Урок по орксэ " Добро и зло"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Шишова Людмила Владимировна

Урок по орксэ "Добро и зло"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_orkse_shishova_l.v.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по ОРКСЭ на тему: «Добро и зло».

Шишова Людмила Владимировна ГБОУ Школа «Содружество»

Цель и задачи:  ознакомить учащихся с понятиями «добро» и «зло» как основными этическими понятиями, раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»; формировать умение правильно оценивать себя и других; формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, формировать способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, развивать связную речь, обогащать словарный запас, учиться работать в группах, воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу, чтобы поступки были сознательные, добровольные, бескорыстные.

Основные термины и понятия: добро, зло, граница между добром и злом.

Оборудование: мультимедийный проектор, цветная бумага, ножницы, толковый словарь С.И. Ожегова, учебник.

Виды деятельности : беседа, устное высказывание на тему, работа в парах, работа с иллюстративным материалом, работа с текстом, творческая работа учащихся, моделирование.

Ход урока.

1.Организация деятельности учащихся, психологический настрой.

Вход в класс под музыку, дети рассаживаются и дослушивают первый и второй куплеты песни « Творите добрые дела! »(Слова Л. Мерновой, музыка В. Беляева)

1.Творите добрые дела!

   Они обратно к вам вернутся

   И в каждом сердце отзовутся.

   Творите добрые дела.

2.Не по одежке – по уму

   Всегда  входящего встречайте

   И хлебом -  солью привечайте,

   Наполнив ветхую суму.

2.Введение. Начало мыследеятельности.                                                                                             Работа в парах , на столах разрезанные карточки.

?

Как

зла

от

отличить

добро

Учитель: Ребята, посмотрите на карточки, подумайте, соберите и прочитайте вопрос.

(Ребята из карточек собирают фразу.)

Ученики: «.Как отличить добро от зла?»                                                                                   Учитель: Откройте учебник и прочитайте название новой темы. Что скажете?                                           Ученики: Мы будем знакомиться с понятиями  «добро» и «зло».    Слайд № 1.                                                                                                                                                                                                          Учитель: Добро и зло. Это особые слова. Что такое добро?   И что такое Зло?
Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.                                                             - Где мы можем узнать определение понятий добра  и зла? ( словарь)  
Слайд № 2 .                                                                                                                                                                                                           - А что нам говорит наш учебник . Чтение статьи  учебника.                                                                                         Учитель: Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален.  Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир - это большое зеркало. А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание…
      Мир именно таков, каким мы его делаем.                                                                  
3.Моделирование.                                                                                                                                            Учитель: Пусть вот такой человечек будет обозначать самого злого человека на Земле (показываю черную фигурку).Вот такой человечек будет обозначать самого доброго человека на Земле (показываю белую фигурку). Догадайтесь , какие еще человечки будут населять наш мир. Подумайте, как  показать, что человек не очень злой или не очень добрый. Предлагаю в течение двух минут создать модель человечества.    (Дети  создают модель).          Учитель: Теперь предлагаю разделить наших человечков на два царства: Царство добра и Царство зла.                                                                                                                                          Ученики: Один человек добрый .Он живет в Царстве добра. Другой человек злой Он живет в Царстве зла.    Слайд № 3.                                                                                                                                                - А вот человек не совсем добрый , где его место ?                                                                                            -Этот человек не очень злой , куда же его поместить?                                                                                   4. Работа с текстом.                                                                                                                           Учитель: Куда же мы поместим остальных людей? Как вы думаете ,где же находится граница между добром и злом ?  Предлагаю вам прочитать притчу. Может быть ,она поможет нам разобраться в этом вопросе? Отметьте то предложение ,которое вас больше всего удивило.  Слайд № 4.                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: - В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:                                                                                                                             — А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:                                                            — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.                                                                 Учитель: Что вы почувствовали, что подумали, когда читали притчу? ( Ответы детей).                  Учитель:  Как вы думаете, помогает ли притча найти ответ на наш вопрос?                         Ученики: Да. В притче говорится о том, что  в человеке есть и добро, и зло. В притче поднимается тема  о границе между добром и злом.                                                                      Учитель: А где же  происходит эта борьба? Где находится эта граница?                                  Ученики: Получается ,что в каждом человеке.                                                                         Учитель: Как вы думаете, что значит «накормить доброго волка», а что означает   «накормить злого волка»?                                                                                                         Ученики: «Доброго волка»  можно « накормить» надеждой, добротой, лаской, дружбой, взаимопомощью, заботой, - и тогда он победит.                                                                                  А можно и наоборот: « злого волка накормить» унижением другого человека, ненавистью, злостью, неуважением, обманом, - тогда победа будет на стороне зла.                                   Учитель: Многое зависит от того, какого волка каждый из вас будет кормить. Предлагаю накормить « правильного волка». Разделите слова на группы. (Жестокость, насилие, вежливость, забота, дружба, обман , любовь, помощь)   Слайд № 5.                                                                                                                                                                                                          5. Физминутка.                                                                                                                                      Создание эмоционального настроя:  «Подари минутку радости». (Работа парами.)

Учитель: Ребята подарите, глядя в глаза,   друг другу минутку радости, скажите добрые слова, сопроводите их движениями.                                                                                                                6. Погружение в тему.

Учитель: Многие философы спорят о том ,может ли добро стать злом и, наоборот, может ли зло стать добром. Они  ищут ответы , доказывают . спорят. Как ответите на эти вопросы вы?  (Дети рассуждают)

Ученик: Помогать  товарищу хорошо? Да. Это добро. Но вот как помощь может стать злом. Кто то захотел помочь своему соседу по парте, дал списать домашнюю работу. Но учительница поняла обман и пристыдила учеников. Нужно было не дать списать, объяснить.

Ученик: Угрожать оружием плохо? Да. Это зло. Но в рассказе Л.Н. Толстого «Прыжок» капитан, отец мальчика, пытаясь спасти сына, достал револьвер, приказал сыну прыгать в воду, угрожал выстрелить. Мальчик испугался, прыгнул, но таким образом был спасен.

Учитель: Делаем вывод. Каждый человек каждым своим поступком либо переходит на сторону добра, либо переходи на сторону зла.                                                                                                    Мы подошли к одному из самых важных вопросов. Что вы предлагаете делать, чтобы в каждом человеке победило добро?                                                                                         Ученики:  - Нужно уважать старших, помогать младшим .

-Совершать только добрые поступки.

-Нужно стараться всегда говорить правду.

-Не нужно завидовать.

Учитель: Да, ребята, нужно знать и принимать законы человеческого общества.                                                                         7 . Работа с пословицами.    Слайд № 6 .                                                                                                                                                                                                          

Соедините  части  и получите пословицы.                                                                                          * Худо тому, кто добра не делает никому. ( Про зло).                                                                              *Доброе дело само себя хвалит. ( Про добро).                                                                                                  * Добрые слова и железные ворота открывают. ( Про добро).                                                                               *Доброе слово и кошке приятно. ( Про добро).                                                                                                  * Злоба лишает человека силы. ( Про зло).                                                                                                           * За недобрым пойдешь - на беду набредешь. (Про зло).                                                                               8. Рефлексия.

Учитель: Как выдумаете , а легко ли удержаться на стороне добра . и не перейти на сторону зла?   (ответы детей)                                                                                                                                Учитель: Почему это трудное дело?

Ученики: Потому что граница не видно другим людям, она расположена во внутреннем мире человека.                                                                                                                                                 Учитель: Что же удерживает человека от зла?                                                                                        Ученики: Правила поведения в мире людей.                                                                                                                 - Общечеловеческие ценности.                                                                                                               Учитель: А еще граница формируется воспитанием и самовоспитанием.                                                                                   Законами человеческого общества, правилами и моралями.

9. Домашнее задание: Сегодня мы слушали песню « Творите добрые дела!», подумайте , какие добрые дела вы можете совершать дома и в школе? А можете поразмышлять над тем, как связана картина В. Васнецова « Витязь на распутье» с изучаемой темой. Слайд № 7.

Выход из класса под заключительную часть песни: Слайд №8.

Без дел молитва не сильна,

Ее Всевышний не услышит.

Пока жива душа и дышит,

Творите добрые дела!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОРКСЭ. "Добро и зло"

Можно использовать обыкновенную доску или сделать презентацию....

Урок по ОРКСЭ "Добро и зло"

Урок по ОРКСЭ "Добро и зло"...

Презентация к уроку по ОРКСЭ "Добро и зло"

Презентация приглашает к раздумью над понятиями добра и зла, позволяет задуматься над проблемой "А я какой?". С целью повышения познавательной активности учащихся в материал урока включены аудиоз...

Урок по ОРКСЭ "Добро и зло"

Разработка урока по ОРКСЭ на тему "Добро и зло"...

конспект урока по ОРКСЭ "Добро и зло"

Данный урок  занимает особое место в курсе «ОРКСЭ» и позволяет расширить представление о понятиях «Добро» и «Зло», воспитывается добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру. Спо...

Урок по ОРКСЭ: "Добро и зло".

Методическая разработка по курсу Светская этика....

Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Добро и зло".

Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ поможет учителям, которые ведут этот предмет, доступно, компактно и интересно преподнести ребятам материал урока....