Методическое пособие по внеурочной деятельности (Основы православной культуры)
презентация к уроку по орксэ на тему

Титова Раиса Николаевна

Предлагаемое пособие составлено для проведения занятий по внеурочной деятельности (Основы православной культуры).

 

Цель данного пособия:

духовно – нравственное воспитание младших школьников.

  Материалы пособия дают возможность каждому ребёнку: 

а) увидеть единство требований к личности каждого человека, предъявляемых современным обществом и православной культурой, имеющей многовековую историю;

б) сформировать свой духовно – нравственный мир;

в) приобщиться к православной культуре ;

г) сформировать навык чтения;

д) расширить кругозор;

е) усвоить понятия о доброте, доброжелательности,   отзывчивости, справедливости, научиться их различать.

 

   В пособии 34 стихотворения, тексты которых невелики по объёму и каждое из них может быть использовано на любом этапе отдельного урока.  Кроме этого, в пособии размещены Заповеди Божии. Прочитав и обсудив прочитанное стихотворение, ребята читают те Заповеди, которые можно соотнести  с поступками героев.

Детям предоставлена возможность познакомиться с текстами стихотворений, ориентированных на наиболее полное использование нравственного потенциала.

Читая стихи, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка.

   Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что – то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Важно научить детей видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и обман, действительную и ложную помощь товарищу.

   Стихи, воздействуя на чувства ребёнка, будут способствовать усвоению им нравственных представлений, формированию не только его сознания и поведения, но и тех неизменных качеств, которые присущи русскому народу.

 

   Данное пособие может использоваться на уроках литературного чтения, природоведения, русского языка, во внеклассной работе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическое пособие по внеурочной деятельности (Основы православной культуры) Составитель: учитель начальных классов МБОУ ЯСШ №6 г.Ярцево Титова Р.Н. 2014г.

Слайд 2

1.Введение 1 2. Введение 2 3. Наставленья для души 4. Мамина песня 5. Столовая для птичек 6. Цветы 7. На берегу реки 8. Славный финал 9. Ёж 10. Верный друг 11. Щенок 12. Поход 13. Чашка 14 . Быть хорошим нелегко 15. Жадина 16 . Хвастун 17. Ссора 18. Девчонка 19. Ябеда 20. Клевета 21. Хулиган 22. Стул 23. Сплетницы 24. Очки 25. Драка 26. Обещалкина 27. Обманщик 28. Совесть 29.Две дочери 30. Старушка 31.Лучше мира нет на свете ничего ! 32. Доброта 33. Разве друг так поступает? 34.Пять рублей 35.Ангел 36. Заповеди 37.Заповеди Божии (1-2) 38.Заповеди Божии (3-5) 39.Заповеди Божии (6-8) 40.Заповеди Божии (9-10) 41.Список используемой литературы

Слайд 3

ВВЕДЕНИЕ 1 Предлагаемое пособие составлено для проведения занятий по внеурочной деятельности (Основы православной культуры). Цель данного пособия: духовно – нравственное воспитание младших школьников. Материалы пособия дают возможность каждому ребёнку: а) увидеть единство требований к личности каждого человека, предъявляемых современным обществом и православной культурой, имеющей многовековую историю; б) сформировать свой духовно – нравственный мир; в) приобщиться к православной культуре ; г) сформировать навык чтения; д) расширить кругозор; е) усвоить понятия о доброте, доброжелательности, отзывчивости, справедливости, научиться их различать. В пособии 34 стихотворения, тексты которых невелики по объёму и каждое из них может быть использовано на любом этапе отдельного урока. Кроме этого, в пособии размещены Заповеди Божии. Прочитав и обсудив прочитанное стихотворение, ребята читают те Заповеди, которые можно соотнести с поступками героев. Детям предоставлена возможность познакомиться с текстами стихотворений, ориентированных на наиболее полное использование нравственного потенциала.

Слайд 4

ВВЕДЕНИЕ 2 Читая стихи, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что – то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Важно научить детей видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и обман, действительную и ложную помощь товарищу. Стихи, воздействуя на чувства ребёнка, будут способствовать усвоению им нравственных представлений, формированию не только его сознания и поведения, но и тех неизменных качеств, которые присущи русскому народу. Данное пособие может использоваться на уроках литературного чтения, природоведения, русского языка, во внеклассной работе. По гиперссылке осуществляется переход к нужному слайду.

Слайд 5

Наставленья для души Не губи ты свою душу. Не будь драчлив, жесток. Для слов плохих, ненужных Закрой свой ротик на замок. Люби своих отца и маму, Не забывай дорогу к Храму! Творить добро всегда спеши, Помни наставленья для души!

Слайд 6

Мамина песня Мама сына уложила на кровать, Стала тихо ему песню напевать: «Спи, мой милый, любимый и родной. Ангел будет всегда рядышком с тобой. Только честен будь, и добр, и справедлив, Чистотой души своей всегда красив!»

Слайд 7

Столовая для птичек Зима холодная придёт И птицам голод принесёт. Мы поможем бедным птичкам: Воробью, снегирю и синичке. Сделаем с папой новую Для птичек кормушку - столовую. Сюда смогут они прилетать, Крошки, зёрнышки поклевать. На обед они будут слетаться, А мы станем на них любоваться!

Слайд 8

Цветы Среди цветов я на лугу сижу, И глаз своих от них не отвожу. Нарву я маме полевых цветов. И вот букет уже готов! Цветы поставил в вазу я, Они завяли за три дня. Смотрю печально на цветы. Сколько погубил я красоты!

Слайд 9

На берегу реки С братом летом у реки мы машину мыли. Тут же рядом рыбаки в котле уху варили. Подошли к нам рыбаки и грозно так сказали: «Разве жители реки губить их разрешали?» Что ответить на вопрос с братом мы не знали. Но беречь свою природу твёрдо обещали!

Слайд 10

Славный финал Котёнок с травинкой в поле играл. А я вместе с Муркой за ним наблюдал. Видим: несётся к котёнку собака большая. А наш несмышлёныш хвостом лишь виляет! Кошка к котёнку помчалась стрелой. Я же – навстречу к собаке чужой! Увидев меня, пёс как вкопанный стал! И тут же хозяин его подбежал. В этой истории славный финал: никто в ней ни капельки не пострадал!

Слайд 11

Ёж С братом по лесу мы шли, Ежа под ёлками нашли! Он хотел от нас бежать, но мы смогли его поймать. Он маленький, колючий и пугливый! Но милый очень и красивый! Положили мы его в корзинку, погладили колючую спинку. Посмотрели ёжику в глаза, а от туда тихо капает слеза. Плачет ёжик, покидая лес родной. Ему, конечно, хочется домой! Там ждёт его ежиная семья, Родные братья, сёстры и друзья! Достали из корзинки мы ежа. Как лист осины он дрожал. «Беги, дружок, в родной свой лес!» Ёж побежал, потом в траве исчез.

Слайд 12

Верный друг С Петькой мы теперь враги, А были ведь друзья! Однажды плыли по реке: Барбос, мой друг и я. Меня теченьем понесло и начал я тонуть, А друг мой даже не хотел мне руку протянуть! В страхе Петька убежал, мой телефон унёс. А от гибели спасал меня мой верный пёс!

Слайд 13

Щенок Около подъезда девочка стояла. Пирожок в руке она держала. Появился вдруг откуда – то щенок. Он пристально смотрел на пирожок. «Ты голоден, обижен, одинок?»- - Сказала девочка и протянула пирожок. Съел пирожок он и послышалось: «Тяф! Тяф!» К ноге девчушки, мордочку прижал. Щенка бездомного девочка взяла, И домой скорее беднягу понесла. Будет жить щенок в уюте и тепле. Людей хороших много на земле!

Слайд 14

Поход Мой класс идёт в поход. Только Владик не идёт. Он сказал: «Всё ерунда: Костёр, палатки и река!» Говорил он, что ему хорошо бывает одному. А нам весело было в походе. Много мы узнали о природе. Купались, пели у костра. До чего же лето – чудная пора! Владику об этом рассказали, фотографии ему показали. Загорелись у Владика глаза, покатилась горькая слеза.

Слайд 15

Чашка Чашку я случайно уронил, Не хотел, но всё - таки разбил! Промолчать, солгать или признаться? Что мне делать? Как мне разобраться? Очень трудно было мне решить: «Я честным человеком должен быть!»

Слайд 16

Быть хорошим нелегко У друга телефон крутой, и на него теперь я злой! Телефон отец ему купил. Чем друг его так заслужил? Однажды друг похлопал по плечу: «Я без тебя на юг не полечу! Полететь с тобой я буду рад!» Вот это друг! Вот это клад! Плохие мысли убежали далеко. Да, быть хорошим нелегко

Слайд 17

Жадина За партой сижу я с Наташей. У неё попросил карандаш я. На меня она косо взглянула, к пеналу руку протянула и сказала, сердито сопя: «А своего что ли нет у тебя?» - «Карандаш мой сломался, Наташ! Может быть мне точилку хоть дашь?» - «То карандаш, то точилку! Дать бы тебе по затылку!» До чего же мне стало обидно! А Наташе совсем не стыдно! Жадина Наташка, вот и всё! Ничего не надо от неё!

Слайд 18

Хвастун С Димкой - мы товарищи, с Димкой - мы друзья! Но чтобы он не сделал, кричит всегда он: «Я!» «Я выучил уроки! Старушке я помог!» А ведь про то, что сделал, он промолчать бы мог!

Слайд 19

Ссора Ссорятся два мальчика, друг друга обзывают. Зловещими словами, как грязью обливают. Лучше б не злословили, а мирно всё решили! Тогда быть может и слова плохие бы забыли!

Слайд 20

Девчонка Бежит девчонка по дорожке и задевает камень ножкой. Упала, ей очень больно. А рядом мальчик стоит спокойно. Он даже руку ей не подал, а глядя на неё лишь хохотал. Другой мальчишка мимо проходил. Наверно очень он чутким был! Ему с ней было не по пути, но ей до дома помог дойти. У девочки не катится слеза. Искрятся благодарностью глаза!

Слайд 21

Ябеда Настю случайно кто – то задел. Кричит она тут же: «Какой беспредел!» Скорей бежит к учителю и плача, говорит: «У меня всё тело кажется болит!» Если же оступится Настя на ступеньке, вновь к учителю спешит: «Виноват в том Венька!» Всем классом тяжело вздыхаем: «Настя – ябеда, да ещё и злая!»

Слайд 22

Клевета Кто – то взял у Зины мяч. Взял и не отдал. «Это Толик мяч твой брал» - - Саша ей сказал. И спросила Зина Толю: «Ты зачем мой мяч присвоил?» - «Зина, мяч я не присвоил! Мы же ведь друзья с тобою!» Ты у Сашеньки спроси, он вчера твой мяч носил. А Саши след уже пропал, Оклеветал и убежал.

Слайд 23

Хулиган Петька – одноклассник. Он же – хулиган. Он посадил лягушку Мариночке в карман! Она испугана, кричит и плачет. А злобный мальчуган визжит от радости и скачет. Достали мы лягушку и отпустили в сад. А Петьке и не стыдно. Чужой беде он рад.

Слайд 24

Стул По классу бегали мы с Сашей И сломали стул Наташин. Стул сломался – не беда! Стульев в классе - целая гора. К нам подходят Дима с Галей, Говорят: «Вы стул сломали? А его ведь делал кто – то. Это столяра работа. Бережливыми вам нужно быть и труд чужой всегда ценить!»

Слайд 25

Сплетницы Стоят на школьной лестнице Две девчонки – сплетницы. Про всех они всё знают И злобно обсуждают: Кто пришёл не в том пальто, У кого надето платье, да не то! Посмотреть им лучше на себя, Чем на сплетни тратить время зря!

Слайд 26

Очки Я сижу и голову ломаю: кого в подруги взять не знаю! Помогают бабушке очки, лучше видит она в них. Очки у бабушки беру. На фото девочек смотрю: одна красива, но глупа. Татьяна очень высока. У этой на носу веснушки. С ней рядом – вредная толстушка! Не могу опять найти ответ: кто моей подругой будет, а кто – нет! И в очках не вижу подружки для себя. Говорю бабуле: «Очки плохие у тебя!» «Нет, внученька, хорошие очки: Они ведь показали, какая ты внутри!»

Слайд 27

Драка Дерутся Паша с Колей. Драку затеяли в школе. Почему же дерутся ребята? Перемена во всём виновата! Уж слишком она большая. Приходится драться, скучая!

Слайд 28

Обещалкина Веру мама попросила: «Прополи мне грядки». - «Хорошо, моя мамуля, будет всё в порядке!» Пошла мама в огород посмотреть работу. Вера тут же к ней бежит: «Прополю в субботу!» И суббота пробежала, понедельник и среда. Но по- прежнему работа, как и раньше не видна! Как много обещалкиных есть среди людей. Подальше вы держите от них своих детей!

Слайд 29

Обманщик Спросила мама сына: «Как дела, сынок?» «Отличный!» - отвечает,- «мне выдался денёк: по чтению пятёрка и по изо мне пять! Как нравится пятёрки мне, мама, получать!» И тут приходит Петька. «Ну, двоечник, привет! Какой же был ужасный твой у доски ответ!» С укором мама смотрит на сына своего. А он в ответ не может сказать ей ничего.

Слайд 30

Совесть Красивое колечко у Тани. Это подарок Тане от мамы. Пошла Таня к Оле играть, колечко своё показать. Девочки играли, весело смеялись. Вдруг Таня поняла: колечко потерялось! Таня плачет, рыдает, где кольцо найти не знает. А подружка в уголке что – то прячет в кулаке. Таня к Оле подошла и спросила: «Ты нашла? Ты нашла моё кольцо?» И смотрит прямо ей в лицо. Лицо Оли красным стало, ведь в кулаке кольцо лежало! «Таня, вот твоё кольцо… Оно лежало под крыльцом». «Спасибо, Оля! Как я рада! Как часто совесть нам - награда!»

Слайд 31

Две дочери У мамы есть две дочери, но разные уж очень! Мама просит: «Помойте посуду!» Зина кричит: «Не хочу! Не буду!» Машенька молча помоет посуду, и от неё не услышишь: «Не буду!» Но только лишь мама торт испечёт, Зиночка первой кусочек берёт!

Слайд 32

Старушка Старушка не спеша ведро взяла, к колодцу медленно пошла. Набрав воды, присела отдохнуть: до дома предстоит нелёгкий путь. Соседский мальчик мимо проходил. Ведёрко мимоходом прихватил! Донёс он бабушке ведёрко до крыльца. Словам похвальным не было конца!

Слайд 33

Лучше мира нет на свете ничего! Выстрелы, бомбёжка, крики, стоны… Колокольные тревожны перезвоны! Всё это признаки жестокие войны. Детей и стариков убийство без какой – либо вины! Зачем нужна война и для чего? Ведь лучше мира нет на свете ничего!

Слайд 34

Доброта В деревушку пришла война. Сгорела деревенька вся до тла. Осталась жива лишь девчушка. Приютила её добрая старушка. Обогрела, накормила сироту. Война не убила души доброту!

Слайд 35

Разве друг так поступает? У меня игрушка – самосвал. Ко мне Серёжка подбежал. Он предложил: «Давай дружить! Ты дашь мне самосвал свой повозить?» Другу невозможно отказать: «Конечно, можешь с ним играть!» Серёжка взял мой самосвал. Он долго во дворе его катал. А я смотрел, как он играет, и думал: «Разве друг так поступает?»

Слайд 36

Пять рублей У соседки пять рублей я взял. Через день вернуть ей обещал. Очень время быстро пробежало. В кармане пять рублей уже лежало. Не хочется мне долг свой отдавать, но за это может мама отругать. Должен пятачок к соседке возвратиться, а иначе мама, точно, огорчится!

Слайд 37

Ангел Во тьме лампочка тускло горит. Больная мама беспокойно спит. Возле мамы рядом я сижу и ангела о помощи прошу: «Добрый ангел, маме помоги, от тяжёлой болезни её исцели!» Улыбнулась мамочка, как и прежде мне. Тень от крыльев лёгких исчезла на стене.

Слайд 38

Заповеди В школе Заповеди Божьи нас учили понимать. Что хорошо, что плохо помогли понять. Теперь мы уже знаем, как нужно поступать, Чтобы заслужить нам Божью благодать!

Слайд 39

(из детской Библии) ЗАПОВЕДИ БОЖИИ Первая заповедь. Да не будет у тебя других Богов, кроме Меня. Не забывайте Бога и знайте, что Он все видит и знает не только то, что мы делаем и говорим, но и то, что мы думаем про себя. Вторая заповедь. Не делай себе кумира и никаких изображений того, что ты видишь вверху на небе, внизу на земле, под землею, в воде. Смотри! Не молись этим изваяниям и не приноси им жертвы - не служи им. Мы идолам не молимся, но бываем горды, скупы, объедаемся, любим лакомства и этим грешим против второй заповеди, считаем за идолов наши дурные наклонности и служим им, как божеству.

Слайд 40

Третья заповедь. Не произноси напрасно имя Божие. Не божитесь; не торопитесь читать молитвы, молитесь со вниманием; на молитве в церкви и дома думайте о Боге, а не о шалостях, одежде, игрушках. Четвертая заповедь. Никогда не забывай о дне покоя, свято храни его; шесть дней трудись и делай в них всякие дела свои; а седьмой день посвяти Господу Богу твоему. В воскресенье и другие праздники ходите в церковь, а в будни кто ленится работать или учиться, тот грешит. Пятая заповедь. Почитай отца своего и матерь свою, и хорошо тебе будет, и долго проживешь на свете. Хочешь быть счастлив и дожить до старости? Почитай, люби и слушай родителей, священников, учителей и старших. Береги отца и мать; помогай им; ухаживай за ними, если они больны. Грубить родителям, не слушаться и обманывать их – большой грех.

Слайд 41

Шестая заповедь. Не убивай. Не деритесь, не обижайте, не браните никого. Берегите и свое здоровье. Помогайте всем, кому только чем – нибудь можете помочь. Седьмая заповедь. Не развратничай. Не следует браниться худыми словами, петь и слушать соблазнительные песни. Восьмая заповедь. Не укради. Никогда не бери потихоньку чужого, хотя бы это был кусок сахару, иголка, ручка, листок бумаги или другая какая – нибудь маленькая вещь. Сначала украдешь пустяки, а потом сделаешься и большим вором. Начнешь воровать по копеечке, а под конец жизни станешь красть целые тысячи. Все воры начинают с малого. Грешно брать в долг и не отдавать, обмеривать, обвешивать, не отдавать сдачи. Не хорошо меняться и взять у товарища хорошую вещь, а ему дать плохую, никуда не годную.

Слайд 42

Девятая заповедь. Не произноси и не принимай ложного свидетельства или показания на ближнего твоего. Не ябедничай, не жалуйся понапрасну, не сплетничай. Когда сделана шалость и спрашивают, кто это сделал, - не скрывай. Плохо, когда про одного не хотят сказать плохого, потому что боятся его, а на другого наговаривают, оттого что не любят его. Десятая заповедь. Не смей и желать жены ближнего твоего, или поля, или слуги, или служанки его, или вола, или осла, или какого- нибудь животного, словом, всего, что принадлежит ближнему твоему. Не только не берите чужого, но даже и не желайте иметь того, что вам нравится у других. Не завидуйте, если у ваших товарищей одежда и другие вещи лучше, а у вас хуже.

Слайд 43

Список используемой литературы 1. Библия для детей. Баку, 1991. С. 86-89. 2. Интернет – ресурсы: ryabovagim10.ucoz.ru/biblejskie_skazanija.doc ‎


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры". 1-3 класс

Программа по внеурочной деятельности «Основы православной культуры» включает цель, задачи, тематическое планирование и краткое содержание каждого занятия для 1, 2, 3 класса....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"...

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Изучение православных традиций, истории христианства...

Программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 5 класс

Предлагаемый материал нацелен на формирование у учущихся представления о культурном наследии народов нашей страны, о общечеловеческих ценностях предшествующих поколений (религиозное верование, фолькле...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Программа предназначена для учащихся 1-4 классов казачьей направленности....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры" (1-3 класс)

Программа разработана на основе авторской программы  А.В. Бородиной  «Основы православной культуры»: программы культуроло­гического курса для общеобразовательных школ: начальная ...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы православной культуры России» ( в условиях реализации ФГОС)

Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России»  для 1,2,3 классов разработана на основе примерной программы «История религиозной культу...