Урок ОРКСЭ "Что такое счастье"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Данное занятие знакомит учащихся с понятиями "счастье"и " смысл жизни". Школьники учатся систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества, учатся анализировать свои поступки и слова.Урок способствует воспитанию нравственных качеств, выявлению правильного представления о счастье и смысле жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. МихайловаИ.А.
Предмет: ОРКСЭ.Основы светской этики
Класс: 4класс
Тип урока:Открытие новых знаний
Тема | Что такое счастье? |
Цель | Объяснять, что такое счастье и смысл жизни. Учить систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементах, нравственных понятиях). |
Задачи | Образовательные: познакомить с новыми понятиями, создать условия для правильного представления о смысле человеческой жизни и счастье. Воспитательные: умение анализировать свои поступки и слова, способствовать воспитанию нравственных качеств, выявлению правильного представления о счастье и смысле жизни |
УУД | ЛичностныеУУД: 1 . Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков. 2. Сопереживать окружающим людям, понимать чувства других людей. Регулятивные УУД: 1. Определять цель деятельности на уроке. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Принимать и сохранять учебную задачу. 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию Коммуникативные УУД: 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. 5. Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
1. Воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные, информационные). 2. Извлекать информацию из разных источников (текст, таблица). 3. Cтроить речевое высказывание в устной форме. 4. Понимать информацию, представленную в неявном виде. 5. Интерпретировать и обобщать информацию. |
Планируемые результаты | Предметные:расширение представлений детей о слове «счастье», уточнение понятия «смысл жизни» Личностные: формирование культурной эрудиции учащихся. Метапредметные: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; работать по предложенному плану, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. |
Основные понятия | Счастье, смысл жизни, жизнь |
Межпредметные связи | Этика, психология |
Ресурсы:
| учебник Основы духовно-нравственной культуры народов России (4класс). Авторы: Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И., презентации |
Формы урока | фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая |
Технология | ИКТ |
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
1.Самоопределение к учебной деятельности (организационный момент) | Приветствуют. Концентрируют внимание. | Приветствие учителя и положительный настрой на работу. | - Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. |
| Самоопределение. Смыслообразование. |
2. Актуализация знаний. | Работа со словарём. Формулируют ответы по содержанию | Формулирование чётких определений. Поиск ответов по содержанию. | - Сегодня на уроке нам предстоит найти ответ на очень сложный, но интересный вопрос. -Урок я хотела бы начать с притчи. Знаете ли вы, что такое притча? (Притча-это маленький поучительный рассказ заключающий в себе моральные или религиозные поучения (премудрость) Однажды, прогуливаясь по лесу, три брата увидели глубокую яму. В ней сидело Счастье. Один, из братьев подошел, наклонился к яме и сказал: — Если бы у меня было много денег, я был бы счастлив Счастье подарило ему много денег, брат ушел счастливым. Другой брат, наклонившись к яме и попросил: — Красивая женщина, если бы она украсила мою жизнь, тем, чтоб была рядом, вот тогда бы я был счастлив. Счастье выполнило и его желание, брат убежал с женщиной, вне себя от счастья. Третий брат подойдя к яме наклонился: — А Тебе, что нужно? — спросило Счастье. — Что нужно Тебе? — переспросил брат. — Я бы хотела, чтоб меня вытащили из этой ямы, — сказало Счастье. Брат, протянув руку, вытащил из ямы Счастье и пошел прочь своей дорогой. А Счастье довольное побежало за ним... - Как вы думаете, о чём эта притча? (ответы детей) - Что для первого брата было счастьем? Для второго брата? Третьего брата? -На какой же вопрос нам предстоит найти ответ? | Четко формулировать определение понятий; работать с текстом по содержанию | Личностные: Нравственно-этическое оценивание. Стремление участвовать в коллективной работе; Познавательные УУД: моделирование анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) подведение под понятие, выведение следствий построение логической цепи рассуждений Коммуникативные УУД: Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). Регулятивные УУД: Целеполагание Планирование Контроль Коррекция Оценка |
3. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы. | Высказывают мнения и размышляют над понятиями,приводят примеры | Обобщает,контролирует, направляет, коррегирует | -Да, ребята, сегодня мы попробуем ответить на вопрос что такое счастье и в чём смысл жизни человека. Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Что такое счастье?» -Может вы уже сейчас готовы ответить на этот вопрос? - Как вы думаете, когда, при каких обстоятельствах мы употребляем это слово в речи? - Спасибо за ответы. Вы правильно понимаете смысл этого слова. Для меня счастье - это особое состояние души, долгая тихая радость внутри человека. - Ребята, а как вы думаете, кто или что может быть счастливым? | Знать тему урока; Уметь ориентироваться по теме урока | Личностные: Смыслообразование Самоопределение. Познавательные УУД: выдвижение гипотез и их обоснование формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД: Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия). Регулятивные УУД: Целеполагание Планирование Прогнозирование |
4. Решение проблемы, открытие новых знаний. | Работают с презентациями, просматривают отрывки из мультфильмов, работают в группах, парами | Задаёт наводящие вопросы, наталкивает на размышления, подводит к решению проблемы, учит работать по предложенному плану | - Кто может сделать вас счастливым? 1. Презентация. Слайд № 2 Представление о счастье зависит от возраста. Для маленького ребенка счастье - это мама. Присутствие мамы приносит его сердцу и душе покой и улыбку. Ребенку не нужны деньги, слава, друзья, его не привлекают дорогие подарки, золото и драгоценности. Он их даже не замечает. Есть мама - и он счастлив. Когда мама уходит, ребенок плачет - его счастье исчезает. Понятие счастья с возрастом меняется для ребенка. Ценность счастья малышки переходит от мамы к игрушкам. Став немножечко старше, девочка уже не восхищается мамой так, как раньше. Она еще любит маму, но игрушки доставляют ей гораздо большее удовольствие, и потому девочка с радостью уже больше времени проводит с игрушками - больше думает о них и ищет любую возможность, чтобы больше играть. Она может даже обидеться на маму из-за этих игрушек. 2. Просмотр отрывка из мультфильма «Цветик семицветик» - Кого осчастливила Женя? 3. Тренинг «Цветик семицветик» Вам необходимо выполнить творческое задание: каждой группе в течение 5 минут необходимо определить «Слагаемые человеческого счастья». Но вы не просто так будете записывать мысли, а оформите их в виде цветка, как в известной сказке «Цветик-семицветик» 4. Работа с пословицами (в парах). На ваших столах лежат листочки со словами. Соберите из них мудрые изречения. (Дети выполняют задание.) Пословицы:
- А теперь проверьте. - "Не родись красивым, а родись счастливым". Как вы понимаете смысл этой мудрости? (Дети отвечают.) Послушайте одно стихотворение, которое поможет вам понять эти слова. 5. Чтение стихотворения Красивым здорово родиться! Красивый может погордиться, Поважничать и полениться, На красоту не станут злиться! Счастливым - интересней быть. Счастливый может всех любить. Он дарит счастье всем вокруг, И рядом с ним всегда есть друг. - Попробуйте определить одним словом, что же такое счастье для человека? Что входит в это понятие? - Лучами этого солнца станут ваши слова счастья! Учитель записывает на доске слова, сказанные детьми (здоровье, доброта, великодушие, дружба, семья, радость и т.д). 6. Просмотр мультфильма Смешарики «Смысл жизни» -А счастье, ребята, неразрывно связано со смыслом жизни, - Что вы поняли просмотрев мультфильм? -Смысл жизни каждый для себя определяет сам, в соответствии с типом своей личности в соответствии со своими ценностями, в меру своей фантазии и интеллекта. Например, потребительский смысл приумножения собственного благосостояния - «построить дом». Или идея защиты окружающей среды - «посадить дерево». А кого-то больше вдохновляет затея выживания - «вырастить сына». Презентация. Слайд № 6 «В чем смысл жизни» -Может быть цель нашей жизни в удовлетворении пищей? -Возможно цель нашей жизни в работе или в полном покое? -Может цель нашей жизни в богатстве? -Власть и слава? ( стремление к славе мы не можем считать целью жизни) -Жизнь ради детей? -Жить ради знаний? Так ли это? | Сформировать первичные знания о понятии быть счастливым. Закрепить знания на основе прочтения материала. Уметь строить причинно-следственные связи; | Личностные: Нравственно-этическое оценивание Самоопределение Развитие навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками. Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) подведение под понятие, выведение следствий установление причинно-следственных связей построение логической цепи рассуждений доказательство выдвижение гипотез и их обоснование Коммуникативные УУД: Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Регулятивные УУД: Целеполагание Планирование Коррекция |
5. Выполнение продуктивных заданий по теме. | Беседа, работа над аффоризмами на доске,делают вывод и сравнивают | Формулировка вывода на основе изучения темы урока; анализ своей работы; | 7. Работа над афоризмами ( на доске портреты И.С.Тургенева и Вильяма Купера)- Единственное истинное счастье приходит при самореализации. (Вильям Купер). - Счастье никогда не приходит к тем, кто не в состоянии ценить то, что у них уже есть. (И.С.Тургенев). Цените то, что у вас есть... Сейчас... Рядом... И никогда не думайте "а может быть". Может и не быть... | Уметь анализировать полученный материал на уроке; Развитие логических действий(анализ, синтез) | Личностные УУД: Нравственно-этического оценивания Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения Познавательные УУД: Умение использовать различные способы , сбора, обработки, анализа, интерпретации и передачи информации Владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений Коммуникативные УУД: Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) Умение определять общую цель и пути ее достижения Регулятивные УУД: Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка |
6. Домашнее задание | Записывают домашнее задание |
| – Выберите один из вариантов домашнего задания (с. 33) или составьте своё по теме урока | Планирование своей деятельности для закрепления | Личностные УУД: Смыслообразования. Коммуникативные УУД: Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Регулятивные УУД: Планирование |
7.Рефлексия | Оценивают свою деятельность на уроке | Оценивание своей деятельности; | Релаксация. «Полёт мысли». Играет спокойная музыка. - У каждого из вас на листочке есть цветик – семицветик. Один лепесток его не закрашен.Закрасьте его сами. Кому было легко ответить на вопрос, что такое счастье и в чем смысл жизни - закрасьте лепесток красным, кто испытывал затруднения –зелёным, а если вы считаете ,что так и не смогли найти ответ- жёлтым. - Закройте глазки. Попробуйте представить, что вдыхаете в себя добро, свет, всё хорошее и мысленно посылаете это друг другу, всем родным близким, всем людям. Наши мысли обязательно долетят до них и принесут им радость. | Сформировать умение четко оценивать свою деятельность; Уметь анализировать полученную информацию | Личностные УУД: умение оценивать себя. Познавательные УУД: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/13/picture-77599.jpg)
читательская конференция по произведениям А.П.Гайдара "Что такое счастье"
Как говорит известный критик и философ Иван Федорович Карятин: "Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока в чужом не узнает сво...
Исследовательская работа "Что такое счастье?" Автор Акбашев Альберт
В ходе своего исследования я очень многое узнал и переосмыслил. Оказывается, чтобы быть счастливым не обязательно иметь компьютер, канал Дисней и сладости, счастье порой ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/11/picture-301207-1512996983.jpg)
Что такое счастье
Данное мероприятие расчитано на разновозрастную группу. Использовала лёгкую классическую музыку....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/03/picture-701770-1446576592.jpg)
Технологическая карта урока по литературному чтению " Что такое счастье? по сказке Л.Н.Толстого " Два брата" по технологии продуктивного чтения
Предмет: Литературное чтение.Класс: 4Тема урока: Что такое счастье? (по сказке Л. Н.Толстого «Два брата»)Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/08/picture-1476893-1686199946.png)
Урок развития речи "Что такое счастье?"
Подготовка к составлению текста по теме: «Что такое счастье?»...