"Метод проектов и творческих заданий в освоении курса по духовно-нравственному воспитанию"
статья по орксэ (4 класс) по теме

Огромная роль в духовно- нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству. 

В своей педагогической деятельности ведущую роль  отвожу проектному методу, как одной из инновационных форм организации учебно-воспитательного процесса. Работа, организованная в  рамках технологии проектного обучения, интересна и мне и моим ученикам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov1.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

«Метод проектов и творческих заданий в освоении курса

по духовно-нравственному воспитанию»

В новом    Федеральном  государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности, принятия духовных, социальных, семейных и других  ценностей.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент обратился к культурным «ценностям, общественным  идеалам и духовным принципам», которые лежат в  основе современной государственной политики. Он назвал важнейшие из этих ценностей:

  • СПРАВЕДЛИВОСТЬ;
  •  ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА;
  • МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР;
  • СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ;
  • ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ;
  • ЗАБОТА о младших и старших;
  • ПАТРИОТИЗМ;
  • ВЕРА в РОССИЮ;
  •  ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ.

«Таковы наши ценности,- подчеркнул он –таковы устои нашего общества, наши духовные ориентиры, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией».

Огромная роль в  духовно- нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству.

В своей педагогической деятельности ведущую роль отвожу проектному методу, как одной из инновационных форм  организации учебно-воспитательного процесса. Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна и мне и моим ученикам.

Она позволяет развивать у учащихся активность, организаторские навыки и нравственные качества. Тематика проектов даёт возможность побуждать к более глубокому изучению истории, познанию природы родного края, бережному отношению к окружающему миру. С каждым годом всё разнообразнее и  интереснее становятся их работы. Они постоянно включаются в поисковую деятельность.  Учатся работать с информацией, собирая материал из различных источников, проявляют свой творческий подход.

Важным компонентом при организации обучения проектному методу является социальное взаимодействие, поскольку межличностное общение, построенное по определённым принципам, позволяет создать атмосферу творчества, комфортности, что способствует проявлению индивидуальности каждого ученика.

В результате реализации проектной деятельности  у обучающихся повышается  уровень  духовно-нравственной культуры.  Они овладевают следующими социальными умениями и навыками:

- самостоятельно добывать знания и пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач;

- работать в группах, исполняя социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и т.д.);

- устанавливать широкие человеческие контакты, знакомиться  с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

- пользоваться информационно- исследовательскими методами: собирать и обрабатывать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и  заключения.

В своей педагогической деятельности  используются проекты, представленные на слайде

В проектной  деятельности принимают участие дети и взрослые. Например, урок-презентация проекта «Моя малая Родина».

Целью проведения этого урока является:  получение и усвоение новых знаний о родном крае; воспитание любви к своей малой родине, уважения к людям своей земли.

Учащиеся вместе с родителями занимались поисками различных текстов и  материалов, приносили фотографии, рисовали. В итоге была сделана  презентация, и дети выступили с мини очерками  по представленным фотографиям. фотографиях.

В проекте «Моя семья»,   дети  совместно  с родителями приняли также активное участие.

Целью которого было изучить  обычаи и традиции каждой семьи.

Сначала ребята вместе с родителями составили  родословное древо своей семьи.

На уроках ИЗО нарисовали  портреты мам,  пап, бабушек  и дедушек.

На уроках русского языка были написаны сочинения и стихи о мамах и бабушках. На  уроках  литературного чтения  подбирали  пословицы о семье, разучивали колыбельные песни, которые исполнялись в их семье. На классных часах проводились беседы на нравственные темы: «Уважай отца и мать- будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет». « Доброе дело делай смело», «Что мы Родиной зовём», «Дом,  в котором мы живём».  При работе над проектом использовались цифровые энциклопедии(Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия».

К уроку по ОРКСЭ (Основы религиозной культуры и светской этики)  каждый  ученик  принимал участие в изготовлении макетов церквей и храмов ; готовил небольшое сообщение об иконах, которые имеются в их  в семье.

  В один из дней был проведён праздник«Моя семья- защита и опора». На празднике ребята  рассказывали о своей семье, читали стихи, сочинения о своих родных. Был проведён конкурс «Кто назовёт на большее количество пословиц о семье от каждой семьи». Мамы или бабушки  вместе со своей дочерью  или внучкой исполняли колыбельную их семьи и  рассказывали об иконах, которые есть у них дома.

Итогом этого проекта стало то,  что ученик нашего класса Бакуменко Николай  занял 1 место в муниципальном конкурсе  сочинений «Моя семья» в номинации:    «Мой самый близкий человек». А Захаров Артём стал призёром в номинации «Традиции моей семьи».Многие работы мы отправили на Международный литературный конкурс для работников образования и учащихся «Серебряный луч», где наши ребята получили  дипломы и сертификаты за сочинения и стихи о родном крае. Лучшие работы были опубликованы на сайте -Вектор- успеха.

Ежегодно ребята участвуют в Рождественских чтениях, которые проходят в нашем микрорайоне.   Они учат стихи, рисуют рисунки, делают макеты церквей, создают работы по компьютерной   графике.  

.Щавелева Наталия регулярно участвует в конкурсах сочинений, посвящённых «Дню славянской письменности и культуры», а также в тематических конференциях по истории России. Она награждена грамотами Международного фонда славянской письменности и культуры.

Каждый год ребята работают над проектами  по предмету окружающий мир. «Животный и растительный мир нашего края. Красная книга Подмосковья»,

В рамках проекта  «Я и природа» ученики самостоятельно делают кормушки для птиц, участвуют в посадке деревьев и рисуют плакаты по охране  природы родного края. По многим проектам  итоговым результатом явилось изготовление книжек малюток.

Я хочу, чтобы в нашей школе царил дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества и любви, чтобы в этой атмосфере могла вырасти гармонично развитая личность, любящая свою родину, бережно относящаяся к традициям своего народа, осознающая приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья. Поэтому все  мы учителя начальной школы, ведём  регулярно работу по  пополнению  материалами  патриотической и духовно-нравственной направленности нашей методической копилки. Это помогает  подготовить ребят к вступлению во «взрослую жизнь» с её нормами и требованиями, привить им оптимистическое восприятие жизни, сделать их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю ещё лучше, что поднимет их на новую духовно-нравственную ступень. А успешность в формировании духовно-нравственной личности зависит от качества профессиональной компетентности учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно – нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание  ответственного, инициативного и компетентного граждан...

"Корней Чуковский детям "Путешествие в Чукокколу" занятие по внеурочной деятельности в рамках районного семинара "Методы метопредметно-психологического взаимодействия как универсальное средство развития духовно-нравственной сферы обучающихся "

Представляю конспект занятия по внеурочной деятельности (Кружок "Люби книгу" и "Театр юного актёра"). Цель мероприятия: создание на практике условий для развитиячитательских умений...