Урок по орксэ " Добро и зло"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок по ОРКСЭ на тему: «Добро и зло».
Шишова Людмила Владимировна ГБОУ Школа «Содружество»
Цель и задачи: ознакомить учащихся с понятиями «добро» и «зло» как основными этическими понятиями, раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»; формировать умение правильно оценивать себя и других; формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, формировать способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, развивать связную речь, обогащать словарный запас, учиться работать в группах, воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу, чтобы поступки были сознательные, добровольные, бескорыстные.
Основные термины и понятия: добро, зло, граница между добром и злом.
Оборудование: мультимедийный проектор, цветная бумага, ножницы, толковый словарь С.И. Ожегова, учебник.
Виды деятельности : беседа, устное высказывание на тему, работа в парах, работа с иллюстративным материалом, работа с текстом, творческая работа учащихся, моделирование.
Ход урока.
1.Организация деятельности учащихся, психологический настрой.
Вход в класс под музыку, дети рассаживаются и дослушивают первый и второй куплеты песни « Творите добрые дела! »(Слова Л. Мерновой, музыка В. Беляева)
1.Творите добрые дела!
Они обратно к вам вернутся
И в каждом сердце отзовутся.
Творите добрые дела.
2.Не по одежке – по уму
Всегда входящего встречайте
И хлебом - солью привечайте,
Наполнив ветхую суму.
2.Введение. Начало мыследеятельности. Работа в парах , на столах разрезанные карточки.
? | Как | зла |
от | отличить | добро |
Учитель: Ребята, посмотрите на карточки, подумайте, соберите и прочитайте вопрос.
(Ребята из карточек собирают фразу.)
Ученики: «.Как отличить добро от зла?» Учитель: Откройте учебник и прочитайте название новой темы. Что скажете? Ученики: Мы будем знакомиться с понятиями «добро» и «зло». Слайд № 1. Учитель: Добро и зло. Это особые слова. Что такое добро? И что такое Зло?
Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. - Где мы можем узнать определение понятий добра и зла? ( словарь) Слайд № 2 . - А что нам говорит наш учебник . Чтение статьи учебника. Учитель: Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален. Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир - это большое зеркало. А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание…
Мир именно таков, каким мы его делаем. 3.Моделирование. Учитель: Пусть вот такой человечек будет обозначать самого злого человека на Земле (показываю черную фигурку).Вот такой человечек будет обозначать самого доброго человека на Земле (показываю белую фигурку). Догадайтесь , какие еще человечки будут населять наш мир. Подумайте, как показать, что человек не очень злой или не очень добрый. Предлагаю в течение двух минут создать модель человечества. (Дети создают модель). Учитель: Теперь предлагаю разделить наших человечков на два царства: Царство добра и Царство зла. Ученики: Один человек добрый .Он живет в Царстве добра. Другой человек злой Он живет в Царстве зла. Слайд № 3. - А вот человек не совсем добрый , где его место ? -Этот человек не очень злой , куда же его поместить? 4. Работа с текстом. Учитель: Куда же мы поместим остальных людей? Как вы думаете ,где же находится граница между добром и злом ? Предлагаю вам прочитать притчу. Может быть ,она поможет нам разобраться в этом вопросе? Отметьте то предложение ,которое вас больше всего удивило. Слайд № 4. Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: - В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. Учитель: Что вы почувствовали, что подумали, когда читали притчу? ( Ответы детей). Учитель: Как вы думаете, помогает ли притча найти ответ на наш вопрос? Ученики: Да. В притче говорится о том, что в человеке есть и добро, и зло. В притче поднимается тема о границе между добром и злом. Учитель: А где же происходит эта борьба? Где находится эта граница? Ученики: Получается ,что в каждом человеке. Учитель: Как вы думаете, что значит «накормить доброго волка», а что означает «накормить злого волка»? Ученики: «Доброго волка» можно « накормить» надеждой, добротой, лаской, дружбой, взаимопомощью, заботой, - и тогда он победит. А можно и наоборот: « злого волка накормить» унижением другого человека, ненавистью, злостью, неуважением, обманом, - тогда победа будет на стороне зла. Учитель: Многое зависит от того, какого волка каждый из вас будет кормить. Предлагаю накормить « правильного волка». Разделите слова на группы. (Жестокость, насилие, вежливость, забота, дружба, обман , любовь, помощь) Слайд № 5. 5. Физминутка. Создание эмоционального настроя: «Подари минутку радости». (Работа парами.)
Учитель: Ребята подарите, глядя в глаза, друг другу минутку радости, скажите добрые слова, сопроводите их движениями. 6. Погружение в тему.
Учитель: Многие философы спорят о том ,может ли добро стать злом и, наоборот, может ли зло стать добром. Они ищут ответы , доказывают . спорят. Как ответите на эти вопросы вы? (Дети рассуждают)
Ученик: Помогать товарищу хорошо? Да. Это добро. Но вот как помощь может стать злом. Кто то захотел помочь своему соседу по парте, дал списать домашнюю работу. Но учительница поняла обман и пристыдила учеников. Нужно было не дать списать, объяснить.
Ученик: Угрожать оружием плохо? Да. Это зло. Но в рассказе Л.Н. Толстого «Прыжок» капитан, отец мальчика, пытаясь спасти сына, достал револьвер, приказал сыну прыгать в воду, угрожал выстрелить. Мальчик испугался, прыгнул, но таким образом был спасен.
Учитель: Делаем вывод. Каждый человек каждым своим поступком либо переходит на сторону добра, либо переходи на сторону зла. Мы подошли к одному из самых важных вопросов. Что вы предлагаете делать, чтобы в каждом человеке победило добро? Ученики: - Нужно уважать старших, помогать младшим .
-Совершать только добрые поступки.
-Нужно стараться всегда говорить правду.
-Не нужно завидовать.
Учитель: Да, ребята, нужно знать и принимать законы человеческого общества. 7 . Работа с пословицами. Слайд № 6 .
Соедините части и получите пословицы. * Худо тому, кто добра не делает никому. ( Про зло). *Доброе дело само себя хвалит. ( Про добро). * Добрые слова и железные ворота открывают. ( Про добро). *Доброе слово и кошке приятно. ( Про добро). * Злоба лишает человека силы. ( Про зло). * За недобрым пойдешь - на беду набредешь. (Про зло). 8. Рефлексия.
Учитель: Как выдумаете , а легко ли удержаться на стороне добра . и не перейти на сторону зла? (ответы детей) Учитель: Почему это трудное дело?
Ученики: Потому что граница не видно другим людям, она расположена во внутреннем мире человека. Учитель: Что же удерживает человека от зла? Ученики: Правила поведения в мире людей. - Общечеловеческие ценности. Учитель: А еще граница формируется воспитанием и самовоспитанием. Законами человеческого общества, правилами и моралями.
9. Домашнее задание: Сегодня мы слушали песню « Творите добрые дела!», подумайте , какие добрые дела вы можете совершать дома и в школе? А можете поразмышлять над тем, как связана картина В. Васнецова « Витязь на распутье» с изучаемой темой. Слайд № 7.
Выход из класса под заключительную часть песни: Слайд №8.
Без дел молитва не сильна,
Ее Всевышний не услышит.
Пока жива душа и дышит,
Творите добрые дела!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по ОРКСЭ. "Добро и зло"
Можно использовать обыкновенную доску или сделать презентацию....
Урок по ОРКСЭ "Добро и зло"
Урок по ОРКСЭ "Добро и зло"...
Презентация к уроку по ОРКСЭ "Добро и зло"
Презентация приглашает к раздумью над понятиями добра и зла, позволяет задуматься над проблемой "А я какой?". С целью повышения познавательной активности учащихся в материал урока включены аудиоз...
Урок по ОРКСЭ "Добро и зло"
Разработка урока по ОРКСЭ на тему "Добро и зло"...
конспект урока по ОРКСЭ "Добро и зло"
Данный урок занимает особое место в курсе «ОРКСЭ» и позволяет расширить представление о понятиях «Добро» и «Зло», воспитывается добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру. Спо...
Урок по ОРКСЭ: "Добро и зло".
Методическая разработка по курсу Светская этика....
Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Добро и зло".
Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ поможет учителям, которые ведут этот предмет, доступно, компактно и интересно преподнести ребятам материал урока....