Урок по ОРКСЭ. "Добро и зло"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Захаревская Елена Валерьевна

Можно использовать обыкновенную доску или сделать презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zlo_i_dobro_k.r.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Канту Елена Валерьевна.

Место работы: ГБОУ СОШ №2065 «Вектор».

Должность: заместитель директора по УВР, учитель.

Конспект урока.

Тема урока

Добро и зло.

Предмет

Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики»

Класс

4 класс

Город

Г. Москва, г.Московский

Тип урока

Урок получения новых знаний.

Цель урока

Знакомство с главными понятиями морали «добро» и «зло».

Задачи урока

Познавательные:

Формирование основ морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом.

Знакомство с новыми понятиями. Расширение словарного запаса.

Развивающие:

Развивать умения анализировать, выдвигать гипотезы.

Воспитательные:

Формировать способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.

Необходимое

оборудование

  1. «Основы светской этики» 4-5 классы: учебное пособие для общеобраз. учр.- М.:Просвещение, 2012
  2. Печатный раздаточный материал.
  3. Карточки.
  4. Мультфильм «Крошка Енот»
  5. Толковый словарь.

Подробный конспект урока

Организационный момент.

Актуализация знаний.

1.Организационный момент – важный структурный элемент урока, на котором происходит психологическая целевая установка:

Приветствие. При входе в кабинет ребята вытаскивают фрагмент карточки определенного цвета.

(Все учащиеся делятся на 3 команды. Деление происходит по свободному выбору цвета фрагмента.)

Команды с карточками одного цвета садятся за один стол.


Учитель объявляет, что сегодня мы будем работать группами.


Учитель:

- Ребята посмотрите на доску. На ней вы видите начало и конец пословиц. Попробуйте их восстановить.


начало

конец

  1. Доброе слово
  2. Не одежда красит человека,
  3. Худо тому,


  1. а его добрые дела.
  2. и кошке приятно.
  3. кто добра не делает никому.


Учитель:

-Ребята, о чем все эти пословицы? (о добре и зле…)

-Как вы думаете, как звучит тема нашего урока? (…Добро и зло…)


На доске (можно слайд):

Тема урока: Добро и зло.


Изучение новых понятий.

Работа в группах.


Учитель:

- В начале урока каждый из вас выбрал фрагмент карточки. Это не просто кусок бумаги, если вы правильно соберете карточку, то сможете прочитать притчу.


Учащиеся собирают карточку в единое целое (пазлы) и читают притчи.

Учитель:

-А теперь я попрошу одного ученика от команды прочитать свою притчу для всего класса.


От каждого стола один из учащихся читает притчу вслух.

После происходит обсуждение услышанного.

Притча 1.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Притча 2.

Однажды ученики пришли к старцу и спросили его: «Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые — трудно и остаются непрочны в нем?»

— Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? — спросил старец.

— Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастет, даст больной росток и худой плод, — ответили ученики.

— Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые начатки, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и губят человека в самом его сердце. Вы же будьте мудры.

Ученики возблагодарили за поучение и удалились в размышлении.

 Притча 3.

Был у гнева единственный сын. Звали его – зло. Такой, что ему самому было с ним очень трудно. И решил гнев его женить на какой-нибудь добродетели.

Глядишь, немного смягчится, и ему на старости легче с ним будет! Похитил он радость и женил на ней свое зло.

Только недолгим был тот брак. Но осталось от него дитя – злорадство.

Да и правда, не может быть ничего общего у добра со злом. А если вдруг и случится, то добра от него не жди!


 После прочтения Притчи №3:

Учитель:

-Ребята, а какие непонятные слова вы встретили в этой притче? (добродетель, злорадство.)

 - А кто знает, что они обозначают? (Варианты)

-Что нужно сделать, чтобы точно узнать значение слова? (Обратиться к толковому словарю)

-Пожалуйста, найдите значение этих двух слов.

Ученики читают определение. Учитель открывает на доске заранее написанные определения (можно сделать слайды).

  1. Добродетель - положительное нравственное свойство характера человека.
  1. Злорадство - радость, связанная с чужой неудачей.

Учитель:

-Какие еще два слова нам надо посмотреть в словаре? (Добро и зло)

Учащиеся находят эти слова.

  1. Добро - наиболее общее понятие морального сознания, характеризующее положительные нравственные ценности. Близко к понятию хорошо.
  1. Зло - понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда

Учитель:

-А теперь запишите в наш словарик все эти определения.

Физкультминутка.

 

Закрепление.

Учитель:

-А сейчас посмотрите на доску. Перед вами слова, которые можно поделить на две группы: одни соответствуют слову ДОБРО, другие – ЗЛО. Распределите их правильно.


К доске выходят учащиеся и прикрепляют слова (на магнит) в нужный столбик.

добро

зло

Улыбка

Доброта

Милосердие

Честность

Дружба

Вежливость

Помощь

Забота

Отзывчивость


Зависть

Жадность

Грубость

Предательство

Война

Ссора

Ложь

Ненависть

Коварство

Учитель:

- В заключение нашей сегодняшней темы, я предлагаю вам вспомнить один очень известный мультфильм, и ответить на вопрос:

Какую ошибку совершил в начале истории главный герой?

Просмотр мультфильма «Крошка Енот»

Обсуждение поступков Енота.


Подведение итогов.

Учитель:

- Ребята, что главное вы усвоили сегодня на уроке? (варианты)

Домашнее задание

Вспомните литературных героев, которые в  конце произведения стали совершать добрые поступки вместо злых поступков.

Оценка знаний.

Учитель:

- Выходя из класса, не забудьте оставить смайлик, который соответствует вашему настроению после урока,  на доске.


Учащиеся имеют по три смайлика:


Урок понравился, все понятно  


Урок не понравился или не все понятно

Затрудняюсь ответить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОРКСЭ "Добро и зло"

Урок по ОРКСЭ "Добро и зло"...

Презентация к уроку по ОРКСЭ "Добро и зло"

Презентация приглашает к раздумью над понятиями добра и зла, позволяет задуматься над проблемой "А я какой?". С целью повышения познавательной активности учащихся в материал урока включены аудиоз...

Урок по ОРКСЭ "Добро и зло"

Разработка урока по ОРКСЭ на тему "Добро и зло"...

конспект урока по ОРКСЭ "Добро и зло"

Данный урок  занимает особое место в курсе «ОРКСЭ» и позволяет расширить представление о понятиях «Добро» и «Зло», воспитывается добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру. Спо...

Урок по ОРКСЭ: "Добро и зло".

Методическая разработка по курсу Светская этика....

Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Добро и зло".

Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ поможет учителям, которые ведут этот предмет, доступно, компактно и интересно преподнести ребятам материал урока....

Урок по ОРКСЭ. Добро и зло

В данной работе представлены: технологическая карта урока, презентация и рабочий лист учащегося. Цель: Формирование представления о добре и зле, как главных моральных понятиях в жизни. Задач...