рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_pravoslavnoy_kultury.doc | 255 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Комитет по образованию Администрации Шипуновского района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Самсоновская средняя общеобразовательная школа»
Шипуновского района Алтайского края
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. директора по УВР Директор
____________ Т.В.Глушкова _____________ В.И. Шац.
Приказ №
от «___» ____________2016 г.
Рабочая программа
по учебному курсу
«Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»
начальное общее образование
на 2016- 2017 учебный год
Составитель: Т, Г, Панфилова, учитель начальных классов, первая категория, стаж – 33 года.
Рабочая программа составлена на основе рабочей программы для общеобразовательных учреждений 1-4 классы
Авторы: А.В.Кураев Издание Москва. Просвещение 2015.
Учебник:. А.В.Кураев Издание – М. : Просвешение 2015.
Количество часов в год- 34 ч., в неделю- 1 ч.
АННОТАЦИЯ
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» разработана на основе документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 года № 373 п. 195).
2. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июля 2011г. № МД-883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ».
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2012г. № 1060.
4. Авторской учебной программы «Основы православной культуры» А.В.Кураева
5. Положения о порядке разработки и утверждения рабочей программы учителя начальных классов, работающего по ФГОС НОО.
Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение следующих целей: развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:
• знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
• развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
• обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
• развитие способностей младших школьников к общению в политичной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
1. ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г
2. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.05.2015)
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начальног ообщего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785)
3. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки России «Приказ от 31 марта 2014года № 253»
4. Авторской учебной программы «Основы православной культуры» А.В.Кураева
5. Учебного плана МКОУ « Самсоновская СОШ» 2015-2016уч. год.
6.Положение о рабочих программах МКОУ « Самсоновская СОШ» приказ № 19 от 28.08.2015г.
Цель и задачи учебного курса «Основы православной культуры».
Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Задачи учебного курса:
- Знакомство обучающихся с основами православной культуры;
- Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;
- Формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- Развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.
Цель учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений. В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры. Федеральный
Преподавание основ православной культуры в 4 классе общеобразовательного учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества — в глубь времен. Учащиеся начальной школы прежде всего должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.
Основные задачи учебного предмета — осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся на основе:
– усвоения ими понятий «священный», «святой», «заветный» («Россия — священная наша держава», «святой долг», «заветные слова»);
– привития почтительного отношения к Государственным символам России (Государственному Гербу, Флагу и Гимну);
– ознакомления с важнейшими священными страницами родной истории;
– привития почтительного отношения к памятникам Великих Побед, священным местам великих сражений;
– ознакомления с именами и подвигами выдающихся правителей Руси (святые князья Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской), национальных героев (Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Ушаков), великих святых Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский);
– ознакомления со всемирно известными памятниками православной культуры России: иконами (Владимирская икона Божией Матери, «Троица» Андрея Рублёва), храмами (Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе), монастырями (Троице-Сергиева Лавра);
– усвоения основных духовно-нравственных принципов, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы;
– усвоения основных духовно_нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это — социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие;
– формирования навыков почтительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших;
– воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям;
– формирования благожелательного отношения к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения.
Изменения в авторскую программу не внесены.
Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).
Универсальные учебные действия.
Обучение детей по программе курса «Основы православной культуры» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Общая характеристика учебного предмета
Цель учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.
В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры. Федеральный
Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) подчеркивает «особую роль православия в истории России, в становлении её духовности и культуры». Из этого законодательного признания особого значения православия в истории нашего Отечества вытекает необходимость изучения православной культуры в общеобразовательных учреждениях России.
Преподавание основ православной культуры в 4 классе общеобразовательного учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества — в глубь времен. Учащиеся начальной школы прежде всего должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.
Ценностные ориентиры содержания курса ОРКСЭ
В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Место предмета в базисном учебном плане Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 0,5 учебный час в неделю в 4-5 классах. Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» рассчитана на 34 часа.
Формы текущего и итогового контроля знаний и умений обучающихся, система оценивания учебных результатов.
Оценивание проводить на основании «Единых требований к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверки тетрадей»
Источниками информации для оценивания достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования и меры осознанности каждым учеником особенностей развития его собственного процесса обучения, а так же для оценивания хода обучения служат:
- работы учащихся, выполняющиеся в ходе обучения (домашние задания, мини- проекты, презентации, разнообразные тексты, подборки информационных материалов, поздравительные открытки, а также разнообразные инициативные творческие работы: сочинения, поделки)
- индивидуальная и совместная деятельность учащихся
- результаты тестирования
Формы работы с детьми, испытывающими трудности:
-индивидуальный подход,
- предотвращение наступления утомляемости,
- активизация познавательной деятельности,
- обогащение знаниями об окружающем мире,
- проявление педагогического такта.
Содержание курса
Содержание учебного модуля «Основы православной культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. | 2 |
2 | Основы православной культуры. | 28 |
3 | Духовные традиции многонационального народа России | 4 |
Итого: | 34 учебных часа 1 час в неделю |
Содержание учебника построено с учетом:
- возрастных особенностей обучающихся;
- новизны и особенностей содержания курса;
- культурологической направленности курса;
- направленности предмета на объединение, а не разобщение школьников;
- имеющегося учебного, социального и личностного опыта школьников;
- возможностей нового предмета для развития не только духовно-нравственной сферы, но и универсальных учебных действий, критического мышления, коммуникативных навыков и умений, творческого потенциала учащихся и т. д.;
Тематический план
№ темы | Наименование темы | Коли чество часов | |||
1 | Россия – наша Родина | 1 | |||
2 | Культура и религия | 1 | 18 | Как христианство пришло на Русь | 1 |
3 | Человек и Бог в православии | 1 | 19 | Подвиг | 1 |
4 | Православная молитва | 1 | 20 | Заповеди блаженств | 1 |
5 | Библия и Евангелие | 1 | 21 | Зачем творить добро? | 1 |
6 | Проповедь Христа | 1 | 22 | Чудо в жизни христианина | 1 |
7 | Христос и Его крест | 1 | 23 | Православие о Божием суде | 1 |
8 | Пасха | 1 | 24 | Таинство Причастия | 1 |
9 | Православное учение о человеке | 1 | 25 | Монастырь | 1 |
10 | Совесть и раскаяние | 1 | 26 | Отношение христианина к природе | 1 |
11 | Заповеди | 1 | 27 | Христианская семья | 1 |
12 | Милосердие и сострадание | 1 | 28 | Защита Отечества | 1 |
13 | Золотое правило этики | 1 | 29 | Христианин в труде | 1 |
14 | Храм | 1 | 30 | Любовь и уважение к Отечеству | 1 |
15 | Икона | 1 | 31 | Подготовка творческих проектов учащихся | 1 |
16 | Творческие работы учащихся | 1 | 32-33 | Выступление учащихся со своими творческими работами | 2 |
17 | Подведение итогов | 1 | 34 | Презентация творческих проектов | 1 |
Всего: | 34 ч. |
Календарнл- тематическое планирование по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
( модуль «Основы православной культуры)
4 класс (34 часа)
№ п/п | Дата | Тема | Виды деятельности | Планируемые результаты | Формы, методы и средства обучения | |||
план | факт | предметные | метапредметные | личностные | ||||
1 | Россия – наша Родина | Рассказ с элементами беседы. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября). | Знать основные понятия: Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции. Уметь: Объяснить, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября). | Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: выполнение действий по алгоритму. Коммуникативные: выражение своих мыслей. | нравственно-эстетическое оценивание понятия Родина | Беседа, работа с учебником, ИКТ Написать сочинение «С чего начинается Родина?» | ||
2 | Культура и религия | Беседа. Что такое религия. Что такое православие. Уметь выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века | Знать: Что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие. Уметь: Выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века | Регулятивные : саморегуляция Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: выражение своих мыслей. | нравственно-эстетическое оценивание. | Беседа, работа с учебником, ИКТ Подготовить рассказ Что такое культура? Что такое религия? | ||
3 | Человек и Бог в православии | Беседа. Работа с текстом учебника. Чтение текста про себя. | Знать: Кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди Уметь: Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом. | Регулятивные : саморегуляция Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: уметь договариваться, вести дискуссию | ценить и принимать ценности. | Подготовить ответ «Что значит быть православным человеком?» | ||
4 | Православная молитва | Беседа. Составление словаря терминов и понятий. Дают определения основных понятий православной культуры. Знать, что такое молитва, и чем она отличается от магии. Какие бывают виды молитв. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш». | Знать: Что такое молитва, и чем она отличается от магии. Какие бывают виды молитв. Что значит «благодать». Кто такие святые. Уметь: Рассказать, что значит «молиться», и чем отличается молитва от магии. Объяснить слово «искушение», и зачем людям посылаются испытания в жизни. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш». | Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера | ценить и принимать ценности. | Беседа, работа с учебником, ИКТ Подготовить рассказ Что такое молитва | ||
5 | Библия и Евангелие | Беседа. Составление словаря терминов и понятий. Дают определения основных понятий православной культуры. Знать, кто такой христианин. Кто такие пророки и апостолы. Что такое Библия и Евангелие. | Знать: Кто такой христианин. Кто такие пророки и апостолы. Что такое Библия и Евангелие. Что такое Откровение Божие. Уметь: Объяснить, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснить связь слов Христос – христианство – христианин. Объяснить, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Рассказать об апостолах Христовых. | Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации
| ценить и принимать ценности. | Беседа, работа с учебником, ИКТ Подготовить сообщения на тему: «Кто такие христиане?» | ||
6 | Проповедь Христа | Беседа. Составление словаря терминов и понятий. Дают определения основных понятий православной культуры. | Знать: Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к мести, и почему. Уметь: Объяснить, чему учил Христос. Объяснить, что является духовными сокровищами. Рассказать, какое богатство христиане считают истинным и вечным. | Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации
| нравственно-эстетическое оценивание. | Подготовить рассказ «Добро и зло в православной традиции». | ||
7 | Христос и Его крест | Рассказ с элементами беседы. Учатся устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.. Уметь рассказать о Рождестве Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснить, почему Христос не уклонился от распятия. | Знать: Что такое «воплощение» («Боговоплоще- ние»), Голгофа. Кто такой Богочеловек. В чём состояла жертва Иисуса Христа. Уметь: Рассказать о Рождестве Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснить, почему Христос не уклонился от распятия. Объяснить, почему крест стал символом христианства, и какой смысл христиане вкладывают в этот символ. | Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: уметь вести дискуссию | нравственно-эстетическое оценивание. | Беседа, работа с учебником, ИКТ Нарисовать православный крест. | ||
8 | Пасха | Рассказ с элементами беседы. Учатся устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Знать, что такое Пасха (Воскресение). Как празднуют Пасху. | Знать: Что такое Пасха (Воскресение). Как празднуют Пасху. Как звучит пасхальное приветствие. Как звучит пасхальный гимн. Что такое христианский пост. Уметь: Объяснить, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснить, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа. Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна. Рассказать, в чём состоит смысл христианского поста. | Регулятивные : саморегуляция Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя | нравственно-эстетическое оценивание. | Нарисовать пасхальную открытку на тему «Празднуем Пасху» | ||
9 | Православное учение о человеке | Рассказ с элементами беседы. Учатся устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Знать, чем человек отличается от животного. Объяснить, в чём заключается свобода для христианина. | Знать: Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души. христианина. Уметь: Объяснить выражение «внутренний мир» человека. Составить рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу». Объяснить выражение «болезни души». Объяснить, в чём заключается свобода для христианина. | Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя | нравственно-эстетическое оценивание. | Написать мини-сочинение на «Когда на душе светло и радостно»
| ||
10 | Совесть и раскаяние | Чтение текста с остановками. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. | Знать: Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние Уметь: Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках. Объяснить выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть». Объяснить связь между выражениями «бессовестный человек» и «мёртвая душа». Рассказать, почему покаяние называют «лекарством души». | Регулятивные : – способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов. Познавательные: построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: выражение своих мыслей.
| нравственно-эстетическое оценивание. | Мини-рассказ «Как исправлять ошибки?», «Спешить делать добро» | ||
11 | Заповеди | Чтение текста с остановками. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. Знать, что такое «заповедь», «скрижали». | Знать: Что такое «заповедь», «скрижали». Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея. Уметь: Рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея». Рассказать, что общего у воровства и убийства. Рассказать, как зависть гасит радость. Отличать 10 заповедей Моисея от заповедей блаженств Иисуса Христа. | Регулятивные : саморегуляция Познавательные: анализировать жизненные ситуации и выбирать нравственные формы поведения. Коммуникативные: умение согласованно выполнять совместную деятельность | ценить и принимать ценности. | Беседа, работа с учебником, ИКТ Обсудить с родителями, почему нельзя лгать. | ||
12 | Милосердие и сострадание | Чтение текста с остановками. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. | Знать: Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям. Что такое «милосердие», «милостыня». Уметь: Объяснить, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия | Регулятивные : оценка нравственных норм Познавательные: извлечение необходимой информации. Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы. | личностное пережива ние | Беседа, работа с учебником, ИКТ Мини-сочинение «Ближний для меня – это…» | ||
13 | Золотое правило этики | Беседа. Участие в беседе. Ответы на вопросы. Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Знать, что такое «этика». Главное правило человеческих отношений. | Знать: Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений. Что такое «неосуждение». Уметь: Объяснить, почему главное правило этики называется «золотое». Сформулировать своё мнение: как уберечься от осуждения других людей. Рассказать по картине В.Поленова «Грешница», как Христос защитил женщину. | Регулятивные : саморегуляция Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | ценить и принимать ценности. | Беседа, работа с учебником, ИКТ Составить свои правила этики | ||
14 | Храм | Беседа. Участие в беседе. Ответы на вопросы. Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Знать, для чего людям нужен храм, что они там делают. Как устроен православный храм. Что такое «алтарь», «Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», «благословение». | Знать: Для чего людям нужен храм, что они там делают. Как устроен православный храм. Что такое «алтарь», «Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», «благословение». Что такое «церковно-славянский язык». Уметь: Рассказать, как устроен православный храм. Рассказать, что такое иконостас, и какие иконы в нём присутствуют обязательно. Рассказать, может ли православный христианин молиться без иконы. Отличать на иконе изображение Иисуса Христа и Божьей Матери Объяснить значение выражения «Казанская Богоматерь». Рассказать правила поведения в храме, и для чего они нужны. | Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя | ценить и принимать ценности. | Беседа, работа с учебником, ИКТ Повторить как устроен православный храм | ||
15 | Икона | Беседа. Участие в беседе. Ответы на вопросы. Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Знать, в чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины, и почему. Зачем христианам нужны иконы, и как на иконах изображается невидимый мир. | Знать: В чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины, и почему. Зачем христианам нужны иконы, и как на иконах изображается невидимый мир. Уметь: Объяснить, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик» | Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: выражение своих мыслей.
| ценить и принимать ценности. | Подберите пары картин и икон, связанных одной темой, образом, сюжетом. | ||
16 | Творческие работы учащихся | Урок презентация. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Знать, как готовится творческая работа, какие существуют виды творческих работ. | Знать: Как готовится творческая работа, какие существуют виды творческих работ. Как пользоваться литературой и другими источниками информации, как правильно отобрать нужную информацию и сделать выводы. выступление. Уметь: Искать требующуюся литературу. | Регулятивные : саморегуляция Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера Оформлять свои мысли в устной и письменной речи | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи | Подобрать иллюстративный материала к творческим работам. | ||
17 | Подведение итогов | Урок презентация. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Знать, из чего складывается оценка творческой работы. Уметь представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ. | Уметь: Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ. | Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера
| Оформлять свои мысли в устной и письменной речи | |||
18 | Как христианство пришло на Русь | Рассказ с элементами беседы. Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. Знать, что такое Евангелие, Пасха, храм и икона. Кто такой Иисус Христос. Узнать: что такое Церковь и крещение. | Знать: Что такое Евангелие, Пасха, храм и икона. Кто такой Иисус Христос. Узнать: что такое Церковь и крещение. Как Русь стала христианской страной. . Уметь: Отличать православный храм от других, узнавать изображение Иисуса Христа и Пасхи на иконах. Рассказать историю проникновения христианства в древнерусские земли и крещения Руси. | Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера
| нравственно-эстетическое оценивание | Беседа, работа с учебником, ИКТ Повторить тему урока | ||
19 | Подвиг | Беседа. Чтение текста с остановками. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. Знать, что такое подвиг, что такое жертвенность. | Знать: Что такое подвиг, что такое жертвенность. Пример подвижнической жизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. Уметь: Объяснить слово «подвижник», «жертвенность» и употреблять их в речи. Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью Рассказать о герое | Регулятивные : саморегуляция Коммуникативные: выражение своих мыслей. | личностное пережива ние | Написать эссе. «Чем мне приходится жертвовать ради…(близких, друзей…) | ||
20 | Заповеди блаженств | Беседа. Чтение текста с остановками. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. | Знать: Что такое «заповедь», «блаженство», что делает христианина счастливым. Уметь: Объяснить, почему христиане благодарны Иисусу Христу. Читать текст Заповедей Блаженства с полным пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами. | Регулятивные : саморегуляция Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | ценить и принимать ценности. | Вместе с родными обсудить заповеди. | ||
21 | Зачем творить добро? | Беседа. Чтение текста с остановками. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. Знать, в чём, как и почему христиане подражают Христу, чему радуются святые. | Знать: В чём, как и почему христиане подражают Христу, чему радуются святые Уметь: Нарисовать кресты Иисуса Христа, апостолов Петра и Андрея. Правильно употреблять в речи слово «смирение». Объяснить выражение «Даром приняли – даром давайте». | Регулятивные : понимать значение добра и зла. Познавательные: извлечение необходимой информации. Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | эмоциональное пережива ние. | Нарисовать кресты: Христов, Петров, Андреевский. | ||
22 | Чудо в жизни христианина | Беседа. Чтение текста с остановками. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. | Знать: В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются Уметь: Отличать на иконе изображение Святой Троицы. Объяснить связь слов «вера» и «верность». Рассказать, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках | Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные: выражение своих мыслей. | личностное пережива ние | Беседа, работа с учебником, ИКТ Записать, какие добродетели вы видите в себе. | ||
23 | Православие о Божием суде | Рассказ с элементами беседы. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Знать, в чём состоит представление христиан о Божием суде. | Знать: В чём состоит представление христиан о Божием суде. Почему христиане верят в бессмертие. творению добра. Уметь: Рассказать, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. Перечислить мотивы, поощряющие христиан к творению добра. | Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | личностное пережива ние | Повторить что такое божий суд | ||
24 | Таинство Причастия | Рассказ с элементами беседы. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Знать, что такое Причастие, что такое церковное Таинство. Что происходит в храме во время Литургии. | Знать: Что такое Причастие, что такое церковное Таинство. Что происходит в храме во время Литургии. Уметь: Рассказать, чем отличается история Ветхого Завета от истории Нового. Объяснить, как главная надежда христиан связана с Литургией. Рассказать, в чём главное назначение Церкви. | Регулятивные : саморегуляция Познавательные: поиск и отбор необходимой информации | ценить и принимать ценности. | Повторить что такое таинство причастия | ||
25 | Монастырь | Рассказ с элементами беседы. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Знать, кто такой монах, и почему люди идут в монахи. | Знать: Кто такой монах, и почему люди идут в монахи. Что представляет собой монастырь. Какие монастыри и лавры существуют на территории России. Уметь: Объяснить, что приобретает человек, став монахом, и от чего он отказывается. Рассказать, какие крупные и известные монастыри действуют на территории России. | Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера
| личностное пережива ние | Беседа, работа с учебником, ИКТ Нарисовать рис монастыря | ||
26 | Отношение христианина к природе | Чтение текста учебника с остановками. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. Знать, какие качества делают человека «выше» природы. | Знать: Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным. заботится о нём. Уметь: Вести диалог на тему «Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?». Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём. | Регулятивные : саморегуляция Коммуникативные: выражение своих мыслей. | личностное пережива ние | Нарисовать плакат на тему: «Экологический кризис» | ||
27 | Христианская семья | Беседа. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. Знать, почему заключение брака в церкви называется «венчание». Что означает венец над молодожёнами. | Знать: Почему заключение брака в церкви называется «венчание». Что означает венец над молодожёнами. Что означает обручальное кольцо. Уметь: Рассказать, какие традиции есть в семье обучающегося. Объяснить, какое поведение называется хамским. Обсудить вопрос: «Позволяет ли совесть бросать постаревшего или заболевшего супруга?» | Регулятивные : саморегуляция Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | ценить и принимать ценности. | Рассказать о своей семье, её традициях, взаимоотношениях | ||
28 | Защита Отечества | Беседа. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. Знать имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. | Знать: Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы. Уметь: Объяснить, какие поступки недопустимы даже на войне. Рассказать, какие слова вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в Куликовской битве. | Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные: выражение своих мыслей. | ценить и принимать ценности. | Подготовить сообщения об Александре Невском, Дмитрии Донском | ||
29 | Христианин в труде | Беседа. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. Знать, какие заповеди получили первые люди от Творца. | Знать: Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину. Уметь: Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины | Регулятивные : саморегуляция Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | нравственно-эстетическое оценивание. | Беседа, работа с учебником, ИКТ Рассказать о труде родителей. | ||
30 | Любовь и уважение к Отечеству | Рассказ с элементами беседы. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. Знать главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура. | Знать: Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура. Уметь: Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины | Регулятивные : саморегуляция Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: выражение своих мыслей. | нравственно-эстетическое оценивание. | Мини-сочинение по вопросу: «Я люблю свою Родину, что это значит для меня?» | ||
31 | Подготовка творческих проектов учащихся | Подготовка творческих проектов учащихся. Знать, как готовится творческий проект. Уметь искать нужную информацию, систематизировать её, сделать выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект. | Знать: Как готовится творческий проект. Какие виды творческих проектов существуют. Уметь: Искать нужную информацию, систематизировать её, сделать выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект. | Познавательные: Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении задачи.
| Оформлять свои мысли в устной и письменной речи | Подобрать иллюстративный материал к творческим работам. | ||
32 | Выступление учащихся со своими творческими работами | Конференция. Выступление со своим творческими проектами. | Знать: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся. Уметь: Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. | Коммуникативные: Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника | Умение излагать свое мнение | |||
33 | Выступление учащихся со своими творческими работами | Знать всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся. Уметь владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. | Знать: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся. Уметь: Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. | Коммуникативные: Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника | Умение излагать свое мнение | |||
34 | Презентация творческих проектов | Смотр знаний. Урок презентация. | Знать: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся. Уметь: Грамотно презентовать свой творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на вопросы.. | Коммуникативные: Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника | Умение излагать свое мнение |
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
Знать/понимать:
- основные понятия религиозных культур;
- историю возникновения религиозных культур;
- историю развития различных религиозных культур в истории России;
- особенности и традиции религий;
- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений,
праздников и святынь.
Уметь:
- описывать различные явления религиозных традиций и культур;
- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни
людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
- участвовать в диалоге: слушать собеседника и излагать своё мнение;
- готовить сообщения по выбранным темам.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану (Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.);
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях (Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов));
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог));
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- привлечение родителей к совместной деятельности.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Для реализации программного содержания используется :
УМК:
1.Учебник для учащихся «Основы православной культуры» 4-5 классы. Просвещение. Москва. 2014г
2.Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.
3. Сборник рабочих программ «Основы религиозных культур и светской этики» М.Просвещение. 2014 г.
4. Методическое пособие «Основы православной культуры» М.Просвещение. 2014 г.
5. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.
Лист корректировки рабочей программы
№ п/п | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия. Реквизиты документа, которыми закреплено изменение | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы светской этики"
Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» составлена в соответствии с Конституцией РФ, Законом «Об образовании в РФ», К...
Программа учебного курса " Основы религиозных культур и светской этики" модуля " Основы православной культуры"
Цель модуля: способствовать развитию представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; воспитание порядочных, терпимых, честных граждан, которые с у...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» для учащихся 4 классов на 2015 - 2016 учебный год
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ СОШ №2 г.Лермонто...
Учебно-тематическое планирование учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры".
В учебно-тематическом планировании представлены: темы уроков, предметные и метапредметные УУД....
Рабочая программа к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» для 4 класса
Рабочая программа и КТП к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» для 4 класса...
Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозной культуры и светской этики». Модуль «Основы православной культуры»
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» для обучающихся 4...
Рабочая программа комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы исламской культуры»
Основная идея программы – организация деятельности по реализации требований к результатам обучения (предметным, метапредметным и личностным) в соответствии с ФГОС НОО....