Конспект урока по предмету окружающий мир по теме "Зона арктических пустынь"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Боричевская Юлия Геннадьевна

Данный конспект содержит подробное описание содержания урока ,этапов урока и их целей,а также деятельность учителя и учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 классе

Тема: «Зона арктических пустынь».

Цель: Изучение особенностей зоны арктических пустынь.

Задачи:

Обучающие:

    Формировать у детей понятие  «Арктика».

    Совершенствовать навыки работы с картой, ознакомить учащихся с особенностями природы

(условиями неживой природы,  живыми существами, взаимосвязями в природе),значением природы данной зоны для человека, её использованием.

Развивающие:

    Развивать умение организовывать работу в группах, анализировать, сопоставлять, сравнивать.

    Развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы;

    Уметь доказать, аргументировать свое мнение.

    Воспитывающие:

    Воспитывать дружеские взаимоотношения при работе в группах, убеждение в необходимости бережного отношения к природе.

Тип урока: Открытие новых знаний. Урок-исследование.

Методы: Системно - деятельностный подход.

Наглядно – демонстрационный материал: учебник «Окружающий мир» (авт. А.А. Плешаков, Е.А. Крючков  и др.); карточки для работы в парах, цветик семи цветик из цветной бумаги.

Образовательные ресурсы, оборудование:  экран, мультимедиа, проектор, компьютер.

Планируемый результат: Научиться  давать характеристику данной природной зоны по плану.

Технологическая карта с дидактической структурой урока

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Результаты: метапредметные, предметные    

ЭОР

Мотивационный этап

Этап актуализации знаний

Вспомнить изученный ранее материал

Этап самоопределения к деятельности

Создание проблемной ситуации. Определить тему урока, поставить цель, наметить план учебных действий.

Физминутка

Этап открытия нового знания

1.Знакомство с планом изучения природной  зоны

1)Определить зависимость климата Арктики

От географического положения

2)Узнать особенности растительности и животного мира

3)Выяснить, чем занимаются в Арктике люди.

2.Работа в группах

Этап первичного  закрепления новых знаний

Учиться выявлять характерные признаки Арктической пустыни на основе самоконтроля

Сообщения учащихся

Этап включения нового знания в систему знаний

Учиться узнавать характерные признаки Арктической пустыни на основе контроля и взаимоконтроля.

1.Выполнение заданий в рабочей тетради

2.Работа по учебнику

3.Работа в парах

Этап рефлексии

Учиться оценивать свою работу на уроке

Итог урока

Подведение итогов работы на уроке

Домашнее задание

-Если бы у вас была возможность путешествовать по стране, куда вы хотели бы отправиться?

-Какой раздел мы сейчас изучаем?

-Какие темы мы уже изучили?

-Давайте тогда проверим,  как вы знаете материал по данным темам.

-Кто из вас, ребята читал сказку «Цветик -семицветик»?

Как звали девочку, главную героиню сказки?

-Кто помнит, с помощью чего ей удалось совершить  путешествие?

-Куда Женя попала после ссоры с мальчишками?

-А как по-другому называется Северный полюс?

-А как мы назовем  природную зону?

-Это тема нашего урока.

-А какие цели  мы поставим для изучения данной темы?

-Что будем делать для достижения данных целей?

-Что вы уже знаете о ней?

-Что нового хотели бы узнать?

-А вот наша одежда не подходит для этого  путешествия, поэтому я предлагаю взять цветные карандаши или фломастеры и на листах бумаги нарисовать  одежду и обувь, в которой члены  экспедиции отправятся покорять  Север.

-Покажите,  что у вас получилось? Давайте

 Посмотрим на  слайд и сравним.

-Итак, мы тепло одеты. С этой минуты вы полярники- исследователи, отправляющиеся в экспедицию.

-Посмотрите,  у меня в руках волшебный цветок.

-Отрываем лепесток, закрываем глаза и произносим:

 -Лети,  лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь  коснешься ты земли, будь по-  моему  вели! Вели,  чтобы мы оказались в зоне Арктических пустынь!

-Для работы мы поделимся на  4  группы. Я приготовила жетоны 4 цветов, каждый берёт жетон любого цвета, на нём номер вопроса ,на который  вы будете находить ответ. В помощь группы получают   карточки с заданиями. Цвет жетона совпадает с одной из карточек.

1группа – географы будут работать с картой, найдут месторасположение зоны.

2 группа – синоптики будут изучать климат.

3 группа – ботаники расскажут  о растительном мире.

 4 группа – зоологи расскажут о животных Крайнего Севера.

Какими источниками  будете пользоваться?

Исследуя данные источники, найдите нужную информацию.

Учитель контролирует работу в группах, оказывает помощь.

Вопросы и задания 1-й группы.

1.Где на карте расположена зона арктических пустынь? Назовите и покажите на карте острова, которые относятся к этой зоне?

2.Каким цветом обозначена зона арктических пустынь?

3.К северу или к югу от нашего края, расположена Арктика?

Вопросы и задания 2-й группы.

1.Почему здесь царство снега и льда?

2.Погодные условия зимой.

3.Погодные условия летом.

4.Почему здесь такие суровые условия?

Вопросы и задания 3-й группы.

1.Какие растения прижились в Арктике?

2.Почему живут только эти растения?

3.Как они приспособились к таким условиям?

4.Каково значение растений данной зоны?

Вопросы и задания для 4 –группы.

1.Какие животные обитают в арктической зоне?

2.Чем они питаются?

3.Как они  приспособлены к      суровым  условиям?

4.Что такое птичьи базары?

-Итак, мы добыли  много различной информации, ответили на вопросы, сейчас мы с помощью нашего волшебного цветика –семицветика вернемся домой и поделимся добытой информацией друг с другом.

- А сейчас группы будут  по очереди  рассказывать нам, как они справились  со своими  заданиями.

Учитель дополняет сообщения групп.

-Итак,  мы заслушали  все исследовательские группы. Можем ли мы назвать арктическую зону пустынной?

-Выполним задание №3 на с. 40.Следует составить схему питания ,характерную для Арктики.

-Откройте учебники на стр.81-82

-Как вы считаете, нашли ли люди себе занятие в Арктике?

- Существуют ли экологические проблемы в Арктической зоне?

-Проверим свои предположения, прочитав текст учебника.

-Что узнали из текста?

- Откройте рабочие тетради на стр. 40,выполните задание №4 в парах.

-Смогла ли ваша группа справиться с заданием?

-Кого из группы  высчитаете лучшим исследователем?

-Кто сегодня в вашей группе был недостаточно активен?

-А чтобы каждый мог, в достаточной мере себя оценить, я предлагаю ответить на вопросы викторины.

- На партах у вас лежат листы с изображением айсберга и человечки. Поместите человечка на ту вершину, которой вы сегодня достигли.

-С какой природной зоной познакомились на уроке?

 -На все ли поставленные вопросы в начале урока  мы ответили?

Прочитать текст на стр.76-83.

стр.39-41,рабочая тетрадь. Подобрать материал о труде людей в Арктике.

Дети высказывают свои мнения.–

-Природа России.

-Равнины и горы России,  моря озера и реки России.

Дети отвечают на вопросы теста.

Ответы детей.

-Девочку звали Женя.

-С помощью цветка с разными лепестками.

-На Северный полюс.

-Арктика.

-Зона арктических пустынь.

1)Учиться давать  характеристику данной природной зоне. (Географическое положение, климатические условия).

2)Узнать особенности растительного и животного мира.

3)Выяснить, чем занимаются люди в Арктике?

Ответы детей.

Ответы детей.

Предположения детей.

Дети рисуют  на листах бумаги одежду, в которой можно отправиться в Арктикуи демонстрируют свои рисунки, выбирают  что подойдет.

Дети  рисуют меховые костюмы, унты, меховые шапки, варежки, шерстяные маски.

Дети произносят слова вместе с учителем.

(Слова на карточках).

Дети разбирают карточки и рассаживаются по группам.

-Учебниками, рабочей тетрадью, атласом, картами, энциклопедиями,

своими знаниями.

Работа в группах,используя имеющиеся в классе источники информации.

(Примерные ответы детей).

(Дети вставляют пропущенные слова на карточках и готовят рассказывать,сопровождая свой рассказ показом на карте).

Дети читают на карточках волшебные слова: «Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли быть, по-моему, вели. Вели, чтобы мы вернулись в класс!»

Ответы детей.

(1-я группа свой рассказ сопровождает показом по карте.)

Просмотр слайдов презентации.

В Арктике совсем не пусто. Несмотря на суровый климат, там растут растения,  живут животные и птицы, выращивают своих детенышей.

Дети составляют схемы питания.

Водоросли – рачки- рыбы- птицы.

Водоросли -рачки-рыбы-тюлени.

(взаимопроверка)

Предположения детей

-На островах и  во льдах Северного Ледовитого океана работают  научные станции. Люди занимаются рыболовством, охотой.

Но делают это не всегда разумно, природе Арктики нанесен большой вред. Много животных и птиц стали редкими видами. Они внесены в Красную книгу России. Исчезли некоторые виды рыб. Воды северных морей загрязняют мусором, вредным  веществами с проходящих судов. Но люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных и рыб, создали заповедники.

1.С различных судов в воду попадают вредные вещества, мусор.2.Хищный отлов рыбы, человек не заботится об охране рыбных богатств. 3.Неумеренная охота привела к тому, что белые медведи и моржи стали редкими видами, занесенными в Красную книгу.

Дети оценивают работу своей группы.

        

Дети отвечают на вопросы викторины.

Дети рисуют человечка

 на  выступах скалы.

-С зоной арктических пустынь.

Ответы детей.

Регулятивные:

Уметь принимать и сохранять учебную задачу.

Регулятивные: Принятие цели  и планирование действий.

Познавательные:

Уметь делать выводы на основе анализа объектов.

 Уметь обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные:

Уметь формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания.

Личностные: мотивация к новому учебному материалу.

Регулятивные: Постановка задач, планирование действий.

Предметные:

Научиться  характеризовать зону арктических пустынь по плану, находить её на географической карте, приводить примеры растений и животных Арктики, научиться объяснять, как они приспособлены к жизни.

Регулятивные: Удержание цели урока

Коммуникативные: высказывания детей, сотрудничество в группе.

Познавательные: Поиск  и преобразование информации, логические, вывод, причинно- следственные связи.

Личностные: Выражение своего отношения к доклада выступающих.

Регулятивные: Контроль

Познавательные:

Уметь извлекать информацию из текстов.

Регулятивные:

Уметь выполнять работу в соответствии с заданным планом.

Уметь участвовать в оценке и обсуждении полученного результата;

Личностные:

Уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.

Личностные:

Убеждение в необходимости бережного отношения к природе.

Регулятивные: Планировать с одноклассниками необходимые действия.

Регулятивные: удержание цели

Коммуникативные:

высказывания детей

Личностные: самооценка

Коммуникативные:

Излагать  свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Регулятивные:

Удержание цели

Личностные: Самооценка

Познавательные:

Оценка достижений

Ответы на вопросы.

Слайд №4

Слайд № 5

Слайд №6

Слайд № 2

Слайд № 3

Слайд 7

Слайд  № 8

Слайд   № 9 , № 10

               №  11, 12

               №  13,14,15

     № 16 ,17.

Слайд №18

Слайд № 19

Слайд № 20, №21

Слайд №22

Слайд №23

Слайд №24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 3 классе

Тема урока: «Почему в лесу нужно соблюдать тишину?»...

конспект урока по предмету "Окружающий мир"2 класс

Конспект открытого урока по теме " Смена времён года" 2 класс...

конспект урока по предмету "Окружающий мир", 3 класс, УМК "Школа России" Тема урока "Опасные места"

Образовательная- выявить опасные места  для человека, соблюдать правила безопасности  при пользовании лифтом, играя во дворе, находясь на балконе, около подоконника  и т.д.Развива...

План-конспект урока по предмету "Окружающий мир" для 1 класса, тема урока "Птицы осенью".

План-конспект урока по предмету "Окружающий мир" для 1 класса, тема урока "Птицы осенью" подготовлен учителем начальных классов Солнце Ю.А. по программе "Начальная школа XXI века" с использование...

Конспект урока по предмету "Окружающий социальный мир" на тему "Предметы мебели"

Конспект урока по предмету "Окружающий социальный мир" на тему "Предметы мебели" для обучающихся с ТМНР по АООП НОО (вариант 6.4)...