Педагогический проект" Вернемся к истокам нашим"
проект по орксэ

Педагогический проект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_vernemsya_k_istokam_nashimm.docx325.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя школа №8»

ПРОЕКТ

«ВЕРНЕМСЯ К ИСТОКАМ НАШИМ»

Автор:

Гайдовская Татьяна Петровна,

учитель начальных классов

МБОУ «СШ№8»                                                                                                 

«Русский народ не должен терять

своего нравственного авторитета

среди других народов - авторитета,

достойно завоёванного русским

искусством, литературой.

Мы не должны забывать о своём

культурном прошлом, о наших

памятниках, литературе, языке, живописи...

Народные отличия сохранятся и в XXI

веке, если мы будем озабочены воспитанием

души, а не только передачей знаний».

(Д. С. Лихачёв).

Актуальность:

 Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У школы в этом процессе своя важная роль.  

 Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе со школьниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель -  как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

   Стоит помнить, что младший школьный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент.  И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям.  Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа  с  раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети   впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине.

Цель проекта:

создание условий для воспитания творчески развитой личности школьника средствами приобщения детей к истокам русской культуры, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм.

Задачи проекта:

Образовательные:  познакомить с народными традициями, народным искусством, обычаями; дать представление об устройстве русской избы, о народном промысле, о народном фольклоре.

Развивающие

-   развитие эстетического и нравственного восприятия мира;

-  показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах;

- познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям;

-  привлечь родителей к сотрудничеству в воспитательно–образовательном процессе, в оказании помощи по созданию в школе предметно–развивающей среды, к активному совместному участию в праздниках, играх;

- способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.

Проблема: Отторжение подрастающего поколения от отечественной

культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с  младшего школьного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также  творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать,  понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.

Ожидаемые результаты:

1.Расширение кругозора детей о малой родине и Отечестве, о

социокультурных ценностях русского народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.

2. Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, народу и любви к родному краю.

3. Формирование представлений о культуре своего народа, обычаях; чувств национального достоинства; морально-нравственных ценностей: доброта,

правда, красота, трудолюбие, храбрость и отвага.

4. Развитие эмоционально-волевой сферы, патриотических чувств и любви к Родине, к своей истории, природе, народу.

5. Развитие коммуникативных навыков: уважительное отношение к взрослым, сверстникам, малышам; чувство коллективизма.

6. Обогащение словаря детей: потешками, закличками, пословицами, знанием предметов быта, элементов русского костюма и т.д..

7. Разностороннее использование элементов русской народной культуры во всех областях и видах деятельности.

8. Широкое использование всех видов фольклора.

9. Повышение родительской компетенции.

Вид проекта:  познавательно-творческий, открытый, коллективный.

Продолжительность проекта: долгосрочный (4 года)

Участники проекта:  Дети 7- 11 лет, родители обучающихся, воспитатели группы продленного дня, логопед,  учитель физическому воспитанию.

Интеграция образовательных областей

1. Воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свою нацию,за прошлое своего народа, уважения к своей семье, приобщение к культуре русского народа посредством ознакомления с народными ремёслами и народным фольклором предполагается через интеграцию образовательных областей:

2. Социально-коммуникативное развитие (познавательные беседы, экскурсии к историческим местам нашего края, виртуальные экскурсии, встречи с ветеранами, рассматривание альбомов; подвижные, словесные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры; совместная  деятельность с родителями: экскурсии, субботники, фестиваль «Дружба народов», и др.);

3. Речевое развитие (развивающие занятия, рассказывание и инсценирование сказок, использование стихов, загадок, пословиц, былин);

4. Познавательное развитие (циклы познавательных занятий, целевые

прогулки, наблюдения);

5. Художественно- эстетическое развитие (рассказы педагога, рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества, выставки и галереи, открытки к праздникам, конструирование; развлечения, ярмарки, праздники, разучивание хороводов и музыкальных игр);

6.  Физическое развитие (подвижные игры, соревнования).

развитие (подвижные игры, соревнования).

I. этап реализации проекта.

Вид деятельности

Цель деятельности

Сроки

выполнения

1

Анализ работы по данной

проблеме

Выявить методы, приемы

ознакомления

школьников с культурой

и традициями русского

народа.

Сентябрь -

Октябрь

2

Изучение методических

разработок

3

Изучение литературы по

данной проблеме.

Сентябрь

-Октябрь

4

Проведение психолого-

педагогической диагностики

- диагностические задания;

- анкетирование родителей;

- тестовые работы;

- наблюдения;

- опросник детей;

5

Разработка плана работы с детьми и родителями по работе над проектом.

октябрь

II основной этап.

План работы по осуществлению проекта.

Образоват

ельная

область

Форма работы

Цель деятельности

Сроки выполнения

Результат

Работа с детьми

Тема: « МОЙ ДОМ -  МОЯ СЕМЬЯ»

Задачи:

- формировать представление о мире семьи;

- актуализировать эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений;

- развивать самопознание и воспитывать у ребенка уважение к себе.        

Познавательное

развитие

«Я и мое

имя», «Я и моя

семья», «Моя мама –лучше всех», «Моя

семья».

- Беседа на темы:

«Ни кого роднее

мамы и папы в целом

мире нет», « О

родне», «Где и кем

работают твои

родители»,

«Бабушкин портрет».

- Рассматривание

семейных альбомов;

иллюстраций с

изображением

опасных предметов и

ситуаций в быту.

- Конструирование

«Комната, в которой я

живу».

Развивать

познавательную

активность детей

согласно

календарно

му плану

«Генеал

огическ

ое

дерево»

Социально

-

коммуника

тивное

развитие

«Давайте познакомимся»,

«Мой портрет»,

«Мужчины и

женщины в семье».

- Дидактические

игры: «Чем можно

порадовать маму»,

«Туалетные

принадлежности»,

«Кому, что нужно для

работы», «Маленькие

помощники».

- Сюжетно-ролевые

игры «Семья»,

«Выходной в семье»,

«Телевидение -

интервью о своей

семье».

- Разыгрывание

этюдов

- Решение

проблемных

ситуаций

Углублять

представления ребенка

о себе в прошлом,

настоящем и будущем.

Формировать

нравственно –

этические чувства,

эстетическое

восприятие, любовь к семье

Создание

эмоционального

комфорта.

Речевое

развитие

Составление

рассказов о семье

- Чтение

стихотворений: Я.

Акима «Моя родня»;

«Кто кому кто?»;

«Мой братишка

Мишка»; «Люблю»;

Е. Григорьевой

«Бабушка»; Э

Успенской «Если бы я был девчонкой»; Б.

Заходера «Повара»;

Е.Серовой «Папа

дома»; О. Высотской

«Семья».

- Обсуждение

поговорок и

пословиц о семье.

- Игры: «Закончи

предложение»,

«Подбери слово»,

«Вежливые слова».

Развивать связную

речь, интонационную выразительность

Художеств

енно-

эстетическ

ое

развитие.

Продуктивная

деятельность:

рисование «Портрет

моей семьи»,

«Отдыхаем всей

семьей»;

изготовление

подарков для членов

семьи;

раскрашивание

раскрасок по теме

«Профессии».

2. Слушанье и пение песен о членах семьи.

Развивать творчество

детей

Физическо

е развитие

Пальчиковые игры:

«Дом», «Семья»

- Подвижные игры:

«Мы веселые ребята»

- Игровые

упражнения «Что

могут сделать умелые

руки»

Развивать

двигательную

активность детей

Тема: НАША МАЛАЯ РОДИНА

Задачи:

- познакомить с историей возникновения города;

- показать значимые места;

- знакомить с природными зонами города;

- воспитывать чувство восхищения красотой родного уголка, любовь и гордость за свою малую Родину.

Познавател

ьное

развитие

Беседа на темы:

«Что такое малая родина?», «История моего

города», «Мой

город – моя малая

Родина», «Моя

улица», «Исторические личности люди города», «Достопримечательности Нижневартовска»

- Целевая прогулка

«Город, в котором

я живу»

- Рассматривание

иллюстраций,

альбомов на тему:

«Мой город»

- Экскурсия

«Любимое место в

городе».

- Презентация

«Путешествие в

прошлое и настоящее

родного города»,

- Экскурсии в

 библиотеку, музей русского быта, краеведческий музей

Расширять

представления о

родном крае.

Продолжать знакомить

с

достопримечательност

ями региона, в котором

живут дети.

согласно

календарн

ому плану

«Макет

поселка»

Социально

-

коммуникативное

развитие

Сюжетно-ролевая

игра «Мы идем на

экскурсию…»,

«Поездка по городу»,

- Беседа о правилах

поведения на улице и

в общественном

месте.

- Дидактичесие игры

«Улицы города»,

«Узнай здание по

описанию», «Узнай,

где я нахожусь»,

«Покажи, назови,

расскажи»,

«Знаменитые люди, живущие рядом», «Что

изменилось?».

- Сюжетно – ролевые

игры: «Путешествие

по городу»,

Воспитание желания и

умения слушать

художественные

произведения, следить

за развитием действия;

Речевое

развитие

- Чтение

стихотворений С.

Маршака «Дом,

который построил

Джек», « Моя улица»;

стихов о поселке,

загадок.

- Разучивание

стихотворения З.

Александровой

«Родина».

Развитие интереса к

художественно-

творческой

деятельности.

Художеств

енно-

эстетическ

ое

развитие.

Составление

рассказов о городе

- Игры: «Закончи

предложение»,

«Расскажи, а мы

отгадаем», «Из чего

построен дом»

Продуктивная деятельность:

изготовление макета

«Улицы родного

города»; рисование

«Моя улица», «Моя школа», «Мой

поселок «самый,

самый .

- Слушание песен

- Конструирование

из крупного

строительного

материала «Строим

город»

Развитие интереса к

художественно-

творческой

деятельности.

Физическо

е развитие

Пешие прогулки по

городу.

Тема: НАША РОДИНА – РОССИЯ

Задачи:

- расширять знания детей о родной стране;

- познакомить детей с многонациональным составом населения России;

- познакомить со столицей России;

- познакомить с официальной символикой (гербом, флагом, гимном РФ) и

неофициальной ( матрешка, балалайка, самовар);

- формировать у детей целостное представление о природных зонах России;

- воспитывать патриотические чувства, уважительные, дружелюбные чувства к

людям разных национальностей.

Познавател

ьное

развитие

Беседа на темы:

«Наша Родина -

Россия»; «Какие

народы живут в

России»,

«Государственные

символы России»,

«Природа России»

- Рассказ о

неофициальных

символах России

( матрешке,

балалайке, самоваре)

- Рассматривание

карты России: «Что

может рассказать

карта о России»;

иллюстраций с

изображением людей

в национальных

костюмах, блюд

национальных

промыслов народов

России;

- Просмотр слайдов

на тему: «Природные

зоны России»

- Презентация

«Путешествие в

прошлое и настоящее

главного города

России»,

Формирование

представлений у детей

о малой родине и

Отечестве,

представлений о

социокультурных

ценностях нашего

народа, об

отечественных

традициях и

праздниках.

согласно

календарн

ому плану

Альбомы

символик

ой,

презента

ции)

Социально

-

коммуника

тивное

развитие

«Россия

Родина – моя», Наша

Родина –Россия, наш

язык русский»

- Сюжетно-ролевые

игры «Защитники

Родины», «Мы идем

на экскурсию…»,

«Поездка по городу»,

- Беседа о правилах

поведения на улице и

в общественном

месте.

- Дидактичесие игры

«Достопримечательности Москвы», «Что

предмет расскажет о

себе»

- Ручной труд

изготовление

атрибутов для игры

Воспитывать

патриотических и

интернациональных

чувств, любовь к

Родине.

Речевое

развитие

Рассматривание

картины «Богатыри», чтение сказок и былин о русских богатырях

- Дидактические

игры «Военная

техника», «Собери

символику»

- Чтение стихотворений

известных писателей

о Родине.

Обогащение

обществоведческого

словаря детей.

Совершенствовать

речь как средство

общения.

Художеств

енно-

эстетическ

ое развитие

Лепка «

Русская матрешка»

- Конструирование из

крупного

строительного

материала

«Кремлевские

башни»

- Рисование

символики России.

- Слушание песен

известных

исполнителей о

Родине

разучивание русской народной песни

Формирование интереса к

эстетической стороне

окружающей

действительности.

Физическо

е развитие

Спортивный

праздник «Открытие

олимпийских игр»

- Подвижные игры

Развитие двигательной

активности

ТЕМА: «РУССКИЙ БЫТ»

Задачи:

- формировать представления о русском крестьянском быте, уважение к русской

народной культуре;

- познакомить детей с устройством русской избы; изготовить макет русской избы;

- познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и

назначением;

- расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, венец, ушат, люлька, прялка, лавка,

сундук;

- воспитывать патриотические чувства

Познавател

ьное

развитие

«История

русского быта»,

«Русская изба»,

«Горница»

- Рассматривание

иллюстраций,

презентаций на темы:

«Старинные

предметы домашнего

быта», «Традиции

русского народа»,

«Праздники»

экскурсия в краеведческий музей

Ознакомление детей с

жилищем русских

людей в старину

представлений о

социокультурных

ценностях нашего

народа, об

отечественных

традициях и

праздниках

Создание

мини-

музея

«Русского

быта»;

макет

русской

избы

Социально- коммуника

тивное

развитие

 «Посиделки в

горнице», «День

рождения на Руси»,

«Что за зернышко

такое, не простое –

золотое»

- Трудовая

деятельность по

изготовлению

атрибутов для

колядования (маски)

- Сюжетно-ролевая

игра «День рождения

на Руси»

Приобщать детей к

истокам русской

культуры; расширять

знания детей о труде

крестьянина,

праздниках

Речевое

развитие

Чтение

энциклопедий,

рассказ воспитателя о

русской избе

- «Вечер загадок»

(загадки о предметах

быта)

- Чтение пословиц,

поговорок, сказок.

Пополнять

литературный багаж

детей

Художеств

енно-

эстетическ

ое

развитие.

- Пение народных

мелодий: «Как у

наших у ворот», «Ах

вы, сени», «Ой встала

я ранешенько» и т.д.

- Слушанье русских

народных мелодий

- Конструирование и

украшение русской

избы

- Лепка русского

быта

- Развлечение

«Масленица»

Приобщение детей к

народному искусству

Физическо

е развитие

Игра «Взятие

снежной крепости»

- Русские народные

игры

Развитие двигательной

активности

Тема: НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ, ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ.

Задачи:

-показать красоту национального костюма, выделить его элементы;

-организовать выставку «Русский народный костюм»;

-воспитывать интерес к национальному костюму, желание использовать в

театрализованных представлениях.

Познавател

ьное

развитие

- Познавательные

беседы «История

русского костюма»

-« Отражение

русских традиций в

национальном

костюме»

Формировать

представления детей

о социокультурных

ценностях нашего

народа, о традициях и

праздниках

Тематиче

ские

альбомы;

куклы в

национал

ьных

костюмах

Социально

-

коммуника

тивное

развитие

Театрализованная

деятельность:

обыгрывание

сюжетов былин,

сказок

- Сюжетно-ролевые

игры « Русские

богатыри»

- Изготовление

головных уборов

( кокошников,

колпаков)

-участие в фестивале «Дружба народов»

Привлечение детей к

созданию

развивающей среды

группы (мини-музеев,

выставок)

В течение

2013- 2014

учебного

года

согласно

календарн

ому плану

Речевое

развитие

Рассматривание и

составление

рассказов по

репродукциям

известных

художников В.

Васнецова

«Богатыри»,

В.Сурикова «

«Русская красавица»

- Чтение

художественной

литературы ( сказки,

былин, пословиц,

поговорок)

Развитие связной,

грамматически

правильной

диалогической и

монологической речи;

развитие речевого

творчества

Художеств

енно-

эстетическое развитие

- Слушанье народных

мелодий русских

композиторов:

«Тридцать три

богатыря», «Море» и

др.

- Рисование «Узоры

для русских

красавиц», «Узоры

для русских

богатырей»

Развитие предпосылок ценностного смыслового

восприятия и

понимания

произведений

искусства

Физическо

е развитие

Народные

подвижные игры,

хороводы, игры-

массового гулянья

Овладение

подвижными играми с

правилами

Тема: НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ.

Задачи:

-познакомить с народными промыслами: гончарное дело, резьба по дереву,

изготовление игрушек;

-создание выставки «Вот они, какие-куклы расписные».

-воспитывать бережное отношение к народной игрушке.

Познавател

ьное

развитие

«История

ложечки», «В гостях

у мастеров», «В

гостях у Матрешки»

- Познавательные

беседы « История

тряпичной куклы»

- Рассматривание

познавательного

материала,

презентаций

- Исследовательская

деятельность с

глиной

Формировать

представления детей

о социокультурных

ценностях нашего

народа, о традициях и

праздниках

согласно

календарн

ому плану

Выставка

«Какие

разные

куклы»

Мини -

музей «

Город

мастеров

»;

коллекци

и

Социально

-

коммуника

тивное

развитие

Изготовление

тряпичных кукол,

масок, костюмов

- Сюжетно-ролевая

игра «Музей»

- Трудовая деятельность:

вышивка орнаментов

русского костюма

Привлечение детей к

созданию

развивающей среды

группы (мини-музеев,

выставок)

Речевое

развитие

Чтение

художественной

литературы

( рассказов, сказок,

стихов)

- Рассматривание и

составление

рассказов по

репродукциям картин

известных

художников.

Развитие речевого

творчества,

литературной речи.

Художеств

енно-

эстетическ

ое

развитие.

- Декоративное

рисование

«Павловские платки»,

«Разноцветная

Хохлома», «Гжель»

- Лепка « Хохломские

мастера»,

Филимоновская

игрушка»

- Аппликация из

ткани «Жостовский

поднос»

Развитие детского

художественного

творчества

Физическо

е развитие

Подвижные,

хороводные игры,

игровые упражнения

Развитие двигательной

активности

Тема: МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ФОРМЫ: ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ.

Задачи:

-познакомить с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками

-разучить пословицы и поговорки, научить детей объяснять их значение;

-вызвать у детей желание применять пословицы и поговорки в повседневной  жизни, в нужных ситуациях.

Познавател

ьное

развитие

Познавательные

беседы о народных

пословицах,

поговорках

-

Рассматривание

иллюстративного

познавательного

материала

Наблюдения в

природе

Развивать

познавательную

активность

Тематические

альбомы

малых

фольклор

ных форм

Социально

-

коммуника

тивное

развитие

Театрализованная

деятельность

(обыгрывание

поговорок, пословиц)

- Игровая

деятельность:

эмоциональны,

дидактические,

сюжетно-ролевые

игры

Развивать

эстетические чувства,

эмоции, переживания;

умение

самостоятельно

создавать

художественные

образы в разных видах

деятельности.

В течение

2014- 2015

учебного

года

согласно

календарн

ому плану

Речевое

развитие

Разучивание

пословиц, поговорок,

потешек, закличек

- Рассматривание и

составление

рассказов по

иллюстрациям

художников

изображенным к

малым фольклорным

формам

- Придумывание

рассказов по

пословицам

Развитие свободного

общения с взрослыми

и детьми, овладение

конструктивными

способами и

средствами

взаимодействия с

окружающими.

Художеств

енно-

эстетическ

ое

развитие.

Разучивание,

инсценирование

попевок, закличек

- Лепка «Карусель»

( по сюжетным

небылицам)

Формировать навыки

художественного

исполнения различных

образов при

инсценировании песен

Физическо

е развитие

Развлечение с

использованием

народных потешек,

загадок, игр,

прибауток.

Развитие инициативы,

самостоятельности и

творчества в

двигатель-ной

активности

Тема: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.

Задачи:

-познакомить с русскими народными подвижными играми;

-вызвать у детей интерес и желание играть в русские народные

подвижные игры;

-воспитывать чувство коллективизма.

Познавател

ьное

развитие

Познавательные

беседы, презентации

«История народных

подвижных игр»

- Просмотр

видеофильмов «Игры

наших предков»

Развивать

познавательный

интерес к русским

народным подвижным

играм

Картотек

а

народных

подвижн

ых игр;

оборудов

ание

участка в

народном

стиле

Социально

-

коммуника

тивное

развитие

Изготовление

атрибутов для

народных

подвижных,

хороводных игр

- Изготовление

оборудования и

атрибутов для

оформления участка

- Разыгрывание игр

«Плетень»,

«Ярмарка»,

«Народные гулянья»

Привлекать детей к

созданию

развивающей среды

В течение

2014- 2015

учебного

года

согласно

календарн

ому плану

Речевое

развитие

Чтение и

разучивание

хороводов, слов к

играм, считалок

-Рассматривание

иллюстраций

известных

художников

«Массовые гулянья»,

«Масленица» и др.

Продолжать

содержательно,

эмоционально

рассказывать детям об

интересных фактах и

событиях

Художеств

енно-

эстетическ

ое

развитие.

- Слушанье

музыкальных

произведений

( песенок, закличек,

хороводов)

- Игры на

Музыкальных

инструментах

Рисование «Моя

любимая игра», «Мои

впечатления от игры»

Воспитывать интерес к

народному творчеству,

к культурному

прошлому родного

народа

Физическо

е развитие

Игры –хороводы

- Досуг «Русские

игрища»

Формирование

потребности в

ежедневной

двигательной

деятельности

Тема: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ.

Задачи:

-познакомить с многообразием русских народных сказок;

-научить детей передавать характеры героев интонацией голоса, жестами,

выражением лица и глаз;

-развивать чувство юмора;

-вызвать интерес к театрализованным представлениям.

Познавател

ьное

развитие

- Рассматривание

иллюстративного

материала,

репродукций к

русским народным

сказкам

- Беседы, просмотр

материала

познавательного

характера

- Экскурсии в

сельскую библиотеку

«Сказочные

странички»

Развивать

познавательную

активность детей.

согласно

календарн

ому плану

Выставка

«Комната

сказок»;

показ

театра

Социально

-

коммуника

тивное

развитие

Сюжетно-ролевые

игры «Театр»,

«Библиотека»

- Изготовление

атрибутов для

сюжетно- ролевых,

театрализованных

игр

- Театрализованная

деятельность:

обыгрывание сказок,

этюдов

- Эмоциональные

игры: «Изобрази

страшного зверя»,

Привлекать детей к

созданию

развивающей среды;

создание

эмоционального

комфорта.

Речевое

развитие

Чтение

художественной

литературы (сказок,

небылиц, былин)

- Разучивание

игровых диалогов,

попевок, закличек

- Самостоятельное

составление сказок.

Развивать связную речь, интонационную

выразительность

Художеств

енно-

эстетическ

ое

развитие.

- Рисование «Добрые

сказочные герои»,

«Злые сказочные

герои»

- Лепка «Карусель»

( по сюжетным

небылицам)

-Слушанье

музыкальных

произведений; игры

на музыкальных

инструментах

Формировать

эстетическое

отношение к

произведениям

искусства, к

художественно-

творческой

деятельности.

Физическо

е развитие

Разные виды игры

Развитие двигательной

активности

Развитие двигательной

активности

Формы работы

Цель

Сроки

Анкетирование родителей на тему:

«Приобщение детей к истокам

русской культуры».

- Оформление наглядной

информации для родителей в

родительском уголке по устному

народному творчеству.

- Проведение родительских

собраний на тему: «Приобщение

детей к русской культуре и

декоративно- прикладное

творчество»; «Особенности

нравственного воспитания в

дошкольном возрасте».

- Беседа за круглым столом: «Роль

семьи в приобщении детей к

русской национальной культуре».

- Проведение консультаций для

родителей: «Народные игры»,

«Знакомство детей с русским

народным искусством, ремеслами,

бытом», «Русские народные

праздники», « Из истории русского

народного костюма», « Русская

народная игрушка» др.

- Участие родителей в экскурсиях и

целевых прогулок: в библиотеку;

к известным памятным местам; в

сельский клуб.

- Совместные посиделки с

родителями и детьми: «Я – семья –

род – народ», «Русская народная

песня» (колыбельная, частушки),

«Русский самовар и чаепитие на

Руси», «Без примет ходу нет

(народные приметы).

- Участие в подготовке и проведении

праздников: «Масленица»,

«Рождество»,

«Пасха» и др.

- Совместное посещение

родителями, детьми и педагогами

выставок, художественного и фото

творчества.

- Практические занятия по

изготовлению театров,

оборудования для игр на участке.

-Участие в совместной проектной

деятельности

- Проведение совместной выставки

«Народные игрушки своими

руками». и др

Вовлечь родителей в

воспитательно-

образовательный процесс

через знакомство с культурой

родного народа.

Знакомство родителей с

народными календарными

праздниками, обычаями,

традициями.

Знакомство родителей с

народными календарными

праздниками, обычаями,

традициями.

Развитие собственных

традиций в совместной

творческой деятельности

1 раз в месяц

1 раз в

квартал

Согласно

по плану

Согласно

календарно-

тематическому

плану

В течение

учебного года

III. заключительный этап.

Вид деятельности

Цель деятельности

Сроки

выполнения

1

Педагогический мониторинг

Выявить уровень сформированности знаний

воспитанников о предметах

народного быта, русских

народных праздниках и

традициях, разных видах

народно-прикладного

творчества.

2

Презентация проекта по

приобщению детей

дошкольного возраста к

истокам национальной

культуры и традициям русского

народа.

Обобщение опыта работы

по приобщению детей

дошкольного возраста

истокам национальной

культуры и традициям

русского народа.

результат участия класса в фестивале «Дружба народов» - 1 место

Используемая литература

1. Ивановские ситцы: Альбом /Авт.- сост. Е.В. Арсеньева.- Л.: Художник РСФСР,

1983.

2. Картышова Л.В. Русский народный костюм: Универсальный подход. Серия

«Народная культура как целостное мировоззрение». – Белые альвы, 2005.

3. Костюм в России 15 – начало 20 века. Из собрания государственного

исторического музея Е.Р. Беспаловой – « АРТ - родник» Москва, 2000

4. Музей в детском саду: беседы, экскурсии, творческие мастерские / Под ред.

Н.В. Микляевой, Н.Ф. Лагутиной – М.: ТЦ Сфера, 2011.

5. Попова Т.А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской

народной культуре. Для занятий с детьми 4 - 5 лет. М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2010

6. Русский праздничный нарядный костюм. Знакомство детей с русской народной

культурой, фольклором, традициями и обычаями. Издательство МОЗАЙКА –

СИНТЕЗ, 2001.

7. Сокровища Государственного ордена Ленина Исторического музея. Русский

костюм.

8. «Традиционные промыслы и ремёсла» Альманах. М.: ООО «Издательство

Родникъ» 1997, №3 – Л.В. Беловицкий. Типология русского народного костюма.

9. Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М.:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Герб России: от истоков до наших дней

Воспитание любви к Родине необходимо для полноценного развития личности ребенка. Непреходящее значение патриотического воспитания вытекает из двух основополагающих компонентов – потребностей развития ...

Программа фольклорного кружка "Наши истоки"

Программа содержит тематическое планирование....

Презентация к классному часу "Чечня- от истоков до наших дней"

Данная презентация поможет учителям начальных классов в работе над проектом "Россия- наш дом"....

У каждого музея – замечательная миссия: Сберечь все то, что создано, и передать потомкам, Ведь наше настоящее без прошлого немыслимо, И, приходя в музей, мы возвращаемся к истокам! (15-летию школьного музея посвящается)

Автор статьи: Веселова Елена Вадимовна, руководитель музея, учитель истории и культуры родного края.  Содержание работы:1.     История создания школьного музея2....

У истоков нашего языка

Внеклассное мероприятие по ОДНКНР...

Проект "Народный костюм: от истоков до наших дней"

Проектная работа "Народный костюм :от истоков до наших дней" был представлен на научно-практической конференции "Старт в науку -2023"Цель и задачи проекта познакомиться с русской н...