Воспитание патриотизма на уроках ОРКСЭ
статья по орксэ на тему
Со школьных лет все помнят слова Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». А.Н. Радищев в свое время сказал: «Истинный человек и сын Отечества – есть одно и то же».
Ключевая идея программы по «Основам религиозных культур и светской этике» – воспитание высоконравственного, ответственного гражданина России. Курс начинается с урока «Россия – наша Родина» и заканчивается изучением темы «Любовь и уважение к Отечеству».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_patriotizma_na_urokakh_orkse.docx | 16.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ОРКСЭ
(МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»)
Со школьных лет все помнят слова Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». А.Н. Радищев в свое время сказал: «Истинный человек и сын Отечества – есть одно и то же».
Ключевая идея программы по «Основам религиозных культур и светской этике» – воспитание высоконравственного, ответственного гражданина России. Курс начинается с урока «Россия – наша Родина» и заканчивается изучением темы «Любовь и уважение к Отечеству».
Обучающиеся должны знать, что такое патриотизм (чувство любви человека к своему Отечеству, нации, преданность стране, в которой живешь), в чем он проявляется, можно ли ему научиться. На эти и многие другие вопросы мы находим ответы на протяжении всего курса.
В уроке №3 «Культура и мораль», рассматривая понятие культуры (материальной и духовной), особое внимание уделяем русской национальной культуре, восхищаемся достижениями России в области культуры. Наша страна – сокровищница знаний, давшая миру таких гениев как А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, П.И.Чайковский и др.
Урок №9 «Свобода и моральный выбор человека» дает возможность поразмышлять о моральных нормах и идеалах. Человек должен уметь выбирать между своими интересами и интересами других людей. Учимся этому на примерах разрешения различных жизненных ситуаций. Например, ситуация-проба «Беженцы» помогает сделать выбор в пользу добродетельного поступка.
Очень важен в данной теме урок №11 «Моральный долг». На занятии говорим о долге родительском, профессиональном, но особое внимание уделяем патриотическому долгу – защите Родины и заботе о ее процветании. При этом подчеркивается, что главное в моральном долге – не слепое выполнение существующих в обществе норм, а сознательное и добровольное следование им.
Основа нашего общества – семья. Ее роль в нравственном воспитании значительна. Ф. Бэкон писал: «Любовь к Отечеству начинается с семьи». Поэтому удачно вписывается в программу урок №18 «Род и семья – исток нравственных отношений», на котором говорим о роли семьи, рассматриваем родословные, гордимся своей семьей.
Развивают и закрепляют уже освоенные понятия иллюстрации к уроку №22 «Честь и достоинство», на которых изображены воспитанник патриотического клуба, ветеран войны, российская сборная на Паралимпийских играх. «Защита Родины есть и защита своего достоинства», как говорил Н. Рерих.
На уроке №24 «Нравственные идеалы» вспоминаем смелых и мужественных защитников Отечества – богатырей русских, тех, кто спасал Русь от иноземных захватчиков. Важнейшей их добродетелью была верность присяге, клятве. Размышляем о том, какой смысл сегодня вкладывается в понятие «богатыри».
Нормы-образцы нравственного поведения в культуре Отечества (труженик, патриот, воин, коллективист) рассматриваются на уроке №26. Особо обращаем внимание на понятие «патриот». Обучающиеся должны знать, что это не только человек, любящий свою Родину, но и готовый ради нее на ратные и трудовые подвиги. Без патриотизма всех народов России невозможна была бы победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Завершается изучение курса темой «Любовь и уважение к Отечеству». И это один из самых непростых уроков. На нем подводятся итоги курса, рассматриваются понятия «государство», «гражданин», «патриотизм». Эпиграфом к уроку беру слова Т.Г. Шевченко: «В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки». Разговор начинаем о любви как основе жизни. Ценность любви не в том, что любят вас, а в том, что вы способны любить других. Далее размышляем: а можно ли любить Родину? в чем это выражается? На этот урок приглашаем библиотекаря школы с выступлением «России славные сыны», обсуждаем, что значит быть гражданином страны, в чем заключается мораль гражданина. Приходим к выводу, что начинать нужно с малого: помочь однокласснику в учебе, защитить малыша, навести порядок в своем дворе, посадить цветы или деревья, то есть сделать мир вокруг себя чище и добрее. Так рождается патриотизм. В конце занятия ребята пишут мини-сочинение «С чего начинается Родина». Вот некоторые их мысли: «Если каждый человек будет помогать стране, то Россия станет лучше. Я пошел бы в армию и защитил страну. Когда вырасту, попробую на олимпиаде занять первое место по борьбе. Родина начинается с ветеранов, которые воевали и совершали подвиги, как мой дедушка, чтобы мы жили без войн. Я считаю себя гражданином своей страны. Родина начинается с друзей, с каждого хорошего поступка».
Можно считать, что такой урок цели достиг, и, повзрослев, эти ребята на уроке в 8 классе по теме «Мой выбор – моя малая Родина» скажут, что готовы остаться в родном краю и сделать его красивее и богаче. А в 9 классе на занятии по теме «Гражданином быть обязан» (программа Г.К. Селевко «Самоопределение личности») высоко оценят уровень своего патриотизма, так как будут уважать отечественную историю и гордиться своей страной.
Хочется верить, что наши ученики согласятся со словами поэта:
В сердце ты у каждого
Родина – Россия.
Белые березки, колос золотой.
Нет тебя привольней,
Нет тебя красивей,
Нет другой на свете
Родины такой!
Фундамент такого отношения закладывается на уроках модуля «Основы светской этики».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Воспитание патриотизма на уроках математики в начальной школе"
Воспитание патриотизма на основе краеведческих знаний....
Воспитание патриотизма на уроках в начальной школе
Патриотизм, по мнению методистов, есть глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством не только в его историческом, культурном и территориальном аспекте, но и в нераздельной сопричастности ...
Воспитание патриотизма на уроке математики в начальных классах
Воспитание патриотизма на уроке математики в начальных классахЦели урока:1. Совершенствовать умения решать текстовые задачи и задачи геометрического характера (используя устные и письменные формы) и с...
Воспитание патриотизма на уроках ОПК в начальной школе .
Цели и задачи патриотического воспитания в начальной школе.Воспитание младших школьников на примере героического прошлого нашей Родины.Внеклассная работа по предмету....
Воспитание основ патриотизма на уроках ОРКСЭ. Из опыта работы. "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих"
Выступление на городском семинаре "Великая Победа: наследие и наследники"...
Воспитание патриотизма на уроках ОРКСЭ в начальной школе («Основы религиозных культур и светской этике»)
Опыт работы по патриотическому воспитанию на уроках ОРКСЭ...