конспект урока
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Ковальчук Раиса Ивановна
учитель основ религиозных культур и светской этики.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с. Кувыка»
Конспект урока в 4 классе
«Икона»
1
Тема урока: «Отличие иконы от картины» (4 класс)
Цели урока:
Углубление представлений учащимися об иконе, создание представления об иконописи, формирование у учащихся представлений об основных отличиях православной иконы от картины.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
- овладение базовыми знаниями, развитие умения искать, анализировать, сопоставлять события.
Личностные:
- осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа.
Метапредметные:
- готовность к сотрудничеству, владение умениями работать с различными источниками.
Ключевые понятия: икона, образ, нимб, молитва перед иконой.
Оборудование:
Мультимедиа проектор, компьютер, презентация «Икона».
Раздаточный материал для сравнения «Картины – Иконы».
Карточки «Отличия иконы».
Учебник «Основы православной культуры»
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Уже звонок нам дал сигнал,
Работать время подошло.
Не будем время мы терять,
Пора трудится начинать.
2
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
- Отгадайте кроссворд.
Слово, которое вы получите по вертикали, и будет темой нашего сегодняшнего урока.
б | и | б | л | и | я | |||
к | р | е | с | т | ||||
м | о | л | и | т | в | а | ||
е | в | а | н | г | е | л | и | е |
а | л | т | а | р | ь |
1.Священная книга христиан. (Библия)
2.Его устанавливают на Куполах храмов, носят на груди. (Крест)
3.Как называется обращение к Богу? (Молитва)
4.Книги, написанные апостолами. (Евангелие)
5.Место в храме, куда нет общего доступа. (Алтарь)
- У кого из вас дома есть иконы?
- «Дам тебе я на дорогу Образок святой: Ты его, моляся Богу, Ставь перед собой; Да, готовясь в бой опасный, Помни мать свою… Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки-баю»
- Я не случайно начала наш урок отрывком из «Казачьей колыбельной песни», написанной русским поэтом М.Ю. Лермонтовым. Из него видно, что о святом образе – иконе мать рассказывала своему ребёнку с самого рождения, даже напевая колыбельную песню. Иконы сопровождали православного христианина от рождения и до смерти. И сегодняшний урок мы посвятим символам христианства – иконам, их созданию и создателям, отличию иконы от картины?
III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ
- Где мы можем увидеть иконы?
- Прочитайте три абзаца урока на странице 52.
- Что такое икона?
(Учитель показывает несколько икон)
( Затем учитель показывает картину)
-Есть ли отличия иконы от картины?
- Сделаем вывод: на иконе
1.изображены удлиненные плоские фигуры;
2.нимб над головой-символ святости;
3.отсутствует задний план и линия горизонта;
4.отсутствует тень;
5.больше всего света на лицах святых;
3
6. чаще используются цвета: золотистый, красный, синий
- Послушайте придание христианской церкви об иконе.
Предание христианской Церкви…
…В те времена, когда Иисус Христос ходил по земле и учил людей, царь по имени Авгарь тяжело заболел. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что Иисус - Христос сможет исцелить его. Но из-за болезни он не мог идти к нему. Тогда Авгарь велел художнику нарисовать и принести ему изображение Иисуса – Христа. Художник пришёл в Храм, где Иисус - Христос учил народ и приступил к работе. Но как он ни старался, у него ничего не получалось. Тогда, видя его бессилие Исус-Христос взял полотенце, приложил его к лицу и передал художнику. На полотенце отпечатался нерукотворный образ Спасителя. Этот образ и стал первой Иконой. Когда царь Авгарь прикоснулся к полотенцу, он сразу поправился.
- Открыли учебник на странице 54-55 и прочитали статью «Икона и молитва»
-Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?
-Итак, ребята, мы узнали, что православные христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе. Икона приглашает людей к молитве, а главное - к подражанию жизни святых. То есть такой жизни, в которой главное не самоугождение, а любовь к людям.
ФИЗМИНУТКА - презентации «Ромашковое поле»)
- (Просмотр презентации «Икона»)
- Вы посмотрели, как пишутся иконы и какими способами изготавливаются, а также с первыми иконописцами.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
-Проверим знания, которые вы получили сегодня на уроке.
(Деление учащихся на группы)
- Разложите репродукции по конвертам. В один конверт положите репродукции картин, в другой – репродукции икон. Подготовьте свои аргументы.
- Проверим, что у вас получилось.
-Объясните, как вы распределяли репродукции.
4
Блиц-тест на тему «Икона»
1.Когда появились первые христианские иконы?
а) в IVв. до н.э.
б) во IIв. до н.э.
в) во IIв. н.э.
г) в IVв. н.э.
2. «Икона» в переводе с греческого означает:
а) картина
б) образ
в) лицо
г) портрет
3.Какой красочный материал использовался для написания икон?
а) водяная краска
б) масляная краска
в) краска, замешенная на яичном желтке
г) смальта
4. Чем покрывали икону, чтобы придать краскам особенную красоту и предохранить ее от пыли
а) лаком
б) олифой
в) клеем
г) смазкой
5. Красный цвет одежд на иконе является символом
а) праведности
б) власти
в) красоты
г) мученичества
- Выполни задания на карточке, по группам.
5
Икона
Задание 1.
Перед тобой портрет и икона замечательного русского флотоводца, адмирала Федора Федоровича Ушакова.
Посмотри внимательно, что общего в этих изображениях?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Чем они отличаются? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
Русский поэт и философ Владимир Соловьев написал такие строки:
Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами –
Только отблеск, только тени
От незримого очами?...
Как ты думаешь, могли ли эти строки сложиться у поэта в храме? Почему?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6
V. ИТОГ
(Дети выходят по одному, отрывают лепестки ромашки, на которых записаны вопросы)
1. Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины?
2. Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?
3. Как называли человека, который писал иконы?
4. Где вы можете встретить иконы?
5. С какой же целью пишется икона?
VI. РЕФЛЕКСИЯ
-Какие варианты ответов оказались наиболее точными, интересными, помогли выполнить задание. Авторы этих коллективных решений поощряться: им даётся смайлик.Дети могут выбирать смайлик из предложенных. Смайлик на липкой основе, ребенок может его приклеить, куда ему захочется
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Подготовить сообщение на тему «Чудотворные иконы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....