Рабочая программа к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» для 4 класса
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Бондаева Эльза Бадмаевна

Рабочая программа и КТП к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» для 4 класса 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» для 4 класса  разработана на основе:

Федерального   государственного образовательного стандарта  начального общего образования;

- примерной программы начального общего образования, , авторской программы А. Я. Данилюка «Основы светской этики»», утверждённой МО РФ (Москва, 2012 г.).

-Требований Стандарта (п. 12.4);

- Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г.;

-  Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).

-  Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики».

Для реализации рабочей программы используется  учебник «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики» 4 класс. А.И. Шемшурина, г. Москва,  «Просвещение»,2017г.

Цели и задачи учебного курса

     Курс  предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.

     Основой для данного курса является концепция « Духовно-нравственного воспитания». Данная программа реализует содержание одного из 6 модулей – модуль «Основы светской этики».

     Цель учебного курса – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

     Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Достижение следующих целей возможно через решения следующих задач:

  • Знакомство обучающихся с основами светской этики.
  • Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.
  • Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно – смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
  • Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважении и диалога во имя общественного мира и согласия.

Освоение школьниками учебного содержания должно обеспечить:

  • Понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества.
  • Формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям.
  • Знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России.
  • Укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

        Школьный курс в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом адресован младшим школьникам и предполагает:

-  воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа;

- формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

- ознакомление с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;

 - воспитание нравственности, основанной на свободе совести, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.

        Дети младшего школьного возраста начинают приспосабливаться к миру, осваивать его законы и порядки, осознавать необходимость соблюдения определенных правил. Происходит преодоление эгоцентризма, свойственного раннему детству. Появляется стремление сообразовываться с конкретными требованиями жизни. Творческие устремления детей получают определенную конкретизацию и находят свое выражение в тех или иных видах и формах деятельности. Происходит оформление моральных идей и правил. В начальной школе продолжается процесс социально-личностного развития ребенка. Появляется система представлений об окружающих людях, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками, взрослыми.

Новизна и актуальность:

 Особенностью ФГОС второго поколения является нацеленность на решение не только задач обучения и развития, но и задач воспитания. Критерием для определения ценностей выбраны Нравственность и Человечность, так как они противостоят разрушительным явлениям и позволяют человеку развивать свое сознание, жизнь и систему общественных отношений.  

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания определяет:

-  характер современного национального воспитательного идеала;

-  цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

- систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовнонравственная консолидация многонационального народа РФ;

- основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

       Принципы построения модуля «Основы светской этики»

При построении учебного модуля «Основы светской этики» учитывались  принципы: научность, доступность, культуросообразность.

1. Доступность. Поскольку данный учебный предмет предназначен для учащихся 4–х классов, то в нём содержится минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий), которые школьникам  уже известны из других учебных предметов.

2. Принцип культуросообразности. Нравственное воспитание обучающихся в российской школе будет успешным лишь тогда, когда дети будут не просто знать, но трепетно преклоняться перед такими высокими качествами наших предков, как доброта, честность, верность долгу, мужество, бережное отношение к священным местам, почтение к родителям, бескорыстие, жертвенная любовь к Родине.

  В процессе изучения основ светской этики у школьников формируются умения критически оценивать свои поступки, постепенно складывается потребность руководствоваться в своей жизни лучшими примерами, а также появляется готовность следовать высоким этическим нормам поведения дома, на улице, в школе.

Общая характеристика учебного курса

      Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.

   Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль,  как в расширении  образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

     Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство,  поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую сложность нашей страны и современного мира.

      Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  1. общая историческая судьба народов России;
  2. единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

     Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о светской этике посредством:

  1. ориентации содержания учебного курса на общую педагогическую цель, воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
  1. педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
  2. системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
  3. ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

   Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы светских культурных традиций.

                                Место курса в базисном учебном плане   

Учебный курс «Основы светской этики» изучается в объеме 34 часов в 4 классах, 1 час в неделю.     

        Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

изучения учебного предмета «Основы светской этики».

           

В результате изучения модуля обучающийся должен:
Знать:
- основные понятия светской этики;
- значение этики в жизни человека;
- образцы нравственности в культурах разных народов;
- духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Уметь:
- излагать свое мнение по поводу значения светской этики в жизни людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами поведения культур разных  народов;
- строить толерантные отношения в обществе;
- применять полученные знания в социуме;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий;
- участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мнения, готовить сообщения по выбранным темам.

 Обучение детей по программе  модульного курса «Основы светской этики»  направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

                                  Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

                             Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

              Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
  • Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

                         

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» ученик научится:

  • понимать значимость нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, способность выражать это понимание своими словами, приводить примеры;
  • формулировать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, в обществе и государстве;
  • называть и иллюстрировать примерами понятия добро, справедливость, ответственность, честь, совесть, дружба, долг;
  • рассуждать о нравственных качествах человека и ориентироваться на них в повседневных коммуникациях;
  • разбираться в проявлениях негативных качеств и эмоций человека, уметь выявлять их проявления и адекватно реагировать на них, уметь контролировать собственные негативные эмоции и действия;
  • демонстрировать адекватность самооценки, воспринимать конструктивную критику со стороны старших, прислушивается к мнению окружающих;
  • понимать дистанцию между детьми и взрослыми, проявлять уважение к старшим и младшим членам семьи и общества;
  • понимать важность семейных отношений, демонстрировать заботу о членах семьи, готовность принять на себя обязанности по оказанию посильной помощи в семье;
  • уважительно относится к сверстникам и взрослым, придавать значение собственному внешнему виду и манерам поведения, осуществлять вербальную и невербальную коммуникацию с учетом интересов, положения и возраста собеседника;
  • высказывать мнение о поступках окружающих в адекватной ситуации форме, не навязывать собственное мнение окружающим, проявлять дружелюбие в общении с окружающими;
  • распознавать особенности речевого общения, использовать в собственной речи вежливые слова и речевые обороты, нести ответственность за свои слова и действия;
  • понимать значимость природы в жизни общества, проявлять заботу об окружающей среде;
  • понимать необходимость физического развития, соблюдать элементарные правила здорового образа жизни, относиться к собственному здоровью и здоровью окружающих как к ценности;
  • рассказывать об основных памятных датах и праздниках России, понимать их значение для общества, принимать активное участие в подготовке и реализации праздничных мероприятий в школе и дома;
  • проявлять интерес к истории своей семьи, знать имена и биографии предков и выдающихся людей России;
  • объяснять значение моральных норм для человека и общества;

рассуждать о многонациональном и многоконфессиональном составе российского общества, понимать значение и формы выражения патриотизма, любви к Отечеству, нашей Родине — России

Формы контроля и оценки планируемых результатов

 В процессе  изучения  курса, учащихся должны выполнить  проектную работу, предусмотренную в конце разделов, в основу которых положен системно–деятельностный подход. Дети, занимаясь групповой  исследовательской деятельностью, научатся отбирать  необходимый материал, составлять презентации. Данная деятельность позволит повысить интерес детей не только к исследовательской деятельности  при выполнении практических работ, но и к предмету в целом.

Достижение учащимися планируемых результатов  выявляются в процессе:

- текущего и систематического собеседования по основным разделам программы;

- составления банка работ, выполненных в учебном процессе;

- защиты  собственных исследовательских и творческих проектных работ;

- выставки работ учащихся.

         При оценке предметных результатов освоения модуля используются виды контроля, применяемые  в системе безотметочного обучения:

- стартовый контроль, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;

- прогностический контроль, т. е. «проигрывание» всех операций учебного действия в уме до начала его реального выполнения;

- пооперационный контроль, т.е., контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения исследовательских работ учащихся;

- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов;

- рефлексивный контроль — контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

- итоговый контроль, на основе которого определяется уровень сформированности знаний по предмету и основных компонентов учебной деятельности школьников.

Оценка деятельности учащихся в конце каждого занятия, раздела осуществляется по ряду   критериев:

- понимание изучаемого материала;

- степень самостоятельности в подборе необходимого материала;

- самостоятельность суждений;

- умение поддержать и выстроить диалог;

СОДЕРЖАНИЕ

учебного модуля «Основы Светской этики»

Россия — наша Родина.

Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания

морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

1.Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.

2. Моя малая Родина. Ямал наш общий дом.

3. Что такое светская этика. Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.

4. Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.

5. Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.

6. Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.

7. Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек.Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.

8. Свобода и моральный выбор человека.  Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором. В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.

9. Свобода и ответственность.  Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.

10.  Моральный долг. Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.

11. Справедливость.  Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.

12.Альтруизм и эгоизм.   Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».

13.  Дружба. Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

14 .  Что значит быть моральным? Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»

15. Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.

16.  Нравственный поступок. Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?

17.  Золотое правило нравственности. Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.

18.  Стыд, вина, извинение. Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования.

19. Честь и достоинство. Что такое честь. Что такое достоинство.

20 Что такое совесть.

21. Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».

22. Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка.

23. Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.

24. Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты.

25. Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.

26. Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.

27. Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

28. Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование по курсу «ОРКСЭ Светская этика» в 4 классе

Изучаемый материал

Кол-во часов

Контроль

1

Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека.

1

2

Раздел 1. Раздел 1. Этика общения

4

3

Раздел 2. Этикет

4

4

Раздел 3. Этика человеческих отношений

4

5

Раздел 4. Этика отношений в коллективе

3

6

Раздел 5. Простые и нравственные истины

4

7

Раздел 6. Душа обязана трудиться

4

8

Раздел 7. Посеешь поступок – пожнешь характер

4

9

Раздел 8. Судьба и Родина едины

4

10

Подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала

2

проект

ИТОГО

34

Описание материально-технического обеспечения

Реализация учебной программы обеспечивается УМК:

1. «Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение 2018

2. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение2016

3. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для родителей М.Просвещение 2016

4. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение. 2016.

Календарно-тематическое планирование к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

модуль «Основы светской этики» по учебнику Основы светской этики» 4 класс. А.И. Шемшурина

1 час в неделю – всего 33 часа

Учитель: Бондаева Э.Б.

Тема урока

Дата проведения

Планируемые результаты

Формы и виды деятельности

План.

Факт.

1

Этика – наука о нравственной жизни человека.

06.09

Знакомство с общественными нормами нравственности и морали

Беседа; комментированное чтение; устный рассказ на тему; работа с иллюстрированным материалом; самостоятельная  работа с источником

Раздел 1 Этика общения

2

Добрым жить на свете веселей.

13.09

Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

3

Правила общения для всех.

20.09

Установка взаимосвязи между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственные формы поведения, сопоставление их с нормами разных культурных традиций

4

От добрых правил – добрые слова и поступки.

27.09

Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Добро и зло как основные этические понятия

Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

5

Каждый интересен.

04.10

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Раздел 2 Этикет

6

Премудрости этикета.

11.10

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи.

7

Красота этикета.

18.10

Установка взаимосвязи между  культурой и поведением людей.

8

Простые школьные и домашние правила этикета.

25.10

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

9

Чистый ручеёк нашей речи.

01.11

Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России. Овладение логическими действиями анализа готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Раздел 3 Этика человеческих отношений

10

В развитие добрых  чувств – творение души.

15.11

Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

11

Природа – волшебные двери к добру и доверию.

22.11

Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения.

12

Чувство Родины.

29.11

Обучение толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России.

13

Жизнь протекает среди людей.

06.12

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Раздел 4 Этика отношений в коллективе

14

Чтобы быть коллективом.

13.12

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

15

Коллектив начинается с меня.

20.12

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

16

Мой класс – мои друзья.

27.12

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

17

Ежели душевны вы и к этике не глухи.

17.01

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Простые нравственные истины

18

Жизнь священна.

24.01

Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

19

Человек рождён для добра.

31.01

Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)

20

Милосердие – закон жизни.

07.02

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, составление плана, подготовка рассказа.

21

Жить во благо себе и другим.

14.02

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Душа обязана трудиться

22

Следовать нравственной установке.

21.02

Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа.

23

Достойно жить среди людей.

28.02

24

Уметь понять и простить.

06.03

Анализ моральных и этических требований, предъявляемых к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях.

25

Простая этика поступков.

13.03

Посеешь поступок – пожнёшь характер

26

Общение и источники преодоления обид.

20.03

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа.

27

Ростки нравственного опыта поведения.

03.04

28

Доброте сопутствует терпение.

10.04

29

Действия с приставкой «СО».

17.04

Судьба и Родина едины

30

С чего начинается Родина.

24.04

Знакомство с ценностями:  Отечество, долг и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России.

Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

31

В тебе рождается патриот и гражданин.

08.05

32

Человек – чело века.

15.05

Анализ важности соблюдения человеком нравственных и моральных норм

33

Слово, обращённое к тебе.

22.05

Подведение итогов. Презентация творческих работ. Участие в диспутах, обучение слушать собеседника и излагать своё мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» составлена в соответствии с Конституцией РФ, Законом «Об образовании в РФ», К...

рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»

Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества; формирование ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» для учащихся 4 классов на 2015 - 2016 учебный год

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» разработана в соответствии с  Положением о рабочей программе МБОУ СОШ №2 г.Лермонто...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы светской этики".

Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы светской этики", реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС...

Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»

Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»...

Учебно-методическая разработка по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», 4 класс Тема: «Совесть»

Учебно-методическая разработка   по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», 4 классТема: «Совесть»Тип урока:...