Урок по ОРКСЭ "Добро и зло"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Петрова Марианна Александровна

Разработка урока по ОРКСЭ на тему "Добро и зло"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок на тему "Добро и зло"20.35 КБ

Предварительный просмотр:

   

Разработка урока по теме: «Добро и зло»

Модуль «Светская этика»

по курсу «Духовно-нравственное воспитание и развитие»

Петровой Марианны Александровны

Санкт- Петербург

2013

Тема: «Добро и зло»

Цели:

Формировать у учащихся представление о добре и зле, доброте, хороших и плохих поступках.

Задачи:

1.Раскрыть понятия: доброта, добро и зло

2.Формировать нравственные категории и оценочные суждения, воспитывать культуру общения.

3.Воспитывать чувства товарищества, взаимоподдержки и сострадания, стремление к лучшему, учить совершать благие дела.

4.Учить распознавать героев и персонажей художественных произведений, у которых есть такие качества личности, как доброта, щедрость, отзывчивость.

Оборудование и подготовка:

-интерактивная доска

-проектор

- презентация МИМИО

-презентация  РР

- толковые словари В.И.Даля

-музыкальная композиция для релаксации на уроке

2 учащихся разучивают стихотворение о добре и зле.

Ход урока:

I.Организационный момент.

II. Постановка проблемы.

Мимио   текст и картинка с отгадкой

- Отгадайте автора, название сказки.

Появилась девочка в чашечке цветка.

А была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала,

Вот какая девочка, как она мала!

Кто читал об этом книжку и знает девочку-малышку?

ОТВЕТ: Дюймовочка Андерсен.

-Сейчас потолкуем о книжке другой.

Тут синее море, тут берег морской.

Старик вышел к морю, он невод забросит,

Кого-то поймает и что-то попросит.

О жадной старухе рассказ здесь пойдет,

А жадность, ребята, к добру не ведет.

И кончится дело все тем же корытом,

Но только не новым, а старым, разбитым.

ОТВЕТ: "Сказка о рыбаке и рыбке" - А.С.Пушкин

-Я бегу, бегу, бегу,

Опоздать я не могу!

Я на волке поскачу,

На орле я полечу!

Не боюсь волны морской,

Не боюсь горы, крутой.

Я лечу, плыву, скачу, —

Всем больным помочь хочу!

ОТВЕТ: Доктор Айболит К.Чуковский

-Вы знаете девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг - только грязь и зола.

А звали красавицу ... Золушка  Андерсен.

- Xолодной льдинки злой осколок

Вонзит в сердечко малыша.

Её правленья век не долог,

Когда есть добрая душа.

ОТВЕТ:  Снежная королева. Андерсен.

- Что побеждает в этих сказках?

Ответы детей: Дружба, доброта, помощь, любовь.

-Попробуйте догадаться, о чём мы будем сегодня с вами рассуждать.

 -Сегодня мы поговорим с вами о добре и о зле.

-Какие ещё литературные произведения о добре и зле и каких героев вы можете назвать?

III. Определение понятий «добро» и «зло».

В сказках все просто: этот герой – добрый, а этот злой. А ведь в  жизни все не так. Многих ли твоих знакомых можно назвать однозначно: добрый, злой…? Почему?

 -А что ты скажешь про себя?

- Человеку вообще свойственно меняться каждую минуту. Днем и вечером вы не такой, каким были утром. Сейчас - не такой, каким были в детстве; и еще не раз в жизни вам предстоит измениться. А если это так, то в какой-то определенный момент нельзя с точностью сказать о себе, хорошие мы или плохие, так как природе человека присуще непостоянство.

Слайд                                            Притча

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь..

-Давайте теперь попробуем сформулировать  определение понятий «добро», «зло».

Учащиеся двух первых парт работают с толковыми словарями. Они читают определения, а учащиеся дополняют.

Добро- вещественное, все доброе (достаток, добришко)

В духовном значении — благо, что честно и полезно, все, чего требует долг человека, гражданина, семьянина. Народное — хорошо, ладно. (Толковый словарь русского языка Даль Владимир Иванович).

Доброта – морально-ценностная характеристика человека, включающая такие свойства, благодаря которым он способен творить добро.

К таким свойствам относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, способность к самоограничению, бескорыстие и т.д. Добро- это радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.  Добро- это по доброй воле, без принуждения, по-хорошему. Добрый человек - это не тот, кто делает добро, а тот, кто не может сделать зла!

Зло- это лихое, худое, худо, лихо (Толковый словарь Даля В.И.) 

Зло- понятие нравственности, противоположное понятию добра. Означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. В широком смысле зло относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку или порицается. Это и ложь, предательство, жадность, зависть и безобразие, когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях. Зло – это войны и, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи, происхождения. К сожалению, зло очень распространено и многолико, коварно, часто маскируется, иногда его трудно распознать. Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о природе, ломая ветки кустов и деревьев, не замечать урну для мусора.

Слайд белка,воробьи,помощь-закрепить!

IV.Высказывания известных людей о добре и зле.

 Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра. (Л.Н. Толстой)

Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. (Л.Н. Толстой)

Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру. (Л.Н. Толстой)

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Л.Н. Толстой)

Обсуждение

V. Противостояние добра злу

Вы обратили внимание на то, что рядом с добром всегда соседствует зло. Зло и добро живут неразрывно.

Добро и Зло с далёких пор

Ведут свой древний, давний спор:

Кто наяву, а не во сне

Сильней и крепче на земле?

"Сильнее Я",- сказало Зло.

"Кто служит мне, тем повезло.

Я щедро отблагодарю

Земные блага подарю

Машины, деньги, мощь и власть

Пусть насладятся жизнью всласть!"

Добро сказало: "Может быть,

Но только я могу любить

Хоть за душою ни гроша

Для всех людей важна душа!

Я виллы, яхты не дарю,

Зато я душу сохраню

Друзей, родных, детей и дом

И много счастья в доме том

Не знаю что ещё сказать..»

Остаться с кем, самим решать

Добро и Зло с далёких пор

Не оставляют этот спор.

-Количество как добра, так и зла напрямую зависят от нашего поведения. Своими поступками (мыслями, словами, делами) мы можем увеличивать или уменьшать как количество добра в мире, так и количество зла. Добро и зло стремятся ослабить или уничтожить друг друга. И чем больше в мире добра, тем меньше зла. А чем больше в мире зла, тем меньше добра. Добро и зло определяют судьбу нашего земного мира. Именно их соотношение решает, будет ли, сможет ли наш мир жить дальше.

VI.Закрепление

Ведро с яблоками

Притча

   Купил человек себе новый дом — большой, красивый — и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.

   Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:

 -Кто чем богат, тот тем и делится!

-Чему учит?

-Что же вы выбираете? Добро или зло? 

Ответы учащихся

-Давайте жить и следовать нашим правилам доброты и тогда каждый из вас будет очень счастлив, красив и привлекателен, потому, что доброта украшает и облагораживает человека.

Песня Шуры «Твори добро» (первый куплет и припев)

VII. Д.З.

стр.12-13,подобрать пословицы о добре и примеры поступков из личного жизненного опыта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...