Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс)
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и светской этики".Москва Издательский центр " Вентана-Граф" 2016 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_islamskoy_kultury.doc | 213 КБ |
islam_pr.docx | 36.59 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу Основы религиозных культур и светской этике
(модуль «Основы светской этики»)
для 4 класса
на 2019-2020 учебный год
- Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» разработана для обучающихся 4 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2009 года, годовым календарным графиком и учебным планом школы, Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, фундаментального ядра содержания общего образования и авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики» Н.Ф. Виноградовой. В. «Вентана-Граф», 2016. Данная программа разработана с учетом психологических особенностей классов и опирается на следующие нормативные документы:
- Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 (ред. От 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждения: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2885 от 27.12.2011»Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.
Используемый УМК
Учебник Н.Ф. Виноградовой «Основы религиозных культур и светской этики». 4 класс. Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2016 год
Особенности программы
Введение в учебный процесс школ курса «Основы религиозных культур и светской этики» - еще один шаг на пути последовательного осуществления новой государственной образовательной политики, основанной на нравственных ценностях, отечественных духовных традициях, направленной на воспитание высоконравственного, ответственного и компетентного гражданина России.
Курс предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, данный учебный курс дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Цели и задачи обучения
Цель учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.
Цель курса «Основы светской этики» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной культурной традиции.
Задачи учебного курса:
- Знакомство обучающихся с основами светской этики;
- Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;
- Формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- Развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Авторская программа составлена без изменений, так как её содержание позволяет в полной мере реализовать требования Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования.
Состав участников программы
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана для обучающихся 4 классов. Данный модуль комплексного курса ОРКСЭ - «Основы светской этики 4 класс» - изучается обучающимся 4 классов с их согласия и по выбору родителей или лиц, их заменяющих.
Основные формы организации учебной деятельности
Организация учебной деятельности основывается на сочетании различных методов обучения: словесных, наглядных, практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, репродуктивных, индуктивных и дедуктивных.
К рекомендуемым формам организации учебной деятельности относятся следующие:
- беседа репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций;
- взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т. д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами.
- взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т. д.;
- интервью. Например, интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы. Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью разрабатываются самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения;
- драматизация (театрализация) при условии активного участия детей в деятельности на всех этапах: написание сценария, распределение ролей, режиссура, сценография, костюмирование и т.д., каждый из которых может быть поручен определенной творческой группе;
- ведение поурочного словаря основных терминов и понятий, что способствует систематизации и усвоению учебного материала школьниками. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, устной и письменной речи, т. к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок;
- составление галереи образов. Эта работа направлена на формирование образного восприятия изучаемого материала, установление связей содержания курса не только на теоретическом, но и на образно-визуальном уровне, а также на формирование культурной эрудиции учащихся. Содержанием такой галереи образов может стать разнообразный наглядный материал по курсу: репродукции картин, икон, храмов, фотографии и изображения персоналий, музейных экспозиций, ритуальные и бытовые предметы, характерные для православной культуры и др., целесообразно привлечение фотографий предметов, лиц, событий по тематике курса из семьи, семейного архива учащихся (по согласию родителей);
- написание кратких эссе, сочинений, что способствует развитию навыков письма, работы с источниками информации.
Ценностные ориентиры содержания курса ОРКСЭ
В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы светской этики» рассчитана на 34 часа.
Результаты изучения учебного предмета
Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Предметными результатами изучения ОРКСЭ являются:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
6 Поурочно-тематическое планирование по основам религиозных культур и светской этики
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема | Основные виды учебной деятельности обучающегося | Планируемые результаты | ||
предметные результаты | метапредметные | личностные | |||||
Первая часть | |||||||
1. | Россия – страна, объединившая народы. Россия- многонациональная держава | Иметь представление о понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; вспоминает, кто такие славяне. Учится показывать границы Российской Федерации на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь; пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов | Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов. | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. . Коммуникативные: выражение своих мыслей. | формирование гражданской идентичности - чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества | ||
2 | Как всё начиналось. Древняя Русь | Знакомится с народами России, их духовно – нравственной культурой. Вспоминает понятие Древняя Русь. происхождение названий Русь, русские., её географическое положение, природа, население. Различает национальность и раса. Древние города России, их памятники культуры | . Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | Регулятивные: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу Коммуникативные: выражение своих мыслей. | восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа | ||
3 | Как всё начиналось. Народы Поволжья. | Продолжает знакомиться с народами России, их духовно – нравственной культурой. Выделяет группу народов Поволжья по географическому положению на карте Составляет таблицу,делает вывод о сходствах и различиях в культуре народов Поволжья | Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. | Регулятивные: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу Коммуникативные: уметь договариваться, вести дискуссию | - восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа | ||
4 | Как всё начиналось. Народы Северного Кавказа | Ведёт учебный диалог: Продолжает знакомиться с народами России, их духовно – нравственной культурой. Выделяет группу народов Северного Кавказа | Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов. использовать разные виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое; | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера | - восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа | ||
5 | Как всё начиналось. Народы Сибири | Вести учебный диалог: обсуждение проблемы, по чему мы страну называем Отечеством, почему гражданин государства должен знать культуру своей Родины Продолжает знакомиться с народами России, их духовно – нравственной культурой. Выделяет группу народов Сибири | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. | - восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа | ||
6 | Культура каждого народа неповторима | Получает понятие об отечественной культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России | Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. | - восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа | ||
7 | Традиционные религии народов России | Восприятие образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов | использовать разные виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое;Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов. | Регулятивные:учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные: уметь вести дискуссию | восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа | ||
8 | Традиционные религии народов России | Получение первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; | Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов. | Регулятивные: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя | восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа | ||
9 | Народные и религиозные праздники. Встреча весны | Восприятие образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов; | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя | восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа | ||
10 | Народные и религиозные праздники. Новый год и Рождество | Получение первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; | Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов. | Регулятивные: – способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов. Познавательные: построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: выражение своих мыслей. | восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа | ||
11 | Народные и религиозные праздники. Пасха. Курбан-байрам. День рождения Пророка | Получение первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; | Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов. | Регулятивные: В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся. Коммуникативные: умение согласованно выполнять совместную деятельность | восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа | ||
12 | Народные и религиозные праздники. Шаббат. Пурим. Праздник Весак | Получение первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; | использовать разные виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое; | Регулятивные:оценка нравственных норм Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы. | восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа | ||
13 | Что помогает жить в мире и согласии. Как возникли правила | Восприятие образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов; | Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов. использовать разные виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое; | Регулятивные: В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся. Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | ||
14 | Почитай родителей. Будь щедрым | . Вести учебный диалог: обсуждение проблемы | Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов. анализировать жизненные ситуации и выбирать нравственные формы поведения. | Регулятивные: корректирование своей деятельности: учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя | принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и стремления следовать им | ||
15 | Не завидуй. Не предавай | Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ. | Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов. | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные: выражение своих мыслей. | ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения | ||
16 | Будь терпим и честен | Искать требующуюся литературу. | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи использовать разные виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое; | Регулятивные: В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся. Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера Оформлять свои мысли в устной и письменной речи | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | ||
Вторая часть | |||||||
17 | Человек – член общества | Вести учебный диалог: обсуждение проблемы, знакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи | Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | ||
18 | Важные слова- этика, мораль, нравственность | знакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера | принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и стремления следовать им | ||
19 | Об этике светской и религиозной | Знакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи использовать разные виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое; | Регулятивные: В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся. Коммуникативные: выражение своих мыслей. | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | ||
20 | Любовь к Родине – высшее нравственное чувство | Знакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи | Регулятивные: корректирование своей деятельности: учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | ||
21 | Семья – первая любовь человека | Рассказывать, какие традиции есть в семье обучающегося Объяснить, какое поведение называется хамским. Обсудить вопрос: «Позволяет ли совесть бросать постаревшего или заболевшего супруга?» | использовать разные виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое;Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, сообщений, презентаций. | Регулятивные: понимать значение добра и зла. Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и стремления следовать им | ||
22 | Дом согревает не печь, а любовь и согласие | Объяснять, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, сообщений, презентаций, Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные: выражение своих мыслей. | принятие и уважение ценностей семьи и общества и стремления следовать им | ||
23 | Труд на благо Родины | Выполнять задания на анализ текста «Моральный долг»: формулирование вывода «Что такое благо Родины» В чем особенность морального долга? Какие моральные обязанности есть у человека? Приводить примеры выполнения морально го долга из жизни, фильмов, литературы. | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, сообщений, презентаций. использовать разные виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое; | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | ||
24 | Защита Родины – долг гражданина | Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью Рассказать о герое | . Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, сообщений, презентаций. | Регулятивные: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | ||
25 | Герои - патриоты | Объяснять выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек на благо своей Родины Объяснять, какие поступки недопустимы даже на войне. | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | ||
26 | Праздничные дни России | презентовать свой творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на вопросы | . Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, сообщений, презентаций. | Регулятивные: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу Коммуникативные: выражение своих мыслей. постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | ||
27 | Любовь к природе – что это значит? | Вести диалог на тему «Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?». Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём. | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. | Регулятивные:саморегуляция Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | ||
28 | Делать добро! | Вести диалог . Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём | Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, сообщений, презентаций. | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные: выражение своих мыслей. | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | ||
29 | О сострадании и равнодушии | Участвовать в учебном диалоге:«О сострадании и равнодушии». Работа в парах: обсудить и высказать свое мнение | Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, сообщений, презентаций. | Регулятивные: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения | ||
30 | Щедрость и милосердие | Объяснять, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, сообщений, презентаций. | Регулятивные: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу Коммуникативные: выражение своих мыслей, постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения | ||
31 | Справедливость | Уясняет признаки, по которым можно судить о справедливости. Ведёт учебный диалог: обсуждение качеств героев «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Работает в группах: оценивать жизненные ситуации (кого из героев можно назвать справедливым). Оформляет вывод «Кого называют справедливым». | .Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, сообщений, презентаций. | Регулятивные: корректирование своей деятельности: учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении задачи. | ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения | ||
32 | О честности, правдивости и лживости | Грамотно презентовать свой творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на вопросы | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, сообщений, презентаций. | Коммуникативные: Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника Регулятивные: корректирование своей деятельности: учиться работать по предложенному учителем плану. | ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения | ||
33 | Совесть – наших дел свидетель и судья | . Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках. Объяснить выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть». Объяснить связь между выражениями «бессовестный человек» «каменное сердце» | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, сообщений, презентаций. | Коммуникативные: Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника Регулятивные: корректирование своей деятельности: учиться работать по предложенному учителем плану. | ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения | ||
34 | Как правильно себя вести | Составить тезисы по тексту «Этикет»: что такое этикет. Об одежде и этике те. О значении речи для этикета. Работать в паре. Составить перечень правил этикета, которые дол- жен соблюдать каждый ученик. Работать с иллюстрациями «Какие правила этикета нарушают герои рисунков | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. | Коммуникативные: Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника Регулятивные: корректирование своей деятельности: учиться работать по предложенному учителем плану. | принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и стремления следовать им |
Учебно - методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Электронные образовательные ресурсы
Компьютер, презентационное оборудование, выход в Интернет, целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использование диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках.
№ | Название | |
1 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | |
2 | Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) | |
3 | Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании" | |
4 | Школьныйклуб | |
5 | Начальнаяшкола | |
6 | Материалы газеты «Начальная школа» издательства «Первое сентября» |
Техническое обеспечение программы
- компьютер
- мультимедийноеоборудование
- принтер
- сканер
- документ – камера
8.Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения курса «Основы православной культуры»
учащиеся научатся
- традиционные религии в России, их значение для жизни человека, общества, народа, России;
- значение нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества;
- традиционные морально-нравственные идеалы, ценности, моральные нормы
- историю возникновения и распространения православной культуры,
- роль православной культуры в истории России
- основы духовной традиции православия,
- определения основных понятий православной культуры,
- взаимосвязь между религиозной (православной)культурой и поведением людей,
- описание основных содержательных составляющих священных книг,
- описание священных сооружений,
- описание религиозных праздников и святынь православной культуры,
получат возможность научиться:
- толерантно относиться к представителям разных мировоззрений и культурных традиций;
- видеть в Отечестве, семье, религии — основы традиционной культуры многонационального народа России;
- описыватьразличные явления православнойдуховной традиции икультуры;
- излагать своё мнениео значенииправославной культурыв жизни людей, общества;
- анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры;
- быть доброжелательным и отзывчивым, понимать и сопереживать чувствам других людей, адекватно оценивать поведение свое и окружающих;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- бережноотноситься к материальным и духовным ценностям;
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- слушать собеседника, вести диалог;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к рабочей программе модуля
«Основы исламской культуры»
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей школе в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса ОРКСЭ, имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции народов России.
Рабочая программа составлена на основе:
Рабочая программа составлена на основе:
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 г. № 84-р
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»
- Приказ МБОУ СОШ № 89, № 123/1 – О от 31.08.2010г. «Об утверждении структуры рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин, реализуемых МБОУ № 89»
5.. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. /А.Я. Данилюк – М.: Просвещение, 2012.
- Цели и задачи модуля «Основы исламской культуры»:
- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Основные задачи модуля «Основы исламской культуры»:
- знакомство обучающихся с основами мусульманской культуры. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, обществ;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно- смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
2. Основное содержание модуля «Основы исламской культуры»
Основы исламской культуры
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама.
Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России
В процессе изучения модуля предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельной формой.
Содержание НРК реализуется через презентации, беседы, проведение совместных праздников, просмотр слайд-фильмов, экскурсии, целевые прогулки (с согласия законных представителей).
Цели реализации НРК:
- повышения интереса к культурным традициям народов России.
- приобщение детей к нравственным и духовным ценностям православной культуры Челябинска.
- стремление возродить традиции семейного воспитания.
5. Учебно-методический комплекс, обеспечивающий реализацию рабочей программы
Для реализации рабочей программы определён учебно-методический комплекс, состоящий из учебников, учебных пособий, сборников контрольно – измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
- Контрольно- измерительные материалы учебного курса ОРКСЭ
- Содержательный контроль и оценка знаний четвероклассников предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения курса ОРКСЭ учеником и не допускает сравнения его с другими детьми.
- Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:
- стартовые и итоговые проверочные работы;
- тестовые диагностические работы;
- текущие проверочные работы;
- «портфель» ученика.
- Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить уровень знаний, необходимый для обучения.
- Тестовая диагностическая работа («на входе» и «выходе») включает в себя задания, направленные на проверку действий, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи.
- Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач.
- Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) включает защиту проекта по основным темам учебного периода.
- Система оценивания курса содержит диагностику теоретических знаний и диагностику личностных изменений учащихся.
- Для диагностики теоретических знаний разрабатываются
- поурочные тесты на бумажных носителях и анкеты, результат в которых оценивается словами «молодец», «классно», «ура»;
- тестовые задания предлагаются всех видов тестов:
- - множественный выбор (с единственным правильным ответом и с несколькими правильными ответами);
- - заполни пропуски;
- - верно/неверно;
- - соотнеси;
- - краткий ответ.
- - электронные тесты, выполненные в программе «Cаptivаtе»;
- контрольные тесты не содержат слайдов-подсказок, после выполнения теста ученик видит, насколько хорошо он усвоил тему, кроме того, он имеет возможность просмотреть все задания и проанализировать свои ошибки.
- Все тесты соответствуют стандартному формату тестов, поэтому кроме своей основной функции – контроля полученных знаний, информационной, их можно использовать как тренажер для закрепления изученного материала.
- Для диагностики личностных изменений учащихся реализуется мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, ведётся Портфолио ученика.
- Портфолио ученика представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интерес по той или иной теме, лучшие работы, отражающие динамику ученика, самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, проектные работы и пр.
- Динамика результативности усвоения курса учащимися фиксируется учителем.
- Ведение документации
- По комплексному курсу составляется календарно-тематическое планирование на год, которое является основой планирования педагогической деятельности учителя.
- Классный журнал является главным документом учителя и заполняется соответственно программе. Отметки не выставляются.
- Результаты обучения фиксируются в специально разработанных технологических картах (Лист достижений ученика / Карта успешности / Оценочный лист / Тетрадь мониторинга / Сборный портфель), составленных согласно программам по каждому предмету.
- Качество усвоения знаний и умений оценивается следующими видами оценочных суждений:
- «+» - понимает, применяет (сформированы умения и навыки);
- «/» - различает, запоминает, не всегда воспроизводит;
- «-» - не различает, не запоминает, не воспроизводит.
- Для коррекции своей работы учитель 1 раз в четверть проводит анализ своей педагогической деятельности на основе анализа учебной деятельности учащихся.
- Администрация своей деятельности использует по необходимости все материалы учителей и учащихся для создания целостной картины реализации курса.
- По итогам года на основе полученных материалов от учителей администрация проводит педагогический анализ работы по курсу ОРКСЭ , определяя «проблемные» места, достижения и трудности как учащихся, так и учителей, на основе которых определяются стратегические задачи на следующий год обучения.
Список дополнительной литературы (для педагога)
- Библия. Иллюстрированные фрагменты священного писания – М.: EWO-S&D RENAISSANCE, 1994.
- К.А. Зурабов, В.В. Сухачевский. Мифы предания. Античный и библейский мир. Популярный энциклопедический словарь - М.: ТЕРРА, 1993.
- Найл Филипп. Мифилогическая энциклопедия – М.: РОСМЭН, 2006.
- Боги и герои Древнего Рима – М.: «Стрекоза», 2008.
- Борзова Л.П. История России в картинках, рассказах, путешествиях – М.: РОСМЭН, 2006.
- Библейская энциклопедия - М.: ТЕРРА, 1991.
- Серия «Великие художники» в 30 томах – М.: «Директ Медиа», 2009.
- Серия «Музеи мира» в 30 томах – М.:ЗАО «Ария АиФ», 2009.
- Энциклопедия для детей. Религии мира – М.: «АВАНТА+», 2007.
- Энциклопедия для детей. Страны, народы, цивилизации – М.: «АВАНТА+», 2007.
- В.Н.Александров. История русского искусства – Минск: «ХАРВЕСТ», 2007.
- Школьная энциклопедия. История России – М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2003.
- Универсальная школьная энциклопедия в 3-х томах – М.: «АВАНТА+», 2004.
Поурочно-тематическое планирование по основам исламской культуры
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема | Основные виды учебной деятельности обучающегося |
Первая часть | ||||
1. | Россия – страна, объединившая народы. Россия- многонациональная держава | Иметь представление о понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; вспоминает, кто такие славяне. Учится показывать границы Российской Федерации на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь; пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов | ||
2 | Как всё начиналось. Древняя Русь | Знакомится с народами России, их духовно – нравственной культурой. Вспоминает понятие Древняя Русь. происхождение названий Русь, русские., её географическое положение, природа, население. Различает национальность и раса. Древние города России, их памятники культуры | ||
3 | Как всё начиналось. Народы Поволжья. | Продолжает знакомиться с народами России, их духовно – нравственной культурой. Выделяет группу народов Поволжья по географическому положению на карте Составляет таблицу,делает вывод о сходствах и различиях в культуре народов Поволжья | ||
4 | Как всё начиналось. Народы Северного Кавказа | Ведёт учебный диалог: Продолжает знакомиться с народами России, их духовно – нравственной культурой. Выделяет группу народов Северного Кавказа | ||
5 | Как всё начиналось. Народы Сибири | Вести учебный диалог: обсуждение проблемы, по чему мы страну называем Отечеством, почему гражданин государства должен знать культуру своей Родины Продолжает знакомиться с народами России, их духовно – нравственной культурой. Выделяет группу народов Сибири | ||
6 | Культура каждого народа неповторима | Получает понятие об отечественной культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России | ||
7 | Традиционные религии народов России | Восприятие образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов | ||
8 | Традиционные религии народов России | Получение первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; | ||
9 | Народные и религиозные праздники. Встреча весны | Восприятие образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов; | ||
10 | Народные и религиозные праздники. Новый год и Рождество | Получение первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; | ||
11 | Народные и религиозные праздники. Пасха. Курбан-байрам. День рождения Пророка | Получение первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; | ||
12 | Народные и религиозные праздники. Шаббат. Пурим. Праздник Весак | Получение первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; | ||
13 | Что помогает жить в мире и согласии. Как возникли правила | Восприятие образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов; | ||
14 | Почитай родителей. Будь щедрым | . Вести учебный диалог: обсуждение проблемы | ||
15 | Не завидуй. Не предавай | Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ. | ||
16 | Будь терпим и честен | Искать требующуюся литературу. | ||
Вторая часть | ||||
17 | Ислам – мировая религия. Где возник ислам? Ислам в современном мире. | Работа с картой. | ||
18 | Распространение ислама в России | Работа с картой. | ||
19 | Духовное управление мусульман. | Иметь представление о понятиях: муфтий; пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов | ||
20 | Основы учения ислама. Единый Бог – Аллах. Как Аллах создал мир. | Иметь представление о понятиях: ислам, язычество; пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов | ||
21 | Люди, которых возлюбил Аллах | Иметь представление о понятиях: единобожие, святилище Кааба | ||
22 | Великий пророк Мухаммад | Пещера Хира – священное место для каждого мусульманина | ||
23 | Великий пророк Мухаммад. | Каким был пророк Мухаммад. Как жил пророк Мухаммад | ||
24 | Великий пророк Мухаммад. | Как пророк накормил людей .Последняя проповедь Мухаммада | ||
25 | Работа с притчами. | Хрупкий подарок. Храбрость раба. Наставления отца. | ||
26 | Столпы ислама | Работа со словарем. Шахада. Намаз. Саум. Закят. хадж. | ||
27 | Главная книга ислама | Коран, сур. Сунна-Священное Предание | ||
28 | Чему учит ислам. Совершать добрые дела. | Миролюбие, добро, трудолюбие | ||
29 | Обычаи, традиции, искусство ислама. Мечеть | Внутреннее убранство мечети. Правила, о которых нельзя забывать | ||
30 | Участвуем в проектной деятельности | «Мечети мира», | ||
31 | Искусство ислама.. | Каллиграфия. Арабеска. Искусство изготовления ковров. Участвуем в проектной деятельности «Исламское искусство» | ||
32 | Заповеди ислама о семье и семейной жизни. | Быт исламской семьи. Культура питания мусульман. Традиционная одежда мусульманок | ||
33 | Праздники в исламе | Памятные даты-основа исламских праздников. Исламский календарь. Участвуем в проектной деятельности «Исламские праздники» | ||
34 | Подведем итоги. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики"
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики" 4 класс...
Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" ( модуль "Основы светской этики") 4 класс
Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" для 4 класса составлена на основе учебной программы курса "Основы религиозных культур и светской этики" (автор А.Я. Данилюк)...
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики»)
Рабочая программа:пояснительная записка,календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики ", модуль "Основы светской этики"
Рабочая программа по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики", модуль"Основы светской этики" создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образова...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль « Основы светской этики» 4 класс
Рабочая программа с КТП по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль « Основы светской этики» 4 класс...
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики "( модуль" Основы светской этики"). 4 класс.
Основы светской этики34 часа в год, при 1 часе в неделюА.И.Шемшурина «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» Программа составлена в соответствии с ...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране, в частности. Вполне очевидно, что воспитатель...