"Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ"
материал по орксэ (4 класс) на тему
Из опыта работы по курсу "Основы мировых религиозных культур"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_orkse_2015.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ"
(Слайд 1)
-Здравствуйте.
(Слайд 2)
Я думаю, что подготовка к введению курса ОРКСЭ начинается ещё на уроках гражданского образования и литературного чтения. Если перелистать странички «Кораблика» во втором классе, нам встретится и слово «Библия», и притча о вавилонской башне и блудном сыне. А в учебниках Кубасовой О.В. « Любимые страницы» за четвёртый класс есть целый раздел библейских сказаний и о сотворении мира, о жизни первых людей, изгнании из рая, всемирном потопе и о милосердии Иисуса.
(Слайд 3)
Я веду модуль «Основы мировых религиозных культур». Скажу несколько слов о выборе данного модуля. На родительском собрании, которое проводилось по данной теме, выяснилось, что некоторые родители путали понятия «этика» и «этикет» и стремились выбрать модуль «Светская этика», чтобы ребёнок научился правилам поведения в обществе. Мы дали возможность разобраться в существе вопроса, проследить за полемикой по введению курса ОРКСЭ. Перед первым родительским собранием раздали памятки, в которых были отражены основные цели и задачи курса, названия модулей, правовая основа, а также даны ссылки на сайт «Просвещение», где родители могли бы получить дополнительную информацию. Были подготовлены презентации с учебниками по всем модулям ОРКСЭ и книгой для родителей. Так же мы постарались убедить родителей, что понимание детьми религиозной культуры и, в первую очередь православной как культурообразующей религии России, убережёт их детей от псевдорелигиозных течений и сект.
Выбор данного модуля родители мотивировали тем, что детям будет дана возможность ознакомления с особенностями религиозных культур, традиционных для России. Кроме того, в наше время почти во всех классах обучаются дети других национальностей, а значит и религий.
(Слайд 4)
С первых дней изучения курса мы с ребятами завели тетради, которые разделили на четыре части. Каждая часть содержала словарик основных понятий, связанных с одной из религией. Модуль «Основы мировых религиозных культур» насыщен информацией, сложной для восприятия ребёнка. Даже название основных священных книг (Библия, Танах - священная книга иудеев, Коран, Трипитаки -священная книга буддистов) вызывают затруднение. При анализе анкет, в которых дети дали оценку изучению данного курса, часто встречались слова «много незнакомых слов».
(Слайд 5)
Поэтому в своей работе мы старались применять приемы, которые не только расскажут, но и покажут проблемный материал. Дети совместно с учителем и родителями создавали презентации, приносили реликвии, которые хранились дома.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
(Слайд 6)
Хотя курс и знакомит с основными религиями мира: иудаизмом, христианством, мусульманством и буддизмом. Но примерно 2/3 изучаемого материала посвящено именно христианству. В христианстве семью часто называют малой Церковью, школой любви.
(Слайд 7)
Пятая заповедь гласит: «Почитай отца твоего и мать, чтобы тебе было хорошо, и чтобы ты долго прожил на земле». Тема семьи является одной из важнейших тем курса. Что такое семья в каждой религии? Каковы основные принципы построения семьи? Эти вопросы носят нравственно-развивающий, творческий характер. При подготовке к уроку ученик обращается к опыту своих родителей, знакомится с традициями своей семьи. Я старалась предостеречь родителей от попытки отправить детей в Интернет за поиском ответов на эти вопросы, ведь при изучении этого курса важна не информация, а живое человеческое общение, которое поднимается от бытового уровня к духовно- нравственному.
(Слайд 8)
На уроках посвященных теме семьи мы узнали, что 8 июля православная церковь чтит память Святых Петра и Февронии. Они были мужем и женой. Эта супружеская чета княжила в Муроме в XIII веке. Петр и Феврония при жизни являли собой пример супружеской верности и любви. Согласно историческому источнику, Петр и Феврония умерли в один день. Тела княжеской пары, лежавшие в разных местах, по преданию, были впоследствии найдены в одном гробу. Это было настоящим чудом. Мощи святой пары хранятся в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме, и к ним не прекращается паломничество православных христиан, просящих у святых помощи и покровительства в любви и семейной жизни.
(Слайд 9)
Также на уроке было рассказано о трагической судьбе семьи последнего русского императора Николая второго.
(Слайд 10)
О семье, которая в годы Великой Отечественной войны усыновила
15 детей-сирот среди которых были русские, белорусы, молдаванин, украинец, латыш, казах, татарин и т.д. Эта семья стала символом милосердия и гуманизма. Показала
основные качества прочной семьи - понимание, любовь, уважение, доверие, доброта, забота, помощь.
(Слайд 11)
Дети с удовольствие рассказывают о своих семьях, семейных традициях, приносят фотографии и приглашают родителей на уроки. По ходу этого курса меняются не только дети, учителя, меняются и родители. Ведь родители сегодняшних четвероклассников – это люди, которые духовно сформировались в 90-е годы, когда школа устранилась от духовного воспитания.
(Слайд 12)
Многие из них, читая вопросы в учебнике, впервые задумались о нравственных категориях, ведь прежде чем объяснить что-то ребёнку, нужно самому иметь точку зрения по этим вопросам.
Поэтому, помогая ребёнку в поиске иллюстративного материала к урокам, выполняя краеведческие задания, размышляя вместе с детьми о философских категориях, родители сами духовно растут. Вместе с детьми воцерковляются, посещают святые места, привозят фотографии и иконы.
(Слайд 13)
В наших руках возможность сочетания данного курса и с уроками технологии и рисования. Например, перед Светлым Христовым Воскресением рассказать, почему принято красить пасхальные яйца в красный свет.
(Слайд 14)
В этом году ребята из моего класса принимали участие в Интернет-проекте «Здесь родины моей начало» Один из вопросов викторины помог понять детям, что история нашего древнего города Павлово неотделима от православной культуры.
В Павлове существовала своеобразная и достаточно отчётливо узнаваемая художественная традиция иконописания. Более того, именно здесь она была, как нигде, связана с наследием XVII века, сохраняя живую преемственность с искусством местного уроженца, одного из самых прославленных царских иконописцев Никиты Ерофеева Павловца. Был подготовлен материал о храмах города.
(Слайд 15)
Кроме проекта, ребята принимали участие в конкурсе к празднику «Воскресение Христово» в номинации пасхальная открытка.
(Слайд 16)
Как учитель, я принимала участие в Интернет-фестивале муниципального и областного уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на уроках литературного чтения
Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на уроках литературного чтения...
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Cтатья по духовно-нравственному воспитанию младших школьников...
Доклад по теме "Формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников на уроке и внеурочное время"
Доклад по теме "Формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников на уроке и внеурочное время"...
Программа духовно - нравственного развития, воспитания школьников
Программа духовно - нравственного развития, воспитания и социализации школьников разработана для НОО в соответствии с ФГОС...
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Духовно-нравственное воспитание – организация психолого-педагогических условий духовного развития личности, обеспечивающих рефлексию своих чувств, мыслеобразов, ценностных ор...
Проект: Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности
Проект: Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности...
Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".
Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...