Открытый урок по ОРКСЭ на тему: "Альтруизм и эгоизм" 4 класс.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Данный урок позволит учащимся задуматься об отношении к окружающим людям, а в первую очередь, об отношении к своим близким; оценить и проанализировать свои поступки по отношению к другим людям, учащиеся получат опыт творческой, интеллектуальной, аналитической деятельности. При работе с ситуациями учащиеся, образно занимая места героев, смогут оценить поступки с учетом усвоенных понятий, проанализировать свое поведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_orkse.doc79 КБ
Office presentation icon altruizm_egoizm.ppt2.95 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Альтруизм и эгоизм.

Цель урока: создание условий для формирования  у учащихся представлений об альтруизме и эгоизме.

Задачи:

  • Познакомить учащихся  с основными понятиями: альтруизм и эгоизм, выявить положительные и отрицательные стороны этих понятий
  • Развивать кругозор учащихся, пополнить их словарный запас
  • Формировать коммуникативные умения работать в коллективе и  группах
  • Воспитывать чувство сострадания другим людям, стремление делать благородные дела, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- Формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;

- воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной  отзывчивости, сопереживания, уважения к интересам и убеждениям других людей, что является первым шагом к добродетельному поведению;

 - развитие  самостоятельности  и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

-Формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);

-Формирование умений объяснять, что означают слова  альтруизм и эгоизм, различать понятия мораль, нравственность, этика (познавательные УУД);

-Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;

-Формирование форм рефлексии (регулятивные УУД).

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

-Освоение знаний по теме «Альтруизм и эгоизм»

Прогнозируемые результаты :         личностные: данный урок позволит учащимся задуматься об отношении к окружающим людям, а в первую очередь, об отношении к своим близким; оценить и проанализировать свои поступки по отношению к другим людям, учащиеся получат опыт творческой, интеллектуальной, аналитической деятельности. При работе с ситуациями учащиеся, образно занимая места героев,  смогут оценить поступки с учетом усвоенных понятий, проанализировать свое поведение.

                     метапредметные : в ходе уроке будут формироваться умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей, вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; развивать навыки сотрудничества при работе  в группе.

                            предметные : в процессе групповой и индивидуальной работы учащимися будут усвоены новые нравственные понятия «альтруизм», «эгоизм», «альтруист», «эгоист»», «разумный эгоизм».

Оборудование и учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор,  иллюстративный материал, презентация к уроку, учебник «Основы светской этики».

Участники: учащиеся 4 класса.

Форма урока: комбинированный

Использованные программы для подготовки к уроку:

  • Power point (для создания презентации)


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Операционно-познавательный

В жизни по-разному можно жить-

Можно в беде, а можно в радости

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать шалости.

А можно так:

 На рассвете встать –  И, помышляя   о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям.

 

- Ребята, давайте подарим себе и нашим гостям сегодняшний урок.

 -Каким бы вы хотели его видеть?

- О каких понятиях мы говорим на уроках нашего курса?(нравственных: добро, зло, добродетель, пороки)

Приветствие, подготовка рабочих мест

Психологический настрой уч-ся на работу

Личностные:

Положительный настрой на урок, понимание необходимости учения

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Вводно-мотивационный

 – Предлагаю вам посмотреть мультфильм.

 Ваша задача -  внимательно понаблюдайте за героями , какое у вас сложится  отношение к их поведению.( м/ф « Лунтик и пиявка»)

(Ответы детей)

- Согласна, сегодня мы поговорим  и обсудим, как называют тех которые думают только  о себе и своих потребностях, и о тех которые делают добро для других , не ждут за это благодарности.

- Сегодня нам вновь предстоит вести разговор о нравственных понятиях. Каких? Попробуйте расшифровать слова:

Смотрят.

Учащиеся высказывают своё понимание.

Рассуждения  детей.

Дискуссия.

Личностные:

нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор

Познавательные:

извлечение необходимой информации из увиденного

Коммуникативные:

умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы

Личностные:

умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами

Операционно-познавательный:

Изучение нового материала. Определение темы урока.

Закрепление  и обобщение пройденного материала.

Домашнее задание

-Ребята, вам в жизни приходилось встречать людей, которые думают только  о себе и своих потребностях? Как их называют? (эгоист) (обобщаю ответы)

Эгоизм  ЗМИОГЭ (эгоизм) 

- Как можно назвать такое качество в людях,-- делать добро для других и не ждать за это благодарности?(обобщаю ответы)

-Такое качество  называют альтруизм  ЗМИУРТЬЛА (альтруизм)

 (Сформулируйте тему, цель урока) 

Тема нашего урока « Альтруизм и эгоизм»

-Какие задачи ставим сегодня на уроке?

-  Узнать об этих понятиях подробнее.

 Чтоже такое  АЛЬТРУИЗМ?

 

-Мы можем обратиться к толковому словарю Ожегова или  в учебник на с.30

 

Альтруизм (от латинского слова альтер - другой)- готовность действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами. 

- А кто такой АЛЬТРУИСТ? - попробуйте сформулировать сами.

- Чего хочет альтруист? 

Альтруист – это тот, кто хочет, чтобы всем было хорошо.

ЭГОИЗМ.

Что означает это слово прочитайте в учебнике на стр. 31.

Эгоист – от лат. Эго – «я» - это человек, ЛЮБЯЩИЙ СЕБЯ больше других.

Эгоизм — это действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества.

«Всё для меня, всё ради меня» — вот принцип эгоиста.

Он спокойно может нарушать нравственные нормы и пренебрегать общественными ценностями.

- Эгоисту трудно приходится в жизни. Он сосредоточен только на себе.

-Ребята, как можно назвать героев нашего мультфильма?( Лунтик-альтруист, Пиявка-эгоист)

-Сформулируйте, над какой темой мы работали?

-Какие понятия запомнили?

- Мне бы хотелось узнать, насколько ясно и точно вы усвоили значение этих понятий.

- Для этого предлагаю выполнить следующие задания 

-Перед вами слова синонимы (работаем по вариантам,1-подчеркивают синонимы к слову альтруизм, 2-к слову эгоизм)

 

Бескорыстие , высокомерие, человеколюбие,  чёрствость, бездушие, самоотверженность, вредность, доброта, предательство, забота, равнодушие, злость, зависть, жадность, любовь, жестокость, ласка, безжалостность , себялюбие.

(читают и объясняют)

Физкультминутка-игра.   

  Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, альтруист он или эгоист. Если альтруист, вы радостно хлопаете в ладоши, если эгоист — закрываете лицо ладошками. Итак, начали: Баба Яга, доктор Айболит,  Дюймовочка, Змей Горыныч, Вини - Пух, Золотая рыбка Лунтик, Кощей Бессмертный, Красная Шапочка, волк, Золушка.

-Как вы думаете, хорошо или плохо быть альтруистом? А эгоистом?  Почему?

- А всем ли нужно помогать?

(наркоманы, хулиганы, воры)

-Не всегда нужно бездумно действовать?. 

-Есть такое понятие - разумный эгоизм.(с.31) 

-Мы должны стараться помогать другим не в ущерб себе и своим близким.

-  Какие альтруистические  поступки  можете совершать вы  в повседневной жизни?(ответы детей)+

(фото волонтеров)

-Знаете ли вы, кто такой волонтёр?

Волонтёр — человек, добровольно занимающийся общественно полезной деятельностью.

(Это активные люди, которые участвуют в различных акция «Добрых дел»)

-В нашем городе и школе существует традиция проведения субботников, когда каждый житель города, ученик школы принимает участие в наведении порядка в своем городе, дворе, территории школы.

-Другая  традиция нашей школы – поздравление ветеранов войны  и педагогического труда с  праздниками.

Все это проявления альтруизма.

 У каждого волонтёра есть личная книжка. 

-Личная книжка волонтера предназначена для учета волонтерской деятельности и содержит сведения о «трудовом» стаже волонтера, его поощрениях и дополнительной подготовке. Любой гражданин РФ в возрасте от 14 (с момента получения паспорта) до 30 лет может получить Личную книжку волонтера.

-Те, кто постоянно находит причины, для того чтобы не участвовать в общих делах, проявляют эгоизм. 

- Познакомьте с этими правилами своих близких и знакомых и сами старайтесь их придерживаться

Памятка  «Жизненных правил».

  1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.
  2. Умейте видеть достоинства людей, ценить их.
  3. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.
  4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
  5. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.
  6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.
  7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.
  8. Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга.
  9. Отдавайте больше.
  10. Ожидайте меньше.

.

Рефлексия (резерв)

- Подведём итог нашего урока.

Закончите  предложения.

(фон- песня « Дорогою добра» )

      Сегодня я узнал…

      Было интересно…

      Я понял, что…

      Я попробую…

      Урок дал мне для жизни…

      Мне захотелось…

Поблагодарить детей за работу, гостей за присутствие.

Коммуникативные:

аргументировать свои высказывания

Регулятивные:

саморегуляция, самооценка, осознание границ применения нового знания


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Альтруизм и эгоизм» учитель начальных классов МОУ СОШ № 6 города Железногорска Иванова Л.Н. (модуль «Основы светской этики», урок 13)

Слайд 2

Улыбнись, и всё получится!

Слайд 3

ЭТИКА КУЛЬТУРА МОРАЛЬ ДОБРО ЗЛО ПОРОК СВОБОДА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОБРОДЕТЕЛЬ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Слайд 4

Правила жизни Нельзя жить только для себя. 2. Делай людям добро, разделяй с ними и беду и радость.

Слайд 5

Расшифруйте слова ЗМИУРТЬЛА ЗМИОГЭ

Слайд 6

АЛЬТРУИЗМ ЭГОИЗМ ? ТЕМА ЦЕЛЬ

Слайд 7

Подумай! АЛЬТРУИЗМ ЭГОИЗМ ?

Слайд 8

Альтруизм - готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами. (Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. ) Найдите значение слова « альтруизм "?

Слайд 9

Альтруист хочет, чтобы всем было хорошо. Чего хочет альтруист?

Слайд 10

Правила жизни Нельзя жить только для себя. Делай людям добро, разделяй с ними и беду и радость. 3.Старайся прийти на помощь в нужный момент.

Слайд 11

Эгоизм – себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих. (Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка.)

Слайд 12

Чего хочет эгоист? «ВСЕ ДЛЯ МЕНЯ, ВСЕ РАДИ МЕНЯ.»

Слайд 13

Правила жизни Нельзя жить только для себя. Делай людям добро, разделяй с ними и беду и радость. 3.Старайся прийти на помощь в нужный момент. 4. Умейте видеть достоинства людей.

Слайд 14

Кого из наших героев можно назвать альтруистом , а кого эгоистом ?

Слайд 15

Подберите с инонимы Высокомерие Забота Бескорыстие Доброта Предательство Любовь Зависть Бездушие Жадность Милосердие Ласка Вредность А Л Ь Т Р У И З М Э Г О И З М

Слайд 16

Подберите с инонимы Высокомерие Забота Бескорыстие Доброта Предательство Любовь Зависть Бездушие Жадность Милосердие Ласка Вредность А Л Ь Т Р У И З М Э Г О И З М

Слайд 17

Альтруист или эгоист?

Слайд 18

Правила жизни Нельзя жить только для себя. Делай людям добро, разделяй с ними и беду и радость. 3.Старайся прийти на помощь в нужный момент. 4. Умейте видеть достоинства людей. 5. Не пытайтесь осчастливить всех, начни со своих близких.

Слайд 19

Какие альтруистические поступки может совершить человек?

Слайд 20

ВОЛОНТЁР - человек, добровольно занимающийся общественно полезной деятельностью

Слайд 21

Закончите предложение Сегодня я узнал… Было интересно… Я понял… Я попробую… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…

Слайд 22

Молодцы!

Слайд 23

Используемые ресурсы Программа курса «ОРКСЭ». А.Я. Данилюк. М.: Просвещение. 2010 Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012. Электронное приложение к учебнику Основы светской этики. – М.: Просвещение, 2012. http://wikikurgan.orbitel.ru/index.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к открытому уроку по курсу ОРКСЭ на тему "Альтруизм и эгоизм".

Презентация к открытому уроку по курсу ОРКСЭ на тему "Альтруизм и эгоизм"....

Открытый урок по ОРКСЭ в 4 классе " Ценность рода и семьи".

Открытый урок был разработан в рамках духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.Цели и задачи:        - сформировать представление о духовных ценностя...

Презентация к уроку по ОРКСЭ на тему "Альтруизм и эгоизм"

Урок -презентация по теме.Модуль ОРКСЭ - "Основы светской этики"...

Открытый урок по ОРКСЭ в 4 классе по теме "О душе"

Открытый урок по ОРКСЭ в 4 классе по теме "О душе". Цель урока- осмысление христианского представления о душе человека как его сущности. Задачи урока:·        Обучаю...

Конспект открытого урока по ОРКСЭ ОПК по теме: «От рождения до вечности». 4 класс

Цель урока: Познакомить  учащихся с православным пониманием сущности  Церковных Таинств. Задачи урока:- учебные: сформировать общее понимание церковной жизни в связи с совершением...

Технологическая карта открытого урока по ОРКСЭ модулю «Основы православной культуры» 4 класс Урок №28 Тема: «Защита Отечества»

Урок подготовлен для обучающихся в 4 классе. Используя учебник А.В. Кураева ,учебник «Основы православной культуры», «Просвещение», 2012. - с. 88-91.  и другую дополнитель...