Программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры". 1-3 класс
рабочая программа (1 класс) по теме

Леонова Светлана Евгеньевна

 

Программа по внеурочной деятельности «Основы православной культуры» включает цель, задачи, тематическое планирование и краткое содержание каждого занятия для 1, 2, 3 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opk._1-3_kl.doc291 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ с. Петровка

Программа по внеурочной деятельности 

 Основы православной культуры

название программы

духовно-нравственного направления

направление внеурочной деятельности

Срок реализации программы 3 уч.год

для учащихся 1, 2, 3 класса

на 2013-2014 учебный год

Составитель: Леонова Светлана Евгеньевна

Ф.И.О.

учитель высшей квалификационной категории

Петровка, 2013


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность и практическая значимость программы

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Анализ ситуации в России за последние годы показал:

  • нравственные ценности в нашем обществе из области сопричастности к общему, коллективному, соборному (в православном понимании) идеалу ответственности человека за человека, из области сопереживания другим людям сместились на переживание прагматических ценностей выгоды, удачи, на проявление практичности и рационализма;
  • в результате этого усиливается разобщенность людей, ухудшается нравственность, происходит разрушение семьи, потеря смысла жизни, криминализация сознания, нарастание форм девиантного поведения (наркомания, бродяжничество, алкоголизм, половая распущенность, правонарушения). Все это может привести к нравственной деградации общества.

Такие негативные явления особенно заметны в молодежной среде. Это ставит перед государством неотложную задачу социально-педагогической коррекции и реабилитации юных членов российского общества.

Таким образом, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности

Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

Все эти проблемы и привели к разработке программы «Основы православной культуры в начальной школе», которая рассчитана на 3 года обучения в начальной школе.

Рабочая программа по основам православной культуры разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ духовно-нравственной культуры народов России.

Цель программы: формирование базовой культуры личности школьника.

Задачи программы:

  • дать знания о библейской истории происхождения мира, христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской этики;
  • развитие нравственных чувств (сопереживания ответственности за другого человека, благодарения, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории и культуры и христианских святых;
  • формирование системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры.
  • развитие эстетического восприятия и чувств на примере феноменов православной культуры;
  • развитие художественных представлений и понятий о православной культуре;
  • развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов православной культуры;
  • развитие навыков художественной деятельности и эстетических потребностей на основе образцов православного искусства.

Отличительные особенности программы

Изучение отечественного историко-педагогического наследия (К.Д.Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.), святоотеческих трудов показывает, что для того, чтобы решить задачи духовно-нравственного образования, необходимо вначале открыть для детей в их собственных сердцах то доброе, что они уже знают и любят. Для этого предстоит научить детей через знакомые им образы и реальности окружающего мира замечать и самим стремиться к доброму и красивому. Прекрасное пробуждает доброе. Умение детей видеть прекрасное возрождает в них нравственные качества: доброты, сочувствия, заботы об окружающем мире. Постепенно ребенок может быть подведен к пониманию того, как в течение почти десяти веков в традициях добрососедства и веротерпимости русская история слагалась христианами. Великие русские люди, которые по сей день остаются для всех лицом истории нашего Отечества, строили и благоукрашали христианские храмы. История древнерусского искусства неразрывна с историей Русской Православной Церкви. Смысл этого искусства невозможно понять тому, кто не имеет представления о христианской культуре. Без знания родной культуры человек не может быть культурным. Вводя своих учеников в радостный мир православной культуры, учитель идет путем ответственной педагогической работы: он стремится передать им тот свет любви и красоты, какой несет в себе православная культура.

Содержание программы «Основы православной культуры» определено учебной программой курса «Основы православной культуры» (начальная и основная школа)/Авт. Архимандрит Георгий (Шестун), игумен Киприан (Ященко), Е.П. Бельчикова, Л.Н.Булкина, М.В.Захарченко, Т.М. Сливкина/

Структура программы организована на основе принципов:

  • принцип нравственной значимости и художественности материала;
  • принцип привлекательности и доступности для детей;
  • принцип педагогической емкости (возможности использования одного и того же содержательного ядра: это может быть эпизод из текста Священного Писания, отрывок из литературного произведения, образец
  • художественного творчества и т. п. для раскрытия наибольшего количества содержательных элементов, способствующих решению образовательных задач).
  • преемственности,
  • последовательности,
  • развития,
  • концентричности
  • личностно-ценностного соответствия.

Последовательность изложения программы определялась в соответствии с памятными датами календаря (государственного, народного, православного).

В программе разработаны сквозные событийные линии с 1 по 3 классы.

Событийные линии:

  1. Великая радость ученья книжного (первая неделя сентября).
  2. Рождество Богородицы - Успение Богородицы. Круг жизни. Промысел Божий. Божественное домостроительство (3 неделя сентября).
  3. Монашество: история возникновения, монашеская культура (2 неделя октября).
  4. Хлеб жизни. Плоды земные. Поле - образ, понятие, символ (4 неделя октября).
  5. Защита Отечества - Казанская. Родина, родной дом. Служение Отечеству (2 неделя ноября).
  6. Рождество - Крещение. (Пост - путь-дорога; обновление Бытия) (с 4 недели ноября по 2 неделю января).
  7. Перемена (метанойя - покаяние). Масленица - Прощеное воскресение. Усилие к обновлению - пост. Позитивная аскеза (февраль, март).
  8. Пасха (апрель - май).
  9. Радоница - Вселенская Пасха. Вечная жизнь. "Зеленые святки". Вознесение. Троица.
  10. День славянской письменности и культуры (четвертая неделя мая).

Каждая сквозная линия отражает развитие рассматриваемой темы в соответствии с возрастными особенностями учащихся.  

Программа реализуется в течение трёх лет. Общее количество часов в год в 1 классе – 33 ч, во 2 и 3 классе по 34 ч. Периодичность занятий – 1 ч в неделю.

Программа предназначена для учащихся 1-х, 2-х, 3-х классов.

Прогнозируемые результаты:

  1. Дети должны усвоить:
  • Основные положительные и отрицательные нравственные качества человека: (вежливость, верность, вера в человека, грубость, корысть, правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость.)
  • Важные категории и понятия этики: (добро и зло, правда и ложь, обман, корысть, этика, этикет, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, дружба, забота, обида)
  • Общие понятия гражданско-правового сознания: (Родина, патриот, патриотизм, подвиг, герой, обязанность, ответственность)

2. Дети должны знать и использовать в общении элементарные этические нормы;

  • Быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими; заботиться о родителях;
  • Демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, признавать свою неправоту в случае ошибки, которых не следует бояться);
  • Осознавать необходимость доброй взаимосвязи с другими людьми, как самой большой человеческой ценности;
  • Уметь оценивать поступки свои и своих товарищей, различать плохие и хорошие поступки;
  • Терпимо относиться к людям, вещам и взглядам; выходить достойно из возможной ситуации конфликта; прощать своих друзей и недругов, не таить обиду, не хотеть наказать;
  • Действовать так, чтобы природа не страдала от воздействия человека;
  • Выглядеть опрятно и аккуратно;
  • Осознанно оперировать понятиями «Родина», «любовь к Родине»; знать историю православной культуры, гордиться символами Государства; культурой и традициями своей Родины.

Формы подведения итогов:

  • Формой закрепления и текущей проверки усвоения являются проблемные задания рублики «обсуждаем – размышляем», творческие проектные работы детей.
  • Формой итогового контроля является коллективный творческий проект
  • Выставки рисунков, поделок
  • Районные, областные, конкурсы
  • Олимпиады


Учебно – тематическое планирование

l-го года обучения

№п/п

Тема занятия

Количество часов

Всего

Теоретических

Практических

Урок знакомства

1

1

В начале было слово…

1

1

Сотворение мира

1

1

Матерь Господа нашего

1

1

Слово о родителях: наши небесные и земные покровители и защитники.

1

1

Светлый образ: детские годы преподобного Сергия Радонежского.

1

1

Образ Богородицы: язык и символика одежды.

1

1

Плоды земные.

1

1

Мир природы.

1

1

Казанская икона Божией Матери – хранительница русского дома.

1

1

Вера и суеверия

1

1

На пути к высотам мудрости

1

1

Чистота духовная и телесная.

1

1

Красота внешняя и внутренняя.

1

1

Нравственные понятия: добро и зло.

1

1

Любовь к ближнему как к самому себе.

1

1

  1. -18

Рождественские праздники

2

2

19

Крещение Господне

1

1

20

Дела милосердия.

1

21

Отношение святых к родителям.

1

1

22

Уроки нравственности

1

23

День защитника Отечества

1

1

24

Православная и народная традиция (пост)

1

1

25

Иисус Христос – Спаситель мира.

1

1

26

Чудеса в жизни и в сказках.

1

1

27

Благовещение Богородице

1

1

28

Вербное воскресение.

1

1

29-30

Пасхальная седмица.

2

2

31

Ученики Иисуса Христа.

1

1

32

День славянской письменности и культуры.

1

1

33

Посещение храма.

1

1

ИТОГО

33

19

14


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа l-го года обучения

Урок 1. Урок знакомства.

Учащиеся рассказывают о себе, о своей семье, о друзьях.

Урок 2. "В начале было Слово ... " 

Слово - дар Божий - Дар слова. Доброе слово. Мудрое слово.

Слово устное - сказки, песни, изречения. Мамины колыбельные. Бабушкины сказки.

Слово письменное - Буквы. Грамота. Азбука. Книжная грамота. Учение книжное.

Слово Божие - Самая главная книга - Библия. Напрестольное Евангелие. Благоговейное отношение к Библии. Детская Библия (знакомство с книгами).

Исполнение Слова - Пение и чтение в Церкви.

Словарная работа: Библия.

Урок 3. Сотворение мира (рай). 

Ветхозаветные истории: Адам и Ева - жизнь в раю (Детская Библия). Изобразительное искусство: В.М. Васнецов "Блаженство рая".

Практическое занятие: Как ты представляешь себе рай (словесное или художественное описание).

Словарная работа: Бог, Адам, Ева, рай, ангел.

Урок 4. Матерь Господа нашего.

Дева Мария - Матерь Божия.

Традиция празднования Рождества Пресвятой Богородицы в семье, храме.

***Подготовка к праздник у Матери: изготовление цветов, рисунков. Православная икона: иконы Богородицы (по усмотрению учителя). Духовное песнопение: "Пресвятая Богородица, спаси нас!"

Словарная работа: Мария, Богородица, Пресвятая.

Урок №5. Слово о родителях: наши небесные и земные покровители и защитники.

Наши домашние защитники и покровители.

Расскажи историю своего наречения.

Традиция празднования: поздравление одноклассников, родных, знакомых с днём именин.

Духовное песнопение: «Спаси, Господи, и помилуй родителей моих (имена их).

Словарная работа: ближний, жертва, чадо, прадед, дед.

Урок №6. Светлый образ: детские годы преподобного Сергия Радонежского.

Жития святых: Фрагменты Жития. Младенец не пьющий молока. Чудесные знаки. Отрок и встреча со странником.

Разговор с Богом (одинокая молитва). Монашеские труды. Слава и скромность.

Православная икона: преп. Сергия Радонежского.

Изобразительное искусство: М.В. Нестеров «Видение отроку Варфоломею».

Словарная работа: преподобный, отрок, монах.

Урок №7. Образ Богородицы: язык и символика одежды.

Повторение: Рождество Богородицы.

Традиционная одежда женщин Иерусалима (плат, омофор), женщин Руси (плат, пояс, чепец).

Православная икона: икона «Покров Пресвятой Богородицы».

Духовное песнопение: «Пресвятая Богородица, покрой меня своим омофором!»

Краеведение: храмы родного края – храм Покрова Богородицы.

Урок №8. Плоды земные.

Почему к хлебу надо относиться с благоговением.

Путешествие с зёрнышком (от зёрнышка до хлеба).

Пословицы о хлебе.

Практическая работа: Составление гербария из злаковых растений.

Православная икона: Спорительница хлебов.

Изобразительное искусство: И.И. Шишкин «Рожь».

Духовное песнопение: «Господи, помилуй!».

Урок 9. Мир природы.

Постоянство и изменчивость Божьего мира. Времена года.

Наблюдение за природой (св. Игнатий Брянчанинов; М.М. Пришвин).

Музыкальное произведение: П.И. Чайковский "Времена года. Октябрь"; народная

песня "Во поле береза стояла".

Изобразительное искусство: пейзажная живопись (И.И. Левитан, И.И.Шишкин, А.И. Куинджи, Ф.А. Васильев и др.); В.М. Васнецов "Блаженство рая".

Размышление о содержании: "Ты ввел меня в эту жизнь, как чарующий рай. Мы увидели небо, как глубокую синюю чашу, в лазури которой звенят птицы, мы услышали умиротворящий шум леса и сладкозвучную музыку вод, мы ели благоуханные и сладкие плоды и душистый мед. Хорошо у Тебя на земле, радостно у Тебя в гостях". (Фрагмент акафиста "Слава Богу за все", Икос 2).

Словарная работа: умиротворяющий, блаженств

Урок 10. Казанская икона Божией Матери – хранительница русского дома.

Устройство дома. Красный угол. Казанская икона Богородицы в иконостасе православного дома.

Чудо обретения Казанской иконы Божией Матери (детские рассказы).

Православная икона: Казанская икона Божией Матери. Концерт "Духовный венок Пресвятой Богородице" (духовные песни и стихи).

Словарная работа: заступница.

Урок 11. Вера и суеверия.

Ветхозаветная история: заповеди Божии "Не сотвори себе кумира". Различение понятий Вера и суеверие.

Рассказы о забавных случаях, связанных с суевериями, и отношение к ним. Народные представления о мире в фольклоре: дом путь - испытание - встреча _ иное

царство.

Словарная работа: Вера, суеверие, испытание, иное царство.

Урок 12. На пути к высотам мудрости. 

Беседа: «Мальчик из Холмогор». Русский православный учёный.

Художественная литература: Некрасов Н.А. «Школьник» и другие стихи о М.В. Ломоносове, его детских и отроческих годах.

Размышление о прочитанном: М.В. Ломоносов «О поведении учащихся» (фрагмент).

Словарная работа: честь, доброе имя, честность, почести, бесчестье.

Урок 13. Чистота духовная и телесная.

Гигиена тела, гигиена питания.

Чистота души. Греховные пороки и их преодоление: лень, ночные страхи. Как победить лень.

Почему появляются ночные страхи

Художественная литература: В. Одоевский "Утренняя песня"; рассказ Л. Толстого "Ученый сын" (другие произведения по усмотрению учителя).

Просмотр и обсуждение мультфильма «Мойдодыр»

        

Урок 14. Красота внешняя и внутренняя.

Беседы о красоте на основе рассмотрения икон и картин русских живописцев, фотографий (семейных).

Православная икона: иконы Пресвятой Богородицы, святых отцов и жен.

Изобразительное искусство: картины В.А.Серова, В.А.Тропинина, И.Л.Аргунова, М.В.Нестерова и других.

Творческая работа: творчество детей, посвящённое празднику «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

Концерт: песнопения, духовные стихи.

Словарная работа: красота, красивый, прекрасный.

Урок №15. Нравственные понятия: добро и зло.

Ветхозаветная история: Адам и Ева: грехопадение. Представление о добре и зле. Сказки славянских народов: слёзы добрые и недобрые.

Размышления о прочитанном: преподобный Серафим Саровский (фрагменты жития)

Урок №16. Любовь к ближнему как к самому себе.

Сердце и душа: почему болит сердце. Враги нашего сердца: гордость, грев, недовольство.

Ветхозаветная история: Каин и Авель.

Жития святых: преподобный Серафим (Вырицкий)

Размышления о прочитанном: М.В.Ломоносов «О поведении учащихся».         (фрагмент)

Урок № 17-18. Рождественские праздники.

Подготовка к Рождественской ёлке.

Рождество Господа Бога Нашего Иисуса Христа. Радость пастухов. Дары волхвов.

Рождественский концерт: песнопения, выставка поделок и рисунков.

Словарная работа: ясли, вертеп, ладан, смирна, елей.

Урок №19. Крещение Господне.

Крещение: Иоанн Креститель, Предтече Христов. Крещенская вода и её свойства.

Православная икона: икона «Крещение Господне».

Словарная работа: крещение, Иордан.

Урок №20. Дела милосердия.

Новозаветная история: Исцеление сухорукого. Исцеление слепорождённого. Воскрешение дочери Иаира.

Дела милосердия: посещение больного (родственников, друзей, знакомых)

Изобразительное искусство: В.Д.Поленов «Воскрешение дочери Иаира».

Словарная работа: посетить, помочь, милосердие.

Урок №21. Отношение святых к родителям.

Заповеди Ветхого Завета: о почитании родителей.

Ветхозаветная история: грех Хама, сына Ноя.

Художественные произведения: рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек», народная сказка «Доброе братство милее богатства».

Музыкальные произведения: песни о маме.

Словарная работа: почитание, забота, жестокосердие.

Урок №22. Урок Нравственности.

Привычка, характер привычки. Привычки вредные и полезные. Отношение к ним православного человека.

Художественные произведения: поэзия Н.А.Некрасова, В.Афанасьев «Врун», «Разорённое гнездо».

Урок №23. День защитника Отечества.

Встреча с военнослужащими. Мой папа, дедушка – защитники Отечества. Концерт папам, дедушкам, братьям.

Словарная работа: отец, отчий дом, Отечество.

Урок №24. Православная и народная традиция (пост).

Новозаветная история: Иоанн Предтеча о посте.

Художественные произведения: Великопостная традиция. И.С.Шмелёв «Лето Господне».

Словарная работа: пост, говение, воздержание.

Урок №25. Иисус Христос – Спаситель мира.

«Нас ради человек и нашего ради спасения» (Символ Веры)

Новозаветная история: О смирении. О спасении погибающих.

Православная икона: икона «Троица».

Словарная работа: Троица, смирение, смиренномудрие, самопожертвование.

Урок №26. Чудеса в жизни и в сказках.

Новозаветная история: чудеса совершаемые Господом (подбор материала по усмотрению учителя)

Художественные произведения: Чудеса в сказках.

Словарная работа: чудо, чудесный, чудотворный.

Урок №27. Благовещение Богородице.

Беседа о Благовещении Богородице.

Православная икона: икона «Благовещение»

Изобразительное искусство: В.Д.Поленов «Благовещение» (1882)

Урок №28. Вербное воскресенье.

Вербное воскресенье: история праздника, символика (ветви пальмы, вербы)

Православная икона:  «Вход Господень в Иерусалим»

Музыкальные произведения: голоса птиц, песня «Жаворонок» (муз. М.И.Глинки)

Художественные произведения: А.С.Пушкин «При светлом празднике весны», А.А.Блок «В воскресенье вербное».

Словарная работа: Иерусалим.

Урок №29-30. Пасхальная седмица.

Радость Пасхального Воскресения. Пасха: символика праздника. Крашеное яйцо: история, цветовая символика. Инсценировка сказки «Пасхальный колобок».

Духовное песнопение: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ..»

Словарная работа: пасха, кулич, смертию смерть поправ.

Урок №. 31. Ученики Иисуса Христа.

Апостолы - первые ученики Иисуса Христа.

Благословение на апостольское служение.

Православная икона: иконы Апостолов.

Словарная работа: апостол, первозванный, первоапостолы.

Урок №32. День славянской письменности и культуры.

Кирилл и Мефодий – учителя словенские. Сказание о Кирилле и Мефодии.

Урок №33. Посещение храма.

Знакомство с внешним и внутренним устройством.

Узнавание икон, известных детям. Как правильно поставить свечу.


Учебно – тематическое планирование

2-го года обучения

№п/п

Тема занятия

Количество часов

Всего

Теоретических

Практических

1.

Аз и Буки – начало науки.

1

1

2.

Начать с азов.

1

1

3.

Рождество Богородицы – начало Божественного домостроительства.

1

1

4.

Традиция празднования именин.

1

1

5.

Семья Сергия Радонежского – малая церковь.

1

6.

Покров Пресвятой Богородицы.

1

1

7.

«…в поте лица твоего будешь добывать хлеб».

1

1

8.

Природный и духовный мир.

1

1

9.

Православная традиция празднования памяти Казанской иконы Божией Матери.

1

1

10.

Язычество древних славян

1

1

11.

Урок нравственности.

1

1

12.

Традиции семейной трапезы (Филипповский пост).

1

1

13.

Введение во храм Пресвятой Богородицы.

1

1

14.

Выбор пути духовного и земного.

1

1

15.

Любовь к ближнему, как к самому себе.

1

1

16-17.

Рождественские праздники.

2

2

18.

Крещение Господне.

1

1

19.

Любовь к детям.

1

1

20.

Дела милосердия.

1

1

21.

Отношение святых отцов к животным.

1

1

22.

Урок нравственности.

1

1

23.

День защитника Отечества.

1

1

24.

Православная культура общения

1

1

25.

Иерархия семьи. Мир в семье.

1

1

26.

Значение имени Божия.

1

1

27.

Благовещение Богородицы.

1

1

28.

Вход Господень в Иерусалим.

1

1

29-30.

Пасхальная седмица.

2

2

31.

Радоница – Вознесение – Троица.

1

1

32.

День славянской письменности и культуры.

1

1

33.

Труд – основа жизни.

1

1

34.

Посещение храма.

1

1

ИТОГО

34

17

17


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа 2-го года обучения

Урок №1. Аз и Бука – начало науки.

Азбука. Красота Азбуки. Буквы Азбуки. Имена букв. Букварь. Изучение букв в русской школе. Библиотека вашей семьи.

 

Урок №2. Начать с азов.

Начать с азов. (Аз есмь…)

Заповеди Ветхого Завета: Первая заповедь -  Возлюби Бога.

Новозаветная история: Основная молитва  - Отче наш.

Традиция: Молитва перед началом каждого дела.

 Духовное песнопение: Отче наш.

Азы церковнославянского языка: прописи.

Словарная работа: аминь, аллилуйя

Урок №3. Рождество Богородицы – начало Божественного домостроительства.

Описание жизни Пресвятой Богородицы.

Православная икона: иконография Пресвятой Богородицы.

Духовное песнопение: песни детских хоров о Богородице.

Подготовка к празднику матери.

Азы церковнославянского языка: прописи.

Словарная работа: образ.

Урок №4. Традиция празднования именин.

Отличие именин от дня рождения.

Как найти своего небесного покровителя в православном календаре?

Как праздновать свои именины?

Традиция празднования: поздравление одноклассников, родных, знакомых с днём именин.

Нравственная задача: любите ли вы дарить подарки?

Православная икона: Небесные покровители учеников класса

Азы церковнославянского языка: прописи.

Словарная работа: ангел-хранитель

Урок №5. Семья прп. Сергия Радонежского

Семья отрока Варфоломея. Свв. Кирилл и Мария, братья. Завещание преподобного Сергия Радонежского о посещении родителей в Хотьковской обители.

Изобразительное искусство: М.В.Нестеров. Видение отроку Варфоломею

Духовное песнопение: Преподобный Отче наш Сергие, моли Бога о нас»

Азы церковнославянского языка: прописи.

Словарная работа: обитель, монах

 

Урок №6. Покров Пресвятой Богородицы: история праздника.

Исторические события 10 века по Р.Х. в греческой империи. Явление Пресвятой Богородицы во Влахернском храме.

Православная икона: покров Пресвятой Богородицы.

Духовное песнопение: Величание на Покров Пресвятой Богородицы.

Азы церковнославянского языка: прописи.

Словарная работа жизнь.

Урок №7. « в поте лица твоего будешь есть хлеб»

Ветхозаветная история: « в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3617)

Уважительное отношение к труду хлебороба.

Традиция: отношение к хлебу в русской православной семье.

Изобразительное искусство: Г.В.Венецианов. Жнецы. На пашне; А.А.Пластов. Жатва. На току

Музыкальное произведение: Хлеб – всему голова. (сл. В. Балачана, муз. Кудрина)

Азы церковнославянского языка: прописи.

Словарная работа: хлеб, земля.

Урок №8. Природа и духовный мир.

Постоянство и изменчивость Божьего мира.

Ветхозаветная история: понятие стихии, природных явлений в Священном Писании: буря, потоп, радуга. Всемирный потоп. Ной и его дети.

Художественная литература: природный и духовный мир в художественных произведениях.

Изобразительное искусство: И.К.Айвазовский. Бурное море. Девятый вал.

Азы церковнославянского языка: прописи.

Музыкальное произведение: романс «Буря мглою небо кроет».

Слушание: фрагмент акафиста «Слава Богу за всё» кондак 6.

Урок №9. Православная традиция празднования памяти Казанской иконы Божией Матери.

Празднование памяти Казанской иконы Божией Матери в России (Казанская зимняя, Казанская летняя)

Православная икона: Казанская икона Божией Матери.

Азы церковнославянского языка: прописи.

Духовное песнопение: Величание Пресвятой Богородицы.

Урок №10. Язычество древних славян

Изображение идолов в русских народных сказках, былинах.

Элементы языческой культуры в русской жизни.

Православная традиция: призывание имени Божия в трудных жизненных ситуациях, во время благодарения: «спасибо», «Господи, помилуй!»

Духовное песнопение: «Господи, помилуй!»

Изобразительное искусство: картины Васнецова В.М. на сказочные сюжеты.

Азы церковнославянского языка: прописи.

Словарная работа: язычество, капища.

Урок №11. Урок нравственности: понятие греха.

Ветхозаветная история: Адам и Ева: грехопадение (Быт.3)

Гробы прихоти (Исх. 17:15-20)

Художественная литература: чтение басен И.А.Крылова, отражающих человеческие пороки: непослушание, жадность, хитрость, неуважение к старшим, упрямство, нетерпимость.

Беседа о нравственных качествах, противостоящих порокам ( с использованием духовных песен и стихов, фольклора, пословиц)

Азы церковнославянского языка: прописи.

Словарная работа: добродетель, прихоть.

Урок №12. Традиции семейной трапезы.

Подготовка к трапезе.

Отношение к еде и сотрапезникам.

Благодарение за трапезу.

Пословицы и поговорки о питании.

Духовное песнопение: Благодарение за пищу.

Азы церковнославянского языка: прописи.

Словарная работа: трапеза

Урок. №13. Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Описание события введения во храм.

Православная икона: Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Музыкальное произведение: П.И.Чайковский. Милость мира. (литургия св. Иоанна Златоуста)

Азы церковнославянского языка: прописи.

Словарная работа: лик

Урок №14. Выбор пути духовного и земного.

Сказки славянских народов: тема греха, тема выбора. Странствующие сюжеты, общие ценности.

Изобразительное искусство: Васнецов В.М. Витязь на распутье.

Азы церковнославянского языка: прописи.

Словарная работа: распутье

Урок №15. Заповедь любви. Совесть.

Как любить самого себя?

Чистая совесть – что это?

Как ты проявляешь любовь к родителям?

Художественная литература: народная сказка «Гуси-лебеди», «Эльза и братья», «Доброе братство милее богатства». Ф.М.Достоевский «Дорогая копеечка».

Православная икона: Икона Божией Матери «Нечаянная радость»: сюжет.

Размышление о прочитанном: «Нет больше той любви, как если кто положит душу за друзей своих» (Ин.15:13).

Азы церковнославянского языка: прописи.

Словарная работа: совесть, любовь, сыновняя и дочерняя , братская любовь.

Урок №16-17. Рождество Христово: история праздника.

О празднике Рождества Христова, «Дары волхвов». Рождественский концерт, выставки.

Православная икона: икона Рождества Христова.

Духовное песнопение: «Рождество Твое Христе Боже наш…» ( тропарь, глас 4)

Художественная литература: Шмелёв И.С. «Лето Господне»

Азы церковнославянского языка: прописи.

Словарная работа: сочельник.

Урок №18. Крещение Господне. Чудо освящения воды.

Традиция празднования Крещения.

Чудо Крещенской воды.

Православная икона: икона «Крещение»

Духовное песнопение: тропарь праздника.

Азы церковнославянского языка: прописи.

Урок №19. Любовь к детям. Христос и дети.

Новозаветная история: Христос и дети ( Мф 19:13-15; Мк. 9:36,37), Воскрешение дочери Иаира (Мф. 9:8-26), Воскрешение сына вдовы наинской (Лк. 7:11-17).

Любовь родителей к детям.

Изобразительное искусство: Поленов В.Д. Привели детей», «Воскрешение дочери Иаира».

Художественная литература: Л.Бутовский «Христос и дети», И.Никитин «Детская молитва».

Азы церковнославянского языка: прописи.

Словарная работа: благословение.

Урок №20. Дела милосердия.

Новозаветная история: Как накормили апостолы Воскресшего Христа (Лк. 24: 36-43).

Накормить алчущего и напоить жаждущего.

Художественная литература: М.Ю. Лермонтов «Нищий», А. Н. Плещеев «Приголубте сироток».

Азы церковнославянского языка: прописи.

Словарная работа: алкать алчущий.

Урок №21. Отношение святых отцов к животным.

Забота о животных преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, св. Герасима Иорданского и других.

Православная икона: преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский, св. Герасим Иорданский.

Мемуарная литература: Из воспоминаний полковника В.К. Олленгрэна о детстве Николая II.

Художественная литература: николай Агафонов фрагмент Апокрифа о комарах.

Азы церковнославянского языка: прописи.

Урок №22. Урок нравственности: не осуждай.

«Не осуждай – не будешь осуждён»

Грех ябедничества.

Прощение и прощёное воскресенье.

Художественная литература: Прощёное воскресенье в книге И.С.Шмелёва «Лето Господне. В. Никифоров-Волгин «Светлая заутреня»

Азы церковнославянского языка: прописи.

Словарная работа: суждение, осуждение, ябедничество.

Урок №23. День защитника Отечества: фронт боевой, фронт трудовой.

Утренник «Встань за Веру, Русская земля»

Встреча с ветеранами войны и труда.

Художественная литература: М.Исаковский «Поезжай за моря-океаны…»

Азы церковнославянского языка: прописи.

 

Урок №24. Общение с миром. Время очищения.

«Имеющий уши, да слышит» (Откровение Иоанна Богослова, гл. 3; п.22) Умение слушать и слышать.

Евангельские притчи: притча о сеятеле (фрагмент) (Лк. 8: 4-8).

Художественная литература: Подготовка к исповеди в книге И.С.Шмелёва «Лето Господне.

Азы церковнославянского языка: прописи.

Урок №25. Строение семьи. Мир в семье.

Мироустроение семьи.

Взаимоотношения в семье.

Просите ли вы прощение друг у друга?

Умеете ли вы прощать.

Жития святых: житие прп. Тита, пресвитера Печерского.

Художественная литература: Сила Благословения родительского ( на примере сказки о Василисе Прекрасной).

Азы церковнославянского языка: прописи.

Урок №26. Значение имени Божия. «Имя твоё паче всякого имени призываем»

Иисус. Спаситель. Христос. Мессия. Эммануил. Господь Саваоф.

Православная икона: Эммануил со святыми.

Художественная литература: Ф.И. Тютчев «эт  бедные селенья», А.К.Толстой «Спаситель», В.С. Соловьёв «Эмману-Эль».

Размышление о прочитанном: молитва «Имя твоё паче всякого имени призываем»

Азы церковнославянского языка: прописи.

Урок №27. Тема Благовещения Богородицы в искусстве.

Дева Мария и архангел Гавриил.

Изобразительное искусство: С.Мартини «Благовещение», А.А. Иванов «Благовещение», В.Д. Поленов «Пошла в Нагорную страну»

Художественная литература: А. Иванов «Благовещение святое»

Православная икона: «Благовещение», «Целование»

Духовное песнопение:»Богородица Дево, радуйся, Благодатная Мария, Господь с тобою»

Азы церковнославянского языка: прописи.

Урок №28. Вход Господень в Иерусалим: историческое событие.

Вход Господень в Иерусалим: историческое событие.

Православная икона: Вход Господень в Иерусалим.

Духовное песнопение: П.И.Чайковский «Благословен, Грядый во имя Господне»: литургия св. Иоанна Златоуста.

Художественная литература: К.Д.Ушинский, М. Забылина «Вербная неделя».

Азы церковнославянского языка: прописи.

Урок №29-30. Пасхальная седмица: традиции и символика.

Русская традиция празднования пасхальной седмицы.

Духовное песнопение: Христос воскресе из мертвых…»

Художественная литература:

А.Майков. «Христос Воскрес», Е. Опочинина «Царские писанки»

Азы церковнославянского языка: прописи.

Словарная работа: благовест

Урок №31. Радоница – Вселенская пасха.

История возникновения традиции празднования Радоницы. Правила поведения на кладбище.

Православная икона: Сошествие иисуса Христа во ад.

Святоотеческая литература: Св. Игнатий Брянчининов «Под сенью креста».

Художественная литература: В.Федоров «Мой детский сад.

Азы церковнославянского языка: прописи.

Словарная работа: Радоница

Урок №32. День славянской письменности и культуры. Цветная азбука Кирилла.

Урок «Кирилл и Мефодий – учителя словенские»

Особенности начертания букв.

Урок №33. Посещение храма: внутренне устройство храма.

Внутренне устройство храма: притвор, средняя часть, алтарь.

Иконостас, царские врата.

Храмовые иконы.

Урок №34. Труд – основа жизни.

Труд духовный, физический, умственный.

Рассказы детей о профессиях своих родителей.

Духовная, физическая, умственная работа, в чём она выражается?

Имеете ли вы опыт духовного труда; можете ли вы терпеть, отказываться от удовольствий?

Художественная литература: «Сенокос» В.Н. Попов, С.Дрожжин «Первая борозда»

Изобразительное искусство: А.А.Пластов «Сенокос»


Учебно – тематическое планирование

3-го года обучения

№п/п

Тема занятия

Количество часов

Всего

Теоретических

Практических

1

Семейное чтение как традиция воспитания

1

1

2

Церковное новолетие

1

1

3

Родители Пресвятой Богородицы

1

1

4

Исповедники веры православной

1

1

5

Монашество как особый вид служения

1

1

6

Чудо явления иконы Покрова Пресвятой Богородицы на Руси.

1

1

7

«Хлеб наш насущный даждь нам днесь»

1

1

8

Постоянство и изменчивость Божьего мира и природы человека

1

1

9

Судьба страны – судьба семьи

1

1

10

Теневые лабиринты сознания человека

1

1

11

Нравственная природа человека: доброта как творческая сила

1

1

12

Православное устройство дома

1

1

13

Красота духовная и телесная. Мужественная красота

1

1

14

Государственные и церковные символы России

1

1

15

Православная культура общения «Мир вам!»

1

1

16

Рождество Христово: народные традиции.

2

2

17

Православные и государственные праздники

1

1

18

Отрок Иисус в преданиях народа

1

1

19

Дела милосердия: «Прийти с утешением к узнику»

1

1

20

Гостеприимство как традиция народа

1

1

21

Имя её любовь

1

1

22

Воинские знаки отличия и награды Отечества

1

1

23

Народные традиции поста

1

1

24

Православная традиция ведения домашнего хозяйства

1

1

25

Поклон как народная и церковная традиция общения

1

1

26

Благовещение. Традиции празднования

1

1

27

Вход Господень в Иерусалим: последние наставления Иисуса Христа

1

1

28

Пасхальная седмица: Явление Христа Вокресшего

2

2

29

Мир дольний и горний

1

1

30

День славянской письменности и культуры. Живое слово

1

1

31

День рождения Церкви Христовой

1

1

32

Паломническая поездка в с. Языково

1

1

ИТОГО

34

17

17


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа 3-го года обучения

Урок №1. Семейное чтение как традиция воспитания

Жития святых: Житийные сборники. Патерики.

Современные детские книги житий.

Какие книги читают в вашей семье?

Пословицы и поговорки о знаниях.

Урок №2. Церковное новолетие.

Церковный календарь. Год и годичный литургический круг.

«Читьи Мнеи» - сокровища духовного опыта святых: знакомство с книгой, житие святых ( по выбору0

Азы церковнославянского языка: прописи.

Словарная работа: литургия.

Урок №3. Родители Пресвятой Богородицы.

Повторение: Праздник Рождества Пресвятой Богородицы(фрагмент жизнеописания)

Новозаветная история: Свв. Иоаким и Анна, родители Девы Марии: жизнь и предназначение.

Традиции празднования Рождества Богородицы в церкви, семье.

Подготовка ко дню Матери.

Азы церковнославянского языка: прописи.

Словарная работа: предназначение.

Урок №4. Исповедники веры православной.

Жития святых: житие святых Веры, Надежды, Любви и их матери Софии.

Православная икона: икона «Святые Вера, Надежда, Любовь и их мать София»

Традиция: Поздравление родных, знакомых, одноклассников с днём именин.

Азы церковнославянского языка: прописи.

Урок №5. Монашество как особый вид служения.

Исторический экскурс: Возникновение монашествана Руси: экскурс в историю монашества. Свв. Антоний и Феодосий – основатели иночества на Руси.

Монашеское служение преподобного Сергия Радонежского: труд и молитвенный подвиг (трудолюбие, смирение, служение ближнему, скромность, милостыня)

Православная икона: иконы преподобных Антония и Феодосия – основателей иночества на Руси. Киево-Печёрская лавра.

Изобразительное искусство: М.В.Нестеров «Труды преподобного Сергия Радонежского»

Азы церковнославянского языка: прописи.

Словарная работа: инок, служение.

Урок №6. Чудо явления иконы Покрова Пресвятой Богородицы на Руси

Жития святых: житие св. Андрея Боголюбского

Традиции празднования «Покрова» в книге И.С.Шмелёва «Лето Господне»

Азы церковнославянского языка: прописи.

Словарная работа: церковнославянские и народные слова, встречающиеся в тексте книги И.С.Шмелёва

Урок №7. Хлеб наш насущный даждь нам днесь».

Ветхозаветная история: Манна небесная (Исход. 160

Новозаветная история: о насыщении народа пятью хлебами и двумя рыбами (Мф. 14: 13-21)

Традиция вкушения хлеба, хранение хлеба.

Почему гостей встречают хлебом и солью?

Размышления о прочитанном: насыщение и чревоугодие, тайноядение: «Исповедую Тебе Господу Богу моему вся мои грехи… объядение, тайноядение» (молитва на сон грядущий)

Азы церковнославянского языка: прописи.

Словарная работа: насущный, даждь, днесь.

Урок №8. Постоянство и изменчивость Божьего мира и природы человека

Чувства человека: противоположность и единство (радость и печаль; милосердие и жестокость).

Когда человек испытывает радость, печаль?

Милосердие – сострадание, утешение, помощь.

Живопись и поэзия о природе и духовном мире.

Жития святых: житие св. вмч. Целителя пантелеймона.

Азы церковнославянского языка: прописи.

Словарная работа: радость, печаль, милосердие, жестокость.

Урок №9. Судьба страны – судьба семьи

Испытания семьи св. Иосифа – обручника.

Семейная хроника, отражающая жизнь семьи в исторические переломы России.

Азы церковнославянского языка: прописи.

Музыкальные произведения: марш «Прощание Славянки»

Словарная работа: страна, народ, смута.

Урок №10. Теневые лабиринты сознания человека

Суеверия прошлого и настоящего.

Суеверие и приметы инославных культур: гороскопы, календари и т.д.

Поведение суеверного человека (на материале детских рассказов, сказок, пословиц)

Духовное песнопение: «Отче наш»

Азы церковнославянского языка: прописи.

Словарная работа: инославный, гороскоп.

Урок №11. Нравственная природа человека: доброта как творческая сила.

Взаимосвязь двух основных качеств человека: доброта и красота как преобразующая сила.

Доброта – это добрые слова, добрые дела, добрые отношения, доброе сердце.

Доброта истинная и ложная: примеры житейских ситуаций в литературных произведениях народов России

Общепринятые пожелания: Добро пожаловать, Доброй ночи, Доброго пути – смысловое содержание пожелания

Новозаветная история: Милость в тайне (Мф. 6:2-4)

Жития святых: Св. вмч. Елизавета (Романова): помощь нищим, больным.

Азы церковнославянского языка: прописи.

Словарная работа: добро, доброжелательность, добропорядочность, добровольный, добросердечный.

Урок №12. Православное устройство дома.

Дом. Родительский дом. Символика деталей.

Украшение дома (внешнее и внутреннее).

Святыни дома.

Семейные реликвии.

Домашние традиции.

Азы церковнославянского языка: прописи.

Словарная работа: украшение, реликвия,  традиции

Урок №13. Красота духовная и телесная. Мужественная красота.

Беседа о мужественной красоте.

Рассказ о подвиге А.В.Суворова.

Жития святых: св. мученик Иоанн Воин.

Православная икона: св. Александра Невского, св. Архангела Михаила, св. мученика Иоанна Воина.

Изобразительное искусство: картины П.Д. Корина «Александр Невский», М.В. Нестерова, В.М.Васнецова, В.А.Серова, В.И.Сурикова «Переход Суворова через Альпы»

Славянская цифирь: прописи.

Урок №14. Государственные и церковные символы России.

Государственные и церковные символы: герб, флаг, знамя, хоругви.

История герба, флага знамени, хоругви.

Музыкальные произведения: гимн России (сл. С.В.Михалкова, муз. А.В.Александрова) и гимн «Боже, царя храни» (1833 г. сл. В.А.Жуковского, муз. А.Ф. Львова)

Рисование Государственных и губернских символов.

Славянская цифирь: прописи.

Словарная работа: герб, флаг, знамя, хоругвь, тавлы.

Урок №15. Православная культура общения «Мир вам!»

Обращение Иисуса Христа «Мир вам!» (Лк.24:36)

Обращение, приветствие и прощание в общении с родными, друзьями, священниками.

Способы выражения благодарности, просьбы (ролевые игры).

Календарная дата: житие прп. Нила Столобенского.

Славянская цифирь: прописи.

Словарная работа: спасибо, благодарю.

Урок №16-17. Рождество Христово: народные традиции.

Повторение: Радость пастухов.

Традиции: Празднование Рождества Христова.

Художественная литература: Беседа по сказке «Мороз Иванович».

Духовное песнопение: ирмос Рождественского канона, глас 1.

Музыкальные произведения: Христославы.

Славянская цифирь: прописи.

Словарная работа: ирмос, канон.

Урок №18 Православные и государственные праздники.

Традиция празднования Крещения Господня в России.

Духовное песнопение: П.Чесноков «Слава,…Единородный Сыне».

Календарная дата: Житие св. Илии Муромца

Славянская цифирь: прописи.

Словарная работа: Богоявление, лампада.

Урок №19. Отрок Иисус в преданиях народа.

История возникновения апокрифических текстов.

Новозаветная история: Отрок Иисус в храме (Лк.2:40-52)

Апокрифическое евангелие: Отрок Иисус в Назарете. (Евангелие от Иакова).

Духовное песнопение: Рождественский тропарь.

Славянская цифирь: прописи.

Словарная работа: апокриф.

Урок №20. Дела милосердия: «Прийти с утешением к узнику»

Посещение и утешение больного, одинокого пожилого человека, обиженного.

Деяния апостолов: освобождение апостола Петра из темницы. (5:17)

Изобразительное искусство: картина Н.А.Ярошенко «Всюду жизнь»

Жития святых: св. Анастасия Узорешительница.

Славянская цифирь: прописи.

Словарная работа: узник.

Урок №21. Гостеприимство как традиция народа.

Ветхозаветная история: Авраам принимает трёх странников (Детская библия).

Новозаветная история: Марфа и Мария (Лк. 10:38-42)

Художественная литература: как встречают, угощают гостей герои сказок, детских рассказов.

Пословицы и поговорки о встрече гостей.

Народная традиция: русское гостеприимство.

Славянская цифирь: прописи.

Словарная работа: гостеприимство.

Урок №22. Имя её любовь.

Православная сказка Н.С.Лескова «Маланья – голова баранья» (инсценировка)

Календарная дата: Житие свт. Иннокентия Иркутского.

Славянская цифирь: прописи.

Словарная работа: осмогласие (восемь напевов церковных служб)

Урок №23. Воинские знаки отличия и награды Отечества.

Встреча с ветеранами войны и труда.

Фалеристика: Воинские знаки отличияи награды Отечества.

Календарная дата: Житие свв. Сорока мучеников Севастийских.

Народная традиция: выпекать жаворонков из теста.

Музыкальные произведения: С.С. Прокофьев «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу!» (Кантата св. Александру Невскому «Битва на Чудском озере»), фрагмент из оперы Бородина «Князь Игорь».

Славянская цифирь: прописи.

Словарная работа: фалеристика, кантата

Урок №24. Народные традиции поста.

Евангельские притчи: «О злых виноградарях» (Мк.12:1-9).

Великий пост.

Пост – время очищения.

Пост и диета.

Календарная дата: Житие св. прмц. Евдокии.

Славянская цифирь: прописи.

Словарная работа: диета, пост.

Урок №25. Православная традиция ведения домашнего хозяйства

Хозяйственные традиции ухода за животными и птицами.

Пословицы о хозяйстве ( Животинку водить – не разиня рот ходить»)

Отношение к домашним животным.

Какие клички можно давать домашним животным.

Жития святых: Житие св. Герасима Иорданского.

Православная икона: св. Герасима Иорданского.

Размышления о прочитанном: молитва святым мученикам Флору и Лавру.

Славянская цифирь: прописи.

Урок №26. Поклон как народная и церковная традиция общения.

Поклоны поясные и земные.

Святоотеческая литература: Отцы церкви о поклонах.

Художественная литература: Поклоны в традиции общения русского народа. И.С.Шмелёва «Лето Господне», на примерах народных сказок.

Духовное песнопение: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко»

Славянская цифирь: прописи.

Урок №27. Благовещение. Традиции празднования.

Поздравление с праздником Благовещения.

Новозаветная история: «Благовещение» (Лк. 1:26-38)

Православная икона: икона «Благовещение».

Духовное песнопение: стихира «Свет превечный».

Славянская цифирь: прописи.

Урок №28. Вход Господень в Иерусалим: последние наставления Иисуса Христа.

Новозаветная история: Изгнание торговцев из Иерусалимского храма. (Ин. 12; 12-19). Чудо со смоковницей (Мф. 21.:18-22). Какая заповедь первая? (Мф. 22, 34-40)

Духовное песнопение: Стихира «Господи воззвах».

Художественная литература: М.Ю.Лермонтов «Ветка Палестины»

Славянская цифирь: прописи.

Урок №29-30. Пасхальная седмица: Явление Христа Вокресшего

Пасхальный концерт.

Явление воскресшего Христа Марии Магдалине.

Духовное песнопение: Н. Римский-Корсаков «Светлый праздник», ирмос «Светися, святися Новый Иерусалиме..»

Художественная литература: поэзия о Пасхе.

И.С.Шмелёв «Пасха» из книги «Лето Господне».

Славянская цифирь: прописи.

Урок №31. Мир дольний и горний.

Мир дольний и горний: молитва как связь между ними.

Евангельская притча: о богаче и бедном Лазаре (Лк.16:19-31)

Жития святых: Киево-Печерский патерик (прп. Марк пещерник, прп. Агапий, врач безвозмездный; Сказание о чуде в пещере, состоявшемся во время Пасхи.)

Славянская цифирь: прописи.

Урок №32. День славянской письменности и культуры. Живое слово

Славянская письменность: история происхождения. Кирилл и Мефодий – учителя Словенские.

Гимн Кириллу и Мефодию (сл. М.Розенгейма, муз. В.Главача)

Урок №33. День рождения Церкви Христовой

День Пятидесятницы.

Начало апостольского служения. Свв. Первоапостолы Петр и Павел.

Православная икона: иконы «Сошествие Святого Духа», апостолов Петра и Павла.

Изобразительное искусство: Эль Греко «Апостолы Петр и Павел».

Славянская цифирь: прописи.

Посещение храма в честь свв. первоапостолов Петра и Павела.

Урок №34 Паломническая поездка в с. Языково

История паломничества.

Паломническая поездка в с. Языково

Изобразительное искусство: В.Г.Перов «Странник»

Словарная работа: богомолец, странник, паломник, турист.


Результаты реализации программы

К концу обучения дети должны:

  • иметь представление о разных способах отражения прекрасного (слово, краски, звуки); о храме как особом месте, посвященном Богу; о сотворении мира в трактовке Библии;
  • иметь первоначальную базу для формирования таких духовно-нравственных понятий как «благочестие», «грех», «красота», «послушание», «благодарность», «ответственность»;
  • иметь представление об историческом содержании основных христианских праздников (Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Пасха), знать наиболее распространенные церковные и народные традиции, связанные с этими праздниками;
  • различать «доброе» и «злое»;
  • иметь опыт самореализации в различных видах творческой деятельности;

Методическое обеспечение программы

Учебный материал включает изучение Священного Писания, жития святых, произведения русской классической литературы, знакомство с произведениями живописи, музыкальными произведениями русских композиторов, духовными песнопениями.

Материал программы направлен на практическое приобщение детей к творческой деятельности, способствует развитию образного мышления, индивидуального творчества, обогащению речи детей.

Формы проведения занятий разнообразны:

  • уроки-путешествия,
  • встречи с ветеранами войны и труда,
  • театрализованные представления,
  • паломнические поездки.

Программа предполагает тесное сотрудничество с Детским епархиальным центром «Сретенье» с. Борское, воскресной школой при Казанско-Богородицком храме с. Языково, краеведческим музеем ГБОУ СОШ с. Петровка.

Основные методы и формы работы с обучающимися:

Учебно-теоретические

Практические:

изучение литературы

экскурсии;

рассказ педагога

посещение музеев

беседа

научно- исследовательские работы

учебная игра

встречи с местными жителями

презентация

праздники

игровые занятия

организация выставок (совместная деятельность детей и родителей)

творческие конкурсы

художественная деятельность

творческие проекты

Формы работы:

  • работа в группе
  • работа в паре
  • индивидуальная


ЛИТЕРАТУРА

  1. Учебная программа курса «Основы Православной культуры». СИПКРО Самара, 2010
  2. Ганаго Б. А. Навстречу детским сердцам. Белорусская Православная Церковь. Минск, 2008
  3. Грузкова Е.И. Русь моя. Русское эхо, 2008
  4. Даль В. И.. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия. Москва, 2007
  5. День за днём. Календарь школьника. Сост. Медведева Н.С. М.: «Издательство Московской Патриархии Русской православной Церкви», 2011
  6. Евангелие в пересказе для детей. Сост. Давыдова Н.В. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005
  7. Игумен Георгий (Шестун). Православная педагогика. Издание 4-е. – М.: ПРО-ПРЕСС, 2010
  8. Кириллица. Священная азбука. СИПКРО Самара, 2012
  9. Островский К., протоиерей, Вальдина Т.А. Жития святых. М.: - ЗАО «БММ», 2011
  10. Православный букварь. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007
  11. Шишкин. А. Е. Священная библейская история в русской духовной и светской словесности. Издательство СГПУ Самара, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ /основы православной культуры/ для 4 класса

Данный материал поможет в разработке своей рабочей программы по ОРКСЭ/Основы православной культуры/ для 4 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Православная культура"

Программа разработана  на основе   авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» //  Православная культура. Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обуч...

Рабочая программа модульного курса ОРКСЭ "Православная культура" для 4 класса

"Основы православной культуры" - один изшести  модулей учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики".УМК входит в Федеральный базисный план для общеобразовательных учреждений РФ; о...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Православная культура"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Православная культура"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы) ...

Рабочая общеобразовательная программа по модулю ОРКСЭ "Православная культура" для 4 класса

В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к ди...