Педагогический проект" Вернемся к истокам нашим"
проект по орксэ
Педагогический проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_vernemsya_k_istokam_nashimm.docx | 325.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №8»
ПРОЕКТ
«ВЕРНЕМСЯ К ИСТОКАМ НАШИМ»
Автор:
Гайдовская Татьяна Петровна,
учитель начальных классов
МБОУ «СШ№8»
«Русский народ не должен терять
своего нравственного авторитета
среди других народов - авторитета,
достойно завоёванного русским
искусством, литературой.
Мы не должны забывать о своём
культурном прошлом, о наших
памятниках, литературе, языке, живописи...
Народные отличия сохранятся и в XXI
веке, если мы будем озабочены воспитанием
души, а не только передачей знаний».
(Д. С. Лихачёв).
Актуальность:
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У школы в этом процессе своя важная роль.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе со школьниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Стоит помнить, что младший школьный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине.
Цель проекта:
создание условий для воспитания творчески развитой личности школьника средствами приобщения детей к истокам русской культуры, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм.
Задачи проекта:
Образовательные: познакомить с народными традициями, народным искусством, обычаями; дать представление об устройстве русской избы, о народном промысле, о народном фольклоре.
Развивающие:
- развитие эстетического и нравственного восприятия мира;
- показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах;
- познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям;
- привлечь родителей к сотрудничеству в воспитательно–образовательном процессе, в оказании помощи по созданию в школе предметно–развивающей среды, к активному совместному участию в праздниках, играх;
- способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.
Проблема: Отторжение подрастающего поколения от отечественной
культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с младшего школьного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.
Ожидаемые результаты:
1.Расширение кругозора детей о малой родине и Отечестве, о
социокультурных ценностях русского народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
2. Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, народу и любви к родному краю.
3. Формирование представлений о культуре своего народа, обычаях; чувств национального достоинства; морально-нравственных ценностей: доброта,
правда, красота, трудолюбие, храбрость и отвага.
4. Развитие эмоционально-волевой сферы, патриотических чувств и любви к Родине, к своей истории, природе, народу.
5. Развитие коммуникативных навыков: уважительное отношение к взрослым, сверстникам, малышам; чувство коллективизма.
6. Обогащение словаря детей: потешками, закличками, пословицами, знанием предметов быта, элементов русского костюма и т.д..
7. Разностороннее использование элементов русской народной культуры во всех областях и видах деятельности.
8. Широкое использование всех видов фольклора.
9. Повышение родительской компетенции.
Вид проекта: познавательно-творческий, открытый, коллективный.
Продолжительность проекта: долгосрочный (4 года)
Участники проекта: Дети 7- 11 лет, родители обучающихся, воспитатели группы продленного дня, логопед, учитель физическому воспитанию.
Интеграция образовательных областей
1. Воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свою нацию,за прошлое своего народа, уважения к своей семье, приобщение к культуре русского народа посредством ознакомления с народными ремёслами и народным фольклором предполагается через интеграцию образовательных областей:
2. Социально-коммуникативное развитие (познавательные беседы, экскурсии к историческим местам нашего края, виртуальные экскурсии, встречи с ветеранами, рассматривание альбомов; подвижные, словесные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры; совместная деятельность с родителями: экскурсии, субботники, фестиваль «Дружба народов», и др.);
3. Речевое развитие (развивающие занятия, рассказывание и инсценирование сказок, использование стихов, загадок, пословиц, былин);
4. Познавательное развитие (циклы познавательных занятий, целевые
прогулки, наблюдения);
5. Художественно- эстетическое развитие (рассказы педагога, рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества, выставки и галереи, открытки к праздникам, конструирование; развлечения, ярмарки, праздники, разучивание хороводов и музыкальных игр);
6. Физическое развитие (подвижные игры, соревнования).
развитие (подвижные игры, соревнования).
I. этап реализации проекта.
№ | Вид деятельности | Цель деятельности | Сроки выполнения |
1 | Анализ работы по данной проблеме | Выявить методы, приемы ознакомления школьников с культурой и традициями русского народа. | Сентябрь - Октябрь |
2 | Изучение методических разработок | ||
3 | Изучение литературы по данной проблеме. | Сентябрь -Октябрь | |
4 | Проведение психолого- педагогической диагностики - диагностические задания; - анкетирование родителей; - тестовые работы; - наблюдения; - опросник детей; | ||
5 | Разработка плана работы с детьми и родителями по работе над проектом. | октябрь |
II основной этап.
План работы по осуществлению проекта.
Образоват ельная область | Форма работы | Цель деятельности | Сроки выполнения | Результат | |||||||||||||||||||||||||||||
Работа с детьми | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема: « МОЙ ДОМ - МОЯ СЕМЬЯ» Задачи: - формировать представление о мире семьи; - актуализировать эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений; - развивать самопознание и воспитывать у ребенка уважение к себе. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательное развитие | «Я и мое имя», «Я и моя семья», «Моя мама –лучше всех», «Моя семья». - Беседа на темы: «Ни кого роднее мамы и папы в целом мире нет», « О родне», «Где и кем работают твои родители», «Бабушкин портрет». - Рассматривание семейных альбомов; иллюстраций с изображением опасных предметов и ситуаций в быту. - Конструирование «Комната, в которой я живу». | Развивать познавательную активность детей | согласно календарно му плану | «Генеал огическ ое дерево» | |||||||||||||||||||||||||||||
Социально - коммуника тивное развитие | «Давайте познакомимся», «Мой портрет», «Мужчины и женщины в семье». - Дидактические игры: «Чем можно порадовать маму», «Туалетные принадлежности», «Кому, что нужно для работы», «Маленькие помощники». - Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Выходной в семье», «Телевидение - интервью о своей семье». - Разыгрывание этюдов - Решение проблемных ситуаций | Углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем. Формировать нравственно – этические чувства, эстетическое восприятие, любовь к семье Создание эмоционального комфорта. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Речевое развитие | Составление рассказов о семье - Чтение стихотворений: Я. Акима «Моя родня»; «Кто кому кто?»; «Мой братишка Мишка»; «Люблю»; Е. Григорьевой «Бабушка»; Э Успенской «Если бы я был девчонкой»; Б. Заходера «Повара»; Е.Серовой «Папа дома»; О. Высотской «Семья». - Обсуждение поговорок и пословиц о семье. - Игры: «Закончи предложение», «Подбери слово», «Вежливые слова». | Развивать связную речь, интонационную выразительность | |||||||||||||||||||||||||||||||
Художеств енно- эстетическ ое развитие. | Продуктивная деятельность: рисование «Портрет моей семьи», «Отдыхаем всей семьей»; изготовление подарков для членов семьи; раскрашивание раскрасок по теме «Профессии». 2. Слушанье и пение песен о членах семьи. | Развивать творчество детей | |||||||||||||||||||||||||||||||
Физическо е развитие | Пальчиковые игры: «Дом», «Семья» - Подвижные игры: «Мы веселые ребята» - Игровые упражнения «Что могут сделать умелые руки» | Развивать двигательную активность детей | |||||||||||||||||||||||||||||||
Тема: НАША МАЛАЯ РОДИНА Задачи: - познакомить с историей возникновения города; - показать значимые места; - знакомить с природными зонами города; - воспитывать чувство восхищения красотой родного уголка, любовь и гордость за свою малую Родину. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Познавател ьное развитие | Беседа на темы: «Что такое малая родина?», «История моего города», «Мой город – моя малая Родина», «Моя улица», «Исторические личности люди города», «Достопримечательности Нижневартовска» - Целевая прогулка «Город, в котором я живу» - Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Мой город» - Экскурсия «Любимое место в городе». - Презентация «Путешествие в прошлое и настоящее родного города», - Экскурсии в библиотеку, музей русского быта, краеведческий музей | Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательност ями региона, в котором живут дети. | согласно календарн ому плану | «Макет поселка» | |||||||||||||||||||||||||||||
Социально - коммуникативное развитие | Сюжетно-ролевая игра «Мы идем на экскурсию…», «Поездка по городу», - Беседа о правилах поведения на улице и в общественном месте. - Дидактичесие игры «Улицы города», «Узнай здание по описанию», «Узнай, где я нахожусь», «Покажи, назови, расскажи», «Знаменитые люди, живущие рядом», «Что изменилось?». - Сюжетно – ролевые игры: «Путешествие по городу», | Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия; | |||||||||||||||||||||||||||||||
Речевое развитие | - Чтение стихотворений С. Маршака «Дом, который построил Джек», « Моя улица»; стихов о поселке, загадок. - Разучивание стихотворения З. Александровой «Родина». | Развитие интереса к художественно- творческой деятельности. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Художеств енно- эстетическ ое развитие. | Составление рассказов о городе - Игры: «Закончи предложение», «Расскажи, а мы отгадаем», «Из чего построен дом» Продуктивная деятельность: изготовление макета «Улицы родного города»; рисование «Моя улица», «Моя школа», «Мой поселок «самый, самый . - Слушание песен - Конструирование из крупного строительного материала «Строим город» | Развитие интереса к художественно- творческой деятельности. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Физическо е развитие | Пешие прогулки по городу. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема: НАША РОДИНА – РОССИЯ Задачи: - расширять знания детей о родной стране; - познакомить детей с многонациональным составом населения России; - познакомить со столицей России; - познакомить с официальной символикой (гербом, флагом, гимном РФ) и неофициальной ( матрешка, балалайка, самовар); - формировать у детей целостное представление о природных зонах России; - воспитывать патриотические чувства, уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Познавател ьное развитие | Беседа на темы: «Наша Родина - Россия»; «Какие народы живут в России», «Государственные символы России», «Природа России» - Рассказ о неофициальных символах России ( матрешке, балалайке, самоваре) - Рассматривание карты России: «Что может рассказать карта о России»; иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах, блюд национальных промыслов народов России; - Просмотр слайдов на тему: «Природные зоны России» - Презентация «Путешествие в прошлое и настоящее главного города России», | Формирование представлений у детей о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. | согласно календарн ому плану | Альбомы (с символик ой, презента ции) | |||||||||||||||||||||||||||||
Социально - коммуника тивное развитие | «Россия Родина – моя», Наша Родина –Россия, наш язык русский» - Сюжетно-ролевые игры «Защитники Родины», «Мы идем на экскурсию…», «Поездка по городу», - Беседа о правилах поведения на улице и в общественном месте. - Дидактичесие игры «Достопримечательности Москвы», «Что предмет расскажет о себе» - Ручной труд изготовление атрибутов для игры | Воспитывать патриотических и интернациональных чувств, любовь к Родине. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Речевое развитие | Рассматривание картины «Богатыри», чтение сказок и былин о русских богатырях - Дидактические игры «Военная техника», «Собери символику» - Чтение стихотворений известных писателей о Родине. | Обогащение обществоведческого словаря детей. Совершенствовать речь как средство общения. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Художеств енно- эстетическ ое развитие | Лепка « Русская матрешка» - Конструирование из крупного строительного материала «Кремлевские башни» - Рисование символики России. - Слушание песен известных исполнителей о Родине разучивание русской народной песни | Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Физическо е развитие | Спортивный праздник «Открытие олимпийских игр» - Подвижные игры | Развитие двигательной активности | |||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА: «РУССКИЙ БЫТ» Задачи: - формировать представления о русском крестьянском быте, уважение к русской народной культуре; - познакомить детей с устройством русской избы; изготовить макет русской избы; - познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; - расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, венец, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук; - воспитывать патриотические чувства | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Познавател ьное развитие | «История русского быта», «Русская изба», «Горница» - Рассматривание иллюстраций, презентаций на темы: «Старинные предметы домашнего быта», «Традиции русского народа», «Праздники» экскурсия в краеведческий музей | Ознакомление детей с жилищем русских людей в старину представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках | Создание мини- музея «Русского быта»; макет русской избы | ||||||||||||||||||||||||||||||
Социально- коммуника тивное развитие | «Посиделки в горнице», «День рождения на Руси», «Что за зернышко такое, не простое – золотое» - Трудовая деятельность по изготовлению атрибутов для колядования (маски) - Сюжетно-ролевая игра «День рождения на Руси» | Приобщать детей к истокам русской культуры; расширять знания детей о труде крестьянина, праздниках | |||||||||||||||||||||||||||||||
Речевое развитие | Чтение энциклопедий, рассказ воспитателя о русской избе - «Вечер загадок» (загадки о предметах быта) - Чтение пословиц, поговорок, сказок. | Пополнять литературный багаж детей | |||||||||||||||||||||||||||||||
Художеств енно- эстетическ ое развитие. | - Пение народных мелодий: «Как у наших у ворот», «Ах вы, сени», «Ой встала я ранешенько» и т.д. - Слушанье русских народных мелодий - Конструирование и украшение русской избы - Лепка русского быта - Развлечение «Масленица» | Приобщение детей к народному искусству | |||||||||||||||||||||||||||||||
Физическо е развитие | Игра «Взятие снежной крепости» - Русские народные игры | Развитие двигательной активности | |||||||||||||||||||||||||||||||
Тема: НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ, ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ. Задачи: -показать красоту национального костюма, выделить его элементы; -организовать выставку «Русский народный костюм»; -воспитывать интерес к национальному костюму, желание использовать в театрализованных представлениях. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Познавател ьное развитие | - Познавательные беседы «История русского костюма» -« Отражение русских традиций в национальном костюме» | Формировать представления детей о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках | Тематиче ские альбомы; куклы в национал ьных костюмах | ||||||||||||||||||||||||||||||
Социально - коммуника тивное развитие | Театрализованная деятельность: обыгрывание сюжетов былин, сказок - Сюжетно-ролевые игры « Русские богатыри» - Изготовление головных уборов ( кокошников, колпаков) -участие в фестивале «Дружба народов» | Привлечение детей к созданию развивающей среды группы (мини-музеев, выставок) | В течение 2013- 2014 учебного года согласно календарн ому плану | ||||||||||||||||||||||||||||||
Речевое развитие | Рассматривание и составление рассказов по репродукциям известных художников В. Васнецова «Богатыри», В.Сурикова « «Русская красавица» - Чтение художественной литературы ( сказки, былин, пословиц, поговорок) | Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества | |||||||||||||||||||||||||||||||
Художеств енно- эстетическое развитие | - Слушанье народных мелодий русских композиторов: «Тридцать три богатыря», «Море» и др. - Рисование «Узоры для русских красавиц», «Узоры для русских богатырей» | Развитие предпосылок ценностного смыслового восприятия и понимания произведений искусства | |||||||||||||||||||||||||||||||
Физическо е развитие | Народные подвижные игры, хороводы, игры- массового гулянья | Овладение подвижными играми с правилами | |||||||||||||||||||||||||||||||
Тема: НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ. Задачи: -познакомить с народными промыслами: гончарное дело, резьба по дереву, изготовление игрушек; -создание выставки «Вот они, какие-куклы расписные». -воспитывать бережное отношение к народной игрушке. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Познавател ьное развитие | «История ложечки», «В гостях у мастеров», «В гостях у Матрешки» - Познавательные беседы « История тряпичной куклы» - Рассматривание познавательного материала, презентаций - Исследовательская деятельность с глиной | Формировать представления детей о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках | согласно календарн ому плану | Выставка «Какие разные куклы» Мини - музей « Город мастеров »; коллекци и | |||||||||||||||||||||||||||||
Социально - коммуника тивное развитие | Изготовление тряпичных кукол, масок, костюмов - Сюжетно-ролевая игра «Музей» - Трудовая деятельность: вышивка орнаментов русского костюма | Привлечение детей к созданию развивающей среды группы (мини-музеев, выставок) | |||||||||||||||||||||||||||||||
Речевое развитие | Чтение художественной литературы ( рассказов, сказок, стихов) - Рассматривание и составление рассказов по репродукциям картин известных художников. | Развитие речевого творчества, литературной речи. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Художеств енно- эстетическ ое развитие. | - Декоративное рисование «Павловские платки», «Разноцветная Хохлома», «Гжель» - Лепка « Хохломские мастера», Филимоновская игрушка» - Аппликация из ткани «Жостовский поднос» | Развитие детского художественного творчества | |||||||||||||||||||||||||||||||
Физическо е развитие | Подвижные, хороводные игры, игровые упражнения | Развитие двигательной активности | |||||||||||||||||||||||||||||||
Тема: МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ФОРМЫ: ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ. Задачи: -познакомить с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками -разучить пословицы и поговорки, научить детей объяснять их значение; -вызвать у детей желание применять пословицы и поговорки в повседневной жизни, в нужных ситуациях. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Познавател ьное развитие | Познавательные беседы о народных пословицах, поговорках - Рассматривание иллюстративного познавательного материала Наблюдения в природе | Развивать познавательную активность | Тематические альбомы малых фольклор ных форм | ||||||||||||||||||||||||||||||
Социально - коммуника тивное развитие | Театрализованная деятельность (обыгрывание поговорок, пословиц) - Игровая деятельность: эмоциональны, дидактические, сюжетно-ролевые игры | Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности. | В течение 2014- 2015 учебного года согласно календарн ому плану | ||||||||||||||||||||||||||||||
Речевое развитие | Разучивание пословиц, поговорок, потешек, закличек - Рассматривание и составление рассказов по иллюстрациям художников изображенным к малым фольклорным формам - Придумывание рассказов по пословицам | Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Художеств енно- эстетическ ое развитие. | Разучивание, инсценирование попевок, закличек - Лепка «Карусель» ( по сюжетным небылицам) | Формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен | |||||||||||||||||||||||||||||||
Физическо е развитие | Развлечение с использованием народных потешек, загадок, игр, прибауток. | Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигатель-ной активности | |||||||||||||||||||||||||||||||
Тема: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. Задачи: -познакомить с русскими народными подвижными играми; -вызвать у детей интерес и желание играть в русские народные подвижные игры; -воспитывать чувство коллективизма. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Познавател ьное развитие | Познавательные беседы, презентации «История народных подвижных игр» - Просмотр видеофильмов «Игры наших предков» | Развивать познавательный интерес к русским народным подвижным играм | Картотек а народных подвижн ых игр; оборудов ание участка в народном стиле | ||||||||||||||||||||||||||||||
Социально - коммуника тивное развитие | Изготовление атрибутов для народных подвижных, хороводных игр - Изготовление оборудования и атрибутов для оформления участка - Разыгрывание игр «Плетень», «Ярмарка», «Народные гулянья» | Привлекать детей к созданию развивающей среды | В течение 2014- 2015 учебного года согласно календарн ому плану | ||||||||||||||||||||||||||||||
Речевое развитие | Чтение и разучивание хороводов, слов к играм, считалок -Рассматривание иллюстраций известных художников «Массовые гулянья», «Масленица» и др. | Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях | |||||||||||||||||||||||||||||||
Художеств енно- эстетическ ое развитие. | - Слушанье музыкальных произведений ( песенок, закличек, хороводов) - Игры на Музыкальных инструментах Рисование «Моя любимая игра», «Мои впечатления от игры» | Воспитывать интерес к народному творчеству, к культурному прошлому родного народа | |||||||||||||||||||||||||||||||
Физическо е развитие | Игры –хороводы - Досуг «Русские игрища» | Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности | |||||||||||||||||||||||||||||||
Тема: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ. Задачи: -познакомить с многообразием русских народных сказок; -научить детей передавать характеры героев интонацией голоса, жестами, выражением лица и глаз; -развивать чувство юмора; -вызвать интерес к театрализованным представлениям. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Познавател ьное развитие | - Рассматривание иллюстративного материала, репродукций к русским народным сказкам - Беседы, просмотр материала познавательного характера - Экскурсии в сельскую библиотеку «Сказочные странички» | Развивать познавательную активность детей. | согласно календарн ому плану | Выставка «Комната сказок»; показ театра | |||||||||||||||||||||||||||||
Социально - коммуника тивное развитие | Сюжетно-ролевые игры «Театр», «Библиотека» - Изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых, театрализованных игр - Театрализованная деятельность: обыгрывание сказок, этюдов - Эмоциональные игры: «Изобрази страшного зверя», | Привлекать детей к созданию развивающей среды; создание эмоционального комфорта. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Речевое развитие | Чтение художественной литературы (сказок, небылиц, былин) - Разучивание игровых диалогов, попевок, закличек - Самостоятельное составление сказок. | Развивать связную речь, интонационную выразительность | |||||||||||||||||||||||||||||||
Художеств енно- эстетическ ое развитие. | - Рисование «Добрые сказочные герои», «Злые сказочные герои» - Лепка «Карусель» ( по сюжетным небылицам) -Слушанье музыкальных произведений; игры на музыкальных инструментах | Формировать эстетическое отношение к произведениям искусства, к художественно- творческой деятельности. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Физическо е развитие | Разные виды игры | Развитие двигательной активности | |||||||||||||||||||||||||||||||
Развитие двигательной активности | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Формы работы | Цель | Сроки | |||||||||||||||||||||||||||||||
Анкетирование родителей на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры». - Оформление наглядной информации для родителей в родительском уголке по устному народному творчеству. - Проведение родительских собраний на тему: «Приобщение детей к русской культуре и декоративно- прикладное творчество»; «Особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте». - Беседа за круглым столом: «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре». - Проведение консультаций для родителей: «Народные игры», «Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом», «Русские народные праздники», « Из истории русского народного костюма», « Русская народная игрушка» др. - Участие родителей в экскурсиях и целевых прогулок: в библиотеку; к известным памятным местам; в сельский клуб. - Совместные посиделки с родителями и детьми: «Я – семья – род – народ», «Русская народная песня» (колыбельная, частушки), «Русский самовар и чаепитие на Руси», «Без примет ходу нет (народные приметы). - Участие в подготовке и проведении праздников: «Масленица», «Рождество», «Пасха» и др. - Совместное посещение родителями, детьми и педагогами выставок, художественного и фото творчества. - Практические занятия по изготовлению театров, оборудования для игр на участке. -Участие в совместной проектной деятельности - Проведение совместной выставки «Народные игрушки своими руками». и др | Вовлечь родителей в воспитательно- образовательный процесс через знакомство с культурой родного народа. Знакомство родителей с народными календарными праздниками, обычаями, традициями. Знакомство родителей с народными календарными праздниками, обычаями, традициями. Развитие собственных традиций в совместной творческой деятельности | 1 раз в месяц 1 раз в квартал Согласно по плану Согласно календарно- тематическому плану В течение учебного года | |||||||||||||||||||||||||||||||
III. заключительный этап. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
№ | Вид деятельности | Цель деятельности | Сроки выполнения | ||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Педагогический мониторинг | Выявить уровень сформированности знаний воспитанников о предметах народного быта, русских народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества. | |||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Презентация проекта по приобщению детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры и традициям русского народа. | Обобщение опыта работы по приобщению детей дошкольного возраста истокам национальной культуры и традициям русского народа. |
результат участия класса в фестивале «Дружба народов» - 1 место
Используемая литература
1. Ивановские ситцы: Альбом /Авт.- сост. Е.В. Арсеньева.- Л.: Художник РСФСР,
1983.
2. Картышова Л.В. Русский народный костюм: Универсальный подход. Серия
«Народная культура как целостное мировоззрение». – Белые альвы, 2005.
3. Костюм в России 15 – начало 20 века. Из собрания государственного
исторического музея Е.Р. Беспаловой – « АРТ - родник» Москва, 2000
4. Музей в детском саду: беседы, экскурсии, творческие мастерские / Под ред.
Н.В. Микляевой, Н.Ф. Лагутиной – М.: ТЦ Сфера, 2011.
5. Попова Т.А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской
народной культуре. Для занятий с детьми 4 - 5 лет. М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2010
6. Русский праздничный нарядный костюм. Знакомство детей с русской народной
культурой, фольклором, традициями и обычаями. Издательство МОЗАЙКА –
СИНТЕЗ, 2001.
7. Сокровища Государственного ордена Ленина Исторического музея. Русский
костюм.
8. «Традиционные промыслы и ремёсла» Альманах. М.: ООО «Издательство
Родникъ» 1997, №3 – Л.В. Беловицкий. Типология русского народного костюма.
9. Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М.:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Герб России: от истоков до наших дней
Воспитание любви к Родине необходимо для полноценного развития личности ребенка. Непреходящее значение патриотического воспитания вытекает из двух основополагающих компонентов – потребностей развития ...
Программа фольклорного кружка "Наши истоки"
Программа содержит тематическое планирование....
Конспект занятия по предмету "Истоки" 2 класс "Братья наши меньшие"
Конспект занятия....
Презентация к классному часу "Чечня- от истоков до наших дней"
Данная презентация поможет учителям начальных классов в работе над проектом "Россия- наш дом"....
У каждого музея – замечательная миссия: Сберечь все то, что создано, и передать потомкам, Ведь наше настоящее без прошлого немыслимо, И, приходя в музей, мы возвращаемся к истокам! (15-летию школьного музея посвящается)
Автор статьи: Веселова Елена Вадимовна, руководитель музея, учитель истории и культуры родного края. Содержание работы:1. История создания школьного музея2....
У истоков нашего языка
Внеклассное мероприятие по ОДНКНР...
Проект "Народный костюм: от истоков до наших дней"
Проектная работа "Народный костюм :от истоков до наших дней" был представлен на научно-практической конференции "Старт в науку -2023"Цель и задачи проекта познакомиться с русской н...