Технологическая карта урока ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
дана подробная разработка урока ОРКСЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh._karta_lipovskaya_i.v.docx | 222.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока с дидактической структурой урока
Липовская Ирина Васильевна
Предмет: ОРКСЭ
Класс: 3
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Тема | Христианская семья |
Цель | Раскрыть значение семьи и рода в жизни человека |
Задачи | 1.Познакомить учащихся с понятием семья, традициями и обычаями семьи, таинством брака, родом 2.Раскрыть значение понятий, связанных с понятием семья. 3.Воспитывать эмоционально-нравственное отношение к семье, семейным ценностям, традициям, роду, родителям, родственникам 4.Развивать умение работать с текстом, иллюстрацией, притчей 5.Развивать коммуникативные качества |
Планируемые результаты | Предметные: Знать понятие семьи, семейных отношений, рода, родственных отношений как духовно-нравственных ценностей Метапредметные: Познавательные: формирование способности ставить и сохранять учебные цели и задачи: осмысление значения семьи в жизни человека. Регулятивные: способность к осознанию своих эмоциональных состояний: умение планировать, контролировать и оценивать результат. Коммуникативные: умение работать в группе; умение определять общую цель и достигать ее; согласовывать свои действия с другими людьми. Личностные: Развитие восприятия себя как члена семьи, осознание своего место в семейной системе; формирование ценностного отношения к семье; осознание своих обязанностей по отношению к близким людям. |
Основные понятия | Семья, отношения в семье, род, таинство брака, родословная, фамилия |
Ресурсы | Стихи Р.Гамзатова о маме, репродукция картины С. Ткачёва « Семья», рассказ Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек», притча «Ладная семья», стихотворение «Один человек». |
Формы урока | Индивидуальная, групповая, парная |
Средства ИКТ | Мультимедийный проектор, экспозиционный экран, классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок. |
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
1.Мотивация и самоопределение к деятельности (4 мин) 2.Актуализация знаний учащихся (5 мин) 3.Постановка проблемы (4 мин) 4.Построение выхода из проблемной ситуации (3 мин) 5. Работа над темой урока (5 мин) Работа в парах (5 мин) | - Мне хочется сегодняшний урок начать с чтения стихотворения.
Один человек остался один. Сам себе слуга и господин. Сидит в одиночестве, смотрит в окно – За окном одиночество, темно. Худо ему жить одному. И попробуй, пойми, отчего, почему, Казалось бы, свобода, казалось бы, рай, А ему - хоть ложись, помирай. Ему не спится, ему не естся, Не может он найти в одиночестве места. Время скользит сквозь пальцы как песок. Каждый бывает иногда одинок. Люди вокруг, а в душе – ни души, Пусто, как в поле, хоть пляши. И тогда нам нужен кто- то другой, Кто бы к нам прикоснулся тёплой рукой, Кто бы сказал бы: «Не бойся, не грусти, я с тобой, Ты мне близок и дорог любой…» А секунды лапками шуршат как муравьи… Нам порой не хватает обычной любви, Нам порой не хватает простого тепла… - Отчего человеку одиноко? Чего ему не хватает? - Прочитайте на экране: Мой род - это дерево в цветах, Семья – это ветка осенью в плодах, Мой сад – это жизнь моих родных детей. Они продолжают жизнь моих корней. -Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? -Продолжите предложение: Моя семья для меня – это (дети говорят цепочкой) Чтение стихотворения Р. Гамзатова о маме. По-русски мама, по-грузински нана, - Что вы видите, слышите, чувствуете, когда воспринимаете эти стихи? - О чем вы подумали, что поняли и что бы хотели сделать для своей мамы? Показ на экране репродукции картины С.Ткачёва «Семья» -Почему так названа картина художником? -Кого не хватает на этой картине? Второй не мене важный человек в нашей жизни – отец. Испокон веков родословная велась в основном по мужской линии. По мужской линии передавалась фамилия. Традиционно важно, когда женщина, выходя замуж, берет фамилию мужа, подписывая, таким образом, под его родом себя и будущих детей. Выход замуж, свадьба всегда было важным событием в жизни людей. Менялся статус, появлялась ответственность друг за друга и за будущих детей. Люди становились в полной мере взрослыми. Кроме фамилии отца дети так же наследуют отчество. Отчества были не всегда. Исторически название человека по имени отчеству означало особое уважение. Очень важно для человека быть благодарным своим родителям. - Кто может рассказать о том, за что вы благодарны родителям? Работа с иллюстрацией К.В. Лебедева «Таинство брака», с. 65 - Что символизирует венец над молодоженами и можно ли исполнить клятву верности и любви? - Прочитав текст, попробуйте ответить на вопрос: «Как может рождаться и крепнуть любовь?»
-Раньше в семьях жили под одной крышей несколько поколений: дети, родители, бабушки, дедушки и даже прабабушки и прадедушки. В наше время это редкость, но родственные связи сохраняются. Забота о детях и о старшем поколении одна из основных функций семьи. Работа с рассказом Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» - Что заставило родителей изменить отношение к дедушке? | Включение в диалог Дети высказывают свое мнение Ученики строят свои ответы Ответы учащихся Ответы учащихся Рассматривают иллюстрацию Ученики строят свои ответы Чтение рассказа. Высказывания детей. | Познавательные: овладение мыслительными действиями: анализом, синтезом, обобщением, сравнением. Личностные: самоопределение к деятельности. Коммуникативные: установление взаимодействия учитель - ученик, ученик-ученик Регулятивные: внесение корректив в своё действие, умение выдвигать версии. Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую» (развитие осознания своих эмоциональных состояний). Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую». Познавательные: анализ с целью выделения признаков. Коммуникативные: Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, регулирование поведением партнера, умение высказывать свою точку зрения. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценка качества и уровня усвоения. Использование речевых средств, рефлексии.
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: формулирование познавательной цели. «Прием информации». Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую». Познавательные: умение работать с иллюстрацией Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения, умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других. Личностные: понимание и сопереживание чувствам других людей. Регулятивные: определять средства решения проблемы; планировать свою учебную деятельность. Познавательные: структурирование знаний; анализ, синтез, обобщение, извлечение информации из иллюстрации, текста; выявление сущности вопроса Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; уважают мнение других участников образовательного процесса. Регулятивные: принимают и сохраняют поставленную задачу. Личностные: имеют представление о разнообразии человеческих эмоций, чувств, настроений, которые проявляются в ответ на мнение о прочитанном произведении Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую». |
6. Работа в группах (7 мин) | Работа с материалом учебника с. 64-66 1 группа - узнает о семье, роде. 2 группа – узнает значение семьи для человека. 3 группа – узнает об обязанностях в семье. 4 группа - о правилах общения в семье. | Учащиеся обмениваются полученной информацией. | Коммуникативные: работа в малой группе; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, понимание позиции автора; Личностные: понимание смысла христианской семьи Познавательные: умение извлекать информацию. |
7. Первичное закрепление (5 мин) | Работа с притчей «Ладная семья» Жила - была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царил в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого Императора страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что- то писать. Писал долго - видно не силён был в грамоте. Затем передал лист Императору. Тот взял лист и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился.... -Как вы думаете, какие слова написал старик? Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: «СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ». «И все?» «Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи» - Что нужно делать каждому члену семьи, чтобы в ней был мир и лад? Семья - это первое, с чем ты встречаешься в жизни. В семье тебя учат добру, справедливости, заботе, почитанию старших и младших, взаимопониманию, сотрудничеству и многому другому; В конституции нашей страны записано, что обязанность родителей заботиться о детях. Но и ты, когда вырастишь, должен будешь заботиться о них. |
Высказывания детей Ответы детей. | Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую». Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли. Познавательные: выделение качеств милосердной личности. овладение мыслительными действиями: анализом, синтезом, обобщением, сравнением. Личностные: соотнесение поступков других людей со своими. |
8. Рефлексия (5 мин) | - Поделитесь, чем запомнился вам урок, что особенного вы для себя почерпнули. Сегодня я узнал (а). Я понял (а)… Я почувствовал (а)… Я научился (лась)… Я смог (смогла)… Было интересно… Меня удивило… Мне захотелось… Урок дал моей жизни… | Высказывания учащихся | Познавательные УУД: рефлексия полученной информации в устной форме; ориентируются в системе знаний. Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний |
9. Домашнее задание (2 минуты) | Прочитать текст, с. 64-67. Нарисовать вместе с родителями герб своей семьи. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск ее решения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль основы православной культуры) № 7 "Христос и Его крест"
Тема: Христос и Его КрестТип урока: открытие нового знания Опорные понятия: Богочеловек, Боговоплощение, Крест. Цель урока:формирование понимания значения креста для христиан....
Технологические карты уроков ОРКСЭ Основы светской этики.
Технологические карты пяти уроков в 4 классе....
Технологическая карта урока ОРКСЭ
Данный урок является 14 в модуле "Основы религиозных культур и светской этики" в 4 классе.Технологии урока - личностно-ориентированная, сотрудничества, здоровьесберегающа, деятельностный подход.При ра...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Нравственный образец богатыря", конспект урока, презентация
Это конспект урока, направленного на формирование понятия о нравственных идеалах. Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе модуль «Основы светской этики» на тему «Богатырь и рыцарь как нравственные и...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ "НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ "НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК"...
Технологическая карта урока ОРКСЭ. Тема урока: «Совесть и раскаяние» , УМК «Перспектива» (4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: Формирование представление о совести и роли покаяния в духовной жизни человека.Задачи урокаДидактические:Научить различать добро и зло ...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Что значит быть моральным?" (Учебник ОРКСЭ 4-5 класс)
Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение моральных норм и ценностей современного общества.Задачи урока:Дидактические:Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовн...