Урок ОРКСЭ "Что такое счастье"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Данное занятие знакомит учащихся с понятиями "счастье"и " смысл жизни". Школьники учатся систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества, учатся анализировать свои поступки и слова.Урок способствует воспитанию нравственных качеств, выявлению правильного представления о счастье и смысле жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок ОРКСЭ Основы светской этики | 38.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. МихайловаИ.А.
Предмет: ОРКСЭ.Основы светской этики
Класс: 4класс
Тип урока:Открытие новых знаний
Тема | Что такое счастье? |
Цель | Объяснять, что такое счастье и смысл жизни. Учить систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементах, нравственных понятиях). |
Задачи | Образовательные: познакомить с новыми понятиями, создать условия для правильного представления о смысле человеческой жизни и счастье. Воспитательные: умение анализировать свои поступки и слова, способствовать воспитанию нравственных качеств, выявлению правильного представления о счастье и смысле жизни |
УУД | ЛичностныеУУД: 1 . Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков. 2. Сопереживать окружающим людям, понимать чувства других людей. Регулятивные УУД: 1. Определять цель деятельности на уроке. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Принимать и сохранять учебную задачу. 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию Коммуникативные УУД: 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. 5. Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
1. Воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные, информационные). 2. Извлекать информацию из разных источников (текст, таблица). 3. Cтроить речевое высказывание в устной форме. 4. Понимать информацию, представленную в неявном виде. 5. Интерпретировать и обобщать информацию. |
Планируемые результаты | Предметные:расширение представлений детей о слове «счастье», уточнение понятия «смысл жизни» Личностные: формирование культурной эрудиции учащихся. Метапредметные: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; работать по предложенному плану, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. |
Основные понятия | Счастье, смысл жизни, жизнь |
Межпредметные связи | Этика, психология |
Ресурсы:
| учебник Основы духовно-нравственной культуры народов России (4класс). Авторы: Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И., презентации |
Формы урока | фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая |
Технология | ИКТ |
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
1.Самоопределение к учебной деятельности (организационный момент) | Приветствуют. Концентрируют внимание. | Приветствие учителя и положительный настрой на работу. | - Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. |
| Самоопределение. Смыслообразование. |
2. Актуализация знаний. | Работа со словарём. Формулируют ответы по содержанию | Формулирование чётких определений. Поиск ответов по содержанию. | - Сегодня на уроке нам предстоит найти ответ на очень сложный, но интересный вопрос. -Урок я хотела бы начать с притчи. Знаете ли вы, что такое притча? (Притча-это маленький поучительный рассказ заключающий в себе моральные или религиозные поучения (премудрость) Однажды, прогуливаясь по лесу, три брата увидели глубокую яму. В ней сидело Счастье. Один, из братьев подошел, наклонился к яме и сказал: — Если бы у меня было много денег, я был бы счастлив Счастье подарило ему много денег, брат ушел счастливым. Другой брат, наклонившись к яме и попросил: — Красивая женщина, если бы она украсила мою жизнь, тем, чтоб была рядом, вот тогда бы я был счастлив. Счастье выполнило и его желание, брат убежал с женщиной, вне себя от счастья. Третий брат подойдя к яме наклонился: — А Тебе, что нужно? — спросило Счастье. — Что нужно Тебе? — переспросил брат. — Я бы хотела, чтоб меня вытащили из этой ямы, — сказало Счастье. Брат, протянув руку, вытащил из ямы Счастье и пошел прочь своей дорогой. А Счастье довольное побежало за ним... - Как вы думаете, о чём эта притча? (ответы детей) - Что для первого брата было счастьем? Для второго брата? Третьего брата? -На какой же вопрос нам предстоит найти ответ? | Четко формулировать определение понятий; работать с текстом по содержанию | Личностные: Нравственно-этическое оценивание. Стремление участвовать в коллективной работе; Познавательные УУД: моделирование анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) подведение под понятие, выведение следствий построение логической цепи рассуждений Коммуникативные УУД: Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). Регулятивные УУД: Целеполагание Планирование Контроль Коррекция Оценка |
3. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы. | Высказывают мнения и размышляют над понятиями,приводят примеры | Обобщает,контролирует, направляет, коррегирует | -Да, ребята, сегодня мы попробуем ответить на вопрос что такое счастье и в чём смысл жизни человека. Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Что такое счастье?» -Может вы уже сейчас готовы ответить на этот вопрос? - Как вы думаете, когда, при каких обстоятельствах мы употребляем это слово в речи? - Спасибо за ответы. Вы правильно понимаете смысл этого слова. Для меня счастье - это особое состояние души, долгая тихая радость внутри человека. - Ребята, а как вы думаете, кто или что может быть счастливым? | Знать тему урока; Уметь ориентироваться по теме урока | Личностные: Смыслообразование Самоопределение. Познавательные УУД: выдвижение гипотез и их обоснование формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД: Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия). Регулятивные УУД: Целеполагание Планирование Прогнозирование |
4. Решение проблемы, открытие новых знаний. | Работают с презентациями, просматривают отрывки из мультфильмов, работают в группах, парами | Задаёт наводящие вопросы, наталкивает на размышления, подводит к решению проблемы, учит работать по предложенному плану | - Кто может сделать вас счастливым? 1. Презентация. Слайд № 2 Представление о счастье зависит от возраста. Для маленького ребенка счастье - это мама. Присутствие мамы приносит его сердцу и душе покой и улыбку. Ребенку не нужны деньги, слава, друзья, его не привлекают дорогие подарки, золото и драгоценности. Он их даже не замечает. Есть мама - и он счастлив. Когда мама уходит, ребенок плачет - его счастье исчезает. Понятие счастья с возрастом меняется для ребенка. Ценность счастья малышки переходит от мамы к игрушкам. Став немножечко старше, девочка уже не восхищается мамой так, как раньше. Она еще любит маму, но игрушки доставляют ей гораздо большее удовольствие, и потому девочка с радостью уже больше времени проводит с игрушками - больше думает о них и ищет любую возможность, чтобы больше играть. Она может даже обидеться на маму из-за этих игрушек. 2. Просмотр отрывка из мультфильма «Цветик семицветик» - Кого осчастливила Женя? 3. Тренинг «Цветик семицветик» Вам необходимо выполнить творческое задание: каждой группе в течение 5 минут необходимо определить «Слагаемые человеческого счастья». Но вы не просто так будете записывать мысли, а оформите их в виде цветка, как в известной сказке «Цветик-семицветик» 4. Работа с пословицами (в парах). На ваших столах лежат листочки со словами. Соберите из них мудрые изречения. (Дети выполняют задание.) Пословицы:
- А теперь проверьте. - "Не родись красивым, а родись счастливым". Как вы понимаете смысл этой мудрости? (Дети отвечают.) Послушайте одно стихотворение, которое поможет вам понять эти слова. 5. Чтение стихотворения Красивым здорово родиться! Красивый может погордиться, Поважничать и полениться, На красоту не станут злиться! Счастливым - интересней быть. Счастливый может всех любить. Он дарит счастье всем вокруг, И рядом с ним всегда есть друг. - Попробуйте определить одним словом, что же такое счастье для человека? Что входит в это понятие? - Лучами этого солнца станут ваши слова счастья! Учитель записывает на доске слова, сказанные детьми (здоровье, доброта, великодушие, дружба, семья, радость и т.д). 6. Просмотр мультфильма Смешарики «Смысл жизни» -А счастье, ребята, неразрывно связано со смыслом жизни, - Что вы поняли просмотрев мультфильм? -Смысл жизни каждый для себя определяет сам, в соответствии с типом своей личности в соответствии со своими ценностями, в меру своей фантазии и интеллекта. Например, потребительский смысл приумножения собственного благосостояния - «построить дом». Или идея защиты окружающей среды - «посадить дерево». А кого-то больше вдохновляет затея выживания - «вырастить сына». Презентация. Слайд № 6 «В чем смысл жизни» -Может быть цель нашей жизни в удовлетворении пищей? -Возможно цель нашей жизни в работе или в полном покое? -Может цель нашей жизни в богатстве? -Власть и слава? ( стремление к славе мы не можем считать целью жизни) -Жизнь ради детей? -Жить ради знаний? Так ли это? | Сформировать первичные знания о понятии быть счастливым. Закрепить знания на основе прочтения материала. Уметь строить причинно-следственные связи; | Личностные: Нравственно-этическое оценивание Самоопределение Развитие навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками. Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) подведение под понятие, выведение следствий установление причинно-следственных связей построение логической цепи рассуждений доказательство выдвижение гипотез и их обоснование Коммуникативные УУД: Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Регулятивные УУД: Целеполагание Планирование Коррекция |
5. Выполнение продуктивных заданий по теме. | Беседа, работа над аффоризмами на доске,делают вывод и сравнивают | Формулировка вывода на основе изучения темы урока; анализ своей работы; | 7. Работа над афоризмами ( на доске портреты И.С.Тургенева и Вильяма Купера)- Единственное истинное счастье приходит при самореализации. (Вильям Купер). - Счастье никогда не приходит к тем, кто не в состоянии ценить то, что у них уже есть. (И.С.Тургенев). Цените то, что у вас есть... Сейчас... Рядом... И никогда не думайте "а может быть". Может и не быть... | Уметь анализировать полученный материал на уроке; Развитие логических действий(анализ, синтез) | Личностные УУД: Нравственно-этического оценивания Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения Познавательные УУД: Умение использовать различные способы , сбора, обработки, анализа, интерпретации и передачи информации Владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений Коммуникативные УУД: Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) Умение определять общую цель и пути ее достижения Регулятивные УУД: Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка |
6. Домашнее задание | Записывают домашнее задание |
| – Выберите один из вариантов домашнего задания (с. 33) или составьте своё по теме урока | Планирование своей деятельности для закрепления | Личностные УУД: Смыслообразования. Коммуникативные УУД: Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Регулятивные УУД: Планирование |
7.Рефлексия | Оценивают свою деятельность на уроке | Оценивание своей деятельности; | Релаксация. «Полёт мысли». Играет спокойная музыка. - У каждого из вас на листочке есть цветик – семицветик. Один лепесток его не закрашен.Закрасьте его сами. Кому было легко ответить на вопрос, что такое счастье и в чем смысл жизни - закрасьте лепесток красным, кто испытывал затруднения –зелёным, а если вы считаете ,что так и не смогли найти ответ- жёлтым. - Закройте глазки. Попробуйте представить, что вдыхаете в себя добро, свет, всё хорошее и мысленно посылаете это друг другу, всем родным близким, всем людям. Наши мысли обязательно долетят до них и принесут им радость. | Сформировать умение четко оценивать свою деятельность; Уметь анализировать полученную информацию | Личностные УУД: умение оценивать себя. Познавательные УУД: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника "Что такое счастье?"
Праздник посвящён окончанию начальной школы....
"Что такое счастье?"
Кокого человека можно назвать счастливым?...
читательская конференция по произведениям А.П.Гайдара "Что такое счастье"
Как говорит известный критик и философ Иван Федорович Карятин: "Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока в чужом не узнает сво...
Исследовательская работа "Что такое счастье?" Автор Акбашев Альберт
В ходе своего исследования я очень многое узнал и переосмыслил. Оказывается, чтобы быть счастливым не обязательно иметь компьютер, канал Дисней и сладости, счастье порой ...
Что такое счастье
Данное мероприятие расчитано на разновозрастную группу. Использовала лёгкую классическую музыку....
Технологическая карта урока по литературному чтению " Что такое счастье? по сказке Л.Н.Толстого " Два брата" по технологии продуктивного чтения
Предмет: Литературное чтение.Класс: 4Тема урока: Что такое счастье? (по сказке Л. Н.Толстого «Два брата»)Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных ...
Урок развития речи "Что такое счастье?"
Подготовка к составлению текста по теме: «Что такое счастье?»...