Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках ОРКСЭ.
статья по орксэ (4 класс) на тему
Личностные ценности пронизывают всю жизнь отдельного человека, а вместе с ним и все общество. Знание законов, по которым возникают, существуют и исчезают личностные ценности, открывает новые горизонты понимания психологии личности и психологии сообществ. Изучение особенностей формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций личности необходимо начинать с рассмотрения понятий «ценность», «ценностные ориентации», «духовно-нравственные ценности» и смысловых единиц, связанных с данными понятиями и помогающих раскрыть их сущность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota._forma_2.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин
Кабинет духовно-нравственного воспитания
Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках ОРКСЭ.
(реферат)
Итоговая работа выполнена на курсах повышения квалификации
24.05.16-08.06.16гг
время прохождения курсов
Исполнитель: Палагаева Елена Владимировна, учитель начальных классов, МБОУ «Тяжинская средняя общеобразовательная школа № 1» , п.г.т. Тяжинский
(
Консультант: Арещенко Светлана Викторовна, зав. кабинетом духовно-нравственного
воспитания
Кемерово 2016 г.
Содержание
Введение
1. Глава. Психолого-педагогические аспекты духовно-нравственного развития младшего школьника (практическое задание №1)
2. Глава. Изучение комплексного учебного курса ОРКСЭ через диалог культур (практическое задание №2)
3. Глава. Изучение основ светской этики в начальной школе (практическое задание №3)
4. Глава. Применение интерактивных форм обучения на уроках ОРКСЭ (практическое задание №4)
5. Глава. Современные методы оценивания достижений обучающимися результатов образования в процессе изучения основ религиозных культур и светской этики (практическое задание №5)
Заключение
Список литературы
Введение
Личностные ценности пронизывают всю жизнь отдельного человека, а вместе с ним и все общество. Знание законов, по которым возникают, существуют и исчезают личностные ценности, открывает новые горизонты понимания психологии личности и психологии сообществ. Изучение особенностей формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций личности необходимо начинать с рассмотрения понятий «ценность», «ценностные ориентации», «духовно-нравственные ценности» и смысловых единиц, связанных с данными понятиями и помогающих раскрыть их сущность. Понятие ''ценность'' применяется для обозначения предметов, явлений, категорий и идей, служащих эталоном качества и идеалом согласно общественным приоритетам определенного этапа развития культуры. Понятия «ценность» и «ценностная ориентация» встречаются в таких дисциплинах, как философия, социология, психология, педагогика . Ценности и ценностные ориентации изучает аксиология (от греч. axia – «ценность») - отрасль философского знания. Ценностные ориентации, как структурный элемент личности, иерархию ценностей и ориентацию личности в них изучает психология. Формированием личностно – ценностного подхода, т.е. управлением процессом ориентации личности в ценностях, изучением вопросов формирования ценностных ориентаций занимается психолог. Мыслители различных обществ, государств уже давно осознали первостепенную важность нравственной направленности образования, формирования личности. Только посредством организованной системы воспитания и обучения, т.е. педагогики, интеллектуально, культурно и духовно возрастают приходящие в жизнь новые поколения. Анализируя опыт предыдущих поколений, ведущие ученые приходят к выводу, что ранние религии, обладая огромным нравственным потенциалом, решали глобальные проблемы воспитания всего народа.
1. Глава. Психолого-педагогические аспекты духовно-нравственного развития младшего школьника
В соответствии с концепцией Кольберга, можно выделить три уровня в нравственном восприятии детей. При этом в каждом уровне можно выделить по две стадии.
Уровни и стадии нравственного восприятия | Пример |
Уровень принятия морали авторитета | Добровольное доверие, уважение к мудрости, копирование действий кого-либо на основе доверия. |
Первая стадия – принятие морали родителей | Радость и смысл жизни человеческой определяются тем, насколько в ней присутствует любовь. Чем младше ребенок, тем глубже запечатлевает он то, что видит вокруг. До трех лет ребенок очень сильно связан с матерью, и матери дана удивительная и уникальная способность любить своего ребенка. Поэтому главной задачей этого нежного возраста является запечатление любви. Дети обретают базовое доверие к жизни, к миру если в достаточной мере окруженных любовью и лаской. В младшем возрасте для детей главным авторитетом являются родители. Дети «копируют» своих родителей, т.е. стараются говорить, поступать так, как это происходит в семье. Например, дочь укладывает спать куклу, поёт ей колыбельную, кормит, т.е. в игре повторяет то, как это делает мама. Демков отмечал, что воспитание детей напрямую зависит о того жизненного примера, которые родители подают своим детям. Этот пример, по мнению педагога, всегда действует сильнее любых наставлений и нравоучений. Л.В. Писарева в своей книге «Из практики воспитания детей» (1958) полагала, что более всего на детей влияет «личность родителей, их поведение, пример» Сухомлинский писал: «Ребенок - это зеркало нравственной жизни родителей». Ш.А. Амонашвили писал: «Давайте воспитывать наших детей не столько словами, добрыми наставлениями или подарками, сколько примером, достойным всякого подражания» «Дети не слушают родителей, а видят их». «Лучшее наследство, которое могут родители дать своим детям, есть доброе воспитание, оно имеет гораздо большую ценность, чем все богатства и блага земные» Если теперь обратиться к уровню восприятия морали, то легко видеть, что в дошкольном возрасте дети воспринимают «что хорошо и что плохо» от родителей. |
Вторая стадия – принятие морали учителя | Младший школьный возраст (7-10 лет). Главной задачей духовного воспитания детей младшего школьного возраста является ученичество. При этом ученичество в дальнейшей жизни должно развернуться, как способ общения с людьми. При этом ученичество ориентировано не на получение конечного результата, а на сам процесс учения. В дальнейшем ориентация на результат возникает в результате соответствующего отношения взрослых людей. Результатом учебной деятельности является, прежде всего, изменение самого ученика, его развитие. Ребенок ничего не меняет в знаниях, которые получает, он меняет себя. Этой готовности изменяться и развиваться, вообще говоря, человек должен научиться в младшем школьном возрасте на всю последующую жизнь. Принятие морали родителей иногда сменяется принятием морали учителя. Но для этого учитель должен обладать авторитетом у школьников. Восприятие морали в младшем школьном возрасте переходит на 2 стадию I уровня. Авторитет учителя в этом возрасте является определяющим. Дети часто играют «в школу». Они стараются всё делать так, как делает их учитель (речь, жесты, поступки). Часто мнению родителей противопоставляется мнение учителя. |
Уровень принятия морали социума | Освоение социальных норм и правил поведения, общения и взаимодействия в социуме. |
Третья стадия – принятие морали сверстников | Взрослея, переходя из начальной школы в среднее звено, ребёнок всё больше времени общается со сверстниками. Для кого-то общение со сверстниками – это защита, выгода, утверждение собственного авторитета. Например, ребёнок, общаясь со сверстниками, может перенять не только положительные (прилежание, аккуратность, послушание, и т.д.), но и отрицательные (вредные привычки, нарушение дисциплины, грубость, и т.п.) |
Четвертая стадия – принятие морали общества | Человек живёт в обществе. Он член общества и обязан подчиняться законам и правилам общества, к которому он и принадлежит. Будь то семья, религиозная община, соседи, сослуживцы и т.п. Несоблюдение норм и законов общества, в котором он живёт, приводит к конфликтам, является противоправным. |
Уровень автономной совести | Отвержение того, что кто-то имеет право решать, как поступать другому. |
Пятая стадия – сомнение в существующих нравственных ценностях | Сомнение в существующих нравственных ценностях выражается в том, что в 15 – 16 лет подросток начинает отвергать мораль, утверждение относительных нравственных ценностей. Он утверждает, что никто не вправе решать, как другому следует себя вести. Он принимает собственные какие-либо ценности, не принимая во внимание мнение окружающих. |
Шестая стадия – собственный выбор системы ценностной иерархии | Важнейшую роль в жизни человека и общества играют моральные ценности и ценностные ориентации. На их основе каждая личность делает свой собственный выбор в жизни. Ценности оказывают существенное влияние на направленность и содержание социальной активности человека, на его поведение и поступки, социальную позицию и общее отношение к людям, к миру, к себе. |
2. Глава. Изучение комплексного учебного курса ОРКСЭ через диалог культур
Конспект открытого урока-праздника в 5 классе
по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы светской этики»).
Тема урока: Семья. Родословная.
Цели и задачи урока:
- Знакомство детей со своей родословной и историями жизни своих предков;
- Воспитание уважения к своим предкам, чувства гордости за них;
- Организация совместной работы с родителями по созданию схемы своей родословной;
- Развитие речи, ораторского умения выступать перед аудиторией;
- Развитие творческого подхода к изображению своей родословной, эстетического вкуса;
- Развитие умения анализировать и сравнивать выступления своих одноклассников, оценивать работы.
Оборудование урока: Родословные учеников (проекты).
Стенд «Семья глазами детей» (семейные фотографии учащихся класса).
Запись песни В. Шаинского на слова М Рябинина «Родительский дом».
Задание по созданию генеалогического древа было выдано детям за две недели до урока.
Все изготовленные схемы родословной перед уроком вывешены для того, чтобы дети в течение учебного дня могли рассмотреть работы и поделиться впечатлениями от работы по поиску своих «корней».
На уроке присутствуют учителя школы, родители учеников, ученики 4 класса, т. к. со второго полугодия они будут изучать «Основы светской этики».
План урока.
- Ребята, сегодня на уроке у нас много гостей. Ученики 4 класса тоже будут изучать основы светской этики и им интересно узнать, что это за предмет. Поэтому они приглашены на наш урок и могут тоже участвовать на уроке.
Наш урок основы светской этики посвящен вашей домашней творческой работе. Прежде, чем вы представите свою работу, ответьте на вопрос:
- Что же такое семья? (Ответы детей)
- Семья – это не только мама и папа. Это дедушки и бабушки, тети и дяди, племянники и племянницы, двоюродные сестры и братья. Семья – это маленький осколок большого рода. Ребятам 5 класса захотелось узнать об этих членах семьи как можно больше. Они долго готовились к этому уроку. Кем нам только не довелось быть в течение этого времени! Выступали в роли
историков, когда составляли свои родословные,
были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семейные вещи,
журналистами и репортерами, когда расспрашивали своих родителей о бабушках и прабабушках,
писателями, когда писали сочинения о семье.
В своих сочинения вы написали, что узнали много нового и интересного.
- Ребята! А без какого чувства семья не может родиться? (Без любви.)
Семья – это слово родное!
Сколько там света, добра и тепла!
Как мы гордимся своими родными
За все их заслуги, за все их дела!
Глаза материнские нас согревают,
Как солнца сиянье, они горячи.
А руки отца от беды заслоняют.
Забота родных – как солнца лучи!
- А знаете ли вы, как и когда появилось слово «СЕМЬЯ»? Об этом вам поведают наши ребята. (Инсценируют дети).
Как появилось слово «СЕМЬЯ»?
Когда–то о нем не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам.
- Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я!»
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева тихонько ответила: «Я!»
- Кто платье сошьет,
Постирает белье,
Меня приласкает,
Украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
«Я, я, я, - Ева молвила. – Я!»
«Я» сказала она знаменитых семь Я.
И так на Земле появилась СЕМЬЯ!
- Зачем человеку семья? (Я спросила своих родителей, и они ответили мне, что семья нужна для воспитания детей, для поддержки).
- О каждой семье можно написать интересную книгу. Представьте, такая книга есть у нас. Называется она «7 + Я = СЕМЬЯ». В ней семь страниц. Ведь семья - это семь Я, и наш урок мы проведем в форме устного журнала, листая его страницы.
На 1 странице нашей книги ученики расскажут о своей семье в стихах.
- Праздника такого нет в календаре,
Но для нас он важный в жизни и судьбе.
Без него мы просто не смогли бы жить,
Радоваться миру, учиться и творить.
- Когда родилась наша дружная семья,
Рядом с папой и мамой не было меня.
Часто я смотрю на фото их красивое,
и немножко злюсь, и чуть-чуть завидую.
Спрашиваю папу: «Где я был тогда?»
Отвечал мне папа: «Не было тебя!»
Как же может быть такое, чтобы без меня,
Родилась такая дружная счастливая семья?
- Я так люблю, когда луна глядит в окошко,
И сказки тихо бродят по углам.
А рядом мама держит за ладошку,
И гладит мои волосы слегка.
- У меня такая мама-
Все завидуют, я знаю!
Ты зайди сегодня в гости…
Мама нынче выходная…
Позовёт к столу нас мама,
Скажет нам: «Садитесь, дети!»
Вот тогда-то мы увидим,
Что вкуснее всех на свете!
Там пирог разлёгся важно,
Он с румяными щеками,
Брови сахаром сверкают
Над изюмными глазами!
Мы запьём пирог чудесный
Свежим чаем золотистым,
А потом мы всю посуду
Перемоем чисто-чисто!
Как мне хочется на маму
Быть во всём, во всём похожей,
И моя подружка шепчет:
«И мне тоже! И мне тоже!»
- Сегодня в доме выходной,
Сегодня – воскресенье.
Мы с папой на кухне колдуем вдвоем,
Для мамы печем печенье.
Мы стол накрываем и ставим цветы,
Печенье кладем на блюдо.
Мы маме подарим любовь и букет,
А мама помоет посуду.
- Мой папа любит в дневнике
Красиво расписаться,
А с двойками, что ставят мне,
Он разрешает маме разбираться.
- Сегодня праздник у меня,
Сегодня день рождения!
Придет поздравить вся семья,
Готовим угощение!
Придет тётя, бабушка, сестра
С племянницей – малышкой,
И с важным видом буду ей
Показывать ей книжки.
Сегодня очень счастлив я!
Я жду тебя, моя семья!
Вторая страница. И называется она – ИМЯНАРЕЧЕНИЕ.
Имена, имена, имена –
В нашей жизни звучат не случайно:
Как загадочна эта страна –
Так и имя – загадка и тайна.
- У каждого есть имя, без него просто нельзя жить. Родители сразу при рождении дают имя своему ребенку, один раз и навсегда.
Алена проделала большую работу. Она изучила имена всех учеников нашего класса. И вот результат её труда. (Выступает Алена).
Следующая страница нашей книги «Родословная».
- Человек рождается на свет, растет, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?
Издавна одной из традиций в семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.
Ребята класса попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000, как в родословной А.С. Пушкина. У кого на дереве 16 -20 листочков, у кого- то больше.
(Учащиеся вместе с родителями защищают свои родословные: генеалогические деревья, созданные учащимися).
- Я думаю, что до этого времени ни у кого не было составлено генеалогическое дерево. Пусть оно сохранится для ваших потомков. Пусть будет хорошей традицией в вашей семье – пополнять ваше дерево.
- Кто уже сейчас может похвастаться пополнением еще одного листочка на своем дереве? (Эдик прикрепляет листок, т. к. в их семье родилась дочка).
Выполнив работу над проектами, ребята писали сочинения «След войны в моей семье». Послушаем их.
(Ребята читают сочинения)
Следующая страничка «По страницам семейного альбома».
- В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важна. И мы сейчас попутешествуем по семейным альбомам. Что же вы можете рассказать о тех, кто на них изображён?
(Знакомство с выставкой «Семья глазами детей», «По страницам семейного альбома»).
Рассказы о фотографиях. На фото дети с мамами и бабушками.
Ведущий : Дорогие наши бабушки, мы очень рады, что вы пришли к нам на урок. Вам посвящены эти стихи.
Моя бабушка.
Я с бабушкой своею Дружу давным-давно. Алена Она во всех затеях Со мною заодно. Я с ней не знаю скуки, Мне все приятно в ней, А бабушкины руки Люблю всего сильней.
А у бабушки моей - волосы седые, Даша
А у бабушки моей - руки золотые.
И в заботах целый день рук не покладает:
То на спицах вяжет шарф, то носки латает.
Ни одной минуты нет у нее свободной.
Я без дела не сижу, помогаю тоже,
Потому что на нее быть хочу похожей.
Стих. «О бабушках» по ролям прочитали две бабушки
Две бабушки на лавочке сидели на пригорке.
Рассказывали бабушки:
1 - У нас одни пятерки!
Пять – по математике!
И пять – по языку!
Но правила грамматики
Я плохо волоку!
2 - А я учу историю
И вроде получается.
Лишь даты эти всякие
Мне не запоминаются.
Сидели, обсуждали,
Друг другу жали руки,
Хоть отметки получали
Не бабушки, а внуки.
- Вот какие наши бабушки! И прядки у них седые, и здоровье не очень хорошее, а внукам помогать – всегда пожалуйста.
Дорогие бабушки!
Вы немало потрудились,
Чтоб детей своих поднять,
Дети выросли, окрепли
Вы могли бы отдыхать.
Но в сердцах открытых ваших
Место занято опять
У кого-то внук иль внучка,
У кого-то их аж пять
Вновь опять всё повторится
Так как много лет назад
ВЫ с коляской, ВЫ на горке
Внуков ВЫ ведёте в сад.
Пусть любовь Вас согревает,
Бог здоровья даст и сил!
Дети Вас не забывают
И чтоб каждый день недели
Для Вас счастливым был!
Следующая страничка «Семейные увлечения.»
- Каждая семья по - своему уникальна, самобытна. Есть в семье и свои увлечения. Чтобы рассказать о них, ребятам не пришлось спрашивать. Они видят, чем любит заниматься их мама в свободное время, и, подражая мамам, имеют тоже свои увлечения.
(Ребята рассказывают о семейных увлечениях).
Замечательные слова одного поэта средневековья:
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.
Родители пример ему.»
Следующая страница нашей книги «СЕМЬ НОТ».
- Как не исполнить песню о своей семье, где тепло, уютно, где вас любят.
(Дети исполняют песню о семье)
Последняя страничка нашей книги называется «Пирамида любви».
- Каждый из нас что-то или кого-то любит. Всем нам присуще это чувство и все мы по- разному это выражаем. Я люблю свою родню, свой дом, свою работу, люблю за то, что здесь меня окружаете вы. Расскажите и вы кого и что любите (рассказывает каждый).
А сейчас давайте построим «Пирамиду любви» из наших с вами рук.
(Участники игры стоят в круг). Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку.
…Я люблю вечером почитать интересную книгу……. (Выстраивают пирамиду).
- Вы чувствуете тепло рук?
- Вам приятно это состояние?
- Посмотрите, какая высокая пирамида у нас получилась. Высокая, потому что мы любимы и любим сами. Садитесь
«Люблю» - мы скажем вам через года,
И также, как сейчас, протянем руки,
Да здравствует семья!
Все: Моя семья!
Ты нам опора в радости и в трудную минуту!
- Когда собирается вся семья вместе, когда приезжают родные или, когда в дом приходят гости, ваши мамы стараются угостить их чем- то вкусным, пекут пироги. Наши ученики тоже приготовили торт. Торт с сюрпризом. Внутри каждой дольки лежит предмет и пожелание, которое обязательно сбудется. Ребята подарите свое творение мамам, бабушкам и учителям. (Ребята дарят).
- Вот и прочитана последняя страничка нашей книги. Осталось только поблагодарить, тех, кто помогал нам прочитать ее. Вас, дорогие родители и вас дорогие дети, и выразить надежду, что наш урок помог нам ближе узнать друг друга, объединиться, сделать еще один шаг навстречу к взаимопониманию и единству.
- Чтобы семьи жили дружно, счастливо, что для этого нужно? (Мир).
Давайте закончим наш урок песней о мире и счастье. (Песня).
- Спасибо всем за урок!
3. Глава. Изучение основ светской этики в начальной школе
Практическое задание по курсу
«Преподавание Основ светской этики в начальной школе»
Объясните образно значение иностранного термина ЭТИКА, используя происхождение этого слова. Как соотносятся между собой образ ДОМ (этика от греч. этос – совместное жилище) и смысл науки ЭТИКА. Проведите сравнительный анализ, используя таблицу.
Дом | Этика |
Понятие «дом» можно рассматривать в нескольких аспектах. В узком смысле дом – это сооружение, место, где обитают люди и животные. Дом служит в качестве укрытия от неблагоприятных природных условий, для сна, комфортного воспитания потомства, отдыха, хранения продовольственных запасов. Дом играет очень важную роль в жизни человека, так как в нем заключены все бытовые аспекты его существования. В каждом доме существуют свои правила, ценности, традиции, обычаи. Они передаются из поколения в поколение. | Этика(греч. ἠθικόν,от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») философское исследование морали и нравственности. Термин "этика" - древнегреческого происхождения. Он берет начало от слова "этос" (ἦθος, ethos), означавшего местопребывание - человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. от греч. этос – совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество,преодоление индивидуализма и агрессивности |
4. Глава. Применение интерактивных форм обучения на уроках ОРКСЭ
Методы оценки результатов образовательной деятельности учащихся в курсе ОРКСЭ
ЭССЕ
Отсутствие оценочной системы в курсе ОРКСЭ поставило многих педагогов в тупик. Как оценить уровень знаний учащихся? Как оценить полученные навыки коммуникации, критического мышления и т. д.? Как оценить воспитательные результаты курса или измерить уровень гражданской ответственности и самостоятельности?
Несмотря на отсутствие традиционной балльной системы оценки, учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и прочности навыков, а также успешности воспитательной деятельности в классе и наличие зачатков ценностного мышления.
1. Педагогическое наблюдение. Это метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных данных. Этот метод развивался в рамках личностно-ориентированного принципа образования и получил большое распространение в трудах И.С. Якиманской.
♦ Учитель наблюдает за учеником в естественной обстановке - на уроке. Проявление познавательных способностей наблюдаются в процессе овладения учебным содержанием, с которым школьник работает на каждом уроке.
♦ Каждое наблюдение имеет конкретную цель и проводится по определенной схеме.
♦ Данные наблюдений фиксируются в описательной форме (на основе схемы) и носят характер конкретного факта, а не объяснения или оценки.
♦ Наблюдения проводятся регулярно в течение всего учебного года, а не от случая к случаю.
♦ Анализ наблюдаемых проявлений ученика производится не изолированно, а в контексте всей учебной ситуации.
Этот метод помогает наблюдать основные проявления личностных особенностей ученика, его индивидуальную познавательную активность, деятельности, произвольность и продуктивность самостоятельность, избирательность форм учебной работы. Эти сведения дополняются наблюдениями особенностей усвоения учебного материала и изучением предметной избирательности. Педагогическое наблюдение дает возможность проследить динамику развития ученика, устойчивость основных проявлений личностных особенностей в учебном процессе, выявлять сильные и слабые стороны и в то же время позволяет оценивать его не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным проявлениям, что особенно важно при решении воспитательных задач в рамках курса ОРКСЭ.
Таким образом, педагог может индивидуализировать учебный процесс, составляя для каждого ученика собственную программу обучения и развития. В ходе такой работы постепенно складывается «познавательный профиль» ученика, то есть своеобразный тип мышления, который должен быть адекватен предметному содержанию научного знания.
Выявление такого «познавательного профиля» и является основой для составления траектории развития ученика сначала в начальной школе, а затем и на других школьных ступенях. Другими словами, выбор методологических подходов преподавания курса ОРКСЭ и особенности организации урочной и внеурочной деятельности учащихся будет продиктован теми данными, которые зафиксированы в портфолио (или карте наблюдения) вашего ученика. Эти же данные будут основой для подведения результатов обучения по курсу.
2. Самооценка учащихся по результатам урока (или внеурочного мероприятия). В данном случае, используются листы самооценки учащихся, которые раздаются в начале изучения новой темы или групповой работы. Примеров таких листов достаточно много, некоторые преподаватели составляют длинный список вопросов для самооценки, однако базовые критерии достаточно просты:
♦Я хорошо выполнил свою работу на уроке;
♦Я мог выполнить работу значительно лучше;
♦Я плохо работал на уроке.
Листы самооценки могут использоваться, например, для определения уровня вовлеченности и участия в групповой работе:
Таблица 1. Лист самооценки урока или группового мероприятия
В ходе проекта я...
- предлагал новые идеи и направления действий (всегда / иногда / никогда);
- определял цели, ставил задачи (всегда / иногда / никогда);
- ждал помощи от участников группы (всегда / иногда / никогда);
- принимал участие в совместной работе (всегда / иногда / никогда);
- задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения (всегда / иногда / никогда);
- помогал группе в выборе правильных решений (всегда / иногда / никогда);
- анализировал, обобщал точки зрения, делал выводы (всегда / иногда / никогда);
- находил и исправлял ошибки (всегда / иногда / никогда);
- оказывал помощь другим (всегда / иногда / никогда);
- преодолевал трудности и добивался достижения результата (всегда / иногда / никогда);
- осознавал ответственность за общее дело (всегда / иногда / никогда);
- инициировал дискуссию, предлагая различные точки зрения (всегда / иногда / никогда).
Кроме того, листы самооценки могут использоваться для закрепления знаний, полученных на уроке, и стимулирования мотивации к дальнейшему поиску информации. Вместе с тем, отзывы учащихся помогут учителю разобраться в правильности построения урока и, в случае необходимости, скорректировать свой учебный план.
Таблица 2. Лист самооценки урока
[Тема урока или внеклассного мероприятия]
1. На уроке мне больше всего понравилось...___________________________
__________________________________________________________________
2. На уроке мне не понравилось... _________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Из урока мне запомнилось..._______________________________________
_________________________________________________________________
4. Мне захотелось узнать больше о....__________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Еще одним видом самооценки является рабочий лист, который заполняют учащиеся во время экскурсии или визита представителя религиозной традиции.
Помимо практических заданий (описать, нарисовать, отметить и т. д.), эти листы могут содержать колонку самооценки, которая фиксирует результаты всех видов деятельности учащихся и в ряде случаев может предоставить уникальный материал для последующий оценки успеваемости и когнитивного развития учащихся.
Таблица 3. Рабочий лист участника экскурсии
Меня зовут____________________________________________________
Я посетил_________________________________________________________
Я работал в группе с _____________________________________________
У меня хорошо получилось__________________________________________
__________________________________________________________________
Мне понравилось__________________________________________________
Мне не понравилось_____________________________________________
Главные идеи экскурсии____________________________________________
Я увидел_______________________________________________________
Я узнал_________________________________________________________
Я услышал________________________________________________________
__________________________________________________________________
Меня удивило, что_________________________________________________
Мне нужно больше узнать о_______________________________________
Мои вопросы______________________________________________________
3. В числе других методов оценки учащихся на уроках ОРКСЭ могут использоваться:
♦ мозговой штурм;
♦ работа по методу TASC (см. выше);
♦концептуальные карты и таблицы (которые помогают организовать и систематизировать материал);
♦составление логической последовательности (например, вы даете задание учащимся разложить карточки с предложениями или картинками таким образом, чтобы получился связный и последовательный рассказ);
♦расстановка приоритетов (техника, позволяющая развить навыки выделения главных задач, которые необходимо выполнить в первую очередь и уделить наибольшее внимание);
♦анализ артефактов и прочее.
5. Глава. Современные методы оценивания достижений обучающимися результатов образования в процессе изучения основ религиозных культур и светской этики
Итоговый тест для 4 класса
Модуль «Основы светской этики»
I вариант
1. Среди понятий отметь «Добродетель»:
а) дружелюбие
б) вредность
в) угодничество
2. Это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.
а) этика
б) культура
в) моральные нормы
3. Выбор между различными способами поведения, между нормами, которым следует человек, выбор между добром и злом.
а) свобода б) моральный выбор
4. Преднамеренность - это.....
а) черта характера личности
б) когда какой-либо поступок совершается сознательно
в) когда человек отвечает только за свои поступки
5. Отметь все моральные обязанности человека
а) исполнять установленные в обществе моральные нормы
б) уважать других людей и их права
в) бескорыстная помощь
г) давать списывать на уроке
6. Соотнеси признаки справедливости с их объяснением
Поступок должен быть оценён по заслугам
Соразмерность
Равенство труда и оплаты, вреда и его возмещения
Уравнивание
7. Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом – это:
a) совесть
б) долг
в) мораль
8. Продолжите фразу:
Профессиональный долг – это обязанность_________________________
_______________________________________________________________
9. Собери пословицы
Живи для людей,
так и откликнется.
Как аукнется,
проживут и люди для тебя.
Большая душа, как большой костёр,
издалека видна.
10. Впиши слово, которое пропущено
Сын, _________, __________, прадед. Мужская линия
11. Какой памятник Волгограда является символом семьи, любви, верности.
а) Ангелу-хранителю;
б) Петру и Февронии;
в) Подкове.
12. Какой год Указом Президента России объявлен Годом Семьи:
а) 2008;
б) 2003;
в) 2010.
13. Этика – это ________________________________________________
14. Где важно соблюдать правила этикета?
а) дома;
б) в школе;
в) на улице;
г) в транспорте;
д) везде.
15. Прочитай отрывок произведения А.Гайдара «Совесть» и ответь на вопрос: почему девочка плакала?
Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
- Несчастный прогульщик! - строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
- Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.
______________________________________________________________________________________________________
Ключ:
I вариант
1. а)
2. а)
3. б)
4. б)
5. а), б), в)
6.
Поступок должен быть оценён по заслугам
Соразмерность
Равенство труда и оплаты, вреда и его возмещения
Уравнивание
7. а)
8. Профессиональный долг – это обязанность…оказать профессиональную помощь
9.
Живи для людей,
так и откликнется.
как аукнется,
проживут и люди для тебя.
Большая душа, как большой костёр,
издалека видна.
10. Сын, отец, дед, прадед. Мужская линия
11. б)
12. а)
13. Этика - это совокупность норм и правил, которыми человек руководствуется во взамиоотношениях с др. людьми.
14. д)
Заключение
Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.
Последнее предполагает:
1. Выработку понимания жизненной важности морали;
2. Установку на выработку нравственного самосознания (совесть);
3. Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;
4. Выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;
5. Милосердие и любовь к людям.
Средствами нравственного воспитания являются:
1.Моральное убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность.
2.Моральное принуждение как форма морального осуждения.
Моральное воспитание осуществляется в тесном органическом единстве, во-первых, с основной (профессиональной) деятельностью, во-вторых, с воспитанием мировоззренческим, к которому примыкают другие развитые формы общения и деятельности: художественно- эстетическая, политическая, правовая и т.д.
Таким образом, воспитательный процесс в рамках комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлен на знакомство учащихся с духовными традициями народа России, с историей и культурой крупнейших религиозных объединений нашей страны, а также с основами светской этики. Все это преследует общую цель: нравственное воспитание российских школьников на основе традиционных идеалов и ценностей, развитие их интереса к окружающему миру, формирование уважительного отношения к представителям различных конфессий, укрепление толерантных отношений между участниками образовательного процесса, оздоровление морально-нравственной атмосферы в школе и семье.
Следовательно, нравственные качества, основанные на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку закладываются именно на уроках ОРКСЭ.
Список литературы
- Дойл Д. Библия в вопросах и ответах. – М.: АСТ: Астрель. – 2006.- С. 64
- Духовно-нравственное воспитание. – Мн.: Красико-Принт. – 2006. – С. 128
- Дик Н.Ф. Обучаем и воспитываем по новому.- Ростов-на-Дону. – 2009. – С. 285
- Идейно-нравственное воспитание школьников. – Мн.: Красико-Принт. – 2005. – С. 124
- Кирилл, Святейший Патриарх Московской и всея Руси. Воспитание полноценной личности, живущую осмысленно и одухотворенно // Духовно-нравственное воспитание. – 2009. – № 2. – С. 3-6
- Народный месяцеслов. – М.: Современник. – 1991. – С.127
- Остапенко, А. Как разобраться воспитателю в вопросе о духовном и нравственном? / А. Остапенко // Духовно-нравственное воспитание. – 2008. – № 6. – С. 20-22
- Пивоваров, Б. Духовно-культурное наследие академика Д. С. Лихачева и его значение для воспитания учащихся Российских школ / Б. Пивоваров // Духовно-нравственное воспитание. – 2007. – № 2. – С. 21-25
- Сценарии православных праздников. – М.: Школьная Пресса.-2003.- С.96
- Ушаков, Л. И. Искусство хорошего воспитания / Л. И. Ушаков // Духовно-нравственное воспитание. – 2008. – № 4. – С. 22-28
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.
ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....
Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».
Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...
ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6 II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...
Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание ответственного, инициативного и компетентного граждан...
Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени начального общего образования
Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда перес...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся MБОУ «Лицей №121» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного станд...
Статья "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках ОРКСЭ".
Презентация к представлению статьи на городском семинаре "Духовно-нравственное воспитание обучающихся"....