовно-нравственным ценностям на основе изучения национальных традиций.

Задачи:

- знакомить обучающихся с обычаями и традициями русского народа, православным праздником Вербное воскресение;

- прививать интерес к духовному наследию земли русской средствами поэзии;

- воспитывать нравственные чувства и этическое сознание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

КОСПЕКТ урока  по ОРКСЭ

Тема: Вербное Воскресенье.

Цель: приобщение школьников к духовно-нравственным ценностям на основе изучения национальных традиций.

Задачи:

- знакомить обучающихся с обычаями и традициями русского народа, православным праздником Вербное воскресение;

- прививать интерес к духовному наследию земли русской средствами поэзии;

- воспитывать нравственные чувства и этическое сознание.

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, видеоролик, раздаточный материал (приложение 1).

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

l. Организационный момент.

- Эмоциональный настрой.

ll. Вступительная беседа.

- Наступила весна.

- Какое дерево первое распускает почки весной? Поможет ответить

(Слайд 2)

Загадка: Ранней весною

Серые мышки в ряд

На веточке сидят.

(Верба) (Слайд 3)

Правильно, это верба.

- Вот эти веточки.

У нас в России приход весны особенно дорог. Весной мы празднуем с вами великий церковный праздник – светлое Христово Воскресение, Пасху Господню. А за семь дней до Пасхи мы празднуем Вербное Воскресение. (Слайд 4)

- Когда отмечается этот праздник?

- Кто знает про этот праздник?

- Откуда вы знаете об этом празднике?

- Сегодня мы поговорим о празднике «Вербное воскресенье» (Слайд 5)

- Почему его отмечают, вы узнаете в конце урока.

- Целью нашего занятия будет узнать историю этого праздника.

III. Работа по теме:

- История этого праздника неразрывно связана со словами Иерусалим, Спаситель, верба. (Слайд 6)

- Как они могут быть связаны между собой?

Иерусалим – это древний город, столица Иудейского царства (слайд 7)

Спаситель – это Иисус Христос. (слайд 8)

Когда Иисус Христос вошел в Иерусалим, весь город пришел в движение, и спрашивали не знавшие Его: «Кто это?»

- А вот почему здесь слово ВЕРБА мы сейчас разберёмся, (слайд 9)

- У вас на столах лежит текст, прочитайте его, и обратите внимание на незнакомые слова, они у вас подчёркнуты, (слайд 10)

Вход Господень в Иерусалим.

За несколько дней до праздника Пасхи Иисус Христос шёл с учениками в Иерусалим. Неподалёку от города они остановились. Иисус отправил двухапостолов в ближайшее селение и велел найти там молодого ослёнка, отвязать его и привести к Нему.

Они так и сделали. Иисус сел на молодого осла и на нём въехал в Иерусалим. У ворот города собралось множество народу. Все слышали, что Иисус исцелял больных, кормил голодных, воскресил из мёртвых Своего друга Лазаря, ходил по водам, совершил много чудес.

Весь город радовался встрече с Иисусом Христом. Люди приветствовали Его, махали зелёными ветками деревьев, бросали их на дорогу, устилая путь Господу.

В память о том дне христиане в южных странах приходят в храм с ветками пальмы. А мы – с ветками вербы. Потому этот праздник называется ещё и Вербным Воскресеньем.

Мы славим это событие в тропаре праздника так:

Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

2). Вопросы по тексту:

- Почему этот текст так называется?

- Как же связаны слова Иерусалим, Спаситель и верба?

- Какие встретились незнакомые слова?

Словарик

Апостол – ученик Иисуса Христа, избранный Им для особого проповеднического служения.

Тропарь – церковное песнопение, составленное в честь какого-либо праздника или святого.

Осанна – торжественное молитвенное восклицание (краткая молитва), изначально являвшееся хвалебным возгласом, моление о помощи.

«Осанна в вышних» — это просьба о спасении, адресованная Господу.

Благословление – молитвенное пожелания успеха, счастья, долголетия человеку.

Грядый - грядущий — приближаться, приходить, неожиданно появляться.

- Что означает фраза: «Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне». (слайд 11)

«Да здравствует идущий от имени Господа, от Бога посланный!»

Беседа по тексту:

– Как вы думаете, почему Спаситель попросил учеников разыскать для него именно ослика, а не коня? (В стране Палестине, где жил Спаситель, было мало коней, и они были в основном для войны. Для домашних дел и путешествий употреблялись ослы. Сесть на коня – было тогда знаком войны. В мирное время даже цари ездили на осликах. Поэтому Вход Господа в Иерусалим был символом мира: Царь мира въезжал в столицу на осле – символе мира.)

- Чем прославился Иисус Христос? (Иисус исцелял больных, кормил голодных, воскресил из мёртвых Своего друга Лазаря, совершил много чудес.)

- Почему люди радовались встрече с Иисусом Христом? (Слава об Иисусе Христе постепенно распространилась на всю Палестину. Люди хотели увидеть человека, который удивлял всех своими чудотворными действиями, исцелениями людей, мудростью и пророчеством.)

- Войдя в храм, Христос снова, как и в первый год Своего учения, выгнал из него всех продающих и покупающих, говоря им: «написано: — Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов — а вы сделали его вертепом разбойников».
Слепые и хромые обступили Его в храме, и Он их всех исцелил. Народ, видя чудеса Иисуса Христа, еще больше стал прославлять Его. Даже малые дети, бывшие в храме, восклицали: «
осанна Сыну Давидову

- Как приветствовали его люди? (постилали перед ним свои одежды и пальмовые ветви, встречая Его словами: «Спасение! Слава Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне!»

В старину с зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагами. И мы, держа в руках первые распускающиеся весною ветви прославляем Спасителя, как Победителя смерти; потому что Он воскрешал умерших и в этот самый день входил в Иерусалим для того, чтобы умереть за наши грехи и воскреснуть и тем спасти нас от вечной смерти и вечных мук. Ветка служит у нас тогда знаком победы Христа над смертью и должна напоминать нам о будущем воскресении всех нас из мертвых.
- Почему этот праздник называется ещё и Вербным Воскресеньем? (
В Иерусалиме

встречали Спасителя как Царя с зелёными ветвями финиковых пальм. У нас в России пальмы не растут, да и листья на других деревьях не успевают обычно распуститься к празднику Входа Господня в Иерусалим. Поэтому пальмовые ветви заменили ветки вербы, которая, не боясь последних весенних морозов, рано выпускает пушистые серёжки.)

- Как официально называется этот праздник? (Этот праздник официально называется Вход Господень в Иерусалим.)

- Когда отмечается этот праздник? (Отмечается он в воскресенье, которое предшествует пасхальному. Неделя после вербного воскресенья до Пасхи называется страстной.)

3). Работа с иконой Входа Господня в Иерусалим. (слайд 12)

Почему мы относим это событие к празднику? Разве Господь никогда раньше не бывал в этом городе? – Был. Он не раз посещал Иерусалим в великие праздники. Так в чём же особенность этого посещения? Почему именно оно так значимо для христиан? Вот на эти вопросы мы попытаемся найти ответы, рассматривая икону праздника.

– Давайте рассмотрим икону праздника и найдём на ней Спасителя, едущего на ослике, учеников Христа, ворота города Иерусалима, людей, встречающих Господа.

– Смотря на икону, расскажите, как встречают Христа люди?

Посмотрите, как много людей изображено на ней, однако взгляд сразу обращается к фигуре Христа. Мы видим Его в сопровождении учеников. Господь, сидя на молодом осле, въезжает в Иерусалим. Вот на втором плане справа видны дома и башни этого великого города. Из стен города навстречу Христу вышло великое множество народа. Эти люди очень рады Его видеть. Друг другу они передают весть о том, что недавно Господь сотворил невероятное чудо: воскресил из мертвых Лазаря, вот уже четыре дня, как погребенного. Люди приветствуют Господа пальмовыми ветвями и радостными криками: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне!» В знак особого уважения к Христу они устилают Его путь ветвями, а также своими одеждами. Посмотрите, ребята, – взгляд Христа обращен к Апостолам. Всеведущий Господь, конечно, знает о том, что совсем скоро всему этому веселью придет конец. Уже через несколько дней Его схватят стражники по приказу первосвященников и осудят на смерть, будут бить Его и убьют. И только потом, претерпев Крестные муки, на третий день после Своей смерти Господь воскреснет.

Да, Спаситель все это знает. И приближаясь к Своим Крестным страданиям, Христос думает не о Себе, а о Своих учениках. О том, чтобы хватило им мужества увидеть Его претерпевающим мучительную и позорную казнь – и не потерять своей веры в Него.

А вот ещё одна важная деталь – жест правой руки Христа. Посмотрите: Сам Господь обращен к ученикам, а рукой указывает на Иерусалим, к которому они приближаются. Господь хочет еще раз, перед вступлением в город, указать ученикам ту цель, ради которой Он на этот раз входит в столицу Иудейского царства: добровольно, по Своей воле принять Крестную смерть. Образ Креста уже присутствует на этой иконе. Посмотрите, ребята, – в центре иконы изображено дерево. Это дерево есть образ Крестного древа, которое уже готовится Спасителю. Итак, Господь грядёт на вольные страдания, на Крест. Он умерев как Человек, воскреснет как Бог. Смерть не сможет удержать Его в своих оковах, и оковы эти будут разорваны и разрушены. (слайд 15) В этом – смысл этого святого праздника – Входа Господня в Иерусалим.

Вербное воскресенье было тихим праздником, без гуляний, т.к. наступала Страстная неделя.

Вербное Воскресенье связано с вербой не просто так. Верба – это символ здоровья, силы, возрождения и красоты. Верба дезинфицирует стены нашего дома, ее кора впитывает в себя боли наши, худое дыхание.

Многие поэты посвящали свои произведения вербе.

Приметы и народные поверья:

С давних времён существовало поверье, о том, кто его коснётся, когда оно распускает почки, не будет болеть весь год.

Поэтому в Вербное воскресенье почками вербы кормили скотину, чтоб не болела, а маленьких детей шутливо стегали веточками вербы и приговаривали: «Как верба растёт, так и ты расти», а кто болеет – «Верба – хлест, бей до слёз, бьём, чтобы были здоровы». Давайте и я вам, ребята, придам здоровья, силы и красоты вот этими веточками.

5). А знаете ли вы … ?

- Если в этот день светит солнце, то погода будет теплой и урожай злаков и фруктов богатым.

- Ветер, который дует в Вербное Воскресенье, будет преобладать в течение всего лета.

- Если в этот день прикасались к человеку веткой вербы, то таким образом наделяли его здоровьем и красотой.

- Верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю. Верба, брошенная в огонь, усмиряет огонь. Ветки вербы, выброшенные во двор, усмиряют град. При граде нужно поставить пучок освященной вербы на подоконник.

 - Если болит голова, то положите под повязку на голове, размятую веточку вербы. Боль пройдет.  

- Впрок насушенная вербная кора станет целительным лекарством. 

- Веточки вербы в доме хранятся до следующего года.

6). Виртуальный букет:

Но главное приношение Богу в этот день (как, впрочем, и всегда) – наши молитва, добрые дела и чистые сердца.

- А что вы можете пожелать мне, друг другу, людям в преддверии Великого праздника?

Здоровья, удачи, успехов, мира, Любви, милосердия, доброты, честности, Радости.

IV.  Подведение итогов:

- Какая цель была поставлена нами в начале занятия?

- Мы её достигли?

- Что же за праздник – Вербное Воскресенье?

- Что вы запомнили? Что тронуло вас более всего?

С приходом весны весь Божий мир, вся природа пробуждается ото сна. Солнышко растопило белые одежды зимы, зажурчали ручейки. Бледные луга и поля покрываются свежей травкой, и скоро, куда ни взгляни, - увидишь первые душистые цветы. Берёзовые рощи зазеленеют, за ними и дремучие леса оденутся в свой чудесный весенний наряд. А в лесу хор птиц, вернувшихся в родные края, поёт весне свои звонкие песни и славит Бога-Творца.

Наш урок я хочу закончить словами:

Ветку вербы в вазочку поставлю,

У иконы я зажгу свечу.

Воскресенье Вербное прославлю

И молитовку тихонько прошепчу.

Научиться верить невозможно.

Верить постоянно – тяжкий труд.

Я молюсь за тех, кто в жизни сложной

Верят искренне и верою живут.



Вход Господень в Иерусалим.

За несколько дней до праздника Пасхи Иисус Христос шёл с учениками в Иерусалим. Неподалёку от города они остановились. Иисус отправил двухапостолов в ближайшее селение и велел найти там молодого ослёнка, отвязать его и привести к Нему.

Они так и сделали. Иисус сел на молодого осла и на нём въехал в Иерусалим. У ворот города собралось множество народу. Все слышали, что Иисус исцелял больных, кормил голодных, воскресил из мёртвых Своего друга Лазаря, ходил по водам, совершил много чудес.

Весь город радовался встрече с Иисусом Христом. Люди приветствовали Его, махали зелёными ветками деревьев, бросали их на дорогу, устилая путь Господу.

В память о том дне христиане в южных странах приходят в храм с ветками пальмы. А мы – с ветками вербы. Потому этот праздник называется ещё и Вербным Воскресеньем.

Мы славим это событие в тропаре праздника так:

Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Воскресенье Вербное празднует народ.

Значит, лето хлебное будет в этот год.

В этот день, как водится, чествуют Христа.

Мысли благодатные и душа чиста…

Всюду поздравления: счастья, долгих лет!

С Вербным Воскресением!

С Вербным Воскресением!

Что б вам жить без бед!


Воскресенье Вербное празднует народ.

Значит, лето хлебное будет в этот год.

В этот день, как водится, чествуют Христа.

Мысли благодатные и душа чиста…

Всюду поздравления: счастья, долгих лет!

С Вербным Воскресением!

Что б вам жить без бед!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...