Урок по ОРКСЭ "Совесть и раскаяние".
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Ермакова Ольга Ивановна

Урок по ОРКСЭ "Совесть и раскаяние". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sovest_i_raskayanie.docx68.07 КБ

Предварительный просмотр:

Курс "Основы религиозных культур и светской этики" для 4-го класса. Модуль "Основы православной культуры". Тема: "Совесть и раскаяние"

Ермакова Ольга Ивановна, учитель начальных классов

Цель урока:  формирование у обучающихся представления о добродетели и пороке, о совести и раскаянии, как качествах характера, проявляющихся в поступках.

Задачи.

Образовательные: - дать представление о том, что включают в себя слова “добро”, “зло”, “грех”, “совесть”, “раскаяние” в русской православной культуре;

- показать на примерах, как связаны между собой эти понятия; активизировать познавательную деятельность учащихся.

Развивающие: развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли.

Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру, желание работать дружно, участвовать в поисках нового.

Тип урока. Урок изучения первичного учебного материала и закрепления полученных ранее знаний.

Используемое оборудование: компьютер, видеопроектор.

Ход урока:

1. Мотивационный этап.

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами снова отправимся в мир православной культуры, будем рассуждать, оценивать поступки литературных героев.

2. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы беседовали о душе человека.

СЛАЙД 1

-  Какие свойства человеческой души вы можете назвать?

- Какие качества человеческой души приближают человека к Богу? (Одно из качеств – добро)

- Как вы понимаете смысл слова «добро»? (Всё хорошее, положительное, полезное).

- В православии «добро»- это то, что:

- помогает росту души человека;

- помогает другим людям;

- радует Бога.

Дифференцированная работа:

- Дома вы выполняли различные задания со словом «добро»: одни составляли словосочетания, другие вспоминали добрые поступки литературных героев, третьи подбирали пословицы о добре, доброте. Проверим, как вы справились с данной работой.

- Какие словосочетания вы составили со словом «добро»? (творить добро, добрый поступок, добрые люди, излучать добро).        

- Какие добрые поступки литературных героев вы можете назвать? (Э.Успенский  «Крокодил Гена и его друзья» построили Дом дружбы и подружили многих героев повести; В. Катаев «Цветик - семицветик». Героиня сказки Женя с помощью последнего лепестка помогла вылечиться больным ногам мальчика Вити; В. Осеева «Три товарища». Володя поделился бутербродом с товарищем Витей.).

СЛАЙД 2.

– Какие пословицы о добре, доброте вам удалось найти? (Добро век не забудется.  Доброму Савве добрая и слава. Жизнь дана на добрые дела.  Мир не без добрых людей.)

- Как вы понимаете смысл слова “добро”? (Всё хорошее, положительное, полезное)

- В православии “добро” - это то, что:

- помогает росту души человека;

- помогает другим людям;

- радует Бога.

СЛАЙД 3.

- Назовите антоним слова “добро”. (Зло)

СЛАЙД 4. Определение слова “зло”.

 - Какой смысл вы вкладываете в это слово? (Нечто дурное, вредное)

- В православии у слова “зло” есть синоним. Как вы думаете, какой? (Грех)

- В православии грех – это:

-недобрые чувства;

-недобрые мысли;

-недобрые дела.

3.Проблемный диалог, определение темы урока.

СЛАЙД 5.

А сейчас постараемся угадать о чём пойдёт речь на занятии. Для этого разгадаем кроссворд и прочтём ключевые слова.

 Кроссворд.

1.Чувство сильного смущения, которое испытывает человек, совершив плохие поступки. От этого чувства можно «сгореть».

2.Чувство, которое испытывают люди, которых вы огорчили, обидели?

3.Чувство сильного возмущения, раздражения, негодования, которое может вызвать обида.

4.Недоброе чувство, мысль или дело.

5.Изменение оценки, которую человек дает своим поступкам, сожаление, испытываемое им от совершенных ошибок.

6.Ощущение большого душевного удовлетворения, которое испытывает раскаявшийся человек.

7.Состояние полной, высшей радости.

Учитель. Ребята, прочтите ключевые слова кроссворда. Сегодня мы поговорим о совести и раскаянии.

3. Открытие новых знаний. Работа с понятиями «Совесть» и «Раскаяние».

СЛАЙД 6-8. Иллюстрации к рассказу А.Гайдара “Совесть”.

Чтение учителем или подготовленным учащимся.

Учитель: Ребята, какой плохой поступок, совершила Нина Карнаухова из рассказа “Совесть” Аркадия Гайдара? (Не приготовила уроки, прогуляла школу, подшутила над малышом).

- По православным понятиям она совершила грех.

- Чем заканчивается данный рассказ? (“И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть”)

- Как вы понимаете это предложение? (Её мучает совесть)

- Как вы думаете, будет ли Нина поступать так и дальше? (Нет, она раскаялась в своём поступке)

СЛАЙД 9. Девиз урока.

-А девизом нашего урока пусть будут слова философа, римского императора Марка Аврелия “Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное - и ты выполнишь всю задачу своей жизни”.

4.Расширение и углубление знаний.

 - Работаем в группах. Первая группа ищет в словаре Ожегова С.И. определение слова “Совесть”, а вторая – “Раскаяние”.

- Проверяем работу.

СЛАЙД 10.

- Так что же такое “Совесть”? (Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом)

СЛАЙД 11.

Учитель:

- Что такое “Раскаяние”? (Испытание сожаления, признание в совершённой ошибке, в неправильном поступке)

СЛАЙД 12.

- Давайте обратимся к понятию “Совесть” Учебник страница 36.

- Чтение отрывка статьи “Отречение Петра”.

- Кто такой апостол Пётр? (Самый близкий ученик Христа)

- Посмотрите на его портрет.

СЛАЙД 13

- Какое выражение лица у него? (Мученическое, так как он совершил грех)

- Какой грех он совершил? (Трижды отрёкся от своего учителя, предал его)

- Спокойно ли было у него на душе, когда апостол Пётр совершил грех, или же он мучился? (Мучился)

- Обоснуйте свой ответ.

- Какое внутреннее состояние толкало апостола Петра на мучения? (Совесть)

- Про совесть говорят, как про живое существо: “Совесть без зубов, а грызёт”. Помните, она грызла сердце Нины Карнауховой. Совесть может разговаривать с человеком. О чём говорит совесть с человеком? Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Она мучает нас.

- Что же происходит с человеком, когда его мучает совесть? (Он не может спать спокойно, постоянно думает о своём плохом поступке; мучается; ходит с поникшей головой)

- Почему голова у человека поникла? (Ему стыдно)

Совесть – это способность человека оценить свои поступки. Когда мы оцениваем свои поступки “по совести”, у нас тогда возникает чувство стыда.

СЛАЙД 14.

“Стыд” - это чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка; позор, бесчестье.

- Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда и почему? (Ответы детей)

- Вспомните, а было ли у вас так, что вы хотели совершить что-то плохое, а голос внутри вас останавливал и уберегал от плохого поступка.

- Как вы думаете, чей внутренний голос вы слышали? (Голос совести)

- Да, это был голос совести, так как совесть защищала вас от совершения греха.

- Прочитаем через абзац, как объясняет связь совести и греха православие.

- А как работает совесть? Узнаем, прочитав в учебнике.

- Какие важные дела совершает совесть?

 1. Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.

 2. После ошибки совесть срабатывает, как тревога: “Так нельзя! Исправься!”.

- Какая особенность есть у совести? Если искренне не покаяться, совесть не даст забыть о проступке.

- Как можно покаяться? Какие слова могут в этом помочь? А верующие люди ходят исповедоваться в храм.

СЛАЙД 15. Храм.

- Как же нужно поступать в жизни, чтобы не пришлось раскаиваться? Найдите ответ в учебнике. Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.

Работа в рабочих тетрадях. Задание 1 (первая группа) устно в классе, задание 2 выполнить дома.

Работа с понятием “раскаяние”.

-Легко ли поступать по совести? Что побуждает человека слушать голос совести?

-Как, по вашему мнению, можно избавиться от терзаний совести? (Раскаяться)

Что главное в понятии “раскаяние” в православии? Чем раскаянье отличается от мучений совести? Узнаем, какие шаги существуют в раскаянии. Для этого прочитаем текст в учебнике на странице 38.

СЛАЙД 16. Шаги раскаяния.

- Сколько шагов существует в раскаянии? (Три)

- В чём состоит первый шаг в раскаянии? 1. Согласие человека с протестующим криком своей совести. Как вы его понимаете? В чём состоит второй шаг в раскаянии? 2. Переворот своих стремлений. Как вы его понимаете? В чём состоит третий шаг в раскаянии? 3. Покаянные молитвы к Богу. Назовите самую простую молитву. (Господи, прости). Когда раскаяние действительно придёт? (Когда оно искреннее). Внимательно посмотрите на схему в тетрадях.

- Как вы думаете, почему для искреннего раскаяния важны все три составляющие?

Учитель: Найди дело, противоположное греху:

СЛАЙД 17.

Украл? – Верни!

Солгал? – Наберись сил сказать правду.

Пожадничал? – Подари!

Сказал злое слово? – Попроси прощения.

Спешите делать ДОБРО!

 Работа в рабочих тетрадях. Выполнение заданий 1 и 3.

6.Обобщение нового материала.

А теперь я прочту вам рассказ Н. Н. Носова “ Огурцы”.  

СЛАЙД 18

Чтение и анализ рассказа. Что за поступок совершил мальчик? ( Взял огурцы вместе с другом);

  1. Какую цель он поставил себе? ( Принести огурцы домой на обед);
  2. Какие средства мальчик использовал для достижения цели? ( Украл);
  3. Несёт ли он наказание за этот поступок?
  4. Как отреагировала мама на принесённые огурцы?
  5. Почему мальчик отнёс огурцы обратно? ( Виноват);
  6. Что он почувствовал? ( чувство стыда);
  7. Как вы думаете, что происходит после осознания чувства вины? ( раскаяние);
  8. А после раскаяния  что наступает? ( извинение)

Из трёх пословиц выберите одну, которая выражает главную мысль этого произведения:

-Стыдно сказать, а грех утаить.

-Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.

-Правда дороже золота.

 В заключении урока хочу вас спросить, так почему свой рассказ Н.Носов назвал “Огурцы”? (Огурцы были испытанием для Котьки. Из всего случившегося он вышел достойно.)

9. Рефлексия.

- Наш урок подходит к концу.

СЛАЙД

- Какое открытие сделали вы для себя, мы узнаем с помощью предложений, начало которых вы видите на экране, и которые я попрошу вас закончить:

- Теперь я знаю … . Теперь я умею … . Теперь я (буду) не буду … .

10. Домашнее задание.

Учитель: Прочитайте высказывания рубрики “Это интересно”. Ответьте на вопросы и выполните задания на странице 39. Вспомните, в каких изученных нами литературных произведениях описываются совесть и раскаяние.

11. Итог.

Учитель: Наш урок подошёл к концу. Всем спасибо за работу. Пусть полученные знания помогут вам в жизни.

Аркадий ГАЙДАР

Совесть

    Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.

    Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

    Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.

    А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.

— Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

   Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

    А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

    Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

    Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

Николай Носов

Огурцы

    Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. Они от него бежать. По дороге домой Павлик подумал, как бы ему дома не досталось за то, что он лазит по чужим огородам. И он отдал свои огурцы Котьке.

   Котька пришел домой радостный:

- Мама, я тебе огурцов принес!

    Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках еще два больших огурца.

- Где ты их взял? - говорит мама.

- На огороде.

- На каком огороде?

- Там, у реки, на колхозном.

- Кто ж тебе позволил?

- Никто, я сам нарвал.

- Значит, украл?

- Нет, не украл, а так просто... Павлик брал, а мне нельзя, что ли? Ну, и я взял.

    Котька начал вынимать огурцы из карманов.

- Постой, постой! Не выгружай! - говорит мама,

- Почему?

- Сейчас же неси их обратно!

- Куда ж я их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Все равно они теперь уже расти не будут.

- Ничего, отнесешь и положишь на той же грядке, где сорвал.

- Ну, я их выброшу.

- Нет, не выбросишь! Ты их не садил, не растил, не имеешь права и выбрасывать.

   Котька стал плакать:

- Там сторож. Он нам свистел, а мы убежали.

- Вот видишь, что делаете! А если б он поймал вас?

- Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка.

- Ну как тебе не стыдно! - говорит мама. - Ведь дедушка за эти огурцы отвечает. Узнают, что огурцы пропали, скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет?

   Мама стала совать огурцы обратно Котьке в карман. Котька плакал и кричал:

- Не пойду я! У дедушки ружье. Он выстрелит и убьет меня.

- И пусть убьет! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор.

- Ну, пойдем со мной, мамочка! На дворе темно. Я боюсь.

- А брать не боялся?

   Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не поместились в карманах, и вывела его за дверь.

- Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын!

   Котька повернулся и медленно-медленно пошел по улице.

Уже было совсем темно.

"Брошу их тут, в канаву, а скажу, что отнес, - решил Котька и стал оглядываться вокруг. - Нет, отнесу: еще кто-нибудь увидит и дедушке из-за меня попадет".

Он шел по улице и плакал. Ему было страшно.

"Павлику хорошо! - думал Котька. - Он мне свои огурцы отдал, а сам дома сидит. Ему небось не страшно".

    Вышел Котька из деревни и пошел полем. Вокруг не было ни души. От страха он не помнил, как добрался до огорода. Остановился возле шалаша, стоит и плачет все громче и громче.

   Сторож услышал и подошел к нему.

- Ты чего плачешь? - спрашивает.

- Дедушка, я принес огурцы обратно.

- Какие огурцы?

- А которые мы с Павликом нарвали. Мама сказала, чтоб я отнес обратно.

- Вот оно какое дело! - удивился сторож. - Это, значит, я вам свистел, а вы все-таки огурцы-то стащили. Нехорошо!

- Павлик брал, и я взял. Он мне и свои огурцы отдал.

- А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен. Ну, больше не делай так. Давай огурцы и иди домой.

   Котька вытащил огурцы и положил их на грядку.

- Ну, все, что ли? - спросил старик.

- Нет... одного не хватает, - ответил Котька и снова заплакал.

- Почему не хватает, где же он?

- Дедушка, я один огурец съел. Что теперь будет?

- Ну что ж будет? Ничего не будет. Съел, ну и съел. На здоровье.

- А вам, дедушка, ничего не будет за то, что огурец пропал?

- Ишь ты какое дело! - усмехнулся дедушка. - Нет, за один огурец ничего не будет. Вот если б ты не принес остальных, тогда да, а так нет.

   Котька побежал домой. Потом вдруг остановился и закричал издали:

- Дедушка, дедушка!

- Ну что еще?

- А этот вот огурец, что я съел, как будет считаться - украл я его или нет?

- Гм! - сказал дед. - Вот еще какая задача! Ну чего там, пусть не украл.

- А как же?

- Ну, считай, что я тебе подарил его.

- Спасибо, дедушка! Я пойду.

- Иди, иди, сынок.

    Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и, уже не спеша, пошел по деревне домой. На душе у него было радостно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния". Конспект урока (методическая разработка) по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю ОМРК.

Методическая разработка (план-конспект) урока по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю "Основы мировых религиозных культур". Тема "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания". Урок-беседа....

ОПК Урок № 10 "Совесть и раскаяние"

Урок по теме "Совесть и раскаяние"...

Конспект урока ОПК "Совесть и раскаяние" 4 класс.

Конспект урока ОПК "Совесть и раскаяние" 4 класс....

Презентация к уроку ОПК "Совесть и раскаяние" 4 класс

Основы православной культуры. Презентация к уроку "Совесть и раскаяние" 4 класс...

Презентация к уроку ОРКСЭ "Совесть и раскаяние".

Презентация к уроку ОПК "Совесть и раскаяние"....

Конспект урока ОСЭ 4 класс Тема урока: «Совесть и раскаяние»

Цель урока:  Формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «раскаяние».Задачи урока:- дать представление о нравственных понятиях ...

Конспект урока ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"

Конспект урока ОРКСЭ, 4 класс, по теме "Совесть и раскаяние" с использованием ИКТ. Конспект включает в себя приложения....