У истоков нашего языка
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Павлова Елена Валериевна

Внеклассное мероприятие по ОДНКНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_istokov_nashego_yazyka.docx28.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования

гимназия № 36 города Краснодара

Внеклассное мероприятие по теме:

  «У истоков

нашего языка»

                                        учитель начальных классов и ОДНКР

                                               МАОУ гимназии №36

Павлова Е.В.

Тема: «У истоков нашего языка»

Цели :

пробудить интерес к истории Родины, прививать любовь и уважение к родному языку, показать духовно-нравственную культуру современного общества, совершенствовать знания духовной лексики, показать значимость для нашего народа принятия православия, с которого началось качественное развитие личности, государственности и культуры.

Учебное оборудование: мультимедийный проектор, презентация, рисунки, фотографии, карточки с заданиями.

  1. Орг.момент

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые родители.  Я рада приветствовать вас всех на нашей викторине «Вначале было…». Сегодня у нас соревнуются три команды: команда учащихся 4 классов, команда учащихся 5 классов и команда родителей. Поприветствуем наших участников.

  2.Актуализация знаний учащихся

Учитель: Событие Крещения Руси, произошедшее в 988 году, стало знаковым для нашего народа. Памятники письменности, например, встречались на Руси и до 10 века. Но широкое освоение письменности, рождение качественно новой культуры, произошло именно после Крещения Руси.  Указом президента Российской федерации 2015 год был объявлен годом… Напомните, пожалуйста, дорогие друзья, чему посвящён этот год?

Учащиеся: 2015 год- это год русской литературы.

Учитель: Можно долго и много говорить о русском языке. О его красоте, мелодичности и многогранности. Все мы знаем, что русский язык- это язык великого народа. Но как бывает горько и обидно, когда наш с вами родной язык незаслуженно портят: употребляют не к месту иностранные слова, искажают форму слова, используют слова не по назначению.

Учащийся:

Д о р о ж и т е
Родным, милым словом:
М н о г о л и к и м -
Большим языком !
Нашей жизни он -
П е р в о о с н о в а -
Всем народам
Планеты - знаком !
Берегите его
От цветистых
Иностранных
И чуждых нам слов,
Чтоб поток -
От наречий ручьистых -
Не затмил
Родника - Родников !
В нём черпайте
Живящую силу:
Русских говоров,
Песен, стихов... -
Всё, что дорого
С е р д ц у,
Чтоб слилось
В ЯЗЫКЕ, -
Как Основе Основ !

Учитель: На уроках основ православной культуры, основ духовно-нравственной культуры народов России, литературного чтения, истории мы с вами говорили о нашей великой Родине, о важности крещения Руси, о красоте и могуществе родного языка

(Это мероприятие даёт возможность   проверить и преумножить те знания, которые получили учащиеся). 

Совсем недавно весь православный народ отметил удивительную дату:1027-летие Крещения Руси — это дата, которая имеет большое значение для нашего Отечества.  Она помогла людям ощутить дыхание истории, помогла обрести свой свободный, самобытный путь в будущее.

Сегодня на нашем мероприятие присутствуют гости- это члены жюри

(представление жюри)

1.Протоирей войскового собора Александра Невского

1.Учитель истории Ванян Г.Б.

2.Представитель совета школьного самоуправления.

3.Зам директора гимназии №36 по УВ работе Максимова Г.М.

Учитель: Красив и разнообразен русский язык. И с этим высказыванием никто даже не спорит. Нашу речь делают более красочной фразеологизмы, крылатые выражения и, конечно, пословицы и поговорки. Это знают все. Но знаете ли вы, что многие употребительные в русском языке и фразеологизмы, и крылатые выражения, и пословицы, и поговорки пришли к нам из библии? Называют их библеизмы. Свободное владение этими изречениями является признаком общей культуры и образованности человека. Они проникли в нашу речь, в юмор. Надо сказать, что в «христианских языках» количество пословиц, поговорок и прочих фразеологизмов, имеющих библейское происхождение, огромно; большинство из них вообще утратили связь со своими первоисточниками, и только специалисты знают откуда произрастают их корни. Даже бывает, что авторство приписывается людям, никакого отношения к религии не имеющим. «Песками времени» архаичность большинства библеизмов стёрлась, и они давно уже стали пословицами.

Учёные «афористы-библияведы» насчитывают в русском языке несколько сотен пословиц библейского происхождения. И это только тех, которые более или менее точно воспроизводят библейский текст. А если «огласить весь список» фразеологизмов, связанных так или иначе с библейскими источниками, то счет пойдет на тысячи. По мнению знатоков, среди наиболее употребительных русских пословиц пословицы библейского происхождения составляют 15-20%.

И наш 1тур так и называется «Найди источник». 

Игрокам предлагают набор карточек, на которых написаны библеизмы и соответствующие им сегодня пословицы и поговорки. Участникам надо за 5 минут установить соответствие.

1.«Обращающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми развратится» (Соломон, 13:21) – современный вид «С кем поведешься, от того и наберешься.»
2.«Конец дела лучше начала его.» (Екклесиаст, 7:8) — современный вид «Конец — делу венец.»

3. «Не будь скор языком твоим и ленив и нерадив в делах твоих.» (Сирах, 4:33) — современный вид «Не спеши языком, торопись делом.»
4. «Друг не познается в счастье, враг не скроется в несчастье.» (Сирах, 12:8) — современный вид «Друг познаётся в беде.»

5. «Если кто не хочет трудиться, тот не ешь.» (2-е Фес., 3:10) — современный вид «Кто не работает, тот не ест.»
6.«Забота прежде времени приводит старость» (Сирах, 30:26). — современный вид «Не работа старит, а забота.»

7. «Кто копает яму, тот упадет в неё.» (Екклес., 10:8). — современный вид «Не рой другому яму — сам в нее попадёшь.»
8. «Обращающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится.» (Соломон, 13:21) — современный вид «От умного научишься, от глупого разучишься.»
9. «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован.» (Соломон, 28:13) — современный вид «Повинную голову и меч не сечет.»
10. «Сердце мудрых — в доме плача, а сердце глупых — в доме веселия.» (Екклес., 7:4) — современный вид «Умный плачет, а глупый скачет.»

11. «Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя.» (Соломон, 15:23) — современный вид «Слово вовремя и кстати — сильнее письма и печати.»
12. «Не оставляй старого друга, ибо новый не может сравниться с ним.» (Сирах, 9:12) — современный вид «Старый друг лучше новых двух.»

Жюри подводит итоги первого тура.
Второй тур называется «Собери библеизм». 

Учитель: Сейчас вашему вниманию будут представлен всем известные фразы. Мы часто употребляем их в нашей речи, слышим с экранов телевизора, их даже произносят наши любимые мультипликационные персонажи. Мы так к ним привыкли, что даже не задумываемся об их происхождении. Собрав фразу, вы сможете узнать, кто сказал её первым. Высказывания разбиты на 2 части. Учитель называет первую часть, команда вслух произносит вторую. Фразу надо произнести абсолютно точно. (презентация слайд 2-3)

1. «Око за око,                                           зуб за зуб.»(Матф., 5:38)
2. «Не судите,                                           да не судимы будете.» (Матф., 7:1)
3. «Взявшие меч                                       мечём погибнут.» (Матф., 26:52)
4. «Возлюби ближнего твоего,               как самого себя.» (Лука, 10:27; Матф., 22:39; Марк, 12:31)

5. «Господь дал,                                       Господь и взял.” (Иов, 1:21)
6. «Дерево познается по                          плоду.» (Матф., 12:33)

7. «Как хотите, чтобы с вами поступали люди,                                                        так поступайте и вы с ними.» (Матф., 7:12).

8. «Не на всякое слово, которое говорят,              обращай внимание.» (Екклес.,7:21)
9. «Нет ничего тайного,                 что не сделалось бы явным.» (Лука, 8:17)
10. «Что посеет человек,                                    то и пожнёт.» (Галатам, 6:
7)

11. «Верному другу                                             нет цены.» (Сирах, 6:15)
12. «Доброе имя лучше                     большого богатства.» (Соломон, 22:1)
13. «И глупец, когда молчит,  может показаться мудрым.» (Соломон, 17:28)

14. «Кто слушает совета,                                     тот мудр.» (Соломон, 12:15)
15. «Мудрость                                                      лучше силы.» (Екклес., 9:16)

16.  «Украшение стариков –                                седина.» (Соломон, 20:29)

17. «Все мне позволительно,             но не все полезно.» (1-е Коринф., 6:12)

Жюри подводит итоги.
Ученик:

С древним словом расстаться не смею.

В нём наказ и завет прошлых лет.

Мудрость, образность, честность и вера

Вот язык, что учу я теперь.

От библейских традиций идущий

И дающий мне право сказать,

Как велик, многогранен и звучен

И даёт мне возможность понять,

Как прожить свою жизнь с верой в сердце,

Не озлобиться, не зарыдать,

Научиться любить, быть усердным

И добром всех вокруг вспоминать.  


3 тур называется «Волшебные слова». На столах у игроков карточки со словами.

Учитель: Уважаемые участники, вам необходимо за 5 минут дать объяснения тем словам, которые указаны в ваших карточках:

1.Спасибо             (спаси Бог)

2.Благодарю         (благо дарю) 

3.Окрестность      (   Вокруг церквей располагались различные постройки – это была окрестность, то есть то, что расположено около, вокруг креста. Церковь, как Христов корабль, была в центре жизни. Все главные события в жизни человека были связаны с церковью: человек крестился, становился прихожанином церкви, исповедовался, причащался, венчался, здесь его отпевали, провожая в вечную жизнь.

4.Вера                   (произошло от индоевропейского слова «истина»)

5.О чём вам напоминают эти дни недели: пятница, суббота, воскресенье,  (пятница,  – о последнем дне творения и о распятии Христа, суббота – о Сотворении мира Создателем, воскресенье-напоминает о Воскресении Христовом)

Жюри подводит итоги

4 тур: «Что это значит?». Учитель называет известные фразеологизмы и просит объяснить какое-либо слово. Он обращается поочередно к каждой команде, если команда не дала правильного ответа, отвечают другие игроки.

1.Мы часто употребляем фразу «Внести свою лепту», а что такое лепта (мелкая медная монета)

2.Мы часто употребляем фразу «ни на йоту», что такое йота? (девятая буква греческого алфавита, похожая на черту)

3.Мы говорим «Бесплодная смоковница», а что такое смоковница? (инжир, дерево на котором растёт инжир)

5 тур: «Юные эрудиты» (слайды 4-9)

На экране появляются вопросы, командам даётся 1 минута на обсуждение. Отвечает команда, которая первая будет готова. (Вопросы и задания сопровождаются презентацией):

1.Кто стал прототипом Руслана в сказке А.С. Пушкина "Руслан и Людмила"? (Князь Владимир Красное Солнышко)

  1. Как назывались первые азбуки на Руси? (глаголица и кириллица)
  2. Кто является создателем кириллицы? (равноапостольные братья Кирилл и Мефодий)
  3. Совсем недавно в нашей стране появился праздник. Он празднуется 24 мая с 1986 года, а весной 1991 года был объявлен всероссийским государственным праздником. Что это за праздник? (День славянской письменности и культуры)

6 тур: « Загадки ».

Учитель: Говоря о традициях родного языка, как не вспомнить такой жанр литературы, как загадки. Мы слышим их с детства. Они учат нас уму разуму, смекалке и находчивости.  

Учитель читает загадки. Игроки должны отгадать их.

Загадки:

Всеми недовольна я:

Виновата вся семья —

Мама не купила свитер,

Косо смотрит братец Виктор...

Расцвела любого вида

Лебеда-полынь □□□□□.                (обида)

За другими замечаешь,

И неправды обличаешь

Все других, да вот беда:

Оля, ты же □□□□□!                      (ябеда)

Чтоб не плавать без ветрил,

Чтоб маяк пред вами был,

Исполнялась жизни мера,

Нам нужна лишь наша □□□□.         (вера)

У кого она в достатке,

С тем дружить легко и гладко.

Для души приобрету

Я у Бога □□□□□□□.                         (доброту)

— Вот спасибо, мальчик мой,

Что помог дойти домой,

Что тяжелый груз донес,

Груз так груз! Как целый воз!

Мне важна твоя работа,

А еще важней □□□□□□.                    (забота)

Обещал я и напрасно,

И теперь мне стало ясно:

Получилось у меня

Пустословье, □□□□□□□□.                 (болтовня)

Миша с Васей, вроде, братья,

Но могу лишь подсказать я:

В покаянии нужда,

Коль меж братьями □□□□□□.              (вражда)

— Я не дам фломастер вам,

Карандаш — и тот не дам,

Ни резинку, даже кнопку,

Даже рваную коробку!

...Видно, что ко мне прижалась,

Стиснув руки-крюки, □□□□□□□□.     (жадность)

Колю будто любят больше?

С Машей занимались дольше?

Может, это показалось?

Нет, все ясно. Это — □□□□□□□.           (зависть)

Тане дали две конфеты.

У меня же тоже нету!

В голове уже стучит:

— Ты скажи, ты не молчи!

Вот и в душу проползло...

Так в меня вселилось □□□.                         (зло)

Словно в горле рыбья кость,

Зацепилась в сердце □□□□□□.               (злость)

Крылья спутала и ввысь

Не дает лететь □□□□□□□.                      (корысть)

Лену ябедой зовут,

Лена, братцы, тут как тут!

Выползает изо рта,

Словно змеи, □□□□□□□.                         (клевета)

Этим словом называются

Все, кто вместе обучаются.

Товарищи, друзья, проказники,

Конечно, это...                                              (одноклассники)

Жюри подводит итоги задания. Озвучивает общие итоги викторины.

Ученик:

С благоговеньем прикасайся

К тому, чем ты вооружён,

Твори светло и упивайся

Безбрежным русским языком.

Воздушно лёгок, сочен, вкусен,

Суров и нежен, многолик,

Во всех мелодиях искусен

Наш удивительный язык.

Ему к лицу и термин узкий,

И междометий вздох, и клич,

Гордись, что понимаешь русский,

Старайся глубину постичь.

Рефлексия

Вот и подходит к концу наше мероприятие. Ребята, а как выдумаете, важна ли для человека вера? (выслушать все ответы детей). А как вы думаете, важно для вас знать свой язык, те источники из которых мы берём наши слова для ежедневного общения, крылатые выражения? Почему это важно? (выслушать все ответы детей)

Учитель:

Говорите добрые слова, - 
Говорите, люди, говорите!
Пусть не будет в вашем сердце зла,
Нежность и любовь вы всем дарите!


Вы несите в мир тепло и свет,
Радость, счастье, веру и надежду!
И тогда получите в ответ
От судьбы и от небес поддержку.


Как на свете много добрых слов!..
Так давайте говорить их чаще !
И тогда придет в наш мир Любовь,
Ну, и вместе с ней, конечно, счастье!


До новых встреч, дорогие друзья! Учащиеся исполняют песню Г. Гладкова «Песня о русском языке».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "А если одного предложения мало?". Знакомство с понятием "Текст". Учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко "К тайнам нашего языка" (2класс).

Мною разработан конспект урока русского языка для 2 класса по учебнику М.С. Соловейчик "К тайнам нашего языка". Тема: «А если одного предложения мало?» Знакомство с понятием «текст».Цель: Формиро...

Реализация новых стандартов в учебниках русского языка М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка»

Я работаю третий год по учебникам русского языка Марины Сергеевны Соловейчик «К тайнам нашего языка» - УМК «Гармония». Считаю, что в содержании данного учебника реализуется принцип системно-деят...

Урок русского языка в 3 классе по учебнику М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка» Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»

Урок русского языка в 3 классе по учебнику М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка»Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Глагол» формирует у учащихся целостное представление о глаголе, ...

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»

Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...

Календарно - тематическое планирование уроков русского языка на основе авторской программы М.С.Соловейчик и Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка» 2 класс-5ч.-н- 175 часа

Календарно - тематическое планирование уроков русского языка на основе авторской программы М.С.Соловейчик и Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка»2 класс-5ч.-н- 175 часа...