Урок развития речи "Что такое счастье?"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Васильева Елена Леонидовна

Подготовка к составлению текста по теме: «Что такое счастье?»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chto_takoe_schaste_4_klass.docx34.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ

«Средняя образовательная школа №2»

г. Усолье-Сибирское, Иркутской области, Васильева Елена Леонидовна

Урок развития речи (4 класс)

Подготовка к составлению текста по теме: «Что такое Счастье?»

Цели:

образовательная - расширение кругозора обучающихся;

развивающие:

развитие:

- познавательных способностей обучающихся;

- умение высказывать свои мысли;

- умение работать в группах;

Воспитательная – знакомство со словом «счастье»

 формирование нравственных ценностей у младших школьников;

 показать особое значение Матери в духовной жизни человека;

Задачи:

  • учить умению общаться;
  • пробуждать у детей интерес к познанию родного языка;
  • развивать устную и письменную речь учащихся, чувство слова,
  • расширить тематический словарь, речевое творчество детей;
  • формировать навыки владения речевой нормой при составлении текста;
  •  прививать любовь к русскому языку, как средству самовыражения;
  • повторить тему «Словообразование», актуализировать знания учащихся в области морфологии;
  • воспитывать уважительное отношение к Матери, к Родине, патриотические чувства, к устному народному творчеству

 Оборудование: 

  • презентация Microsoft Power Point к уроку;
  •  компьютер, проектор мультимедиа, экран;
  • толковый словарь С.И. Ожегова
  • задания для работы в группах:  карточки с индивидуальными заданиями;
  • Цветок «Цветик  - Семицветик»

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

- Добрый день, дорогие ребята.    Улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок

«Я рада видеть каждого из вас,

И пусть ещё весна прохладой в окна дышит,  нам будет здесь уютно,

Ведь наш класс друг друга любит, чувствует и дышит 

 А вот о чем мы будем говорить сегодня на уроке, вы  узнаете немного позже.

 -Работать сегодня будем по группам.  В каждой  группе есть на партах задания, которые мы будем выполнять.  За хорошие ответы я вас буду награждать сердечками, посмотрим, чья же группа будет лучшая. Успехов вам  в работе!

-Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о состоянии человека, которое знают все, но никто не может с точностью  сказать, что это такое. Может быть,  нам это удастся.

  2 . Введение в тему.

-А для этого закройте глаза и вспомните родных,  самых  дорогих и любимых людей.  (Дети  выполняют  задание.  Звучит  музыка )

-Ребята, кого вы вспомнили? (маму, папу, бабушку, дедушку, друзей)

- Какие чувства у вас возникли, когда вы думали  о самых родных и близких вам людях?

(Любовь, уважение,  тепло, доброта, нежность, счастье иметь папу и маму и друга)

-Каким считает себя человек, когда он имеет  близких ему людей? (Счастливым)

- Как вы думаете, какое слово будет ключевым на нашем уроке? (счастье)

-Да, действительно, на нашем уроке слово  счастье - будет ключевым.

-Сегодня на уроке нам предстоит найти ответ на очень сложный, но интересный вопрос, может кто – то из вас уже догадался, что это за вопрос связанный со счастьем? (Что такое счастье?)  

- Этот вопрос  и будет темой нашего  урока.  И  мы постараемся  на него ответить.

Запишите тему нашего урока на ваших листочках – сердцах.  

-А как вы думаете, почему такие необычные сегодня у вас «тетради»?

- Где у нас может  находиться счастье?  (В сердце) (орфографическая работа со словом счастье ) 

Дома вы оформите наши размышления в виде сочинения- рассуждения.

-А  что значит рассуждать? ( Это значит -  излагать, разъяснять  какую – то мысль, искать ответ на поставленный вопрос и сделать вывод)  

-  В   течение   урока   постарайтесь записать слова  о счастье,   словосочетания, предложения,  различные высказывания,  они  вам  помогут в написании сочинения.  Эпиграфом    нашего урока будут   слова А.Т.Твардовского

«Люди, счастье наше в том,

Что счастья мы хотим упорно.

Что на века свой строим дом,

Свой мир, живой и рукотворный»

 - Может, вы уже сейчас готовы ответить на этот вопрос:  «Что такое счастье?»

Попробуйте, кто может, дать ответ на вопрос: Что такое счастье? используя только одно слово. (Дети пишут)

-Все ли смогли дать определение слову «СЧАСТЬЕ»?  Если кто – то не смог, не огорчайтесь,  в конце урока у вас будет возможность ответить.

3. Решение проблемы. Сбор материала для текста рассуждения:

Смысл слова «счастья»

- Так  что такое Счастье? (дети зачитывают каждый по слову, записанному на сердечке)

-  Спасибо за ответы. Вы правильно понимаете смысл этого слова.

 - Для меня счастье - это особое состояние души, долгая тихая радость внутри человека.

-А  как же нам объяснит это слово  Сергей Иванович Ожегов,  давайте обратимся к его толковому  словарю.

(Поиск и чтение детьми  в словарях объяснения слова –  СЧА́СТЬЕ).

1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. 

2. Успех, удача.

(Подбор к слову счастье  однокоренных слов, синонимов и  антонимов)

Работа с пословицами (в группах)

-Чтобы ответить на вопрос: Что такое счастье, давайте обратимся к нашим корням, к мудрости  русского народа, Мудрые люди  давно открыли тайны счастья и донесли их до наших дней

-Где сохранилась мудрость русского народа? (В русских народных сказках, поговорках, пословицах, песнях.)

 -На ваших столах лежат листочки со словами. Соберите из них  пословицы. Расположите их в правильной последовательности. (Дети выполняют задание.)

 Пословицы:

  • Любовь и труд счастье дают.
  • Счастье в воздухе не вьётся, оно трудом достаётся.

-Как вы понимаете смысл этих пословиц? (Дети высказывают своё мнение)

Любимая работа  приносит радость и счастье.

  • Не родись красивым, а родись счастливым.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?  (Дети отвечают.)

- Послушайте одно стихотворение, которое поможет вам понять эти слова.

( Чтение учеником стихотворения)

Красивым здорово родиться!        Счастливым - интересней быть.

Красивый может погордиться,        Счастливый может всех любить.

Поважничать и полениться,

На красоту не станут злиться!                Он дарит счастье всем вокруг,

                                                И рядом с ним всегда есть друг.

- Это стихотворение есть у вас на столах,   найдите  и подчеркните  те предложения, которые вам помогут в написании сочинения. (Чтение предложений)

- В чём же видел счастье русский народ?  ( Счастье в труде, дружбе, любви).

- В чём же ещё видел счастье русский народ?  Это нам подскажут  изречения или краткие мысли мудрых людей.

-Найдите эти изречения на столах, прочитайте,  подчеркните ключевые слова в этих изречениях.

- Давайте их прочитаем, посмотрим, совпали ли наши мнения. (Чтение по группам  изречений, ключевых слов.) 

1. Помоги нам пробуждаться каждый день с улыбкой; помоги нам улыбаться в наших трудах; и, подобно солнцу, освещающему весь мир, пусть доброта и любовь освещают наше жилище.

(Р. Стивенсон)

2. Величайшее в мире счастье – это, когда есть семья, есть  уверенность в том, что нас любят, любят за то, что мы такие, какие мы есть, или, несмотря на то, что мы такие, какие мы есть.

(В. Гюго)

3. Я спал и видел сон о том, что жизнь – это счастье. Я пробудился и увидел, что жизнь – это служение. Я стал служить и понял, что в служении обретается счастье.    (Р. Тагор)    

- Какой вывод из этих изречений мы сделаем?  (Счастье – это жизнь, солнце, улыбка,  доброта,  наш  дом, семья)

Физминутка

У оленя дом большой, он глядит в своё окно,

Зайчик по полю бежит, в дверь к нему стучится.

Тук, тук, дверь открой, там,  в лесу охотник злой.

Поскорее открывай,  лапу подавай!

-  Как вы думаете, это  счастье   иметь   свой дом и друга, который вовремя приходит на помощь?

4. Беседа с обучающимися

 - Ребята, я на урок принесла  волшебный цветок,  кто знает, как он называется? (Это цветик-семицветик.)

- А из какого произведения этот цветок? Кто его автор? (Валентин Катаев « Цветик-Семицветик»).

- В чём его волшебство? (Он исполнял желание девочки)

-Как звали главную  героиню сказки? ( Женя).

- Может быть, он поможет нам узнать, что такое счастье?

-Какое последнее желание загадала Женя? (Женя пожелала, чтобы выздоровел больной мальчик.)

- Почему это желание оказалось полезным? (Женя помогла мальчику, он выздоровел, смог ходить.)

Стал ли мальчик счастлив после этого? Что для мальчика счастье? (Мальчик стал счастлив. Для него счастье – это здоровье.)

Итак, счастье – это здоровье. Вы согласны? (Дети высказывают своё мнение.)

- А стала ли счастлива девочка Женя, ведь она использовала свой последний лепесток? Почему? (Женя стала счастливой от того, что помогла мальчику.)

- Может ли помощь другим людям, добрые дела сделать человека счастливым? (Дети высказывают своё мнение.)  (Счастье – это здоровье, помощь другим людям, добрые дела)

Обратимся к стихотворению  поэтессы Агнии Барто,  может оно нам подскажет: Что такое счастье? Послушайте его.

Было утром тихо в доме,

Я писала на ладони

Имя мамино.

Не в тетрадке, на листке,

Не на стенке каменной,

Я писала на руке

Имя мамино.

Было утром тихо в доме,

Стало шумно среди дня.

- Что ты спрятала в ладони? -

Стали спрашивать меня.

Я ладонь разжала:

Счастье я держала.

- Что является счастьем для девочки? ( Счастьем для девочки является мамино имя, и её мама)

Мама – самое священное слово на земле. Человек рождается и умирает с этим словом.Это  самый светлый, самый лучший,  дорогой и близкий для каждого из нас человек.

-А какие ласковые обращения к маме вы знаете? (Мамочка, любимая моя, самая нежная, добрая, ласковая, матушка, маменька, голубушка, мамулечка, мамусенька, лучшая, ненаглядная моя,  прекрасная)

- Даже когда вы станете взрослыми, вы всегда будете вспоминать мамины глаза, руки, голос.

 -С  чем бы вы  сравнили  мамин голос?  Подберите красочные сравнения.  (Словно ручеёк журчит, как птичье пение, сладкое и приятное,  как шепот листвы, греет как солнечный лучик нежный и ласковый)

- Все самые дорогие Святыни названы и озарены именем Матери.

- Одним из лучших образов живописи является икона «Владимирская Богоматерь»

- Посмотрите на мать и младенца и скажите, что льётся и идёт от их образов? (Льётся счастье, свет, нежность, любовь)

-Да, действительно какой свет, какое счастье льётся от матери и младенца, который  обвил рукой мамину шею и нежно прижался  личиком к материнской щеке.

- Ни это ли счастье, когда мама не только ласкает, но и   защищает, оберегает  своё дитя в минуты опасности?

-Мать - у каждого из нас она  одна. В пословице так и говорится: «Одна у человека мать, одна у него и Родина».

- Нашу Родину называют матушкой, прочитав  отрывок из текста К. Д. Ушинского о  Родине,  вы  узнаете, почему её так называют.  (Чтение детьми текста)

«Нашу Родину называют матушкой. Потому что она нас вскормила своим хлебом, вспоила нас своими водами, выучила нас русскому языку, как мать защитит и сбережёт нас от всяких врагов»

-Как вы думаете, ребята, считает  ли себя счастливым  тот человек, у которого есть  Родина? (Человек, у которого есть Родина, считает себя счастливым.)

- Хлебороб с благодарностью и любовью   произносит: «Спасибо, кормилица – мать Земля, я счастлив, что ты есть у меня»

-Счастье ли это ребята, иметь Землю, на которой выращивают хлеб?

(Показ плаката «Родина Мать зовёт»)

-«Родина – Мать зовёт!» - знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в 1941 году.

- Какие слова вы бы подобрали к  образу  Матери?  (мужественная, смелая, защитница, храбрая, решительная)

- Сколько  русских солдат погибло  за Родину- мать! За счастливое будущее на Земле! За Победу!»

- -Не счастье ли это, отдать свою жизнь  за Счастливое будущее своих детей, своего народа, за Мир на земле, как вы думаете?

(Счастье отдать свою жизнь, зная, что другие люди будут жить в мире)

- Как вы думаете, кто должен сделать человека счастливым?

- Может вам поможет ответить на этот вопрос древняя притча, которая так и называется "Счастье".    Притча - это краткий иносказательный поучительный рассказ.  Послушайте его.

Счастье

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок, что еще слепить тебе? - спросил Бог.

 - Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Теперь ответьте на вопросы:

- Как вы думаете, Бог выполнил просьбу человека?

- Кто  же должен сделать человека счастливым? (Человек должен  это сделать сам. Человек - творец своего счастья.)

-Ну, а сейчас, ребята,  подведём итог нашей работы.

-Каждый из вас,   должен составить  своё предложение  о счастье.

Можете начать  со слов: Счастье это – …

(Дети выполняют задание.)

-Как вы считаете, что же является настоящим счастьем для человека?

( Солнышко в моей душе.  Радость, когда меня все любят. Когда у меня есть верный друг, жизнь.  Когда мама улыбается. Когда меня не обижают. Радость в доме. Когда у меня есть друзья, семья.  Когда есть у человека Родина и т. д.)

7. Домашнее задание: (по выбору) Текст – рассуждение

  • «Что такое счастье?» или,   «Как стать счастливым?»
  • Мы сегодня высказывали свои мысли о счастье словами,  может кто –то   из вас ребята, захочет выразить свои чувства красками, нарисуйте рисунок «СЧАСТЬЕ», как вы его  представляете.

Игра «Конверт дружеских вопросов"

(Суть игры: свободный обмен мнениями  в дружеской обстановке. В конверт вложены карточки с вопросами по теме. Каждый обучающийся берет из конверта карточку и отвечает на указанный в ней вопрос или выполняет задание.)

Вопросы и задания:

  1. Расскажите о тех моментах своей жизни, когда вы чувствовали себя счастливым.
  2. Расскажите о каком-либо своем поступке, который принес счастье окружающим.
  3. Как вы понимаете мудрое изречение: "Счастье на деньги не купишь".
  4. Представьте, что вы попали на планету счастья. Опишите свои ощущения.
  5. Как вы думаете, почему от счастья и радости часто плачут? Плакали ли вы от счастья и радости?
  6. Как вы думаете, какую роль играет улыбка в жизни людей?
  7. Как вы думаете, если бы люди совсем не улыбались, какой бы стала жизнь?

8. Итог урока   Дорогие  ребята! Сегодня мы говорили о том, как стать счастливым.

-  У кого же находится ключ к счастью? (У самого человека. Человек сам строит своё счастье и  выбирает к нему путь)  

-Да действительно, ключ к счастью в наших сердцах. Я желаю, чтобы вы были счастливы, чтобы вы смеялись, лучились и радовались, чтобы другие, глядя на вас, становились  счастливыми…

В благодарность за наше общение, хочу подарить вам  сердечки. Пусть это будут ваши маленькие кусочки счастья, которыми вы поделитесь друг с другом и окружающими.

 ( Дети дарят сердечки. В это время фоном играет музыкальная композиция ).  

Каждый Человек — Великий Мастер, способный создать своё хрустальное, золотое, или любое другое, чудесное счастье, сокрытое в собственной Душе.

Спасибо вам за урок!

Рефлексия.

-Мне бы хотелось узнать ваше отношение к уроку.  

-Посмотрите,  красивое сердце сделала я для вас из цветочков? Да, оно красивое, но чего не хватает в красоте?  (Счастья, любви).

- Давайте заполним его счастьем и любовью с помощью ваших сердечек, лежащих на парте.  

- Если вам было комфорто на уроке, вы усвоили материал, вы довольны своей работой, вставьте в него красное сердечко, если у вас есть какая-то неудовлетворенность – розовое, и если вы с нетерпением ждали, когда же закончится урок, и вы ничего не поняли – оранжевое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок. Развитие речи."Что такое Солнце?" 2 кл.

Урок проводится совместно с психологом....

Урок развития речи "Что такое аннотация и как её составить"

Цель: знакомство  с понятием «аннотация» и различными её видами...

презентация к уроку развития речи 2 класс "Что такое текст"

презентация к уроку развития речи 2 класс "Что такое текст"  "Перспективная начальная школа"  работа с картиной Т. Мавриной "Васильки на окне"...

Разработка урока чтения "Что такое хорошо и что такое плохо"

Урок литературного чтения по программе " Школа России"...

Час социального развития «Что такое хорошо, что такое плохо».

Сформировать четкие представления о хороших и плохих поступках;Формировать умение налаживать контакт с окружающими;Воспитывать положительные черты характера: доброту, терпение, вежливость....

Урок этики "Что такое хорошо, а что такое плохо".

ЦЕЛИ:Учить детей совершать только хорошие дела и поступки, быть добрыми.Воспитывать уважительное отношение к старшим и друг к другу.Воспитатель:Крошка сын к отцу пришел,И спросила кроха:Что такое хоро...

Открытый урок.Тема: «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?».

Тема: «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?».Цели деятельности учителя: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.План...