Открытый урок по ОРКСЭ на тему: Достойная жизнь среди людей"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
Урок предназначен для учителей, которые ведут модуль ОРКСЭ "Светская этика".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Достойная жизнь среди людей | 30 КБ |
osnovy_svetskoy_etiki.pptx | 809.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Класс 4
Учитель: Назарова Марина Евгеньевна.
Предмет: Светская этика.
Тема урока: Достойная жизнь среди людей.
Дата: 13 декабря 2017г.
Цель урока: Подвести учащихся к тому, что жизнь среди людей должны быть достойной звания человека.
Основные понятия, изучаемые на уроке: достойный, достоинство, последствия, ответственность.
Средства ИКТ, используемые на уроке: Интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук.
Ресурсы: (информационные, литературные, музыка, искусство) используемые на уроке: видеоролик.
- конверты с пословицами, высказываниями мудрецов.
Планируемые универсальные учебные действия:
Личностные | Предметные | Коммуникативные | Регулятивные |
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Самоопределение - осознание ответственности за общее дело - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; -повышение уровня мотивации и личностной самооценки. | -Целепологание - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация - использование знаково-символических средств - осознанное и произвольное построение речевого высказывания - подведение под понятие - установление причинно-следственных связей | -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации – учет разных мнений -адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач - использование критериев для обоснования своего суждения – достижение договоренностей и согласование общего решения | - волевая саморегуляция в ситуации затруднения. |
Ход урока.
№ | Действия учителя | Действия учеников | Планируемые результаты |
1. Организационный момент | В жизни можно жить по разному: В горе можно и в радости, Вовремя пить, вовремя есть, Вовремя делать гадости. А можно так: На рассвете встать и, помышляя о чуде, Рукой обожжённой солнце достать И подарить его людям. И это солнышко я дарю Вам! Скажите, о чем это стихотворение? Где жить? | Определяют основную мысль стихотворения. О том как жить Среди людей. | Повышение мотивации, создание рабочей обстановки, настрой на работу. |
2. Сообщение темы урока. Слайд 2 | Посмотрите на доску. Прочитайте тему нашего урока: _____________жизнь среди людей. Как вы думаете, почему здесь стоит знак вопроса? А здесь, ребята, мы должны вставить прилагательное, которое бы подходило к этому изречению. И задача нашего урока: подобрать это прилагательное в ходе нашего урока. | Высказывают мнения. | Планирование учебного сотрудничества с учителем. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе нравственных нормах. Развитие умения оценивать свое поведение, нести за свои поступки ответственность. Формирование уважительного отношения к интересам, ценностям и свободе других людей |
3. Работа в группах с пословицами. | У вас на столе конверт с пословицей. Откройте его и соберите пословицу и подумайте, как ее можно связать с темой нашего урока. Что сейчас мы будем делать? У вас получилось? Слайд 3 (Где дружба прочна, там хорошо идут дела) Слайд 4 (Лжец всегда неверный друг, оболжет тебя вокруг) Слайд 5 (Сам погибай, а товарища выручай) Слайд 6 (С тем не ужиться, кто любит браниться) | Планирование работы: Собрать Прочитать и проанализировать Определить слово Собирают пословицу. Обсуждают. | Извлечение необходимой информации из текста, умение анализировать. (П) Осознанное построение речевых высказываний, высказывание своего собственного мнения. Умение работать в команде, умение выслушивать другого собеседника, задавать вопросы. (К) |
4. Первые лучики. | А сейчас подберите 1 слово, – которым можно объединить смысл вашей пословицы. Напишите его на лучике. Выходите к доске: читайте пословицу и слово, которое вы подобрали. Другие команды оценивают. | Подбирают слово и пишут его на лучике. Прикрепляют лучик к солнышку. | Развитие навыков сотрудничества в групповой работе, умение участвовать в коллективном обсуждении, учитывать мнение других, корректно отстаивать свое мнение (К) Принятие и сохранение учебной задачи. |
5. Анализ лучиков. | Анализ первых лучиков. Вы согласны, что эти слова лучше всего отражают смысл прочитанных пословиц? | Высказывания детей. | Осознанное построение речевого высказывания. |
6. Работа с изречениями мудрецов. | На наших уроках мы часто обращаемся к великим мудрецам. В их изречениях, некоторым из них уже более тысячи лет, но они до сих пор актуальны в наше время. У вас на партах изречения 4-х великих мудрецов. Прочитайте их имена. Которые из них нам знакомы? А чье имя вы слышите в первый раз? Прочитайте их высказывания, попробуйте определить, какую главную мысль несет это высказывание? Как вы его понимаете? Слайд 7 Вальтер Скотт Шотландский писатель 19 века. В 60 года прошлого века в Москве было издано полное собрание сочинений Вальтера Скотта, которое насчитывает 20 томов! Слайд 8 Демокрит Родился 460 г.до н.з. умер примерно в 370 г.до н.з. (90лет) Древнегреческий фолософ. Слайд 9 Жан Жак Руссо 1712-1778 г. французский философ, писатель. Люди злы, но человек добр. Слайд 10 Генрих Манн Напишите на лучике 1 слово – которое наиболее полно отражает основную мысль изречения. | Называют известных мудрецов и неизвестных ребятам. Анализ изречений. Пишут слово на лучике. Прикрепляют к солнышку. | Развитие навыков сотрудничества в групповой работе, умение участвовать в коллективном обсуждении, учитывать мнение других, корректно отстаивать свое мнение (К) Принятие и сохранение учебной задачи. Умение анализировать. |
7. Просмотр видеоролика Анализ 1 части ролика. Начало ролика 0:21 Конец первой части: | 1 часть ролика -Как вы думаете правильно ли поступила женщина, когда ругала мальчика за воровство. Это же плохой поступок, за него надо наказывать! Как вы думаете, что будет дальше? Как бы мы могли назвать первую часть? Мальчик вор. | Высказывания детей Предположения. | Развитие навыков сотрудничества в групповой работе, умение участвовать в коллективном обсуждении, учитывать мнение других, корректно отстаивать свое мнение (К) Принятие и сохранение учебной задачи. |
Анализ 2 части ролика. До 1:04 | 2 часть ролика. Как вы оцениваете поступок мужчины? (благородный, заслуживающий уважения и т. д.) Дайте название. Благородный поступок. | Высказывания учащихся. | Умение анализировать поступки с точки зрения нравственности. Делать выводы. |
Анализ 3 части ролика До 2:05 | Какое горе произошло с мужчиной? Как вы думаете, что будет дальше? Название 30 лет спустя... | Умение анализировать. Сохранение учебной задачи. Расширение словарного запаса. | |
Анализ 4 части ролика До конца | Ваши предположения оказались верными? Как вы оцениваете поступок молодого человека? Как прожил жизнь мужчина? Он заслужил такой подарок судьбы? Бумеранг. | Высказывания учеников. Предположения. | Привитие правильных нравственных норм поведения и жизни в обществе. |
8.Заключение | А теперь вернемся к теме нашего урока. (возвращаемся в группы) Кто помнить, что нам надо было сделать? Посмотрите на наше солнышко. (Достойно-достоинство – а подобрать должны прилагательное) Мы подобрали много слов, а надо одно. Попробуйте найти 1 слова, которое бы включало в себя все эти понятия. Даю подсказку: ребус. Отгадайте это слово. Какой части речи это слово? Что значит достоинство? Как вы думаете, какое из определений верное? Подберите синонимы и антонимы. Попробуйте определить какое из двух определение толкового словаря объясняют слово достоинство? Эти оба определения толкуют слово «достоинство» Попробуйте поставить за место знака вопроса это слово. Измените его если надо. Что получилось? Как связать наши лучики с темой урока? | Подобрать прилагательное. Решают ребус. Имя существительное. Читаем слайд 14 Оба. Заслуживающий недостойный Выбирают, доказывают. Достойная жизнь среди людей. Эти все качества и включает в себя достойная жизнь. | - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; -повышение уровня мотивации и личностной самооценки. (Л) адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач - использование критериев для обоснования своего суждения. (П) - осознанное и произвольное построение речевого высказывания - подведение под понятие - установление причинно-следственных связей. |
Подведение итогов | А теперь закройте глаза и посмотрите изнутри на себя. Все ли эти качества в вас присутствуют? А кто уже понял над чем ему надо поработать? Поднимите руку. | Самооценка, самоанализ. | |
Всем спасибо за урок. |
- Пословицы.
Где дружба прочна-там хорошо идут дела.
(Дружба)
Лжец всегда неверный друг, оболжет тебя вокруг.
(Честность)
Сам погибай, а товарища выручай.
(Помощь)
С тем не ужиться, кто любит браниться.
(Не сквернословить, ругаться)
- Высказывания мудрецов.
Если люди не научатся помогать друг другу, то род человеческий исчезнет с лица земли.
(В. Скотт)
Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы.
(Демокрит)
Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг. Будьте такими для всех состояний, для всех возрастов, для всего, что не чуждо человеку. (Ж. – Ж. Руссо)
Люди…, не научились уважать самих себя, а значит, и жизнь.
(Г.Манн)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: ? жизнь среди людей.
Где дружба прочна – там хорошо идут дела.
Лжец всегда неверный друг, оболжет тебя вокруг.
Сам погибай, а товарища выручай.
С тем не ужиться, кто любит браниться.
Вальтер Скотт Если люди не научатся помогать друг другу, то род человеческий исчезнет с лица Земли…
Демокрит Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы.
Жан-Жак Руссо Люди! Будьте человечны! Это ваш первый долг. Будьте такими для всех состояний, для всех возрастов, для всего, что не чуждо человеку.
Генрих Манн Люди… не научились уважать самих себя, а значит, и жизнь.
Положительное качество, ценность кого-либо, чего-либо. Совокупность высоких моральных качеств , а также уважение этих качеств в самом себе, сознание своих прав, своей ценности.
Достойная жизнь среди людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по ОРКСЭ по теме: "Золотое правило этики"
Урок с презентацией (Автор Кураев)...
Открытый урок по ОРКСЭ на тему "Семья"
Семья – это главное в жизни ребёнка. В семье ребёнок растёт и развивается, включается в разнообразные виды деятельности, которые влияют на формирование ценностей и идеалов в будущем. Основными целями...
Конспект открытого урока по ОРКСЭ на тему «Возникновение религий. Религии мира и их основатели»
Конспект открытого урока по ОРКСЭ на тему «Возникновение религий. Религии мира и их основатели»...
Открытый урок по ОРКСЭ на тему: "Альтруизм и эгоизм" 4 класс.
Данный урок позволит учащимся задуматься об отношении к окружающим людям, а в первую очередь, об отношении к своим близким; оценить и проанализировать свои поступки по отношению к другим людям, учащие...
Открытый урок по ОРКСЭ на тему "Зачем творить добро?"
Конспект открытого урока по ОРКСЭ в 4 классе...
Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе на тему "Достойно жить среди людей"
Урок по ОРКСЭ на тему: "Достойно жить среди людей" подготовлен в рамках проведения предметной недели " К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мири религиозность"....
Урок ОРКСЭ "Достойно жить среди людей"
Конспект урока ОРКСЭ по теме "Достойно жить среди людей"....