1. Общая часть |
Предмет | ОРКСЭ. Основы светской этики | Класс | 4 |
Тема урока | «Дружба» |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Понимание дружбы как ценностной ориентации. Усвоение понятия: дружба.
| П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Р.Умение планировать, контролировать и оценивать результат. К. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать её, согласовывая свои действия с одноклассниками. | Формирование внутрен-ней установки на дружеские отношения. |
Цель урока | Раскрыть роль дружбы в жизни человека. Формирование нравственных убеждений на основе понятия « дружба». |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Дружба, друг, подруга, друзья, доверие, ответственность, обида, прощение, надёжность. |
Средства ИКТ, используемые на уроке | Мультипроектор, классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок. |
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке | Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.4 класс. учебник для общеобразовательных учреждений / А.И.Шемшурина. М.: Просвещение, 2016 Толковый словарь С.И. Ожегова Песня «Когда мои друзья со мной». Выставка книг о дружбе. |
Организационная структура урока |
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД |
5 минут | Учитель: «Рада приветствовать вас на уроке светской этики. Давайте улыбнёмся друг другу, начнём урок с хорошим настроением». Ученики приветствуют друг друга улыбкой. Учитель: «Сегодня начнем урок с небольшого задания, которое вы выполните в парах. На столе у вас лежат солнечные лучики из бумаги. Обозначьте на них, кого в классе и за что вы бы наградили. Положите эти лучики на парту своим одноклассникам. Учитель: «Верно ли утверждение, что дружба – это привязанность между людьми, возникающая в результате взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов, совместной деятельности?» Учитель: «Объясните, почему дружба требует доверия и уважения?» Формы работы: 1)фронтальные: беседа 2)групповые: решение проблемных ситуаций 3)эксперимент. | Регулятивные УУД: Рефлексия своих чувств
Личностные компетенции: «Позитивная установка»
Коммуникативные УУД: Распознавание эмоций. |
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи |
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД |
10 минут | Учитель: «Попробуйте побыть на месте героя стихотворения О.Высоцкой «Ёжик». Я вам прочту стихотворение, а вы представляйте себе, о чем говорится, мысленно отвечайте на вопросы: « Что вы видите, слышите, чувствуете?» Чтение стихотворения О.Высоцкой «Ёжик» Учитель: «Попробуйте побыть на месте героев рассказа «Ни за то и ни за это». Я вам прочту рассказ, а вы представляйте себе, о чем говорится, мысленно отвечайте на вопросы: « Что вы видите, слышите, чувствуете?» Чтение рассказа «Ни за то и ни за это». Учитель: «Я вам прочту отрывок из рассказа В.Осеевой «Долг» а вы представляйте себе, о чем говорится, мысленно отвечайте на вопросы: « Что вы видите, слышите, чувствуете?»» Чтение отрывка из рассказа В.Осеевой «Долг» Учитель: «Почему трудно вернуть дружбу? Требует ли дружба доверия и уважения?» Формы работы: 1)фронтальные: беседа, анализ литературных произведений. 2)групповые: решение проблемных ситуаций 3)индивидуальная форма: создание образов. | Коммуникативные УУД: «Войти в образ героя»
Личностные УДД: «Вижу, слышу, чувствую»
Личностные УДД: «Вижу, слышу, чувствую»
Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций – индиви-дуальная работа»
|
Этап 3. Практикум |
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД |
15 минут | Работа в группах | Дружба | Вредничать | | Жадничать | | Драться | | Грубить | | Поступок | | Уважение |
| Помощь |
| Поддержка |
|
Поиграем в «Ассоциации». Перед вами на листочках таблица. Раскрасьте строки правого столбика желтым цветом, где поступок у вас ассоциируется с понятием «дружба»
Работа в группах. Составление правил дружбы. ( В центре слово «дружба», от него при помощи лучиков каждый ученик расшифровывает понятие «дружба». Формы работы: 1)групповые: решение проблемных ситуаций 2)практикум.
| Коммуникативные УУД: работа в малой группе
Познавательные УДД: «Визуализация понятия»
Коммуникативные УУД: работа в малой группе
|
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция |
Длительность этапа | Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции | Формируемые УУД |
8 минут | Обсуждение составленных правил. Правила доброты. Совместное составление плана – рассказа о своем друге. Примерный план: 1.Как я понимаю слово «дружба»? 2.Кто мой самый лучший друг? Какой он? 3.Почему я дружу с этим человеком? 4.Что даёт мне дружба? | Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии |
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Длительность этапа | Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам | Формируемые УУД |
5 минут
| Учитель: «Ребята, выполните в группах технику «Синквейн» с понятием дружба. Памятка по составлению синквейна. Первая строчка-1 существительное Вторая строчка-2 прилагательных Третья строчка-3 глагола Четвёртая строчка-фраза из 4-х слов Пятая строчка-синоним существительное. -Что нового вы узнали на уроке? Оцените свою работу. Учитель: - Ребята, подумайте, успешно ли каждый из вас работал на уроке? -Кому было всё понятно? Кто доволен своей работой на уроке? Кто уверен, что он справился со всеми заданиями и у него всё получилось? Поднимите руки. Учитель: «Тот, кто согласен с выводом : наше мнение едино: дружба нам необходима, поднимите руки» Звучит песня «Когда мои друзья со мной». | Познавательные УУД: «Синквейн»
Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии |
Домашнее задание 2 минуты | Учитель: «Прочитав учебное пособие на страницах 70-73, выполните задания по выбору: 1) Нарисуйте символ дружбы; 2)Найдите мудрые мысли, высказывания о дружбе. |