Технологическая карта урока "Россия-наша Родина"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Вадавая Елена Николаевна

    Технологическая карта урока "Россия-наша Родина" комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль ОПК) - 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_orkse.docx40.64 КБ

Предварительный просмотр:

       МБОУ СОШ №1 г. Петушки

Владимирской области

учитель начальных классов

Вадавая Елена Николаевна                                                                        

Технологическая карта урока

Общая часть

Предмет

ОРКСЭ.

Класс

4

Тема урока

Россия – наша Родина.

Тип урока: изучение нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Усвоение понятий «Отечество», «Родина», «малая родина», «духовный мир человека», «нравственные ценности».

П. Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции.

Р. Навык саморефлексии, самокоррекции.

К. Навык публичного выступления,  аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения, умение работать в команде.

Формирование у детей образа родной страны  как Родины, как многонационального государства, огромного по своей территории, богатого природными ресурсами, народными традициями, историей; воспитание в детях радости и гордости за то, что мы родились и живем в России.

Цель урока

Формирование представления учащихся о России как о многонациональной стране с многовековыми культурными традициями; воспитание патриотизма, пробуждение желания стать наследниками славных традиций русской истории.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Отечество. Родина. Россия. Столица. Культурные традиции. Патриот. Символы. Духовный мир человека. Нравственные ценности.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Компьютер, проектор, экран, электронная презентация

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Аудиозапись «С чего  начинается  Родина» (сл. М. Матусовского, муз. В.Блантера) , гимн России; слайды  с  репродукциями  картин  художников – пейзажистов  А.Саврасова, И.Левитана, К.Коровина, И. Шишкина, Ф. Васильева; пословицы  и  поговорки; карта  России, учебник.

Структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного  восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5 минут

Весело звенит звонок,

Начинается урок!

Проверка готовности к уроку.

    Упражнение «Улыбнитесь друг другу»

Определение темы.

( Просмотр слайдов под аудиозапись песни М. Матусовского, В. Блантера «С  чего начинается Родина»)

Беседа.

        - Ребята, что вы чувствовали, когда слушали эту песню, просматривали иллюстративный материал?

- О чем прозвучавшая песня?

- Как вы думаете, о чем  мы будем говорить на уроке?

Работа над синонимами

РОДИНА-ОТЕЧЕСТВО-ОТЧИЗНА

- Как называется наша общая Родина?

Личностные компетенции: эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Познавательные: прием информации,  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10 минут

Самостоятельная формулировка учащимися  темы урока.

- Ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

  Под песню «Россия, Россия, ты моя земля…»  дети подбирают ассоциации к слову «РОССИЯ» (Прием «Ассоциативный куст»- работа в группах - Приложение 1)

 Беседа.

   Мы живём в замечательной стране – России.

- Почему мы считаем Россию своей Родиной?

- Слово «родина» происходит от слова «род». Какие родственные слова можно подобрать к этому слову?

- Какими   другими  словами  можно  назвать  Родину?

- Как  вы  понимаете  следующие  высказывания?

     Наше  государство - Россия

     Символы  государства: флаг, герб, гимн

     Москва – столица России

     Мы -  граждане  России

           Россияне – люди разных     национальностей

           Высокое  чувство  любви  к  Родине

           Они  защищали  Родину

           

Самостоятельное индивидуальное выполнение действий учащимися.

Задание на карточках: соедините части пословиц о Родине.

  • Родина - мать, умей за нее постоять.
  • Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
  • На чужой сторонушке рад своей воронушке.
  • Человек без Родины - соловей без песни.
  • Своя земля и в горсти мила.
  • На чужой земле и весна не красна.

       

Регулятивные УУД:  поиск и выделение необходимой информации. 

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии,  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций, достижение договоренностей и

согласование общего решения.

Познавательные УУД: прием информации, анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, подведение под понятие, определение основной и второстепенной информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Личностные: осознание ответственности за

общее дело

Регулятивные: контроль (сличение с эталоном), коррекция

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

15 минут

I Совместное обсуждение учащимися  темы в парах.

Работа  по  учебному  пособию.

- Прочитайте на с.4-5 определение «Духовный мир» и ответьте, что  это такое  внутренний мир человека?

    Прием «Кластер» - «Мир духовной культуры» - Приложение 2

  Работа над репродукцией картины Рафаэля «Сикстинская мадонна»-Приложение 3

   

Слово учителя:

     В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями.

      Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции.

       Они говорят на разных языках, исповедуют разную религию, но хорошо понимают друг друга, т.к. их культурные традиции основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие.

 

Слово учителя:

 Издавна в России в каждом народе особенно уважали семейные традиции. Особо почитались многодетные семьи.

- Какие традиции существуют в вашей семье?

- Для чего хранят и соблюдают традиции?

- Побеседуйте дома с родителями о семейных традициях.

     Творческая коллективная работа – прием «Дерево толерантности» (Толера́нтность — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, верованиям, мнениям)-Приложение 4

    Слово учителя: ( на  слайде  карта  России)

 Россия – необъятная страна. Её площадь – 17 млн. кв.км.

      На её территории проживают люди около 180 национальностей. Все они вместе составляют одну дружную семью народов России.

- Какие национальности вы знаете, которые живут на территории России?

- Почему мы должны быть толерантными?

- Как вы объясните понятие «малая родина»?

    Слово учителя:

 Малая родина - это то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи. Не случайно в трудные минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, то есть свою малую Родину.

II

Чтение  стихотворений  А. Черного «О, мать моя, Россия», С. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная» - Приложение 5

  Беседа по содержанию.

– С каким чувством поэты говорят о России?

– Какова главная мысль этих  стихотворений?

- Какого человека называют патриотом?

- Можно ли сказать, что стихотворения написаны поэтами – патриотами? 

Познавательные УУД: визуализация понятия, анализ, сравнение, обобщение, классификация, подведение под понятие, установление причинно-

следственных связей, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Коммуникативные УУД: распознавание эмоций  и выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач,

формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации.

Личностные УУД: формирование понятия «духовная культура», формирование  у детей образа родной страны  как Родины, как многонационального государства, огромного по своей территории, богатого природными ресурсами, народными традициями.

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

5 минут

 Творческая работа.

- Составьте  и  напишите  на  листочках  предложения  со  словами:

  Родина

  Отечество

  Отчизна

  Патриот

  Символы России

Предложения  могут  быть  любыми: простыми, сложными, с  однородными  членами, разные  по  интонации  и  цели  высказывания.

Проверка.

 

Упражнение «Слово-магнит».

- Какие слова «притягиваются» к данным словам? (ассоциации) Например, дружная семья…

(семья, дом, мама, родители, друзья, детство,  город, деревня,  небо,  просторы, рощи, озеро, река и т.д.)

Речетворческая карта.

- Какой у России цвет? (Цвет: радужный, светлый, нежно-розовый (на рассвете), золотистый (поля пшеницы), голубой (небо), зеленый (поля, леса), чистый, прозрачный (реки и озера), разноцветный (осенью)  и т.д.)

- А какой у России звук? (Звук: колокольный звон, тишина, журчание ручья, шелест листьев, детский смех, раздольные песни, пение птиц, трели соловья и т.д.)

- Какой запах у России? (Запах: ветра, дождя, росы, цветов, свежего сена, хлеба, меда, молока, родного дома и т.д.)

- Какой характер у России? (Характер: добрый, любящий, миролюбивый, радостный, веселый, мужественный, героический, милосердный, честный, справедливый и т.д.)

- Какая Россия по размеру? (Размер: просторная, широкая, бескрайняя, необозримая, огромная, неоглядная и т.д.)

Познавательные УУД: прием информации (осознанное построение речевых высказываний, высказывания своего собственного мнения),

умение ориентироваться в своей системе знаний,  находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, способствовать развитию учащихся  навыков творческой  работы.

Личностные компетенции: развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости,  использование речевых средств

 Регулятивные УУД:

планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами.

 Коммуникативные УУД:

строить речевые высказывания в рамках учебной деятельности, использовать речевые средства,

развивать умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам.

Формируемые УУД

10 минут

     Прослушивание учащимися  гимна России, сопровождающееся слайдами с видами Москвы

   Делается  акцент  на  то,  что  мы  разные,  но  мы  вместе  и  нас  объединяет одна  родина  и  её  культурные  традиции.

    Рефлексия. Прием «Микрофон»

- Что запомнилось из урока?

- Над чем хочется задуматься?

- Чем вам  понравился наш урок?

 Итак, мы поблагодарили друг друга за работу. Спасибо  всем  за внимание  и  сотрудничество!

Познавательные УУД: прием информации.

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Регулятивные: оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать высказывания учителя или товарищей, содержащие оценочный характер.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Домашнее

 задание

Нарисуйте, какой вы представляете   нашу  Родину,  символы  России

 ( берёза, ромашка, матрёшка, кружева, посуда и т.д)

Прочитайте учебник на стр. 4-6

                         Описание картины Рафаэля «Сикстинская мадонна»                                 Приложение 3

        Преобладающий характер гения Рафаэля выражался в стремлении к божеству, к преобразованию земного, человеческого в вечное, божественное. Кажется, что занавес только что раздвинулся и взорам верующих открылось небесное видение - ступающая по облаку Дева Мария с младенцем Иисусом на руках.
     
Мадонна держит доверчиво приникшего к ней Иисуса по-матерински заботливо и бережно. Гений Рафаэля словно заключил божественного младенца в магический круг, образуемый левой рукой Мадонны, ее ниспадающим покрывалом и правой рукой Иисуса.
     
Взгляд ее, направленный сквозь зрителя, полон тревожного предвидения трагической судьбы сына. Лицо Мадонны - воплощение античного идеала красоты в соединении с духовностью христианского идеала. Папа Сикст II, принявший мученическую смерть в 258 г. н.э. и причисленный к лику святых, просит Марию о заступничестве за всех, кто молится ей перед алтарем.
     
Поза Святой Варвары, ее лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение. В глубине картины, на заднем плане, едва различимые в золотой дымке, смутно угадываются лица ангелов, усиливая общую возвышенную атмосферу.Это одно из первых произведений, в котором зритель незримо оказывается вписан в композицию: кажется, что Мадонна спускается с небес прямо навстречу зрителю и смотрит ему в глаза.
 
  В образе Марии гармонично соединены восторг религиозного триумфа  с такими общечеловеческими переживаниями, как глубокая материнская нежность и отдельные ноты тревоги за судьбу младенца. Её одежды подчёркнуто просты, она ступает по облакам босыми ногами, окружённая светом.
     
Фигуры лишены традиционных нимбов, однако оттенок сверхъестественности есть и в той легкости, с какой Мария, прижимая к себе  Сына, шествует, едва касаясь босыми ногами поверхности облака... Рафаэль соединил черты высшей религиозной идеальности с высшей человечностью, представив царицу небесную с печальным сыном на руках — гордую, недосягаемую, скорбную — спускающуюся навстречу людям.
       
Взгляды и жесты двух ангелов на переднем плане обращены к Мадонне. Присутствие этих крылатых мальчиков, больше напоминающих мифологических амуров, придает полотну особую теплоту и человечность.

Приложение 4 «ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ»

         Посоветуем, что нужно сделать, чтобы отношения в большой семье были дружными !

   Приложение 5
Гой ты, Русь, моя родная                                                                      
Сергей Есенин

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".

О, мать моя, Россия...

Александр Черный

О, мать моя, Россия, Русь,
Незыблем трон твой златоглавый,
Люблю тебя, тобой горжусь,
Многострадальной и державной.

Россия, Россия, великая сила,
Великая сила, бездонная Русь,
В Россию, в Россию всем сердцем влюблен я
И с нею останусь навеки, клянусь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта внеурочного занятия " Родина бывает разная, но у всех она одна", 3 класс

технологическая карта внеурочного занятия " Родина бывает разная, но у всех она одна", 3 класс...

Технологическая карта "Очерки о Родине"

Урок литературного чтения о Родине в 4 классе по программе "Начальная школа XXI века"...

технологическая карта занятия "Моя Родина"

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности Учитель: Исрафилова Минзира Мубаракшевна.Класс: 4.Внеурочная деятельность: «Моя малая родина», направление – духовно-нра...

технологическая карта занятия "Моя Родина"

технологическая карта занятия...

Технологическая карта урока "Здравствуй, Родина моя"

Урок разработан с применением проблемной ситуации...

Технологическая карта урока «Наша Родина – Россия», 1класс, Школа России

Технологическая  карта  урока «Наша  Родина – Россия», 1класс, Школа России...