Конспект урока ОРКСЭ. Основы православной культуры. Добродетель и порок. 2 часа
методическая разработка по орксэ (4 класс)
ОРКСЭ. Модуль:Основы православной культуры. Добродетель и порок. 2 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse._dobrodetel_i_porok._2_uroka.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРКСЭ. Модуль: Основы православной культуры.
Тема: Добродетель и порок.
Цели: Формировать понятия «добро» и «зло», «добродетель» и «порок» через изучение положительных и отрицательных качеств и поведение героев сказок, известных людей современности.
- Показать значение добродетельного поступка и избегание порочного поведения в формировании нравственных качеств личности ребенка.
- Решение противоречий.
Задачи:
Образовательная: Направить детей к определению понятий «порок», «добродетель», «добродетельный человек», опираясь на иллюстративный материал и личный опыт.
- Научить находить различия между добром и злом, добродетелью и пороком.
Развивающая: Развивать умение поступать добродетельно и избегать порочного поведения.
- Развивать умение работать с текстовым материалом (поисковое чтение).
- Развивать умение аргументировано отвечать на поставленный вопрос.
- Использовать иллюстративный материал для развития художественного восприятия.
- Развитие воображения, мышления, внимания.
Воспитательная: Воспитывать толерантное отношение к другим людям.
- Воспитывать положительные качества человека на примере положительных героев из сказок и известных людей современности.
Ход урока:
1.Организационный момент. Определение темы и цели урока.
2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания Возможные вопросы к учащимся:
- Кому из членов семьи ты рассказывал о добре и зле как этических категориях? Согласились ли они с тобой? Всё ли им было понятно в твоем рассказе?
- Рисунки добра и зла. (Анализ)
3. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение с учащимися темы урока: Как вы думаете, чем понятие добродетели отличается от понятия добра? Известно ли вам понятие порока? Как вы думаете, что это такое?
- Чтение статьи из пособия для учащихся ( с подчеркиванием самых важных мест).
- Беседа с учащимися по вопросам:
- Всё ли тебе понятно в определении добродетели?
- Какие качества личности необходимы добродетельному человеку?
- Как ты понял, что такое порочность? Приведи примеры порочных и добродетельных поступков.
6. Запись определений: добродетель и порок.
7. Заполнение таблицы по свойствам характера
ДОБРОДЕТЕЛЬ ПОРОК
8. Притча.
Кто украл масло?
Один купец купил у другого десятилитровый бочонок с маслом. Дома он велел жене разлить масло по литровым бутылкам. К его удивлению, бутылок получилось не десять, а девять.
- Почему в десятилитровом, доверху полном бочонке оказалось девять литров масла? Где ещё один литр, жена? Может, ты его пролила или кому-нибудь отдала?-сердито спросил купец.
-Всё масло тут. Я его никуда не дела,- ответила жена.
Отнёс купец бочонок из-под масла к судье и сказал.
- Судья, этот бочонок – воришка. Он украл масло, в него было налито десять литров масла, а он обратно отдал девять.
Судья велел позвать продавца масла и спросил его:
- Не может бочка дать меньше того, что влито в неё. Почему из этого десятилитрового бочонка вылилось только девять литров масла?
- Клянусь, я налил в этот бочонок десять литров масла, - сказал продавец.
- Значит, этот бочонок ворует масло! – решил судья и велел наказать бочонок – побить его палкой.
От первого же удара бочонок раскололся, и все увидели, что внутри у него был большой камень.
- Да. Хитрец твой бочонок, - заметил судья. – Но дурной пример заразителен. Надо другие твои бочонки с маслом тоже наказать, чтобы они так не делали.
Велел судья побить палками все бочонки с маслом у купца. Упал тогда купец на колени и признался в воровстве.
- Это я положил камень. Не может бочка дать меньше того, что влито в неё.
* О каком пороке идёт речь?
* Кто обладал этим пороком, бочка или её хозяин?(жадность, скупость)
* Какая добродетель может исправить этот порок?
- Разговор об этом более подробно продолжим на следующем уроке.
9. Работа с иллюстрациями учебника.
10. Итог урока. Рефлексия.
-Что нового открыли для себя сегодня на уроке? Что произвело на вас впечатление?
11.Задание на дом: Расскажи членам семьи и друзьям, что такое добродетель и порок. Задай им вопросы из пособия, если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).
Ход 2 урока:
- Организационный момент. Тема и цели урока.
- Обсуждение результатов выполнения домашнего задания Возможные вопросы к учащимся:
- Кому ты рассказывал о добродетели и пороке?
- Поняли ли тебя твои собеседники? Согласились ли с тобой?
- Какие твои вопросы вызвали у них затруднения? Как ты думаешь, почему? Как ты помог ответить на трудные вопросы?
- Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися.
4. Что пожалел,- потерял безвозвратно,
Всё не твоё, всё пришло ниоткуда.
Всё, что отдал,- приобрёл многократно,
В этом и тайна, в этом и чудо.
5.Чтение статьи учебника
6. Беседа с учащимися по вопросам:
- Назовите несколько поступков, которые можно было бы назвать добродетельными или порочными.
- Как вы считаете, можно ли считать добродетелью мужество? А какой поступок можно назвать мужественным? Приведите примеры. Как вы думаете, боятся ли мужественные люди?
7. Выбор добродетельных качеств, которыми обладают падчерицы, и порочных поступков мачех и родных дочерей из сказок «Морозко», «12 месяцев», «Золушка» по группам:
1 группа: Назовите добродетельные качества, которыми обладает падчерица из сказки «Морозко»,
2 группа: Назовите добродетельные качества, которыми обладает падчерица из сказки «Золушка»,
3 группа: Назовите добродетельные качества, которыми обладает падчерица из сказки «12 месяцев»,
4 группа: Назовите порочные поступки мачехи и ее родных дочерей из сказки «Морозко»,
5 группа: Назовите порочные поступки мачехи и ее родных дочерей из сказки «Золушка»,
6 группа: Назовите порочные поступки мачехи и ее родных дочерей из сказки «12 месяцев».
- Как в этих сказках награждается добродетель и наказывается порок?
- Чтение и обсуждение сказок Братьев Грим «Птица-найдёныш» с.15 и «Ленивый Гейнц» с. 83
- Подведение итога урока. Рефлексия.
10.Задание на дом: Подготовить рассказ с примерами добродетельных и порочных поступков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по основам православной культуры и нравственности
Тема: Защитники Отечества.Цели:1. Углубить знания детей о святых защитниках Отечества.2. Развивать у школьников речь, мышление, воображение, способность выбирать средства языка в соответст...
Конспект урока по основам православной культуры "Культура и религия" 4 класс
Второй урок курса ОПК. Дети знакомятся с понятиями "культура", "религия", "православие"....
Конспект урока по основам православной культуры в 4 классе на тему: «Православный храм»
Основы православной культуры...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ, 4 КЛАСС. ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Уважаемые гости! Дорогие ребята. 21 сентября, по новому стилю, торжественно празднуют один из великих православных праздников – РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Этот праздник считается в церковно...
Методическая разработка урока ОРКСЭ (Основы православной культуры). 4 класс. Тема "Христианская семья"
Методическая разработка урока ОРКСЭ (Основы православной культуры)Тема: Христианская семья...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ) тема МОНАСТЫРЬ
Цель урока: раскрыть понятие монастырь, дать представление о монахах, послушании, монашеских обетах, постриге монаха; развивать умение самостоятельное формулирование темы и цели урока...
Технологическая карта урока ОРКСЭ («Основы православной культуры» под ред. О.Ю. Васильевой , 4 класс)
Цель урока:формирование у детей представления о том, что такое подвиг, его бескорыстной и жертвенной стороной. Задачи урока Дидактические:1) познакомить учащихся с понятиями: «Подвиг»...