Конспект урока ОРКСЭ. Основы православной культуры. Добродетель и порок. 2 часа
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Езжева Татьяна Васильевна

ОРКСЭ. Модуль:Основы православной культуры. Добродетель и порок. 2 часа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse._dobrodetel_i_porok._2_uroka.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

ОРКСЭ. Модуль: Основы православной культуры.

Тема:  Добродетель и порок.

Цели: Формировать понятия  «добро» и «зло», «добродетель» и «порок» через изучение положительных и отрицательных качеств и поведение героев сказок, известных людей современности.

  1. Показать значение добродетельного поступка и избегание порочного поведения в формировании нравственных качеств личности ребенка.
  2. Решение противоречий.

        Задачи:

Образовательная: Направить детей к определению понятий  «порок», «добродетель», «добродетельный человек», опираясь на иллюстративный материал и личный опыт.

  1. Научить находить различия между добром и злом, добродетелью и пороком.

Развивающая: Развивать умение поступать добродетельно и избегать порочного поведения.

  1. Развивать умение работать с текстовым материалом (поисковое чтение).
  2. Развивать умение аргументировано  отвечать на поставленный вопрос.
  3. Использовать  иллюстративный  материал  для развития художественного восприятия.
  4. Развитие воображения, мышления, внимания.

Воспитательная: Воспитывать  толерантное отношение к другим  людям.

  1. Воспитывать положительные  качества человека  на  примере  положительных героев из сказок и известных людей современности.

Ход урока:

1.Организационный момент. Определение темы и цели урока.

2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания Возможные вопросы к учащимся:

  • Кому из членов семьи ты рассказывал о добре и зле как этических категориях? Согласились ли они с тобой? Всё ли им было понятно в твоем рассказе?
  • Рисунки добра и зла. (Анализ)

3. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение с учащимися темы урока: Как вы думаете, чем понятие добродетели отличается от понятия добра? Известно ли вам понятие порока? Как вы думаете, что это такое?

  1. Чтение статьи из пособия для учащихся ( с подчеркиванием самых важных мест).
  2. Беседа с учащимися по вопросам:
  • Всё ли тебе понятно в определении добродетели?
  • Какие качества личности необходимы добродетельному человеку?
  • Как ты понял, что такое порочность? Приведи примеры порочных и добродетельных поступков.

        6.  Запись определений: добродетель и порок.

        7. Заполнение таблицы по свойствам характера

ДОБРОДЕТЕЛЬ                                 ПОРОК

        8.                             Притча.

                Кто украл масло?

Один купец купил у другого десятилитровый бочонок с маслом. Дома он велел жене разлить масло по литровым бутылкам. К его удивлению, бутылок получилось не десять, а девять.

- Почему в десятилитровом, доверху полном бочонке оказалось девять литров масла? Где ещё один литр, жена? Может, ты его пролила или кому-нибудь отдала?-сердито спросил купец.

-Всё масло тут. Я его никуда не дела,- ответила жена.

Отнёс купец бочонок из-под масла к судье и сказал.

- Судья, этот бочонок – воришка. Он украл масло, в него было налито десять литров масла, а он обратно отдал девять.

Судья велел позвать продавца масла и спросил его:

- Не может бочка дать меньше того, что влито в неё. Почему из этого десятилитрового бочонка вылилось только девять литров масла?

- Клянусь, я налил в этот бочонок десять литров масла, - сказал продавец.

- Значит, этот бочонок ворует масло! – решил судья и велел наказать бочонок – побить его палкой.

От первого же удара бочонок раскололся, и все увидели, что внутри у него был большой камень.

- Да. Хитрец твой бочонок, - заметил судья. – Но дурной пример заразителен. Надо другие твои бочонки с маслом тоже наказать, чтобы они так не делали.

Велел судья побить палками все бочонки с маслом у купца. Упал тогда купец на колени и признался в воровстве.

- Это я положил камень. Не может бочка дать меньше того, что влито в неё.

                            * О каком пороке идёт речь?

                             * Кто обладал этим пороком, бочка или её хозяин?(жадность, скупость)

                             * Какая добродетель может исправить этот порок?

- Разговор об этом более подробно продолжим на следующем уроке.

         9. Работа с иллюстрациями учебника.

         10. Итог урока. Рефлексия.

 -Что нового открыли для себя сегодня на уроке? Что произвело на вас впечатление?

11.Задание на дом: Расскажи членам семьи и друзьям, что такое добродетель и порок. Задай им вопросы из пособия, если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).

Ход 2 урока:

  1. Организационный  момент. Тема и цели урока.
  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания Возможные вопросы к учащимся:
  • Кому ты рассказывал о добродетели и пороке?
  • Поняли ли тебя твои собеседники? Согласились ли с тобой?
  • Какие твои вопросы вызвали у них затруднения? Как ты думаешь, почему? Как ты помог ответить на трудные вопросы?
  1. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися.

4. Что пожалел,- потерял безвозвратно,

                            Всё не твоё, всё пришло ниоткуда.

                            Всё, что отдал,- приобрёл многократно,

                            В этом и тайна, в этом и чудо.

          5.Чтение статьи учебника

          6. Беседа с учащимися по вопросам:

  • Назовите несколько поступков, которые можно было бы назвать добродетельными или порочными.
  • Как вы считаете, можно ли считать добродетелью мужество? А какой поступок можно назвать мужественным? Приведите примеры. Как вы думаете, боятся ли мужественные люди?

          7. Выбор добродетельных качеств, которыми обладают падчерицы, и порочных поступков мачех и родных дочерей из сказок «Морозко», «12 месяцев», «Золушка» по группам:

1 группа: Назовите добродетельные качества, которыми обладает падчерица  из сказки «Морозко»,

2 группа: Назовите добродетельные качества, которыми обладает падчерица  из сказки «Золушка»,

3 группа: Назовите добродетельные качества, которыми обладает падчерица  из сказки «12 месяцев»,

4 группа: Назовите порочные поступки мачехи  и ее родных дочерей из сказки «Морозко»,

5 группа: Назовите порочные поступки мачехи  и ее родных дочерей из сказки «Золушка»,

6 группа: Назовите порочные поступки мачехи  и ее родных дочерей из сказки «12 месяцев».

- Как в этих сказках награждается добродетель и наказывается порок?

  1. Чтение и обсуждение сказок Братьев Грим «Птица-найдёныш» с.15 и «Ленивый Гейнц» с. 83
  2. Подведение итога урока. Рефлексия.

10.Задание на дом: Подготовить рассказ с примерами добродетельных и порочных поступков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по основам православной культуры и нравственности

Тема: Защитники Отечества.Цели:1.  Углубить знания детей о святых защитниках Отечества.2. Развивать у школьников речь, мышление, воображение, способность выбирать средства языка в соответст...

Конспект урока по основам православной культуры "Культура и религия" 4 класс

Второй урок курса ОПК. Дети знакомятся с понятиями "культура", "религия", "православие"....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ, 4 КЛАСС. ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Уважаемые гости! Дорогие ребята. 21 сентября, по новому стилю, торжественно празднуют один из великих православных праздников – РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Этот праздник считается в церковно...

Методическая разработка урока ОРКСЭ (Основы православной культуры). 4 класс. Тема "Христианская семья"

Методическая разработка урока ОРКСЭ (Основы православной культуры)Тема: Христианская семья...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ) тема МОНАСТЫРЬ

Цель урока:  раскрыть понятие монастырь, дать представление  о монахах, послушании, монашеских обетах, постриге монаха; развивать умение самостоятельное формулирование темы и цели урока...

Технологическая карта урока ОРКСЭ («Основы православной культуры» под ред. О.Ю. Васильевой , 4 класс)

Цель урока:формирование у детей представления о том, что такое подвиг, его бескорыстной и жертвенной стороной. Задачи урока Дидактические:1) познакомить учащихся с понятиями: «Подвиг»...