Конспект урока по предмету ОПК (курс ОРКСЭ). Тема :"Христианская семья"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Чоботарская  Евгения Александровна

Учебные задачи, направленные на достижение:

1) личностных результатов обучения:

- формировать уважительное отношение к иному мнению, иной точке зрения;

- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

2) метапредметных результатов обучения:

- развивать умение работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) – познавательные УУД;

- формировать начальные формы личностной рефлексии – регулятивные УУД;

- формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,

- формировать умение взаимодействия в парах – коммуникативные УУД.

3) предметных результатов обучения:

- раскрыть понятие «христианская семья», выявить её отличительные признаки,

- обогащать словарный запас, развивать речь, мышление, творческое воображение,

- воспитывать уважение к христианской семье.

7. Используемые учебники и учебные пособия:

-Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. организации с прил. на электрон. Носителе / А.В.Кураев.- 2-е изд.- М.: Просвещение,2013

- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hristianskaya_semya.doc242 КБ
Microsoft Office document icon razdatochnyy_material_k_uroku.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по основам православных культур (курс ОРКСЭ)

1. Тема урока: Христианская семья                                                                

2. Дата проведения: 06.04.2017 г.

3. Класс: 4

4. Тип урока: комбинированный урок

5. Цель урока: дать представления о христианской семье

6. Учебные задачи, направленные на достижение:

1) личностных результатов обучения:

- формировать уважительное отношение к иному мнению, иной точке зрения;

- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

2) метапредметных результатов обучения:

- развивать умение работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) – познавательные УУД;

- формировать начальные формы личностной рефлексии – регулятивные УУД;

- формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,

- формировать умение взаимодействия в парах – коммуникативные УУД.

3) предметных результатов обучения:

- раскрыть понятие «христианская семья», выявить её отличительные признаки,

- обогащать словарный запас, развивать речь, мышление, творческое воображение,

- воспитывать уважение к христианской семье.

7. Используемые учебники и учебные пособия: 

-Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. организации с прил. на  электрон. Носителе / А.В.Кураев.- 2-е изд.- М.: Просвещение,2013

- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

8. Используемое оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку.

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный

(1 минута)

2. Мотивация к уроку (5 минут)

3.Актуализация опорных знаний

(3 минуты)

4. Работа над темой урока (24 минуты)

5. Физминутка

 (1 минута)

6. Закрепление знаний.

(5 минут)

7. Рефлексия

(4 минуты)

8. Домашнее задание (2 минуты)

- Здравствуйте, садитесь.

  «На части не делится солнце  лучистое

   И вечную землю нельзя поделить,

   Но искорку счастья луча золотистого

   Ты можешь, ты  в силах друзьям подарить»  

- Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, настроение.

Мы продолжаем знакомиться с вами с основами православной религиозной культуры. На прошлых уроках  мы говорили о милосердии, заботе о слабых, взаимопомощи.

- А вот сегодня тему нашего урока я предлагаю вам определить самим.

Инсценировка сказки В. А. Сухомлинского «Цветок и лепесток».
Расцвел белый Цветок ромашки. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке было много Лепестков. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»
Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья.
– Ты кто? – спрашивает Муравей.
– Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.
– Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю.
Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.

Учитель
– Обсудим эту сказку. Почему погиб Лепесток?
– А как мы можем применить эту сказку к жизни человека?
(ответы детей)
– Правильно. Только все вместе мы сильны, а по отдельности слабы и уязвимы.

Как вы думаете, что значит для человека семья? (Ответы: Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.)

Как вы думаете, о чём мы сегодня на уроке будем говорить?

- Почему слово семья состоит из 7 – Я?   

О слове семья много поучительных загадок и открытий. Это слово можно разделить на «СЕМЬ» и «Я», т.е. семеро таких же, как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом.

Ребенок читает стихотворение:

Когда- то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам;

- Кто деток родит мне богиня моя?

И Ева тихонько ответила «Я».

- Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: "Я".

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все также ответила: "Я".

Кто платье сошьет, постирает белье.

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопрос подруга моя..?

- «Я, я, я» - Ева молвила «Я».

Сказала она знаменитых семь «Я».

И так на земле появилась семья

Число «7» само по себе особенное - оно простое. Потому оно говорит нам, что семья – единое целое. Как раз в семье во всей силе должен действовать принцип – все за одного и один за всех.

Но есть ещё одна тайна у этого слова. Оно происходит от слова «семя». Как вы думаете почему?

Вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого вырастают новые члены семьи. Ребята значит у семьи давние корни. Сегодня на уроке мы расширим наши представления о понятии «семья», увидим, что же оно в себя включает, какие категории входят в понятие «христианская семья», поговорим о взаимоотношениях в ней, о семейных традициях и ценностях.

Итак, тема нашего урока: «Православная (христанская) семья»

Кластер «Задачи семьи»
Учитель :
– Давайте определим какие важные задачи должна решать семья. Для этого я предлагаю Вам посовещаться друг с другом в течении 30 сек. И определить 6 самых важных задач. Учитель спрашивает несколько пар
(ответы детей)

       


– Мы определили задачи семьи. Давайте заполним наш кластер в задании 1.
Именно в семье многие дети узнают о традициях своего народа, об основах своей веры. В священных книгах православия  семья является первым союзом, который благословил сам Творец. Семья – это любовь. Невозможно любить Бога, если не умеешь любить того, кого видишь каждый день, членов своей семьи. В православии Семья – это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды. Это гнездо, в котором детей готовят ко времени их самостоятельного полёта.

В православии семью принято называть малой церковью.

Как вы думаете, почему? (Ответы)

Семья в православной культуре.
Семья в православии – это Малая церковь, где все учатся терпению, пониманию, любви друг к другу. Глава семьи – муж, а глава мужа – Христос. Мужчина слушается самого Бога, живет в страхе Божьем, соблюдая заповеди, а женщина слушается Бога через супруга.
Уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших – главные ценности христианской семьи. Семья сама по себе выступает как ценность. Муж и жена принимают все решения соборно (сообща, следуя церковным законам). Детей учат послушанию (7 заповедь), почитанию старших, заботе друг о друге, милосердию и проявлению любви.

- С чего начинается создание семьи? Семья основана на радости и создана ради нее. Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Любить – значит всю жизнь другого человека сделать своей. А всю свою жизнь отдать другому.

 Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церкви. Венчание будущих супругов совершается священником, который благословит жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. На головы жениху и невесте во время венчания возлагают венцы.

– Что символизирует венец над молодоженами ? (Ответы)

Это знак того, что в этот день они – «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди в округе. Венец – это еще и награда за их решимость подарить себя друг другу. Но еще это и «мученический венец». Любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы все претерпеть ради сохранения семьи. (задание на листе, работа с текстом учебника)

Во время венчания жених и невеста обмениваются кольцами.

- Что обозначают обручальное кольцо в христианском браке?

Одевая друг другу на палец кольца, жених и невеста соглашаются быть верными друг другу до смерти в радости и в печали.

Раньше одно из колец должно было быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо своим блеском символизировало солнце, свету которого уподоблялся муж в брачном союзе; серебряное - подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь, как правило, и для жениха, и для невесты покупаются золотые кольца. 
Ну и, наконец, венчальные свечи и белые полотенца. Венчальные свечи держат в руках жених и невеста, как знамение любви, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и

 чиста. А белые полотенца, на которых стоят жених и невеста, символизируют чистоту брака.

Семья - это не только любовь, это  великий труд, бремя.

- Как члены семьи должны относиться друг к другу, чтобы в семье было радостно жить? (ответы)

Нужно уметь заранее замечать, что может причинить боль дорогому человеку. Послушайте притчу.

 Видео «Притча про воробья»( 1мин 30 сек)

- Чему учит нас эта притча?(Ответы)

Вывод: Без постоянного взаимного прощения и терпения жизнь в семье невозможна. Искра тепла к старшим и уважения к ним должна быть всегда сохранена.

Основная цель христианского воспитания в семье – научить детей понимать, что есть добро, что значит быть добрым.

На столах у вас лежит раздаточный материал. Прочтите легенду, которая там написана.

Легенда о семье.

«В давние времена жила большая и дружная семья из 100 человек, и в ней всегда царили мир, любовь и согласие. Молва о ней долетела до правителя страны. Он вызвал к себе главу семьи и спросил у него: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Тот взял бумагу и написал на ней что-то… А чтобы написали вы?

- Ответ удивил правителя: на листе было написано 100 раз слово ПОНИМАНИЕ!»

Понимание еще одна ценность, без которой счастливая жизнь в семье невозможна.

Физминутка.

Все, у кого есть семья – маршируют на месте.

Те, у кого есть бабушка - хлопните в ладоши.

У кого есть сестра помашите правой рукой,

А у кого есть брат помашите левой рукой.

Кто встречает праздники в кругу близких – присядьте на корточки.

Кто помогает дома близким –  кивните.

Кто слушается своих родителей – свернет уши в трубочку (3 раза).

Кто любит своих близких – разведет руки в стороны и обнимет себя.

Общие дела и теплые отношения, общий труд и преодоление всех невзгод, которые встречаются на пути супругов в православии называют служением друг другу.

- А в чем состоит ваше маленькое служение в семье? (Ответы)

Ведь дети должны помогать взрослым. Дети в христианской семье рано приучаются к труду по хозяйству, старшие заботятся о младших. Каждый ребёнок, пока родители живы, остаётся ребёнком и отвечает родителям на их заботу любовью, благодарностью, почтением.

Важным служением для детей в семье является их послушание.(работа на листочках задание 3) На слайде вывешены варианты ответов. У кого 3 совпадения. У кого все 6, а у кого есть другие обязанности)

Рассказ учителя о Петре и Февронии. 

Все трудности может преодолеть дружная семья. Живым примером семейной святости (любови, верности и милосердия, уважения и преданности друг другу) стали для русского народа  святые супруги Петр и Феврония  «...Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя. На  престол Петр вступил в 1203 году. За несколько лет до этого он заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что ему поможет дочь пчеловода Феврония, крестьянка деревни Ласковой под Рязанью. Когда Петр увидел Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы Петр отпустил ее. Но тот отказался, и супругов изгнали из города. Вскоре Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал вернуть Петра и Февронию. Вернувшись в город, супруги прославились благочестием и милосердием. Свою любовь они пронесли через всю жизнь. Умерли в одно и то же время, и после того, как их положили в разных местах, они чудесным образом оказались в одном гробу — так их и похоронили...». (этнокалендарь)

Для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней были общие события, праздники, семейные традиции. Это не только дни рождения. Когда вся семья вместе празднует Пасху, Рождество Христово люди становятся ближе и дороже друг другу.

  1. Когда отмечается День семьи?

2. Какой цветок является его символом?

Совсем недавно в России появился новый гражданский праздник - День семьи, любви и верности. Символом этого дня стала ромашка. Этот простой, но такой красивый, к тому же родной для нас цветок символизирует чистоту, любовь, тепло и уют. Праздник приходится на 8 июля, когда Православная Церковь отмечает память святых благоверных Петра и Февронии Муромских. Раньше в этот день совершали помолвки – один из обрядов, предшествующих свадьбе, во время которого родители давали окончательное согласие на брак своих детей. Так в одном празднике нашего народа соединились народные и церковные традиции.

 Посмотрите на свои ромашки в задании 4  , закройте глаза и мысленно вспомните те традиции, которые присущи вашей семье. Запишите те праздники и традиции, которые вы отмечаете с семьей.( Дети создают свою ромашку. )Каждый цветок тянется к солнышку, купаясь в его лучах. Вот так и семья, как дар Божий, нуждается в любви и защите. Давайте беречь эту величайшую ценность – нашу семью.

Работа в парах.

Предложить составить синквейн  со словом семья.  

Название темы____________________________

                        (одно существительное)

Описание______________________________

           (два прилагательных)

Действия _______________________________________

(три глагола)
Моё отношение_____________________________

                                        (фраза)

Чувство _______________________________________

                            (слово)

Пример синквейна     

Семья.

Дружная. Большая.

Радуется. Живёт. Богатеет.

Вся семья вместе – так и душа на месте.

Это семь «Я».

Сегодня на уроке мы с вами узнали много нового. Давайте вспомним:

1.Что такое семья?

2. В православии семью очень часто называют «малой церковью».  Как вы думаете почему?

- Потому что все люди в семье ходят в церковь

- Если все в семье верующие, её называют «малая церковь»

- Потому что в христианской семье  существует иерархия.  Как  в Церкви, главой семьи  является Бог, ему подчиняется отец семейства, отцу повинуется мать, а дети послушны своим родителям. И между всеми царит любовь.

3. Что символизируют брачные венцы:

- царство

-мученичество

- награда

- вечность

-богатство

-единство любви и испытаний

Наш урок подходит к концу. Вы сегодня очень дружно и хорошо работали. А как вы сами оцениваете свою работу.

Покажите знаками

- понравился урок, было интересно и я узнал много нового.

– было скучно и не интересно. Ничего нового не узнал.

– было интересно, но кое-что осталось непонятным. У меня есть вопросы.

Мне хочется закончить урок этим видеороликом. (ролик о семье 1 мин.39 сек )

Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание, свято храните честь своей семьи!

Домашнее задание: р.т. с.98 зад.3, с 99 зад.5

настраивает детей на урок

мотивирует учащихся на тему урока, задает вопросы по содержанию

предлагает к прочтению стихотворение, подводит к осмыслению темы урока

дает задачу на выполнение кластера, задает вопросы по теме кластера

предлагает работу с текстом учебника и карточкой

предлагает к просмотру видео

задает вопросы по содержанию

предлагает работу с текстом

проводит физминутку

предлагает к обсуждению новые вопросы, задает практическое задание, рассказывает о Петре и Февронии

задает вопросы по празднику семьи

предлагает заполнить ромашку названиями семейных праздников

предлагает создать в парах синквейн

подводит итоги, задавая вопросы по уроку

предлагает оценить свою работу на уроке

задает домашнее задание

Проверяют свою готовность к уроку

слушают и смотрят сказку, отвечают на вопросы, делают выводы

учащийся читает стихотворение, остальные слушают, объявляют тему урока

выполняют кластер, делают выводы

читают текст учебника, делают выводы, заполняют п.2 в карточке

смотрят видео, отвечают на вопросы, делают выводы

читают текст и отвечают на вопросы

по содержанию и осмыслению

выполняют физминутку под руководством учителя

выполняют задание на листочках п3, слушают рассказ учителя

отвечают на вопросы

заполняют ромашку

создают синквейн

подводят итоги урока

оценивают свою работу на уроке

записывают домашнее задание

Коммуникативные УУД

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Регулятивные УУД

умение высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями  текста учебного пособия;

Познавательные УУД

умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Регулятивные УУД

определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;

самостоятельное формулирование темы и цели урока;

Познавательные УУД

переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, пересказ, иллюстрирование, переконструирование, таблица, схема и др.

Регулятивные УУД

умение высказывать свое предположение (версию) на основе работы с  текстами учебного пособия;

Познавательные УУД

вычитывание всех видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной (система взглядов, мыслей, чувств автора);

-владение и использование разных видов чтения: изучающего, ознакомительного, просмотрового, поискового;

извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст, иллюстрация, таблица, схема);

Регулятивные УУД

умение высказывать свое предположение (версию) на основе работы с  видеорядом учебного пособия;

Личностные УУД действие смыслообразования, «какое значение имеет для меня учение»

формирование действия нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей произведений;

Коммуникативные УУД

оформление своих мыслей в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации;

Коммуникативные УУД постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Личностные УУД

 формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициями России и переживания эмоциональной сопричастности достижениям ее граждан;

Коммуникативные УУД

овладение умением работать в паре,

умение выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

умение вступать в диалог со сверстниками и взрослыми;

Коммуникативные УУД умение слушать и слышать других, способность к принятию иной точки зрения, готовность к коррекции собственной точки зрения.

Регулятивные УУД

 в диалоге с учителем определяют степень успешности своей работы и работы других в соответствии с  критериями.



Предварительный просмотр:

Задание 1.Задачи семьи (кластер)

 

Задание 2

Венцы, которые надевают на молодоженов при совершении таинства венчания означают одновременно и награду и мученичество. В самых бедных храмах, где нет специальных венцов, на голову жениха и невесты иногда надевают венки из полевых цветов.Попробуй «сплести» такой венок из добродетелей. Какие «цветы» вплести туда, чтобы брак был счастливым?

                                                                        ЛЮБОВЬ

                ВЕРНОСТЬ

Задание 3.

Какие обязанности имеешь ты в своей семье? _________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.

Есть ли в вашей семье какие-то особенные традиции, праздники? Запиши их на лепестках ромашки.

   

Задание 5 .

Синквейн.

Название темы_______________________________(1 существительное)

Описание ___________________________________(2 прилагательных)

Действия ____________________________________(3 глагола)

Моё отношение_______________________________(фраза)

Чувство______________________________________(слово)

Легенда о семье.

«В давние времена жила большая и дружная семья из 100 человек, и в ней всегда царили мир, любовь и согласие. Молва о ней долетела до правителя страны. Он вызвал к себе главу семьи и спросил у него: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Тот взял бумагу и написал на ней что-то… А чтобы написали вы?

Легенда о семье.

«В давние времена жила большая и дружная семья из 100 человек, и в ней всегда царили мир, любовь и согласие. Молва о ней долетела до правителя страны. Он вызвал к себе главу семьи и спросил у него: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Тот взял бумагу и написал на ней что-то… А чтобы написали вы?

Легенда о семье.

«В давние времена жила большая и дружная семья из 100 человек, и в ней всегда царили мир, любовь и согласие. Молва о ней долетела до правителя страны. Он вызвал к себе главу семьи и спросил у него: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Тот взял бумагу и написал на ней что-то… А чтобы написали вы?

Легенда о семье.

«В давние времена жила большая и дружная семья из 100 человек, и в ней всегда царили мир, любовь и согласие. Молва о ней долетела до правителя страны. Он вызвал к себе главу семьи и спросил у него: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Тот взял бумагу и написал на ней что-то… А чтобы написали вы?

Легенда о семье.

«В давние времена жила большая и дружная семья из 100 человек, и в ней всегда царили мир, любовь и согласие. Молва о ней долетела до правителя страны. Он вызвал к себе главу семьи и спросил у него: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Тот взял бумагу и написал на ней что-то… А чтобы написали вы?

Легенда о семье.

«В давние времена жила большая и дружная семья из 100 человек, и в ней всегда царили мир, любовь и согласие. Молва о ней долетела до правителя страны. Он вызвал к себе главу семьи и спросил у него: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Тот взял бумагу и написал на ней что-то… А чтобы написали вы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния". Конспект урока (методическая разработка) по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю ОМРК.

Методическая разработка (план-конспект) урока по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю "Основы мировых религиозных культур". Тема "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания". Урок-беседа....

Конспект урока и презентация по курсу ОРКСЭ 4 класс "Добро и зло" (1-ый урок)

В конспекте урока отражены цели урока (обучающие, развивающие, воспитательные). В разработке урока есть творческие задания для учащихся. ...

Конспект урока по предмету "Окружающий мир" по теме: "Дорогами побед и испытаний" для учеников 2-3 классов.

В канун празднования Дня Победы 9 мая в школе проходит внеклассная работа в рамках тематического периода "День Победы". В предлагаемом конспекте занятия-мастерской идет ознакомление учеников с главным...

Конспект урока "Добро и зло" курс ОРКСЭ для 4 класса

Конспект  урока "Добро  и зло".  Модуль "Основы духовно-нравственной культуры  народов России"...

Конспект урока по предмету окружающий мир по теме "Зона арктических пустынь"

Данный конспект содержит подробное описание содержания урока ,этапов урока и их целей,а также деятельность учителя и учеников....

Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме: «Бюджет семьи. Доходы и расходы». УМК «Школа России»

Конспект урока по окружающему миру УМК  «Школа России» соответствует ФГОС.Тема урока: "Семейный бюджет». Урок составлен по учебнику А.А. Плешакова для учащих...