урок ОРКСЭ (модуль Православная культура) "Храм"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
авторская разработка урока ОРКСЭ 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 25.6 КБ |
gruppovaya_rabota.doc | 348 КБ |
list-zadaniy_uchashchihsya.doc | 80.5 КБ |
prezentatsiya.pptx | 629.23 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУ СОШ № 29 МО Динской район Стенина Л.Б.
Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)
4 класс
Тема «Храм»
Цель урока: формирование у обучающихся первичных представлений о православном храме и его роли в жизни верующих.
Задачи урока:
Воспитательные задачи:
- воспитание уважительного отношения к религиозным символам
- воспитание культуры поведения в храме
Образовательные задачи:
- познакомить с понятиями «храм», «собор», «иконостас», «алтарь», «икона», «канун», «кадило»,
« благословление»
- формирование представлений о православном храме
- совершенствование навыков работы с источниками информации
Развивающие задачи:
- развивать диалогическую и монологическую речь
- обогащение лексического запаса и формирование эрудиции путём словарной работы
Оборудование: учебное пособие А.В.Кураев «Основы православной культуры», компьютерная презентация
«Храм», интерактивная доска.
Технологическая карта урока
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Оборудование, источники | ||
познавательная | коммуникативная | регулятивная | ||||
Постановка и формулирование проблемы | Создание проблемной ситуации | Организация деятельности обучающихся; Постановка вопросов для обсуждения. | Решают проблему известным способом: фронтальная работа. | Строят высказывания. | Формулируют цель и задачи урока. | презентация |
Процесс планирования деятельности | Поиск решения учебной задачи | Планирование алгоритма решения проблемы. | Использование модели для решения учебной задачи | Формулирование собственного мнения. | Планирование алгоритма решения проблемы | Презентация с иллюстративным материалом |
Процесс решения проблемы | Формирование у обучающихся представлений о храме | Постановка вопросов, Организация деятельности обучающихся, комментированное чтение текста учебника, диалог с автором; Сообщение дополнительной информации. | Проводят коллективное исследование | Ответы на вопросы, Выборочное комментированное чтение, пересказ. Формулируют своё мнение и позицию. | Самоконтроль | Учебник, Презентация |
Применение знаний и умений | Первичный контроль по овладению новым материалом | Организация групповой и индивидуальной работы. | Строят речевое высказывание в устной и письменной форме; обобщают полученные знания. | Контролируют действия партнёра; договариваются и приходят к общему решению проблемы; рассуждают и используют речь для регуляции своего действия | Самоконтроль | Интерактивная доска; презентация Раздаточный материал |
Итог урока | Контроль | тест | Строят высказывания в письменной форме. | Ответы на вопросы Построение монологического высказывания. | Пошаговый контроль. | Листы с заданиями |
Рефлексия | Оценивание работы обучающихся | Организация способа оценивания обучающихся | Строят высказывания в устной форме. | Построение предложений, формирование своего мнения, позиции. | Самоконтроль | Слайд из презентации |
Творческие домашние задания | Развитие интереса к предмету | Инструктирование, советы. | Ориентирование на разнообразие способов решения задачи | Формулирование собственного мнения. | самоконтроль | Учебник |
Ход урока
I –II Постановка и формулирование проблемы, планирование деятельности
Учитель читает стихотворение Т. Шороховой «Храм»:
Его я видел много раз,
Но близко так – впервые.
Смотрю, не отрывая глаз,
На главки золотые.
На колокольню, на кресты,
На голубя на крыше…
Ему оттуда, с высоты,
Кажусь я ростом ниже.
На купол солнце льёт и льёт
Сиянье золотое,
И кажется, что он поёт
Застывшей красотою.
- Как вы думаете, ребята, о чём идёт речь в стихотворении? Как вы догадались?
- Какие вопросы у вас возникли по ходу слушания?
- Сформулируйте тему урока?
Учитель на доске выводит слайд из презентации «ХРАМ» с изображением храма.
- На какие вопросы мы будем искать ответы на уроке?
- Как мы это будем делать?
На доске появляется слайд с вопросами на которые обучающиеся должны найти ответ во время урока.
Вопросы:
- Что такое храм?
- Что люди делают в храме?
- Что можно увидеть в храме?
- Кто служит в храме?
- Для чего нужен храм?
III – IV Решение проблемы, первичное применение знаний и умений
- Чтение текста учебника с остановками, комментариями учителя, постановкой вопросов ( стр. учебника, урок 14). Вопросы по ходу чтения:
- Кого мы встречаем, входя в православный храм? (священника) (показ слайда « Священник в храме»)
- Какое слово заинтересовало Лену? (служба)
- Как бы вы ответили на этот вопрос? (ответы детей)
- Прочитаем ответ священника. (выборочное чтение текста)
- С чем священник сравнивает себя? со свечой) Почему?
- Предположите, что держал дымящееся в руках священник? (ответы детей)
- Прочитаем ответ священника (выборочное чтение)
- Какое новое для себя слово услышали? (канун) Объясните, что оно обозначает , как поняли(ответы детей) (показ слайда « Служба в храме»)
- Кому молятся в храме православные христиане? (Христу, ангелам, святым)
- Как выглядит икона? (показ слайда «Служба в храме»). Рассматривание, обсуждение увиденного.
- О ком молятся ? (о людях, животных, друзьях и врагах)
- Что вас поразило в ответе священника? (молитва о врагах) Объясните, почему надо молиться о врагах?
- Как бы вы ответили на вопрос героев беседы? (Зачем люди перед иконами машут руками?) (ответы детей)
- Найдите и прочитайте ответ в тексте.
Вернёмся к нашим вопросам.
- На какие вопросы мы уже нашли ответ? Расскажите, что вам запомнилось.
Продолжим чтение и обсуждение.
- Как поняли значение слова – благословление? (ответы детей)
Показ слайда « Иконостас»
- Предположите, что это такое? Найдите ответ в учебнике. (выборочное чтение)
- О каких иконах мы прочитали?( иконах Богоматери) Что нового для себя открыли?
- Как называется секретная комната за иконостасом? (алтарь)
- Для чего он нужен?( выборочное чтение)
- Вернёмся к вопросам урока.
- Ответьте на поставленные нами вопросы.
- Групповая работа
Класс делится на группы по 4 человека. Каждая группа получает 1 задание: написать на листе бумаги ассоциации, которые у них возникают, когда мы говорим о храме. После 3 минутного обсуждения представитель группы зачитывает вслух слова. Учитель выводит их на интерактивную доску слайд «Ключевые слова»
Затем, обучающиеся получают 2 задание: у каждой группы на столе лежит конверт с изображением одного из предметов, о котором шла речь на уроке: икона, иконостас, алтарь, кадило, канун. Надо составить связный рассказ о предмете, его применении в храме. Дети в группах записывают ключевые слова к своему рассказу. После 5 минутного обсуждения, рассказы представляются.
V Итог урока
Тест-опрос (в листах-заданиях).
- Записать рядом ответы.
Обучающиеся работают индивидуально.
1.Для чего люди ходят в храм?
2. Кто встречает нас в храме?
3.Что такое благословление?
По окончанию работы учащиеся по желанию зачитывают свои ответы вслух.
VI Рефлексия
На доске слайд «Рефлексия». Продолжите предложения:
- На уроке мне было …
- Я узнал (а) …
- Меня удивило …
- Мне захотелось …
VII Творческие домашние задания
Задание по выбору обучающегося:
- найти в интернете фотографии храмов и монастырей, создать слайд-шоу
- нарисовать храм
- написать мини-сочинение «Моё посещение храма»
Предварительный просмотр:
БОУ СОШ № 29 МО Динской район Стенина Л.Б.
______________ группа
- Запишите слова, которые возникают у тебя при слове «храм».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опоры-помощники
Предварительный просмотр:
БОУ СОШ № 29 МО Динской район Стенина Л.Б.
ХРАМ
Тест-опрос.
- Для чего люди ходят в храм?
__________________________________________________________________________________________________________________________
- Кто встречает нас в храме?
__________________________________________________________________________________________________________________________
- Что такое благословление?
__________________________________________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Нарисуй храм.
Мини-сочинение
«Моё посещение храма»
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое храм? Что люди делают в храме? Что можно увидеть в храме? Кто служит в храме? Для чего нужен храм?
Священник в храме
Служба в храме
и коностас алтарь
Ключевые слова урока Священник Служба Иконостас Алтарь Канун Свеча Икона Благословление
Рефлексия На уроке мне было …… Я узнал(а) …… Меня удивило ….. Мне захотелось …..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по ОРКиСЭ православная культура ХРАМ
Урок по религии в 4 классе по теме : Храм...
Сценарий урока ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")№ 13 в 4 классе .Тема урока "Золотое правило этики"
В сценарии урока представлена технологическая карта. Прописаны личностные, предметные и метапредметные результаты, духовно-нравственное развитие.Имеется приложение. Сценарий составлен по учебнику ...
УРОК ПО ОРКСЭ «Основы Православной культуры» «ХРАМ»
Увлекательный урок в форме игры, расскажет обучающимся, о таинствах происходящих в православном храме.Доступно и увлекательно говорится о важных понятиях и ритуалах православия....
ОРКСЭ модуль Православная культура "Православный храм"
Первый урок по теме "Православный храм" при изучении модуля "Православная культура" в 4 классе...
ОРКСЭ (модуль "Православная культура") УРОК по теме : Православный календарь. Почитание святых
Цельурока: Формирование духовно-нравственных качеств учащихся на примере жизни православных святых. К уроку прилагается презентация и приложение для индивидуальной работы учащихся....
ОРКСЭ (модуль "Православная культура") Презентация к уроку : Православный календарь. Почитание святых
Презентация к уроку №25 "Почитание святых" может быть использована при работе с разными учебниками к модулю "Православная культура"...
конспект урока ОРКСЭ (модуль " Основы православной культуры") по теме: Православное учение о человеке
квалификационная работа по результатам прохождения курсов...