Конспект урока "Добро и зло" курс ОРКСЭ для 4 класса
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Булавина Ирина  Германовна

Конспект  урока "Добро  и зло".  Модуль "Основы духовно-нравственной культуры  народов России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse_urok_dobro_i_zlo_4_klass.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики».

МОДУЛЬ ««Основы духовно–нравственной  культуры народов  России.

 Светская этика»  4 КЛАСС

ГБОУ СОШ №511 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга.

Учитель  начальных классов Булавина Ирина Германовна (июнь 2012г.)

Тема урока: Граница  между  добром  и  злом.

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели: Сформировать  представления  о добре и зле,  морали  и   нравственности с позиции нравственного  смысла.

          Ввести  понятия «мораль», «нравственность»,  «этика»

          Научить пользоваться  приобретёнными  знаниями  и  умениями  в  практической  деятельности, анализировать  собственные поступки  и соотносить их   с общечеловеческими  ценностями.

Основное  содержание  темы: Изучение  понятий  «этика», «нравственный  поступок», «безнравственный поступок», «нравственная культура», подготовка  к выполнению проекта «Граница  между  добром  и  злом»,ответы на  проблемные  вопросы.

Термины  и  понятия: мораль, нравственность, нравственная  культура, этика.

Технологии: технология диалогового  взаимодействия, ИКТ.

Планируемый результат:

Личностные  умения:

- проявлять интерес к  изучению темы;

-  желание  помочь Оле и Игорю разрешить  их  спор.

- проявлять эмоционально- ценностное  отношение к  этике  человеческих  отношений;

- осознание  своей  успешности  при  освоении темы.

Метапредметные  умения:

Познавательные:

- определять значение  слов «мораль»,  «нравственность», «этика»  и  использовать их  в  активном  словаре;

- различать понятия «нравственный  поступок» -  «безнравственный поступок» и обосновывать своё  мнение;

-использовать  разные источники  информации для  выполнения  учебного задания;

Регулятивные:

-выполнять учебные задания  в соответствии  с  целью;

- ориентироваться   в  разных  способах  выполнения  задания;

- соотносить  поставленную цель  и полученный  результат  деятельности  и оценивать  его.

Коммуникативные:

-формулировать высказывания, используя термины,  в  рамках  учебного  диалога

- адекватно  взаимодействовать   с партнёром, используя  речевые  средства;

- согласовывать  позиции и находить общее  решение  при  выполнении  проекта  в  группе.

Предметные  умения:

 - рассказывать  о понятиях  «добро  и  зло» используя литературные  произведения изученные  в 1-3 классах;

- рассказывать о  своём  отношении   к «добру  и  злу»

 - рассказывать  о понятиях  «мораль»,  «нравственность», «этика».

Организация  образовательного пространства  

Межпредметные  связи

Русский  язык:

Тема -  «Имя существительное»

Литературное  чтение:

Тема - «Стихи  и рассказы о  нравственности и  морали»

Изобразительное искусство:

Тема -  Тематическое  рисование

Ресурсы:

информационный:

учебник «Основы  духовно-нравственной  культуры  народов  России»;

 демонстрационный:  презентация, электронное приложение к учебнику; мультфильм «Просто так»;

интерактивный: карточки с заданиями, иллюстрации.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Ход урока

Организационный  момент

Добрый  день! Возьмитесь, пожалуйста,  за  руки!

Дружно  за руки возьмемся   и друг  другу  улыбнёмся.

Всем, всем добрый  день и  работать  нам не лень. (Дети  садятся)

У нас  есть волшебные  слова, развернувшись к соседу  по парте,  ребята  вслух  повторяют  правила работы на уроке:

Понапрасну не болтай, рассуждай и убеждай.

Здесь не нужен  шум  и гам, ты  решай  задачи  сам.

Если же не  сможешь  вдруг, пусть придет на помощь  друг!

  Определите тему сегодняшнего урока

Вступительное  слово  учителя: «Большинство живущих на земле людей не задается мыслью определить «добро». В чем оно «добро»? Кому добро? От кого добро? Есть ли добро общее, применимое ко всем людям…?  В. Гроссман (слайд на интерактивной  доске) Вот  и наши  знакомые Оля  и Игорь оказались в проблемной  ситуации  сразу,  после  того как  проснулись рано  утром. Обсудим проблему: с.16  спор Оли  и Игоря. Поможем ребятам разобраться?

Проблемные  вопросы: Сравни  мнения  ребят, что  вызывает   удивление  Игоря? Какой  вопрос возникает  в  этой ситуации? Предложи  свой  вариант  ответа.

Актуализация  знаний.

Вспомним то,  что  мы  знаем!

Объясни,  как ты понял  значение  слов ценности, идеалы,  духовность.

Вспомним  «Уроки вежливости». Дети   выполняют  творческое задание  в малых  группах «Уроки  вежливости от сказочных  героев»  

Задания группам:

--Человек всё время опаздывает;

--Человек не умеет  обращаться  с просьбой  к другому  человеку;

--Человек не умеет готовить;

--Человек не хочет учиться;

--Человек обманывает близких;

     Каждая группа выбирает одну ситуацию и предлагает советы  в  вежливой  форме от  имени  сказочного героя  (Вини- Пух,  Карлсон,  Пеппи Длинный Чулок, Домовёнок Кузя, Маленькая Баба Яга)  и находят такой способ, когда помощь для человека будет  по настоящему добрым поступком.

     

Учебное  задание.

  • 1 вопрос: В чём заключается мудрость сказок?

Чтение текста на с. 17 учебника и обсуждение  сказок «Мудрая  дева»,  «Мудрый старик»

Совместный  вывод: «Сказка  учит…»

Итак, ребята, сегодня мы говорим о главных моральных понятиях в жизни каждого человека, о добре и зле. Попробуйте  сами  определить, что же такое добро и зло, работая в группах. Выполняйте задания, данные на карточках. Готовясь к ответу, можно использовать материал учебника. На подготовку – 10 минут.

1 группа.

Расскажите, что такое зло. Приведите примеры проявления зла.

При подготовке используйте материал учебника (стр. 17), собственные наблюдения, иллюстрации.

2 группа.

Расскажите, что такое добро. Приведите примеры проявления добра.

При подготовке используйте отрывки  из стихотворных  произведений, собственные наблюдения.

3 группа.

Каким русским словам дает начало слово «добро»?

Запишите все слова, которые сможете подобрать. Можно пользоваться орфографическим справочником.

4 группа.

Распределите слова на две группы: умение говорить правду, борьба за свободу, хвастовство, ограничение свободы другого человека, ложь. Приведите свои примеры.

Добро

Зло

На слайде памятка   для   учащихся  при подготовке  к  выступлению:

1.Внимательно выслушайте друг друга

 2.Распределите роли: кто, что будет делать (кто будет работать с учебником, кто с иллюстрациями к сказкам, со стихотворным  текстом, справочной литературой).

3.Кто будет  составлять ответ на  вопрос.

4.Выберите выступающего.

Выступление групп. (Ответы детей сопровождаются  слайдами  презентации: иллюстрации к  сказкам «Снежная Королева», «Сказка  о Золотом Петушке», «Ашиб-Кериб» и   т.д., а также  отрывками  стихов А. Барто, Б Заходер, С Михалков)

Физминутка.

Сделай вывод по  проблеме   урока: на  чём  основаны правила  поведения

  • 2 вопрос  Названия для правил поведения.

Используя текст, попробуйте  объяснить  различия   между  понятиями  мораль, нравственность,  этика. Проверяем  себя  по  словарю  учебника.

Диспут в группах  по рядам, записываем  понятия  на  табличках-карточках, помещаем  их на  доске.

Сделайте  вывод  по  проблеме  урока: на  чём основаны правила  поведения?

Сравниваем  свой  вывод с авторским (слайд  на интерактивной  доске)

Диагностика  освоения  темы- применяем  новые знания:

Вопросы  в учебнике с.19

Рефлексивная  деятельность

Посмотрим, насколько вы были внимательны (правильные  ответы  появляются на интерактивной  доске с призовой анимацией)

-Мы сегодня много говорили о…

-Мы сегодня  оказали помощь …

-Мы  сегодня  использовали понятия…

Спасибо за работу на уроке.

А теперь давайте посмотрим очень добрый мультфильм «Просто так».

Дома подготовьте сообщение на  тему «Происхождение  слов «мораль», «нравственность», «этика»

Контрольное  задание: готовим проект  по теме  «Граница  между  добром и злом», «Добрый сюрприз для  доброго человека», «Добрый сюрприз для  недоброго человека».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") на тему "Семья" (4 класс)

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") на тему "Семья" (4 класс)...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ 4 класс (модуль "Основы мировых религиозных культур")

Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»Модуль: «Основы мировых религиозных культур»Тема урока: «Семья».Цель: дать представление об отношении к семье традиционных религий России.Зад...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ 4 класс (модуль "Основы православной культуры")

Урок по курсу ОРКСЭ (Модуль "Основы православной культуры") 4 класс....