Рабочая программа "ОРКСЭ"
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Григорьева Валерия Александровна

Рабочая программа "Основы религиозной культуры и светской этики" профиль "Основы православной культуры". По программе Перспективная начальная школа (ПНШ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_orkse_2.docx271.24 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Учитель\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\орксэ 001.jpg

Планируемые результаты освоения  ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»)

  1. Личностные результаты.

У обучающихся будут сформированы:

-  внутренняя  позиция  школьника  на  уровне  положительного  отношения  к школе,  ориентации  на  содержательные  моменты  школьной  действительности  и принятия образца «хорошего ученика»;

-  широкая  мотивационная  основа  учебной  деятельности,  включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-  ориентация  в  нравственном  содержании  и  смысле  поступков  как собственных, так и окружающих людей;

-  развитие  этических  чувств  —  стыда,  вины,  совести  как  регуляторов морального поведения;

-  знание  основных  моральных  норм  и  ориентация  на  их  выполнение, дифференциация  моральных  и  конвенциональных  норм,  развитие  морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе Знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-  для формирования внутренней  позиции  школьника  на  уровне  положительного  отношения  к  школе,  понимая  необходимость  учения,  выраженного  в  преобладании  учебно- познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-  устойчивого  учебно-познавательного  интереса  к  новым  общим  способам решения задач;

-  адекватного  понимания  причин  успешности/неуспешности  учебной деятельности;

-  морального  сознания  на  конвенциональном  уровне,  спорности  к  решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы  и  чувства,  устойчивое  следование  в  поведении  моральным  нормам  и этическим требованиям;

-  эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,  выражающихся  в  поступках,  направленных  на  помощь  и  обеспечение благополучия.

2. Метапредметные результаты.

2.1. Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

-  планировать  свое  действие  в  соответствии  с  поставленной  задачей  и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

-  оценивать  правильность  выполнения  действия  на  уровне  адекватной ретроспективной оценки;

-  вносить  необходимые  коррективы  в  действие  после  его  завершения  на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

-  выполнять  учебные  действия  в  материализованной,  громкоречевой  и умственной форме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-  самостоятельно  учитывать  выделенные  учителем  ориентиры  действия  в новом учебном материале;

-  осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

2.2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

-  осуществлять  поиск  необходимой  информации  для  выполнения  учебных заданий с использованием учебной литературы;

-  использовать знаково-символические средства, в том числе  модели и схемы для решения задач;

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-  основам  смыслового  чтения  художественных  и  познавательных  текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

-  строить  рассуждения  в  форме  связи  простых  суждений  об  объекте,  его строении, свойствах и связях;

Обучающийся получит возможность научиться:

-  осуществлять  расширенный  поиск  информации  с  использованием  ресурсов библиотек и Интернета;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

2.3. Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-  допускать  возможность  существования  у  людей  различных  точек  зрения,  в том  числе  не  совпадающих  с  его  собственной,  и  ориентироваться  на  позицию партнера в общении и взаимодействии;

-  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

-  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы;

Обучающийся получит возможность научиться:

-  учитывать  и  координировать  в  сотрудничестве  отличные  от  собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

-  продуктивно  разрешать  конфликты  на  основе  учета  интересов  и  позиций всех его участников;

-  осуществлять  взаимный  контроль  и  оказывать  в  сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

3. Предметные результаты.

Обучающийся научится:

- понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

-  поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;

- осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;

-  развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;

-  ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;

Планируемые результаты по учебному модулю.

Основы православной культуры

Обучающийся научится:

– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в  семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

– ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории её формирования в России;

– на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Обучающийся получит возможность научится:

– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение  на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Содержание учебного предмета «Основы православной культуры»

Раздел I. Введение в православную духовную традицию.

Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.

Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.

Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.

Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.

Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.

Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.

Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.

Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.

Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.

Раздел II. Православие в России.

Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.

Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.

Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.

Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.

Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.

Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.

Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.

Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Тематическое планирование

Введение в православную духовную традицию.  17 ч.

Православие в России.                                       17 ч.

Поурочное планирование.

Номер

п / п

Тема урока

Количество часов

Раздел I. Введение в православную духовную традицию.

17

1

Россия – наша Родина

1

2

Культура и религия

1

3

Человек и Бог в православии

1

4

Православная молитва

1

5

Библия и Евангелие

1

6

Проповедь Христа

1

7

Христос и Его крест

1

8

Пасха

1

9

Православное учение о человеке

1

10

Совесть и раскаяние

1

11

Заповеди

1

12

Милосердие и сострадание

1

13

Золотое правило этики

1

14

Храм

1

15

Икона

1

16

Творческие работы учащихся

1

17

Подведение итогов

1

Раздел II. Православие в России.

17

18

Как христианство пришло на Русь

1

19

Подвиг

1

20

Заповеди блаженств

1

21

Зачем творить добро?

1

22

Чудо в жизни христианина

1

23

Православие о Божием суде

1

24

Таинство Причастия

1

25

Монастырь

1

26

Отношение христианина к природе

1

27

Христианская семья

1

28

Защита Отечества

1

29

Христианин в труде

1

30

Любовь и уважение к Отечеству

1

31

Подготовка творческих проектов учащихся

1

32

Выступление учащихся  со своими творческими работами

1

33

Выступление учащихся  со своими творческими работами

1

34

Презентация творческих проектов

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.

Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...