Открытый урок по ОРКСЭ на тему "Семья"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Заремба Оксана Михайловна
Семья – это главное в жизни ребёнка. В семье ребёнок растёт и развивается, включается в разнообразные виды деятельности, которые влияют на формирование ценностей и идеалов в будущем. Основными целями урока является уточнение понятия «семья», раскрытие отношения традиционных религий к семье, сохранение и приумножение семейных традиций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы: «Семья»

Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания).

Цели:

Образовательные: уточнить представление о семье, определить отношение традиционных религий к семье.

Развивающие: развивать мышление, наблюдательность, терпимость.

Воспитательные: формировать положительное отношение к семье.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, презентация.

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Организационный момент.

-Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости, давайте поприветствуем их.

-Молодцы! А теперь садитесь все на свои места. Проверьте готовность к уроку: на парте лежит учебник и пенал.

Приветствуют гостей. Проверяют готовность к уроку.

Создание эмоционального настроя.

Прочитайте девиз сегодняшнего урока: « Каждое маленькое открытие ведёт тебя на вершину знаний»

Как вы понимаете данные слова? Слайд 2

Читают девиз.

Если человек узнаёт для себя что-то новое, то это знание делает его умнее.

Постановка проблемы. Тема урока, задачи.

-Сегодня наш урок, друзья про удивительных семь «Я»!

Давайте попробуем определить, о чём мы будем говорить на уроке? Слайд 3

Что нового вы стремитесь узнать на уроке о семье? (Выслушиваются версии детей)

Сегодня на уроке мы работаем по такому плану: Слайд 4

1. Уточним, что такое семья.

2. Узнаем, как религии мира относятся к семье  

3. Попробуем разобраться, какая она, счастливая семья? Если у нас возникнут затруднения, то мы постараемся помогать друг другу.

Что такое семья?

(Выслушиваются версии детей)

А где мы можем уточнить значение слова?

В  толковом словаре Ожегова записано: СЕМЬЯ –  группа живущих вместе близких родственников, сплоченных общими интересами. Слайд 5

 

О семье.

Пытаются определить цели урока.

Высказывают свои предположения без научного объяснения.

В словарях.

 Актуализация знаний.

-Ребята, внимательно послушайте стихотворение.

 Что такое семья? Вам скажу по секрету -
Это папа и мама всех дороже на свете!

Это с ними прогулки, поездки на море,
Это брат и сестра, та с которой я в ссоре.

Это бабушка с дедом, пирожки и конфеты,
Но конечно люблю их я совсем не за это!

Что такое семья? Вот оно мое счастье!
Где я нужен всегда, где добро и участие.

-Какие близкие люди перечислены в этом стихотворении? Как  ещё называют этих людей?

Мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка.

Это члены семьи.

Работа по теме урока.

Первичное закрепление.

Давайте узнаем: Как традиционные религии относятся к семье?  

Чтение текста учебника страница 74-75.

Почему во всех религиях семья считается одной из важнейших ценностей?

-Обобщим материал: Слайд 6

- Найдите в учебнике место и прочитайте, как к браку и семье относятся в Христианстве?

-Как к семье относится Иудейская религия?

-Как относятся к семье и браку мусульмане?

-Что значит семья для буддистов?

-Ребята, расскажите, как традиционные религии относятся к семье?

Сейчас мы поработаем  в парах, перед работой повторим правила работы в парах  (на слайде записаны правила работы в парах).  Слайд 7

  1. В паре работают оба
  2. Один говорит, другой слушает
  3. Не понял, переспроси соседа
  4. Своё несогласие высказывай вежливо

Читают текст учебника.

Отвечают на вопросы.

Читаем абзац в учебнике.

Читаем абзац в  учебнике

Читаем абзац в  учебнике.

Дети высказывают свои версии

Перед работой проверяют правила работы в парах.

(работа в парах)

На ваших партах тест, посовещайтесь и ответьте совместно на вопросы теста. Если закончите работу, поднимите карточки сигнала окончания работы.

Содержание теста:

  1. В Христианстве семья - это школа…. (любви)
  2. Согласно исламу, женатый человек имеет преимущество перед ….(неженатым)
  3. В буддийской религии семья – это важнейшая часть…(жизни)
  4. В иудаизме брак и рождение детей считается выполнением одной из… главнейших заповедей.

Дети выполняют тест.

-Давайте проверим свои работы. Слайд 8

-Почему во всех религиях семья – это важнейшая ценность? Слайд 9

А чем каждая семья отличается друг от друга?

- Действительно, каждая семья уникальна по – своему.

Мы отличаемся укладом жизни, традициями, увлечениями. В нашем классе представлена выставка работ семейных ценностей и традиций. (На столе находятся поделки ребят, кулинарные изделия, нарисованы семейные гербы)

- Ребята, расскажите, как вы готовились к сегодняшнему уроку? Слайд 10

Молодцы, ребята, мы услышали много интересного.

-Можно ли назвать семьи наших выступающих ребят счастливыми?

 Интересные занятия, увлечения и традиции  помогают сделать наши семьи счастливыми и дружными. В прежние времена были большие семьи. Вместе жили бабушки, дедушки, внуки, мамы и папы. Они занимались совместным трудом, вместе отдыхали, воспитывали детей, заботились о стариках. Жили дружно и счастливо. Подтверждение этому мы находим в сказках, поговорках и пословицах.

А теперь поработаем в группах.

Каждому ряду предстоит задание: из отдельных слов составьте пословицу.

(Из отдельных слов детям нужно собрать пословицы. Задание выполняют  в группах).

Я, ты, он, она – вместе дружная семья.

Когда семья вместе, душа на месте.

Дети рассказывают, о любимых занятиях в семье, гербах семьи.

Рассказ мальчика: Я хочу рассказать, чем знаменит мой род. Это герб моей семьи. На нём изображен взмывающий ввысь сокол и т.д.

Рассказ девочки: (У нас с мамой есть хорошая семейная традиция печь на праздники торты, печенье и т.д.)

Составляют пословицы.

Физминутка.

Дадим себе немного отдохнуть.

Ваша задача проследить взглядом за движением предметов.

Работа по теме урока.

Знаете ли вы, ребята, что в России  существует Всероссийский день семьи? Слайд 11 

Отмечать стали этот праздник с 2008 года. Символом праздника стала ромашка (символ любви на Руси). В этот день семьи награждают памятными медалями «За любовь и верность». На медалях изображены лики святых Петра и Февронии. А этот памятник находится в  городе Муроме. Там жили Пётр и Феврония.
Слайд 12

Итоги урока.

Давайте вернёмся к целям нашего урока. Удалось ли нам достичь их? Что такое семья? Как относятся к семье основные религии мира?

Какое значение имеет семья для христианина?

Какую семью можно назвать счастливой? Слайд 13, 14.

Отвечают на поставленные вопросы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по ОРКСЭ модуль ОПК тема "Монастыри".

Конспект открытого урока по ОРКСЭ модуль ОПК тема "Монастыри"...

открытый урок по ОРКСЭ

ПРЕЗИНТАЦИЯ К УРОКУ...

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРЕЗЕНТАЦИИ ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОРКСЭ

париложение  к презинтации открытый урок по ОРКСЭ...

Открытый урок по ОРКСЭ "Отношение христианина к природе".

Разработка урока по основам религиозной культуры и светской этики на тему "Отношение христианина к природе".К   конспекту урока прилагается презентация....

Разработка открытого урока по ОРКСЭ "Милосердие"

Сценарий урока по духовно-нравственному воспитанию...

Конспект открытого урока по ОРКСЭ "Паломничества и святыни"

Цель урока:Познакомить учащихся с главными святынями мировых религиозных культур.Введение новых понятий и терминов- паломник, паломничество, реликвия, мощи, хадж, накхор.Формировать навыки самостоятел...