Конспект урока ОСЭ 4 класс Тема урока: «Совесть и раскаяние»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Ложкина Ирина Васильевна

Цель урока: 

 Формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «раскаяние».

Задачи урока:

- дать представление о нравственных понятиях – совесть и раскаяние;

- развитие навыков совместной учебной деятельности, адекватной оценки собственной деятельности и деятельности товарищей;

- воспитание доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_sovest.doc375.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока ОРКСЭ 4 класс

Тема урока: «Совесть и раскаяние»

Подготовила: Ложкина Ирина Васильевна

учитель начальных классов

МБОУ «Дедовичская средняя школа №2»

2014г.

Тип урока: «Открытие» нового знания.

Формы работы: коллективная, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа учащихся.

Методы: проблемный, частично-поисковый, практический, наглядный.

Оборудование: ИД Smart notebook, компьютер, проектор, планшет, карточки для работы в парах, задание для групповой работы, карточки с понятиями на доске.

Тема: «Совесть и раскаяние»

Цель урока: 

 Формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «раскаяние».

Задачи урока:

- дать представление о нравственных понятиях – совесть и раскаяние;

- развитие навыков совместной учебной деятельности, адекватной оценки собственной деятельности и деятельности товарищей;

- воспитание доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты: усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние, чувства, воля.

Познавательные УУД: понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями , сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами  родного языка.

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), выделение нравственного содержания поступков, формирование моральной самооценки, проявление  в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи ,соотношение  поступка с моральной нормой.

Метапредметные результаты: умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.

Ход урока

1.Орг. момент.

           Я держу в ладонях Солнце!

Я дарю его друзьям!

Улыбнитесь – это ж просто!

Лучик Солнца – это Вам!

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Вы любите смотреть мультфильмы?

Сейчас я предлагаю посмотреть начало мультфильма «Лунтик» и определить тему урока.

Какова тема урока? (Совесть) Запишите в тетрадь.

Какие задачи перед собой поставим?

Что? (такое совесть?)

Как? (работает совесть?)

Зачем? (нужна совесть?)

3.  «Открытие» нового знания.

1) Как вы думаете, что такое совесть?

Запишите на листочках своё понимание совести. (1 мин.)

Зачитайте.

Чтобы узнать точное определение этого понятия, куда нужно обратиться? (словарь)

Вот такое определение даёт Ожегов С. И.

Прочитайте.

СОВЕСТЬ - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

В словаре В.И. Даля вы найдёте следующее определение:

СОВЕСТЬ - внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла.

Давайте сделаем общий вывод, что такое совесть?

СОВЕСТЬ – это наше внутреннее состояние, которое регулирует наши поступки, которое не дает нам успокоиться, если мы поступили неправильно, которое вызывает у нас чувство уважения и одобрения к себе, если мы поступаем честно, по совести. 

Совесть – это внутренний голос человека, который указывает нам на неправильные поступки. Запишите в тетрадь.

2) Какую вторую задачу мы поставили?

Как работает совесть?

Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю посмотреть дальше мультфильм.

Как теперь могут поступить гусеницы? (помочь Лунтику или  оставить)

Возникает выбор, как поступить? Что подсказывает, какой выбор сделать?

Что делает совесть?  (подсказывает) Это первая работа совести. Запишите.

Как вы думаете, как поступят герои мультфильма?

Давайте смотреть дальше.

Как поступили гусеницы? Почему они решили помочь Лунтику? Что их мучило? (совесть)

После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!»

Какую вторую работу выполняет совесть? (взывает) Запишите.

Сделайте вывод, как работает совесть?

СОВЕСТЬ

                          подсказывает                                                 взывает

                        Как поступить?                                              «Исправься!»

3) Раскаяние

Познакомьтесь с притчей «Осколки в сердце». Предположите, что за осколки могут быть в сердце?

Видеоролик «Осколки в сердце»

После просмотра.

Ребята, какой смысл несут эти слова – «осколки в сердце»? Что под ними подразумевается? (угрызения совести)

Что решил сделать человек на склоне лет? (найти слепого и покаяться)

Как вы думаете, а что такое покаяние или раскаяние?

Толковый словарь Ожегова

Раскаяние - чувство сожаления по поводу своего поступка, проступка. 

Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.

Раскаяние - сожаление о совершенном ошибочном или дурном поступке, сознание своей вины. 

Толковый словарь Даля.

РАСКАИВАТЬСЯ - сожалеть о поступке своем, сознавать, что следовало бы сделать не то, не говорить или не делать чего; убиваться совестью, казниться за прошлое.  

Что общего во всех определениях? (сожаление о том, что сделано)

Это первый шаг к искреннему раскаянию.

Поработайте в парах. Подумайте, что ещё нужно для искреннего раскаяния?

                                                        Раскаяние

1. Сожаление о том, что сделано

2. Готовность исправить свой поступок и понести за него наказание

3. Твердое решение больше так не поступать

Проверка.

Как вы думаете, почему для искреннего раскаяния важны все три шага?

«Минута раскаяния»

Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумайте, вспомните, свои плохие поступки на этой неделе, в чем вы глубоко раскаиваетесь. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».

Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают.

Поднимите руки, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке.

Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», –  гласит русская пословица.

Исправить свою ошибку нужно делом.

Если украл, то нужно … (вернуть).

Если солгал, нужно набраться смелости сказать … (правду).

Сказал злое слово, нужно попросить … (прощение).

«Минута прощения»

Все знают такой праздник, как Масленица.

Последний день Масленицы называется «Прощённое воскресенье». В этот день принято просить  у всех прощения. Люди при встрече целуются  и говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит».

Может быть, есть смельчаки, которые захотят попросить прощения у тех, кого они обидели?

Дети по желанию поднимают руки, просят прощения у одноклассников, у учителя.

4) Работа с притчей

 Нашел человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

Беседа по притче.

 - Как поступит герой притчи?

 -Почему он вернет кошелек хозяину?

 -Что помогает человеку отличить добро от зла?

Зачем же нужна человеку совесть?

4. Первичное закрепление.

Работа в парах.

Составьте пословицы и объясните смысл каждой пословицы.

Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста. Итальянская пословица.

В ком стыд, в том и совесть. Русская пословица.

Проверка.

5. Творческая работа.

Сейчас работать будете в группах. Повторим правила работы в группе.

1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлагай!

Задание 1 группе – «Оформители»: создать плакат на тему: «Совесть» в технике коллаж.

2 группа – «Художники». Вам нужно нарисовать символ Совести.

3 группа – «Актёры». Проинсценировать рассказ.

Проверка.

6. Подведение итогов

Вернёмся к задачам урока, которые мы  определили вместе.

Какой первый вопрос? Ответили мы с вами на этот вопрос?

Второй? Третий?

Предлагаю составить синквейн. (коллективная работа)

Совесть

Вечная, мудрая

Помогает, мучит, учит

Совесть – главный судья

Внутренний голос

7. Рефлексия.

Какое открытие сделали вы для себя, мы узнаем с помощью предложений, начало которых вы видите на экране, и которые я попрошу вас закончить:

Теперь я знаю …

Теперь я умею …

Теперь я(буду) не буду …

8. Домашнее задание.

Вспомните литературные произведения (которые вы читали на уроках чтения) в которых герою приходилось бы испытывать муки совести. Запишите названия произведений в тетрадь.

Какие поступки нужно совершать, чтобы не грызла совесть? (добрые)

Творите только добро и тогда вас не будут мучить угрызения совести.

Песня «Твори добро»

Приложение

               Работа в парах.                                        

                                                       Раскаяние

1. Сожаление о том, что сделано

2.

3.

Рассказы для инсценирования.

Константин Ушинский
Брат и сестра

Сережа и Аннушка остались дома одни, и брат сказал сестре:

– Пойдем, поищем, не осталось ли в доме чего-нибудь вкусного, и полакомимся.

– Если б ты повел меня в такое место, где нас никто не увидит, то, пожалуй, я пошла бы с тобою, – отвечала Аннушка.

– Пойдем в кладовую: там мы найдем что-нибудь хорошенькое, и никто нас не увидит.

– Нет, Сережа, там может увидеть нас сосед: он колет на дворе дрова.

– Ну, так пойдем в кухню, – уговаривал Сережа сестру, – там стоит целый горшок меду, и мы намажем себе по большому ломтю хлеба.

– В кухне увидит нас соседка: она, верно, теперь сидит у окна и прядет.

– Ах, какая же ты трусиха, Анюта, – сказал маленький лакомка, – пойдем, если так, в погреб кушать яблоки; там уже наверно нас никто не увидит.

– Ах, милый Сережа, неужели ты думаешь, что в погребе нас никто не увидит?.. Разве ты не знаешь о Том, Кто видит через стены и от которого в темноте нельзя скрыться?

Сережа испугался.

– Правда твоя, сестрица, – сказал он, – Бог видит нас и там, где человеческий глаз ничего не видит; а потому ни наедине, ни в темноте не должны мы делать ничего такого, чего не смели бы сделать при других и при свете.

Василий Сухомлинский<
Стеклянный Человечек

У одного Мальчика был маленький друг – Стеклянный Человечек. Был он совершенно прозрачный и имел чудесное свойство: угадывать, что думает и переживает его друг Мальчик. Не выучил Мальчик уроки и собирается идти гулять – Стеклянный Человечек, уже не совсем прозрачный, а чуть-чуть помутневший, и говорит Мальчику:

– Нельзя думать так, Мальчик. Сначала дело сделай, а потом иди гулять.

Стыдно станет Мальчику, он принимается за дело: выучит уроки, а потом идет гулять. Человечек молчит и становится прозрачным.

Однажды у Мальчика заболел товарищ, с которым он сидел за одной партой. Прошел один день, второй день – а мальчик и не вспоминает о друге. Смотрит, а Стеклянный Человечек стал темный, как туча.

– Что я сделал или подумал плохого? – с тревогой спросил Мальчик.

– Ты ничего не сделал плохого, ничего не подумал плохого… Но ты забыл о своем товарище.

Стыдно стало Мальчику, и он пошел к больному другу. Понес ему цветы и большое-большое яблоко, которое подарила ему мама.

Так Стеклянный Человечек учил Мальчика жить. Это была его совесть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по курсу ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"

 на уроке даётся  представление о роли покаяния в духовной жизни человека. Возникает потребность детей узнать о значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре; уз...

Основы православной культуры. Урок Совесть и раскаяние

Презентация - урок  по предмету "Основы православной культуры"...

Разработка урока "Совесть и раскаяние"

Разработка урока по предмету "Основы православной культуры"...

Конспект урока по ОПК тема: " Совесть и раскаяние"

На данном уроке формируется представление о добре и зле, о совести и раскаяние, которые проявляются в человеке через его поступки....

Открытый урок ОПК по теме: "Совесть и раскаяние" 4 класс

Технологическая карта урока "Совесть и раскаяние" Модуль "Основы православной культуры"...

Конспект урока по ОРКиСЭ (ОПК) "Совесть и раскаяние"

Конспект урока по теме: "Совесть и раскаяние" по ОРКиСЭ (православная культура) для обучающихся 4 класса...

урок ОРКСЭ по теме "Совесть и раскаяние"

Урок ОРКСЭ в 4 классе по теме "Совесть и раскаяние"...