Открытый урок по ОРКСЭ на тему: "Альтруизм и эгоизм" 4 класс.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Данный урок позволит учащимся задуматься об отношении к окружающим людям, а в первую очередь, об отношении к своим близким; оценить и проанализировать свои поступки по отношению к другим людям, учащиеся получат опыт творческой, интеллектуальной, аналитической деятельности. При работе с ситуациями учащиеся, образно занимая места героев, смогут оценить поступки с учетом усвоенных понятий, проанализировать свое поведение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_orkse.doc | 79 КБ |
altruizm_egoizm.ppt | 2.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Альтруизм и эгоизм.
Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений об альтруизме и эгоизме.
Задачи:
- Познакомить учащихся с основными понятиями: альтруизм и эгоизм, выявить положительные и отрицательные стороны этих понятий
- Развивать кругозор учащихся, пополнить их словарный запас
- Формировать коммуникативные умения работать в коллективе и группах
- Воспитывать чувство сострадания другим людям, стремление делать благородные дела, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, сопереживания, уважения к интересам и убеждениям других людей, что является первым шагом к добродетельному поведению;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
-Формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);
-Формирование умений объяснять, что означают слова альтруизм и эгоизм, различать понятия мораль, нравственность, этика (познавательные УУД);
-Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
-Формирование форм рефлексии (регулятивные УУД).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
-Освоение знаний по теме «Альтруизм и эгоизм»
Прогнозируемые результаты : личностные: данный урок позволит учащимся задуматься об отношении к окружающим людям, а в первую очередь, об отношении к своим близким; оценить и проанализировать свои поступки по отношению к другим людям, учащиеся получат опыт творческой, интеллектуальной, аналитической деятельности. При работе с ситуациями учащиеся, образно занимая места героев, смогут оценить поступки с учетом усвоенных понятий, проанализировать свое поведение.
метапредметные : в ходе уроке будут формироваться умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; развивать навыки сотрудничества при работе в группе.
предметные : в процессе групповой и индивидуальной работы учащимися будут усвоены новые нравственные понятия «альтруизм», «эгоизм», «альтруист», «эгоист»», «разумный эгоизм».
Оборудование и учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор, иллюстративный материал, презентация к уроку, учебник «Основы светской этики».
Участники: учащиеся 4 класса.
Форма урока: комбинированный
Использованные программы для подготовки к уроку:
- Power point (для создания презентации)
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Операционно-познавательный | В жизни по-разному можно жить- Можно в беде, а можно в радости Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать шалости. А можно так: На рассвете встать – И, помышляя о чуде, Рукой обожженною солнце достать И подарить его людям.
- Ребята, давайте подарим себе и нашим гостям сегодняшний урок. -Каким бы вы хотели его видеть? - О каких понятиях мы говорим на уроках нашего курса?(нравственных: добро, зло, добродетель, пороки) | Приветствие, подготовка рабочих мест Психологический настрой уч-ся на работу | Личностные: Положительный настрой на урок, понимание необходимости учения Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Вводно-мотивационный | – Предлагаю вам посмотреть мультфильм. Ваша задача - внимательно понаблюдайте за героями , какое у вас сложится отношение к их поведению.( м/ф « Лунтик и пиявка») (Ответы детей) - Согласна, сегодня мы поговорим и обсудим, как называют тех которые думают только о себе и своих потребностях, и о тех которые делают добро для других , не ждут за это благодарности. - Сегодня нам вновь предстоит вести разговор о нравственных понятиях. Каких? Попробуйте расшифровать слова: | Смотрят. Учащиеся высказывают своё понимание. Рассуждения детей. Дискуссия. | Личностные: нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор Познавательные: извлечение необходимой информации из увиденного Коммуникативные: умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы Личностные: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами |
Операционно-познавательный: Изучение нового материала. Определение темы урока. Закрепление и обобщение пройденного материала. Домашнее задание | -Ребята, вам в жизни приходилось встречать людей, которые думают только о себе и своих потребностях? Как их называют? (эгоист) (обобщаю ответы) Эгоизм ЗМИОГЭ (эгоизм) - Как можно назвать такое качество в людях,-- делать добро для других и не ждать за это благодарности?(обобщаю ответы) -Такое качество называют альтруизм ЗМИУРТЬЛА (альтруизм) (Сформулируйте тему, цель урока) Тема нашего урока « Альтруизм и эгоизм» -Какие задачи ставим сегодня на уроке? - Узнать об этих понятиях подробнее. Чтоже такое АЛЬТРУИЗМ?
-Мы можем обратиться к толковому словарю Ожегова или в учебник на с.30
Альтруизм (от латинского слова альтер - другой)- готовность действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами. - А кто такой АЛЬТРУИСТ? - попробуйте сформулировать сами. - Чего хочет альтруист? Альтруист – это тот, кто хочет, чтобы всем было хорошо. ЭГОИЗМ. Что означает это слово прочитайте в учебнике на стр. 31. Эгоист – от лат. Эго – «я» - это человек, ЛЮБЯЩИЙ СЕБЯ больше других. Эгоизм — это действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества. «Всё для меня, всё ради меня» — вот принцип эгоиста. Он спокойно может нарушать нравственные нормы и пренебрегать общественными ценностями. - Эгоисту трудно приходится в жизни. Он сосредоточен только на себе. -Ребята, как можно назвать героев нашего мультфильма?( Лунтик-альтруист, Пиявка-эгоист) -Сформулируйте, над какой темой мы работали? -Какие понятия запомнили? - Мне бы хотелось узнать, насколько ясно и точно вы усвоили значение этих понятий. - Для этого предлагаю выполнить следующие задания -Перед вами слова синонимы (работаем по вариантам,1-подчеркивают синонимы к слову альтруизм, 2-к слову эгоизм)
Бескорыстие , высокомерие, человеколюбие, чёрствость, бездушие, самоотверженность, вредность, доброта, предательство, забота, равнодушие, злость, зависть, жадность, любовь, жестокость, ласка, безжалостность , себялюбие. (читают и объясняют) Физкультминутка-игра. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, альтруист он или эгоист. Если альтруист, вы радостно хлопаете в ладоши, если эгоист — закрываете лицо ладошками. Итак, начали: Баба Яга, доктор Айболит, Дюймовочка, Змей Горыныч, Вини - Пух, Золотая рыбка Лунтик, Кощей Бессмертный, Красная Шапочка, волк, Золушка. -Как вы думаете, хорошо или плохо быть альтруистом? А эгоистом? Почему? - А всем ли нужно помогать? (наркоманы, хулиганы, воры) -Не всегда нужно бездумно действовать?. -Есть такое понятие - разумный эгоизм.(с.31) -Мы должны стараться помогать другим не в ущерб себе и своим близким. - Какие альтруистические поступки можете совершать вы в повседневной жизни?(ответы детей)+ (фото волонтеров) -Знаете ли вы, кто такой волонтёр? Волонтёр — человек, добровольно занимающийся общественно полезной деятельностью. (Это активные люди, которые участвуют в различных акция «Добрых дел») -В нашем городе и школе существует традиция проведения субботников, когда каждый житель города, ученик школы принимает участие в наведении порядка в своем городе, дворе, территории школы. -Другая традиция нашей школы – поздравление ветеранов войны и педагогического труда с праздниками. Все это проявления альтруизма. У каждого волонтёра есть личная книжка. -Личная книжка волонтера предназначена для учета волонтерской деятельности и содержит сведения о «трудовом» стаже волонтера, его поощрениях и дополнительной подготовке. Любой гражданин РФ в возрасте от 14 (с момента получения паспорта) до 30 лет может получить Личную книжку волонтера. -Те, кто постоянно находит причины, для того чтобы не участвовать в общих делах, проявляют эгоизм. - Познакомьте с этими правилами своих близких и знакомых и сами старайтесь их придерживаться Памятка «Жизненных правил».
. | ||
Рефлексия (резерв) | - Подведём итог нашего урока. Закончите предложения. (фон- песня « Дорогою добра» ) Сегодня я узнал… Было интересно… Я понял, что… Я попробую… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… Поблагодарить детей за работу, гостей за присутствие. | Коммуникативные: аргументировать свои высказывания Регулятивные: саморегуляция, самооценка, осознание границ применения нового знания |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Улыбнись, и всё получится!
ЭТИКА КУЛЬТУРА МОРАЛЬ ДОБРО ЗЛО ПОРОК СВОБОДА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОБРОДЕТЕЛЬ СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Правила жизни Нельзя жить только для себя. 2. Делай людям добро, разделяй с ними и беду и радость.
Расшифруйте слова ЗМИУРТЬЛА ЗМИОГЭ
АЛЬТРУИЗМ ЭГОИЗМ ? ТЕМА ЦЕЛЬ
Подумай! АЛЬТРУИЗМ ЭГОИЗМ ?
Альтруизм - готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами. (Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. ) Найдите значение слова « альтруизм "?
Альтруист хочет, чтобы всем было хорошо. Чего хочет альтруист?
Правила жизни Нельзя жить только для себя. Делай людям добро, разделяй с ними и беду и радость. 3.Старайся прийти на помощь в нужный момент.
Эгоизм – себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих. (Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка.)
Чего хочет эгоист? «ВСЕ ДЛЯ МЕНЯ, ВСЕ РАДИ МЕНЯ.»
Правила жизни Нельзя жить только для себя. Делай людям добро, разделяй с ними и беду и радость. 3.Старайся прийти на помощь в нужный момент. 4. Умейте видеть достоинства людей.
Кого из наших героев можно назвать альтруистом , а кого эгоистом ?
Подберите с инонимы Высокомерие Забота Бескорыстие Доброта Предательство Любовь Зависть Бездушие Жадность Милосердие Ласка Вредность А Л Ь Т Р У И З М Э Г О И З М
Подберите с инонимы Высокомерие Забота Бескорыстие Доброта Предательство Любовь Зависть Бездушие Жадность Милосердие Ласка Вредность А Л Ь Т Р У И З М Э Г О И З М
Альтруист или эгоист?
Правила жизни Нельзя жить только для себя. Делай людям добро, разделяй с ними и беду и радость. 3.Старайся прийти на помощь в нужный момент. 4. Умейте видеть достоинства людей. 5. Не пытайтесь осчастливить всех, начни со своих близких.
Какие альтруистические поступки может совершить человек?
ВОЛОНТЁР - человек, добровольно занимающийся общественно полезной деятельностью
Закончите предложение Сегодня я узнал… Было интересно… Я понял… Я попробую… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…
Молодцы!
Используемые ресурсы Программа курса «ОРКСЭ». А.Я. Данилюк. М.: Просвещение. 2010 Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012. Электронное приложение к учебнику Основы светской этики. – М.: Просвещение, 2012. http://wikikurgan.orbitel.ru/index.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к открытому уроку по курсу ОРКСЭ на тему "Альтруизм и эгоизм".
Презентация к открытому уроку по курсу ОРКСЭ на тему "Альтруизм и эгоизм"....
Открытый урок по ОРКСЭ в 4 классе " Ценность рода и семьи".
Открытый урок был разработан в рамках духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.Цели и задачи: - сформировать представление о духовных ценностя...
Презентация к уроку по ОРКСЭ на тему "Альтруизм и эгоизм"
Урок -презентация по теме.Модуль ОРКСЭ - "Основы светской этики"...
Открытый урок по ОРКСЭ в 4 классе по теме "О душе"
Открытый урок по ОРКСЭ в 4 классе по теме "О душе". Цель урока- осмысление христианского представления о душе человека как его сущности. Задачи урока:· Обучаю...
Конспект открытого урока по ОРКСЭ ОПК по теме: «От рождения до вечности». 4 класс
Цель урока: Познакомить учащихся с православным пониманием сущности Церковных Таинств. Задачи урока:- учебные: сформировать общее понимание церковной жизни в связи с совершением...
Технологическая карта открытого урока по ОРКСЭ модулю «Основы православной культуры» 4 класс Урок №28 Тема: «Защита Отечества»
Урок подготовлен для обучающихся в 4 классе. Используя учебник А.В. Кураева ,учебник «Основы православной культуры», «Просвещение», 2012. - с. 88-91. и другую дополнитель...
Открытый урок по ОРКСЭ и литературному чтению в 4 классе
Интегрированный урок в 4 классе...