Методическая разработка урока ОРКСЭ (Основы православной культуры). 4 класс. Тема "Христианская семья"
методическая разработка по орксэ (4 класс)
Методическая разработка урока ОРКСЭ (Основы православной культуры)
Тема: Христианская семья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_hristianskaya_semya.docx | 108.39 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Затирка Ирина Владимировна,
учитель начальных классов
ГБОУ школа №455 Колпинского района Санкт-Петербурга
УМК "Школа России"
ОРКСЭ (Основы православной культуры)
4 класс
Тема: Христианская семья
Тип: Урок открытия новых знаний
Цель: Раскрыть особенности христианской семьи.
Планируемые результаты:
Предметные:
- осознание христианского понимания семьи;
- знакомство со смыслом обряда венчания, особенностями семейных традиций в православной культуре;
- понимание, какие качества необходимы жениху и невесте для создания христианской семьи.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- Раскрыть понятие «семья», его христианское содержание;
- Дать первоначальное представление об обряде Венчания;
- Раскрыть смысл символов Венчания.
Регулятивные УУД:
- Способствовать уважительному отношению к родителям, окружающим;
- Формировать понимание значимости семейного воспитания для становления личности;
- Способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье.
Коммуникативные УУД:
- Развивать умение эффективно сотрудничать;
- Признавать возможность существования различных точек зрения;
- Грамотно излагать собственную точку зрения, проявлять активность для решения познавательных задач;
- Вести диалог, соблюдать правила общения.
Личностные:
- Формировать устойчивые мотивы, интереса к учению через открытие новых знаний;
- Развивать доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость;
- Пробуждать чувство ответственности и заботы о семье.
Ресурсы:
Учебник . Кураев А.В. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 – 5 классы. – м.: Просвещение, 2014.
Интерактивная доска, мультимедийный проектор, мобильный учебный класс.
Словари:
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Москва. Издательство: Дрофа,2011
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва. Азбуковник, 2010
Видеоматериалы:
"Обряд венчания"
Литература:
Литвяк Е.В. Праздник белого цветка. Издательство Свято-Елисаветинского монастыря, 2014. Онлайн-версия
Конверты с заданиями
Ход урока.
I. Мотивация к учебной деятельности.
Эмоциональный настрой на урок.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. на парте у вас лежат учебники, конверты с заданиями, пеналы.
-Мы с сентября изучаем новый учебный предмет "Основы православной культуры. Как вы думаете, с какой целью мы это делаем?
I I. Актуализация знаний, сообщение темы, постановка учебных задач
- Разгадайте ребус.(семья)
- Сегодня я предлагаю вам поговорить о семье. Так как наш урок называется "основы православной культуры", то к слову семья мы должны добавить слово "Христианская". Запишем тему урока "Христианская семья".
-Какие новые знания хотели бы открыть на уроке?
-На какие вопросы хотели бы получить ответ?
- Что такое семья?
- Основные качества счастливой семьи?
- Что объединяет членов семьи?
- Заповеди, по которым живёт христианская семья?
- Что такое венчание?
III. Организация познавательной деятельности.
Работа над первым вопросом.
-Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово семья?(дом, родители, дети, уют, любовь, забота, понимание и т.д.)
- В слове семья много поучительных загадок и открытий. Это слово можно разделить на «СЕМЬ» и «Я», как в нашем ребусе. То есть семеро таких же, как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом.
Число «7» само по себе особенное - оно простое. Потому оно говорит нам, что семья – единое целое. Как раз в семье во всей силе должен действовать принцип – все за одного и один за всех.
- Но есть ещё одна тайна у этого слова. Оно происходит от слова «семя». Как вы думаете почему?(Вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого вырастают новые представители человечества, как из зерна колосья. Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, это сестры, братья…)
Формирование научного понятия "семья"
- В какой книге можно уточнить значение слова "семья"?(в толковом словаре)
- Найдите и прочитайте значение этого слова в словарях Ожегова и Даля.
-Какое определение показалось наиболее понятным?
-Что общего во всех определениях?
-Сделаем вывод: семья- совокупность близких родственников, живущих вместе. Запишем определение в тетрадь.
Работа с учебником (с. 86)
- Прочитайте первый абзац.
- Какое определение семьи вы прочитали?
- Почему?
- Для кого может быть семья прибежищем - ковчегом? (ограждает детей от бед)
Работа над вторым вопросом.
– Прочитайте второй абзац и найдите ответ на второй наш вопрос.(основана на радости)
-Конверт №1. Ромашки ./Приложение№1/ Напишите на одном из лепестков "Радость".
- А теперь работа в парах. Заполните еще три лепестка. Какие качества сделают семью счастливой?
- Обсудим, что получилось.
- Многие качества вы повторяли. Значит, они являются самыми главными для счастливой и дружной семьи.
Выберите их (забота, доброта, любовь, доверие, дружба, помощь)
- В этом списке может быть ещё несколько качеств. Их вы откроете, когда прочитаете последние два абзаца (с. 87)(чтение по цепочке)(тактичность, терпение, прощение)
- Как вы поняли, что такое тактичность?
- Какой пример вам помог разобраться в этом? (пример из учебника с. 87)
- Какое качество должно стоять первым? (любовь)
-Ответили на второй вопрос?
Поиск ответа на третий вопрос урока.
- Что объединяет членов семьи? (ответы детей)
- Что можно добавить к этому списку? Об этом вы узнаете сами, когда прочитаете третий и четвертый абзац на стр.87 . (рождение и воспитание детей, общие праздники и традиции)
- Детей в православных семьях принято принимать, как дары от Бога. Рождение ребёнка наполняет семейную жизнь светом и смыслом. Они стараются передать своим детям и свои знания, и свою веру.
- Какие семейные праздники вы можете назвать?
Обобщение знаний по вопросу.
- Как можно ответить на вопрос нашего урока: «Что объединяет семью?»
Динамическая пауза
Поиск ответа на четвёртый вопрос.
- Издавна на Руси семьи были большие и крепкие. В них уважали и почитали старших. Посмотрите, в нашем классе прикреплены надписи. Что это? Встаньте, оглядитесь и прочитайте ещё раз. Какие заповеди должны укрепить христианскую семью?
Не убивай. |
Не кради. |
Не прелюбодействуй. |
Не лги. |
Не завидуй. |
Почитай отца твоего и матерь твою. |
- Каждый ребёнок, пока родители живы, остаётся ребёнком и отвечает родителям на их заботу любовью, благодарностью, почтением. В христианской семье дети очень почитают своих родителей и заботятся о них в старости.
- Какой вывод можно сделать? (если соблюдать заповеди, семья будет крепкой, в ней будет мир и согласие)
- Ответили ли мы на третий вопрос?
Поиск ответа на пятый вопрос
- Как же образуется христианская семья?
- Издавна на Руси православные люди, полюбившие друг – друга и решившие создать семью, венчались в церкви.
Конверт 2
Прочитайте текст на листочках, делая маркировку:
V - я это знал;
+ - новая информация;
- - думал по-другому;
? - хочу задать вопрос, требуется уточнение.
Обсуждение и уточнение информации. Обратить внимание на вопросы:
-Что символизирует венец?
-Что означают кольца?
-Какую молитву поют во время венчания?
Просмотр отрывка из фильма "Таинство Венчания"
-Получили ответ на 5 вопрос?
- Примером поистине христианских семей могут служить царская семья Николая II и Александры Федоровны, а также семья Петра и Февронии Муромских.
Читаем онлайн. Е. Литвяк "Праздник белого цветка"
-Ребята, я хочу познакомить вас с книгой Елены Викторовны Литвяк "Праздник белого цветка". Прочитайте главу "ОТМА" на стр.8-9 (чтение онлайн http://online.fliphtml5.com/owzi/go)
-Как воспитывали детей в царской семье?
-Если вас заинтересовала эта книга, то прочитайте её полностью. Вы узнаете много интересного о жизни царской семьи.
-А сейчас послушаем мини-проект о русских святых Петре и Февронии, об их семье.
О Петре и Февронии Муромских.
В центре Москвы стоит маленький, древний храм в честь Вознесения Господня, в котором сияет тихим светом икона с двумя святыми, предстоящими Господу во славе. Эти святые, прославившиеся несколько столетий назад - Петр и Феврония Муромские. Согласно легенде, князь Пётр полюбил крестьянку Февронию. Однако, боярская знать была против их брака из-за низкого происхождения девушки. Пётр и Феврония предпочли семейную жизнь княжескому престолу. Они жили долго и счастливо и умерли в один день и час. И хотя супругов похоронили порознь, их тела чудесным образом оказались в одной могиле. До сих пор сохраняются предания о беззаветной любви и преданности этих двух Муромских супругов. Так в России появился новый праздник – День семьи, любви и верности, который отмечается 8 июля в День покровителей этой супружеской пар.
- Символом этого праздника стала ромашка. У вас на парте есть этот цветок. Прикрепите цветы на доску.
Рефлексия.
- Вернёмся к задачам урока. Смогли ли мы ответить на вопросы, которые нас интересовали?
-Чем был полезен урок? Поделитесь мыслями об уроке? Закончите предложения на листочках из конверта №3/Приложение 3/
Домашнее задание.
- Как вы думаете, каким может быть домашнее задание?
- Я предлагаю вам задание по выбору:
- Традиции моей семьи;
- В рубрике «Это интересно» на с.87 прочитать и уметь объяснить Библейскую историю;
- Подобрать пословицы о семье.
- Закончить урок мне хочется стихотворением В. Барестова
Любили тебя без особых причин
За то, что ты - внук,
За то, что ты - сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
-Спасибо всем за работу. Урок окончен.
Приложение 1
Приложение 2
Вступление в брак в православии называется Венчание. На головы жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что они в этот день "князь" и "княгиня", самые почитаемые люди в округе. Венец- это еще и награда за решимость людей подарить себя друг другу. Но еще это и мученический венец. Когда молодоженов торжественно водят по храму с венцами на головах, хор поет молитву именно мученикам - людям, которые когда-то были убиты за свою верность Богу и Церкви. (В свою очередь, выражение "мученический венец" напоминает о терновом венце Христа)
По-настоящему любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы все претерпеть ради сохранения семьи.
Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья, они должны оставаться вместе.
Приложение 3
-Я узнал, что ...
-Я запомнил ...
-Я чувствовал ...
-Я сам нашел информацию ...
-У меня появилось желание ...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по Основам православной культуры. Тема - Икона
На занятии по ОПК ребята знакомятся с особенностями создания икон, их предназначении,роли в жизни христианина....
Методическая разработка урока ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Совесть" 4й класс
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...
Чудо в жизни христианина Разработка урока по Основам православной культуры
Цели урока: познакомить детей с православными святынями и чудесами Задачи:a) обучающие: объяснить смысл понятий «чудо в православии, святыня»;б) воспитательные: воспитывать должное поведение хрис...
Разработка урока по основам православной культуры в 4 классе на тему: «Православный храм».
Разработка урока по основам православной культуры в 4 классе на тему: «Православный храм»....
разработка урока по Основам Православной культуры
Тема урока "Совесть и раскаяние"...
Конспект урока ОРКСЭ. Основы православной культуры. Добродетель и порок. 2 часа
ОРКСЭ. Модуль:Основы православной культуры. Добродетель и порок. 2 часа....
Технологическая карта урока ОРКСЭ («Основы православной культуры» под ред. О.Ю. Васильевой , 4 класс)
Цель урока:формирование у детей представления о том, что такое подвиг, его бескорыстной и жертвенной стороной. Задачи урока Дидактические:1) познакомить учащихся с понятиями: «Подвиг»...