Конспект урока по предмету окружающий мир по теме "Зона арктических пустынь"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Данный конспект содержит подробное описание содержания урока ,этапов урока и их целей,а также деятельность учителя и учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по окружающему миру в 4 кл. "Зона арктических пустынь" | 39.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4 классе
Тема: «Зона арктических пустынь».
Цель: Изучение особенностей зоны арктических пустынь.
Задачи:
Обучающие:
Формировать у детей понятие «Арктика».
Совершенствовать навыки работы с картой, ознакомить учащихся с особенностями природы
(условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе),значением природы данной зоны для человека, её использованием.
Развивающие:
Развивать умение организовывать работу в группах, анализировать, сопоставлять, сравнивать.
Развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы;
Уметь доказать, аргументировать свое мнение.
Воспитывающие:
Воспитывать дружеские взаимоотношения при работе в группах, убеждение в необходимости бережного отношения к природе.
Тип урока: Открытие новых знаний. Урок-исследование.
Методы: Системно - деятельностный подход.
Наглядно – демонстрационный материал: учебник «Окружающий мир» (авт. А.А. Плешаков, Е.А. Крючков и др.); карточки для работы в парах, цветик семи цветик из цветной бумаги.
Образовательные ресурсы, оборудование: экран, мультимедиа, проектор, компьютер.
Планируемый результат: Научиться давать характеристику данной природной зоны по плану.
Технологическая карта с дидактической структурой урока
Этап урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Результаты: метапредметные, предметные | ЭОР |
Мотивационный этап Этап актуализации знаний Вспомнить изученный ранее материал Этап самоопределения к деятельности Создание проблемной ситуации. Определить тему урока, поставить цель, наметить план учебных действий. Физминутка Этап открытия нового знания 1.Знакомство с планом изучения природной зоны 1)Определить зависимость климата Арктики От географического положения 2)Узнать особенности растительности и животного мира 3)Выяснить, чем занимаются в Арктике люди. 2.Работа в группах Этап первичного закрепления новых знаний Учиться выявлять характерные признаки Арктической пустыни на основе самоконтроля Сообщения учащихся Этап включения нового знания в систему знаний Учиться узнавать характерные признаки Арктической пустыни на основе контроля и взаимоконтроля. 1.Выполнение заданий в рабочей тетради 2.Работа по учебнику 3.Работа в парах Этап рефлексии Учиться оценивать свою работу на уроке Итог урока Подведение итогов работы на уроке Домашнее задание | -Если бы у вас была возможность путешествовать по стране, куда вы хотели бы отправиться? -Какой раздел мы сейчас изучаем? -Какие темы мы уже изучили? -Давайте тогда проверим, как вы знаете материал по данным темам. -Кто из вас, ребята читал сказку «Цветик -семицветик»? Как звали девочку, главную героиню сказки? -Кто помнит, с помощью чего ей удалось совершить путешествие? -Куда Женя попала после ссоры с мальчишками? -А как по-другому называется Северный полюс? -А как мы назовем природную зону? -Это тема нашего урока. -А какие цели мы поставим для изучения данной темы? -Что будем делать для достижения данных целей? -Что вы уже знаете о ней? -Что нового хотели бы узнать? -А вот наша одежда не подходит для этого путешествия, поэтому я предлагаю взять цветные карандаши или фломастеры и на листах бумаги нарисовать одежду и обувь, в которой члены экспедиции отправятся покорять Север. -Покажите, что у вас получилось? Давайте Посмотрим на слайд и сравним. -Итак, мы тепло одеты. С этой минуты вы полярники- исследователи, отправляющиеся в экспедицию. -Посмотрите, у меня в руках волшебный цветок. -Отрываем лепесток, закрываем глаза и произносим: -Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, будь по- моему вели! Вели, чтобы мы оказались в зоне Арктических пустынь! -Для работы мы поделимся на 4 группы. Я приготовила жетоны 4 цветов, каждый берёт жетон любого цвета, на нём номер вопроса ,на который вы будете находить ответ. В помощь группы получают карточки с заданиями. Цвет жетона совпадает с одной из карточек. 1группа – географы будут работать с картой, найдут месторасположение зоны. 2 группа – синоптики будут изучать климат. 3 группа – ботаники расскажут о растительном мире. 4 группа – зоологи расскажут о животных Крайнего Севера. Какими источниками будете пользоваться? Исследуя данные источники, найдите нужную информацию. Учитель контролирует работу в группах, оказывает помощь. Вопросы и задания 1-й группы. 1.Где на карте расположена зона арктических пустынь? Назовите и покажите на карте острова, которые относятся к этой зоне? 2.Каким цветом обозначена зона арктических пустынь? 3.К северу или к югу от нашего края, расположена Арктика? Вопросы и задания 2-й группы. 1.Почему здесь царство снега и льда? 2.Погодные условия зимой. 3.Погодные условия летом. 4.Почему здесь такие суровые условия? Вопросы и задания 3-й группы. 1.Какие растения прижились в Арктике? 2.Почему живут только эти растения? 3.Как они приспособились к таким условиям? 4.Каково значение растений данной зоны? Вопросы и задания для 4 –группы. 1.Какие животные обитают в арктической зоне? 2.Чем они питаются? 3.Как они приспособлены к суровым условиям? 4.Что такое птичьи базары? -Итак, мы добыли много различной информации, ответили на вопросы, сейчас мы с помощью нашего волшебного цветика –семицветика вернемся домой и поделимся добытой информацией друг с другом. - А сейчас группы будут по очереди рассказывать нам, как они справились со своими заданиями. Учитель дополняет сообщения групп. -Итак, мы заслушали все исследовательские группы. Можем ли мы назвать арктическую зону пустынной? -Выполним задание №3 на с. 40.Следует составить схему питания ,характерную для Арктики. -Откройте учебники на стр.81-82 -Как вы считаете, нашли ли люди себе занятие в Арктике? - Существуют ли экологические проблемы в Арктической зоне? -Проверим свои предположения, прочитав текст учебника. -Что узнали из текста? - Откройте рабочие тетради на стр. 40,выполните задание №4 в парах. -Смогла ли ваша группа справиться с заданием? -Кого из группы высчитаете лучшим исследователем? -Кто сегодня в вашей группе был недостаточно активен? -А чтобы каждый мог, в достаточной мере себя оценить, я предлагаю ответить на вопросы викторины. - На партах у вас лежат листы с изображением айсберга и человечки. Поместите человечка на ту вершину, которой вы сегодня достигли. -С какой природной зоной познакомились на уроке? -На все ли поставленные вопросы в начале урока мы ответили? Прочитать текст на стр.76-83. стр.39-41,рабочая тетрадь. Подобрать материал о труде людей в Арктике. | Дети высказывают свои мнения.– -Природа России. -Равнины и горы России, моря озера и реки России. Дети отвечают на вопросы теста. Ответы детей. -Девочку звали Женя. -С помощью цветка с разными лепестками. -На Северный полюс. -Арктика. -Зона арктических пустынь. 1)Учиться давать характеристику данной природной зоне. (Географическое положение, климатические условия). 2)Узнать особенности растительного и животного мира. 3)Выяснить, чем занимаются люди в Арктике? Ответы детей. Ответы детей. Предположения детей. Дети рисуют на листах бумаги одежду, в которой можно отправиться в Арктикуи демонстрируют свои рисунки, выбирают что подойдет. Дети рисуют меховые костюмы, унты, меховые шапки, варежки, шерстяные маски. Дети произносят слова вместе с учителем. (Слова на карточках). Дети разбирают карточки и рассаживаются по группам. -Учебниками, рабочей тетрадью, атласом, картами, энциклопедиями, своими знаниями. Работа в группах,используя имеющиеся в классе источники информации. (Примерные ответы детей). (Дети вставляют пропущенные слова на карточках и готовят рассказывать,сопровождая свой рассказ показом на карте). Дети читают на карточках волшебные слова: «Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли быть, по-моему, вели. Вели, чтобы мы вернулись в класс!» Ответы детей. (1-я группа свой рассказ сопровождает показом по карте.) Просмотр слайдов презентации. В Арктике совсем не пусто. Несмотря на суровый климат, там растут растения, живут животные и птицы, выращивают своих детенышей. Дети составляют схемы питания. Водоросли – рачки- рыбы- птицы. Водоросли -рачки-рыбы-тюлени. (взаимопроверка) Предположения детей -На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. Люди занимаются рыболовством, охотой. Но делают это не всегда разумно, природе Арктики нанесен большой вред. Много животных и птиц стали редкими видами. Они внесены в Красную книгу России. Исчезли некоторые виды рыб. Воды северных морей загрязняют мусором, вредным веществами с проходящих судов. Но люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных и рыб, создали заповедники. 1.С различных судов в воду попадают вредные вещества, мусор.2.Хищный отлов рыбы, человек не заботится об охране рыбных богатств. 3.Неумеренная охота привела к тому, что белые медведи и моржи стали редкими видами, занесенными в Красную книгу. Дети оценивают работу своей группы.
Дети отвечают на вопросы викторины. Дети рисуют человечка на выступах скалы. -С зоной арктических пустынь. Ответы детей. | Регулятивные: Уметь принимать и сохранять учебную задачу. Регулятивные: Принятие цели и планирование действий. Познавательные: Уметь делать выводы на основе анализа объектов. Уметь обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные: Уметь формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания. Личностные: мотивация к новому учебному материалу. Регулятивные: Постановка задач, планирование действий. Предметные: Научиться характеризовать зону арктических пустынь по плану, находить её на географической карте, приводить примеры растений и животных Арктики, научиться объяснять, как они приспособлены к жизни. Регулятивные: Удержание цели урока Коммуникативные: высказывания детей, сотрудничество в группе. Познавательные: Поиск и преобразование информации, логические, вывод, причинно- следственные связи. Личностные: Выражение своего отношения к доклада выступающих. Регулятивные: Контроль Познавательные: Уметь извлекать информацию из текстов. Регулятивные: Уметь выполнять работу в соответствии с заданным планом. Уметь участвовать в оценке и обсуждении полученного результата; Личностные: Уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности. Личностные: Убеждение в необходимости бережного отношения к природе. Регулятивные: Планировать с одноклассниками необходимые действия. Регулятивные: удержание цели Коммуникативные: высказывания детей Личностные: самооценка Коммуникативные: Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Регулятивные: Удержание цели Личностные: Самооценка Познавательные: Оценка достижений Ответы на вопросы. | Слайд №4 Слайд № 5 Слайд №6 Слайд № 2 Слайд № 3 Слайд 7 Слайд № 8 Слайд № 9 , № 10 № 11, 12 № 13,14,15 № 16 ,17. Слайд №18 Слайд № 19 Слайд № 20, №21 Слайд №22 Слайд №23 Слайд №24 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 3 классе
Тема урока: «Почему в лесу нужно соблюдать тишину?»...
конспект урока по предмету "Окружающий мир"2 класс
Конспект открытого урока по теме " Смена времён года" 2 класс...
конспект урока по предмету "Окружающий мир", 3 класс, УМК "Школа России" Тема урока "Опасные места"
Образовательная- выявить опасные места для человека, соблюдать правила безопасности при пользовании лифтом, играя во дворе, находясь на балконе, около подоконника и т.д.Развива...
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 1 классе УМК «Школа России» Тема урока: «Что это за листья?»
Этот конспект составлен по требованиям ФГОС...
Конспект урока по предмету Окружающий мир, 1 класс по программе «Школа России» А. А. Плешаков Окружающий мир 1 класс
Урок постороен в форме игры - спектакля. Информация наглядна и доступна....
План-конспект урока по предмету "Окружающий мир" для 1 класса, тема урока "Птицы осенью".
План-конспект урока по предмету "Окружающий мир" для 1 класса, тема урока "Птицы осенью" подготовлен учителем начальных классов Солнце Ю.А. по программе "Начальная школа XXI века" с использование...
Конспект урока по предмету "Окружающий социальный мир" на тему "Предметы мебели"
Конспект урока по предмету "Окружающий социальный мир" на тему "Предметы мебели" для обучающихся с ТМНР по АООП НОО (вариант 6.4)...