Программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры". 1-3 класс
рабочая программа (1 класс) по теме
Программа по внеурочной деятельности «Основы православной культуры» включает цель, задачи, тематическое планирование и краткое содержание каждого занятия для 1, 2, 3 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opk._1-3_kl.doc | 291 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ с. Петровка
Программа по внеурочной деятельности
Основы православной культуры
название программы
духовно-нравственного направления
направление внеурочной деятельности
Срок реализации программы 3 уч.год
для учащихся 1, 2, 3 класса
на 2013-2014 учебный год
Составитель: Леонова Светлана Евгеньевна
Ф.И.О.
учитель высшей квалификационной категории
Петровка, 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и практическая значимость программы
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Анализ ситуации в России за последние годы показал:
- нравственные ценности в нашем обществе из области сопричастности к общему, коллективному, соборному (в православном понимании) идеалу ответственности человека за человека, из области сопереживания другим людям сместились на переживание прагматических ценностей выгоды, удачи, на проявление практичности и рационализма;
- в результате этого усиливается разобщенность людей, ухудшается нравственность, происходит разрушение семьи, потеря смысла жизни, криминализация сознания, нарастание форм девиантного поведения (наркомания, бродяжничество, алкоголизм, половая распущенность, правонарушения). Все это может привести к нравственной деградации общества.
Такие негативные явления особенно заметны в молодежной среде. Это ставит перед государством неотложную задачу социально-педагогической коррекции и реабилитации юных членов российского общества.
Таким образом, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности
Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.
Все эти проблемы и привели к разработке программы «Основы православной культуры в начальной школе», которая рассчитана на 3 года обучения в начальной школе.
Рабочая программа по основам православной культуры разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ духовно-нравственной культуры народов России.
Цель программы: формирование базовой культуры личности школьника.
Задачи программы:
- дать знания о библейской истории происхождения мира, христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской этики;
- развитие нравственных чувств (сопереживания ответственности за другого человека, благодарения, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории и культуры и христианских святых;
- формирование системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры.
- развитие эстетического восприятия и чувств на примере феноменов православной культуры;
- развитие художественных представлений и понятий о православной культуре;
- развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов православной культуры;
- развитие навыков художественной деятельности и эстетических потребностей на основе образцов православного искусства.
Отличительные особенности программы
Изучение отечественного историко-педагогического наследия (К.Д.Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.), святоотеческих трудов показывает, что для того, чтобы решить задачи духовно-нравственного образования, необходимо вначале открыть для детей в их собственных сердцах то доброе, что они уже знают и любят. Для этого предстоит научить детей через знакомые им образы и реальности окружающего мира замечать и самим стремиться к доброму и красивому. Прекрасное пробуждает доброе. Умение детей видеть прекрасное возрождает в них нравственные качества: доброты, сочувствия, заботы об окружающем мире. Постепенно ребенок может быть подведен к пониманию того, как в течение почти десяти веков в традициях добрососедства и веротерпимости русская история слагалась христианами. Великие русские люди, которые по сей день остаются для всех лицом истории нашего Отечества, строили и благоукрашали христианские храмы. История древнерусского искусства неразрывна с историей Русской Православной Церкви. Смысл этого искусства невозможно понять тому, кто не имеет представления о христианской культуре. Без знания родной культуры человек не может быть культурным. Вводя своих учеников в радостный мир православной культуры, учитель идет путем ответственной педагогической работы: он стремится передать им тот свет любви и красоты, какой несет в себе православная культура.
Содержание программы «Основы православной культуры» определено учебной программой курса «Основы православной культуры» (начальная и основная школа)/Авт. Архимандрит Георгий (Шестун), игумен Киприан (Ященко), Е.П. Бельчикова, Л.Н.Булкина, М.В.Захарченко, Т.М. Сливкина/
Структура программы организована на основе принципов:
- принцип нравственной значимости и художественности материала;
- принцип привлекательности и доступности для детей;
- принцип педагогической емкости (возможности использования одного и того же содержательного ядра: это может быть эпизод из текста Священного Писания, отрывок из литературного произведения, образец
- художественного творчества и т. п. для раскрытия наибольшего количества содержательных элементов, способствующих решению образовательных задач).
- преемственности,
- последовательности,
- развития,
- концентричности
- личностно-ценностного соответствия.
Последовательность изложения программы определялась в соответствии с памятными датами календаря (государственного, народного, православного).
В программе разработаны сквозные событийные линии с 1 по 3 классы.
Событийные линии:
- Великая радость ученья книжного (первая неделя сентября).
- Рождество Богородицы - Успение Богородицы. Круг жизни. Промысел Божий. Божественное домостроительство (3 неделя сентября).
- Монашество: история возникновения, монашеская культура (2 неделя октября).
- Хлеб жизни. Плоды земные. Поле - образ, понятие, символ (4 неделя октября).
- Защита Отечества - Казанская. Родина, родной дом. Служение Отечеству (2 неделя ноября).
- Рождество - Крещение. (Пост - путь-дорога; обновление Бытия) (с 4 недели ноября по 2 неделю января).
- Перемена (метанойя - покаяние). Масленица - Прощеное воскресение. Усилие к обновлению - пост. Позитивная аскеза (февраль, март).
- Пасха (апрель - май).
- Радоница - Вселенская Пасха. Вечная жизнь. "Зеленые святки". Вознесение. Троица.
- День славянской письменности и культуры (четвертая неделя мая).
Каждая сквозная линия отражает развитие рассматриваемой темы в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
Программа реализуется в течение трёх лет. Общее количество часов в год в 1 классе – 33 ч, во 2 и 3 классе по 34 ч. Периодичность занятий – 1 ч в неделю.
Программа предназначена для учащихся 1-х, 2-х, 3-х классов.
Прогнозируемые результаты:
- Дети должны усвоить:
- Основные положительные и отрицательные нравственные качества человека: (вежливость, верность, вера в человека, грубость, корысть, правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость.)
- Важные категории и понятия этики: (добро и зло, правда и ложь, обман, корысть, этика, этикет, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, дружба, забота, обида)
- Общие понятия гражданско-правового сознания: (Родина, патриот, патриотизм, подвиг, герой, обязанность, ответственность)
2. Дети должны знать и использовать в общении элементарные этические нормы;
- Быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими; заботиться о родителях;
- Демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, признавать свою неправоту в случае ошибки, которых не следует бояться);
- Осознавать необходимость доброй взаимосвязи с другими людьми, как самой большой человеческой ценности;
- Уметь оценивать поступки свои и своих товарищей, различать плохие и хорошие поступки;
- Терпимо относиться к людям, вещам и взглядам; выходить достойно из возможной ситуации конфликта; прощать своих друзей и недругов, не таить обиду, не хотеть наказать;
- Действовать так, чтобы природа не страдала от воздействия человека;
- Выглядеть опрятно и аккуратно;
- Осознанно оперировать понятиями «Родина», «любовь к Родине»; знать историю православной культуры, гордиться символами Государства; культурой и традициями своей Родины.
Формы подведения итогов:
- Формой закрепления и текущей проверки усвоения являются проблемные задания рублики «обсуждаем – размышляем», творческие проектные работы детей.
- Формой итогового контроля является коллективный творческий проект
- Выставки рисунков, поделок
- Районные, областные, конкурсы
- Олимпиады
Учебно – тематическое планирование
l-го года обучения
№п/п | Тема занятия | Количество часов | ||
Всего | Теоретических | Практических | ||
Урок знакомства | 1 | 1 | ||
В начале было слово… | 1 | 1 | ||
Сотворение мира | 1 | 1 | ||
Матерь Господа нашего | 1 | 1 | ||
Слово о родителях: наши небесные и земные покровители и защитники. | 1 | 1 | ||
Светлый образ: детские годы преподобного Сергия Радонежского. | 1 | 1 | ||
Образ Богородицы: язык и символика одежды. | 1 | 1 | ||
Плоды земные. | 1 | 1 | ||
Мир природы. | 1 | 1 | ||
Казанская икона Божией Матери – хранительница русского дома. | 1 | 1 | ||
Вера и суеверия | 1 | 1 | ||
На пути к высотам мудрости | 1 | 1 | ||
Чистота духовная и телесная. | 1 | 1 | ||
Красота внешняя и внутренняя. | 1 | 1 | ||
Нравственные понятия: добро и зло. | 1 | 1 | ||
Любовь к ближнему как к самому себе. | 1 | 1 | ||
| Рождественские праздники | 2 | 2 | |
19 | Крещение Господне | 1 | 1 | |
20 | Дела милосердия. | 1 | ||
21 | Отношение святых к родителям. | 1 | 1 | |
22 | Уроки нравственности | 1 | ||
23 | День защитника Отечества | 1 | 1 | |
24 | Православная и народная традиция (пост) | 1 | 1 | |
25 | Иисус Христос – Спаситель мира. | 1 | 1 | |
26 | Чудеса в жизни и в сказках. | 1 | 1 | |
27 | Благовещение Богородице | 1 | 1 | |
28 | Вербное воскресение. | 1 | 1 | |
29-30 | Пасхальная седмица. | 2 | 2 | |
31 | Ученики Иисуса Христа. | 1 | 1 | |
32 | День славянской письменности и культуры. | 1 | 1 | |
33 | Посещение храма. | 1 | 1 | |
ИТОГО | 33 | 19 | 14 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа l-го года обучения
Урок 1. Урок знакомства.
Учащиеся рассказывают о себе, о своей семье, о друзьях.
Урок 2. "В начале было Слово ... "
Слово - дар Божий - Дар слова. Доброе слово. Мудрое слово.
Слово устное - сказки, песни, изречения. Мамины колыбельные. Бабушкины сказки.
Слово письменное - Буквы. Грамота. Азбука. Книжная грамота. Учение книжное.
Слово Божие - Самая главная книга - Библия. Напрестольное Евангелие. Благоговейное отношение к Библии. Детская Библия (знакомство с книгами).
Исполнение Слова - Пение и чтение в Церкви.
Словарная работа: Библия.
Урок 3. Сотворение мира (рай).
Ветхозаветные истории: Адам и Ева - жизнь в раю (Детская Библия). Изобразительное искусство: В.М. Васнецов "Блаженство рая".
Практическое занятие: Как ты представляешь себе рай (словесное или художественное описание).
Словарная работа: Бог, Адам, Ева, рай, ангел.
Урок 4. Матерь Господа нашего.
Дева Мария - Матерь Божия.
Традиция празднования Рождества Пресвятой Богородицы в семье, храме.
***Подготовка к праздник у Матери: изготовление цветов, рисунков. Православная икона: иконы Богородицы (по усмотрению учителя). Духовное песнопение: "Пресвятая Богородица, спаси нас!"
Словарная работа: Мария, Богородица, Пресвятая.
Урок №5. Слово о родителях: наши небесные и земные покровители и защитники.
Наши домашние защитники и покровители.
Расскажи историю своего наречения.
Традиция празднования: поздравление одноклассников, родных, знакомых с днём именин.
Духовное песнопение: «Спаси, Господи, и помилуй родителей моих (имена их).
Словарная работа: ближний, жертва, чадо, прадед, дед.
Урок №6. Светлый образ: детские годы преподобного Сергия Радонежского.
Жития святых: Фрагменты Жития. Младенец не пьющий молока. Чудесные знаки. Отрок и встреча со странником.
Разговор с Богом (одинокая молитва). Монашеские труды. Слава и скромность.
Православная икона: преп. Сергия Радонежского.
Изобразительное искусство: М.В. Нестеров «Видение отроку Варфоломею».
Словарная работа: преподобный, отрок, монах.
Урок №7. Образ Богородицы: язык и символика одежды.
Повторение: Рождество Богородицы.
Традиционная одежда женщин Иерусалима (плат, омофор), женщин Руси (плат, пояс, чепец).
Православная икона: икона «Покров Пресвятой Богородицы».
Духовное песнопение: «Пресвятая Богородица, покрой меня своим омофором!»
Краеведение: храмы родного края – храм Покрова Богородицы.
Урок №8. Плоды земные.
Почему к хлебу надо относиться с благоговением.
Путешествие с зёрнышком (от зёрнышка до хлеба).
Пословицы о хлебе.
Практическая работа: Составление гербария из злаковых растений.
Православная икона: Спорительница хлебов.
Изобразительное искусство: И.И. Шишкин «Рожь».
Духовное песнопение: «Господи, помилуй!».
Урок 9. Мир природы.
Постоянство и изменчивость Божьего мира. Времена года.
Наблюдение за природой (св. Игнатий Брянчанинов; М.М. Пришвин).
Музыкальное произведение: П.И. Чайковский "Времена года. Октябрь"; народная
песня "Во поле береза стояла".
Изобразительное искусство: пейзажная живопись (И.И. Левитан, И.И.Шишкин, А.И. Куинджи, Ф.А. Васильев и др.); В.М. Васнецов "Блаженство рая".
Размышление о содержании: "Ты ввел меня в эту жизнь, как чарующий рай. Мы увидели небо, как глубокую синюю чашу, в лазури которой звенят птицы, мы услышали умиротворящий шум леса и сладкозвучную музыку вод, мы ели благоуханные и сладкие плоды и душистый мед. Хорошо у Тебя на земле, радостно у Тебя в гостях". (Фрагмент акафиста "Слава Богу за все", Икос 2).
Словарная работа: умиротворяющий, блаженств
Урок 10. Казанская икона Божией Матери – хранительница русского дома.
Устройство дома. Красный угол. Казанская икона Богородицы в иконостасе православного дома.
Чудо обретения Казанской иконы Божией Матери (детские рассказы).
Православная икона: Казанская икона Божией Матери. Концерт "Духовный венок Пресвятой Богородице" (духовные песни и стихи).
Словарная работа: заступница.
Урок 11. Вера и суеверия.
Ветхозаветная история: заповеди Божии "Не сотвори себе кумира". Различение понятий Вера и суеверие.
Рассказы о забавных случаях, связанных с суевериями, и отношение к ним. Народные представления о мире в фольклоре: дом путь - испытание - встреча _ иное
царство.
Словарная работа: Вера, суеверие, испытание, иное царство.
Урок 12. На пути к высотам мудрости.
Беседа: «Мальчик из Холмогор». Русский православный учёный.
Художественная литература: Некрасов Н.А. «Школьник» и другие стихи о М.В. Ломоносове, его детских и отроческих годах.
Размышление о прочитанном: М.В. Ломоносов «О поведении учащихся» (фрагмент).
Словарная работа: честь, доброе имя, честность, почести, бесчестье.
Урок 13. Чистота духовная и телесная.
Гигиена тела, гигиена питания.
Чистота души. Греховные пороки и их преодоление: лень, ночные страхи. Как победить лень.
Почему появляются ночные страхи
Художественная литература: В. Одоевский "Утренняя песня"; рассказ Л. Толстого "Ученый сын" (другие произведения по усмотрению учителя).
Просмотр и обсуждение мультфильма «Мойдодыр»
Урок 14. Красота внешняя и внутренняя.
Беседы о красоте на основе рассмотрения икон и картин русских живописцев, фотографий (семейных).
Православная икона: иконы Пресвятой Богородицы, святых отцов и жен.
Изобразительное искусство: картины В.А.Серова, В.А.Тропинина, И.Л.Аргунова, М.В.Нестерова и других.
Творческая работа: творчество детей, посвящённое празднику «Введение во храм Пресвятой Богородицы».
Концерт: песнопения, духовные стихи.
Словарная работа: красота, красивый, прекрасный.
Урок №15. Нравственные понятия: добро и зло.
Ветхозаветная история: Адам и Ева: грехопадение. Представление о добре и зле. Сказки славянских народов: слёзы добрые и недобрые.
Размышления о прочитанном: преподобный Серафим Саровский (фрагменты жития)
Урок №16. Любовь к ближнему как к самому себе.
Сердце и душа: почему болит сердце. Враги нашего сердца: гордость, грев, недовольство.
Ветхозаветная история: Каин и Авель.
Жития святых: преподобный Серафим (Вырицкий)
Размышления о прочитанном: М.В.Ломоносов «О поведении учащихся». (фрагмент)
Урок № 17-18. Рождественские праздники.
Подготовка к Рождественской ёлке.
Рождество Господа Бога Нашего Иисуса Христа. Радость пастухов. Дары волхвов.
Рождественский концерт: песнопения, выставка поделок и рисунков.
Словарная работа: ясли, вертеп, ладан, смирна, елей.
Урок №19. Крещение Господне.
Крещение: Иоанн Креститель, Предтече Христов. Крещенская вода и её свойства.
Православная икона: икона «Крещение Господне».
Словарная работа: крещение, Иордан.
Урок №20. Дела милосердия.
Новозаветная история: Исцеление сухорукого. Исцеление слепорождённого. Воскрешение дочери Иаира.
Дела милосердия: посещение больного (родственников, друзей, знакомых)
Изобразительное искусство: В.Д.Поленов «Воскрешение дочери Иаира».
Словарная работа: посетить, помочь, милосердие.
Урок №21. Отношение святых к родителям.
Заповеди Ветхого Завета: о почитании родителей.
Ветхозаветная история: грех Хама, сына Ноя.
Художественные произведения: рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек», народная сказка «Доброе братство милее богатства».
Музыкальные произведения: песни о маме.
Словарная работа: почитание, забота, жестокосердие.
Урок №22. Урок Нравственности.
Привычка, характер привычки. Привычки вредные и полезные. Отношение к ним православного человека.
Художественные произведения: поэзия Н.А.Некрасова, В.Афанасьев «Врун», «Разорённое гнездо».
Урок №23. День защитника Отечества.
Встреча с военнослужащими. Мой папа, дедушка – защитники Отечества. Концерт папам, дедушкам, братьям.
Словарная работа: отец, отчий дом, Отечество.
Урок №24. Православная и народная традиция (пост).
Новозаветная история: Иоанн Предтеча о посте.
Художественные произведения: Великопостная традиция. И.С.Шмелёв «Лето Господне».
Словарная работа: пост, говение, воздержание.
Урок №25. Иисус Христос – Спаситель мира.
«Нас ради человек и нашего ради спасения» (Символ Веры)
Новозаветная история: О смирении. О спасении погибающих.
Православная икона: икона «Троица».
Словарная работа: Троица, смирение, смиренномудрие, самопожертвование.
Урок №26. Чудеса в жизни и в сказках.
Новозаветная история: чудеса совершаемые Господом (подбор материала по усмотрению учителя)
Художественные произведения: Чудеса в сказках.
Словарная работа: чудо, чудесный, чудотворный.
Урок №27. Благовещение Богородице.
Беседа о Благовещении Богородице.
Православная икона: икона «Благовещение»
Изобразительное искусство: В.Д.Поленов «Благовещение» (1882)
Урок №28. Вербное воскресенье.
Вербное воскресенье: история праздника, символика (ветви пальмы, вербы)
Православная икона: «Вход Господень в Иерусалим»
Музыкальные произведения: голоса птиц, песня «Жаворонок» (муз. М.И.Глинки)
Художественные произведения: А.С.Пушкин «При светлом празднике весны», А.А.Блок «В воскресенье вербное».
Словарная работа: Иерусалим.
Урок №29-30. Пасхальная седмица.
Радость Пасхального Воскресения. Пасха: символика праздника. Крашеное яйцо: история, цветовая символика. Инсценировка сказки «Пасхальный колобок».
Духовное песнопение: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ..»
Словарная работа: пасха, кулич, смертию смерть поправ.
Урок №. 31. Ученики Иисуса Христа.
Апостолы - первые ученики Иисуса Христа.
Благословение на апостольское служение.
Православная икона: иконы Апостолов.
Словарная работа: апостол, первозванный, первоапостолы.
Урок №32. День славянской письменности и культуры.
Кирилл и Мефодий – учителя словенские. Сказание о Кирилле и Мефодии.
Урок №33. Посещение храма.
Знакомство с внешним и внутренним устройством.
Узнавание икон, известных детям. Как правильно поставить свечу.
Учебно – тематическое планирование2-го года обучения
№п/п | Тема занятия | Количество часов | ||
Всего | Теоретических | Практических | ||
1. | Аз и Буки – начало науки. | 1 | 1 | |
2. | Начать с азов. | 1 | 1 | |
3. | Рождество Богородицы – начало Божественного домостроительства. | 1 | 1 | |
4. | Традиция празднования именин. | 1 | 1 | |
5. | Семья Сергия Радонежского – малая церковь. | 1 | ||
6. | Покров Пресвятой Богородицы. | 1 | 1 | |
7. | «…в поте лица твоего будешь добывать хлеб». | 1 | 1 | |
8. | Природный и духовный мир. | 1 | 1 | |
9. | Православная традиция празднования памяти Казанской иконы Божией Матери. | 1 | 1 | |
10. | Язычество древних славян | 1 | 1 | |
11. | Урок нравственности. | 1 | 1 | |
12. | Традиции семейной трапезы (Филипповский пост). | 1 | 1 | |
13. | Введение во храм Пресвятой Богородицы. | 1 | 1 | |
14. | Выбор пути духовного и земного. | 1 | 1 | |
15. | Любовь к ближнему, как к самому себе. | 1 | 1 | |
16-17. | Рождественские праздники. | 2 | 2 | |
18. | Крещение Господне. | 1 | 1 | |
19. | Любовь к детям. | 1 | 1 | |
20. | Дела милосердия. | 1 | 1 | |
21. | Отношение святых отцов к животным. | 1 | 1 | |
22. | Урок нравственности. | 1 | 1 | |
23. | День защитника Отечества. | 1 | 1 | |
24. | Православная культура общения | 1 | 1 | |
25. | Иерархия семьи. Мир в семье. | 1 | 1 | |
26. | Значение имени Божия. | 1 | 1 | |
27. | Благовещение Богородицы. | 1 | 1 | |
28. | Вход Господень в Иерусалим. | 1 | 1 | |
29-30. | Пасхальная седмица. | 2 | 2 | |
31. | Радоница – Вознесение – Троица. | 1 | 1 | |
32. | День славянской письменности и культуры. | 1 | 1 | |
33. | Труд – основа жизни. | 1 | 1 | |
34. | Посещение храма. | 1 | 1 | |
ИТОГО | 34 | 17 | 17 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа 2-го года обучения
Урок №1. Аз и Бука – начало науки.
Азбука. Красота Азбуки. Буквы Азбуки. Имена букв. Букварь. Изучение букв в русской школе. Библиотека вашей семьи.
Урок №2. Начать с азов.
Начать с азов. (Аз есмь…)
Заповеди Ветхого Завета: Первая заповедь - Возлюби Бога.
Новозаветная история: Основная молитва - Отче наш.
Традиция: Молитва перед началом каждого дела.
Духовное песнопение: Отче наш.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: аминь, аллилуйя
Урок №3. Рождество Богородицы – начало Божественного домостроительства.
Описание жизни Пресвятой Богородицы.
Православная икона: иконография Пресвятой Богородицы.
Духовное песнопение: песни детских хоров о Богородице.
Подготовка к празднику матери.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: образ.
Урок №4. Традиция празднования именин.
Отличие именин от дня рождения.
Как найти своего небесного покровителя в православном календаре?
Как праздновать свои именины?
Традиция празднования: поздравление одноклассников, родных, знакомых с днём именин.
Нравственная задача: любите ли вы дарить подарки?
Православная икона: Небесные покровители учеников класса
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: ангел-хранитель
Урок №5. Семья прп. Сергия Радонежского
Семья отрока Варфоломея. Свв. Кирилл и Мария, братья. Завещание преподобного Сергия Радонежского о посещении родителей в Хотьковской обители.
Изобразительное искусство: М.В.Нестеров. Видение отроку Варфоломею
Духовное песнопение: Преподобный Отче наш Сергие, моли Бога о нас»
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: обитель, монах
Урок №6. Покров Пресвятой Богородицы: история праздника.
Исторические события 10 века по Р.Х. в греческой империи. Явление Пресвятой Богородицы во Влахернском храме.
Православная икона: покров Пресвятой Богородицы.
Духовное песнопение: Величание на Покров Пресвятой Богородицы.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа жизнь.
Урок №7. « в поте лица твоего будешь есть хлеб»
Ветхозаветная история: « в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3617)
Уважительное отношение к труду хлебороба.
Традиция: отношение к хлебу в русской православной семье.
Изобразительное искусство: Г.В.Венецианов. Жнецы. На пашне; А.А.Пластов. Жатва. На току
Музыкальное произведение: Хлеб – всему голова. (сл. В. Балачана, муз. Кудрина)
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: хлеб, земля.
Урок №8. Природа и духовный мир.
Постоянство и изменчивость Божьего мира.
Ветхозаветная история: понятие стихии, природных явлений в Священном Писании: буря, потоп, радуга. Всемирный потоп. Ной и его дети.
Художественная литература: природный и духовный мир в художественных произведениях.
Изобразительное искусство: И.К.Айвазовский. Бурное море. Девятый вал.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Музыкальное произведение: романс «Буря мглою небо кроет».
Слушание: фрагмент акафиста «Слава Богу за всё» кондак 6.
Урок №9. Православная традиция празднования памяти Казанской иконы Божией Матери.
Празднование памяти Казанской иконы Божией Матери в России (Казанская зимняя, Казанская летняя)
Православная икона: Казанская икона Божией Матери.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Духовное песнопение: Величание Пресвятой Богородицы.
Урок №10. Язычество древних славян
Изображение идолов в русских народных сказках, былинах.
Элементы языческой культуры в русской жизни.
Православная традиция: призывание имени Божия в трудных жизненных ситуациях, во время благодарения: «спасибо», «Господи, помилуй!»
Духовное песнопение: «Господи, помилуй!»
Изобразительное искусство: картины Васнецова В.М. на сказочные сюжеты.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: язычество, капища.
Урок №11. Урок нравственности: понятие греха.
Ветхозаветная история: Адам и Ева: грехопадение (Быт.3)
Гробы прихоти (Исх. 17:15-20)
Художественная литература: чтение басен И.А.Крылова, отражающих человеческие пороки: непослушание, жадность, хитрость, неуважение к старшим, упрямство, нетерпимость.
Беседа о нравственных качествах, противостоящих порокам ( с использованием духовных песен и стихов, фольклора, пословиц)
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: добродетель, прихоть.
Урок №12. Традиции семейной трапезы.
Подготовка к трапезе.
Отношение к еде и сотрапезникам.
Благодарение за трапезу.
Пословицы и поговорки о питании.
Духовное песнопение: Благодарение за пищу.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: трапеза
Урок. №13. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Описание события введения во храм.
Православная икона: Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Музыкальное произведение: П.И.Чайковский. Милость мира. (литургия св. Иоанна Златоуста)
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: лик
Урок №14. Выбор пути духовного и земного.
Сказки славянских народов: тема греха, тема выбора. Странствующие сюжеты, общие ценности.
Изобразительное искусство: Васнецов В.М. Витязь на распутье.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: распутье
Урок №15. Заповедь любви. Совесть.
Как любить самого себя?
Чистая совесть – что это?
Как ты проявляешь любовь к родителям?
Художественная литература: народная сказка «Гуси-лебеди», «Эльза и братья», «Доброе братство милее богатства». Ф.М.Достоевский «Дорогая копеечка».
Православная икона: Икона Божией Матери «Нечаянная радость»: сюжет.
Размышление о прочитанном: «Нет больше той любви, как если кто положит душу за друзей своих» (Ин.15:13).
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: совесть, любовь, сыновняя и дочерняя , братская любовь.
Урок №16-17. Рождество Христово: история праздника.
О празднике Рождества Христова, «Дары волхвов». Рождественский концерт, выставки.
Православная икона: икона Рождества Христова.
Духовное песнопение: «Рождество Твое Христе Боже наш…» ( тропарь, глас 4)
Художественная литература: Шмелёв И.С. «Лето Господне»
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: сочельник.
Урок №18. Крещение Господне. Чудо освящения воды.
Традиция празднования Крещения.
Чудо Крещенской воды.
Православная икона: икона «Крещение»
Духовное песнопение: тропарь праздника.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Урок №19. Любовь к детям. Христос и дети.
Новозаветная история: Христос и дети ( Мф 19:13-15; Мк. 9:36,37), Воскрешение дочери Иаира (Мф. 9:8-26), Воскрешение сына вдовы наинской (Лк. 7:11-17).
Любовь родителей к детям.
Изобразительное искусство: Поленов В.Д. Привели детей», «Воскрешение дочери Иаира».
Художественная литература: Л.Бутовский «Христос и дети», И.Никитин «Детская молитва».
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: благословение.
Урок №20. Дела милосердия.
Новозаветная история: Как накормили апостолы Воскресшего Христа (Лк. 24: 36-43).
Накормить алчущего и напоить жаждущего.
Художественная литература: М.Ю. Лермонтов «Нищий», А. Н. Плещеев «Приголубте сироток».
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: алкать алчущий.
Урок №21. Отношение святых отцов к животным.
Забота о животных преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, св. Герасима Иорданского и других.
Православная икона: преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский, св. Герасим Иорданский.
Мемуарная литература: Из воспоминаний полковника В.К. Олленгрэна о детстве Николая II.
Художественная литература: николай Агафонов фрагмент Апокрифа о комарах.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Урок №22. Урок нравственности: не осуждай.
«Не осуждай – не будешь осуждён»
Грех ябедничества.
Прощение и прощёное воскресенье.
Художественная литература: Прощёное воскресенье в книге И.С.Шмелёва «Лето Господне. В. Никифоров-Волгин «Светлая заутреня»
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: суждение, осуждение, ябедничество.
Урок №23. День защитника Отечества: фронт боевой, фронт трудовой.
Утренник «Встань за Веру, Русская земля»
Встреча с ветеранами войны и труда.
Художественная литература: М.Исаковский «Поезжай за моря-океаны…»
Азы церковнославянского языка: прописи.
Урок №24. Общение с миром. Время очищения.
«Имеющий уши, да слышит» (Откровение Иоанна Богослова, гл. 3; п.22) Умение слушать и слышать.
Евангельские притчи: притча о сеятеле (фрагмент) (Лк. 8: 4-8).
Художественная литература: Подготовка к исповеди в книге И.С.Шмелёва «Лето Господне.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Урок №25. Строение семьи. Мир в семье.
Мироустроение семьи.
Взаимоотношения в семье.
Просите ли вы прощение друг у друга?
Умеете ли вы прощать.
Жития святых: житие прп. Тита, пресвитера Печерского.
Художественная литература: Сила Благословения родительского ( на примере сказки о Василисе Прекрасной).
Азы церковнославянского языка: прописи.
Урок №26. Значение имени Божия. «Имя твоё паче всякого имени призываем»
Иисус. Спаситель. Христос. Мессия. Эммануил. Господь Саваоф.
Православная икона: Эммануил со святыми.
Художественная литература: Ф.И. Тютчев «эт бедные селенья», А.К.Толстой «Спаситель», В.С. Соловьёв «Эмману-Эль».
Размышление о прочитанном: молитва «Имя твоё паче всякого имени призываем»
Азы церковнославянского языка: прописи.
Урок №27. Тема Благовещения Богородицы в искусстве.
Дева Мария и архангел Гавриил.
Изобразительное искусство: С.Мартини «Благовещение», А.А. Иванов «Благовещение», В.Д. Поленов «Пошла в Нагорную страну»
Художественная литература: А. Иванов «Благовещение святое»
Православная икона: «Благовещение», «Целование»
Духовное песнопение:»Богородица Дево, радуйся, Благодатная Мария, Господь с тобою»
Азы церковнославянского языка: прописи.
Урок №28. Вход Господень в Иерусалим: историческое событие.
Вход Господень в Иерусалим: историческое событие.
Православная икона: Вход Господень в Иерусалим.
Духовное песнопение: П.И.Чайковский «Благословен, Грядый во имя Господне»: литургия св. Иоанна Златоуста.
Художественная литература: К.Д.Ушинский, М. Забылина «Вербная неделя».
Азы церковнославянского языка: прописи.
Урок №29-30. Пасхальная седмица: традиции и символика.
Русская традиция празднования пасхальной седмицы.
Духовное песнопение: Христос воскресе из мертвых…»
Художественная литература:
А.Майков. «Христос Воскрес», Е. Опочинина «Царские писанки»
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: благовест
Урок №31. Радоница – Вселенская пасха.
История возникновения традиции празднования Радоницы. Правила поведения на кладбище.
Православная икона: Сошествие иисуса Христа во ад.
Святоотеческая литература: Св. Игнатий Брянчининов «Под сенью креста».
Художественная литература: В.Федоров «Мой детский сад.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: Радоница
Урок №32. День славянской письменности и культуры. Цветная азбука Кирилла.
Урок «Кирилл и Мефодий – учителя словенские»
Особенности начертания букв.
Урок №33. Посещение храма: внутренне устройство храма.
Внутренне устройство храма: притвор, средняя часть, алтарь.
Иконостас, царские врата.
Храмовые иконы.
Урок №34. Труд – основа жизни.
Труд духовный, физический, умственный.
Рассказы детей о профессиях своих родителей.
Духовная, физическая, умственная работа, в чём она выражается?
Имеете ли вы опыт духовного труда; можете ли вы терпеть, отказываться от удовольствий?
Художественная литература: «Сенокос» В.Н. Попов, С.Дрожжин «Первая борозда»
Изобразительное искусство: А.А.Пластов «Сенокос»
Учебно – тематическое планирование
3-го года обучения
№п/п | Тема занятия | Количество часов | ||
Всего | Теоретических | Практических | ||
1 | Семейное чтение как традиция воспитания | 1 | 1 | |
2 | Церковное новолетие | 1 | 1 | |
3 | Родители Пресвятой Богородицы | 1 | 1 | |
4 | Исповедники веры православной | 1 | 1 | |
5 | Монашество как особый вид служения | 1 | 1 | |
6 | Чудо явления иконы Покрова Пресвятой Богородицы на Руси. | 1 | 1 | |
7 | «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» | 1 | 1 | |
8 | Постоянство и изменчивость Божьего мира и природы человека | 1 | 1 | |
9 | Судьба страны – судьба семьи | 1 | 1 | |
10 | Теневые лабиринты сознания человека | 1 | 1 | |
11 | Нравственная природа человека: доброта как творческая сила | 1 | 1 | |
12 | Православное устройство дома | 1 | 1 | |
13 | Красота духовная и телесная. Мужественная красота | 1 | 1 | |
14 | Государственные и церковные символы России | 1 | 1 | |
15 | Православная культура общения «Мир вам!» | 1 | 1 | |
16 | Рождество Христово: народные традиции. | 2 | 2 | |
17 | Православные и государственные праздники | 1 | 1 | |
18 | Отрок Иисус в преданиях народа | 1 | 1 | |
19 | Дела милосердия: «Прийти с утешением к узнику» | 1 | 1 | |
20 | Гостеприимство как традиция народа | 1 | 1 | |
21 | Имя её любовь | 1 | 1 | |
22 | Воинские знаки отличия и награды Отечества | 1 | 1 | |
23 | Народные традиции поста | 1 | 1 | |
24 | Православная традиция ведения домашнего хозяйства | 1 | 1 | |
25 | Поклон как народная и церковная традиция общения | 1 | 1 | |
26 | Благовещение. Традиции празднования | 1 | 1 | |
27 | Вход Господень в Иерусалим: последние наставления Иисуса Христа | 1 | 1 | |
28 | Пасхальная седмица: Явление Христа Вокресшего | 2 | 2 | |
29 | Мир дольний и горний | 1 | 1 | |
30 | День славянской письменности и культуры. Живое слово | 1 | 1 | |
31 | День рождения Церкви Христовой | 1 | 1 | |
32 | Паломническая поездка в с. Языково | 1 | 1 | |
ИТОГО | 34 | 17 | 17 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа 3-го года обучения
Урок №1. Семейное чтение как традиция воспитания
Жития святых: Житийные сборники. Патерики.
Современные детские книги житий.
Какие книги читают в вашей семье?
Пословицы и поговорки о знаниях.
Урок №2. Церковное новолетие.
Церковный календарь. Год и годичный литургический круг.
«Читьи Мнеи» - сокровища духовного опыта святых: знакомство с книгой, житие святых ( по выбору0
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: литургия.
Урок №3. Родители Пресвятой Богородицы.
Повторение: Праздник Рождества Пресвятой Богородицы(фрагмент жизнеописания)
Новозаветная история: Свв. Иоаким и Анна, родители Девы Марии: жизнь и предназначение.
Традиции празднования Рождества Богородицы в церкви, семье.
Подготовка ко дню Матери.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: предназначение.
Урок №4. Исповедники веры православной.
Жития святых: житие святых Веры, Надежды, Любви и их матери Софии.
Православная икона: икона «Святые Вера, Надежда, Любовь и их мать София»
Традиция: Поздравление родных, знакомых, одноклассников с днём именин.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Урок №5. Монашество как особый вид служения.
Исторический экскурс: Возникновение монашествана Руси: экскурс в историю монашества. Свв. Антоний и Феодосий – основатели иночества на Руси.
Монашеское служение преподобного Сергия Радонежского: труд и молитвенный подвиг (трудолюбие, смирение, служение ближнему, скромность, милостыня)
Православная икона: иконы преподобных Антония и Феодосия – основателей иночества на Руси. Киево-Печёрская лавра.
Изобразительное искусство: М.В.Нестеров «Труды преподобного Сергия Радонежского»
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: инок, служение.
Урок №6. Чудо явления иконы Покрова Пресвятой Богородицы на Руси
Жития святых: житие св. Андрея Боголюбского
Традиции празднования «Покрова» в книге И.С.Шмелёва «Лето Господне»
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: церковнославянские и народные слова, встречающиеся в тексте книги И.С.Шмелёва
Урок №7. Хлеб наш насущный даждь нам днесь».
Ветхозаветная история: Манна небесная (Исход. 160
Новозаветная история: о насыщении народа пятью хлебами и двумя рыбами (Мф. 14: 13-21)
Традиция вкушения хлеба, хранение хлеба.
Почему гостей встречают хлебом и солью?
Размышления о прочитанном: насыщение и чревоугодие, тайноядение: «Исповедую Тебе Господу Богу моему вся мои грехи… объядение, тайноядение» (молитва на сон грядущий)
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: насущный, даждь, днесь.
Урок №8. Постоянство и изменчивость Божьего мира и природы человека
Чувства человека: противоположность и единство (радость и печаль; милосердие и жестокость).
Когда человек испытывает радость, печаль?
Милосердие – сострадание, утешение, помощь.
Живопись и поэзия о природе и духовном мире.
Жития святых: житие св. вмч. Целителя пантелеймона.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: радость, печаль, милосердие, жестокость.
Урок №9. Судьба страны – судьба семьи
Испытания семьи св. Иосифа – обручника.
Семейная хроника, отражающая жизнь семьи в исторические переломы России.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Музыкальные произведения: марш «Прощание Славянки»
Словарная работа: страна, народ, смута.
Урок №10. Теневые лабиринты сознания человека
Суеверия прошлого и настоящего.
Суеверие и приметы инославных культур: гороскопы, календари и т.д.
Поведение суеверного человека (на материале детских рассказов, сказок, пословиц)
Духовное песнопение: «Отче наш»
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: инославный, гороскоп.
Урок №11. Нравственная природа человека: доброта как творческая сила.
Взаимосвязь двух основных качеств человека: доброта и красота как преобразующая сила.
Доброта – это добрые слова, добрые дела, добрые отношения, доброе сердце.
Доброта истинная и ложная: примеры житейских ситуаций в литературных произведениях народов России
Общепринятые пожелания: Добро пожаловать, Доброй ночи, Доброго пути – смысловое содержание пожелания
Новозаветная история: Милость в тайне (Мф. 6:2-4)
Жития святых: Св. вмч. Елизавета (Романова): помощь нищим, больным.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: добро, доброжелательность, добропорядочность, добровольный, добросердечный.
Урок №12. Православное устройство дома.
Дом. Родительский дом. Символика деталей.
Украшение дома (внешнее и внутреннее).
Святыни дома.
Семейные реликвии.
Домашние традиции.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: украшение, реликвия, традиции
Урок №13. Красота духовная и телесная. Мужественная красота.
Беседа о мужественной красоте.
Рассказ о подвиге А.В.Суворова.
Жития святых: св. мученик Иоанн Воин.
Православная икона: св. Александра Невского, св. Архангела Михаила, св. мученика Иоанна Воина.
Изобразительное искусство: картины П.Д. Корина «Александр Невский», М.В. Нестерова, В.М.Васнецова, В.А.Серова, В.И.Сурикова «Переход Суворова через Альпы»
Славянская цифирь: прописи.
Урок №14. Государственные и церковные символы России.
Государственные и церковные символы: герб, флаг, знамя, хоругви.
История герба, флага знамени, хоругви.
Музыкальные произведения: гимн России (сл. С.В.Михалкова, муз. А.В.Александрова) и гимн «Боже, царя храни» (1833 г. сл. В.А.Жуковского, муз. А.Ф. Львова)
Рисование Государственных и губернских символов.
Славянская цифирь: прописи.
Словарная работа: герб, флаг, знамя, хоругвь, тавлы.
Урок №15. Православная культура общения «Мир вам!»
Обращение Иисуса Христа «Мир вам!» (Лк.24:36)
Обращение, приветствие и прощание в общении с родными, друзьями, священниками.
Способы выражения благодарности, просьбы (ролевые игры).
Календарная дата: житие прп. Нила Столобенского.
Славянская цифирь: прописи.
Словарная работа: спасибо, благодарю.
Урок №16-17. Рождество Христово: народные традиции.
Повторение: Радость пастухов.
Традиции: Празднование Рождества Христова.
Художественная литература: Беседа по сказке «Мороз Иванович».
Духовное песнопение: ирмос Рождественского канона, глас 1.
Музыкальные произведения: Христославы.
Славянская цифирь: прописи.
Словарная работа: ирмос, канон.
Урок №18 Православные и государственные праздники.
Традиция празднования Крещения Господня в России.
Духовное песнопение: П.Чесноков «Слава,…Единородный Сыне».
Календарная дата: Житие св. Илии Муромца
Славянская цифирь: прописи.
Словарная работа: Богоявление, лампада.
Урок №19. Отрок Иисус в преданиях народа.
История возникновения апокрифических текстов.
Новозаветная история: Отрок Иисус в храме (Лк.2:40-52)
Апокрифическое евангелие: Отрок Иисус в Назарете. (Евангелие от Иакова).
Духовное песнопение: Рождественский тропарь.
Славянская цифирь: прописи.
Словарная работа: апокриф.
Урок №20. Дела милосердия: «Прийти с утешением к узнику»
Посещение и утешение больного, одинокого пожилого человека, обиженного.
Деяния апостолов: освобождение апостола Петра из темницы. (5:17)
Изобразительное искусство: картина Н.А.Ярошенко «Всюду жизнь»
Жития святых: св. Анастасия Узорешительница.
Славянская цифирь: прописи.
Словарная работа: узник.
Урок №21. Гостеприимство как традиция народа.
Ветхозаветная история: Авраам принимает трёх странников (Детская библия).
Новозаветная история: Марфа и Мария (Лк. 10:38-42)
Художественная литература: как встречают, угощают гостей герои сказок, детских рассказов.
Пословицы и поговорки о встрече гостей.
Народная традиция: русское гостеприимство.
Славянская цифирь: прописи.
Словарная работа: гостеприимство.
Урок №22. Имя её любовь.
Православная сказка Н.С.Лескова «Маланья – голова баранья» (инсценировка)
Календарная дата: Житие свт. Иннокентия Иркутского.
Славянская цифирь: прописи.
Словарная работа: осмогласие (восемь напевов церковных служб)
Урок №23. Воинские знаки отличия и награды Отечества.
Встреча с ветеранами войны и труда.
Фалеристика: Воинские знаки отличияи награды Отечества.
Календарная дата: Житие свв. Сорока мучеников Севастийских.
Народная традиция: выпекать жаворонков из теста.
Музыкальные произведения: С.С. Прокофьев «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу!» (Кантата св. Александру Невскому «Битва на Чудском озере»), фрагмент из оперы Бородина «Князь Игорь».
Славянская цифирь: прописи.
Словарная работа: фалеристика, кантата
Урок №24. Народные традиции поста.
Евангельские притчи: «О злых виноградарях» (Мк.12:1-9).
Великий пост.
Пост – время очищения.
Пост и диета.
Календарная дата: Житие св. прмц. Евдокии.
Славянская цифирь: прописи.
Словарная работа: диета, пост.
Урок №25. Православная традиция ведения домашнего хозяйства
Хозяйственные традиции ухода за животными и птицами.
Пословицы о хозяйстве ( Животинку водить – не разиня рот ходить»)
Отношение к домашним животным.
Какие клички можно давать домашним животным.
Жития святых: Житие св. Герасима Иорданского.
Православная икона: св. Герасима Иорданского.
Размышления о прочитанном: молитва святым мученикам Флору и Лавру.
Славянская цифирь: прописи.
Урок №26. Поклон как народная и церковная традиция общения.
Поклоны поясные и земные.
Святоотеческая литература: Отцы церкви о поклонах.
Художественная литература: Поклоны в традиции общения русского народа. И.С.Шмелёва «Лето Господне», на примерах народных сказок.
Духовное песнопение: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко»
Славянская цифирь: прописи.
Урок №27. Благовещение. Традиции празднования.
Поздравление с праздником Благовещения.
Новозаветная история: «Благовещение» (Лк. 1:26-38)
Православная икона: икона «Благовещение».
Духовное песнопение: стихира «Свет превечный».
Славянская цифирь: прописи.
Урок №28. Вход Господень в Иерусалим: последние наставления Иисуса Христа.
Новозаветная история: Изгнание торговцев из Иерусалимского храма. (Ин. 12; 12-19). Чудо со смоковницей (Мф. 21.:18-22). Какая заповедь первая? (Мф. 22, 34-40)
Духовное песнопение: Стихира «Господи воззвах».
Художественная литература: М.Ю.Лермонтов «Ветка Палестины»
Славянская цифирь: прописи.
Урок №29-30. Пасхальная седмица: Явление Христа Вокресшего
Пасхальный концерт.
Явление воскресшего Христа Марии Магдалине.
Духовное песнопение: Н. Римский-Корсаков «Светлый праздник», ирмос «Светися, святися Новый Иерусалиме..»
Художественная литература: поэзия о Пасхе.
И.С.Шмелёв «Пасха» из книги «Лето Господне».
Славянская цифирь: прописи.
Урок №31. Мир дольний и горний.
Мир дольний и горний: молитва как связь между ними.
Евангельская притча: о богаче и бедном Лазаре (Лк.16:19-31)
Жития святых: Киево-Печерский патерик (прп. Марк пещерник, прп. Агапий, врач безвозмездный; Сказание о чуде в пещере, состоявшемся во время Пасхи.)
Славянская цифирь: прописи.
Урок №32. День славянской письменности и культуры. Живое слово
Славянская письменность: история происхождения. Кирилл и Мефодий – учителя Словенские.
Гимн Кириллу и Мефодию (сл. М.Розенгейма, муз. В.Главача)
Урок №33. День рождения Церкви Христовой
День Пятидесятницы.
Начало апостольского служения. Свв. Первоапостолы Петр и Павел.
Православная икона: иконы «Сошествие Святого Духа», апостолов Петра и Павла.
Изобразительное искусство: Эль Греко «Апостолы Петр и Павел».
Славянская цифирь: прописи.
Посещение храма в честь свв. первоапостолов Петра и Павела.
Урок №34 Паломническая поездка в с. Языково
История паломничества.
Паломническая поездка в с. Языково
Изобразительное искусство: В.Г.Перов «Странник»
Словарная работа: богомолец, странник, паломник, турист.
Результаты реализации программы
К концу обучения дети должны:
- иметь представление о разных способах отражения прекрасного (слово, краски, звуки); о храме как особом месте, посвященном Богу; о сотворении мира в трактовке Библии;
- иметь первоначальную базу для формирования таких духовно-нравственных понятий как «благочестие», «грех», «красота», «послушание», «благодарность», «ответственность»;
- иметь представление об историческом содержании основных христианских праздников (Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Пасха), знать наиболее распространенные церковные и народные традиции, связанные с этими праздниками;
- различать «доброе» и «злое»;
- иметь опыт самореализации в различных видах творческой деятельности;
Методическое обеспечение программы
Учебный материал включает изучение Священного Писания, жития святых, произведения русской классической литературы, знакомство с произведениями живописи, музыкальными произведениями русских композиторов, духовными песнопениями.
Материал программы направлен на практическое приобщение детей к творческой деятельности, способствует развитию образного мышления, индивидуального творчества, обогащению речи детей.
Формы проведения занятий разнообразны:
- уроки-путешествия,
- встречи с ветеранами войны и труда,
- театрализованные представления,
- паломнические поездки.
Программа предполагает тесное сотрудничество с Детским епархиальным центром «Сретенье» с. Борское, воскресной школой при Казанско-Богородицком храме с. Языково, краеведческим музеем ГБОУ СОШ с. Петровка.
Основные методы и формы работы с обучающимися:
Учебно-теоретические | Практические: |
изучение литературы | экскурсии; |
рассказ педагога | посещение музеев |
беседа | научно- исследовательские работы |
учебная игра | встречи с местными жителями |
презентация | праздники |
игровые занятия | организация выставок (совместная деятельность детей и родителей) |
творческие конкурсы | |
художественная деятельность | |
творческие проекты |
Формы работы:
- работа в группе
- работа в паре
- индивидуальная
ЛИТЕРАТУРА
- Учебная программа курса «Основы Православной культуры». СИПКРО Самара, 2010
- Ганаго Б. А. Навстречу детским сердцам. Белорусская Православная Церковь. Минск, 2008
- Грузкова Е.И. Русь моя. Русское эхо, 2008
- Даль В. И.. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия. Москва, 2007
- День за днём. Календарь школьника. Сост. Медведева Н.С. М.: «Издательство Московской Патриархии Русской православной Церкви», 2011
- Евангелие в пересказе для детей. Сост. Давыдова Н.В. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005
- Игумен Георгий (Шестун). Православная педагогика. Издание 4-е. – М.: ПРО-ПРЕСС, 2010
- Кириллица. Священная азбука. СИПКРО Самара, 2012
- Островский К., протоиерей, Вальдина Т.А. Жития святых. М.: - ЗАО «БММ», 2011
- Православный букварь. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007
- Шишкин. А. Е. Священная библейская история в русской духовной и светской словесности. Издательство СГПУ Самара, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ /основы православной культуры/ для 4 класса
Данный материал поможет в разработке своей рабочей программы по ОРКСЭ/Основы православной культуры/ для 4 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Православная культура"
Программа разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» // Православная культура. Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обуч...
Рабочая программа модульного курса ОРКСЭ "Православная культура" для 4 класса
"Основы православной культуры" - один изшести модулей учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики".УМК входит в Федеральный базисный план для общеобразовательных учреждений РФ; о...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Православная культура"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Православная культура"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы) ...
Рабочая общеобразовательная программа по модулю ОРКСЭ "Православная культура" для 4 класса
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к ди...