Рабочая программа комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы исламской культуры»
рабочая программа по орксэ
Основная идея программы – организация деятельности по реализации требований к результатам обучения (предметным, метапредметным и личностным) в соответствии с ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_orkse_islam.docx | 47.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание рабочей программы
1.Титульный лист
2. Пояснительная записка
3. Общая характеристика учебного предмета
4. Содержание учебного предмета
5. Тематическое планирование.
6 .Система контроля и оценки планируемых результатов по предмету
7. Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса
2. Пояснительная записка.
Рабочая программа комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы исламской культуры» (ОРКСЭ. Модуль «Основы исламской культуры») является локальным нормативным документом и адресована обучающимся 4 классов МБОУ «Школа № 5». Учебник Латышина Д.И. Муртазин М.Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. 4 кл.- Просвещение, 2016.
Срок реализации рабочей программы. Программа актуальна для учащихся 4 классов (2019-2020учебный год)
В основе разработки рабочей программы комплексного курса «ОРКСЭ. Модуль «Основы исламской культуры» лежат следующие нормативно – правовые документы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ от 22.12.2009 №15785);
- приказ Минобрнауки РФ№2357 от 22 сентября 2011года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г.№373»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.12.2012г. №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г.№1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждены Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189;
- приказ Минобрнауки РФ № 253 от 31 марта 2014г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 21 апреля 2016 года №459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253»;
- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Школа № 5» (приказ от 31,08.21015, с изменениями и дополнениями от 31.08.2017 №439, от 30.08.2018 № 451, от 31.08.2019 №524);
- примерные рабочие программы учебных предметов, курсов;
- Положение о рабочей программе, рассмотрено на производственном совещании (протокол № 1 от 27.01.2014г.), утверждено приказом (№ 50 от 27.01.2014, приказ № 452, от 30.08.2018г.).
Актуальность программы состоит в том, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей. Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс играет важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного достойного гражданина, знакомит школьников с основами различных мировоззрений и опираются на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Место комплексного учебного курса ОРКСЭ модуль «Основы исламской культуры» в решении общих целей и задач начального общего образования
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени образования, служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. Учебный предмет ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир» и предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История».
Предметные знания и умения, приобретённые при изучении должны стать первым шагом на пути восстановления в новых условиях на основе принципов гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально-педагогического партнерства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи.
Основная идея программы – организация деятельности по реализации требований к результатам обучения (предметным, метапредметным и личностным) в соответствии с ФГОС НОО.
Основная цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»- формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
- ознакомление обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых культур и светской этики;
- развитие представления младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, формирование у них ценностно-смысловые мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов;
- развитие способностей обучающихсяк общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Планируемые результаты освоения программы:
Реализация рабочей программы, разработанной в соответствии с новыми образовательными стандартами, носит системно-деятельностный характер, направлена на формирование не только предметных (научатся, получат возможность научиться), но и личностных, метапредметных, универсальных учебных действий как основы умения учиться.
Планируемые результаты изучения курса «Основы исламской культуры» можно представить в следующей форме:
Предметные результаты: |
|
Метапредметные результаты: |
|
Личностные результаты |
|
Виды и формы контроля выполнения требований федерального государственного образовательного стандарта
Система контроля и оценки разработаны на основе требований к результатам (предметным, метапредметным, личностным) с учётом авторской программы «Основы мировых религиозных культур и светской этики» А.Я.Данилюк в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Школа № 5».Система контроля и оценки достижения планируемых результатов предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. В соответствии с Требованиями Стандарта используется персонифицированная информация в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Во всех иных процедурах используется неперсонифицированная информация о достигаемых обучающимися образовательных результатах. Система оценки предусматривает и уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения.
По комплексному учебному курсу ОРКСЭ модуль «Основы исламской культуры» предполагается безотметочное обучение, но это не означает, что в контроле усвоения знаний нет необходимости. Процесс усвоения знаний индивидуален. Оценка должна решать две основные задачи:
-подведение итогов работы;
-сравнение (с самим собой).
В ходе освоения программы используются следующие виды и формы контроля:
Виды контроля | Форма контроля |
Текущий | тесты, зачет, викторина, опрос |
Итоговый | творческие проекты (инсценировки, составление словарика, рефераты , презентации, выпуск плакатов, стенгазет, и т.д.) |
3. Общая характеристика учебного предмета.
Комплексный учебный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозным и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина. Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
-нравственное самосовершенствование, духовное саморазвитие;
-понимание значения нравственности, веры и религии в жизничеловека;
-становление внутренней установки поступать согласно совести;
-осознание ценности человеческой жизни;
-развитие коммуникативных качеств.
Включение комплексного учебного курса в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:
- Патриотизм
- Социальная солидарность
- Гражданственность
- Семья
- Труд и творчество
- Наука
- Традиционные российские религии
- Искусство и литература
- Природа
- Человечество
Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи.
Место учебного предмета в учебном плане:
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» относится к образовательной области «Основы религиозных культур и светской этики» учебного плана начального общего образования.
Согласно учебному плану на 2019-2020 учебный год МБОУ «Школа №5» на изучение курса в 4 классе выделяется 34 часа (34 учебные недели, 1 н/ч).
Педагог имеет право вносить коррективы в рабочую программу на протяжении учебного года на основании приказов по образовательному учреждению по причине отмены или переноса учебных занятий (актированные дни, карантинные мероприятия и др.). Данные изменения вносятся в КТП в раздел «Примечание».
«В четвёртой четверти 2019-2020 учебного года внесены изменения в количество учебных часов, порядок и формы изучения тем по предмету на основании приказа МБОУ «Школа № 5» от 24.03.2020 №153 «Об организации учебной деятельности в начальных классах в условиях принимаемых мер профилактики гриппа и распространения коронавирусной инфекции», в соответствии с Листами корректировки рабочей программы».
4. Содержание учебного предмета
Характерными особенностями содержания курса являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.
Технологии:
- информационно- коммуникационные
- проблемно-диалогическое обучение
- здоровьесберегающая
- деятельностный подход
- проект
Методы:
- деятельностный
- исследовательский
- частично- поисковый
- методы активного обучения
- диалоги
- работа в группах
- объяснительно- иллюстративные
Формы организации деятельности:
- общие или фронтальные (работа со всем классом)
- индивидуальные (с конкретным учащимся)
- групповые (звено, бригада, пара и т. д.)
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, наглядные пособия, дидактический материал, технические средства обучения.
Национально-региональный компонент (10-15%) включён в содержание учебного предмета.
Комплексный учебный курс включает в себя 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». На основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), возможностей организации образовательного процесса определены 4 модуля для изучения:
- Основы православной культуры.
- Основы светской этики.
- Основы мировых религиозных культур.
- Основы исламской культуры.
Изучение программного материала можно разделить на разделы:
Раздел 1. Введение. (1 час)
Раздел 2. Основы исламской культуры культуры. (15 часов)
Раздел 3. Духовные традиции многонационального народа России . (14 часов)
Раздел 4. Повторение изученного за год. (4 часа)
Раздел 1 посвящен патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Урок в рамках этого раздела проводится для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в разделе 2, 4, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Раздел 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.
Учебно-тематический план
5. Тематическое планирование
6. Система контроля и оценки планируемых результатов
С целью оценивания достижений планируемых результатов освоения программы по курсу
предлагаются следующие процедуры:
Объект | Процедуры оценки |
Личностные результаты | |
Сформированность личностных УУД | Внешние мониторинговые исследования с использованием неперсонифицированных источников информации |
Метапредметные результаты | |
Сформированность регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД. | Внутренняя накопленная оценка (оценочные листы, листы наблюдений в Портфолио) Неперсонифицированная оценка. |
Предметные результаты | |
Сформированность учебных действий с предметным содержанием | Внутренняя накопленная оценка (Портфолио, текущее и промежуточное оценивание) Неперсонифицированные процедуры |
Основные виды контроля и учёта достижений обучающихся по курсу (с учетом интеграции урочной и внеурочной деятельности):
• по месту в процессе обучения:
– текущий контроль, позволяющий определять уровень развития учащихся и степень их продвижения в освоении программного материала,
– итоговый контроль, определяющий итоговый уровень знаний учащихся по предметам и степень сформированности основных компонентов учебной деятельности школьников;
• по субъектам контрольно-оценочной деятельности:
– внешний контроль, осуществляемый педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка),
– внутренний или рефлексивный контроль, осуществляемый учащимся и обращенный на понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности (самоконтроль и самооценка).
7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Требования к оснащению учебного процесса на уроках разработаны
с учётом реальных условий работы начальной школы.
Литература для учителя:
«Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений.4-5 классы. 2010
«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. 4-5
классы: справ. Материалы для общеобразовательных учреждений; под ред. Тишкова В.А., Шапошниковой Т.Д. - М.: Просвещение, 2010
Электронное приложение к учебному пособию Латышина Д.И;.Муртазин М.Ф,
«Основы исламской культуры» .4-5 класс
Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы,
интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации,
тематически связанные с содержанием курса.
Энциклопедическая и справочная литература.
Методические рекомендации и указания к проведению уроков для учителя
Ресурсы школьной библиотеки и методического кабинета
Интернет-ресурсы для подготовки творческих работ
http://lib.pstgu.ru/icons/, http://pravolimp.ru
http://zakonbozhiy.ru, http://azbyka.ru/tserkov/
Литература для ученика:
Латышина Д.И.;.Муртазин М.Ф, Основы исламской культуры .4 -5класс-М. Просвещение, 2012.
Печатные пособия (таблицы, словари, наборы картинок, счетный материал, карты, плакаты, репродукции картин и т.д.)
Технические средства обучения (классная доска, телевизор, видеомагнитофон, аудиоцентр, диапроектор, мультимедийный проектор, экспозиционный экран, компьютер, сканер, принтер, фотокамера, видеокамера и т.д.)
Экранно-звуковые пособия (аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные(цифровые) образовательные ресурсы и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 класса уровень базовый
Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этики(модуль «Основы светской этики»)для 4 классауровень базовый...
Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4
Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4...
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики) в 4 классе
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе Рабочей программы к учебнику «Основы светской э...
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль "Основы светской этики")
Программа составлена на основе примерной рабочей программы по основам религиозных культур и светской этики (модуль "Светская этика"). Автор примерной программы А.Я. Данилюк. Срок реализации 1 год....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы православной культуры народов России", 4 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпредмета «Основы религиозных культур и светской этики»,модуль «Основы православной культуры народов России» 4 класс...
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль « Основы светской этики») для 4 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяна Ивановна
Для учителя 4-5 классов по Основам светской этики...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» 4 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ", МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" 4 КЛАСС...