рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Панфилова Татьяна Геннадьевна

Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_pravoslavnoy_kultury.doc255 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Комитет по образованию Администрации Шипуновского района

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Самсоновская средняя общеобразовательная школа»

 Шипуновского района Алтайского края

        

«Согласовано»                                                                                                                                  «Утверждаю»

Зам. директора по УВР                                                                                                                      Директор

____________ Т.В.Глушкова                                                                                                        _____________ В.И. Шац.

                                                                                                                                                            Приказ №

                                                                                                                                                     от  «___» ____________2016 г.

Рабочая программа

по учебному курсу

«Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»

начальное общее образование

на 2016- 2017 учебный год

                                                                                            Составитель: Т, Г, Панфилова, учитель начальных классов, первая категория, стаж – 33 года.

Рабочая программа составлена на основе рабочей программы для общеобразовательных учреждений 1-4 классы

Авторы: А.В.Кураев Издание Москва. Просвещение 2015.

Учебник:. А.В.Кураев Издание – М. : Просвешение 2015.

Количество часов в год- 34 ч., в неделю- 1 ч.

АННОТАЦИЯ

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» разработана на основе документов:

1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 года № 373 п. 195).

2. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июля 2011г. № МД-883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ».

3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2012г. № 1060.

4. Авторской учебной программы «Основы православной культуры» А.В.Кураева

5. Положения о порядке разработки и утверждения рабочей программы учителя начальных классов, работающего по ФГОС НОО.

Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение следующих целей: развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:

• знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

• развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

• обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

• развитие способностей младших школьников к общению в политичной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

1. ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г

2. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.05.2015)

"Об утверждении и введении в действие федерального государственного

образовательного стандарта начальног ообщего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785)

3. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки России «Приказ от 31 марта 2014года № 253»

4. Авторской учебной программы «Основы православной культуры» А.В.Кураева

5. Учебного плана МКОУ « Самсоновская СОШ» 2015-2016уч. год.

6.Положение о рабочих программах МКОУ « Самсоновская СОШ» приказ № 19 от 28.08.2015г.

Цель и задачи учебного курса «Основы православной культуры».

Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

Задачи учебного курса:

  1. Знакомство обучающихся с основами православной культуры;
  2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;
  4. Формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  5. Развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

     Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.

Цель учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений. В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры. Федеральный

Преподавание основ православной культуры в 4 классе общеобразовательного учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества — в глубь времен. Учащиеся начальной школы прежде всего должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.

Основные задачи учебного предмета — осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся на основе:

– усвоения ими понятий «священный», «святой», «заветный» («Россия — священная наша держава», «святой долг», «заветные слова»);

– привития почтительного отношения к Государственным символам России (Государственному Гербу, Флагу и Гимну);

– ознакомления с важнейшими священными страницами родной истории;

– привития почтительного отношения к памятникам Великих Побед, священным местам великих сражений;

– ознакомления с именами и подвигами выдающихся правителей Руси (святые князья Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской), национальных героев (Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Ушаков), великих святых Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский);

– ознакомления со всемирно известными памятниками православной культуры России: иконами (Владимирская икона Божией Матери, «Троица» Андрея Рублёва), храмами (Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе), монастырями (Троице-Сергиева Лавра);

– усвоения основных духовно-нравственных принципов, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы;

– усвоения основных духовно_нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это — социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие;

– формирования навыков почтительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших;

– воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям;

– формирования благожелательного отношения к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения.

Изменения в авторскую программу не внесены.

Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).

Универсальные учебные действия.

Обучение детей по программе курса «Основы православной культуры» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие  обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Общая характеристика учебного предмета

        Цель учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.

В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры. Федеральный

Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) подчеркивает «особую роль православия в истории России, в становлении её духовности и культуры». Из этого законодательного признания особого значения православия в истории нашего Отечества вытекает необходимость изучения православной культуры в общеобразовательных учреждениях России.

Преподавание основ православной культуры в 4 классе общеобразовательного учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества — в глубь времен. Учащиеся начальной школы прежде всего должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.

Ценностные ориентиры содержания курса ОРКСЭ

  В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Место предмета в базисном учебном плане    Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 0,5 учебный час в неделю в 4-5 классах. Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» рассчитана на 34 часа.

Формы текущего и итогового контроля знаний и умений обучающихся, система оценивания учебных результатов.

Оценивание проводить на основании  «Единых требований к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверки тетрадей»

Источниками информации для оценивания достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования и меры осознанности каждым учеником особенностей развития его собственного процесса обучения, а так же для оценивания хода обучения служат:

- работы учащихся, выполняющиеся в ходе обучения (домашние задания, мини- проекты, презентации, разнообразные тексты, подборки информационных  материалов, поздравительные открытки, а также разнообразные инициативные творческие работы: сочинения, поделки)

- индивидуальная и совместная деятельность учащихся

- результаты тестирования

Формы работы с детьми, испытывающими трудности:

-индивидуальный подход,

- предотвращение наступления утомляемости,

- активизация познавательной деятельности,

- обогащение знаниями об окружающем мире,

- проявление педагогического такта.

Содержание курса 

Содержание учебного модуля «Основы православной культуры»

Россия — наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные  христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

2

2

Основы православной культуры.

28

3

Духовные традиции многонационального народа России

4

Итого:

34 учебных часа

1 час в неделю

Содержание учебника построено с учетом:

  • возрастных особенностей обучающихся;
  • новизны и особенностей содержания курса;
  • культурологической направленности курса;
  • направленности предмета на объединение, а не разобщение школьников;
  • имеющегося учебного, социального и личностного опыта школьников;
  • возможностей нового предмета для развития не только духовно-нравственной сферы, но и универсальных учебных действий, критического   мышления, коммуникативных навыков и умений, творческого потенциала  учащихся и т. д.;

Тематический план

№ темы

Наименование темы

Коли

чество часов

     1

Россия – наша Родина

1

2

Культура и религия

1

18

Как христианство пришло на Русь

1

3

Человек и Бог в православии

1

19

Подвиг

1

4

Православная молитва

1

20

Заповеди блаженств

1

5

Библия и Евангелие

1

21

Зачем творить добро?

1

6

Проповедь Христа

1

22

Чудо в жизни христианина

1

7

Христос и Его крест

1

23

Православие о Божием суде

1

8

Пасха

1

24

Таинство Причастия

1

9

Православное учение о человеке

1

25

Монастырь

1

10

Совесть и раскаяние        

1

26

Отношение христианина к природе

1

11

Заповеди

1

27

Христианская семья

1

12

Милосердие и сострадание

1

28

Защита Отечества

1

13

Золотое правило этики

1

29

Христианин в труде

1

14

Храм

1

30

Любовь и уважение к Отечеству

1

15

Икона

1

31

Подготовка творческих проектов учащихся

1

16

Творческие работы учащихся

1

32-33

Выступление учащихся  со своими творческими  работами

2

17

Подведение итогов

1

34

Презентация творческих проектов

1

Всего:

34 ч.



Календарнл- тематическое планирование по учебному предмету «Основы  религиозных культур и светской этики»

( модуль «Основы православной культуры)

4 класс (34 часа)

п/п

Дата

Тема

Виды деятельности

Планируемые результаты

Формы, методы и средства обучения

план

факт

предметные

метапредметные

личностные

1

Россия – наша Родина

Рассказ с элементами беседы. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября).

Знать основные понятия: Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции.

Уметь:

 Объяснить, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября).  

Регулятивные :

учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

выполнение действий по алгоритму.

Коммуникативные:  

выражение своих мыслей.

нравственно-эстетическое оценивание понятия Родина

Беседа, работа с учебником, ИКТ

Написать сочинение «С чего начинается Родина?»

2

Культура и религия

Беседа. Что такое религия. Что такое православие. Уметь выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века

Знать: Что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие.

Уметь: Выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века

Регулятивные :

саморегуляция

Познавательные:

поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: выражение своих мыслей. 

нравственно-эстетическое оценивание.

Беседа, работа с учебником, ИКТ

Подготовить рассказ

Что такое культура?

Что такое религия?

3

Человек и Бог в православии

Беседа. Работа с текстом учебника. Чтение текста про себя.

Знать:  Кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди

Уметь: Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом.

Регулятивные : саморегуляция

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: уметь договариваться, вести дискуссию 

ценить и принимать ценности.

Подготовить ответ «Что значит быть православным человеком?»

4

Православная молитва

Беседа. Составление словаря терминов и понятий. Дают определения основных понятий православной культуры. Знать, что такое молитва, и чем она отличается от магии. Какие бывают виды молитв. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш».

Знать: Что такое молитва, и чем она отличается от магии. Какие бывают виды молитв. Что значит «благодать». Кто такие святые.

Уметь: Рассказать, что значит «молиться», и чем отличается молитва от магии. Объяснить слово «искушение», и зачем людям посылаются испытания в жизни. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш».

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные:  умение слышать, слушать и понимать партнера 

ценить и принимать ценности.

Беседа, работа с учебником, ИКТ

Подготовить рассказ

Что такое молитва

5

Библия и Евангелие

Беседа. Составление словаря терминов и понятий. Дают определения основных понятий православной культуры. Знать, кто такой христианин. Кто такие пророки и апостолы. Что такое Библия и Евангелие.

Знать: Кто такой христианин. Кто такие пророки и апостолы. Что такое Библия и Евангелие.

Что такое Откровение Божие.

Уметь: Объяснить, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснить связь слов Христос – христианство – христианин. Объяснить, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Рассказать об апостолах Христовых.

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

 

ценить и принимать ценности.

Беседа, работа с учебником, ИКТ

Подготовить сообщения на тему: «Кто такие христиане?»

6

Проповедь Христа

Беседа. Составление словаря терминов и понятий. Дают определения основных понятий православной культуры.

Знать: Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к мести, и почему.

Уметь: Объяснить, чему учил Христос. Объяснить, что является духовными сокровищами. Рассказать, какое богатство христиане считают истинным и вечным.

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

 

нравственно-эстетическое оценивание.

Подготовить рассказ «Добро и зло в православной традиции».

7

Христос и Его крест

Рассказ с элементами беседы. Учатся устанавливать связь между религиозной

 (православной) культурой и поведением людей.. Уметь рассказать о Рождестве Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснить, почему Христос не уклонился от распятия.

Знать: Что такое «воплощение» («Боговоплоще-

ние»), Голгофа. Кто такой Богочеловек.

В чём состояла жертва Иисуса Христа.

Уметь: Рассказать о Рождестве Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснить, почему Христос не уклонился от распятия. Объяснить, почему крест стал символом христианства, и какой смысл христиане вкладывают в этот символ.

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: уметь вести дискуссию 

нравственно-эстетическое оценивание.

Беседа, работа с учебником, ИКТ

Нарисовать православный крест.

8

Пасха

Рассказ с элементами беседы. Учатся устанавливать связь между религиозной

(православной) культурой и поведением людей. Знать, что такое Пасха (Воскресение).

Как празднуют Пасху.

Знать: Что такое Пасха (Воскресение).

Как празднуют Пасху.

Как звучит пасхальное приветствие. Как звучит пасхальный гимн. Что такое христианский пост.

Уметь: Объяснить, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснить, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа. Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна. Рассказать, в чём состоит смысл христианского поста.

Регулятивные : саморегуляция

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя  

нравственно-эстетическое оценивание.

Нарисовать пасхальную открытку на тему «Празднуем Пасху»

9

Православное учение о человеке

Рассказ с элементами беседы. Учатся устанавливать связь между религиозной

(православной) культурой и поведением людей. Знать, чем человек отличается от животного. Объяснить, в чём заключается свобода для христианина.

Знать: Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души. христианина.

Уметь: Объяснить выражение «внутренний мир» человека. Составить рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу». Объяснить выражение «болезни души». Объяснить, в чём заключается свобода для христианина.

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя  

нравственно-эстетическое оценивание.

Написать мини-сочинение на «Когда на душе светло и радостно»

 

10

Совесть и раскаяние

Чтение текста с остановками. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.

Знать: Что христиане считают  добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние

Уметь: Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках.

Объяснить выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть». Объяснить связь между выражениями «бессовестный человек» и «мёртвая душа». Рассказать, почему покаяние называют «лекарством души».

Регулятивные : – способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: выражение своих мыслей.

 

нравственно-эстетическое оценивание.

Мини-рассказ «Как исправлять ошибки?», «Спешить делать добро»

11

Заповеди

Чтение текста с остановками. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. Знать, что такое «заповедь», «скрижали».

Знать: Что такое «заповедь», «скрижали». Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея.

Уметь: Рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея». Рассказать, что общего у воровства и убийства. Рассказать, как зависть гасит радость. Отличать 10 заповедей Моисея от заповедей блаженств Иисуса Христа.

Регулятивные : саморегуляция

Познавательные:

анализировать жизненные ситуации и выбирать нравственные формы поведения.

Коммуникативные: умение согласованно выполнять совместную деятельность

ценить и принимать ценности.

Беседа, работа с учебником, ИКТ

Обсудить с родителями, почему нельзя лгать.

12

Милосердие и сострадание

Чтение текста с остановками. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.

Знать: Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям. Что такое «милосердие», «милостыня».

Уметь: Объяснить, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия

Регулятивные : оценка нравственных норм

Познавательные: извлечение необходимой информации.

Коммуникативные:  сотрудничать в совместном решении проблемы.

личностное пережива

ние

Беседа, работа с учебником, ИКТ

Мини-сочинение «Ближний для меня – это…»                  

13

Золотое правило этики

Беседа. Участие в беседе. Ответы на вопросы. Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Знать, что такое «этика». Главное правило человеческих отношений.

Знать: Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений. Что такое «неосуждение».

Уметь: Объяснить, почему главное правило этики называется «золотое». Сформулировать своё мнение: как уберечься от осуждения других людей. Рассказать по картине В.Поленова «Грешница», как Христос защитил женщину.

Регулятивные : саморегуляция

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.  

ценить и принимать ценности.

Беседа, работа с учебником, ИКТ

Составить свои правила этики

14

Храм

Беседа. Участие в беседе. Ответы на вопросы. Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Знать, для чего людям нужен храм, что они там делают. Как устроен православный храм. Что такое «алтарь», «Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», «благословение».

Знать: Для чего людям нужен храм, что они там делают. Как устроен православный храм.

Что такое «алтарь», «Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», «благословение». Что такое «церковно-славянский язык».

Уметь: Рассказать, как устроен православный храм. Рассказать, что такое иконостас, и какие иконы в нём присутствуют обязательно. Рассказать, может ли православный христианин молиться без иконы. Отличать на иконе изображение Иисуса Христа и Божьей Матери Объяснить значение выражения «Казанская Богоматерь».

Рассказать правила поведения в храме, и для чего они нужны.

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя  

ценить и принимать ценности.

Беседа, работа с учебником, ИКТ

Повторить как устроен православный храм

15

Икона

Беседа. Участие в беседе. Ответы на вопросы. Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Знать, в чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины, и почему. Зачем христианам нужны иконы, и как на иконах изображается невидимый мир.

Знать: В чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины, и почему. Зачем христианам нужны иконы, и как на иконах изображается невидимый мир.

Уметь: Объяснить, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик»

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: выражение своих мыслей.

 

ценить и принимать ценности.

Подберите пары картин и икон, связанных одной темой, образом, сюжетом.

16

Творческие работы учащихся

Урок презентация. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Знать, как готовится творческая работа, какие существуют виды творческих работ.

Знать: Как готовится творческая работа, какие существуют виды творческих работ. Как пользоваться литературой и другими источниками информации, как правильно отобрать нужную информацию и сделать выводы. выступление.

Уметь: Искать требующуюся литературу.
Работать с книгой, со статьей и другой информацией. Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст. Оформить работу в соответствии с требованиями. Подготовить устное выступление.

Регулятивные : саморегуляция

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные:  умение слышать, слушать и понимать партнера 

 Оформлять свои мысли в устной и письменной речи

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи

Подобрать иллюстративный материала к творческим работам.

17

Подведение итогов

Урок презентация. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Знать, из чего складывается оценка творческой работы. Уметь представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ.

Уметь: Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ.

Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера 

 

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи

18

Как христианство пришло на Русь

Рассказ с элементами беседы. Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. Знать, что такое Евангелие, Пасха, храм и икона. Кто такой Иисус Христос.

Узнать: что такое Церковь и крещение.

Знать: Что такое Евангелие, Пасха, храм и икона. Кто такой Иисус Христос.

Узнать: что такое Церковь и крещение.

Как Русь стала христианской страной.

. Уметь: Отличать православный храм от других, узнавать изображение Иисуса Христа и Пасхи на иконах.

Рассказать историю проникновения христианства  в древнерусские земли и крещения Руси.

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера 

 

нравственно-эстетическое оценивание

Беседа, работа с учебником, ИКТ

Повторить тему урока

19

Подвиг

Беседа. Чтение текста с остановками. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. Знать, что такое подвиг, что такое жертвенность.

Знать: Что такое подвиг, что такое жертвенность.

Пример подвижнической жизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого.

Уметь: Объяснить слово «подвижник», «жертвенность» и употреблять их в речи. Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью Рассказать о герое

Регулятивные : саморегуляция

Коммуникативные: выражение своих мыслей. 

личностное пережива

ние

Написать эссе. «Чем мне приходится жертвовать ради…(близких, друзей…)

20

Заповеди блаженств

Беседа. Чтение текста с остановками. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

Знать: Что такое «заповедь», «блаженство», что делает христианина счастливым.

Уметь: Объяснить, почему христиане благодарны Иисусу Христу. Читать текст Заповедей Блаженства с полным пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами.

Регулятивные : саморегуляция

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные:  умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. 

ценить и принимать ценности.

Вместе с родными обсудить заповеди.

21

Зачем творить добро?

Беседа. Чтение текста с остановками. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. Знать, в чём, как и почему христиане подражают Христу, чему радуются святые.

Знать: В чём, как и почему христиане подражают Христу, чему радуются святые

Уметь: Нарисовать кресты Иисуса Христа, апостолов Петра и Андрея.

Правильно употреблять в речи слово «смирение». Объяснить выражение «Даром приняли – даром давайте».

Регулятивные : понимать значение добра и  зла.

Познавательные: извлечение необходимой информации.

Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.   

эмоциональное пережива

ние.

Нарисовать кресты: Христов, Петров, Андреевский.

22

Чудо в жизни христианина

Беседа. Чтение текста с остановками. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

Знать: В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются

Уметь: Отличать на иконе изображение Святой Троицы. Объяснить связь слов «вера» и «верность». Рассказать, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные: выражение своих мыслей. 

личностное пережива

ние

Беседа, работа с учебником, ИКТ

Записать, какие добродетели вы видите в себе.

23

Православие о Божием суде

Рассказ с элементами беседы. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Знать, в чём состоит представление христиан о Божием суде.

Знать: В чём состоит представление христиан о Божием суде. Почему христиане верят в бессмертие. творению добра.

Уметь: Рассказать, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. Перечислить мотивы, поощряющие христиан к творению добра.

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.  

личностное пережива

ние

Повторить что такое божий суд

24

Таинство Причастия

Рассказ с элементами беседы. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Знать, что такое Причастие, что такое церковное Таинство. Что происходит в храме во время Литургии.

Знать: Что такое Причастие, что такое церковное Таинство.

Что происходит в храме во время Литургии.

Уметь: Рассказать, чем отличается история Ветхого Завета от истории Нового. Объяснить, как главная надежда христиан связана с Литургией. Рассказать, в чём главное назначение Церкви.

Регулятивные : саморегуляция

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

ценить и принимать ценности.

Повторить что такое таинство причастия

25

Монастырь

Рассказ с элементами беседы. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Знать, кто такой монах, и почему люди идут в монахи.

Знать: Кто такой монах, и почему люди идут в монахи. Что представляет собой монастырь. Какие монастыри и лавры существуют на территории России.

Уметь: Объяснить, что приобретает человек, став монахом, и от чего он отказывается. Рассказать, какие крупные и известные монастыри действуют на территории России.

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера 

 

личностное пережива

ние

Беседа, работа с учебником, ИКТ

Нарисовать рис монастыря

26

Отношение христианина к природе

Чтение текста учебника с остановками.  Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. Знать, какие качества делают человека «выше» природы.

Знать: Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным.

заботится о нём.

Уметь: Вести диалог на тему «Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?».

Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём.

Регулятивные : саморегуляция

Коммуникативные: выражение своих мыслей. 

личностное пережива

ние

Нарисовать плакат на тему: «Экологический кризис»

27

Христианская семья

Беседа. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. Знать, почему заключение брака в церкви называется «венчание». Что означает венец над молодожёнами.

Знать: Почему заключение брака в церкви называется «венчание». Что означает венец над молодожёнами. Что означает обручальное кольцо.

Уметь: Рассказать, какие традиции есть в семье обучающегося. Объяснить, какое поведение называется хамским. Обсудить вопрос: «Позволяет ли совесть бросать постаревшего или заболевшего супруга?»

Регулятивные : саморегуляция

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.  

ценить и принимать ценности.

Рассказать о своей семье, её традициях, взаимоотношениях

28

Защита Отечества

Беседа. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. Знать имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой.

Знать: Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы.

Уметь: Объяснить, какие поступки недопустимы даже на войне. Рассказать, какие слова вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в Куликовской битве.

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные: выражение своих мыслей. 

ценить и принимать ценности.

Подготовить сообщения об Александре Невском, Дмитрии Донском

29

Христианин в труде

Беседа. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. Знать, какие заповеди получили первые люди от Творца.

Знать: Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину.

Уметь: Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины

Регулятивные : саморегуляция

Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.  

нравственно-эстетическое оценивание.

Беседа, работа с учебником, ИКТ

Рассказать о труде родителей.

30

Любовь и уважение к Отечеству

Рассказ с элементами беседы. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. Знать главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура.

Знать: Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура.

Уметь: Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины

Регулятивные : саморегуляция

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: выражение своих мыслей. 

нравственно-эстетическое оценивание.

Мини-сочинение по вопросу: «Я люблю свою Родину, что это значит для меня?»

31

Подготовка творческих проектов учащихся

Подготовка творческих проектов учащихся. Знать, как готовится творческий проект. Уметь искать нужную информацию, систематизировать её,  сделать выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект.

Знать: Как готовится творческий проект. Какие виды творческих проектов существуют.

Уметь: Искать нужную информацию, систематизировать её,  сделать выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект.

Познавательные:

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий

Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении задачи.

  

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи

Подобрать иллюстративный материал  к творческим работам.

32

Выступление учащихся  со своими творческими работами

Конференция. Выступление со своим творческими проектами.

Знать: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся.

Уметь: Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Коммуникативные:

Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника

Умение излагать свое мнение

33

Выступление учащихся  со своими творческими работами

Знать всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся. Уметь владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Знать: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся.

Уметь: Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Коммуникативные:

 Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника

Умение излагать свое мнение

34

Презентация творческих проектов

Смотр знаний. Урок презентация.

Знать: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся.

Уметь: Грамотно презентовать свой творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на вопросы..

Коммуникативные:

 Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника

Умение излагать свое мнение

         Требования к уровню  подготовки учащихся 4 класса

         Знать/понимать:
       -  основные понятия религиозных культур;
       -  историю возникновения религиозных культур;
       -  историю развития различных религиозных культур в истории России;
       -  особенности и традиции религий;
       -  описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений,

           праздников и святынь.
         Уметь: 
      -  описывать различные явления религиозных традиций и культур;
      -  устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
      -  излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни

         людей и общества;
      -  соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
      -  строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и

         культурных традиций;
      -  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

      -  участвовать в диалоге: слушать собеседника и излагать своё мнение;

       - готовить сообщения по выбранным темам.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на занятии;
  • учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану (Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.);
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях (Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов));

Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:

  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог));
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  •  привлечение родителей к совместной деятельности.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Для реализации программного содержания используется :

УМК:

1.Учебник для учащихся «Основы православной культуры»  4-5 классы. Просвещение. Москва. 2014г

2.Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.

3. Сборник рабочих программ «Основы религиозных культур и светской этики» М.Просвещение. 2014 г.

4. Методическое пособие «Основы православной культуры» М.Просвещение. 2014 г.

5. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.

Лист корректировки рабочей программы

№ п/п

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия. Реквизиты документа, которыми закреплено изменение

Дата проведения по факту



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» составлена в соответствии с Конституцией РФ, Законом «Об образовании в РФ», К...

Программа учебного курса " Основы религиозных культур и светской этики" модуля " Основы православной культуры"

Цель модуля: способствовать развитию представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; воспитание порядочных, терпимых, честных граждан, которые с у...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» для учащихся 4 классов на 2015 - 2016 учебный год

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» разработана в соответствии с  Положением о рабочей программе МБОУ СОШ №2 г.Лермонто...

Учебно-тематическое планирование учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры".

В учебно-тематическом планировании представлены: темы уроков, предметные и метапредметные УУД....

Рабочая программа к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» для 4 класса

Рабочая программа и КТП к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» для 4 класса...

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозной культуры и светской этики». Модуль «Основы православной культуры»

Рабочая   программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»,  модуль  «Основы православной культуры»  для  обучающихся  4...

Рабочая программа комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы исламской культуры»

Основная идея программы – организация деятельности по реализации требований к результатам обучения (предметным, метапредметным и личностным) в соответствии с ФГОС НОО....