Рабочая программа и тематическое планирование по ОРКСЭ. Автор А.Е. Кураева 4 класс на 2016-2017 учебный год
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Рабочая программа предмета «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2011 года), Примерной программы начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики». Кураева А. В. «Просвещение», 2012. УМК «Школа России».
Содержит пояснительную записку, цели и задачи программы, общую характеристику, учебно-тематический план, содержание программы, планируемые результаты. Включает систему оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_i_ktp_-_orkise.docx | 62.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2011 года), Примерной программы начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики». Кураева А. В. «Просвещение», 2012. УМК «Школа России»
Включение в школьную программу курса «Основы православной культуры», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции, в то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
Программа направлена на достижение следующей цели:
- формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Программа нацелена на решение следующих задач:
- знакомство обучающихся с основами православной культуры;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;
- формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.
Общая характеристика курса
Одна из особенностей этой программы – формулирование целей изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» в виде линий развития личности школьника средствами этого курса. Под линией развития мы понимаем группу взаимосвязанных умений по работе с содержанием, позволяющих человеку решать определённый класс жизненно-практических задач. Иными словами, это наш вариант ответа на вопрос, который часто задают дети в школе: «Зачем изучать этот предмет? Где он может мне пригодиться?» Линии развития как цели изучения данного курса определяются во взаимосвязи с линиями развития предметов «Окружающий мир» и «Обществознание».
Обозначая цели через линии развития, мы облекаем требования федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы по этому предмету в более понятные ребёнку формулировки с ясной структурой. Использование доступных для детского восприятия формулировок необходимо для осознания детьми нравственных правил и реальных действий в соответствии с этими правилами. Основы светской этики» имеют своё начало в курсе «Окружающий мир» для 1–4 классов. Он направлен на формирование целостной картины мира (познавательные результаты) и умения вырабатывать своё отношение к миру (личностные результаты). Использованный в этом курсе деятельностный подход позволяет не только познакомиться с окружающим миром и найти ответы на интересующие ребёнка вопросы, но и освоить важнейшие понятия и закономерности, позволяющие объяснить устройство мира.
Ценностные ориентиры содержания курса ОРКСЭ
В основе учебно-воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Место предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в учебном плане
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в четвертом классе отводится 34 часа в год; 1 час в неделю (при 34 учебных неделях).
Для реализации программного содержания используется учебное пособие: Кураева А. В. «Просвещение», 2012. УМК «Школа России»
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Раздел 1. «Россия – наша Родина» | 3 |
2 | Раздел 2. «Основы православной культуры» | 31 |
Итого | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 часа)
Принципы определения содержания программы «Основы православной культуры»:
- принцип исторического соответствия религиозным традициям России;
- принцип культуросообразности;
- принцип личностно-ценностного соответствия (учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка);
- принцип содержательных обобщений;
- принцип укрупнения дидактических единиц.
Раздел 1. Россия – наша Родина (3 ч.)
Россия – наша Родина.
Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо.
Духовные ценности человечества. Культура. Религия.
Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию. Религия. Древние представления о Вселенной и богах. Языческие верования. Наиболее распространенные в современном мире и традиционные для России религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных религий. Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Этика как часть философии. Нравственный закон в светской и религиозной жизни.
Раздел 2. Основы православной культуры (31 ч.)
Человек и Бог в православии. Кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди. Как вера влияет на поступки человека. Вечные вопросы человечества.
Православная молитва. Молитва и ее смысл для верующих. Виды молитв. Молитвы-просьбы. Правила молитвы. Значение совместной молитвы в храме для православных верующих. Молитвы в повседневной жизни православных верующих. Православная молитва перед учением.
Библия и Евангелие. Библия как источник знаний, мудрости и нравственности. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Основное содержание: святые в христианской традиции. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки и распространение Евангелия среди славянских народов. Библия — священная книга христианства. Ветхий Завет и Новый Завет.
Проповедь Христа. Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к мести, и почему. Чему учил Христос. Смысл проповедей Христа. Ученики Иисуса Христа. Что является духовными сокровищами. Какое богатство христиане считают истинным и вечным.
Христос и Его крест. События, предшествующие рождению Иисуса Христа. Благовещение. События жизни Иисуса Христа. Рождество, детство и юность, начало проповеднической деятельности. Деяния Иисуса Христа. Чудеса. Предательство Иуды. Распятие. Воскресение. Вознесение. Апостолы и их проповедническая деятельность. Христианские представления об Иисусе Христе как Спасителе.
Пасха. Пасха – главный христианский праздник. Великий пост. Правила Великого поста. Смысл поста для православных верующих. Подготовка к Пасхе. Традиционные пасхальные блюда. Пасхальная служба в храме. Крестный ход. Пасхальные колокольные звоны.
Православное учение о человеке. Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души христианина.
Совесть и Раскаяние. Заповеди. Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние. Христианские заповеди. Совесть. Божественное происхождение заповедей согласно христианскому учению. Значение заповедей. Смысл заповедей. Заповеди об отношении к Богу. Заповеди об отношении человека к себе и другим людям. Любовь как основа всех заповедей. Совесть в системе нравственных ценностей православия.
Милосердие и сострадание. Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям. Милосердие как нравственное качество и христианская добродетель. Житие Николая Чудотворца. Подвиги любви к ближнему. Что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Какие существуют дела милосердия.
Золотое правило этики. Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений. Почему главное правило этики называется «золотое».
Храм. Храм как культурно-историческое наследие. Значение храма в жизни православных верующих. Традиции строительства храмов на Руси. Храмы как произведения архитектуры и искусства. Различное и общее во внешнем облике православных храмов. Правила поведения в храме. Забота государства и Русской Православной Церкви о сохранении шедевров православной архитектуры и искусства. Каноны строительства храма. Строительство новых храмов. Внутреннее строение и убранство храма.
Икона. Фрески и иконы в храме. Фрески. Технология, правила и традиции создания фресок. Икона как особый священный предмет для православных верующих. Назначение иконы. Отношение верующих к иконе. Чудотворные иконы. Фрески и иконы как произведения искусства и культурное достояние России. Андрей Рублев. Особенности изображения на иконе фигур и фона. Детали изображения на иконе. Система символов в иконописи. Символика цвета и света в иконописи.
Как христианство пришло на Русь. Принятие христианства на Руси. Летописные свидетельства о крещении Руси. Представления о Боге в христианстве. Представление о сотворении мира в христианстве. Первые люди, грехопадение Адама и Евы, появление в человеческой жизни страданий и зла. Иисус Христос. Православие. Распространение православия в мире. Православие как традиционная религия России.
Подвиг. Что такое подвиг, что такое жертвенность. Пример подвижнической жизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. Ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью.
Заповеди блаженств. Что делает христианина счастливым. Почему христиане благодарны Иисусу Христу. Текст Заповедей Блаженства
Зачем творить добро? Свобода воли и проблема выбора как нравственная проблема. Ответственность человека за свой выбор и свои поступки. Забота человека о своей душе. Нравственные поступки. Любовь, уважение и терпение как основа человеческих взаимоотношений. Прощение, умение прощать.
Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде. Чудеса, совершенные Иисусом Христом согласно Евангелию. В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются. Почему христиане верят в бессмертие. Творение добра. Как вера в Божий суд влияет на поступки христиан.
Таинство причастия. Церковные таинства, их смысл и значение для верующих. Таинство крещения. Обряд крещения в православной традиции. Смысл обряда крещения. Наречение имени в православной традиции. Таинство миропомазания. Смысл обряда миропомазания. Таинство покаяния. Таинство причащения. Происхождение и смысл таинства причащения. Таинство брака. Обряд венчания в православной традиции. Обрядовая и духовная составляющие церковных таинств.
Монастырь. Монастыри в истории Древней Руси. Внешний вид православного монастыря. Стены и надвратная церковь. Защитные функции монастыря в военное время. Монашество как духовный подвиг. Монашеский постриг и монашеские обеты. Правила монашеской жизни, монастырский устав. Послушания. Архитектурный ансамбль монастыря. Монастыри как центры культуры, просвещения и благотворительности. Монастыри как объекты культурного наследия. Монашество в православной традиции.
Отношение христианина к природе. Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным. Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?
Христианская семья. Основа семьи в православной традиции. Почему заключение брака в церкви называется «венчание». День семьи, любви и верности – светский и церковный праздник. Служение в семье. Долг членов семьи по отношению друг к другу. Послушание и смирение как христианские добродетели.
Защита Отечества. Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы. Какие поступки недопустимы даже на войне. Монахи-воины. Пересвет и Ослябя. Поединок Пересвета с Челубеем.
Христианин в труде. Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину. Какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины.
Любовь и уважение к Отечеству. Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура. Благотворительность и милосердие в православной традиции. Подвиги любви. Жертвенность как основа любви. Защита Родины.
Творческая деятельность учащихся. В ходе изучения предмета предусмотрена проектная деятельность обучающихся, поэтапная подготовка к ним и защита проектов на основе изученного материала. В зависимости от сложности темы творческие задания (творческие проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Знать/понимать:
- основные понятия религиозных культур;
- историю возникновения религиозных культур;
- историю развития различных религиозных культур в истории России;
- особенности и традиции религий;
- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений,
праздников и святынь.
Уметь:
- описывать различные явления религиозных традиций и культур;
- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни
людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
- участвовать в диалоге: слушать собеседника и излагать своё мнение;
- готовить сообщения по выбранным темам.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности; - адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России.
- осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
. Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания
Контроль осуществляется в следующих видах: тематический, итоговый. Форма контроля: контрольная работа, защита проекта.
Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используется индивидуальная и фронтальная устная проверка, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа-диалог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала, но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явлений и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Следует выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего миры, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценкой заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связана с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны также тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др.
К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы православной культуры» относятся:
- взаимные вопросы и задания групп;
- взаимообъяснение;
- беседа;
- интервью;
- драматизация (театрализация).
Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:
- составление словаря терминов и понятий;
- составление галереи образов;
- использование информационных технологий.
Задания на дом в процессе изучения курса должны имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.
График проведения проверочных и контрольных работ
Период обучения | Сочинение | Исследовательская работа | Творческая работа (Проект) |
1 четверть | 4 | - | 1 |
2 четверть | 2 | - | 1 |
3 четверть | 2 | 2 | - |
4 четверть | 4 | - | 1 |
Итого: | 11 | 2 | 3 |
Контрольно-измерительные материалы
№ урока | Вид работы | Тема |
1 | Сочинение – рассуждение | «Зачем мне изучать основы православной культуры?» |
2 | Сочинение | «Мое отношение к России» |
3 | Сочинение | «Значение религии в жизни человека и общества» |
9 | Проект | «Православные святыни» |
10 | Сочинение | «Православные праздники» |
13 | Проект | «Заповеди в рисунках» |
14 | Сочинение | «Мое отношение к людям» |
15 | Сочинение | «Что такое этика?» |
18 | Исследовательская работа | «Как христианство пришло на Русь» |
19 | Сочинение | «Крещение Руси как начало великой русской культуры» |
20 | Сочинение | «Возможен ли подвиг в мирное время?» |
27 | Исследовательская работа | Христианское отношение к природе. Святые в отношении к животным. |
29 | Сочинение | «Мой дедушка – защитник Родины» |
30 | Сочинение | «Русские святые-воины». (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других) |
32 | Сочинение | «С чего начинается Родина» |
33 | Проект | «Словарь православной культуры» |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении. Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
• оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
• технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):
— классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
— демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, СD и DVD , мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
Учебно – методическое обеспечение курса «Основы православной культуры»
- Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2014.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ УРОКА | ТЕМА | КОЛ-ВО ЧАСОВ | ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ | ДАТА | ДАТА ПО ФАКТУ |
Раздел 1. Знакомство с новым предметом (3 ч.) | |||||
1 | Введение. Сочинение – рассуждение «Зачем мне изучать основы православной культуры?» | 1 | Строят речевое высказывание в устной форме. Объясняют понятия: добро, зло. Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры. | ||
2 | Россия – наша Родина. Сочинение «Мое отношение к России» | Узнают понятия ценности, идеалы. Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры. | |||
3 | Культура и религия. Сочинение «Значение религии в жизни человека и общества» | 1 | Узнают: для чего человеку необходима религия; что Религия дает человеку; как Культура и Религия взаимодействует друг с другом; когда человек считается культурным. Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры. | ||
Раздел 2. Введение в православную культуру (31 ч.) | |||||
4 | Человек и Бог в православии. | 1 | Изучают основы духовной традиции православия. Узнают, почему Бога называют Творцом; знакомятся с выражением «вездеприсутствие Бога». | ||
5 | Православная молитва | 1 | Дают определения основных понятий православной культуры. Узнают: почему христиане называют Бога «Отче», то есть «Отец»; что такое молитва; почему молитву «Отче наш» еще называют Господней молитвой. | ||
6 | Библия и Евангелие. | 1 | Дают определения основных понятий православной культуры. Узнают: почему Библию называют «Книга книг»; как переводится слово Евангелие; как зовутся авторы книг Ветхого Завета и Нового Завета. | ||
7 | Проповедь Христа | 1 | Дают определения основных понятий православной культуры. Узнают: что заповедал делать Иисус Христос, чтобы зло не разрасталось в мире; что составляет истинное богатство христианина; кого учил любить Иисус Христос. | ||
8 | Христос и Его крест | 1 | Учатся устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Узнают: почему именно смерть Иисуса Христа имеет такое значение для человечества; что, по мнению верующего человека, находится за порогом смерти. | ||
9 | Проект «Православные святыни» | 1 | Узнают: правила составления презентаций, требования к оформлению и ее защите. Готовят проект в соответствии с требованиями, комментируют его, отвечают на вопросы по содержанию проекта. Защищают проекты, презентации. | ||
10 | Пасха. Сочинение «Православные праздники» | 1 | Учатся устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Узнают: с каким событием связан праздник Пасхи; почему Христа называют Спасителем; что символизирует яйцо. | ||
11 | Православное учение о человеке | 1 | Учатся устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Узнают: как человек может сделать свою душу богаче; в чем главное отличие человека от животного; зачем Бог даровал человеку свободу | ||
12 | Совесть и раскаяние | 1 | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. Узнают: что помогает человеку различать добро и зло; кто является свидетелем любого недоброго поступка человека | ||
13 | Заповеди. Проект «Заповеди в рисунках» | 1 | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. Узнают: правила составления презентаций, требования к оформлению и ее защите. Готовят проект в соответствии с требованиями, комментируют его, отвечают на вопросы по содержанию проекта. Защищают проекты, презентации. | ||
14 | Милосердие и сострадание Сочинение «Мое отношение к людям» | 1 | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. Узнают, что каждый милосердный поступок — это ступень лестницы, ведущей к небесам. | ||
15 | Золотое правило этики Сочинение «Что такое этика?» | 1 | Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Узнают: почему нельзя осуждать, сплетничать. | ||
16 | Храм. Экскурсия в православный храм. | 1 | Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Узнают значение слов: храм, собор, церковь, часовня, алтарь, канон. | ||
17 | Икона. | 1 | Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. | ||
18 | Исследовательская работа «Как христианство пришло на Русь» | 1 | Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества | ||
19 | Сочинение «Крещение Руси как начало великой русской культуры» | Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества Узнают: как связано понятие Святая Русь с крещением Руси; зачем люди крестят детей. | |||
20 | Подвиг Сочинение «Возможен ли подвиг в мирное время?» | 1 | Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. Узнают: можно ли считать «мученичество», которое человек принял за свою веру, подвигом; уметь приводить примеры подвига. | ||
21 | Заповеди блаженств | 1 | Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. Узнают: в чем главное отличие заповедей Ветхого Завета от заповедей блаженства | ||
22 | Зачем творить добро? | 1 | Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. Узнают: зачем Христос пришел в мир; когда человек может испытать «духовную радость» | ||
23 | Чудо в жизни христианина | 1 | Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. Узнают: что в жизни христианина может быть названо чудом | ||
24 | Православие о Божием суде | 1 | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Узнают: что такое для православного христианина вечная жизнь; влияет ли земная жизнь на жизнь человека в вечности; как определятся судьба человека в вечности; одинаковый ли смысл в православии имеют слова «бессмертие» и «вечная жизнь» | ||
25 | Таинство Причастия | 1 | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Узнают: от какого слова образовано слово «причастие»; зависит ли действие причастия на человека от его душевного состояния; что изменяется в людях, которые чаще причащаются. | ||
26 | Монастырь | 1 | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Узнают: для чего люди уходят в монастырь; что в монастыре для монаха важнее всего; как проявляется религиозное призвание. | ||
27 | Исследовательская работа: «Христианское отношение к природе. Святые в отношении к животным». | 1 | Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. Узнают: как может проявляться «образ Божий» в человеке по отношению к природе; должен ли человек быть ответственным за окружающий его мир. | ||
28 | Христианская семья | 1 | Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. Узнают: почему надо слушаться родителей; уметь жить в семье по христианским заповедям. | ||
29 | Защита Отечества. Сочинение «Мой дедушка – защитник Родины» | 1 | Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. Различают, приводят примеры понятия справедливая и несправедливая война; Узнают имена защитников Отечества и их подвиги. | ||
30 | Защита Отечества Сочинение «Русские святые-воины». (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других) | 1 | Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. Различают, приводят примеры понятия справедливая и несправедливая война; Узнают имена защитников Отечества и их подвиги. | ||
31 | Христианин в труде | 1 | Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. Узнают: заповеди, данные людям в раю; земной труд должен: Быть честным пред людьми и Богом; христианин трудится и работает для того, чтобы: приблизится к Богу, стараясь делать те дела, которые Богу угодны. Выбирают нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры, и дают им оценку. | ||
32 | Любовь и уважение к Отечеству Сочинение «С чего начинается Родина» | 1 | Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. Знакомятся с понятиями Отечество, Любовь, Уважение, Патриотизм. Учатся толерантно относится к представителям разных мировоззрений и культурных традиций, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | ||
33 | Подведение итогов: праздничный проект «Словарь православной культуры» | 1 | Составляют словарь терминов и понятий. Узнают: правила составления презентаций, требования к оформлению и ее защите. Готовят проект в соответствии с требованиями, комментируют его, отвечают на вопросы по содержанию проекта. Защищают проекты, презентации. | ||
34 | Презентация творческих проектов. Урок-презентация | 1 | Смотр знаний. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и Тематическое планирование по математике в 4 классе , автор М.И.Моро
Программа предусматривает раскрытие взаимосвязи между компонентами и результатами действий. Важнейшее значение придается умению сопоставлять, сравнивать, противопоставлять, устанавливать причинно-след...
Рабочая программа и Тематическое планирование по русскому языку в 4 классе , автор Т.Г. Рамзаева
Успешность обучения русскому языку во многом зависит от методов обучения. Необходимо создать на уроке атмосферы творческого поиска, так как это благотворно влияет на общее развитие учащихся, на формир...
Рабочая программа и Тематическое планирование по окужающему миру в 4 классе , автор А.А. Плешаков
Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитан...
Рабочая программа и Тематическое планирование по литературному чтению в 4 классе , автор Л.Ф. Ефросинина
Характерной чертой программы является «нерасчленённость» и «переплетённость» чтения произведения и работы с книгой. Программа и учебные материалы решают комплексно вопросы эмоционального, творческого,...
"Рабочая программа и тематическое планирование русский язык 2 класс",авторы Л.М.Зеленина,Т.Е.Хохлова,ФГОС
Рабочая программа 1 вида разработана на основе ФГОС начального общего образования, Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начальног...
Рабочая программа и тематическое планирование по Физической культуре. В.И. Лях 4 класс на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа предмета «Физическая культура» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития ...
Протокол ШМО "Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2016- 2017 учебный год"
Протокол ШМО "Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2016- 2017 учебный год"...