Статья "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках ОРКСЭ".
статья по орксэ ( класс) на тему

Презентация к  представлению статьи на городском семинаре "Духовно-нравственное воспитание обучающихся".

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon duhovno_nravstvennoe_vospitanie_na_urokah_orkse.ppt2.84 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Духовно-нравственное воспитание на уроках ОРКСЭ Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…» В. А. Сухомлинский Модуль: «Основы православной культуры» Громова Е.М., учитель ГБОУ школы № 593 Санкт-Петербург 2016

Слайд 2

Содержание духовно-нравственного воспитания и развития. Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются базовые общечеловеческие ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, национальных, семейных традициях народа, передаваемые из поколения в поколение. Чему учить и как воспитывать? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из педагогов, родителей. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный вечный образец - это общечеловеческие ценности и идеалы.

Слайд 3

умение дорожить святынями Отечества как личными ценностями и святынями своего сознания и сердца; гармоническое единство общественного и личного, большого и малого в духовной жизни личности; богатство духовного мира, интересов и потребностей; потребность человека в человеке как в носителе духовных ценностей; чувство человеческого достоинства, уважение самого себя, умение дорожить своей честью, стремление к нравственному совершенствованию; любовь к труду; открытость сердца радостям и горестям других людей. Нравственный идеал:

Слайд 4

Портрет выпускника начальной школы с учётом требований ФГОС: любознательный, интересующийся, активно познающий мир; владеющий основами умения учиться; любящий родной край и свою страну; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Слайд 5

формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций, духовных ценностей многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Цель учебного курса ОРКСЭ: Курс ОРКСЭ - формирует обширную базу средств и возможностей для реализации духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся.

Слайд 6

Высказывая своё отношение к предмету ОРКСЭ одна из моих учениц написала так: «..эти уроки учат ценить и беречь духовные традиции семьи и всего народа, учат делать нравственный выбор – выбор между добром и злом; помогают осознавать своё поведение и объясняют поступки других людей, а значит, учат тому, как сделать лучше свою жизнь и жизнь окружающих людей…» В жизни по-разному можно жить. В горе можно. И в радости. Вовремя есть. Вовремя пить. Вовремя делать гадости. А можно и так: на рассвете встать И, помышляя о чуде, Рукой обожженною солнце достать И подарить его людям. (С. Островский)

Слайд 7

Основные понятия, с которыми знакомятся дети на уроках ОРКСЭ: Отечество , любовь к Родине Мировоззрение Культурные традиции Духовные ценности и нравственные идеалы Мораль и нравственность Справедливость и ответственность Совесть и раскаяние Добро, добродетель и порок Милосердие и сострадание Семья, семейные ценности Вера и верность Честь и достоинство Подвиг

Слайд 8

Формирование нравственных понятий - это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Слайд 9

Темы уроков ОРКСЭ: Урок 1. «Наша Родина – Россия». Урок 2 . «Духовные ценности человека. Культура и религия». Урок 9. «О душе». Урок 11. «Совесть и раскаяние». Урок 12. «Заповеди». Урок 13. «Милосердие и сострадание». Урок 14. «Золотое правило этики». Урок 17. «Семья». Урок 18. «Православные традиции и семейные ценности. Урок 19. «Подвиг». Урок 21. «Зачем творить добро». Урок 23. «Любовь». Урок 24. «Прощение». Урок 33. «Любовь и уважение к Отечеству».

Слайд 10

В.А.Сухомлинский говорил: «Незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

Слайд 11

Формы, методы, варианты проведения уроков ОРКСЭ.

Слайд 12

Работа с пословицами и поговорками. Собери пословицу. Подбери пословицу. Объясни пословицу. Сопоставь пословицы. Найди лишнюю пословицу. Определи тему пословицы. Сочини свою пословицу.

Слайд 13

Составление и разгадывание кроссвордов. Урок 13. «Милосердие и сострадание ». Д/з: Составить кроссворд по теме «Милосердие».

Слайд 14

Тексты российского писателя, поэта и драматурга монаха Варнавы (Евгения Георгиевича Санина) «Маленькие притчи для детей и взрослых». http:// лучик-света.рф Диалоговые технологии. Работа с притчами, легендами, библейскими сказаниями, … http://semyaivera.ru

Слайд 15

Работа с притчами, легендами, библейскими сказаниями, … Урок 17. «Семья ». «Легенда о Петре и Февронии». Главные понятия: семья, любовь, верность. Урок 16. «Рождество Христово ». Притча «Дары Артабана». Православные истории для детей . Вывод: душевный дар во много раз дороже, чем дар вещественный.

Слайд 16

Диалоговые технологии. Просмотр и обсуждение видеофрагментов. Фильм 1. «Мой мир – Россия». Фильм 2. «Во что верят православные христиане». Фильм 3. «Выбор Добра». Фильм 4. «Добро и зло: как отличить?» Фильм 5. «Православная семья. Традиции».

Слайд 17

Просмотр и обсуждение мультфильмов. Серия «Истории Ветхого Завета – православные мультфильмы» . Серия «Доброе слово. Православные истории для детей». Серия «Библейские притчи для детей». 4. «Лебеди Непрядвы». 5. «Твой крест». 6. «Это мой выбор». 7. «Пересвет и Ослябя». 8. «Цветик – семицветик». 9. «Дудочка и кувшинчик». 10. «Снежная королева» 11. «Кучерявый ёжик» 12. «Крошка Енот» 13. «Приключения кота Леопольда» 14. «Зайка-зазнайка» 15. «Палочка выручалочка» ...

Слайд 18

Создание проблемных ситуаций.

Слайд 19

Создание портфолио.

Слайд 20

Проектная деятельность. Урок 11. «Колокола ». Проектная работа «Музей колоколов». Урок 21. «Зачем творить добро ». Проектная работа «Дорога добра». Проектная работа «Памятник доброму человеку».

Слайд 21

Включение в процесс обучения членов своей семьи. Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Без взаимодействия с семьей, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета ОРКСЭ будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху. При выполнении таких заданий как интервью, написание эссе, работа над проектом, при подборе иллюстративного материала с целью получения информации я предлагаю ребятам обращаться к членам своей семьи. Так же даю задания, которые ребята могут выполнить только совместно с родителями, например – посещение музея.

Слайд 22

Родители, бабушки, дедушки приходят к нам на открытые уроки. Заканчивая урок, я всегда говорю ребятам: « Не забудьте рассказать дома, о том, что вы узнали сегодня, обсудить с родителями вопросы урока. Может быть они поделятся с Вами своими мыслями по теме, расскажут интересные случаи из их жизни». Семья – первое и самое главное звено в системе духовно-нравственного воспитания.

Слайд 23

Курс ОРКСЭ, как показывает практика, успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития. Что проявляется в формировании: - основ российской гражданской идентичности, начиная с первой темы курса единой для всех модулей – «Россия наша Родина»; - ценностей многонационального российского общества (это первая часть каждого модуля, с 1 по 18 уроки, которая заканчивается обобщением с непосредственным участием родителей, привлекаемых в процессе изучения всего учебного материала модулей); - гуманистических ценностей, их взаимосвязей на основе материала внутри модуля, посвященного конкретным вопросам изучения культур во взаимосвязи со своей национальной и этнической принадлежностью;

Слайд 24

- толерантного отношения к культуре, истории и традициям других народов в рамках общечеловеческих ценностей; - уважительного отношения к Российской многонациональной культуре, путем формирования, в том числе, и эстетических, духовно-нравственных потребностей и установок. Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах. В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.

Слайд 25

В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе, коллективной. В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей. Таким образом: нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотизма на уроках ОРКСЭ

Со школьных лет все помнят слова Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». А.Н. Радищев  в свое время сказал: «Истинный человек и сын Отечества – есть одно и то же»....

Формирование духовно-нравственного воспитания личности на уроках ОРКСЭ

Школа – учреждение светское. Наш долг – говорить о толерантности, воспитывать терпимость к особенностям других людей, рассказывать об этих особенностях.В последние годы наше общество стремительно меня...

"Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ"

Из  опыта  работы   по  курсу  "Основы  мировых  религиозных  культур"...

Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках ОРКСЭ.

Личностные ценности пронизывают всю жизнь отдельного человека, а вместе с ним и все общество. Знание законов, по которым возникают, существуют и исчезают личностные ценности, открывает новые горизонты...

Статья "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках ОРКСЭ средствами научно-исследовательской деятельности".

Большое значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времен. Воспитание человека не может сводиться только к его образованию и умственному р...

Методы и приемы организации совместной деятельности учителя и обучающихся на уроках ОРКСЭ

Как выстроить  взаимодействие и сотрудничество с обучающимися в процессе изучения культурологического курса, направленного  на развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях, сост...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...